Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"
Цель и задачи:
- Формировать и углубллять у учащихся экологические знания о влиянии растений на окружающую среду; о влиянии человека на растительность; развивать понимание необходимости охраны и воспроизводства растительного мира;
- Закреплять желание знать интересные лекарственные особенности растений встречающихся вблизи жилья человека.
- Отмечать особенности ядовитых растений; добиваться умения отличать их в природном сообществе.
- Продолжать поддерживать желание учащихся знать и беречь природу родного края.
- Применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать речь учащихся;
Ход занятия
УЧИТЕЛЬ:
Мы сегодня проводим устный журнал. В журнале, мы надеемся найти что - то новое и интересное для себя. Перелистывая его, к нам как бы сходят со страниц его герои, оживают события.
В нашем журнале есть и интересное и познавательное. Перелистывая его, мы сами оживим страницы своим присутствием и действием.
А открывает большую тему: \"Растения рядом с нами\", первая страница: \"Растения и окружающая среда\". Из которой мы узнаем о влиянии растений на окружающую среду и необходимости охраны растений.
Презентация.
I СТРАНИЦА:\"РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА\". (слайд презентации № 3\")
1. Влияние растений на среду;
2. \"Растения под охраной\";
1. (На листе ватмана нарисован контур дерева, по мере сообщения о влиянии растений на среду, лист заполняется стрелками с надписями о влиянии; сообщения заранее готовятся учащимися).
1 учащийся:
- Выделение защитных веществ - фитонцидов.
-*/ой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности выpaбатывает вещества, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами. Такие вещества называют - фитонцидами.
Для очищения воздуха закрытых помещений используют комнатные растения. Очень хороши в этом отношении бегонии, герани, хлорофитум, колеус.
Сосновый лес выделяет фитонцидов, столько, что их обеззараживающие действие приравнивается к стерильности операционных и даже выше.
Издавна человек использует растения для борьбы с болезнями - шалфей.
2 учащийся:
- Поддерживание равновесия в атмосфере.
Растения поддерживают равновесие в атмосфере, особенно трех веществ: О2, С, N (кислорода, азота и углерода). Есть данные, что 1 га леса в год, способен поглотить 10 тон СО2, за час этот - же участок поглощает СО2 столько, сколько выдыхает 200 человек.
Лес сбрасывает листву, хвою, куски коры, сучья. Все это попадает в почву, с помощью бактерий превращается в органическое удобрение.
3 учащийся:
- Выделение кислорода.
Растения выделяют в окружающую среду кислород, который необходим для дыхания и жизнедеятельности животных, человека, растений, микроорганизмов.
За 1 год 1 га леса выделяет 10 - 20 тон О2. весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 200 лет.
4 учащийся:
- Поддержание минеральных веществ в почве.
Растения в процессе жизнедеятельности как бы изымают минеральные соли и возвращая их обратно, постоянно поддерживают их присутствие в почве, что очень важно для ее плодородия.
5 учащийся:
- Улавливание пыли из атмосферы.
Растения улавливают пыль из атмосферы. Маленькая листовая пластинка за летний период, способна уловить 3 - 4 кг пыли.
6 учащийся:
- Образование полезных ископаемых и почв.
Растения участвуют в образовании полезных ископаемых и почв.
7 учащийся:
- Водоохранное значение.
Растения поддерживают гидрологический режим рек. Лесные полосы защищают водные источники от загрязнения стоковыми водами.
8 учащийся:
- Лес - среда обитания животных.
Лес среда обитания животных и самих растений.
9 учащийся:
- Рекреационное значение.
Лес - это защита города, любого другого населенного пункта от пыли, шума, место отдыха населения, эстетическое наслаждение.
10 учащийся:
- Влияние на климат.
Лес смягчает климат, делает его, более влажным дает большую облачность и значит больше осадков. Ослабляет резкое колебание температур, смягчает влияние холодных ветров и суховеев.
2.) (использовать слайды презентации с №4 по №10, \"Растения под охраной )
УЧИТЕЛЬ:
Но окружающая среда тоже оказывает влияние на растения. А больше всего оказывает влияние человек - вернее его деятельность(антропогенный фактор). Человек строит дороги, фабрики, заводы, распахивает поля, вырывает растения и это все влияние отрицательно на любые природные биоценозы. И как результат - растений становится меньше, и они нуждаются в охране. Создаются заказники, заповедники Красные Книги.
Многие растения растут в окрестностях нашего села и стали редкими, нуждаются в охране.
