Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности
Школьный двор… Мы приходим сюда робкими и несмелыми, взрослеем и хорошеем вместе с ним, а прощаемся уже серьезными людьми. Он был нашим другом, мы поверяли ему свои тайны. Нас снова и снова тянет сюда. Наверное, недаром популярная песня «Школьный вальс» начинается строкой: «Когда уйдем со школьного двора…» (приложение 1).
Наш школьный двор носит название «Зеленый город». Как в любом городе в нем есть улицы, скверы, площади: школьный Арбат, сквер 60-летия Победы, площадь Памяти, Спортивный бульвар, Березовая роща, Площадка развлечений, улицы Тенистая, Грушевая и Ботаническая. Каждый сектор двора имеет свое назначение и историю.
Первые деревья в нашем зеленом городе появились 40 лет назад и были посажены учениками школы-новостройки. Сейчас на месте этих посадок шумит березовая роща и плодоносит грушевый сад.
Преображение школьного двора – это результат реализации различных детско-взрослых проектов. Летом 2007 года на карте города появился школьный Арбат, а в июне этого года новая зона для отдыха детей и взрослых, а так же водоем.
Не секрет, что экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. На протяжении последних лет в нашей школе складывается система работы в этом направлении: определяются содержание и методы работы, способствующие формированию у школьников системы биологических знаний, отношения к природе как объекту и сфере собственной пpaктической деятельности и реализации деятельностного подхода по изучению и охране окружающей среды.
Систему работы по формированию эколого-образовательной среды мы попытались представить в виде круговой диаграммы, в которой отразили все направления деятельности. Работа строится таким образом, чтобы задействовать не только учащихся и педагогический коллектив школы, но и родителей, и население микрорайона. К основным направлениям деятельности кроме уроков мы относим организацию профильных смен, работу экологического отряда «Майский ландыш», научно-пpaктическую деятельность школьников и работу клуба «Почемучка» в начальной школе, а так же кружковую работу.
ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Приложение 2
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму». Поэтому школьный двор является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, так как проводимые здесь уроки и мероприятия позволяют формировать эмоциональную сферу ребенка и выpaбатывать пpaктические навыки. Его возможности востребованы как в учебной, так и в неурочной деятельности.
Учителя начальных классов, биологии, географии проводят здесь уроки, экскурсии, лабораторные и пpaктические работы. Например, в 6 классе по программе Н.И. Сонина на школьном дворе провожу урок биологии по теме: «Отличие живого от неживого. Основные свойства живых организмов». После сообщения темы школьники получают задания, которые могут выполнять индивидуально или в группе. Вот примеры таких заданий:
Задания:
- Найдите и опишите что-нибудь неживое.
- Найдите и опишите что-нибудь живое. К какому царству относятся выбранные вами объекты?
- Найдите и опишите что-нибудь не относящееся к природе.
- Опишите особенности поведения какого-нибудь животного. Найдите следы его деятельности.
- Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос: «Чем живое отличается от неживого?»
Анализ работ показывает, что ученикам под силу самим сформулировать основные свойства живых организмов. А многие так увлекаются творческой стороной процесса, что свои ответы превращают в мини сочинения или сопровождают небольшими рисунками.
Живая природа обладает большим образовательным потенциалом. Она является средой развития биологической культуры выпускника: биологических знаний, умений познавать природу и опыта творческой деятельности. Такой опыт приобретается в результате выполнения в ходе экскурсии различных учебно-исследовательских заданий. Так задания, выполняемые шестиклассниками на экскурсии по теме «Организм и среда. Природные сообщества», позволяют установить экологическую закономерность – зависимость жизненных проявлений у растений от факторов окружающей среды.
Задания для учащихся:
- Рассмотрите деревья одного вида, растущие в глубине сообщества и на открытом месте. Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола, по величине и густоте кроны. Сделайте выводы.
- Рассмотрите подорожник, растущий у дороги, и подорожник, растущий в канаве, выясните, чем они отличаются? Сосчитайте число листьев у этих растений, измерьте их длину, а так же высоту растения, величину соцветия. Сделайте вывод.
- На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории, дайте хаpaктеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения органов.
- Найдите красивый уголок природы на исследуемой территории и дайте его литературно-художественное описание.
Наблюдение и сравнение, используемые в качестве приемов деятельности на таких уроках позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся.
Много интересного могут увидеть дети во время коротких путешествий на школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть изморозь, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а весной следить за капелью, набухающими почками тополя и березы, поведением в природе различных живых организмов.
Такие совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельному поиску, постепенно перерастают в потребность открывать новое. На уроках русского языка экскурсии могут стать источником детских сочинений на основе наблюдений, на уроках биологии и географии – подтолкнуть ребенка к самостоятельному исследованию, с целью поиска ответов на возникшие у него вопросы.
Вопросы экологического воспитания школьников успешно решаются и в неурочное время: на занятиях дополнительного образования, через исследовательскую деятельность, внеклассные и спортивные мероприятия. Традицией стало проведение в конце учебного года междисциплинарной мини зарницы для учащихся 6–7-х классов, где на одном из этапов ученики могут показать свою смекалку и эрудицию в области биологических и экологических знаний. А осенью школьный двор становится спортивной ареной для проведения школьного дня здоровья.
Простейшие исследования, которые проводятся на территории, прилегающей к школе члeнами клуба «Почемучка», позволяют детям не только получить ответы на доминирующие в этом возрасте вопросы: «Что?», «Кто?», но и формируют у школьников устойчивую потребность в изучении живого в «живом виде». Подтверждение ранее полученных теоретических знаний собственными наблюдениями, «радость открытия», возможность использования собственного житейского опыта способствуют возникновению у детей познавательного интереса.
В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
В заключение хочется добавить, что такое разнообразие форм непрерывного экологического образования создает условия для формирования инициативной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
Приложение 3.
Комментарии:
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
24 08 2025 10:12:54
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
23 08 2025 23:22:42
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
22 08 2025 16:33:48
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
21 08 2025 16:31:10
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
20 08 2025 5:31:16
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
19 08 2025 2:51:28
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
18 08 2025 15:41:19
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
17 08 2025 19:13:37
В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися.
...
16 08 2025 5:26:24

