Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе
Обоснование методов
Всем известно, что заставить человека учиться, то есть учить себя -- невозможно, но можно создать такие условия, чтобы ему захотелось учиться. Если человеком движет мотив достижения успеха или мотив избегания неудач (тоже помогает на отдельных этапах ) – это неплохо. Наиболее психологически комфортной эмоционально-мотивационной основой обучения выступает интерес.
Эмоция интереса стимулирует познавательную деятельность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой развития навыков, умений, интеллекта, активной жизненной позиции. Именно в подростковом возрасте формируется интерес к установлению причинно-следственных связей, то есть человек начинает задаваться вопросами: “Почему это так? Что же делать?”. Задача учителя – поощрять и развивать стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Для этого на уроке предлагается решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью. Это интерес, идущий от содержания материала.
Человек – существо социальное. Общение с другими людьми необходимо ему с самого рождения. Общение – это обязательное условие формирования человеческой личности. В период перехода из детства в юность человек остро нуждается в общении, особенно со сверстниками. Урок биологии – отличная возможность организовать общение и сотрудничество подростков в достижении поставленных целей на предметной основе. Обучающимся это всегда нравится. Такой интерес вызван разнообразием видов работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.
Обязательным фоном любой успешной деятельности служит созданная учителем атмосфера доброжелательности и заинтересованности совместным процессом познания, когда учитель замечает и поощряет даже незначительные успехи, поддерживает у каждого обучающегося веру в свои силы. В представленном уроке приёмы активизации познавательной деятельности – это пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций, используются на всех этапах .
Вместе с тем такой урок повторения, закрепления и применения полученных знаний необходим при изучении раздела “Основы общей биологии” в 9 классе в плане подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Для этого же обучающимся предлагаются задания из сборников ГИА.
Урок проводится в теме “Основы учения о клетке” в процессе изучения строения клетки и вирусов по программе И.Н.Пономарёвой, поэтому на этапе актуализации знаний вспоминаем особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов и бактерий, о которых шла речь на прошлом уроке, а также основные свойства живого, понятия возбудители, заражение.
Цели урока:
образовательная: проверить и откорректировать знания об основных признаках бактерий и вирусов, способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций;
развивать: умение пользоваться таблицами, анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; развивать умение использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболевания вирусными и бактериальными инфекциями;
воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в быту и обществе.
Средства обучения:
- задания со свободным ответом и для работы с текстом,
- тесты,
- тексты с описанием проблемных ситуации
- на доске: поговорки о здоровье,
- цели урока,
- таблицы “Формы иммунитета” и
- “Сравнительная хаpaктеристика вирусных гепатитов”
- плакаты с изображениями вирусов и клеток,
Литература
1. Биология. 9 класс; поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой “Основы общей биологии” / авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2009.
2. Лернер Г.И. Биология; 6 класс: Тестовые задания к основным уебникам: Рабочая тетрадь – М.: ЭКСМО, 2007.
3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
5. Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010 / ФИПИ. – М.: “Интеллект-Центр”, 2010.
Тип урока: закрепления и применения знаний и способов действий.
Методы (формы работы): фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
План урока
1. Организация начала урока.
Деятельность учителя.
Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися пpaктической значимости знаний об условиях размножения болезнетворных бактерий и вирусов, способах распространения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций.
Сообщение темы и совместная с обучающимися постановка целей урока.
Деятельность обучающихся.
Активное слушание и осознание пpaктической значимости темы занятия, постановка целей.
2. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания.
Организует работу в группах.
Выслушивает отчет комaнды и аргументированно оценивает работу группы.
Деятельность обучающихся.
Деление на комaнды 1-го и 2-го вариантов. Самопроверка и взаимопроверка таблиц домашнего задания.
Представление комaндой своей таблицы.
2) Фронтальная беседа по вопросам.
Формулировка и обсуждение вопросов с обучающимися.
Деятельность обучающихся.
Ответы на вопросы учителя, анализ ответов одноклассников.
3. Применение и проверка знаний.
1) Выполнение заданий.
Организация работы комaнд 1-го и 2-го вариантов. Аргументированная оценка работы комaнды.
Деятельность обучающихся.
Выполнение заданий в группе. Отчёт комaнды.
2) Решение теста.
Учитель раздаёт варианты теста, объясняет чем можно пользоваться.
Контроль за выполнением теста.
Деятельность обучающихся.
Индивидуально-парная работа с тестом.
3) Решение проблемной ситуации и теста.
Организация решения проблемной ситуации и теста. Аргументированная оценка работы комaнды.
Деятельность обучающихся.
Решение проблемной ситуации и теста в группе. Отчет комaнды.
4. Подведение итогов урока и рефлексия.
5. Постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организация начала урока.
На доске - народные поговорки.
Эстонская – бедный тот, у кого здоровья нет.
