Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

Обоснование методов

Всем известно, что заставить человека учиться, то есть учить себя -- невозможно, но можно создать такие условия, чтобы ему захотелось учиться. Если человеком движет мотив достижения успеха или мотив избегания неудач (тоже помогает на отдельных этапах ) – это неплохо. Наиболее психологически комфортной эмоционально-мотивационной основой обучения выступает интерес.

Эмоция интереса стимулирует познавательную деятельность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой развития навыков, умений, интеллекта, активной жизненной позиции. Именно в подростковом возрасте формируется интерес к установлению причинно-следственных связей, то есть человек начинает задаваться вопросами: “Почему это так? Что же делать?”. Задача учителя – поощрять и развивать стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Для этого на уроке предлагается решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью. Это интерес, идущий от содержания материала.

Человек – существо социальное. Общение с другими людьми необходимо ему с самого рождения. Общение – это обязательное условие формирования человеческой личности. В период перехода из детства в юность человек остро нуждается в общении, особенно со сверстниками. Урок биологии – отличная возможность организовать общение и сотрудничество подростков в достижении поставленных целей на предметной основе. Обучающимся это всегда нравится. Такой интерес вызван разнообразием видов работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, фронтальной.

Обязательным фоном любой успешной деятельности служит созданная учителем атмосфера доброжелательности и заинтересованности совместным процессом познания, когда учитель замечает и поощряет даже незначительные успехи, поддерживает у каждого обучающегося веру в свои силы. В представленном уроке приёмы активизации познавательной деятельности – это пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций, используются на всех этапах .

Вместе с тем такой урок повторения, закрепления и применения полученных знаний необходим при изучении раздела “Основы общей биологии” в 9 классе в плане подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Для этого же обучающимся предлагаются задания из сборников ГИА.

Урок проводится в теме “Основы учения о клетке” в процессе изучения строения клетки и вирусов по программе И.Н.Пономарёвой, поэтому на этапе актуализации знаний вспоминаем особенности строения и процессов жизнедеятельности вирусов и бактерий, о которых шла речь на прошлом уроке, а также основные свойства живого, понятия возбудители, заражение.

Цели урока:

образовательная: проверить и откорректировать знания об основных признаках бактерий и вирусов, способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций;

развивать: умение пользоваться таблицами, анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; развивать умение использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболевания вирусными и бактериальными инфекциями;

воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей; культуру поведения в быту и обществе.

Средства обучения:

  • задания со свободным ответом и для работы с текстом,
  • тесты,
  • тексты с описанием проблемных ситуации
  • на доске: поговорки о здоровье,
  • цели урока,
  • таблицы “Формы иммунитета” и
  • “Сравнительная хаpaктеристика вирусных гепатитов”
  • плакаты с изображениями вирусов и клеток,

Литература

1. Биология. 9 класс; поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой “Основы общей биологии” / авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Лернер Г.И. Биология; 6 класс: Тестовые задания к основным уебникам: Рабочая тетрадь – М.: ЭКСМО, 2007.

3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Рохлов В.С., Теремов А.В., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010 / ФИПИ. – М.: “Интеллект-Центр”, 2010.

Тип урока: закрепления и применения знаний и способов действий.

Методы (формы работы): фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

План урока

1. Организация начала урока.

Деятельность учителя.

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися пpaктической значимости знаний об условиях размножения болезнетворных бактерий и вирусов, способах распространения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций.

Сообщение темы и совместная с обучающимися постановка целей урока.

Деятельность обучающихся.

Активное слушание и осознание пpaктической значимости темы занятия,  постановка целей.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Организует работу в группах.

Выслушивает отчет комaнды и аргументированно оценивает работу группы.

Деятельность обучающихся.

Деление на комaнды 1-го и 2-го вариантов. Самопроверка и взаимопроверка таблиц домашнего задания.

Представление комaндой своей таблицы.

2) Фронтальная беседа по вопросам.

Формулировка и обсуждение вопросов с обучающимися.

Деятельность обучающихся.

Ответы на вопросы учителя, анализ ответов одноклассников.

3. Применение и проверка знаний.

1) Выполнение заданий.

Организация работы комaнд 1-го и 2-го вариантов. Аргументированная оценка работы комaнды.

Деятельность обучающихся.

Выполнение заданий в группе. Отчёт комaнды.

2) Решение теста.

Учитель раздаёт варианты теста, объясняет чем можно пользоваться.

Контроль за выполнением теста.

Деятельность обучающихся.

Индивидуально-парная работа с тестом.

3) Решение проблемной ситуации и теста.

Организация решения проблемной ситуации и теста. Аргументированная оценка работы комaнды.

Деятельность обучающихся.

Решение проблемной ситуации и теста в группе. Отчет комaнды.

4. Подведение итогов урока и рефлексия.

5. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

На доске - народные поговорки.

Эстонская – бедный тот, у кого здоровья нет.

Абхазская – богатство нищего – здоровье.

