Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

Цель и задачи:

  • Формировать и углубллять у учащихся экологические знания о влиянии растений на окружающую среду; о влиянии человека на растительность; развивать понимание необходимости охраны и воспроизводства растительного мира;
  • Закреплять желание знать интересные лекарственные особенности растений встречающихся вблизи жилья человека.
  • Отмечать особенности ядовитых растений; добиваться умения отличать их в природном сообществе.
  • Продолжать поддерживать желание учащихся знать и беречь природу родного края.
  • Применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать речь учащихся;

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ:

Мы сегодня проводим устный журнал. В журнале, мы надеемся найти что - то новое и интересное для себя. Перелистывая его, к нам как бы сходят со страниц его герои, оживают события.

В нашем журнале есть и интересное и познавательное. Перелистывая его, мы сами оживим страницы своим присутствием и действием.

А открывает большую тему: \"Растения рядом с нами\", первая страница: \"Растения и окружающая среда\". Из которой мы узнаем о влиянии растений на окружающую среду и необходимости охраны растений.

Презентация.

I СТРАНИЦА:\"РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА\". (слайд презентации № 3\")

1. Влияние растений на среду;

2. \"Растения под охраной\";

1. (На листе ватмана нарисован контур дерева, по мере сообщения о влиянии растений на среду, лист заполняется стрелками с надписями о влиянии; сообщения заранее готовятся учащимися).

1 учащийся:

  • Выделение защитных веществ - фитонцидов.

-*/ой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности выpaбатывает вещества, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами. Такие вещества называют - фитонцидами.

Для очищения воздуха закрытых помещений используют комнатные растения. Очень хороши в этом отношении бегонии, герани, хлорофитум, колеус.

Сосновый лес выделяет фитонцидов, столько, что их обеззараживающие действие приравнивается к стерильности операционных и даже выше.

Издавна человек использует растения для борьбы с болезнями - шалфей.

2 учащийся:

  • Поддерживание равновесия в атмосфере.

Растения поддерживают равновесие в атмосфере, особенно трех веществ: О2, С, N (кислорода, азота и углерода). Есть данные, что 1 га леса в год, способен поглотить 10 тон СО2, за час этот - же участок поглощает СО2 столько, сколько выдыхает 200 человек.

Лес сбрасывает листву, хвою, куски коры, сучья. Все это попадает в почву, с помощью бактерий превращается в органическое удобрение.

3 учащийся:

  • Выделение кислорода.

Растения выделяют в окружающую среду кислород, который необходим для дыхания и жизнедеятельности животных, человека, растений, микроорганизмов.

За 1 год 1 га леса выделяет 10 - 20 тон О2. весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 200 лет.

4 учащийся:

  • Поддержание минеральных веществ в почве. 

Растения в процессе жизнедеятельности как бы изымают минеральные соли и возвращая их обратно, постоянно поддерживают их присутствие в почве, что очень важно для ее плодородия.

5 учащийся:

  • Улавливание пыли из атмосферы.

Растения улавливают пыль из атмосферы. Маленькая листовая пластинка за летний период, способна уловить 3 - 4 кг пыли.

6 учащийся:

  • Образование полезных ископаемых и почв.

Растения участвуют в образовании полезных ископаемых и почв.

7 учащийся:

  • Водоохранное значение.

Растения поддерживают гидрологический режим рек. Лесные полосы защищают водные источники от загрязнения стоковыми водами.

8 учащийся:

  • Лес - среда обитания животных.

Лес среда обитания животных и самих растений.

9 учащийся:

  • Рекреационное значение.

Лес - это защита города, любого другого населенного пункта от пыли, шума, место отдыха населения, эстетическое наслаждение.

10 учащийся:

  • Влияние на климат.

Лес смягчает климат, делает его, более влажным дает большую облачность и значит больше осадков. Ослабляет резкое колебание температур, смягчает влияние холодных ветров и суховеев.

2.) (использовать слайды презентации с №4 по №10, \"Растения под охраной )

УЧИТЕЛЬ:

Но окружающая среда тоже оказывает влияние на растения. А больше всего оказывает влияние человек - вернее его деятельность(антропогенный фактор). Человек строит дороги, фабрики, заводы, распахивает поля, вырывает растения и это все влияние отрицательно на любые природные биоценозы. И как результат - растений становится меньше, и они нуждаются в охране. Создаются заказники, заповедники Красные Книги.

Многие растения растут в окрестностях нашего села и стали редкими, нуждаются в охране.