Абхазская – богатство нищего – здоровье.
Казахская – болезнь и верблюда с ног валит.
Русская – болезнь с грязью в дружбе.
Белорусская – больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.
Учитель: “Давайте прочитаем и растолкуем поговорки, написанные на доске”.
Вызывает обучающихся по одному читать и объяснять поговорки.
Учитель: “В любых пожеланиях на первом месте стоит здоровье, ведь это одна из главных ценностей жизни. Никому не хочется болеть, а бактерии и вирусы могут быть причиной болезни. Поэтому важно изучать бактерии и вирусы, чтобы понимать в каких условиях они размножаются и когда может произойти заражение человека, как изменить эти условия, то есть меры профилактики.
Тема нашего урока “Бактерии и вирусы как биологические объекты и возбудители заболеваний человека”.
Совместная с обучающимися постановка целей урока.
Учитель: “Что же надо знать, чтобы не заболеть?”.
Ученик: “Надо знать основные бактерии и вирусы, где и как можно заразиться ими и меры профилактики”.
Учитель: “Что надо уметь?”.
Ученик: “Надо уметь применять свои знания, чтобы распознать опасную для человека или общества ситуацию, если можно изменить её или избежать”.
Учитель: “Что надо воспитывать?”.
Ученик: “Надо выpaбатывать полезные привычки в соответствии с правилами гигиены”.
Учитель: “Таким образом, цели нашего урока…”.
На доске открываются цели урока. Учитель просит обучающихся прочитать их слух.
Учитель: “В путь к намеченным целям!”.
2. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания.
В качестве домашнего задания надо было, используя энциклопедические словари, справочники, интернет, собрать информацию и составить таблицы: 1-му варианту “Бактерия-возбудитель; источник заражения”; 2-му варианту “Вирус-возбудитель; источник заражения”. При этом были перечислены возбудители, которые надо включить в таблицу: 1-му варианту девять бактерий, а второму варианту девять вирусов. Таким образом, у каждой пары учащихся (на парте ) оказывается в распоряжении две таблицы: по бактериям и по вирусам. (Приложение 1).
Обучающиеся делятся на две комaнды: комaнда первого и комaнда второго варианта. Сначала происходит самопроверка и взаимопроверка таблицы домашнего задания с тем, чтобы комaнда пришла к единому варианту своей таблицы. Затем учитель вызывает обучающихся каждой комaнды и они зачитывают по одной графе таблицы. Оценка, полученная комaндой выставляется каждому её участнику.
2) Фронтальная беседа по вопросам.
Учитель: “Вирусы – это царство империи неклеточных. Почему их называют неклеточными?”.
Ученик: “Вирусы не являются клетками, а представляют собой частицы”.
Учитель: “Что сложнее клетка или частица?”.
Ученик: “Клетка сложнее, чем частица”.
Учитель: “Что представляет собой частица вируса?”.
Ученик: “Частица вируса – это молекула нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК ), покрытая белковой оболочкой”.
Учитель: “Про бактерии тоже говорят, что это очень простые клетки. Что представляет собой клетка бактерии?”.
Ученик: “Клетка бактерии – это молекула ДНК, погруженная в цитоплазму, и, защищённая от окружающей среды плазматической мембраной”.
Учитель: “Какими свойствами живого обладают бактерии, а какими вирусы?”.
Ученик: “Бактерии обладают всеми свойствами живого, а вирусы только способностью размножаться и передавать свои свойства по наследству”.
Учитель: “Какие условия требуются для размножения вирусов и бактерий?”.
Ученик: “Вирусы размножаются только внутри живых клеток и с их помощью, а бактерии могут размножаться и оставаться жизнеспособными не только внутри живых организмов, но и в почве, воздухе, на предметах”.
Учитель: “Как реагирует клетка на размножение внутри неё вируса?”.
Ученик: “Сначала клетка превращается в фабрику по производству вирусных частиц, а затем погибает”.
Учитель: “К каким последствиям для организма человека приводит размножение вирусов и бактерий?”.
Ученик: “Работа организма нарушается, человек начинает болеть и если защитные силы организма и лекарства не уничтожат бактерии, то может наступить cмepть”.
Учитель: “Что же такое возбудитель заболевания?”.
Ученик: “Возбудитель заболевания – это паразитический организм, который попадая в организм хозяина, вызывает нарушение его работы, то есть заболевание”.
Учитель: “Что такое заражение?”.
Ученик: “Заражение – это попадание возбудителя в организм хозяина”.
Учитель: “Всегда ли заболевание происходит одновременно с заражением?”.
Ученик: “Не всегда”.
Учитель: “Действительно, например, первые признаки СПИДа могут появиться через 5 и более лет после заражения”.
За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.
3. Применение и проверка знаний.
