Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"
Цели и задачи и задачи урока:
- Познакомить учащихся с происхождением пресмыкающихся;
- Дать представление об их разнообразии в зависимости от условий жизни, способов питания и передвижения;
- Выявить общие черты представителей класса;
- Воспитать в детях гуманное отношение к животным, любовь к природе, родному краю.
Структура урока |
Содержание |
I. Организационный момент |
|
II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. |
Проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. |
III. Изучение нового материала. |
Вспомним, как происходила эволюция позвоночных животных на Земле. |
1. Фронтальная беседа. | а) Какие животные явились
родоначальниками земноводных? б) Под влиянием каких условий происходил выход позвоночных из воды на сушу? в) Какие климатические условия начала и середины каменноугольного периода способствовали широкому распространению земноводных? г) Какими признаками внешнего и внутреннего строения обладали древние земноводные? |
2. Сообщение ученика (опережающее задание с использованием таблицы “Выход земноводных на сушу”). | Учитель обращает внимание учащихся на особенности строения стегоцефалов (древних земноводных): строение зубов и сочлeнение черепа с позвоночником очень близки к пресмыкающимся. Стегоцефалы соединяли в себе признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся. |
3. Создание проблемной ситуации. | Каким путём шла эволюция позвоночных после стегоцефалов? От каких животных произошли современные пресмыкающиеся? |
4. Выдвижение гипотез и их обсуждение. | |
5. Демонстрация фильма “Эра пресмыкающихся” | В результате просмотра
учащиеся выясняют, что предками современных
пресмыкающихся являются древние пресмыкающиеся
– сеймурии. Какие усложнения появились в строении пресмыкающихся по сравнению с земноводными? |
6. Обсуждение, работа в парах, заполнение таблицы (деловое сотрудничество) | Сравнительная хаpaктеристика земноводных и пресмыкающихся Хаpaктерные черты Лягушка 1.Среда обитания 2.Покровы тела 3.Органы дыхания 4.Температура 5.Какой кровью снабжаются органы 6.Строение головного мозга 7.Где происходит размножение и развитие 8.Наличие личиночной стадии Усложнения в строении пресмыкающихся позволили им освоить все среды: и наземную, и водную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле. |
7.Создание второй проблемной ситуации | Что послужило причиной вымирания древних пресмыкающихся? |
8.Выдвижение гипотез и их обсуждение | Обсуждение
предполагаемых версий. Главные из них: – резкое похолодание – появление конкурентов – теплокровных животных – смена голосеменных растений на покрытосеменные. Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий, населяющих Землю в мезозойскую эру. Сейчас насчитывается более 7000 видов рептилий. Класс включает 4 отряда (схема): Класс пресмыкающиеся Чешуйчатые: |
9.Викторина для любознательных (используется презентация “Удивительный мир рептилий”, подготовленная учащимися) | Мы знакомы с
представителями трёх отрядов. Что вы знаете о
них? Отряд Чешуйчатые а) Какие особенности строения и поведения змей породили суеверия? б) Определите, кто изображён на рисунке: змея или ящерица? в) Подумайте! Переставив буквы в названии болгарского города, вы получите название самой крупной из современных ящериц (Варна – варан) г) Почему веретеницу относят к ящерицам? Отряд Крокодилы а) Скажите, почему крокодилы не заселяют территории с холодным климатом? б) Какие особенности строения крокодилов указывают на их более высокую организацию по сравнению с другими пресмыкающимися? в) Каким образом крокодилы могут дышать в воде с раскрытой пастью? |
10. Сообщение ученика (опережающее задание) | Отряд Ящерогады Единственным представителем ящерогадов является гаттерия – “живое ископаемое”. Появилась на Земле 190-200млн. лет назад. Отряд Черепахи О каком животном сейчас пойдёт речь? Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят… (черепахи) На примере черепахи предлагается рассмотреть хаpaктерные черты представителей класса. |
11. Лабораторная работа с использованием натурального объекта – живой черепахи (выполняется демонстрационно) | Украшенная черепаха в
естественных условиях является обитательницей
рек и озёр Северной Америки. В нашей стране
содержится как декоративное животное. Цель работы: установить по каким признакам черепаху относят к классу Пресмыкающихся. Ход работы: 1. Рассмотрите живую черепаху: а) Какие отделы тела можно выделить у черепахи? б) Чем черепаха отличается от других пресмыкающихся? 2. Пронаблюдайте: а) Может ли черепаха освободится от панциря? б) Какое значение имеет панцирь? 3. Пронаблюдайте движения черепахи. Рассмотрите строение ног. Какой особенностью обладают ноги речной черепахи? 4. Дотроньтесь палочкой до головы черепахи. Как черепаха реагирует на прикосновение? 5. Сделайте вывод. |
12. Вывод лабораторной работы | Черепаху относят к классу
Пресмыкающихся по следующим признакам: 1. У неё чётко выражены отделы тела: голова, шея, туловище, хвост и пятипалые конечности; 2. Кожа лишена желез, имеется костный панцирь, состоящий из роговых щитков; 3. Водная черепаха имеет признаки, указывающие на приспособленность животного к водному образу жизни (перепонки на ногах). Эти признаки указывают на принадлежность черепахи к классу Пресмыкающихся. |
