Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

Цель и задачи:

  • Формировать и углубллять у учащихся экологические знания о влиянии растений на окружающую среду; о влиянии человека на растительность; развивать понимание необходимости охраны и воспроизводства растительного мира;
  • Закреплять желание знать интересные лекарственные особенности растений встречающихся вблизи жилья человека.
  • Отмечать особенности ядовитых растений; добиваться умения отличать их в природном сообществе.
  • Продолжать поддерживать желание учащихся знать и беречь природу родного края.
  • Применять активные методы обучения, самостоятельного поиска новых материалов; развивать речь учащихся;

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ:

Мы сегодня проводим устный журнал. В журнале, мы надеемся найти что - то новое и интересное для себя. Перелистывая его, к нам как бы сходят со страниц его герои, оживают события.

В нашем журнале есть и интересное и познавательное. Перелистывая его, мы сами оживим страницы своим присутствием и действием.

А открывает большую тему: \"Растения рядом с нами\", первая страница: \"Растения и окружающая среда\". Из которой мы узнаем о влиянии растений на окружающую среду и необходимости охраны растений.

Презентация.

I СТРАНИЦА:\"РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА\". (слайд презентации № 3\")

1. Влияние растений на среду;

2. \"Растения под охраной\";

1. (На листе ватмана нарисован контур дерева, по мере сообщения о влиянии растений на среду, лист заполняется стрелками с надписями о влиянии; сообщения заранее готовятся учащимися).

1 учащийся:

  • Выделение защитных веществ - фитонцидов.

-*/ой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности выpaбатывает вещества, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами. Такие вещества называют - фитонцидами.

Для очищения воздуха закрытых помещений используют комнатные растения. Очень хороши в этом отношении бегонии, герани, хлорофитум, колеус.

Сосновый лес выделяет фитонцидов, столько, что их обеззараживающие действие приравнивается к стерильности операционных и даже выше.

Издавна человек использует растения для борьбы с болезнями - шалфей.

2 учащийся:

  • Поддерживание равновесия в атмосфере.

Растения поддерживают равновесие в атмосфере, особенно трех веществ: О2, С, N (кислорода, азота и углерода). Есть данные, что 1 га леса в год, способен поглотить 10 тон СО2, за час этот - же участок поглощает СО2 столько, сколько выдыхает 200 человек.

Лес сбрасывает листву, хвою, куски коры, сучья. Все это попадает в почву, с помощью бактерий превращается в органическое удобрение.

3 учащийся:

  • Выделение кислорода.

Растения выделяют в окружающую среду кислород, который необходим для дыхания и жизнедеятельности животных, человека, растений, микроорганизмов.

За 1 год 1 га леса выделяет 10 - 20 тон О2. весь кислород атмосферы проходит через живое вещество примерно за 200 лет.

4 учащийся:

  • Поддержание минеральных веществ в почве. 

Растения в процессе жизнедеятельности как бы изымают минеральные соли и возвращая их обратно, постоянно поддерживают их присутствие в почве, что очень важно для ее плодородия.

5 учащийся:

  • Улавливание пыли из атмосферы.

Растения улавливают пыль из атмосферы. Маленькая листовая пластинка за летний период, способна уловить 3 - 4 кг пыли.

6 учащийся:

  • Образование полезных ископаемых и почв.

Растения участвуют в образовании полезных ископаемых и почв.

7 учащийся:

  • Водоохранное значение.

Растения поддерживают гидрологический режим рек. Лесные полосы защищают водные источники от загрязнения стоковыми водами.

8 учащийся:

  • Лес - среда обитания животных.

Лес среда обитания животных и самих растений.

9 учащийся:

  • Рекреационное значение.

Лес - это защита города, любого другого населенного пункта от пыли, шума, место отдыха населения, эстетическое наслаждение.

10 учащийся:

  • Влияние на климат.

Лес смягчает климат, делает его, более влажным дает большую облачность и значит больше осадков. Ослабляет резкое колебание температур, смягчает влияние холодных ветров и суховеев.