Это такие растения как: (\"Растения под охраной\" презентация, слайды презентации № 4 по №10)
II СТРАНИЦА: \"ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ\". (слайд презентации №11)
1.Заочная экскурсия (инсценировка) ;
2. Фитоотдел.
1. (У выступающих рисунки лекарственных растений, о которых они говорят).
ВЕДУЩИЙ:
А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию. Проверьте, все ли в сборе, все ли мы взяли с собой, и в путь.
Среди обычных растений, которые растут в лесах, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.
Ой, мы еще далеко не ушли, а я уже ногу натер. Наверно придется возвращаться назад.
И совсем не обязательно, нам поможет подорожник. (показ рисунка растения; Приложение №1: \"Подорожник\"). Подорожник друг путешественников и туристов. Это растение из семейства подорожниковых. Встречается на обочинах дорог. Листья широкие, яйцевидные до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий, густой колос.
Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натерли ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит.
ВЕДУЩИЙ:
Ну, как, стало легче? Тогда идем дальше! История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В России, лекарственные травы стали широко применяться в 17 веке, лекарственные травы разводили в аптекарских огородах - садах.
Подождите, я, кажется, поранила ногу о сук, и у меня идет кровь из раны.
А вот растение, которое нам поможет. Это тысячелистник обыкновенный. (показ рисунка; Приложение №2: \"Тысячелистник обыкновенный\"). Сок тысячелистника применяли на Руси еще в 15 веке, как ранозаживляющее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые убивают многие бактерии.
ВЕДУЩИЙ:
Нам нужно отправляться дальше. Но, кажется, небо затягивается тучами и идет дождь. Очень плохо, мы все рискуем промокнуть и простудиться.
А, я, кажется, знаю, как избавиться о простуды. Посмотрите - это самое обыкновенное растение - ромашка.(рисунок растения; Приложение №3: \"Ромашка аптечная\"). Ромашка аптечная содержит эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употрeбляют как средство от простуды, кашля. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают - 15 минут. И пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спалось.
А, я, знаю замечательное средство от бессонницы. Это одуванчик.(рисунок растения; Приложение №4: \"Одуванчик\"). Заготавливают корни одуванчика осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают - 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды. Настой обладает жаропонижающим действием.
ВЕДУЩИЙ:
Ну вот, мы и побывали на экскурсии, а сейчас возвращаемся домой. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.
2.Фитоотдел.
(на столе заранее приготовлена выставка семян, плодов, листьев, корней лекарственных растений; все это разложено в специальную посуду и снабжено этикетками. Можно использовать: плоды черемухи, боярышника, рябины черноплодной, шиповника, тысячелистник, подорожник. А также можно использовать аптечные сборы или косметические средства на основе растений обладающих омолаживающим, защитным действием.)
УЧИТЕЛЬ:
Заочная экскурсия принесла нам знания, и мы успели собрать растения для нашего фитоотдела.
III СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (слайд презентации №12)
1. \"Суд над сорными растениями\". (по материалам Т.В.Матросовой \"Вечера и праздники юннатов\", стр.47, г.Благовещенск, 1994г.) :
(заранее готовятся места для театрализованного действия, таблички с именами действующих лиц, соответствующие атрибуты)
Секретарь:-Встать, суд идет!
Судья: - Прошу садиться. Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай.
Секретарь:-Ввести подсудимых: Марь, осот, Полынь.
Судья: -В нарушении обвиняются Осот, полынь и Марь. Есть показания, что Осот перехватывает удобрения, культурные растения страдают. Марь создала в земле целый \"банк семян\"и дает массовые всходы, мешает расти зерновым и еще вместе с Полынью, Марь заселяет обочины полей и оттуда совершает набеги на поля. Они вредят культурным растениям уже более 10 тысяч лет.
Секретарь:-Представляется слово потерпевшим. Главному агроному - господину Высевалову, бригадиру - господину Засыпалову, главному агроному - господину Наплевалову.
Судья: - Господин Высевалов, вам слово.
Высевалов:-Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения.
Судья: - Слово господину Засыпалову.
Засыпалов:-Нет покоя от Мари. Тpaктористы без конца культивируют то картошку, то кукурузу, а Марь все всходит и всходит.
Судья: - Слово Наплевалову.
Наплевалов:-Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей. Но сорняк все растет, не говоря о Мари.
Судья: - Слово осоту.
Осот: - Это не правда. Они сами виноваты. Нарушили сроки вспашки, у комбайна не отрегулированы заслонки, и мои семена разносятся ветром. А удобрения я сначала спрятал в свои корневища, а потом вернул обратно. А еще я доставал минеральные удобрения из глубины. Если бы не нарушали агротехнику меня не было бы так много. Сами меня развели.
