Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности
Школьный двор… Мы приходим сюда робкими и несмелыми, взрослеем и хорошеем вместе с ним, а прощаемся уже серьезными людьми. Он был нашим другом, мы поверяли ему свои тайны. Нас снова и снова тянет сюда. Наверное, недаром популярная песня «Школьный вальс» начинается строкой: «Когда уйдем со школьного двора…» (приложение 1).
Наш школьный двор носит название «Зеленый город». Как в любом городе в нем есть улицы, скверы, площади: школьный Арбат, сквер 60-летия Победы, площадь Памяти, Спортивный бульвар, Березовая роща, Площадка развлечений, улицы Тенистая, Грушевая и Ботаническая. Каждый сектор двора имеет свое назначение и историю.
Первые деревья в нашем зеленом городе появились 40 лет назад и были посажены учениками школы-новостройки. Сейчас на месте этих посадок шумит березовая роща и плодоносит грушевый сад.
Преображение школьного двора – это результат реализации различных детско-взрослых проектов. Летом 2007 года на карте города появился школьный Арбат, а в июне этого года новая зона для отдыха детей и взрослых, а так же водоем.
Не секрет, что экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. На протяжении последних лет в нашей школе складывается система работы в этом направлении: определяются содержание и методы работы, способствующие формированию у школьников системы биологических знаний, отношения к природе как объекту и сфере собственной пpaктической деятельности и реализации деятельностного подхода по изучению и охране окружающей среды.
Систему работы по формированию эколого-образовательной среды мы попытались представить в виде круговой диаграммы, в которой отразили все направления деятельности. Работа строится таким образом, чтобы задействовать не только учащихся и педагогический коллектив школы, но и родителей, и население микрорайона. К основным направлениям деятельности кроме уроков мы относим организацию профильных смен, работу экологического отряда «Майский ландыш», научно-пpaктическую деятельность школьников и работу клуба «Почемучка» в начальной школе, а так же кружковую работу.
ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Приложение 2
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму». Поэтому школьный двор является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, так как проводимые здесь уроки и мероприятия позволяют формировать эмоциональную сферу ребенка и выpaбатывать пpaктические навыки. Его возможности востребованы как в учебной, так и в неурочной деятельности.
Учителя начальных классов, биологии, географии проводят здесь уроки, экскурсии, лабораторные и пpaктические работы. Например, в 6 классе по программе Н.И. Сонина на школьном дворе провожу урок биологии по теме: «Отличие живого от неживого. Основные свойства живых организмов». После сообщения темы школьники получают задания, которые могут выполнять индивидуально или в группе. Вот примеры таких заданий:
Задания:
- Найдите и опишите что-нибудь неживое.
- Найдите и опишите что-нибудь живое. К какому царству относятся выбранные вами объекты?
- Найдите и опишите что-нибудь не относящееся к природе.
- Опишите особенности поведения какого-нибудь животного. Найдите следы его деятельности.
- Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос: «Чем живое отличается от неживого?»
Анализ работ показывает, что ученикам под силу самим сформулировать основные свойства живых организмов. А многие так увлекаются творческой стороной процесса, что свои ответы превращают в мини сочинения или сопровождают небольшими рисунками.
Живая природа обладает большим образовательным потенциалом. Она является средой развития биологической культуры выпускника: биологических знаний, умений познавать природу и опыта творческой деятельности. Такой опыт приобретается в результате выполнения в ходе экскурсии различных учебно-исследовательских заданий. Так задания, выполняемые шестиклассниками на экскурсии по теме «Организм и среда. Природные сообщества», позволяют установить экологическую закономерность – зависимость жизненных проявлений у растений от факторов окружающей среды.
Задания для учащихся:
- Рассмотрите деревья одного вида, растущие в глубине сообщества и на открытом месте. Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола, по величине и густоте кроны. Сделайте выводы.
