Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"
Цель: познакомить учащихся с разнообразием красящих пигментов растений, формирование навыков работы с дополнительной литературой, формирование монологической речи, навыков выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, биологическая микролаборатория, микроскоп, растворы соды, аммиака, уксусной кислоты, лимонной кислоты, вытяжка антоциана.
Действующие лица: учащиеся эколого-биологической секции “Путь в науку” в роли аспирантов и кандидатов биологических наук.
Как великий художник,
природа умеет и с небольшими
средствами достигать великих эффектов.
Г. Гeйне
Ведущий: Природа наградила нас необычайным даром – цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью восхищаемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Цвет волос мы часто сравниваем с золотистыми колосьями хлеба или с коричневыми каштанами, а цвет глаз – с синими васильками. Даже сами названия цветов – оранжевый, лиловый, индиго – тоже происходят от названий соответствующих растений. Мы приглашаем вас в удивительный мир растений.
Зав. кафедрой: Уважаемые коллеги и приглашенные гости, И так тема заседания нашей кафедры: “Разноцветная история или удивительный мир растений”. На заседание выносятся следующие вопросы:
- Почему листья и стeбли растений имеют зеленый цвет?
- Почему лепестки цветков имеют разноцветную окраску?
- Что является причиной изменения окраски листьев?
И так слово предоставляется зав. лабораторией “Цитология”.
Зав. лабораторией “Цитология”: Наша лаборатория поставила перед собой цель: Выявить органоиды клетки, от которых зависит окраска растений?
Мы рассмотрели клетки различных частей растения под микроскопом и выяснили, что зеленую окраску листьям придают зеленые пластиды – хлоропласты. На слайде вы видите передвижение хлоропластов в листьях листа элодеи. А вот яркую окраску лепесткам цветков придают вакуоли, которые содержат клеточный сок с разнообразными пигментами, т.е. красящими веществами. Могу предположить, что это разные вещества, имеющие свою окраску: в желтых цветках желтые пигменты, в синих – синие, в красных – красные и т.д.
Зав. кафедрой. Спасибо за выступление. А что скажут ваши коллеги: Фитохимики?
Зав. лабораторией “Фитохимия”: С гордостью могу сказать, что мы продвинулись в изысканиях намного дальше своих коллег. И могу утверждать, что действительно окраска растений зависит от многих пигментов. Но наши коллеги ошибаются, говоря, что каждый цветок имеет свой пигмент. И здесь мы остановимся на невероятной изобретательности и фантазии природы. Оказывается, в клеточном соке присутствует пигмент антоциан. Присутствие антоциана в клеточном соке растений придает цветкам колокольчиков синий цвет, фиалок - фиолетовый, незабудок - небесно-гoлyбой, тюльпанов, пионов, роз, ге opгинов - красный, а цветкам гвоздик, флоксов, гладиолусов – розовый.
Аспирант 1: Почему же этот краситель является таким многоликим?
Дело в том, что антоциан в зависимости от того, в какой среде он находится (в кислой, нейтральной или щелочной), способен быстро изменять свой оттенок. Соединения антоциана с кислотами имеют красный или розовый цвет, в нейтральной среде - фиолетовый, а в щелочной - синий.
Аспирант 2. А где же доказательства?
Зав. кафедрой: Тихо господа! Действительно, наука требует доказательств.
Зав. лабораторией “Фитохимия”: Будут вам сейчас доказательства. Ассистент, помогите мне, пожалуйста.
Аспирант 3. Антоцианы легко извлечь из любых синих или красных частей растения. Если, к примеру, прокипятить нарезанный корнеплод столовой свеклы или листья краснокочанной капусты в небольшом количестве воды, то скоро она окрасится от антоциана в лиловый или грязно-красный цвет. В колбе находится фиолетовый пигмент антоциан, который мы получили из листьев краснокачанной капусты. Но стоит прилить к нему лимонную кислоту и он становится красным, а если добавить щелочи и он синий. Все очень просто! (Показывает опыт с изменением окраски сока свеклы в кислой и щелочной среде)
Зав. лабораторией “Фитохимия”: Эффект изменения окраски антоцианов часто используется фокусниками: если красная роза несколько минут находится в щелочной атмосфере, то она становится синей, а розовый пион – сине-зеленым.
Аспирант 1. Господа, извините меня, пожалуйста. Вы открыли мне глаза! Я долго думал. Почему в соцветиях медуницы лекарственной можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розоватым венчиком, расцветшие - пурпуровой окраски и уже отцветающие - синего цвета. Теперь я понял, в чем дело. Это обусловлено тем, что в бутонах клеточный сок имеет кислую реакцию, которая по мере распускания цветков переходит в нейтральную, а потом и в щелочную. Подобные изменения окраски лепестков наблюдаются и у цветков жасмина комнатного, незабудки болотной, синюхи гoлyбой, льна обыкновенного, цикория обыкновенного и сочевичника весеннего. Спасибо вам! Сегодня я буду спать спокойно.
Аспирант 2. А как объяснить белую окраску цветков.
Сотрудник лаборатории “Фитохимия”: Можно мне слово.
Зав. кафедрой: Пожалуйста.
Сотрудник лаборатории “Фитохимия”: Цветы не содержат никакого пигмента белого цвета. Этого белого пигмента, который бы мог содержаться в цветах, просто не существует в природе. Белый цвет всех белых цветков образуется в результате равномерного отражения и рассеивания света. Аналогию можно провести между цельным льдом и снегом. Лед прозрачный, а снег белый.
Зав. кафедрой. А что вы можете сказать о зеленых пигментах?
