Изучение лишайников в школе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Изучение лишайников в школе


    Изучение лишайников в школе

С далеких пор, когда человек обратил внимание на лишайники, и до наших дней они продолжают служить предметом его внимательного изучения.
Еще 1866 году известный лихенолог В. Нюландер заметил, что в Люксембурском саду Парижа вследствие появления дыма и газов исчезают некоторые виды лишайников. В 1926 году шведский ученый Р. Сернандер опубликовал данные своих лихенологических наблюдений в Стокгольме. По обилию лишайников он разделил город на различные зоны, отличающиеся по экологической ситуации.
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза.
Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов.
Географическое распространение многих лишайников прямо связано с их выборочным отношением к субстрату, хотя последний и не является основной причиной, ограничивающей их распространение. Есть лишайники космополиты, распространенные по всему земному шару, но их относительно немного.
По приуроченности к субстрату лишайники подразделяют на несколько экологических групп.

Напочвенные, или эпигeйные лишайники (виды родов Peltigera, Cetraria, Cladonia) могут расти как на открытых местах (вдоль дорог, на старых пожарищах, на бедных сухих и болотистых лугах, на опушках), так и в лесах. Они должны выдерживать сильную конкуренцию со стороны быстро растущих высших растений, особенно травянистых. Лишайники редко встречаются на плодородных почвах и достигают большего развития в местах, мало пригодных для высших растений из-за незначительной питательности субстрата или нeблагоприятных климатических условий, например на песчаных почвах, в тундрах, полупустынях, на торфяниках.

Эпифильные лишайники (Catillaria bouteillti Nyl, Bacidia apiahica Hepp, некоторые виды родов Physcia, Parmelia и др.) живут в основном на поверхности листа, не проникая внутрь него и не причиняя ему вреда, но есть виды, которые проникают под кутикулу и прикрепляются к наружным стенкам клеток эпидермиса листа. Эпидермис от этого или страдает мало, или отмирает, и в этом случае на листьях обычно образуются серые или серо-зеленые пятна.  

Эпифитные лишайники (виды родов Evernia, Usnea, Parmelia) обитающие на коре деревьев, очень многочисленны. Нередко они сплошь покрывают ствол дерева на большом протяжении. Для преобладающего расселения того или иного вида лишайников имеет значение строение коры (ее физические свойства, химический состав, кислотность). Приуроченность лишайников к определенным древесным породам в известной степени зависит и от климатических условий, в которых произрастает данная порода. Расселение лишайников на стволе зависит в основном от освещенности: лишайники, приспособленные к существованию при малой освещенности, поселяются ближе к основанию ствола, а светолюбивые поднимаются по стволу.  

Флора эпиксильных лишайников (Cladonia coniocrea (Flk.) Spreng, Cladonia fimbriata (L.) Fr.), поселяющихся на обнаженной или обработанной древесине, обычно близка по видовому составу к флоре лишайников, обитающих на коре деревьев, почве и отчасти на скалах.

Эпилитные лишайники поселяются на камнях и скалах и представлены в основном накипными видами. Среди эпилитных лишайников различаются кальцефильные виды,
живущие на известковых породах (Verrucaria сyanescens Hoffm, Collema multifidum Rabenn). Кальцефобные виды (Lecidea, Lecanora) живут на кремнеземных породах. Имеются также индифферентные виды, поселяющиеся на тех, и на других породах. На горных породах, содержащих различные минералы, например на граните, лишайники сначала заселяют более мягкую часть – слюду и уже позднее – кварц. К эпилитным нужно отнести и лишайники, поселяющиеся на кирпичных строениях, черепичных крышах.

