Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

Актуальность проекта

За годы своей педагогической деятельности учителем биологии и экологии я не раз обращала внимание, с каким неподдельным интересом взрослые и дети разгадывают различные задачи-головоломки. На почте мгновенно раскупаются печатные издания, включающие в себя кроссворды. Решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор. Некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Медики уже довольно давно стали использовать кроссворд как успокаивающее средство. Преподаватели тоже применяют его в своей работе, что позволяет учащимся усваивать знания в игровой форме.

Представленная мной исследовательская работа по применению кроссвордов на уроках биологии и внеклассных мероприятиях ставит цель – разработать и опытно проверить технологию развития творческого потенциала в процессе использования кроссвордов на уроках биологии. Объектом исследования является сам процесс развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и внеклассных занятиях. Предмет исследования основывается на предположении более высокой эффективности работы учащихся на уроке и дома если:

  •  реализовать в процессе преподавания биологии технологию развития творческих возможностей учащихся через дидактическую игру;
  • формировать у учащихся при помощи дидактической игры потребность к творческой самореализации;
  • стимулировать методическую активность учителя в раскрытии своего личного творческого потенциала.

В соответствии с целью и гипотезой мною поставлены задачи:

  1. Познакомиться с методикой составления кроссвордов.
  2. Составить кроссворды по тексту учебников «Биология» 5-9 классов, под редакцией Н.И.Сонина и др. издательства «Дрофа».
  3. Разработать технологию использования дидактической игры на уроках биологии.
  4. Внедрить технологию дидактической игры в учебный процесс предмета для учащихся 5 класса.
  5. Выявить и охаpaктеризовать уровень повышения или понижения качества знания учащихся на основе внедрения системы критериев.

Методы исследования

При решении поставленных задач были использованы теоретические методы исследования – анализ литературных источников по теме исследования.

Ожидаемые результаты проекта

В ходе реализации проекта учащиеся должны:

Знать:

правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда,

Уметь:

ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте.

Описание проекта

Подготовительный этап. Осуществляется теоретический анализ проблемы (определялись исходные методологические позиции и аппарат исследования; знакомство с методикой составления кроссвордов) ; проводится отслеживание учебного процесса контрольного 5 класса (по традиционной методике) за  пятилетний период.

Составляются кроссворды по тексту учебника с учетом возрастных особенностей, и разpaбатывается методика опытно-экспериментальной работы на уроках биологии в экспериментальном классе.

Пpaктический этап. Проводится опытно-экспериментальная работа с учащимися экспериментального класса с целью проверки гипотезы исследования и предварительного осмысления промежуточных результатов.

Включение учащихся в творческий процесс в экспериментальном классе начиная с 7 класса.        

Оценочный этап. Подводятся результаты эксперимента, экспертное заключение проектной деятельности в экспериментальном классе. Намечаются перспективы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана и проходит апробацию технология развития творческих способностей учащихся на уроках биологии, которая основана на использовании метода дидактической игры.

Теоретическая значимость проекта заключается в следующем: использование данного проекта должно повысить эффективность преподавания биологии, что приведёт к повышению качества знаний.

Пpaктическая значимость проекта. В ходе промежуточных результатов обучения выявлено повышение качества знаний учащихся на уроках биологии. Критериями служат традиционные показатели оценки ЗУН.

Воспроизводимость идеи.  В любых условиях.

Риск реализации проекта. Чрезмерное увлечение учителем кроссвордами может отвлекать от основного учебного процесса.

Апробация проекта проводилась на уровне методического объединения учителей естественно-математического цикла школы.

Механизмы реализации проекта

Отталкиваясь от того, что учебный кроссворд – это дидактическая игра, который содержит игровую и учебную задачу, использую несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.

Познавательный (или обучающий) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающий – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела в биологии, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.

Итоговый – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов в биологии. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Предлагая учащимся учебные кроссворды учителю необходимо знать, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.

Кроссворд должен быть мотивирован, т.е. побуждать в ученике работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т.д.

Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т.е. учитель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т.п..

Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. Используются кроссворды такого типа, которые способствуют воспроизведению нужных учителю сведений – из истории биологии, строении и развитии живых организмов и т.д


Как древние люди представляли себе Вселенную. 5 класс

1. Для развития взглядов о строении Вселенной сделали … учёные
2. Один из великих математиков, который предложил, что Земля не плоская
3. Как переводится с греческого языка «шар»
4. Древнегреческий астроном, развивший представления учёных о Вселенной. По его мнению, вокруг неподвижной Земли вращаются 8 небесных сфер
5. Национальность Аристотеля
6. Небесное тело
7. Весь мир
8. Древнегреческий математик, первым предложивший, что Земля имеет форму шара
9. Одна из планет движущаяся вокруг Солнца.                                                                        

Проверочная работа по теме «Учение о клетке» 9 класс

1. Постоянно-присутствующие в цитоплазме строго специализированные структуры.
2. Энергетические станции клетки.
3.Овальные тельца клетки, функция которых заключается во внутриклеточном переваривании пищевых частиц.
4. Важнейшая часть клетки, отвечающая за хранение и воспроизведение генетического материала.
5. Самостоятельная ядерная структура, имеющая плечи и центромеру.
6.Форма клеточного размножения, при которой происходит точное и равномерное распределение набора хромосом между дочерними клетками.
7. Напряженное состояние клеточной стенки.
8. Паразит на генетическом уровне прокариотических организмов.
9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни.
10. Скопление белков, р-РНК и субъединица рибосом, в основе которого лежит участок хромосомы.

Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной форме (а значит более интересной) проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Предъявляя ученикам, кроссворд, нужно иметь в виду следующее: при его решении учитель достигает поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоение учебного материала. При этом необходимо соблюдать следующие правила: доступность, мотивация, создание игровой ситуации, обеспечение учителем положительных эмоций ученикам, внесение элементов состязания, проведение дискуссий и т.п.                                   

Методика составления кроссвордов по биологии.

При составлении кроссвордов использовала наиболее популярные виды классификации: по форме игрового поля – ассиметричные (нестандартные с вольным расположением слов), т.к. в изучаемом учебном материале биологические термины, определения, понятия являются основными критериями.

Еще можно использовать – по общему хаpaктерному признаку либо условию, когда все слова или начинаются с определенной буквы, или узловая буква в пересечении слов одинакова, либо слова имеют одинаковую длину. Может быть по вертикали использовано «ключевое слово».

Этапы составления кроссворда.

  1. Сделать анализ учебного текста по теме урока.
  2. Составить список слов изучаемого учебного материала.
  3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.
  4. Поиск и составление вопросов к биологическим терминам, понятиям, определения.
  5. Вычерчивание рисунка сетки в Excel.
  6. Нумерация рисунка сетки.
  7. Печать текстов вопросов и ответов.
  8. Орфографическая проверка текстов.
  9. Проверка текстов на соответствие нумерации.
  10. Печать кроссворда.        
Оценка решения кроссворда.

Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной биологии, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.

Кол-во слов в кроссворде Уровни эрудиции
 Высокий «5» Средний «4»  Удовлетворительный «3» Низкий

«2»

4 4 3 2 1 и ниже
5 5 4 3 2 и ниже
6 6 5 4 3 и ниже
7 7 6 5 4 и ниже
8 8 7 6 5 и ниже
9 9 8 7-6 5 и ниже
10 10 9-8 7-6 5 и ниже
11 11-10 9-7 6-5 4 и ниже
12 12-11 10-8 7-6 5 и ниже
13 13-12 11-9 8-6 5 и ниже
14 14-13 12-9 8-6 5 и ниже
15 15-14 13-10 9-7 6 и ниже
16 16-15 14-11 10-8 7 и ниже
17 17-16 15-12 11-8 7 и ниже
18 18-17 16-13 12-9 8 и ниже
19 19-18 17-15 14-10 9 и ниже
20 20-19 18-14 13-10 9 и ниже
21 21-20 19-15 14-11 10 и ниже
22 22-20 19-15 14-11 10 и ниже
23 23-21 20-16 15-12 11 и ниже
24 24-22 21-17 16-13 12 и ниже