Судья: - Слово Мари.
Марь: - И я не виновата, и меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву. Они потом 20 лет в земле лежат. Сами запустили поля - накопили семян.
А меня и обвиняет. Травы многолетние надо сеять. Я бы не росла.
Судья: - Слово полыни.
Полынь: - А меня просто оклеветали. Я расту не на поле, а вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. Когда расту, я почву от пыли закрываю. Потом, года через 2-3 я сама освобождаю место луговым травам.
Судья: - Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны. Они повинны в том, что мы не добираем с полей до 20 - 30 % урожая. Поля должны быть чистыми от них. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват.
Судья: - Слово представляется адвокату.
Адвокат: - Мы слышали много обвинений в адрес сорняков. Но есть обстоятельства, которые надо учесть. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но он не уносил их с полей, а запасал в корневище, которые перегнивая, отдавали эти удобрения. Там где рос осот, удобрения не вымывались дождями, не попадали в озеро.
- Марь - развивалась так потому, что у нее имеется \"банк семян\". Но в этом виноват агроном Наплевалов, давал указания пахать с оборотом пласта и семена, выходя на поверхность, вынуждены были прорастать. Товарищ Наплевалов заставляет перепахивать обочины и расселяет Марь. Если этого не делать, то вместо Мари будут расти Полынь, а это растение наоборот полезно. Их можно косить на силос. Потому я считаю, что подсудимые не виноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.
Рожь:-Прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долгое время была сорняком? Я засоряла поля, потом на меня обратили внимание. Меня не уничтожали, а ввели в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь, как следует, может быть, они не виноваты.
Судья: - Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые, а также свидетели и признает Осот, Марь и Полынь невиновными. Обвиняемые Марь, Осот, Полынь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить.
IY СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. (слайд презентации № 13)
За правильный ответ выдается жетон, затем считается количество и награждается.
1. Никто не пугает, а они все дрожат? (листья осины)
2. Летом одевается, а зимой раздевается? (дерево)
3. Среди лета - метелица, снег летит и стелится? (тополь)
4. Белотелая дeвица солнце вовсе не боится. Конец лета, а загара нет? (береза)
5. Шуба вся ежовая. Служит век как новая? (хвоя сосны, ели)
6. Что может заменить мясо среди растительного мира? (грибы)
7. Какое растение может заменить вату и йод? (мох сфагнум)
8. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, брусники)
9. Какое растение называют другом пешеходов, туристов? ( подорожник)
10. Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? (растут где больше тени)
V СТРАНИЦА:\"ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ\".
(по материалам: \"Биология в школе\", 1998 №2,стр.73 \"Опасные кустарники\", Н.М.Ключникова, С.К.Пятунина)
1-й: С понятием \"ядовитые растения\" у нас, как правило, ассоциируются травы. Но оказывается опасными, могут быть и кустарники.
В широколиственном и смешанном лесах нельзя не заметить бересклет бородавчатый (Приложение №5). Ветви этого кустарника особенные: они имеют темно - зеленый цвет и покрыты множеством мельчайших бугорков, точно усеянных бесчисленными бородавочками, благодаря которым и получило свое название. Цветки у него неказистые, тусклые, коричневатой окраски. Но в начале осени бересклет привлекает внимание оригинальными плодами - подвесками. Точно яркие красочные серьги свешиваются они с веток на длинных ниточках. Окраска их пестрая и красивая - сочетание розового, оранжевого и черного цветов. Так и хочется попробовать на вкус! Нельзя! Ядовитые вещества, содержащиеся не только в плодах, но и в коре кустарника, замедляют работу сердца, вызывают расстройства желудка и кишечника.
2-й: В лесах, расположенных недалеко от населенных пунктов, довольно обычны бузина черная и красная (Приложение №6). Родина этого растения - Западная Европа. А у нас, его специально разводят возле жилья из - за ароматных цветов и ярких нарядных плодов. Ядовиты, хотя и незначительно, листья и цветки бузины, но особенно - незрелые плоды. А именно они и привлекают детей во время игр. Если такая \"горошина\" попадет в желудок, т через некоторое время заболит и закружится голова, может начаться рвота. Правда, растение заранее \"предупреждает\" об опасности неприятным запахом листьев и плодов.
