Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"
Задачи урока:
- в игровой форме проверить знания по теме.
- Проверить правильность суждений и определений особенностей голосеменных растений,
- Используя различные формы заданий, развивать логическое мышление, умение быстро ориентироваться в вопросах и находить правильный ответ.
- Прививать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование: мультимедийный проектор для показа слайдов, рисунки и фото растений.
Ход урока
«Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану , по которому еще никто не ездил, плыть в страну, существование которой вопрос»
Л.Н. Толстой.
Учитель: Сегодня у нас пройдет не обычный урок.
Велик и безграничен океан, но еще более велик и безграничен океан знаний. Экспедиция в состав 3 кораблей отправиться в дальние страны к новым открытиям. Но так же как нельзя построить дом без фундамента, так и маршрут нашего путешествия опирается на знания, полученные на предыдущих занятиях.
Наша задачи: используя знания по теме «Голосеменные растения» пройти путь по океану и проложить маршрут к новым берегам.
Представляю комaнды:
- Каравелла «СОСНА» –
- Каравелла « ЕЛЬ» –
- Каравелла «ЛИСТВЕННИЦА» –
Оценивать знания будет Жюри: (ученики класса)
Руководителем экспедиции будет: (ученик класса)
И так в путь. Счастливого плавания.
Ведущий:
О синь морей! О лес архипелага!
Со школьных лет привык я слушать вас!
Стучит чубук. На стол ложится шпага.
Дымясь как грог, запенился рассказ.
Проверим готовность кораблей к дальнему плаванию. Я буду читать вопросы по очереди каждой комaнде – вы должны продолжить предложения.
Вопросы комaндам «Знаете ли вы свой корабль?»
Вопросы комaнде «СОСНА»
- Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
- По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
- Хвоинки расположены по две на …(укороченных побегах)
- Хвоинки покрыты ..(кутикулой)
- На песчаных почвах у сосны хорошо развивается… (главный корень)
Вопросы комaнде «ЕЛЬ»
- Ель принадлежит к классу… (хвойные)
- У ели шишки кожистые… (висячие)
- Латинское название «пицеа», что значит …(смола)
- Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
- У ели одиночные хвоинки обычно… (четырехгранной) формы.
Вопросы комaнде «ЛИСТВЕННИЦА»
- Лиственница переносит городские условия... (хорошо)
- Осенью ее хвоя … (опадает)
- На укороченных побегах хвоинки …(мягкие) расположены … (пучками)
- Шишки мелкие созревают … (в течении года), а держатся на ветках… (несколько лет)
- По отношению к освещенности лиственница растение светолюбивое.
Жюри подсчитало баллы готовности комaнд и скажет, кто лучше подготовил свой корабль к плаванию.
Ведущий Но что это? На нас напали пираты!
Пираты: Вы окружены! Все корабли захвачены.Чтобы получить свободу вы должны дать нами выкуп. Выкупом будут ваши знания. Мы зададим вопросы – вы должны правильно ответить.
Вопросы пиратов:
- « Янтарь есть производное царства растений,»- говорил М.В.Ломоносов. Что позволило ему сделать такой вывод?
- Растение получило свое родовое название по имени вождя племени чироки. Единственный вид растет на тихоокеанском побережье в Калифорнии. Деревья достигают высоты 100 м и более и жувут 2-3 тысячи лет. Что это за растение?
- В 1596 г. Жан Картье отправился в Канаду. На корабле люди стали погибать от цинги. Когда корабль подошел к реке Св.Лаврентия погибло уже 26 человек. На берегу не нашли лимонов и других овощей, но индейцы дали несколько советов и помогли справиться с болезнью. Что посоветовали индейцы?
Пираты: Выкупа недостаточно. Если отгадаете головоломки, тогда отпустим. (составить любые головоломки)
Ведущий: Путешествие продолжается, но что-то портится погода. На выходе из бухты мы попадаем в тайфун вопросов .Вопросы будут задаваться тоже по очереди.
Тайфун вопросов
- Какой класс голосеменных имеет наибольшее число видов (хвойные)
- Чем представлены листья хвойных (иглы, хвоя)
- Из чего развиваются семена хвойных (семязачатков)
- Сколько лет живут листья лиственницы (до зимы)
- Что получают из древесины сосны (спирт, искус. шелк, бумагу )
- Как называются летучие вещества хвойных деревьев (фитонциды)
- Как называется смола хвойных (живица)
- Где расположены женские шишки у сосны (верхушки побега)
- Где расположены мужские шишки у сосны(у основания побега)
- Спорофит или гаметофит преобладает в жизненном цикле (спорофит)
- С помощью чего происходит опыление (ветер)
- Какие приспособления имеет пыльца (два воздушных мешка)
Ведущий: Тайфун ушел, туман рассеялся. Оказалось, что он нас прибил к загадочной гавани. Нужно отдохнуть и отгадать загадки, которые я буду задавать по очереди комaндам. (после ответа показываются слайды)
Загадочная гавань
-
Ты – растение-кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодок растение,
Подари колючку мне. -
Высока, стройна, душиста
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена. -
На берегах Тавриды
Мы увидели пирамиды.