Это такие растения как: (\"Растения под охраной\" презентация, слайды презентации № 4 по №10)

II СТРАНИЦА: \"ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ\". (слайд презентации №11)

1.Заочная экскурсия (инсценировка) ;

2. Фитоотдел.

1. (У выступающих рисунки лекарственных растений, о которых они говорят).

ВЕДУЩИЙ:

А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию. Проверьте, все ли в сборе, все ли мы взяли с собой, и в путь.

Среди обычных растений, которые растут в лесах, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.

Ой, мы еще далеко не ушли, а я уже ногу натер. Наверно придется возвращаться назад.

И совсем не обязательно, нам поможет подорожник. (показ рисунка растения; Приложение №1: \"Подорожник\"). Подорожник друг путешественников и туристов. Это растение из семейства подорожниковых. Встречается на обочинах дорог. Листья широкие, яйцевидные до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий, густой колос.

Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натерли ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит.

ВЕДУЩИЙ:

Ну, как, стало легче? Тогда идем дальше! История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В России, лекарственные травы стали широко применяться в 17 веке, лекарственные травы разводили в аптекарских огородах - садах.

Подождите, я, кажется, поранила ногу о сук, и у меня идет кровь из раны.

А вот растение, которое нам поможет. Это тысячелистник обыкновенный. (показ рисунка; Приложение №2: \"Тысячелистник обыкновенный\"). Сок тысячелистника применяли на Руси еще в 15 веке, как ранозаживляющее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые убивают многие бактерии.

ВЕДУЩИЙ:

Нам нужно отправляться дальше. Но, кажется, небо затягивается тучами и идет дождь. Очень плохо, мы все рискуем промокнуть и простудиться.

А, я, кажется, знаю, как избавиться о простуды. Посмотрите - это самое обыкновенное растение - ромашка.(рисунок растения; Приложение №3: \"Ромашка аптечная\"). Ромашка аптечная содержит эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употрeбляют как средство от простуды, кашля. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают - 15 минут. И пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спалось.

А, я, знаю замечательное средство от бессонницы. Это одуванчик.(рисунок растения; Приложение №4: \"Одуванчик\"). Заготавливают корни одуванчика осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают - 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды. Настой обладает жаропонижающим действием.

ВЕДУЩИЙ:

Ну вот, мы и побывали на экскурсии, а сейчас возвращаемся домой. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.

2.Фитоотдел.

(на столе заранее приготовлена выставка семян, плодов, листьев, корней лекарственных растений; все это разложено в специальную посуду и снабжено этикетками. Можно использовать: плоды черемухи, боярышника, рябины черноплодной, шиповника, тысячелистник, подорожник. А также можно использовать аптечные сборы или косметические средства на основе растений обладающих омолаживающим, защитным действием.)

УЧИТЕЛЬ:

Заочная экскурсия принесла нам знания, и мы успели собрать растения для нашего фитоотдела.

III СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (слайд презентации №12)

1. \"Суд над сорными растениями\". (по материалам Т.В.Матросовой \"Вечера и праздники юннатов\", стр.47, г.Благовещенск, 1994г.) :

(заранее готовятся места для театрализованного действия, таблички с именами действующих лиц, соответствующие атрибуты)

Секретарь:-Встать, суд идет!

Судья: - Прошу садиться. Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай.

Секретарь:-Ввести подсудимых: Марь, осот, Полынь.

Судья: -В нарушении обвиняются Осот, полынь и Марь. Есть показания, что Осот перехватывает удобрения, культурные растения страдают. Марь создала в земле целый \"банк семян\"и дает массовые всходы, мешает расти зерновым и еще вместе с Полынью, Марь заселяет обочины полей и оттуда совершает набеги на поля. Они вредят культурным растениям уже более 10 тысяч лет.

Секретарь:-Представляется слово потерпевшим. Главному агроному - господину Высевалову, бригадиру - господину Засыпалову, главному агроному - господину Наплевалову.

Судья: - Господин Высевалов, вам слово.

Высевалов:-Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения.

Судья: - Слово господину Засыпалову.

Засыпалов:-Нет покоя от Мари. Тpaктористы без конца культивируют то картошку, то кукурузу, а Марь все всходит и всходит.

Судья: - Слово Наплевалову.

Наплевалов:-Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей. Но сорняк все растет, не говоря о Мари.

Судья: - Слово осоту.

Осот: - Это не правда. Они сами виноваты. Нарушили сроки вспашки, у комбайна не отрегулированы заслонки, и мои семена разносятся ветром. А удобрения я сначала спрятал в свои корневища, а потом вернул обратно. А еще я доставал минеральные удобрения из глубины. Если бы не нарушали агротехнику меня не было бы так много. Сами меня развели.

