Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Задачи:
- углубить знания об основах систематики растений и животных;
- совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интеpaктивных атласов-определителей;
- закрепить умение составлять морфологическое описание растений;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: компьютеры, презентация учителя (Приложение 1), интеpaктивные определители растений и животных (ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный Центр), гербарные экземпляры и фотографии растений Урала, коллекции и фотографии насекомых Среднего Урала, раздаточный материал (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Презентация
Тема нашего урока-пpaктикума – “Определение различных видов растений и животных” (Слайд 1).
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)
III. Введение в тему
В настоящее время на нашей планете существуют не менее 5 млн. видов живых организмов, и, по-видимому, не менее 500 млн. видов вымерло в предыдущие геологические эпохи. Познанием этого бескрайнего многообразия проявлений жизни и занимается систематика.
Сегодня мы с Вами должны углубить знания об основах систематики растений и животных; совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интеpaктивных атласов-определителей; закрепить умения составлять морфологическое описание растений. (Слайд 3)
Итак, систематика - это наука, которая занимается описанием и классификацией организмов – как живых, так и вымерших. (Слайд 4).
Создание первой научной классификации принадлежит шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (1735 г.). (Слайд 5).
Заслуги Карла Линнея:
- упростил биологическую терминологию;
- создал систему распределения растений и животных по группам;
- ввел бинарную номенклатуру;
- ввел латинские названия.
Важнейшим понятием систематики является “таксон”.
Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. (Слайд 6).
Приводится конкретный пример – систематическое положение Чины весенней (Слайд 6) [1].
Согласно правилам зоологической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. (Слайд 7).
Приводится конкретный пример – систематическое положение Махаона алексанора (Слайд 7) [2].
Вопрос классу: В чем отличие ботанической и зоологической номенклатуры? (Ответ – см. Слайд 8)
Для установления научных названий растений и животных используются атласы-определители. Они содержат изображения растений или животных, таблицы-ключи и краткую хаpaктеристику изображений (Слайд 9).
Инструкция по определению растений и животных (Слайд 10) [3]
В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “0” перечислены различные признаки.
Признаки, перечисленные за цифрой, составляют “ТЕ3У” - положение.
Признаки, перечисленные за знаком “0”, составляют “АНТИТЕЗУ” - противоположение.
Каждая теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА ........................... | 1. СТУПЕНЬ |
0. АНТИТЕЗА | |
2. ТЕЗА .......................... | 2. СТУПЕНЬ |
0. АНТИТЕЗА. |
Порядок определения растения (животного)
(выдается на каждую парту)
Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения (животного), которое Вы определяете.
B конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.
На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения (животного).
На какой-то ступени выбранная Вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения (животного).
Название растения (животного) состоит из двух слов. Первое слово - это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.
IV. Пpaктикум (работа в группах) (Слайд 11)
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении пpaктикума и работе с компьютером, дает комментарии по выполнению пpaктикума.
Каждая группа работает со своими объектами, используя атласы-определители (интеpaктивные и на печатной основе) по следующему плану (Слайд 12, Приложение 2):
- Определить систематическое положение предложенного растения.
- Составить морфологическое описание данного растения.
План морфологического описания растения [4]
(выдается на каждую парту)
- Название растения.
- Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, трава).
- Однолетнее или многолетнее растение.
- Хаpaктеристика надземной и подземной частей
- Тип побега
- Листорасположение
- Лист простой или сложный
- Строение цветка
- Тип плода
- Местообитание растения.
- Распространение вида в регионе и на территории России.
3. Определить систематическое положение предложенного животного.
4. Сделать вывод.
5. Оформить отчет о выполненной работе.
Домашнее задание
§ 7.
Список литературы.
- Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
- Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические хаpaктеристики. Поведение. Размножение. – Мн.: Харвест, 2003.
- Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
30 06 2022 1:11:21
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
29 06 2022 22:27:41
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
28 06 2022 16:20:19
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
27 06 2022 19:18:32
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
26 06 2022 15:41:25
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
25 06 2022 23:26:11
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
24 06 2022 5:16:49
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
23 06 2022 14:37:24
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
22 06 2022 1:59:54
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
21 06 2022 6:24:57
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
20 06 2022 0:48:58
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
19 06 2022 4:34:56
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
18 06 2022 7:21:35
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
17 06 2022 17:28:44
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
16 06 2022 10:53:17
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
15 06 2022 1:48:17
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
14 06 2022 10:38:59
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
13 06 2022 0:37:21
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
12 06 2022 23:27:15
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
11 06 2022 23:11:22
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
10 06 2022 7:13:43
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
09 06 2022 9:50:42
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
08 06 2022 23:40:49
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
07 06 2022 7:18:54
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
06 06 2022 4:48:11
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
05 06 2022 1:27:15
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
04 06 2022 1:14:21
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
03 06 2022 7:52:58
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
02 06 2022 17:24:10
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
01 06 2022 22:18:54
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
31 05 2022 13:38:36
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
30 05 2022 8:52:48
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
29 05 2022 14:55:12
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
28 05 2022 9:52:44
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
27 05 2022 23:36:42
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
26 05 2022 16:43:49
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
25 05 2022 10:20:48
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
24 05 2022 18:26:17
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
23 05 2022 3:38:20
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
22 05 2022 5:30:28
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
21 05 2022 9:13:26
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
20 05 2022 7:35:17
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
19 05 2022 12:46:32
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
18 05 2022 18:20:37
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
17 05 2022 17:11:38
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
16 05 2022 17:47:48
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
15 05 2022 23:22:50
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
14 05 2022 20:55:59
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
13 05 2022 5:13:31
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
12 05 2022 12:19:20
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::