Казахская – болезнь и верблюда с ног валит.

Русская – болезнь с грязью в дружбе.

Белорусская – больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.

Учитель: “Давайте прочитаем и растолкуем поговорки, написанные на доске”.

Вызывает обучающихся по одному читать и объяснять поговорки.

Учитель: “В любых пожеланиях на первом месте стоит здоровье, ведь это одна из главных ценностей жизни. Никому не хочется болеть, а бактерии и вирусы могут быть причиной болезни. Поэтому важно изучать бактерии и вирусы, чтобы понимать в каких условиях они размножаются и когда может произойти заражение человека, как изменить эти условия, то есть меры профилактики.

Тема нашего урока “Бактерии и вирусы как биологические объекты и возбудители заболеваний человека”.

Совместная с обучающимися постановка целей урока.

Учитель: “Что же надо знать, чтобы не заболеть?”.

Ученик: “Надо знать основные бактерии и вирусы, где и как можно заразиться ими и меры профилактики”.

Учитель: “Что надо уметь?”.

Ученик: “Надо уметь применять свои знания, чтобы распознать опасную для человека или общества ситуацию, если можно изменить её или избежать”.

Учитель: “Что надо воспитывать?”.

Ученик: “Надо выpaбатывать полезные привычки в соответствии с правилами гигиены”.

Учитель: “Таким образом, цели нашего урока…”.

На доске открываются цели урока. Учитель просит обучающихся прочитать их слух.

Учитель: “В путь к намеченным целям!”.

2. Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.

В качестве домашнего задания надо было, используя энциклопедические словари, справочники, интернет, собрать информацию и составить таблицы: 1-му варианту “Бактерия-возбудитель; источник заражения”; 2-му варианту “Вирус-возбудитель; источник заражения”. При этом были перечислены возбудители, которые надо включить в таблицу: 1-му варианту девять бактерий, а второму варианту девять вирусов. Таким образом, у каждой пары учащихся (на парте ) оказывается в распоряжении две таблицы: по бактериям и по вирусам. (Приложение 1).

Обучающиеся делятся на две комaнды: комaнда первого и комaнда второго варианта. Сначала происходит самопроверка и взаимопроверка таблицы домашнего задания с тем, чтобы комaнда пришла к единому варианту своей таблицы. Затем учитель вызывает обучающихся каждой комaнды и они зачитывают по одной графе таблицы. Оценка, полученная комaндой выставляется каждому её участнику.

2) Фронтальная беседа по вопросам.

Учитель: “Вирусы – это царство империи неклеточных. Почему их называют неклеточными?”.

Ученик: “Вирусы не являются клетками, а представляют собой частицы”.

Учитель: “Что сложнее клетка или частица?”.

Ученик: “Клетка сложнее, чем частица”.

Учитель: “Что представляет собой частица вируса?”.

Ученик: “Частица вируса – это молекула нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК ), покрытая белковой оболочкой”.

Учитель: “Про бактерии тоже говорят, что это очень простые клетки. Что представляет собой клетка бактерии?”.

Ученик: “Клетка бактерии – это молекула ДНК, погруженная в цитоплазму, и, защищённая от окружающей среды плазматической мембраной”.

Учитель: “Какими свойствами живого обладают бактерии, а какими вирусы?”.

Ученик: “Бактерии обладают всеми свойствами живого, а вирусы только способностью размножаться и передавать свои свойства по наследству”.

Учитель: “Какие условия требуются для размножения вирусов и бактерий?”.

Ученик: “Вирусы размножаются только внутри живых клеток и с их помощью, а бактерии могут размножаться и оставаться жизнеспособными не только внутри живых организмов, но и в почве, воздухе, на предметах”.

Учитель: “Как реагирует клетка на размножение внутри неё вируса?”.

Ученик: “Сначала клетка превращается в фабрику по производству вирусных частиц, а затем погибает”.

Учитель: “К каким последствиям для организма человека приводит размножение вирусов и бактерий?”.

Ученик: “Работа организма нарушается, человек начинает болеть и если защитные силы организма и лекарства не уничтожат бактерии, то может наступить cмepть”.

Учитель: “Что же такое возбудитель заболевания?”.

Ученик: “Возбудитель заболевания – это паразитический организм, который попадая в организм хозяина, вызывает нарушение его работы, то есть заболевание”.

Учитель: “Что такое заражение?”.

Ученик: “Заражение – это попадание возбудителя в организм хозяина”.

Учитель: “Всегда ли заболевание происходит одновременно с заражением?”.

Ученик: “Не всегда”.

Учитель: “Действительно, например, первые признаки СПИДа могут появиться через 5 и более лет после заражения”.

За каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл.

3. Применение и проверка знаний.

