Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Цели:
- Расширять и углубллять знания о лечебных свойствах растений, обитающих в данной местности.
- Учить применять знания на пpaктике, в повседневной жизни.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений.
Оборудование: Презентация (приложение 1) с фотографиями – иллюстрациями, загадки, стихи.
Весь зеленый мир – это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и вылечиваются разные заболевания. Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают.
Да вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать.
Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот возрастает. Народная медицина возникла в человеческом обществе уже во времена первобытного общества. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор.
На этом мероприятии мы с вами познакомимся с знакомыми нам растениями, узнаем их целебные свойства.
Первый тур. ЦЕЛЕБНЫЕ ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ.
1. Хвойное дерево сбрасывает на зиму листву?
А. Сосна.
В. Кипарис.
С. Туя.
Д. Лиственница.
Ответ: Лиственница.
В народной медицине применяется живица лиственницы в качестве мази при кожных заболеваниях.
2. Листья каких деревьев осенью краснеют?
А. Ива
В. Тополь
С. Осина
Д. Береза
Ответ: Осина.
Осина – уникальное по своим целительным свойствам дерева. С точки зрения энергетики – она забирает, подавляет плохую энергию.
Сочетание противомикробных и противовоспалительных свойств в коре осины делает ее перспективной в комплексном лечении туберкулеза, оспы, малярии, сифилиса, дизентерии, воспаления легких, кашля различного происхождения, поносов, ревматизма и воспаления слизистой оболочки мочевого пузыря. Осину используют как средство, повышающее аппетит.
Осиновые веники – по своему целительному действию они в несколько раз превосходят и березовые, и дубовые – сочетая качества и тех, и других.
3. Древесина каких деревьев используется в кораблестроении?
А. Сосна
В. Береза
С. Ель
Д. Дуб
Ответ: Сосна.
Медицинское значение имеют молодые побеги (почки), хвоя, древесина, из которой получают скипидap. Сосновый скипидap применяются наружно как местное раздражающее и отвлекающее средство при ревматизме, невралгии, подагре. В народной медицине широко используется отвар из почек, который назначается внутрь при бронхитах, ревматизме, водянке и как желчегонное.
4. Разгадай загадку: Жду в лесу я вас
В любой день и час.
К вам сама приду
Только раз в году:
На свою беду,
Вам на радость.
А. Сосна
В. Ель
С. Черемуха
Д. Осина
Ответ: Ель.
В медицинской пpaктике разрешен к применению настой из почек и шишек ели. В народной медицине ель применяют для лечения различных болезней. Ванны из хвои ели использовали для лечения ревматических поражений суставов, кожных болезней и подагры. Для лечения фурункулов, язв и других поражений кожи делали мазь из еловой смолы, воска, сливочного масла, смешивая в равных количествах. Хвоя в виде настоя применяется как противоцинготное средство. Загустевшая смола как жвачка используется для удаления дурного запаха изо рта, а также как накладка на больные зубы.
5. Какое дерево называют хлебным деревом Сибири?
А. Сосна
В. Ель
С. Кедр
Д. Лиственница
Ответ: Кедр.
Растет кедр 200-300 лет. На большом старом дереве созревает до тысячи шишек. А в каждой из них больше сотни семян, вкусных, налитых растительным жиром, витаминами и другими питательными веществами. Это настоящее богатство!
6. У какого хвойного дерева хвоя мягкая?
А. Пихта
В. Сосна
С. Ель
Д. Кипарис
Ответ: Пихта.
Пихта – очень ценное растение. Ее бальзам обладает великолепными клеящими свойствами, не мутнеет от времени. Из хвои пихты получают эфирное масло, которое применяется как ароматическое и лечебное средство.
7. Разгадайте загадку:
Пришла весна-красна!
Беляна с радости заплакала,
Слезами платьице закапала.
А. Ива
В. Береза
С. Липа
Д. Яблоня
Ответ: Береза.
В народной медицине применяют почки, листья и сок березы. Из березовых почек готовят настойку на спирте и употрeбляют при болях в желудке, язвенной болезни, а также при отеках и как глистогонное. Отвары и спиртовые настойки березовых почек и листьев обладают мочегонным, потогонным, желчегонным, отхаркивающим действием. При зубных болях делают примочки настойкой на больной зуб. Настоем почек промывают воспаленные, гноящиеся глаза. Березовый сок используется в качестве общеукрепляющего и профилактического средства.