2.) (использовать слайды презентации с №4 по №10, \"Растения под охраной )

УЧИТЕЛЬ:

Но окружающая среда тоже оказывает влияние на растения. А больше всего оказывает влияние человек - вернее его деятельность(антропогенный фактор). Человек строит дороги, фабрики, заводы, распахивает поля, вырывает растения и это все влияние отрицательно на любые природные биоценозы. И как результат - растений становится меньше, и они нуждаются в охране. Создаются заказники, заповедники Красные Книги.

Многие растения растут в окрестностях нашего села и стали редкими, нуждаются в охране.

Это такие растения как: (\"Растения под охраной\" презентация, слайды презентации № 4 по №10)

II СТРАНИЦА: \"ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ\". (слайд презентации №11)

1.Заочная экскурсия (инсценировка) ;

2. Фитоотдел.

1. (У выступающих рисунки лекарственных растений, о которых они говорят).

ВЕДУЩИЙ:

А сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию. Проверьте, все ли в сборе, все ли мы взяли с собой, и в путь.

Среди обычных растений, которые растут в лесах, много лекарственных растений. В этой природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболевании желудка.

Ой, мы еще далеко не ушли, а я уже ногу натер. Наверно придется возвращаться назад.

И совсем не обязательно, нам поможет подорожник. (показ рисунка растения; Приложение №1: \"Подорожник\"). Подорожник друг путешественников и туристов. Это растение из семейства подорожниковых. Встречается на обочинах дорог. Листья широкие, яйцевидные до 20 см длиной и 10 см шириной, собраны в прикорневую розетку. Соцветие - узкий, густой колос.

Часто это растение безжалостно топчут и даже не подозревают о его лечебных свойствах. Если в походе вы натерли ногу, оберните больное место листом подорожника. Вы почувствуете, что боль постепенно проходит.

ВЕДУЩИЙ:

Ну, как, стало легче? Тогда идем дальше! История использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. В России, лекарственные травы стали широко применяться в 17 веке, лекарственные травы разводили в аптекарских огородах - садах.

Подождите, я, кажется, поранила ногу о сук, и у меня идет кровь из раны.

А вот растение, которое нам поможет. Это тысячелистник обыкновенный. (показ рисунка; Приложение №2: \"Тысячелистник обыкновенный\"). Сок тысячелистника применяли на Руси еще в 15 веке, как ранозаживляющее средство. Растение разминали между пальцами и накладывали на рану. В его цветках и листьях содержаться эфирные масла, которые убивают многие бактерии.

ВЕДУЩИЙ:

Нам нужно отправляться дальше. Но, кажется, небо затягивается тучами и идет дождь. Очень плохо, мы все рискуем промокнуть и простудиться.

А, я, кажется, знаю, как избавиться о простуды. Посмотрите - это самое обыкновенное растение - ромашка.(рисунок растения; Приложение №3: \"Ромашка аптечная\"). Ромашка аптечная содержит эфирные масла, обладающие противовоспалительным действием. Собирают корзинки ромашки во время цветения. Отвар из них употрeбляют как средство от простуды, кашля. Сухие корзинки ромашки заваривают кипятком, настаивают - 15 минут. И пьют этот чай с сахаром или медом на ночь, чтобы крепко и спокойно спалось.

А, я, знаю замечательное средство от бессонницы. Это одуванчик.(рисунок растения; Приложение №4: \"Одуванчик\"). Заготавливают корни одуванчика осенью. Мелко нарезанные, высушенные корни заливают кипятком, настаивают - 20 минут, охлаждают, процеживают и пьют настой за полчаса до еды. Настой обладает жаропонижающим действием.

ВЕДУЩИЙ:

Ну вот, мы и побывали на экскурсии, а сейчас возвращаемся домой. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.

2.Фитоотдел.

(на столе заранее приготовлена выставка семян, плодов, листьев, корней лекарственных растений; все это разложено в специальную посуду и снабжено этикетками. Можно использовать: плоды черемухи, боярышника, рябины черноплодной, шиповника, тысячелистник, подорожник. А также можно использовать аптечные сборы или косметические средства на основе растений обладающих омолаживающим, защитным действием.)