Судья: - Слово Мари.

Марь: - И я не виновата, и меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву. Они потом 20 лет в земле лежат. Сами запустили поля - накопили семян.

А меня и обвиняет. Травы многолетние надо сеять. Я бы не росла.

Судья: - Слово полыни.

Полынь: - А меня просто оклеветали. Я расту не на поле, а вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. Когда расту, я почву от пыли закрываю. Потом, года через 2-3 я сама освобождаю место луговым травам.

Судья: - Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны. Они повинны в том, что мы не добираем с полей до 20 - 30 % урожая. Поля должны быть чистыми от них. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват.

Судья: - Слово представляется адвокату.

Адвокат: - Мы слышали много обвинений в адрес сорняков. Но есть обстоятельства, которые надо учесть. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но он не уносил их с полей, а запасал в корневище, которые перегнивая, отдавали эти удобрения. Там где рос осот, удобрения не вымывались дождями, не попадали в озеро.

- Марь - развивалась так потому, что у нее имеется \"банк семян\". Но в этом виноват агроном Наплевалов, давал указания пахать с оборотом пласта и семена, выходя на поверхность, вынуждены были прорастать. Товарищ Наплевалов заставляет перепахивать обочины и расселяет Марь. Если этого не делать, то вместо Мари будут расти Полынь, а это растение наоборот полезно. Их можно косить на силос. Потому я считаю, что подсудимые не виноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.

Рожь:-Прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долгое время была сорняком? Я засоряла поля, потом на меня обратили внимание. Меня не уничтожали, а ввели в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь, как следует, может быть, они не виноваты.

Судья: - Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые, а также свидетели и признает Осот, Марь и Полынь невиновными. Обвиняемые Марь, Осот, Полынь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить.

IY СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. (слайд презентации № 13)

За правильный ответ выдается жетон, затем считается количество и награждается.

1. Никто не пугает, а они все дрожат? (листья осины)

2. Летом одевается, а зимой раздевается? (дерево)

3. Среди лета - метелица, снег летит и стелится? (тополь)

4. Белотелая дeвица солнце вовсе не боится. Конец лета, а загара нет? (береза)

5. Шуба вся ежовая. Служит век как новая? (хвоя сосны, ели)

6. Что может заменить мясо среди растительного мира? (грибы)

7. Какое растение может заменить вату и йод? (мох сфагнум)

8. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, брусники)

9. Какое растение называют другом пешеходов, туристов? ( подорожник)

10. Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? (растут где больше тени)

V СТРАНИЦА:\"ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ\".

(по материалам: \"Биология в школе\", 1998 №2,стр.73 \"Опасные кустарники\", Н.М.Ключникова, С.К.Пятунина)

1-й: С понятием \"ядовитые растения\" у нас, как правило, ассоциируются травы. Но оказывается опасными, могут быть и кустарники.

В широколиственном и смешанном лесах нельзя не заметить бересклет бородавчатый (Приложение №5). Ветви этого кустарника особенные: они имеют темно - зеленый цвет и покрыты множеством мельчайших бугорков, точно усеянных бесчисленными бородавочками, благодаря которым и получило свое название. Цветки у него неказистые, тусклые, коричневатой окраски. Но в начале осени бересклет привлекает внимание оригинальными плодами - подвесками. Точно яркие красочные серьги свешиваются они с веток на длинных ниточках. Окраска их пестрая и красивая - сочетание розового, оранжевого и черного цветов. Так и хочется попробовать на вкус! Нельзя! Ядовитые вещества, содержащиеся не только в плодах, но и в коре кустарника, замедляют работу сердца, вызывают расстройства желудка и кишечника.

2-й: В лесах, расположенных недалеко от населенных пунктов, довольно обычны бузина черная и красная (Приложение №6). Родина этого растения - Западная Европа. А у нас, его специально разводят возле жилья из - за ароматных цветов и ярких нарядных плодов. Ядовиты, хотя и незначительно, листья и цветки бузины, но особенно - незрелые плоды. А именно они и привлекают детей во время игр. Если такая \"горошина\" попадет в желудок, т через некоторое время заболит и закружится голова, может начаться рвота. Правда, растение заранее \"предупреждает\" об опасности неприятным запахом листьев и плодов.