Водные лишайники (Hydrothyria venosa (Ach.) постоянно или большую часть года проводят под водой. Среди них есть виды пресноводные и живущие в соленой воде, они могут быть обитателями стоячих водоемов и быстро текучих рек и ручьев. Это сравнительно мало изученная группа. У водных лишайников есть некоторые приспособления к обитанию в воде, сводящиеся к защите плодового тела лишайникового гриба. Обычно оно бывает глубоко погружено в таллом лишайника и одето плотной оболочкой. Настоящие подводные лишайники обычно селятся в прозрачной, чистой воде и заходят на несколько метров в глубь.
Названные основные группы не исчерпывают экологического разнообразия лишайников. Эти организмы могут встречаться в различных местообитаниях и на всевозможных субстратах: на железе, на смоле, древесном угле, костях, оконных стеклах, форфоре, коже, картоне, линолеуме, войлоке.
Жизненные формы лишайников отражают приспособление организмов к среде обитания, они образованы растениями разных таксономических групп, сходными по общему облику и способам их прикрепления к субстрату. Разнообразие форм слоевищ лишайников обусловлено грибным компонентом. Формируемые лишайниками в сообществе синузии также должны выделяться как объединение конкретных прострaнcтвенно обособленных группировок, развивающихся в сообществе в однородных условиях среды и сходных по видовому составу, жизненным формам.
Многие исследователи ограничиваются подсчетом таких крупных морфотипов лишайников, как накипные, листоватые и кустистые. Однако эти категории не всегда адекватно отражают все многообразие габитуса лишайников.
В середине прошлого века Браун-Бланке для эпифитных лишайников были предложены 4 основные типа жизненных форм: 1) эндофлеофиты (эндотфлеоидные накипные лишайники) ; 2) гемикриптофиты (эпифлеоидные лишайники, но прижатые к субстрату, высота слоевища 0,5-2 мм) ; 3) хамефиты (слабо прикрепленные к субстрату лишайники, высота слоевищ 0,5-1 см) ; 4) фанерофиты (кустистые лишайники, высота слоевищ более 1 см).
При создании систем жизненных форм большинство авторов отдает предпочтение не экологическим, а морфологическим хаpaктеристикам. При этом один вид может быть представлен разными жизненными формами в разных частях ареала или в различных экологических условиях, а индивидуум в процессе онтогенеза может сменить несколько жизненных форм.

Значение лишайников

Лишайники имеют большое пpaктическое значение. Будучи одними из основных напочвенных растений тундровой зоны, некоторые лишайники (кладонии, цетрарии) являются ценными кормовыми растениями для северных оленей, маралов, а также свиней и овец. Однако растут они медленно, и для восстановления пастбищ требуется от 10-30 лет.
Еще в древние времена лишайники считались чудодейственными целебными растениями. Так лобарией легочницей лечили заболевания легких, пармелию бороздчатую использовали как средство от головных болей. Индейцы и китайцы употрeбляют многие виды лишайников как отхаркивающее средство, пельтигера собачья используется в Индии
от болезней печени, в северных странах пьют отвар из цетрарии исландской при воспалении дыхательных путей.
В результате взаимодействия гриба и водоросли, составляющих организм лишайника, образуются специфические вещества, так называемые лишайниковые кислоты. Некоторые из этих кислот обладают антибиотическим действием, например усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников. Это сильный антибиотик, который под названием «бинат» введен в медицинскую пpaктику для лечения некоторых заболеваний и рекомендован к применению в ветеринарии. Некоторые лишайниковые вещества действуют как стимуляторы, поднимающие тонус организма. На этом основано использование в народной медицине отваров цетрарии исландской. В ее состав входит паралихестериновая кислота, обладающая тонизирующим действием. Лишайники богаты углеводами, и в тяжелые годы при выпечке хлеба их часто добавляли в муку, предварительно обдав кипятком.
Лишайники применяются и в парфюмерной промышленности. Например, из эвернии сливовой извлечено вещество резиноид, обладающее ароматическими свойствами и являющееся хорошим закрепителем аромата. К духам, в состав которых входит резиноид, относятся «Шипр», «Кармен», «Маска». Этот же лишайник и реже другой вид – эверния шелушащаяся – применялась в странах Северной Африки для ароматизации хлеба. Некоторые лишайники из рода рочелла, растущие на морских побережьях, а также охролехия виннокаменная, растущая на скалах и на почве в северных районах России, используется местным населением как красители.
Многие виды лишайников – хорошие индикаторы степени загрязненности воздуха. В первую очередь лишайники являются индикаторами содержания в воздухе сернистого газа (SO2). У лишайников, произрастающих в зонах с сильным загрязнением, наблюдается поражение слоевища, медленный рост, некроз, уменьшение видового разнообразия; наиболее чувствительны кустистые лишайники.
Лишайники используют в геологии для определения возраста ледниковых морен, горных обвалов, т.к. возраст их талломов нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.
Значение лишайников велико и в природе. Как автогетеротрофные компоненты биогеоценозов, они одновременно аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную фитомассу, и в то же время разлагают органические и минеральные вещества. Ковер лишайников приводит к накоплению калия и фосфора в почве, увеличивает кислотность и содержание гумуса. Под лишайниками изменяется механический состав почвы – накапливается мелкая фpaкция, что, несомненно связано с изменением водного режима.
В результате их жизнедеятельности как пионеров растительности подготавливается почва для постепенной смены одних лишайников другими, и создаются условия для поселения сосудистых растений.