1) Обучающиеся были разбиты на две комaнды. Каждая комaнда получает по два задания. Одно задание со свободным ответом, который должен содержать два основных элемента, оно оценивается 2-мя баллами. Второе задание на работу с текстом и заполнение граф таблицы, которое оценивается 3-мя баллами. (Приложение 2). После обсуждения в комaнде учитель вызывает по два обучающихся от каждой комaнды. Один отвечает устно, а другой заполняет пропущенные графы в таблице. Оценка комaнды выставляется каждому ученику.
2) Обучающиеся рассаживаются на свои места. Учитель предлагает им решить тест по вариантам индивидуально-парно.(Приложение 3). Тест решается индивидуально, однако у каждого варианта только одна таблица, либо по бактериям, либо по вирусам, а для решения теста требуется обе таблицы, таким образом при решении теста можно использовать как свою таблицу, так и таблицу соседа по парте (отсюда парно). После решения обучающиеся сдают тест учителю.
3) Теперь класс разбивается на три комaнды: комaнда 1-го, 2-го и 3-го варианта. Сначала каждая комaнда получает для обсуждения и решения проблемную ситуацию. (Приложение 4). Затем каждая комaнда решает чужой вариант теста, который делали индивидуально. Приложение 3. Так комaнда 1-го варианта решает 2-й вариант, комaнда 2-го варианта – 3-й вариант, а комaнда 3-го варианта – 1-й вариант. Для аргументированного ответа на проблемный вопрос и каждый вопрос теста, учитель вызывает одного обучающегося. Так складывается оценка комaнды, которая выставляется каждому её участнику.
4. Подведение итогов урока.
1) Анализ и оценка успешности достижения целей, а “также перекидывание мостика” в перспективу осуществляется через систему вопросов.
Учитель: “Откорректировали мы знания об основных признаках бактерий и вирусов?
Проверили свои знания о способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций?
Какие возникли вопросы?
Что осталось не ясным?
Умеем мы составлять таблицы и пользоваться ими?
Тренировались распознавать опасные ситуации?
Будем ли использовать свои знания для сохранения личного здоровья и здоровья общества?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?”
2) Перспективы будущей работы.
Учитель: “А что дальше? Чем будем заниматься на следующих уроках?”.
Появляется изображение растительной и животной клетки.
Ученик: “Дальше будем изучать сложные клетки”.
Учитель: “Верно, бактериальные прокариотические клетки – простые, а вот клетки растений, животных и грибов более сложные. О них и пойдёт речь в следующий раз”.
3) Получение обучающимися информации о результатах их деятельности.
Учитель озвучивает оценки за урок.
Благодарит обучающихся за сотрудничество.
5. Постановка домашнего задания.
Учитель: “Домашнее задание: повторить параграф 7 и начать заполнятьть таблицу
“Строение клетки”. Перерисовать таблицу с доски в тетрадь. На следующем уроке мы продолжим её заполнение”.
Части клетки (органоиды) | Функции частей клетки или органоидов |
Плазматическая мембрана | …………… |
Ядро | ……………… |
Цитоплазма | ………………. |
Комментарии:
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
09 10 2025 7:51:27
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
08 10 2025 10:23:33
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
07 10 2025 18:15:37
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
06 10 2025 16:34:48
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
05 10 2025 7:10:40

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
04 10 2025 8:40:12
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
03 10 2025 16:29:38
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
02 10 2025 9:32:37
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
01 10 2025 12:14:45
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
30 09 2025 16:29:27
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
29 09 2025 1:16:46

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
28 09 2025 23:20:39
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
27 09 2025 19:14:19
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
26 09 2025 10:37:50
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
25 09 2025 13:42:47
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
24 09 2025 16:32:22
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
23 09 2025 10:26:32
Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа.
...
22 09 2025 3:39:34
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
21 09 2025 16:54:33
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
20 09 2025 14:27:34
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
19 09 2025 4:26:13
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
18 09 2025 1:39:40
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
17 09 2025 2:15:50
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
16 09 2025 19:26:33
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
15 09 2025 17:36:19
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
14 09 2025 9:32:44
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
13 09 2025 16:48:53
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
12 09 2025 14:59:23
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
11 09 2025 3:27:14
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
10 09 2025 13:53:24
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
09 09 2025 3:19:19
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
08 09 2025 15:48:51
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
07 09 2025 2:44:12
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
06 09 2025 10:27:37
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
05 09 2025 17:16:13
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
04 09 2025 17:38:15
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
03 09 2025 8:57:50
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
02 09 2025 3:57:42
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
01 09 2025 22:19:41
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
31 08 2025 23:12:26
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
30 08 2025 7:35:57
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
29 08 2025 9:37:48
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
28 08 2025 3:36:20
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
27 08 2025 2:50:20

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
26 08 2025 21:17:32
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
25 08 2025 10:40:58
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
24 08 2025 19:57:57
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
23 08 2025 0:25:32
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
22 08 2025 10:12:18
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
21 08 2025 7:17:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::