3-й: \"Волчьи ягоды\". Предостерегающим бывает и название растения, причем чаще всего не научное, а народное. Многие несъедобные, иногда и действительно ядовитые плоды в народе называют \"волчьими\". Так уж повелось, что волк почти во всех сказках - отрицательный герой. Поэтому из поколения в поколение и говорят \"волчьи ягоды\", чтобы дети боялись и не ели их. При этом \"волчьими\" чаще всего называют красноватые плоды жимолости (Приложение №7)
, но иногда и черные ягоды крушины (Приложение №8). Эти растения можно встретить не только в лесу, Но и в парке, и в вашем дворе. Разные виды жимолости разводят как декоративные из - за красивых цветков. Почему же с одной стороны красивые, а с другой - \"волчьи\"? Да потому, что в их плодах содержатся ядовитые вещества, которые при попадании в организм человека вызывают рвоту, расстройство кишечника, судороги. В литературе описан случай отравления маленького мальчика, который съел всего несколько ягод крушины ломкой. У него через 4 - 5 часов появились головные боли, головокружение, потеря сознания, судороги. Особенно опасны незрелые плоды, содержащие больше ядовитых веществ, и семена, в которых обнаружена синильная кислота (сильный яд).4-й: А вот кора крушины ломкой используется как слабительное средство. Однако в свежесобранном виде ее применять нельзя, так как она раздражает слизистую оболочку желудка, вызывает тошноту и рвоту. Существует в природе растение названное учеными - ботаниками волчеягодник (Приложение №9). Один из видов его (а их 18) - волчеягодник обыкновенный, красивый, но очень ядовитый кустарник - встречается в лесах Европейской части СНГ, в Западной Сибири и на Кавказе. Волчеягодник цветет ранней весной, в апреле, розовыми цветками, похожими на сирень. Красивы плоды - овальные ярко - красные костянки. Но красота их обманчива. Химические исследования показали, что во всех частях растения содержится желто - бурая смола острожгучего вкуса. Именно она обуславливает сильное раздражающее действие волчеягодника, особенно его коры, за что в народе его прозвали \"волчье лыко\". Опасно не только жевать кору или пытаться оторвать зубами ветку. Даже простое прикосновение к коре (особенно влажной) может привести к печальным последствиям.
5-й: Кора и сок растения вызывают на коже и слизистых оболочках сильное раздражение, способствуют образованию язв и нарывов. Известны случаи тяжелого отравления детей, поевших красивых сочных плодов, в которых содержится много ядовитых веществ. При этом наблюдаются жжение во рту, рвота, расстройство кишечника, головокружение и судороги. При переедании может наступить cмepть. Так что пусть не обижается серый волк: возможно, услышав его имя в названии растений, дети не станут, есть такие красивые, но ядовитые ягоды
Комментарии:
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
18 03 2024 14:18:35
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
17 03 2024 10:11:59
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
16 03 2024 23:54:21
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
15 03 2024 8:44:13
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
14 03 2024 1:47:49
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
13 03 2024 13:32:31
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
12 03 2024 18:49:47
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
11 03 2024 6:20:51
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
10 03 2024 6:43:27
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
09 03 2024 14:53:21
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
08 03 2024 23:58:33
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
07 03 2024 5:42:54
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
06 03 2024 0:43:20
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...
05 03 2024 13:56:24
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
04 03 2024 9:51:54
Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
03 03 2024 9:45:14
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
02 03 2024 11:44:22
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
01 03 2024 6:27:37
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
29 02 2024 8:44:20
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
28 02 2024 10:28:25
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
27 02 2024 15:33:32
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
26 02 2024 17:38:13
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...
25 02 2024 1:41:46
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
24 02 2024 0:25:25
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
23 02 2024 23:43:39
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
22 02 2024 2:30:52
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
21 02 2024 12:37:18
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
20 02 2024 5:43:16
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
19 02 2024 8:43:45
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
18 02 2024 20:25:44
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
17 02 2024 16:42:47
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...
16 02 2024 17:25:43
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
15 02 2024 17:44:15
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
14 02 2024 12:42:13
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
13 02 2024 9:18:39
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
12 02 2024 11:57:12
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...
11 02 2024 19:26:23
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...
10 02 2024 3:43:36
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
09 02 2024 7:32:51
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
08 02 2024 2:14:14
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
07 02 2024 11:24:43
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
06 02 2024 18:14:50
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
05 02 2024 20:56:38
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
04 02 2024 13:13:21
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
03 02 2024 14:11:23
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
02 02 2024 18:45:40
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
01 02 2024 22:55:11
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
31 01 2024 16:27:59
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
30 01 2024 15:28:20
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...
29 01 2024 20:12:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::