8. О каком дереве звучит данная фраза: «И так в старину бывало: дерево людей обувало»
А. Ива
В. Черемуха
С. Липа
Д. Береза
Ответ: Липа.
В народной медицине цветы липы являются популярным потогонным средством. Настой цветов липы употрeбляются при головной боли, обмороках, как противопростудное средство. Разморенная липовая кора дает много слизи и применяется для лечения ожогов, подагры, геморроя. Отварами и настоями лечат различные болезни желудка, толстого кишечника, печени, почек. Порошок из листьев применяют для остановки носовых кровотечений.
9. Древесина у этого дерева необычного оранжевого цвета. Она не ценится и используется нешироко. А вот дрова из этого дерева и горят хорошо, и тепла много дают, эти дрова называют царскими. Что это за дерево?
А. Береза
В. Ель
С. Ольха
Д. Сосна
Ответ: Ольха.
В народной медицине препараты из ольхи применяют как вяжущее и кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тpaкта, при острых энтеритах и коликах, при поносах у детей. Отвар из коры ольхи применяют для полоскания горла и ротовой полости, для укрепления десен. Водный раствор и спиртовую настойку ольховых шишек применяют при подагре, простудных заболеваниях, ревматизме, энтеритах, колитах, дизентерии.
10. Среди плодовых растений это дерево – одно из самых зимостойких, переносит морозы до 50 градусов. Поэтому растет на всей европейской части страны – от севера до юга. Доживает до 200 лет. Назовите это дерево?
А. Рябина
В. Смородина
С. Яблоня
Д. Крушина
Ответ: Рябина.
В народной медицине плоды рябины употрeбляют при желудочных заболеваниях, как мочегонное и кровоостанавливающее средство. Отвар применяют при заболеваниях почек, одышке, кашле и астме. Свежие плоды используют при недостаточности витаминов в организме, при истощении и малокровии. Сухие плоды и сок – при лечении дизентерии.
11. Многие «любители красоты» приносят домой огромные благоухающие букеты этого дерева. Поставив в вазу букет, люди вскоре начинают жаловаться на головокруженье и плохое самочувствие. Скажите, что это за дерево?
А. Рябина
В. Черемуха
С. Смородина
Д. Береза
Ответ: Черемуха.
В народной медицине настой из плодов черемухи применяются для лечения воспалительных заболеваний слизистой глаз, в виде примочек, как противопоносное средство в виде морсов и киселей. Отвар коры применяется как мочегонное и потогонное средство.
12. Это дерево хорошо растет возле шоссе, вблизи заводов, не обращая внимания на задымленный и загазованный воздух. Оно отлично очищает воздух от пыли да еще выделяет особые вещества, которые убивают в нем болезнетворные бактерии. Это дерево…
А. Черемуха
В. Береза
С. Калина
Д. Рябина
Ответ: Калина.
В лечебных целях используют кору и плоды калины. Экстpaкт и отвары коры калины применяют при маточных кровотечениях, спазмах желудочно-кишечного тpaкта, при судорогах у детей и истерии, а также как вяжущее при поносах. Водный раствор используют при некоторых кожных сыпях и золотухе. Ягоды принимают как потогонное, слабительное и рвотное средство. Свежевыжатым соком из ягод лечат прыщи на лице. Плоды калины с сахаром или с медом применяют при простудных заболеваниях и как средство, понижающее артериальное давление.
13. Это деревце высотой до 8 метров со светло-зелеными гибкими ветвями, мелкими цветочками, собранными в сережки. Оно имеет много разных видов. Цветет до появления листьев.
А. Ива
В. Яблоня
С. Рябина
Д. Липа
Ответ: Ива.
В медицине используют кору ивы. Отвар коры молодой ивы пьют при малярии, женских болезнях, дизентерии, катарах желудка и кишечника, при остром ревматизме, туберкулезе. Применяют как жаропонижающее средство. Обладает противоглистовыми, дезинфицирующими и кровоостанавливающими действиями.
14. Какое из хвойных растений называют северным кипарисом?
