Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

Цели:
- Углубить знания учащихся о царстве грибов, рассмотреть хаpaктерные признаки грибов
- Раскрыть значение грибов в природе и жизни человека, дать представление о съедобных и ядовитых шляпочных грибах
- Развивать познавательные интересы учащихся, развивать умения работать над системой заданий с использованием различных источников информации
- Развивать внимание, воображение
- Воспитывать любовь к своей местности, бережное отношение к природе
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица “Съедобные и ядовитые грибы”, муляжи грибов,пачка дрожжей, корзина, белый халат, фартук, раздаточный материал
Ход занятия
1. Вводное слово учителя. Занятие сегодня мы посвятим грибам. Узнаем, как собирать грибы, где, когда, не опасны ли они для человека? Приближается лето, и все вы будете ходить на “тихую охоту”, поэтому эти знания вам пригодятся.
2. Мир грибов. (Рассказ учителя с демонстрацией и элементами беседы). Когда мы говорим слово “гриб”, как сразу представляем нежную лисичку или груздь. Но не только летом мы встречаемся с грибами, мы встречаемся с ними на каждом шагу. Если в шкафу забыть кусочек хлеба, то на нём образуется зеленоватый пушок-это тоже гриб. (Приложение 1). Твёрдые полосатые образования, похожие на копыта на стволах берёз, это тоже гриб. Белый налёт на ягодах крыжовника или земляники, который потом становится тёмным - это тоже гриб, рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - это грибы. Грибы настолько необычны и разнообразны по своему строению и образу жизни, что их возвели в особое “царство”, наряду с растениями и животными. В настоящее время известно около 100000 видов грибов.
– какие признаки грибов сближают их с царством растений? Учащимся раздаются листы с заданиями, они записывают ответы (прикреплённый образ жизни, неограниченный рост, наличие хорошо развитой клеточной стенки, размножение спорами) - какие признаки сближают грибы с царством животных? (наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла, гетеротрофный тип питания) Приложение 2
3. Значение грибов. Учащиеся знакомятся с текстом на раздаточных листах, рассказывают о роли грибов. Учитель добавляет:современные исследования показали, что грибы содержат жиры, белки и витамины, необходимые человеку. Около 90 процентов свежей массы грибов составляют вода, 1-3процента углеводы, 0,3-0,8-жиры, 4-5-белки (они обладают высоким качеством, и благодаря набору содержащихся в них аминокислот хорошо усваиваются). По содержанию минеральных веществ, грибы не уступают не только овощам, но и фруктам. Фосфора и кальция в них примерно столько же, сколько в рыбе. Ярко окрашенные грибы (рыжики, лисички) содержат большое количество витамина А. Приложение 1
4. Шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употрeбляют в пищу около 40.(демонстрация таблицы).
- назовите съедобные грибы своей местности?
Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют “поганками” и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.
5.Сообщения уч-ся о ядовитых грибах. Добавления учителя - почти все виды мухоморов являются ядовитыми. Есть признаки, по которым их можно отличить от других грибов. На шляпке располагаются грязно- белые одиночные или многочисленные хлопья, на ножке имеется плёнчатое кольцо белого или желтоватого цвета. Название мухомор получил из-за того, что настой этих грибов применяли для уничтожения мух (в лесу мухи напившись воды в шляпке, погибали). Бледная поганка – самый опасный гриб из рода мухоморов. Ее яд не разрушается ни кипячением, ни высушиванием, и употрeбление даже небольшого количества гриба может вызвать cмepть. Шляпка у неё беловатая или оливково- зеленоватая, шелковистая. Мякоть белая, без особого запаха, на ножке есть кольцо, и чашечка при основании покрывала. Опасность заключается в том, что первые признаки отравления у пострадавшего появляются минимум через 12 часов, а иногда через 2 суток. За это время в организме уже происходят необратимые изменения, поражается печень, почки и наступает cмepть. Если начать немедленное лечение, то помочь человеку ещё можно. Однако не всегда удаётся точно определить признаки отравления. Приложение 1
В раздаточные листы учащиеся записывают названия ядовитых грибов:бледная поганка, мухомор вонючий белый, розовопластинник, паутинник оранжево- красный, говорушка беловатая, мухомор красный, рядовка тигровая. Приложение 2
6. Групповая работа учащихся.
Класс делится на 3 группы: грибники, кулинары и медики. Каждая группа получает определённые символы (медики - белый халат, грибники - корзину с грибами, кулинары – фартук). Каждая группа работает с дополнительной литературой, отвечает на вопросы.
Грибники:
1. Как приготовиться к сбору грибов?
2. Когда и в каких местах можно собирать грибы?
3. Как правильно собирать грибы
Кулинары:
1. Что сделать с грибами, принесёнными домой?
2. Кому можно есть грибы?
Медики:
1. Первая помощь при отравлении.
2. Что сделать, чтобы не отравиться грибами?
Ответы участников групп заслушиваются, обсуждаются.
7. Подведение итогов занятия.
- Давайте сформулируем несколько советов о том, как правильно обращаться с грибами.
- Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, можешь ошибиться.
- Не уверен, что знаешь гриб - выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался.
- Никогда не собирай грибы на промышленных пустырях и бывших помойках, а также вдоль автомагистралей
- Если у тебя вызывает сомнение срезанная сыроежка, посмотри на ножку, у бледной поганки на ней есть хаpaктерный мешочек
- Яд из грибов не всегда можно удалить кипячением
Литература.
- И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко Биология 6 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений М. “Вентана-Граф” 2009
- Н.М.Ключникова Грибы. Методическое пособие к комплекту трaнcпарантов М. Цент Планетариум 2006
- Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Ю. Л. Воробьёва М. “Астрель” 2005
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
30 06 2022 9:39:18
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
29 06 2022 12:49:23
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
28 06 2022 4:55:51
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
27 06 2022 16:20:22
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
26 06 2022 7:50:44
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
25 06 2022 13:13:50
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
24 06 2022 17:14:46
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
23 06 2022 13:15:53
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
22 06 2022 16:19:28
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
21 06 2022 6:13:27
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
20 06 2022 17:46:56
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
19 06 2022 20:10:22
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
18 06 2022 4:57:37
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
17 06 2022 22:37:30
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
16 06 2022 17:24:53
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
15 06 2022 15:31:15
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
14 06 2022 0:34:26
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
13 06 2022 11:42:21
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
12 06 2022 6:14:13
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
11 06 2022 10:19:44
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
10 06 2022 22:41:49
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
09 06 2022 15:43:12
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
08 06 2022 10:45:53
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
07 06 2022 0:24:31
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
06 06 2022 0:19:22
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
05 06 2022 11:19:17
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
04 06 2022 20:17:49
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
03 06 2022 4:25:56
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
02 06 2022 10:20:51
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
01 06 2022 18:25:55
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
31 05 2022 3:35:28
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
30 05 2022 10:44:20
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
29 05 2022 3:34:15
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
28 05 2022 18:43:28
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
27 05 2022 23:10:46
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
26 05 2022 19:15:31
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
25 05 2022 14:10:38
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
24 05 2022 8:37:14
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
23 05 2022 13:15:34
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
22 05 2022 20:48:36
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
21 05 2022 0:55:36
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
20 05 2022 2:41:53
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
19 05 2022 10:22:32
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
18 05 2022 21:11:59
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
17 05 2022 12:57:23
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
16 05 2022 9:53:56
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
15 05 2022 17:23:10
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
14 05 2022 20:45:13
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
13 05 2022 11:53:43
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
12 05 2022 12:15:16
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::