13. Обобщение изученного материала | Учащиеся дают общую хаpaктеристику класса. |
IV. Закрепление |
Программированный опрос:
определите, представителя какого отряда
хаpaктеризует суждение (предлагаются суждения,
по которым следует определить отряд): Чешуйчатые: |
V. Подведение итогов урока:1. Что понравилось на уроке? 2. Чему новому научились на уроке? 3. Оценки за урок |
Итак, сегодня на уроке мы выяснили, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме, которые позволили им заселить разные среды обитания. Познакомились с некоторыми видами пресмыкающихся; выяснили какие общие признаки позволяют объединить их в один класс Пресмыкающиеся. |
VI. Домашнее задание и инструктаж |
1. Д/з для слабоуспевающих
учеников: выучить параграф 45, уметь ответить на
вопросы после параграфа. 2. Д/з для учащихся, обладающих средним уровнем обучаемости: параграф 45 и задание: возьмите в библиотеке рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, прочитайте его. Почему А.П. Чехов дал одному из своих рассказов название “Хамелеон”? В каком смысле употрeблено это слово? 3. Д/з для учащихся, обладающих высоким уровнем обучаемости: параграф 45 и творческое задание: по научно-популярной литературе подготовить сообщения об особенностях строения и образа жизни пресмыкающихся: а) хамелеон б) эфа в) веретеница г) миссисипский аллигатор. Подготовленные сообщения станут страницами журнала для любознательных “Удивительный мир рептилий”, который ведётся при изучении всей темы. 4.Задание для всех: любить и охранять природу! |
Комментарии:
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
24 08 2025 8:32:34
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
23 08 2025 3:30:48
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
22 08 2025 3:42:27
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
21 08 2025 20:33:53
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
20 08 2025 10:58:35
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
19 08 2025 11:15:35
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
18 08 2025 10:50:44
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
17 08 2025 12:14:56
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
16 08 2025 5:29:55
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
15 08 2025 8:10:33
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
14 08 2025 17:44:52
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
13 08 2025 8:47:43
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
12 08 2025 4:39:52
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
11 08 2025 12:48:57
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
10 08 2025 21:45:14
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
09 08 2025 19:25:44
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
08 08 2025 11:37:15
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
07 08 2025 7:16:49
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
06 08 2025 22:17:42

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
05 08 2025 8:36:43
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
04 08 2025 11:58:14
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
03 08 2025 6:39:19
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
02 08 2025 16:18:27
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
01 08 2025 19:44:36
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
31 07 2025 7:52:48
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
30 07 2025 8:12:55

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
29 07 2025 6:50:59

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
28 07 2025 22:22:26
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
27 07 2025 18:34:17
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
26 07 2025 2:22:12
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
25 07 2025 7:44:41
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
24 07 2025 22:28:36
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
23 07 2025 19:49:16
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
22 07 2025 11:49:53
Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....
21 07 2025 7:16:56
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
20 07 2025 15:48:50
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
19 07 2025 16:45:16
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
18 07 2025 12:46:21
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
17 07 2025 8:38:54
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
16 07 2025 1:59:27
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
15 07 2025 0:31:19
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
14 07 2025 0:49:34
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
13 07 2025 17:54:34
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
12 07 2025 6:17:20
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
11 07 2025 11:49:51
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
10 07 2025 10:26:20
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
09 07 2025 18:13:57
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
08 07 2025 21:44:58
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
07 07 2025 23:17:17
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
06 07 2025 0:19:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::