Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

Какие бы реформы не проходили в образовании, но все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности с тем, чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности, реализации всех сущностных сил ребёнка.
Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен \"прожить обучение\", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногий процент детей в обычных школах сохраняют интерес к учению.
С другой стороны, во время все возрастающей школьной нагрузки на ученика, необходимо не только заботится об уровне знаний детей, но и о сохранении психического здоровья ребенка.
Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.
Главная задача педагога - помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.
Ученик для учителя - субъект педагогического процесса, данный процесс организуется на основе его внутренней мотивации, потребности в самореализации, готовности к активной познавательной деятельности, развитии творческого мышления.
Целью своей работы я выбрала часть этой проблемы, а именно - как возродить интерес учащегося, любознательность, а в конечном итоге создать ситуацию развития не только организацией самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательным преодолением трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил. В результате происходит ускоренное формирование личности ребёнка.
Для начала выясним причины, которые гасят любознательность. К ним можно отнести:
- Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
- Громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
- Школа вталкивает в школьника интеллектуальный материал, который им не востребован. Нет деятельности без опоры и на желания, и мотивы учащихся.
- Детям не хватает движения и смены впечатлений, им скучен учебный труд.
- Непродуманность методики и организации учебного процесса и вообще школьной жизни.
- Существует отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях, которое, несомненно, влияет на детей.
Мотивы, которые побуждают к познанию.
По словам замечательного ученого Дистepвега: “Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения”.[2] Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.
Следовательно, задача педагога обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности, должен быть стимул, который вызывает у школьника собственные полезные мотивы деятельности.
Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность.
Вывод: Учитель должен изучать типичные потребности школьников - общечеловеческие, возрастные, пoлoвые и другие, чтобы отобрать нужные из них для стимулирования познания.
Стимулами познавательной деятельности являются:
- Новизна учебного материала.
- В организации учебного процесса находить новое, неизвестное.
- Пpaктическая значимость знаний для самих школьников.
- Пpaктические потребности ученика.
- Противоречивость материала. Парадоксы и противоречия в учебном материале.
- Создание ситуации успеха.
- Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.
В школе биология - преимущественно
описательная дисциплина, поэтому большую роль в
активизации учения школьников играет правильно
организованная познавательная деятельность,
основанная на создании:
во-первых, оптимального уровня сложности;
во-вторых, на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и пpaктических заданий.
Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:
- пересказ учащимися учебного материала.
- пpaктические и лабораторные работы.
- проверочные работы, тесты.
Но у этих способов есть и свои недостатки, они не позволяют судить о том как ученик научился применять свои знания, требует специального оборудования, отнимает много времени урока, а при проведении проверочных работ возрастает уровень тревожности, что влияет на психологическое здоровье ученика.
Таким образом, эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем применения творческих задач.
ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Важно знать, что творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учителя направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.
Под творческой задачей понимают проблему
- с нечетко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится) ;
- содержащую некое противоречие;
- допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области, развитие умений и навыков выполнения творческих задач, поэтому задача учителя состоит в постепенности процесса приобщения детей к выполнению данного рода задач.
На I этапе урока, с применением творческих задач, коллективно обсуждаются и решаются конкретные задачи по следующему плану:
- постановка проблемного вопроса;
- знакомство с содержанием задачи;
- подбор способов решения задачи алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа) ;
- рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование) ;
- высказывание предложений;
- проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;
- формулировка выводов.
Далее учителем показываются способы решения типичных задач. Учащимся предлагается решить задачу по данному образцу, причем разрешается пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучаются решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность на первом этапе не проявляется.
На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагаются задачи, решение которых требует применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Консультацию учителя ребята использовали лишь для актуализации знаний.
На третьем этапе учащиеся выполняют задания самостоятельно и пытаются сами составить задачу. По мере решения творческих задач учащиеся усваивают прежние и находят новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У школьников появляется устойчивый интерес к учебным действиям и потребность к творческой активности. Выполнение творческих задач позволяет использовать коллективные и групповые формы работы, что в будущем обеспечит им социализацию в обществе.
Другой способ решения творческих задач - типовые схемы работы с группами:
- Группы получают одно и то же задание. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. В этом случае учитель на острие интереса ребят может построить проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
- Группы получают разные задания. Тогда или “спикеры” групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый “спикер” по кругу обходит каждую группу и работает с ней.
- Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.
Сильным ходом является объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом, содержанием.
Особо интересный вопрос - решение творческих, эвристических задач в группах, которые развивают “творческость” мышления. Такие задачи принято называть “открытыми” (на Западе пользуются термином “креативность”).
Позиция детей к решению творческих задач разная, ребята высказывают свои соображения, возникает дискуссия, а, следовательно, идёт активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.
У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.
Творческие задания применимы на уроках по различным темам - в этом смысле они универсальны. Выделяют несколько типов творческих задач.
Количественные задачи (расчетные).
Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.
Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).
Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.
Качественные задачи.
Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?
Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также пpaктические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний
Экспериментальные задачи.
Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.
- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?
- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?
- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?