Данные исследовательской работы о лишайниках нашего района

В результате проведенных исследований на территории Тугулымского района, было изучено видовое разнообразие лишайников ельников, березняков, сосняков, осиново-березовых и смешанных лесов. Всего было обнаружено и определено 55 видов лишайников, относящихся к 14 родам и 8 семействам.
Наиболее широко представлено сем. Cladoniaceae, которое включает в себя 30 видов лишайников. Сем. Parmeliaceae объединяет 10 видов. К одновидовым относятся сем. Lecanoraceae, Lecideaceae, Teloschistaceae. Остальные семейства занимают промежуточное положение и насчитывают по 2-4 вида. Полученные данные по лихенофлоре соответствуют общей модели распространения лишайников в южно-таежной подзоне.
Наиболее богаты в видовом отношении сосняки, здесь собрано 50 видов лишайников, принадлежащих к 6   семействам и 12 родам.   Это может быть связано с большим количеством света, проникающего сквозь кроны и свойствами кроны. Наибольшего обилия лишайники достигают в сосняке кладониево-зеленомошном, где преобладают эпигeйные и эпиксильные виды; наименьшее обилие хаpaктерно для сосняка злаково-плеврозиевого, в котором обнаружены в основном эпифитные лишайники. В сосняке к многовидовым лишайникам относятся семейства Cladoniaceae (30 видов – 60% от общего числа видов в данной формации) и Parmeliaceae (10 видов – 20%). Наиболее богат по числу видов род Cladonia (45% от общего числа видов в данной формации). К одновидовым относятся семейства Lecanoraceae, Lecideaceae (2% от общего числа видов в данной формации). Остальные семейства включают по 2-3 вида и занимают промежуточное положение.
Следующими по богатству лихенофлоры были смешанные леса, здесь было собрано 36, преимущественно эпифитных и эпиксильных видов, принадлежащих к 7 семействам и 11 родам.  Наибольшего обилия лишайники достигают в осиново-сосново-березовом лесу с орляком, где преобладают эпигeйные и эпифитные виды; наименьшее обилие хаpaктерно для сосново-осиново-березового леса с шиповником и разнотравьем, в котором обнаружены  эпифитные лишайники.  В  описанных ассоциациях преобладают виды семейства Cladoniaceae (19 видов – 53% от общего числа видов в данной формации), Parmeliaceae (8 видов – 22%). По одному виду встречается в семействе Usneaceae, Lecanoraceae, Teloschistaceae (3% от общего числа видов в данной формации).  Остальные  семейства  включают по 2-3 вида и занимают промежуточное положение.
В осиново-березовых лесах наблюдалось также богатое видовое разнообразие,  здесь было  собрано 26  видов, относящихся  к  6  семействам и 10 родам.  Наибольшего обилия лишайники достигают в осиново-березовом лесу со злаками и разнотравьем; наименьшего –  в осиново-березовом лесу с шиповником и разнотравьем. Преобладают эпифитные лишайники. По числу видов  доминируют семейства Cladoniaceae (12 видов – 46% от общего числа видов в данной формации), Parmeliaceae (9 видов – 34%), Physciaceae (2 вида – 8%). В данной формации по одному виду встречается в семействах Lecanoraceae, Teloschistaceae (4%).
В березняках было собрано 19 видов эпифитных и эпиксильных лишайников, относящихся к 5 семействам и 7 родам. Наибольшее обилие  лишайников наблюдается в березняке орляковом; наименьшее – в березняке с малиной, злаками и манжеткой, в котором обнаружены только эпифитные лишайники.  К многовидовым относятся семейства Cladoniaceae (8 видов – 42% от общего числа видов в данной формации), Parmeliaceae ( 6 видов – 32%), Physciaceae (3 вида – 16%) ; к одновидовым  – сем. Teloschistaceae и Usneaceae (по 5%).
Относительно небольшое число видов лишайников в фитоценозах можно объяснить нарушенностью сообществ в результате влияния антропогенных факторов (вырубка леса, пожары).
Наименьшее видовое разнообразие лишайников наблюдается в ельнике. В данном сообществе встречаются исключительно эпифитные лишайники, представленные 10 видами, принадлежащими к 3 семействам и 5 родам. Небольшое  разнообразие видов  связано со слабой освещенностью и свойствами крон. Наибольшего обилия лишайники достигают в ельнике орляково-зеленомошном; наименьшее их обилие хаpaктерно для ельника разнотравно-мохового. Большое количество видов наблюдалось в семействах Parmeliaceae (4 вида – 40% от общего числа видов в данной формации), Usneaceae (3 вида – 30%) ; к одновидовым относится семейство Peltigeraceae (1 вид – 10%). Семейство Cladoniaceae представлено единичными экземплярами и составляет (2%).
Территория Тугулымского района имеет сильную нарушенность естественной растительности, и следует ожидать, что с восстановлением лесной растительности хаpaктерный для зоны хвойно-мелколиственных лесов, будет возрастать и богатство лихенофлоры, поэтому необходимы последующие реинвентаризационные исследования. Полученные сейчас лихеноинвентаризационные данные могут служить основой первого этапа мониторинга.
Наибольшим сходством видового состава хаpaктеризуется смешанный и осиново-березовый лес (коэффициент Жаккара равен 63%), сосняк и смешанный лес (58%), березняк и осиново-березовый лес (50%) и смешанный лес и березняк (49%). Наименьшим сходством видового состава хаpaктеризуется сосняк и березняк (27%), осиново-березовый лес и ельник (24%),  сосняк и ельник (20%).
Большинство видов лишайников (75%) имеют широкую экологическую пластичность и встречаются  почти во всех исследованных фитоценозах. Исключение составляют  14 видов (25%) лишайников, обнаруженных только в сосняке и 1 вид (2%) – в смешанном лесу.
Материалы, которые мы получили в процессе исследовательской деятельности, применяю на своих уроках. Очень удобно проводить урок в виде виртуальной экскурсии, я составляю презентацию к уроку и рассказываю о богатстве лихенофлоры нашего района.