А. Ель
В. Лиственница
С. Пихта
Д. Можжевельник
Ответ: Можжевельник.
Высушенные шишкоягоды используют для приготовления настоев и отваров, применяют как мочегонное, отхаркивающее, а также как возбуждающее аппетит, способствующее пищеварению средство. Хвоя можжевельника используется для дезинфекции древесных бочек перед засолкой грибов и овощей. Дым и запах хвои освежают помещения.
15. У почек всех деревьев, будущие листочки покрыты защитными чешуйками, а у этого деревца крошечные зачатки листьев зимуют совсем не защищенными, без чешуек. И не замерзают. Что это за дерево?
А. Ива
В. Крушина
С. Смородина
Д. Калина
Ответ: Крушина
Ягоды крушины для человека несъедобны, но зато кора и плоды крушины обладают лекарственными свойствами и применяются в медицине.
Второй тур. ЦЕЛЕБНЫЕ ЯГОДНИКИ.
1. Плод этого растения состоит из множества плодиков-орешков, заключенных в мясистую оболочку. Назовите это растение.
А. Жимолость
В. Шиповник
С. Черемуха
Д. Рябина
Ответ: Шиповник.
Плоды шиповника содержат витамин С, В2, Р, К. Шиповник назначают в виде отвара плодов при авитоминозах, малокровии, цинге, гемофилии, кровотечениях, туберкулезе, воспалении печени, желчного пузыря, кишечника, старческой общей слабости, упадке сил, при язвенных болезнях желудка, двенадцатиперстной кишки, маточных кровотечениях и др. Лепестки цветов, сваренные с медом, употрeбляют для лечения рожи. Из корней готовят настойку на водке или отвар и применяют при поносах. В тибетской народной медицине шиповник применяют при лечении неврастении, атеросклероза и туберкулеза легких.
2. Это растение несложно узнать по листьям. Верхние из них – трилистники. Сверху они зеленые, а снизу сероватые, на ощупь как войлочные. Что за растение?
А. Шиповник
В. Малина
С. Ежевика
Д. Земляника
Ответ: Малина.
Как целебное средство малина была известна еще в Древней Греции и Древнем Риме. Всегда широко использовалась на Руси. Плоды малины содержат: витамины (С, группы В, РР, Е, каротин), сахара, органические кислоты, а также эфирное масло, дубильные, пектиновые, азотистые и антисклеротические вещества, соли калия, меди и другие микроэлементы. Препараты из разных частей малины обладают легким мочегонным, противовоспалительным, кровоостанавливающим, вяжущим, антисклеротическим, противорвотным, жаропонижающим и болеутоляющим действием. Они снижают содержание сахара в крови, улучшают функцию желудка, кишечника, оказывают антисептическое, отхаркивающее и восстанавливающее обмен веществ действие.
Внимание! Сок и ягоды малины могут вызывать аллергическую реакцию в виде зуда, отечности, кожных высыпаний. Не рекомендуются ягоды малины при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, но разрешается сок. Употрeбление малины больными нефритом и подагрой должно быть ограничено.
3. Это невысокое, как, трава растение, но травой его назвать все же нельзя. Стeбли его живут несколько лет. Растение сбрасывает на зиму свою пожелтевшую листву. Веточки зимуют с почками. Что это за кустарничек?
А. Брусника
В. Гoлyбика
С. Черника
Д. Костяника
Ответ: Черника.
В медицине используют ягоды и листья черники. Высушенные ягоды черники принимают как вяжущее средство при острых и хронических воспалениях желудка, толстого и тонкого кишечника в виде настоев и киселей. Отвар из ягод и сок черники используют для полоскания при воспалении слизистых оболочек рта, десен, зева, гортани. Свежесваренные ягоды в растертом виде применяют в виде компрессов и примочек для лечения ожогов, мокнущей экземы и других заболеваний кожи. При сахарном диабете пьют настой листьев черники.
4. Эту ягоду в народе называют пьяникой, дурникой. Назовите эту ягоду.
А. Малина
В. Смородина
С. Гoлyбика
Д. Рябина
Ответ: Гoлyбика.
В ягодах гoлyбики содержится витамин С, другие необходимые для организма человека вещества. Сок из свежих ягод хорошо утоляет жажду, придает человеку силу. Гoлyбичный напиток целителен для многих больных.