Сотрудник лаборатории “Фитохимия”: Самыми распространенными растительными пигментами зеленого цвета являются хлорофиллы (показывает вытяжку хлорофилла). Именно они входят в состав хлоропластов и окрашивают растения в зеленый цвет. Для синтеза хлорофилла необходимо много света и высокая температура. Поэтому летом растения зеленые. Но к осени при понижении продолжительности светового дня и температуры синтез хлорофилла прекращается, и на листьях проявляются цвета красных антоцианов и других красителей.
Зав. кафедрой. Спасибо, коллега. В своем выступлении вы и ответили на вопрос “Что является причиной изменения окраски листьев?”
Аспирант 4. Вы рассказали нам о пигменте антоциане и хлорофилле, которые окрашивают растения в красные, синие, розовые и зеленые цвета. Но в природе есть еще и желтый цвет. Какие пигменты вызывают желтую окраску цветов и плодов?
Сотрудник лаборатории фитохимии: Флавоны – одни из самых распространенных растительных пигментов. Нет растения, где бы они ни были обнаружены. Долгое время считалось, что эти пигменты хаpaктерны исключительно для растительного царства, однако в 90-х годах прошлого века некоторые флавоны были обнаружены и в грибах. На латинском языке flavus означает желтый. В природе флавоны являются основными пигментами, обеспечивающими желтую цветовую гамму плодов и цветов. Много этих красителей и в других органах растений, хотя там желтая окраска маскируется другими пигментами.
Флавоны – довольно устойчивые соединения, причем некоторые из них хорошо растворимы в горячей воде. Именно поэтому флавоновые пигменты были первыми красителями, которые наши предки использовали для окраски тканей. Наши бабушки в деревнях красили ткань и пасхальные яйца при помощи луковой шелухи. В этих случаях они имели дело именно с желтыми пигментами.
Аспирант 2: Есть ли польза от пигментов для человека?
Сотрудник: Растительные пигменты и мы
Несмотря на очевидную эстетическую пользу от растительных пигментов, люди всегда находили им и вполне пpaктическое применение.
Первым наиболее естественным и понятным способом использования красителей растений было применение их \"по назначению\". Речь, в первую очередь, идет о пищевой промышленности. Пигменты растений не токсичны, они естественны, и как не ими окрашивать потрeбляемые нами продукты питания, тем более, \"биологически чистые\".
Другое направление использования пигментов – фармакологическое. То, что полезно растениям, часто оказывается полезным и нам с вами. Как уже отмечалось, пигменты являются антиоксидантами: они замедляют старение, тормозят рост paковых опухолей, защищают организм в условиях повышенной радиации. Хлорофиллы обладают сильными антисептическими свойствами, они убивают многие виды бактерий, не случайно их используют для изготовления антибактериального препарата хлорофиллипта.
Некоторые из растительных пигментов не просто полезны: они являются витаминами, а без витаминов наш организм просто не может существовать. Желтый пигмент рибофлавин называют витамином В2, а каротиноид ретинол – витамином А.
Говорить о пользе растительных пигментов и о значении их для нас можно бесконечно. Но наша статья лишь коротко знакомит с ними. Возможно, информация о пигментах не изменит круто вашу жизнь. Этого и не надо. Просто в будущем, глядя на сочную зелень растений, пестрый ковер цветов, самодовольную красноту помидоров на дачном участке, подумайте о том, что все вокруг нас не случайно, все взаимосвязано, подумайте о том, как прекрасен, гармоничен и изумителен мир, в котором мы все живем.
Зав. кафедрой: Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Вопросов нет? Подведем итог нашего заседания.
Мы выяснили, что в растениях присутствуют разнообразные пигменты, которые окрашивают растения во все цвета радуги. Растительные пигменты используют в пищевой промышленности, медицине, фармакологии.
Всем спасибо!
Презентация
Комментарии:
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
18 03 2024 19:36:37
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
17 03 2024 0:38:38
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
16 03 2024 23:19:57
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...
15 03 2024 7:27:19
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
14 03 2024 2:27:31
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
13 03 2024 16:58:12
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...
12 03 2024 13:25:54
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
11 03 2024 18:17:45
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
10 03 2024 10:44:25
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...
09 03 2024 16:47:41
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
08 03 2024 3:22:26
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
07 03 2024 9:18:10
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
06 03 2024 2:44:25
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
05 03 2024 20:16:46
Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....
04 03 2024 1:21:30
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
03 03 2024 5:44:41
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
02 03 2024 8:56:10
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
01 03 2024 2:39:35
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
29 02 2024 2:32:59
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
28 02 2024 17:50:23
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
27 02 2024 1:10:55
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
26 02 2024 7:14:18
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
25 02 2024 22:13:12
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
24 02 2024 6:46:53
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
23 02 2024 8:49:21
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
22 02 2024 23:43:33
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
21 02 2024 19:46:15
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
20 02 2024 10:22:50
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
19 02 2024 9:52:51
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
18 02 2024 12:34:25
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
17 02 2024 6:11:30
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
16 02 2024 6:59:14
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
15 02 2024 1:46:27
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
14 02 2024 21:44:48
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
13 02 2024 13:45:21
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
12 02 2024 9:28:51
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
11 02 2024 20:10:24
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
10 02 2024 3:52:33
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
09 02 2024 16:47:20
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
08 02 2024 1:24:31
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
07 02 2024 3:29:35
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
06 02 2024 22:37:29
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
05 02 2024 21:22:55
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
04 02 2024 17:25:24
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
03 02 2024 15:33:42
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
02 02 2024 16:10:28
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
01 02 2024 1:36:24
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
31 01 2024 21:34:17
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
30 01 2024 6:27:47
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
29 01 2024 15:26:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::