Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе программы по биологии – авторов Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ «СОШ №5». Причинами составления рабочей программы является попытка соотнести содержание учебного курса биологии в 10-11 классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественные науки».

Представленная рабочая образовательная программа по биологии 10–11 класс (базовый уровень) составлена на основе примерной программы для среднего общего образования по «Биологии». Базовый уровень.

Курс «Биология» завершает цикл школьного биологического образования и призван сформировать у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

На базовом уровне курс ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Он формирует представления, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и пpaктической деятельности. И развивая биологическое мышление, обобщает биологические знания, полученные обучающимися в основной школе, формирует представление современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек, сформированность экологического мышления, ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Независимо от того, какой профиль выберут старшеклассники 10–11 классов, их жизнь будет неразрывно связана с биологией.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области биологии и связывать свою будущую жизнь с биологической наукой.

Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии в соответствии с ФГОС отражают:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения пpaктических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

2. Общая хаpaктеристика учебного предмета, курса.

Программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в 10–11 классах общеобразовательной школы, и рассчитана на 1 час учебных занятий изучения предмета в неделю.

Программа базового курса включает в себя полностью программу общеобразовательной школы для 10–11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, а также количество лабораторных работ, число демонстраций и экскурсий.

Демонстрационные работы по биологии проводятся с использованием полнофункционального мобильного лабораторного комплекса (ПМЛК).

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

– Закон РФ «Об образовании»;
– Приказ МОиН РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;
– Приказ МОиН РФ от 19 октября 2009 г. №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. No1089»;
– Приказ МОиН РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года No 1312»;
– Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
– Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2006.
– Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки РФ: авторы Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, изд. Просвещение, 2008 г.

Изучение биологии в 10–11 классах направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение системы биологических знаний: о живой природе и присущих ей закономерностях, о живых системах, о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, о методах научного познания;
  • Овладение умениями: обосновывать роль и место биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности, по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Технологии обучения: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, работа с книгой, с Интернет-ресурсами, демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, использование технических средств, пpaктические задания, лекция, семинар, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита проектов, подготовка рефератов, мультимедийных презентаций.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: отбор информации, систематизация информации, использование компьютера, ресурсы сети Интернет, презентации, работа с текстом, работа с атласом, картой, глобусом.

Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, пpaктическая работа, биологический диктант.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение биологических задач, пpaктическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

Нормы оценки знаний и умений по биологии.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
– правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употрeбления биологической терминологии;
– самостоятельность ответа;
– логичность, доказательность в изложении материала;
– степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и биологических умений.

Приложение 3

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 69 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м (35 часов) и 11-м классах (34 часа), по 1 часу в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • знать фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии – клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в пpaктике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
  • основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе;

уметь:

  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном или животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета; грамотно осуществлять поиск новой информации в литературе, Интернет-ресурсах, адекватно оценивать новую информацию, формулировать собственное мнение и вопросы, требующие дальнейшего изучения.

использовать приобретенные знания и умения в пpaктической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) ;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

5. Содержание тем учебного курса.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Приложение 1

6. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение программы.

Примерные темы рефератов.

  1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).
  2. Хемоавтотрофные животные – вестиментиферы.
  3. Знаменитые овечки Долли и Полли.
  4. Tрaнcгенные растения.
  5. Перспективы использования стволовых клеток: сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы?
  6. Tрaнcгенные животные. Для чего они нужны?
  7. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.
  8. Расселение человека по Земле: молекулярная биология и история.
  9. Перспективы лечения наследственных болезней.
  10. Прогностическая оценка возможных последствий действия различных мутагенов на организм.
  11. Что может естественный отбор: удивительные приспособления (орхидеи, насекомые, птицы).
  12. Родословное древо всего живого: результаты молекулярно-генетических исследований.
  13. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.
  14. Существует ли внеземная жизнь?
  15. Роль симбиоза в эволюции.
  16. Первопроходцы суши.
  17. Первые завоеватели воздуха.
  18. Живые ископаемые.
  19. Археоптерикс.
  20. Чем человек отличается от обезьяны.
  21. Маугли – сказка и реальность.
  22. Культурные растения и их дикие предки.
  23. «Зеленая революция».
  24. Животные, уничтоженные человеком.