Такие экспериментальные задачи можно проводить по следующему плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Вопросы направлены на выявление прямых и обратных связей.
Предварительное действие - наклон корпуса при вставании со стула, отведении таза назад при приседании, отклонения корпуса вправо при подъеме левой ноги - это прямые связи. Но для осуществления следующего (или одновременного) целевого действия нужна информация о выполнении предшествующей фазы, которая поступает в мозг по каналам обратной связи. Если она не пройдет, окончательное действие будет блокировано.
Результат опыта показывает понимание не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.
Пример: Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:
“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.
Инновационные задачи
Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.
Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?
Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.
Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использование жизненного опыта, повседневных наблюдений,
Пример: постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке.
При выполнении этого задания учащиеся могут использовать учебник.
Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тpaкте —> всасывание ее в кровь —> изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах —> превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.
Пример: Почему рука, удерживающая груз, не падает?
При решении данной задачи, учащиеся могут столкнутся с противоречием, которое стало ключом к постановке проблемы: суставные хрящи скользкие, да еще и смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются.
Пример: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
Ответы учащихся бывают различными:
- кость - сложный живой орган, т. к. она растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
- в кости есть кровеносные сосуды;
- кость - живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды.
Логика учащихся, давших второй ответ такова: кость состоит из клеток, а клетки - “живой организм”, следовательно, кость - живая.
Это пример творческих задач, развивающих логические и комбинаторные способности.
Пример: Печень называют “химической лабораторией”, “продовольственным складом”, “диспетчером организма”. Что лежит в основе таких образных выражений?
Ответы учащихся:
- в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов, избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;
- печень участвует в поддержании постоянства состава крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;
- в печени производится кровь; она переpaбатывает некоторые вещества и производит другие.
Такой тип задач формирует системное мышление, носит прикладной хаpaктер, требует выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями.
Семантические задачи
Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.
Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.
Ответы учащихся, оцененные как правильные:
- печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца - “бегающая” под кожей мышь; слово “пясть” произошло от числа пять; анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчлeнение”;
- витамины – в переводе с латинского “жизнь”; понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.
Использование творческих задач на уроках биологии позволяет:
- использовать полученные учащимися знания для решения различных пpaктических, исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания учащихся;
- демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;
- развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений) ;
- способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся
- через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;
- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе; - просто привлекать внимание учеников к теме урока.
Пpaктика показывает, что в процессе такой организации обучения ученик овладевает разными ролями в учебном сотрудничестве, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретает самостоятельность, уверенность, осваивает различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности.
Это приводит к более эффективной самореализации
ученика и сохранению его индивидуальности.
Ученики не боятся новых смелых нестандартных
решений, могут пересмотреть свои взгляды и
действия, свои ошибки, могут не соглашаться с
мнением учителя, предложить лучшее решение
проблемы. Тогда мы можем сказать себе, что,
действительно, сделали все, чтобы вырастить
интеллектуальный и культурный потенциал
нации.
ЛИТЕРАТУРА
- Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1996.
- Гликман И. Искусство возбуждения ... //Директор школы - №2, 2003.
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. - М: Просвещение, 1996.
- Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ - СП Акцидент, 1998.
Комментарии:
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
25 11 2025 22:30:51
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
24 11 2025 7:18:32
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
23 11 2025 16:30:23
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
22 11 2025 10:34:23
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
21 11 2025 20:53:40
Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
20 11 2025 10:22:54
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
19 11 2025 4:13:52
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
18 11 2025 15:13:16
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
17 11 2025 18:32:45
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
16 11 2025 5:32:22
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
15 11 2025 11:48:38
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся.
...
14 11 2025 15:35:22
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
13 11 2025 16:55:36
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
12 11 2025 1:54:31
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
11 11 2025 14:58:57
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
10 11 2025 15:34:57
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....
09 11 2025 7:25:38
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
08 11 2025 13:59:27
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
07 11 2025 8:26:24
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
06 11 2025 20:17:43
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
05 11 2025 23:51:54
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
04 11 2025 8:40:32
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
03 11 2025 17:35:12
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
02 11 2025 9:18:40
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
01 11 2025 22:29:10
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
31 10 2025 2:18:14
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
30 10 2025 16:27:14
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
29 10 2025 18:29:29
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
28 10 2025 7:16:57
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
27 10 2025 23:16:45
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
26 10 2025 15:38:59
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
25 10 2025 4:25:44
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
24 10 2025 8:20:20
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
23 10 2025 17:23:58
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
22 10 2025 20:47:10
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
21 10 2025 16:16:52
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
20 10 2025 3:43:20
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
19 10 2025 17:12:39
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
18 10 2025 22:53:16
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
17 10 2025 5:34:37
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
16 10 2025 19:36:50
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
15 10 2025 19:20:11
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
14 10 2025 20:13:28
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
13 10 2025 14:53:34
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
12 10 2025 21:56:12
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
11 10 2025 20:48:15
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
10 10 2025 17:49:19
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
09 10 2025 9:40:47
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
08 10 2025 4:50:20
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
07 10 2025 17:48:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