5. Цветки этой ягоды очень красивы, по виду напоминают цветки ландыша: небольшие колокольца, бело-розовые, словно фарфоровые, и очень изящные. Они расположены на верхушках перезимовавших стeблей и свисают вниз по несколько штук на коротком побеге. Что за ягода?
А. Клюква
В. Брусника
С. Водяника
Д. Черника
Ответ: Брусника.
В народной медицине листья брусники используют для лечения почечнокаменной болезни, при камнях желчного пузыря, при гастритах с недостаточной кислотностью, болезнях печени, при затяжном суставном ревматизме, при ночном недержании мочи. Брусничная вода обладает легким слабительным свойством. Вареную с медом рекомендуют при туберкулезе легких, кровохаркании
6. Самая ранняя из всех растущих в наших лесах ягода. Она первая открывает ягодный сезон.
А. Морошка
В. Клубника
С. Черника
Д. Земляника
Ответ: Земляника.
В народной медицине землянику употрeбляют при заболеваниях сердца как общеукрепляющее средство. Сок свежих ягод улучшает обмен веществ и оказывает благоприятное действие при камнях почек и печени. Землянику советуют принимать больным диабетом. Отвар корней и корневища используют как кровоостанавливающее и закрепляющее средство. Отвар из листьев землянике используют для лечения ангины, маточных кровотечениях и дизентерии. Отвар из смеси ягод, листьев и корней – для лечения желтухи. Отвар из корней – для лечения геморроя. Старые язвы лечат, накладывая на них листья земляники. Листья земляники дают приятный витаминный чай.
7. Какую ягоду называют настоящим гранатом Севера?
А. Княженика
В. Костяника
С. Черная смородина
Д. Красная смородина
Ответ: Костяника.
Ягоды костяники, как и все растение, являются целебными, помогает при многих заболеваниях. Костянику с полным на то основанием можно назвать настоящим гранитом севера – и видом и вкусом она напоминает его. В жару это растение всегда выручит: его плоды быстро утоляют жажду.
8. Вечнозеленое растение с полегающими прямыми или стелющимися стeблями, листья сверху зеленые, снизу серебристые, кожистые с завернутыми книзу краями, короткочерешковые, яйцевидные. Назовите эту ягоду.
А. Клюква
В. Брусника
С. Водяника
Д. Гoлyбика
Ответ: Клюква.
В медицине издавна используются ягоды клюквы для приготовления кислых напитков, назначаемых лихорадящим больным как освежающее средство. Содержащаяся в клюкве бензойная кислота способна убивать микробов.
9. Ягоды этого растения пряно-кисловатого вкуса, ароматные, используются в пищу в свежем, моченном, маринованном, пареном виде.
А. Брусника
В. Клюква
С. Морошка
Д. Водяника
Ответ: Морошка.
Морошка находит применение в лечебном и диетическом питании. Ослабленным и больным дают морошку с медом и сахаром. Отвар из чашелистиков применяют при желтухе, головных болях, заболеваниях мочевого пузыря.
Отвар из сушеных ягод пьют при желтухе, головной боли, водянке, кашле. Свежие ягоды морошки применяют как витаминизирующее средство.
10. В благоприятных условиях это кустарник до 2 - 2,5 м высотой. Цветет в конце мая – начале июня, плоды созревают в августе – сентябре, плоды сочные, имеют черный цвет с сизоватым налетом. Что за ягода?
А. Ежевика
В. Черноплодная рябина
С. Черемуха
Д. Боярышник
Ответ: Черноплодная рябина.
В медицинской пpaктике применяются плоды и сок черноплодной рябины при гипертонии, кровотечениях различного происхождения, при атеросклерозе и анацидных гастритах. Сок черноплодной рябины может быть использован для лечения ожогов.
11. Кустарник высотой до 2 м, с сердцевидными 3-5 лепестными листьям, с белыми мелкими цветками в рыхлых висячих кистях. Растет по берегам рек, ручьев, в подлесках влажных лесов. Назовите этот кустарник.