УЧИТЕЛЬ:

Заочная экскурсия принесла нам знания, и мы успели собрать растения для нашего фитоотдела.

III СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ (слайд презентации №12)

1. \"Суд над сорными растениями\". (по материалам Т.В.Матросовой \"Вечера и праздники юннатов\", стр.47, г.Благовещенск, 1994г.) :

(заранее готовятся места для театрализованного действия, таблички с именами действующих лиц, соответствующие атрибуты)

Секретарь:-Встать, суд идет!

Судья: - Прошу садиться. Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай.

Секретарь:-Ввести подсудимых: Марь, осот, Полынь.

Судья: -В нарушении обвиняются Осот, полынь и Марь. Есть показания, что Осот перехватывает удобрения, культурные растения страдают. Марь создала в земле целый \"банк семян\"и дает массовые всходы, мешает расти зерновым и еще вместе с Полынью, Марь заселяет обочины полей и оттуда совершает набеги на поля. Они вредят культурным растениям уже более 10 тысяч лет.

Секретарь:-Представляется слово потерпевшим. Главному агроному - господину Высевалову, бригадиру - господину Засыпалову, главному агроному - господину Наплевалову.

Судья: - Господин Высевалов, вам слово.

Высевалов:-Осот цветет каждый год, отбирает у культурных растений удобрения.

Судья: - Слово господину Засыпалову.

Засыпалов:-Нет покоя от Мари. Тpaктористы без конца культивируют то картошку, то кукурузу, а Марь все всходит и всходит.

Судья: - Слово Наплевалову.

Наплевалов:-Каждый год я прошу проводить вспашку обочин полей. Но сорняк все растет, не говоря о Мари.

Судья: - Слово осоту.

Осот: - Это не правда. Они сами виноваты. Нарушили сроки вспашки, у комбайна не отрегулированы заслонки, и мои семена разносятся ветром. А удобрения я сначала спрятал в свои корневища, а потом вернул обратно. А еще я доставал минеральные удобрения из глубины. Если бы не нарушали агротехнику меня не было бы так много. Сами меня развели.

Судья: - Слово Мари.

Марь: - И я не виновата, и меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву. Они потом 20 лет в земле лежат. Сами запустили поля - накопили семян.

А меня и обвиняет. Травы многолетние надо сеять. Я бы не росла.

Судья: - Слово полыни.

Полынь: - А меня просто оклеветали. Я расту не на поле, а вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я пользу приношу - вредных насекомых отпугиваю. Когда расту, я почву от пыли закрываю. Потом, года через 2-3 я сама освобождаю место луговым травам.

Судья: - Я настаиваю на том, чтобы подсудимые были сурово наказаны. Они повинны в том, что мы не добираем с полей до 20 - 30 % урожая. Поля должны быть чистыми от них. Все, что они говорили в свое оправдание - хитрые уловки, я думаю, что суд разберется, кто прав, кто виноват.

Судья: - Слово представляется адвокату.

Адвокат: - Мы слышали много обвинений в адрес сорняков. Но есть обстоятельства, которые надо учесть. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но он не уносил их с полей, а запасал в корневище, которые перегнивая, отдавали эти удобрения. Там где рос осот, удобрения не вымывались дождями, не попадали в озеро.

- Марь - развивалась так потому, что у нее имеется \"банк семян\". Но в этом виноват агроном Наплевалов, давал указания пахать с оборотом пласта и семена, выходя на поверхность, вынуждены были прорастать. Товарищ Наплевалов заставляет перепахивать обочины и расселяет Марь. Если этого не делать, то вместо Мари будут расти Полынь, а это растение наоборот полезно. Их можно косить на силос. Потому я считаю, что подсудимые не виноваты, судить надо потерпевших, судить за их экологическую безграмотность.

