Урок-исследование «Скелет человека»

Цель: установить особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных;
- подчеркнуть качественные отличия скелета человека, связанные с приспособлением к труду, прямохождению и социальному образу жизни.
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;
- развивать у учащихся самостоятельность в ходе выполнения исследовательской работы и решения проблемных ситуаций.
- Воспитательные:
- способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;
- способствовать формированию аккуратности при работе с тетрадью;
- воспитывать умение слушать одноклассников;
- содействовать эстетическому воспитанию школьников в ходе урока.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: модель скелета человека, модель черепа человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, компьютер, интеpaктивная доска, Презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (тема, цель, план урока).
2. Актуализация опopных знаний. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.
3. Проверка знаний (фронтальная беседа).
“Движение – это жизнь”, – заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению.
1) Благодаря чему же мы перемещаемся в
прострaнcтве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем,
плаваем, совершаем каждый день многие тысячи
разнообразных движений?
2) Чем представлена опopно-двигательная система?
3) Какие функции выполняет скелет?
4) Из каких отделов состоит скелет человека?
5) Назовите отделы черепа человека и кости их
образующие (ответ ученика по модели черепа
человека).
6) Биологическая задача: Отец посадил ребенка на
плечи. На какие кости отца опирается малыш? Какие
кости называют плечами анатомы?
– Давайте вспомним строение и функции пояса
верхних конечностей и собственно верхней
конечности.
7) Давайте вспомним строение и функции пояса
нижних конечностей и собственно нижней
конечности.
8) Игровой момент: На каждую парту выдаются пазлы
«Скелет человека», необходимо правильно и
максимально быстро собрать предложенную
картинку.
4. Изучение нового материала. Исследовательская работа: «Особенности скелета человека».
Цель: установить особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие.
– Как вы думаете, имеет ли скелет человека
отличительные особенности строения?
На каждую группу учащихся раздаются рисунки для
выявления особенностей скелета человека и
таблица для заполнения.
Отдел скелета | Сходство скелета человека и млекопитающих | Особенности скелета человека | Причины появления этих особенностей |
|
Учитель совместно с учениками определяет отдел скелета, который будет анализироваться группой учащихся.
Группа №1. Сравните череп человека и человекообразной обезьяны.
Карточка №1. Скелет человека и человекообразной обезьяны.
В чем различия черепа человекообразной обезьяны(1) и черепа человека(2)? Как вы думаете, почему появились эти различия?
Группа №2. Сравнить позвоночник человека и человекообразной обезьяны. В чем сходства и различия позвоночника человека(1) и позвоночника человекообразной обезьяны (2)? Чем вы объясните особенности строения позвоночника человека?
Карточка №2. Скелет человека и человекообразной обезьяны.
Группа №3. Сравните грудную клетку
человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие грудной клетки человека (1) и
человекообразной обезьяны (2)? Как вы
объясните это различие?
Карточка № 3. Грудная клетка человека и человекообразной обезьяны.
Группа №4. Сравните тазовый пояс
человека и человекообразной обезьяны.
В чем различие таза у человека(1) и
человекообразной обезьяны (2)? С чем связано это
различие?
Карточка № 4. Таз человека и человекообразной обезьяны.
Группа №5. Сравните строение верхней
конечности человека и человекообразной
обезьяны.
Какая часть конечности имеет отличительные
особенности? Как вы объясните это? Какое значение
для человека имеют эти отличия?
Карточка №2(см выше).
Группа №6. Сравните строение нижней конечности человека и человекообразной обезьяны. Какие особенности строения отличают нижние конечности человека(1)? Чем обусловлены эти отличия? Какое значение для человека имеют эти особенности скелета?
Карточка №2 (см. выше).
Карточка №5. Стопа человека и человекообразной обезьяны.
По итогам работы в группах учащиеся заполняют таблицу:
Отдел скелета | Сходство скелета человека и млекопитающих | Особенности скелета человека | Причины появления этих особенностей |
Череп | Мозговой и лицевой отделы | Преобладание мозгового отдела над лицевым, не выступает вперед челюстной аппарат, не выражены надбровные дуги, развитие подбородочного выступа | Увеличение объема головного мозга; развитие речи |
Позвоночник | Состоит из позвонков, отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый | 4 изгиба; массивность костей поясницы; увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста |
Прямохождение; смещение центра тяжести |
Грудная клетка | Грудные позвонки, ребра и гpyдина | Грудная клетка расширена с боков, | Прямохождение |
Плечевой пояс | 2 лопатки, 2 ключицы |
Большая подвижность плечевого сустава | Разнообразная деятельность |
Верхняя конечность | Плечо, предплечье, кисть | Обладает значительной подвижностью; противопоставленный большой палец | Разнообразная трудовая деятельность |
Нижняя конечность | Бедро, голень, стопа | Массивные кости; сводчатая стопа. Ноги длиннее рук, кости массивнее. | Прямохождение; смещение центра тяжести, стопа смягчает толчки при ходьбе |
Тазовый пояс | Тазовые кости и крестцовый отдел позвоночника | Таз широкий, в виде чаши; массивный; ограниченная подвижность тазобедренного сустава | Прямохождение; смещение центра тяжести |
5. Вывод: «Скелет человека имеет отличительные особенности; причиной появления этих особенностей являются прямохождение, развитие трудовой и мыслительной деятельности, появление речи».
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
04 07 2022 4:29:51
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
03 07 2022 3:48:38
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
02 07 2022 18:35:29
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
01 07 2022 18:32:34
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
30 06 2022 21:22:20
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
29 06 2022 17:41:20
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
28 06 2022 15:45:44
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
27 06 2022 8:15:37
Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....
26 06 2022 4:46:17
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
25 06 2022 4:24:16
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
24 06 2022 11:22:31
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
23 06 2022 6:40:58
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
22 06 2022 9:16:53
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
21 06 2022 10:44:41
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
20 06 2022 6:27:15
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
19 06 2022 5:41:19
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
18 06 2022 14:42:16
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
17 06 2022 8:41:53
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
16 06 2022 12:59:41
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....
15 06 2022 18:51:56
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
14 06 2022 21:55:29
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
13 06 2022 3:50:40
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
12 06 2022 5:50:59
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
11 06 2022 16:15:17
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
10 06 2022 15:33:51
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
09 06 2022 2:33:15
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
08 06 2022 7:46:58
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
07 06 2022 1:45:30
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
06 06 2022 20:23:26
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
05 06 2022 17:12:18
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
04 06 2022 19:50:31
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
03 06 2022 19:35:55
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
02 06 2022 13:38:28
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
01 06 2022 17:19:34
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
31 05 2022 19:26:10
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
30 05 2022 22:30:59
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
29 05 2022 3:30:50
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
28 05 2022 2:32:41
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
27 05 2022 14:58:40
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
26 05 2022 17:10:17
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
25 05 2022 7:16:48
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
24 05 2022 3:39:20
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
23 05 2022 2:42:43
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
22 05 2022 6:23:35
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
21 05 2022 13:46:23
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
20 05 2022 20:17:19
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
19 05 2022 11:34:20
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
18 05 2022 14:41:51
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
17 05 2022 9:38:14
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
16 05 2022 10:23:15
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::