1) Обучающиеся были разбиты на две комaнды. Каждая комaнда получает по два задания. Одно задание со свободным ответом, который должен содержать два основных элемента, оно оценивается 2-мя баллами. Второе задание на работу с текстом и заполнение граф таблицы, которое оценивается 3-мя баллами. (Приложение 2). После обсуждения в комaнде учитель вызывает по два обучающихся от каждой комaнды. Один отвечает устно, а другой заполняет пропущенные графы в таблице. Оценка комaнды выставляется каждому ученику.

2) Обучающиеся рассаживаются на свои места. Учитель предлагает им решить тест по вариантам индивидуально-парно.(Приложение 3). Тест решается индивидуально, однако у каждого варианта только одна таблица, либо по бактериям, либо по вирусам, а для решения теста требуется обе таблицы, таким образом при решении теста можно использовать как свою таблицу, так и таблицу соседа по парте (отсюда парно). После решения обучающиеся сдают тест учителю.

3) Теперь класс разбивается на три комaнды: комaнда 1-го, 2-го и 3-го варианта. Сначала каждая комaнда получает для обсуждения и решения проблемную ситуацию. (Приложение 4). Затем каждая комaнда решает чужой вариант теста, который делали индивидуально. Приложение 3. Так комaнда 1-го варианта решает 2-й вариант, комaнда 2-го варианта – 3-й вариант, а комaнда 3-го варианта – 1-й вариант. Для аргументированного ответа на проблемный вопрос и каждый вопрос теста, учитель вызывает одного обучающегося. Так складывается оценка комaнды, которая выставляется каждому её участнику.

4. Подведение итогов урока.

1) Анализ и оценка успешности достижения целей, а “также перекидывание мостика” в перспективу осуществляется через систему вопросов.

Учитель: “Откорректировали мы знания об основных признаках бактерий и вирусов?

Проверили свои знания о способах заражения и мерах профилактики бактериальных и вирусных инфекций?

Какие возникли вопросы?

Что осталось не ясным?

Умеем мы составлять таблицы и пользоваться ими?

Тренировались распознавать опасные ситуации?

Будем ли использовать свои знания для сохранения личного здоровья и здоровья общества?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?”

2) Перспективы будущей работы.

Учитель: “А что дальше? Чем будем заниматься на следующих уроках?”.

Появляется изображение растительной и животной клетки.

Ученик: “Дальше будем изучать сложные клетки”.

Учитель: “Верно, бактериальные прокариотические клетки – простые, а вот клетки растений, животных и грибов более сложные. О них и пойдёт речь в следующий раз”.

3) Получение обучающимися информации о результатах их деятельности.

Учитель озвучивает оценки за урок.

Благодарит обучающихся за сотрудничество.

5. Постановка домашнего задания.

Учитель: “Домашнее задание: повторить параграф 7 и начать заполнятьть таблицу

“Строение клетки”. Перерисовать таблицу с доски в тетрадь. На следующем уроке мы продолжим её заполнение”.

Части клетки (органоиды) Функции частей клетки или органоидов
Плазматическая мембрана ……………
Ядро ………………
Цитоплазма ……………….



Комментарии:

Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма


    Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма

      Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...

27 11 2024 16:44:12

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

26 11 2024 21:44:25

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

25 11 2024 7:19:16

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

24 11 2024 22:10:53

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

23 11 2024 20:33:55

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

22 11 2024 17:52:28

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

21 11 2024 21:34:22

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

20 11 2024 14:40:52

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

19 11 2024 15:21:26

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

18 11 2024 19:51:52

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

17 11 2024 17:17:29

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

16 11 2024 21:12:13

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

15 11 2024 2:52:42

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

14 11 2024 21:20:43

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

13 11 2024 15:48:44

Витамины в нашей жизни


    Витамины в нашей жизни

      Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....

12 11 2024 9:57:38

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

11 11 2024 5:34:30

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

10 11 2024 11:53:39

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

09 11 2024 15:22:24

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

08 11 2024 22:30:43

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

07 11 2024 7:52:49

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

06 11 2024 10:45:54

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")


    История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

      Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....

05 11 2024 6:50:44

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

04 11 2024 13:35:55

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

03 11 2024 14:20:53

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

02 11 2024 19:36:44

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

01 11 2024 22:31:48

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

31 10 2024 21:40:54

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

30 10 2024 23:31:56

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

29 10 2024 6:20:10

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

28 10 2024 21:53:53

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

27 10 2024 6:23:37

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

26 10 2024 0:39:47

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

25 10 2024 13:15:55

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

24 10 2024 5:36:28

Семь чудес России


    Семь чудес России

      Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

23 10 2024 16:37:43

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

22 10 2024 0:26:56

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

21 10 2024 11:24:45

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

20 10 2024 17:14:15

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

19 10 2024 17:52:59

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

18 10 2024 11:16:25

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

17 10 2024 13:22:33

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

16 10 2024 14:59:49

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

15 10 2024 17:47:28

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

14 10 2024 7:47:31

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

13 10 2024 1:38:12

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

12 10 2024 20:12:21

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

11 10 2024 3:42:35

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

10 10 2024 17:50:40

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

09 10 2024 15:49:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::