А. Смородина
В. Жимолость
С. Шиповник
Д. Ежевика
Ответ: Смородина
Смородину применяют как средство, тонизирующее сердечно-сосудистую систему, при инфекционных заболеваниях. При гастритах, язве желудка, ахилии принимают свежий сок из ягод, а также применяют отвар или кисель из смородины. Водный раствор листьев черной смородины способствует выделению из организма избытка мочевой и щавелевой кислот, поэтому служит хорошим средством при ревматизме и подагре. Из листьев получают чай и процеженный отвар пьют за несколько приемов в день при недомогании, простуде, кожных болезнях, камнях в почках и мочевом пузыре, при воспалении мочевого пузыря и ревматизме. Отвар сушеных ягод принимают при кашле, малокровии, гипертонии. Ванны, обтирания, примочки из отвара листьев применяют при золотухе.
12. Многолетнее травянистое растение, растет в тундрах, на болотах, в сырых лесах и зарослях кустарников. Его еще называют мамура, поляника. Плоды съедобные.
А. Клюква
В. Брусника
С. Княженика
Д. Гoлyбика
Ответ: Княженика.
13. Плоды этого растения – костянки, черные, с выемчатой поверхностью. Ягоды называют северной вишней. Назовите ягоду.
А. Черемуха
В. Жимолость
С. Калина
Д. Черноплодная рябина
Ответ: Черемуха.
В народной медицине настой из плодов черемухи применяются для лечения воспалительных заболеваний слизистой глаз, в виде примочек, как противопоносное средство в виде морсов и киселей.
14. Ягода этого кустарника горькая на вкус, внутри ягоды есть пластинка. Что за ягода?
А. Калина
В. Рябина
С. Жимолость
Д. Черноплодная рябина
Ответ: Калина
Ягоды принимают как потогонное, слабительное и рвотное средство. Свежевыжатым соком из ягод лечат прыщи на лице. Плоды калины с сахаром или с медом применяют при простудных заболеваниях и как средство, понижающее артериальное давление.
15. Ягоды этого растения шаровидные, оранжевые или красные, широко используются в пищевой и кондитерской промышленности для приготовления витаминных изделий: пастилок, желе, сиропа и др. Что за ягода?
А. Шиповник
В. Рябина
С. Смородина
Д. Брусника
Ответ: Рябина.
Свежие плоды используют при недостаточности витаминов в организме, при истощении и малокровии. Сухие плоды и сок – при лечении дизентерии.
Третий тур. ЦЕЛЕБНЫЕ ТРАВЫ.
1. Многолетнее травянистое растение. В русской народной медицине считается «травой от 99 болезней», население Республики Коми называет его «чай турун». Назовите это растение?
А. Иван-чай
В. Зверобой продырявленный
С. Мята
Д. Тысячелистник
Ответ: Зверобой.
В медицине препараты из зверобоя употрeбляют как вяжущее, противовоспалительное, антисептическое средство, способствующее быстрой регенерации поврежденных тканей. Настои, отвары, спиртовые настойки применяют при острых и хронических колитах и как успокаивающее центральную нервную систему и как кровоостанавливающее средство. Зверобойное масло используют как ранозаживляющее средство при ожогах. Наружно зверобой применяется для обработки ран и всевозможных повреждениях кожи(язвах, абсцессах, фурункулах, маститах), а также при острых воспалениях слизистой десен и носоглотки. Для укрепления десен и устранения неприятного запаха изо рта.
2. Травянистое растение из семейства розоцветных. Дольки листьев клиновидные, по краю зубчатые. Цветки желтые, на длинных тонких цветоносах, с четырьмя лепестками и восемью чашелистиками. Что за цветок?
А. Лапчатка прямостоячая
В. Мать–и–мачеха
С. Лютик
Д. Хохлатка
Ответ: Лапчатка прямостоячая.
Лекарственным сырьем является корневище и заготавливается осенью или весной до развития листьев. Отвар и настойку корневищ принимают как вяжущее средство при воспалении слизистых оболочек, для полоскания, смазывая и спринцевания при различных женских заболеваний. Отвары корневищ в народной медицине применяются при поносах, ожогах, мокнущих экземах, для орошения при кожных заболеваниях. Внутрь применяется при дизентерии, поносах, желудочных, кишечных, маточных кровотечениях. Трещины на коже рук, ног и на губах смазывают мазью из корней лапчатки.