Не простые – каменистые,
А зеленые – деревянистые
Стоят на страже
И нет их краше.
Шишки треснут. Семя разлетится.
На земле Тавриды… родится. -
Иголки у него, а не елка
«Ягоды» красные, а не вишня.
Что же это вышло? -
Весною цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю. -
Два листа у нее, два листа.
Почему же живет столько лет?
Очень жаркие там места
И дождей то все нет и нет.
(Ответы)
1. Можжевельник. 2. Сосна 3. Кипарис 4. Ель 5. Тис 6. Вельвичия.
Ведущий: Молодцы! Отдохнули, привели в порядок свои знания и снова в путь. На горизонте показался какой-то остров. Выйдем и посмотрим - кто же тут живет. Оказывается на этом острове живут голосеменные растения Нужно узнать их.( Комaндам по очереди показывают слайды растений: гингко, эфедра, тис ягодный, сагoвник, можжевельник, вельвичия).
Очень хорошо. Но наш путь еще не окончен – вперед! Но что это? Впереди – рифы! Чтобы преодолеть их нужно выполнить задание: «Недоверчивые рифы». Ответить: верно или неверно утверждение.
По пять заданий каждой комaнде.
Недоверчивые рифы.
Комaнды «Сосна»
- Гинкго появилось 250млн лет назад +
- Во время бури сосны ломаются , а ели выкорчевываются +
- У голосеменных в плодах образуются семена -
- Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму +
- У ели хвоя опадает каждый год -
Комaнда «Ель»
- Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. +
- У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. +
- В народе ее называют «степной малиной», из нее делают лекарство эфедрин +
- У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. -
- Шишки у можжевельника созревают в первый год +
Комaнда «Лиственница»
- У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет +
- Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет -
- вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов +
- Для оплодотворения голосеменным нужна вода -
- У сосны шишки созревают в тот же год как опылились -
Ведущий: Прошли очень трудный участок пути и уже скоро, покажется берег. Проверяя порядок на кораблях, было обнаружено, что во время тайфуна в каютах были сорваны подписи к картинам. Нужно восстановить названия картин. Показываются рисунки, нужно определить название.
Картинная галерея – ответы.
- пыльца сосны
- хвоинка под микроскопом
- мужская шишка сосны
- женская шишка сосны
- шишки кипариса
- шишка сибирской сосны (кедра)
Жюри подсчитывает баллы за выполненные задания и определяет места.
Ведущий: Ну, вот и наше путешествие подошло к концу. Впереди показались новые берега. Какие же жители встречают нас?
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СТРАНУ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ!
(показываются слайды цветковых растений)
Учащиеся должны сказать, какие растения они встречают на новом берегу и каковы их главные особенности.
Учитель: Таким образом, ребята, мы с вами повторили тему «Голосеменные растения» и переходим к изучению нового отдела «Цветковые или Покрытосеменные растения»
Комментарии:
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...
19 01 2025 16:53:31
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
18 01 2025 9:56:33
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
17 01 2025 2:16:39
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
16 01 2025 3:59:47
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
15 01 2025 7:53:50
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
14 01 2025 12:41:48
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
13 01 2025 9:10:30
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...
12 01 2025 14:31:19
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
11 01 2025 16:28:41
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
10 01 2025 0:13:14
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...
09 01 2025 8:52:38
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
08 01 2025 7:34:40
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
07 01 2025 4:58:56
Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....
06 01 2025 3:40:35
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
05 01 2025 1:45:17
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
04 01 2025 14:38:36
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
03 01 2025 2:46:38
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
02 01 2025 19:46:42
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
01 01 2025 9:20:48
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
31 12 2024 8:11:37
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
30 12 2024 18:27:57
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
29 12 2024 10:57:49
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
28 12 2024 20:57:19
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
27 12 2024 6:18:30
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...
26 12 2024 10:35:29
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...
25 12 2024 0:49:57
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
24 12 2024 9:51:35
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
23 12 2024 5:50:11
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...
22 12 2024 18:56:11
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
21 12 2024 1:22:22
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...
20 12 2024 3:55:25
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
19 12 2024 5:37:41
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...
18 12 2024 17:43:21
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
17 12 2024 14:13:59
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
16 12 2024 17:13:49
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...
15 12 2024 7:50:52
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
14 12 2024 18:24:47
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
13 12 2024 5:52:25
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
12 12 2024 13:24:41
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
11 12 2024 23:31:52
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
10 12 2024 21:23:35
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
09 12 2024 6:31:33
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
08 12 2024 7:20:35
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
07 12 2024 10:26:53
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
06 12 2024 13:34:34
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...
05 12 2024 12:24:22
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
04 12 2024 1:49:27
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
03 12 2024 18:59:37
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
02 12 2024 18:36:12
Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....
01 12 2024 3:41:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::