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
15 08 2025 7:28:24
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
14 08 2025 20:38:12

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
13 08 2025 1:14:34
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
12 08 2025 5:39:19
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
11 08 2025 2:13:26
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
10 08 2025 5:20:36
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
09 08 2025 22:28:30

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
08 08 2025 1:17:26
Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....
07 08 2025 3:38:12
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
06 08 2025 6:24:38
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
05 08 2025 2:33:38
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
04 08 2025 5:29:25
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
03 08 2025 2:43:48

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
02 08 2025 20:24:37
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
01 08 2025 4:15:56
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
31 07 2025 10:13:50
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
30 07 2025 4:30:29
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики",
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека".
При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе.
...
29 07 2025 10:42:44
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
28 07 2025 19:16:25
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
27 07 2025 19:30:41
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
26 07 2025 3:51:58
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
25 07 2025 13:33:40
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
24 07 2025 17:22:29
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
23 07 2025 22:30:37
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
22 07 2025 0:12:50
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
21 07 2025 12:36:29
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
20 07 2025 0:32:49
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
19 07 2025 13:52:28
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
18 07 2025 2:28:28
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
17 07 2025 14:41:35
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
16 07 2025 0:18:20
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
15 07 2025 5:22:18

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
14 07 2025 8:29:20
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
13 07 2025 21:29:55
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
12 07 2025 11:29:59
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
11 07 2025 5:30:11
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
10 07 2025 7:21:17
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
09 07 2025 22:51:38
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
08 07 2025 18:59:28
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
07 07 2025 6:50:54
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
06 07 2025 20:43:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::