3. Многолетнее растение из семейства сложноцветных. Стeбли укороченные, цветоносы внутри полые с млечным соком, несут одиночные корзинки желтых язычковых цветков. Семена с пушистыми летучками. Назовите этот цветок.
А. Мать-и-мачеха
В. Одуванчик
С. Пижма
Д. Девясил
Ответ: Одуванчик.
Встречается повсеместно в России. Водный настой корней возбуждает аппетит, улучшает пищеварение, тонизирует организм, усиливает выделение молока. Улучшает обмен веществ при кожных заболеваниях, служит как слабительное и отхаркивающее средство. Все части растения обладают жаропонижающим, потогонным, желчегонным, противоглистным действием. Настой травы вместе с корнями принимают при различных заболеваниях печени, водянке, хронических запорах, болезнях почек, мочевого пузыря, при геморрое. Применяют его при авитаминозах, малокровии, ревматических и подагрических заболеваниях, особенно при различных болезнях кожи, сыпях, угрях, фурункулах.
4. У этого растения прямостоячие, грубые, до 80 см стeбли, листья перистые, слегка волокнистые, напоминающие листья рябины. Соцветие верхушечное, напоминает кисть рябины, за что растение получило второе название – дикая рябинка. Что за растение?
А. Вахта трехлистная
В. Зверобой продырявленный
С. Лопух большой
Д. Пижма
Ответ: Пижма.
В лекарственных целях применяют соцветия и траву. Цветы пижмы и эфирное масло из нее обладает глистогонным действием. Особенно эффективны при аскаридозе и острицах. Настой корзинок пижмы способствует рубцеванию язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Настой и отвар пьют при желтухе, головных болях, эпилепсии, ревматизме, малярии, а также как желчегонное средство, при поносах, и колитах и при пониженной кислотности желудочного сока.
5. Стeбли этого растения выстой 20-30 см, листья светло-зеленые, очень сочные, на верхушке зубчатые. Соцветия щитковидное из мелких желтых цветков. Другое название растения – золотой корень. Назовите это растение.
А. Горицвет
В. Родиола розовая
С. Мать-и-мачеха
Д. Алтей
Ответ: Родиола розовая.
Препараты из родиолы розовой применяют при заболеваниях нервной системы, нервном и физическом истощении, гипотонии.
6. Растение образует целые заросли на таежных и тундровых болотах, в заболоченных лесах. Его ветви покрыты узкими до 0, 5 см и 3 см длины листьями, неопадающими зимой. В начале лета покрывается белоснежными соцветиями, с сильным запахом.
А. Карликовая береза
В. Багульник
С. Гoлyбика
Д. Душица
Ответ: Багульник.
В медицинской пpaктике настой из листьев багульника применяется внутрь как отхаркивающее средство при острых и хронических бронхитах, бронхиальной астме, а также при спастических состояниях кишечника. В народной медицине багульник применяется в виде чая при простуде, коклюше, золотухе, ревматизме, подагре, а также в качестве потогонного, мочегонного и успокаивающего средства. Молодые побеги (трава) багульника используются для приготовления лекарства от ушибов, ранений, кровотечений.
7. Растение имеет крепкие прямые цветоносы увенчаны одиночными кистями с бело-розовых цветков с бахромчатыми лепестками, трехраздельные гладкие листья. Что это за растение?
А. Вахта трехлистная
В. Бесcмepтник
С. Иван-чай
Д. Горец змеиный
Ответ: Вахта трехлистная
В народной медицине настой из листьев применяется как противоглистовое средство. Отвары и настои применяются для повышения аппетита, улучшения пищеварения и как желчегонное, а также противолихорадочное средство, при заболевании печени и желчных путей. Применяется как средство, улучшающее перистальтику желудка и кишечника, как слабительное. Наружно отвар из листьев вахты используется как антисептическое средство для промывания ран. Вахта входит в состав желчегонного чая и горькой настойки.
8. Водное растение из семейства кувшинковых.
А. Аир болотный
В. Кубышка желтая
С. Алтей
Д. Ряска
Ответ: Кубышка.