- Рассмотрите подорожник, растущий у дороги, и подорожник, растущий в канаве, выясните, чем они отличаются? Сосчитайте число листьев у этих растений, измерьте их длину, а так же высоту растения, величину соцветия. Сделайте вывод.
- На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории, дайте хаpaктеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения органов.
- Найдите красивый уголок природы на исследуемой территории и дайте его литературно-художественное описание.
Наблюдение и сравнение, используемые в качестве приемов деятельности на таких уроках позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся.
Много интересного могут увидеть дети во время коротких путешествий на школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть изморозь, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а весной следить за капелью, набухающими почками тополя и березы, поведением в природе различных живых организмов.
Такие совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельному поиску, постепенно перерастают в потребность открывать новое. На уроках русского языка экскурсии могут стать источником детских сочинений на основе наблюдений, на уроках биологии и географии – подтолкнуть ребенка к самостоятельному исследованию, с целью поиска ответов на возникшие у него вопросы.
Вопросы экологического воспитания школьников успешно решаются и в неурочное время: на занятиях дополнительного образования, через исследовательскую деятельность, внеклассные и спортивные мероприятия. Традицией стало проведение в конце учебного года междисциплинарной мини зарницы для учащихся 6–7-х классов, где на одном из этапов ученики могут показать свою смекалку и эрудицию в области биологических и экологических знаний. А осенью школьный двор становится спортивной ареной для проведения школьного дня здоровья.
Простейшие исследования, которые проводятся на территории, прилегающей к школе члeнами клуба «Почемучка», позволяют детям не только получить ответы на доминирующие в этом возрасте вопросы: «Что?», «Кто?», но и формируют у школьников устойчивую потребность в изучении живого в «живом виде». Подтверждение ранее полученных теоретических знаний собственными наблюдениями, «радость открытия», возможность использования собственного житейского опыта способствуют возникновению у детей познавательного интереса.
В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
В заключение хочется добавить, что такое разнообразие форм непрерывного экологического образования создает условия для формирования инициативной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
Приложение 3.
Комментарии:
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
27 11 2024 21:39:55
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
26 11 2024 5:30:39
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
25 11 2024 7:16:19
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
24 11 2024 23:31:21
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
23 11 2024 0:42:54
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
22 11 2024 17:29:57
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...
21 11 2024 13:28:12
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
20 11 2024 18:31:52
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
19 11 2024 7:27:20
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
18 11 2024 12:38:16
Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....
17 11 2024 17:28:24
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
16 11 2024 10:10:49
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
15 11 2024 9:59:34
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
14 11 2024 14:15:42
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
13 11 2024 23:35:31
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
12 11 2024 14:15:22
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
11 11 2024 5:10:30
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
10 11 2024 12:44:20
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...
09 11 2024 21:56:45
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
08 11 2024 0:17:10
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
07 11 2024 22:39:39
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...
06 11 2024 14:21:48
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
05 11 2024 19:12:53
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
04 11 2024 3:31:51
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...
03 11 2024 19:15:47
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
02 11 2024 5:56:56
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
01 11 2024 2:12:33
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
31 10 2024 20:16:25
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
30 10 2024 16:56:11
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
29 10 2024 0:32:35
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
28 10 2024 18:39:43
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
27 10 2024 6:20:21
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
26 10 2024 5:23:38
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
25 10 2024 12:56:34
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
24 10 2024 2:24:50
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
23 10 2024 3:17:19
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
22 10 2024 9:14:32
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
21 10 2024 14:52:31
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...
20 10 2024 3:51:14
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...
19 10 2024 17:39:48
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...
18 10 2024 8:56:50
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
17 10 2024 0:29:41
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
16 10 2024 1:42:12
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
15 10 2024 17:56:39
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
14 10 2024 17:12:54
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
13 10 2024 13:28:10
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
12 10 2024 23:10:52
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
11 10 2024 2:49:57
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
10 10 2024 0:56:20
Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
09 10 2024 8:18:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::