План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап
Цель: разработка модели обучения учащихся биологии с использованием игры-задачи
Задачи: -разработать стратегию, тактику и оперативное планирование
               -анализ ситуации в поддержании интереса к предмету

п/п
Мероприятия Предполагаемый результат Сроки
1 Анализ ситуации Проведение тестирования сентябрь
2 Анализ учебной деятельности учащихся 5 класса Контроль за результатами учебной деятельности (традиционной методики)   
3 Работа с литературой по теме

Поиски информации по теме

Накопление информации
октябрь-декабрь
4 Знакомство с опытом учителей
5 Изучение вопроса по изучению теории кроссвордов и составлению этапов кроссворда январь-март
6 Составление алгоритма решения кроссворда
7 Изучение вопроса о влиянии кроссворда на здоровье людей
8 Составление кроссвордов для учащихся 5 класса с учетом индивидуальных особенностей

Составить кроссворды для учащихся 5 класса

 
9 Корректировка учебной программы Создание технологических карт для 5 класса  
10 Разработка мероприятий по формированию интереса к проблеме *вызвать интерес у школьников используя различные методы: беседы, сообщения, конкурсы апрель-май
11 Составление кроссвордов для учащихся 6 класса с учетом индивидуальных особенностей Составить кроссворды для учащихся 6 класса  
12 Корректировка учебной программы Создание технологических карт для 6 класса
Цель: подготовка к внедрению инновации.
Задачи: составить кроссворды для 7 класса, разработать организацию применения.
1 Выбор разновидности кроссвордов для данной возрастной группы    
2 Составление кроссвордов для учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей Составить кроссворды для учащихся 7 класса. с сентября по май
3 Корректировка учебной программы Создание технологических карт для 7 класса
Цель: подготовка к внедрению инновации
Задачи: -составить кроссворды для 8 класса
       -разработать организацию применения кроссвордов
1 Выбор разновидности кроссвордов для данной возрастной группы    
2 Составление кроссвордов для учащихся 8 класса с учетом индивидуальных особенностей Составить кроссворды для учащихся 8 класса с учетом индивидуальных особенностей
3 Корректировка учебной программы Создание технологических карт для 8 класса
Цель: подготовка к внедрению инновации
Задачи: -составить кроссворды для 9 класса
              -разработать организацию применения
1 Выбор разновидности кроссвордов для данной возрастной группы Определение оптимального варианта разновидности кроссворда с сентября по март
2

Составление кроссвордов для учащихся 9 класса с учетом

индивидуальных особенностей
Составить кроссворды для учащихся 9 класса с учетом индивидуальных особенностей
3 Корректировка учебной программы Создание технологических карт для 9 класса
4 Разработка формы оценивания результатов учащихся Составлена «Шкала оценивания» апрель
5 Представление теоретического этапа работы на МО ЕМЦ Утверждение теоретической части и корректировка действий апрель
6 Информирование учащихся 5 класса и их родителей на вступление в эксперимент Получение согласия учащихся 5 класса и родителей на внедрение инновации май
7 Представление разработки комплексно-целевого плана реализации инновации УСШ Утверждение разработки комплексно-целевого плана реализации проекта  учебных годах май -июнь
8 Создание системы контроля за ходом реализации эксперимента Создание контрольной группы
Пpaктический этап
(5, 6 класс)
Цель: введение в образовательный процесс инновации
Задачи: -создание условий для развития участников образовательного процесса
              -в процессе апробации производить корректировку действий
1 Информация учащихся экспериментального 5 класса, родителей и учителей о вступлении в эксперимент Информирование учащихся, родителей и учителей с комплексно-целевым планированием проекта сентябрь-ноябрь
2 Начало системного мониторинга Входной контроль учащихся
3 Обучение учащихся алгоритму решения кроссворда и системы оценивания Контроль и корректировка действий по ходу эксперимента
4 Оценка результативности экспериментального класса на данном этапе Выходной контроль декабрь-апрель
5 Отчет контрольной группы администрации школы и Управляющему Совету о ходе  инновации в процессе обучения школьников Информирование
6
Оценка результативности Осмысление результатов май
(7, 8 класс)