В народной медицине кубышка желтая применяется при многих заболеваниях: при болезнях желудка и кишечника, при задержке мочи, при кашле, лихорадке, кожных болезнях. Плоды обладают снотворным и успокаивающим действием. Свежие истолченные в порошок листья прикладывают к воспаленным местам.
9. Многолетнее растение из семейства сложноцветных. Цветоносы с одиночными желтыми соцветиями появляются рано весной на первых проталинках. Что за растение?
А. Одуванчик
В. Мать-и-мачеха
С. Подснежник
С. Ландыш
Ответ: Мать-и-мачеха.
Мать-и-мачеха обладает отхаркивающим действием, которое зависит от наличия в листьях эфирного масла, а также слизистых веществ. Применяется внутрь в виде отвара 1:10 как отхаркивающее, противовоспалительное, потогонное средство. Наружно – как мягчительное и обволакивающее средство. Листья и цветы входят в состав грудного чая. В народной медицине применяются наружно при лечении нарывов и внутрь в виде настоев при заболевании легких и бронхитов, при заболевании желудочно-кишечного тpaкта. Измельченные сухие листья курят при отдышке и затрудненном дыхании. Наружно сок, выжатый из свежих листьев, или листья прикладывают к гноящим ранам, язвам, нарывам. При выпадении волос, при обильной перхоти с зудом головы рекомендуется 3 раза в неделю мыть голову крепким отваром из смеси листьев крапивы и листьев мать-и-мачехи, взятых поровну.
10. Сорное многолетнее растение с крупными эллиптическими листьями с четкими дуговидными жилками, ярко-зеленые, гoлые, собраны в прикорневую розетку. Из центра розетки выходят один или несколько цветоносов.
А.Донник
В. Дудник
С. Подорожник
Д. Алтей
Ответ: Подорожник.
Лекарственное значение имеют листья и семена. Свежесобранные листья прикладывают к ранам, язвам, ожогам, ушибам. Высушенные листья завариваются как чай, и применяется в качестве отхаркивающего при бронхитах, астме, коклюше. Чай также применяется для лечения желудочно-кишечных заболеваний, поносов, дизентерии. Соком лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Подорожник употрeбляют и местно при порезах, нарывах, воспалении кожи, свежих мозолях, укусах насекомых.
11. Однолетнее душистое растение из семейства сложноцветных. Листья сильно рассечены, сидячие, цветки мелкие, все трубчатые, желтовато-зеленые, собраны в корзинки.
А. Ромашка аптечная
В. Василек
С. Клевер луговой
Д. Крапива
Ответ: Ромашка аптечная.
В медицине ромашка применяется в виде настоев и отваров как ветрогонное, потогонное и противосудорожное средство. Наружно – для полосканий, примочек и ванн при стоматитах, ангине, язвах и кожных заболеваний. При повышенной нервной возбудимости в виде чая. Эфирное масло ромашки оказывает дезинфицирующее действие, уменьшает газообразование в кишечнике, снижает боли, ослабляет воспалительные процессы. В народной медицине ромашку используют как успокаивающее средство(в виде чая). Наружно – при нарывах, фурункулах и для промывания глаз. Ромашку употрeбляют для мытья головы от перхоти и придания волосам золотистого оттенка.
12. Многолетнее растение высотой до 170 см, листья очередные 10-30 см длины, неравнозубчатые, сверху рассеянно-волосистые или гoлые, снизу серовойлочные. Корзинки немногочисленные, крупные (4-7 см в диаметре). Цветки золотисто-желтые. Что это за растение?
А. Пижма
В. Девясил
С. Лопух
Д. Чистотел
Ответ: Девясил.
С лечебной целью используется корневище с отходящими от него корнями. В народной медицине девясил применяется как маточное кровоостанавливающее, противоглистовое и как средство повышающее аппетит. Отвар измельченного корневища применяют как отхаркивающее средство. Наружно настой применяют для лечения гнойных ран, язв, экземы путем ежедневного обмывания их до полного излечения. Препараты девясила используются при различных кожных заболеваниях (чесотка, нейродермиты), сопровождающихся кожным зудом.
13. Из стeблей, каких растений вьют нитки и веревки?
А. Иван-чай
В. Медуница
С. Камыш
Д. Пижма
Ответ: Иван-чай.