Рожь:-Прошу слова. Знаете ли вы, что я Рожь, долгое время была сорняком? Я засоряла поля, потом на меня обратили внимание. Меня не уничтожали, а ввели в культуру. Теперь меня сеют и в нашей стране и за рубежом. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь, как следует, может быть, они не виноваты.

Судья: - Суд заслушал выступление адвоката, объяснения, которые дали суду обвиняемые, а также свидетели и признает Осот, Марь и Полынь невиновными. Обвиняемые Марь, Осот, Полынь оправданы. Суд предлагает рассмотреть вопрос о привлечении руководителей хозяйств, которые здесь выступали как обвинители, к персональной ответственности за нарушение правил ведения сельского хозяйства. они экологически безграмотны и сами виноваты в тех потерях урожая, которые пытались свалить на сорняки. С них надо строго спросить.

IY СТРАНИЦА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА. (слайд презентации № 13)

За правильный ответ выдается жетон, затем считается количество и награждается.

1. Никто не пугает, а они все дрожат? (листья осины)

2. Летом одевается, а зимой раздевается? (дерево)

3. Среди лета - метелица, снег летит и стелится? (тополь)

4. Белотелая дeвица солнце вовсе не боится. Конец лета, а загара нет? (береза)

5. Шуба вся ежовая. Служит век как новая? (хвоя сосны, ели)

6. Что может заменить мясо среди растительного мира? (грибы)

7. Какое растение может заменить вату и йод? (мох сфагнум)

8. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники, брусники)

9. Какое растение называют другом пешеходов, туристов? ( подорожник)

10. Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта? (растут где больше тени)

V СТРАНИЦА:\"ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ\".

(по материалам: \"Биология в школе\", 1998 №2,стр.73 \"Опасные кустарники\", Н.М.Ключникова, С.К.Пятунина)

1-й: С понятием \"ядовитые растения\" у нас, как правило, ассоциируются травы. Но оказывается опасными, могут быть и кустарники.

В широколиственном и смешанном лесах нельзя не заметить бересклет бородавчатый (Приложение №5). Ветви этого кустарника особенные: они имеют темно - зеленый цвет и покрыты множеством мельчайших бугорков, точно усеянных бесчисленными бородавочками, благодаря которым и получило свое название. Цветки у него неказистые, тусклые, коричневатой окраски. Но в начале осени бересклет привлекает внимание оригинальными плодами - подвесками. Точно яркие красочные серьги свешиваются они с веток на длинных ниточках. Окраска их пестрая и красивая - сочетание розового, оранжевого и черного цветов. Так и хочется попробовать на вкус! Нельзя! Ядовитые вещества, содержащиеся не только в плодах, но и в коре кустарника, замедляют работу сердца, вызывают расстройства желудка и кишечника.

2-й: В лесах, расположенных недалеко от населенных пунктов, довольно обычны бузина черная и красная (Приложение №6). Родина этого растения - Западная Европа. А у нас, его специально разводят возле жилья из - за ароматных цветов и ярких нарядных плодов. Ядовиты, хотя и незначительно, листья и цветки бузины, но особенно - незрелые плоды. А именно они и привлекают детей во время игр. Если такая \"горошина\" попадет в желудок, т через некоторое время заболит и закружится голова, может начаться рвота. Правда, растение заранее \"предупреждает\" об опасности неприятным запахом листьев и плодов.

3-й: \"Волчьи ягоды\". Предостерегающим бывает и название растения, причем чаще всего не научное, а народное. Многие несъедобные, иногда и действительно ядовитые плоды в народе называют \"волчьими\". Так уж повелось, что волк почти во всех сказках - отрицательный герой. Поэтому из поколения в поколение и говорят \"волчьи ягоды\", чтобы дети боялись и не ели их. При этом \"волчьими\" чаще всего называют красноватые плоды жимолости (Приложение №7), но иногда и черные ягоды крушины (Приложение №8). Эти растения можно встретить не только в лесу, Но и в парке, и в вашем дворе. Разные виды жимолости разводят как декоративные из - за красивых цветков. Почему же с одной стороны красивые, а с другой - \"волчьи\"? Да потому, что в их плодах содержатся ядовитые вещества, которые при попадании в организм человека вызывают рвоту, расстройство кишечника, судороги. В литературе описан случай отравления маленького мальчика, который съел всего несколько ягод крушины ломкой. У него через 4 - 5 часов появились головные боли, головокружение, потеря сознания, судороги. Особенно опасны незрелые плоды, содержащие больше ядовитых веществ, и семена, в которых обнаружена синильная кислота (сильный яд).