Цель: включение учащихся в творческий процесс

Задачи: - научить учащихся приемам составления кроссвордов
               -продолжать формировать навыки работы с научно-популярной литературой
              -продолжать развитие речевой грамотности
              -создать сборник кроссвордов
1 Разработка мероприятий по включению учащихся в творческий процесс создания кроссвордов

Набор творческой группы уч/ся

Планирование
сентябрь-октябрь
2 Знакомство учащихся с теорией, классификацией и разновидностями составления кроссвордов Изучение теории кроссвордов ноябрь-декабрь
3 Изучение алгоритма составления кроссворда учащимися Пробные работы
4 Создание творческих работ по выбранной теме и выполнение их в компьютерном варианте Представление творческих работ на уроках, семинарах, в общешкольной газете… февраль
5 Сбор творческих работ учащихся экспериментального класса для создания сборника «Кросс-вопрос» Выпуск сборника кроссвордов «Кросс-вопрос» март-апрель
Оценочный этап
(9 класс)
Цели: оценка результатов эксперимента
Задачи: - подвести итоги полученных результатов в ходе проведения эксперимента
              -сделать выводы с учетом корректировки действий проекта
              -определить перспективы дальнейшей деятельности
1 Разработка мероприятий по оценке результатов деятельности инновации на учебно-воспитательный процесс Обработка результатов и оформление документации сентябрь-октябрь
2 Информирование о результатах деятельности инновации администрации школы и УСШ Отчет контролирующей группы ноябрь-декабрь
3 Экспертная оценка работы и определение перспективных действий проекта УСШ

Оценка качества работы

Информирование итогов
февраль-март

Перспективы развития проекта

  1.  Создание творческой группы для выполнения кроссвордов и выполнение их в компьютерном варианте (для учащихся начальных классов).
  2.  Сбор творческих работ учащихся экспериментального класса для создания сборника «Кросс-вопрос»
  3.  Издание сборника кроссвордов по биологии 5-9 классов

Источник финансирования проекта

  1.  Спонсорская помощь
Приложение 1
Приложение 2



Комментарии:

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

02 12 2025 7:53:45

Экология и культура — будущее России


    Экология и культура — будущее России

      Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

01 12 2025 2:51:42

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

30 11 2025 6:17:51

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

      Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

29 11 2025 3:57:21

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

28 11 2025 19:37:23

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

27 11 2025 8:12:52

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

26 11 2025 9:53:18

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

25 11 2025 6:55:32

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

24 11 2025 0:52:23

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

23 11 2025 13:21:27

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

22 11 2025 3:57:39

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

21 11 2025 9:31:33

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

20 11 2025 9:22:25

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

19 11 2025 17:32:32

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

18 11 2025 22:34:25

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

17 11 2025 4:27:29

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

16 11 2025 1:21:34

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

15 11 2025 20:36:47

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

14 11 2025 8:48:28

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

13 11 2025 0:19:57

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

12 11 2025 6:26:59

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

11 11 2025 7:25:42

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

10 11 2025 2:58:36

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

09 11 2025 23:15:20

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

08 11 2025 16:26:58

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

07 11 2025 16:52:45

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

06 11 2025 12:36:15

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

05 11 2025 21:13:35

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

04 11 2025 4:35:46

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

03 11 2025 12:59:45

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

02 11 2025 13:25:44

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

01 11 2025 18:54:57

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах


    Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

      В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....

31 10 2025 0:49:25

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

30 10 2025 18:41:54

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

29 10 2025 13:23:24

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

28 10 2025 10:39:18

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

27 10 2025 20:42:50

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

26 10 2025 22:45:38

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

25 10 2025 12:13:47

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

24 10 2025 22:33:17

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

23 10 2025 18:15:48

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

22 10 2025 21:47:14

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

21 10 2025 1:16:33

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

20 10 2025 6:56:21

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

19 10 2025 6:38:21

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

18 10 2025 7:13:59

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

17 10 2025 2:44:30

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

16 10 2025 9:39:14

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

15 10 2025 7:14:34

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

14 10 2025 11:48:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::