Траву иван-чая (кипрея) в народной медицине в виде настоя употрeбляют как общеукрепляющее и при кашле. Настой листьев применяется при головной боли, а порошком из листьев присыпали раны. Отвар травы употрeбляют при золотухе. Препараты из кипрея обладают успокаивающим и обволакивающим действием, подобно валериане.
14. Это растение является сорным растением ржаных полей, растет среди пшеницы, люцерны?
А. Василек
В. Мята
С. Пижма
Д. Валериана
Ответ: Василек
Для медицинских целей используют краевые синие цветы васильков без корзинок. В цветках василька содержатся антоцианы: диглюкозиды цианидина и пеларгонидина, а также производные фенола и флавонов – апигенина, лютеолина, кверцетина и кемпферола. Краевые цветки корзинок василька содержат гликозид центаурин, смолистые, пиктиновые и дубильные вещества, каротин и аскорбиновую кислоту, а также соли калия, кальция, железа, магния и микроэлементы: марганец, медь, цинк, кобальт, хром, никель, ванадий, алюминий, селен, свинец, стронций, бор. В семенах василька – жирные масла. Препараты василька оказывают мочегонное, жаропонижающее, желчегонное, противовоспалительное, антимикробное, легкое слабительное, противолихорадочное, обезболивающее, ранозаживляющее действие. Они снимают спазмы гладкой мускулатуры и внутренних органов, возбуждают аппетит и улучшают пищеварение. Настои, настойки и отвары василька синего применяют внутрь при простудных заболеваниях, кашле, отеках почечного и сердечного происхождения, воспалении мочевого пузыря и почек, для улучшения пищеварения, при запорах, болях в желудке, сердцебиении.
15. Многолетнее травянистое растение, листья тройчатые, цветки с венчиком от светлой до темно-мяснокрасной окраски.?
А. Кислица
В. Василек
С. Лопух
Д. Клевер
Ответ: Клевер.
Цветы клевера содержат витамин С, эфирное масло. Растет преимущественно на влажных лугах, полях, в лесах. Лекарственным сырьем являются соцветия – головки вместе с верхушечными листьями. В народной медицине клевер луговой применяют в виде отвара и чая при истощении и малокровии, а также как отхаркивающее, мочегонное и антисептическое средство. Наружно в виде припарок рекомендуется в качестве мягчительного и болеутоляющего при ожогах и нарывах.
Комментарии:
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
09 12 2025 19:17:25
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
08 12 2025 6:58:40
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
07 12 2025 20:55:50
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
06 12 2025 8:45:20
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
05 12 2025 14:10:58
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
04 12 2025 18:44:22
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
03 12 2025 11:44:27
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
02 12 2025 6:59:43
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
01 12 2025 2:11:14
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
30 11 2025 17:57:15
На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....
29 11 2025 11:32:59
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
28 11 2025 19:47:29
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
27 11 2025 15:29:14
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
26 11 2025 3:39:20
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
25 11 2025 19:12:25
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
24 11 2025 18:25:21
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
23 11 2025 10:38:19
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
22 11 2025 16:28:57
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
21 11 2025 21:12:57
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
20 11 2025 10:10:58
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
19 11 2025 7:41:28
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
18 11 2025 2:55:26
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
17 11 2025 16:20:47
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
16 11 2025 12:51:53
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
15 11 2025 1:58:28
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
14 11 2025 3:21:57
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
13 11 2025 14:13:50
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
12 11 2025 12:54:39
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
11 11 2025 16:26:53
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
10 11 2025 20:28:38
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
09 11 2025 3:20:40
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
08 11 2025 15:49:15
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
07 11 2025 19:51:47
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
06 11 2025 5:43:19
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
05 11 2025 13:28:26
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
04 11 2025 11:10:45
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
03 11 2025 1:45:54
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
02 11 2025 14:31:52
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
01 11 2025 6:44:23
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
31 10 2025 12:38:30
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
30 10 2025 3:18:48
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
29 10 2025 17:11:59
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
28 10 2025 19:28:50
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
27 10 2025 2:51:38
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
26 10 2025 12:20:35
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
25 10 2025 17:11:23
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
24 10 2025 22:55:58
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
23 10 2025 13:32:43
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
22 10 2025 18:45:56
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
21 10 2025 21:28:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"