Примерные темы дискуссий.

  1. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).
  2. Tрaнcгенез – опасность реальная или мнимая?
  3. Клонирование человека как этическая проблема.
  4. Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)

В качестве источников информации для рефератов можно рекомендовать статьи в журналах «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе». Многие из этих журналов, а также другие источники информации доступны в Интернете.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение программы.

  1. Преподавание курса «Общая биология» в 10–11 классах осуществляется по программе по биологии для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторы Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, издательство «Просвещение» 2007 г.
  2. Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Д.К. Беляева, П.М.Бородина, Н.Н.Воронцова «Общая биология. 10-11 класс» для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010 г.
  3. Биология. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10–11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Автор Саблина О. В., Дымшиц Г. М.
  4. Методическое пособие для учителя – Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Н.Н.Воронцова I и II части / авт.-сост. А.Ю.Гаврилова – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Методическое пособие для учителя – Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Н.Н.Воронцова / авт.-сост. А.Ю.Гаврилова – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10–11 классах используются, новые учебные пособия:
  7. Лернер Г.И. Общая биология. (10–11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
  8. Биология. Поурочные разработки 10–11 классы: пособие для учителей ОУ: базовый уровень / С.В.Суматохин, А.С.Ермакова. – М. : Просвещение, 2010.
  9. http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0131/fgos/2013-2014-рабочие программы/10 класс-биология-профильный.pdf
  10. http://www.drofa.ru/books/vertical/2152750_biologyRP10-11.pdf
  11. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  12. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002
  5. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  6. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  7. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  8. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  9. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  2. Серия мультимедийных уроков и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  3. http://www.gnpbu.ru/web resurs/Estestv nauki 2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  4. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
  5. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
  6. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
  7. http://www.prosv.ru/ebooks/Dimwic_Biologia_10–11kl/1.html



Комментарии:

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

27 04 2025 4:57:14

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

26 04 2025 22:40:20

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

25 04 2025 8:51:18

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

24 04 2025 11:16:21

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

23 04 2025 13:57:11

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

22 04 2025 2:53:58

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

21 04 2025 2:16:22

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

20 04 2025 2:49:37

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

19 04 2025 8:36:41

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

18 04 2025 5:42:30

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

17 04 2025 15:47:43

Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"


    Интегрированный урок (обществознание + биология) по теме "У роковой черты"

      Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....

16 04 2025 19:35:23

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

15 04 2025 4:53:10

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

14 04 2025 10:58:56

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

13 04 2025 9:46:28

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

12 04 2025 0:13:24

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

11 04 2025 2:52:14

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

10 04 2025 23:39:45

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"


    Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

      Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

09 04 2025 4:28:13

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

08 04 2025 0:56:31

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

07 04 2025 15:55:49

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

06 04 2025 23:26:23

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

05 04 2025 15:50:38

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

04 04 2025 16:25:32

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

03 04 2025 13:58:27

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

02 04 2025 20:46:30

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

01 04 2025 20:51:12

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

31 03 2025 3:25:17

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

30 03 2025 2:23:50

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

29 03 2025 0:51:32

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

28 03 2025 10:54:57

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

27 03 2025 14:22:23

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

26 03 2025 3:42:24

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

25 03 2025 9:37:50

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

24 03 2025 9:37:41

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

23 03 2025 18:52:30

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии


    Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

      В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

22 03 2025 0:20:41

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

21 03 2025 18:44:33

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

20 03 2025 11:11:37

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

19 03 2025 12:57:37

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

18 03 2025 0:52:19

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

17 03 2025 15:22:28

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

16 03 2025 21:42:28

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"


    Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

      Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

15 03 2025 23:41:20

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

14 03 2025 9:19:15

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

13 03 2025 4:52:11

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

12 03 2025 21:27:15

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

11 03 2025 6:30:22

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

10 03 2025 8:31:43

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"


    Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

      В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

09 03 2025 2:46:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::