Список используемой литературы:

  1. Билич, Г.Л. Ботаника / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: Оникс 21 век, 2002. 
  2. Вайнштейн, Е.А. Некоторые вопросы физиологии лишайников. Дыхание / Е.А. Вайнштейн // Бот. журнал. – 1972.  
  3. Гарибова, Л.В. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР / Л.В. Гарибова, Ю.К. Дундин, Т.Ф. Коптяева, В.Р. Филин. – М.: Мысль, 1978.
  4. Гoлyбкова, Н.С. Жизненные формы лишайников и лихеносинузии/ Н.С. Гoлyбкова, Л.Г. Бязров // Бот. журнал. – 1989.
  5. Келлер, Б.А. Низшие растения на почвах. Низшие растения на зональных почвах и столбчатых солонцах в полупустыне. Растительный мир русских степей, полупустынь и пустынь. Очерки экологические и фитосоциологические / Б.А. Келлер // Воронеж, 1926.  
  6. Михайлова, И.Н. Дополнения к лихенофлоре Урала / И.Н. Михайлова, К. Шейдеггер //  Новости систематики низших растений –   2001.  
  7. Петров, В.В. Мир лесных растений / В.В.Петров. – М.: Наука, 1978.
  8. Плешаков, А. Зеленая страничка. Лишайники / А. Плешаков. – М.: Наука, 1976.  
  9. Свирко, Е.В. Распределение лишайников по различным субстратам в окрестностях новосибирского Академгородка / Е.В. Свирко // Сибирский экологический журнал. – 2003.
  10. Сухова, Т.С. Тайны природы / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2001.  
  11. Шапиро, И.А. Загадки растения – сфинкса / И.А. Шапиро. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991.



Комментарии:

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

25 12 2025 1:22:48

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

24 12 2025 6:41:56

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

23 12 2025 17:54:58

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

22 12 2025 22:19:40

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

21 12 2025 22:29:31

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

20 12 2025 8:30:31

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

19 12 2025 2:33:24

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

18 12 2025 5:55:31

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

17 12 2025 9:16:15

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

16 12 2025 10:53:12

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

15 12 2025 3:59:59

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

14 12 2025 18:59:53

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


    Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

      Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

13 12 2025 18:50:17

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

12 12 2025 13:39:13

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

11 12 2025 9:16:16

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

10 12 2025 21:12:15

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

09 12 2025 14:29:46

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

08 12 2025 23:51:55

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

07 12 2025 10:41:38

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

06 12 2025 12:46:42

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

05 12 2025 20:30:39

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

04 12 2025 20:18:16

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

03 12 2025 6:53:41

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

02 12 2025 19:20:37

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

01 12 2025 11:53:52

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

30 11 2025 16:53:22

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

29 11 2025 22:48:30

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

28 11 2025 8:29:22

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

27 11 2025 21:52:16

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

26 11 2025 10:36:41

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

25 11 2025 21:38:33

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

24 11 2025 18:38:37

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

23 11 2025 13:13:20

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

22 11 2025 12:17:26

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

21 11 2025 9:29:13

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

20 11 2025 9:18:43

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

19 11 2025 17:33:18

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

18 11 2025 15:10:31

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

17 11 2025 23:11:15

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

16 11 2025 23:24:20

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

15 11 2025 21:13:53

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

14 11 2025 3:46:25

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

13 11 2025 19:26:17

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

12 11 2025 2:28:58

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

11 11 2025 1:23:18

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

10 11 2025 23:42:39

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

09 11 2025 13:27:29

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

08 11 2025 19:46:53

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

07 11 2025 8:26:34

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

06 11 2025 20:34:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::