4-й: А вот кора крушины ломкой используется как слабительное средство. Однако в свежесобранном виде ее применять нельзя, так как она раздражает слизистую оболочку желудка, вызывает тошноту и рвоту. Существует в природе растение названное учеными - ботаниками волчеягодник (Приложение №9). Один из видов его (а их 18) - волчеягодник обыкновенный, красивый, но очень ядовитый кустарник - встречается в лесах Европейской части СНГ, в Западной Сибири и на Кавказе. Волчеягодник цветет ранней весной, в апреле, розовыми цветками, похожими на сирень. Красивы плоды - овальные ярко - красные костянки. Но красота их обманчива. Химические исследования показали, что во всех частях растения содержится желто - бурая смола острожгучего вкуса. Именно она обуславливает сильное раздражающее действие волчеягодника, особенно его коры, за что в народе его прозвали \"волчье лыко\". Опасно не только жевать кору или пытаться оторвать зубами ветку. Даже простое прикосновение к коре (особенно влажной) может привести к печальным последствиям.

5-й: Кора и сок растения вызывают на коже и слизистых оболочках сильное раздражение, способствуют образованию язв и нарывов. Известны случаи тяжелого отравления детей, поевших красивых сочных плодов, в которых содержится много ядовитых веществ. При этом наблюдаются жжение во рту, рвота, расстройство кишечника, головокружение и судороги. При переедании может наступить cмepть. Так что пусть не обижается серый волк: возможно, услышав его имя в названии растений, дети не станут, есть такие красивые, но ядовитые ягоды



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

31 05 2025 23:25:15

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

30 05 2025 22:40:40

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

29 05 2025 5:23:35

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"


    Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

      Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

28 05 2025 18:36:41

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

27 05 2025 2:59:35

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

26 05 2025 21:13:11

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

25 05 2025 15:32:10

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

24 05 2025 9:47:39

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

23 05 2025 7:22:37

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

22 05 2025 4:35:17

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

21 05 2025 13:24:37

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

20 05 2025 5:20:58

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

19 05 2025 15:51:36

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

18 05 2025 15:35:38

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

17 05 2025 3:11:12

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

16 05 2025 3:12:10

Иммунология на службе здоровья


    Иммунология на службе здоровья

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

15 05 2025 10:49:56

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

14 05 2025 4:25:33

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

13 05 2025 20:41:36

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

12 05 2025 12:14:58

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

11 05 2025 3:49:38

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

10 05 2025 3:51:26

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

09 05 2025 14:39:46

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

08 05 2025 11:28:39

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

07 05 2025 16:18:19

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

06 05 2025 18:34:52

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

05 05 2025 14:59:57

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

04 05 2025 22:35:20

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"


    Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Флора"

      Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...

03 05 2025 20:15:35

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

02 05 2025 22:34:20

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

01 05 2025 11:15:32

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

30 04 2025 8:30:22

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

29 04 2025 20:29:20

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

28 04 2025 2:24:42

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

27 04 2025 2:30:42

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

26 04 2025 17:30:13

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

25 04 2025 11:28:14

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

24 04 2025 17:49:57

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

23 04 2025 17:48:57

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

22 04 2025 16:21:15

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

21 04 2025 11:11:46

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

20 04 2025 2:17:15

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

19 04 2025 16:35:50

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

18 04 2025 3:12:20

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

17 04 2025 20:43:26

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

16 04 2025 2:22:17

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

15 04 2025 15:50:20

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

14 04 2025 8:55:52

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

13 04 2025 4:15:25

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

12 04 2025 20:10:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::