3-й: \"Волчьи ягоды\". Предостерегающим бывает и название растения, причем чаще всего не научное, а народное. Многие несъедобные, иногда и действительно ядовитые плоды в народе называют \"волчьими\". Так уж повелось, что волк почти во всех сказках - отрицательный герой. Поэтому из поколения в поколение и говорят \"волчьи ягоды\", чтобы дети боялись и не ели их. При этом \"волчьими\" чаще всего называют красноватые плоды жимолости (Приложение №7), но иногда и черные ягоды крушины (Приложение №8). Эти растения можно встретить не только в лесу, Но и в парке, и в вашем дворе. Разные виды жимолости разводят как декоративные из - за красивых цветков. Почему же с одной стороны красивые, а с другой - \"волчьи\"? Да потому, что в их плодах содержатся ядовитые вещества, которые при попадании в организм человека вызывают рвоту, расстройство кишечника, судороги. В литературе описан случай отравления маленького мальчика, который съел всего несколько ягод крушины ломкой. У него через 4 - 5 часов появились головные боли, головокружение, потеря сознания, судороги. Особенно опасны незрелые плоды, содержащие больше ядовитых веществ, и семена, в которых обнаружена синильная кислота (сильный яд).

4-й: А вот кора крушины ломкой используется как слабительное средство. Однако в свежесобранном виде ее применять нельзя, так как она раздражает слизистую оболочку желудка, вызывает тошноту и рвоту. Существует в природе растение названное учеными - ботаниками волчеягодник (Приложение №9). Один из видов его (а их 18) - волчеягодник обыкновенный, красивый, но очень ядовитый кустарник - встречается в лесах Европейской части СНГ, в Западной Сибири и на Кавказе. Волчеягодник цветет ранней весной, в апреле, розовыми цветками, похожими на сирень. Красивы плоды - овальные ярко - красные костянки. Но красота их обманчива. Химические исследования показали, что во всех частях растения содержится желто - бурая смола острожгучего вкуса. Именно она обуславливает сильное раздражающее действие волчеягодника, особенно его коры, за что в народе его прозвали \"волчье лыко\". Опасно не только жевать кору или пытаться оторвать зубами ветку. Даже простое прикосновение к коре (особенно влажной) может привести к печальным последствиям.

5-й: Кора и сок растения вызывают на коже и слизистых оболочках сильное раздражение, способствуют образованию язв и нарывов. Известны случаи тяжелого отравления детей, поевших красивых сочных плодов, в которых содержится много ядовитых веществ. При этом наблюдаются жжение во рту, рвота, расстройство кишечника, головокружение и судороги. При переедании может наступить cмepть. Так что пусть не обижается серый волк: возможно, услышав его имя в названии растений, дети не станут, есть такие красивые, но ядовитые ягоды



Комментарии:

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

19 04 2024 0:31:48

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

18 04 2024 20:55:55

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

17 04 2024 12:12:15

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

16 04 2024 9:37:15

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

15 04 2024 14:49:58

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

14 04 2024 4:17:14

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

13 04 2024 16:40:57

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

12 04 2024 3:55:10

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

11 04 2024 11:11:12

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

10 04 2024 21:50:48

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

09 04 2024 7:36:21

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

08 04 2024 23:45:24

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

07 04 2024 14:36:14

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

06 04 2024 22:20:38

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

05 04 2024 5:41:25

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

04 04 2024 11:10:27

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

03 04 2024 7:43:22

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

02 04 2024 6:18:23

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

01 04 2024 23:27:12

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

31 03 2024 11:33:55

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

30 03 2024 11:11:10

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

29 03 2024 5:22:10

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

28 03 2024 3:51:46

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

27 03 2024 6:47:40

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

26 03 2024 19:16:48

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

25 03 2024 10:15:38

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

24 03 2024 6:32:34

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

23 03 2024 0:34:16

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

22 03 2024 6:47:58

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

21 03 2024 4:21:28

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

20 03 2024 0:54:38

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

19 03 2024 6:31:57

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

18 03 2024 17:42:34

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

17 03 2024 1:42:25

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

16 03 2024 18:21:43

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

15 03 2024 19:18:36

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

14 03 2024 12:29:19

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

13 03 2024 1:50:43

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

12 03 2024 16:46:34

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

11 03 2024 21:35:21

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

10 03 2024 15:14:24

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

09 03 2024 17:43:51

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

08 03 2024 3:42:41

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

07 03 2024 9:44:14

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

06 03 2024 22:32:36

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

05 03 2024 12:34:31

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

04 03 2024 20:58:53

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

03 03 2024 11:40:21

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

02 03 2024 15:41:26

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

01 03 2024 19:52:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::