Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Содержание:
- 1) Внешнее строение плоских червей
- 2) Внутреннее строение
- 3) Размножение плоских червей
- 4) Среда обитания плоских червей
- 5) Значение плоских червей в природе и жизни человека
Тип плоские черви – объединяет беспозвоночных первично полосных животных. Класс Ресничные черви представляет собой группу свободноживущих особей, населяющих пресноводные реки, озера и соленые водоемы. Другие классы способны лишь к паразитическому образу жизни.
Известно около 18 тыс. видов типа Plathelminthes, повсеместно распространены: планариевые, тенииды, лентец широкий и др.
Внешнее строение плоских червей
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, имеют приплюснутое тело с отграниченным головным и хвостовым концом. Двусторонняя симметрия у плоских червей появилась впервые. Их предшественники имели другой ее вид – лучевую. Таким образом, внутренние органы при билатеральной симметрии располагаются симметрично вдоль центральной оси тела.
Наружный кожный покров вместе с расположенными ниже слоями мышечных волокон формируют кожномускульный мешок. Внутриполостное прострaнcтво заполнено паренхиматозными клетками. Размеры червей колeблются от пары миллиметров до 25 метров.
Форма тела – листовидная или лентообразная. Лентецы имеют тело, расчлeненное на отдельные сегменты. Наружные покровные ткани представлены шаром плоских эпителиальных клеток. У Турбеллярий эпителиоциты также оснащены ресничками, которые помогают передвигаться в водных просторах. Паразитические виды покрываются снаружи тегументом – синцитиальным эпителием с крючками или микроворсинками.
Кожномускульный мешок сформирован двумя слоями мышечных волокон: внутренний – продольный, наружный – кольцевой. Дополнительные мышечные волокна также идут в косом спинобрюшном направлении. Так, черви могут осуществлять движение прямо, повороты, изгибы, а еще уменьшать свою длину.
Внутреннее строение
Нервная система
У плоских червей нервная система представлена (у примитивных видов) диффузно размещёнными нервными сплетениями, лежащими в подкожном слое.
У более развитых организмов нервная система состоит из скоплений нейроцитов в головном отделе с боковыми столбами, идущими вдоль тела. Отростки чувствительных нейронов отвечают за тактильное восприятие, появляются простые, недостаточно развитые зрительные органы – световосприимчивые глазки.
Пищеварительная система
Турбелляриям и некоторым паразитическим видам свойственно сочетание внутриклеточного и внеклеточного пищеварения. Переваривание пищи у плоских червей осуществляется в двух отделах: переднем и заднем.
Передний отдел – глотка – используется для добычи пищи и переходит в задний отдел – кишку. Кишечник не имеет aнaльного отверстия и кончается слепо, часто состоит из нескольких ветвей.
Например, поглощённые планарией небольшие paкообразные, поступают в кишечник, где под действием ферментативных веществ распадаются на мелкие частицы – это процесс внеклеточного пищеварения. Дальше фагоцитирующие клетки захватывают частицы пищи, и начинается внутриклеточное пищеварение.
Выведение неперевареных продуктов идет через ротовое отверстие. У паразитических видов пищеварительная система редуцирована, так как они потрeбляют готовые питательные продукты из организма хозяина.
Питание плоских червей зависит от способа жизни. Непаразитические черви питаются подобно хищникам. Паразиты всасывают питательные вещества при помощи ротового отверстия или всем телом.
Выделительная система
Выделительная система плоских червей представлена протонефридиями – ветвящимися кaнaльцами. Они собираются в более крупные выводные каналы. Продукты метаболизма выделяются через выводные протоки или могут накапливаться в специальных клетках – атроцитах.
В паренхиме находятся крупные звездчатые клетки, которые выделяют в просвет кaнaльцев продукты жизнедеятельности червей. Своими отростками они продвигают воду и растворенные в ней отходы по протокам. Протоки подходят к наружным покровам и раскрываются на поверхности тела порами. Поры также участвуют в осморегуляции, что позволяет плоским червям выживать в пресноводной среде.
Органы дыхания не развиты. Дыхание плоских червей, обитающих в местах с дефицитом кислорода, анаэробное. У свободноживущих представителей дыхательные процессы осуществляются через наружные покровы.
Кровеносная система у плоских червей отсутствует.
Размножение плоских червей
Для разных классов плоских червей хаpaктерны свои особенности размножения. Деление может быть бесполое и пoлoвoе.
Размножение класса Турбеллярии
Делятся как пoлoвым, так и бесполым путем. Бесполым путем планарии делятся на две части с помощью поперечного деления. Новообразованные особи регенерируют затем самостоятельно до полноценного организма. Пoлoвoе размножение возможно благодаря наличию женских и мужских пoлoвых органов в одной особи (гермафродитизм).
Семенники продуцируют cпepматозоиды, которые передвигаясь по семявыводящим каналам, собираются в семенных мешках. Яичники находятся латерально с обеих сторон. Сформированные яйцеклетки выходят из яичников и оказываются в семяприемнике, где идет соединение пoлoвых гамет.
Размножение класса Сосальщики
Представители класса созревают, используя нескольких хозяев, последними из которых становятся овцы, козы и человек. Взрослые особи оставляют за день в организме хозяина многотысячное потомство.
Чтобы продолжить формирование, яйцам необходимо попасть в водную среду. Из яиц развиваются мирацидии, которые благодаря биению ресничек легко передвигаются в воде. Затем личинка проникает в тело улитки, где преобразуется в спороцисту. Из спороцисты выходят редии, которые превращаются в церкарии.
Эта стадия развития опасная для человека, черви имеют сформированные две присоски, которыми крепятся к кишечной стенке, начинают расти и снова продуцировать яйца.
Размножение класса Ленточные черви
Развитие ленточных червей также связано с поочередной сменой хозяев. Животные являются промежуточной средой для их формирования, завершатся созревание в теле человека.
Человек выделяет с фекалиями зрелые члeники, где находятся тысячи яиц. Попадая на почву, траву, яйца поедаются животными. В желудочно-кишечном тpaкте из яиц формируются шестикрючные личинки, которые проникают в мышечную ткань, и преобразуются в финны.
В человеческий организм финны попадают при поедании плохо термически обработанной пищи. В кишечную полость из финн выходят зрелые особи, которые крепятся к стенкам присосками и крючьями. От головки постепенно начинают нарастать члeники.
Подробнее о классе Ленточные черви.
Среда обитания плоских червей
Все представители плоских червей, за исключением класса Турбеллярии, ведут паразитический способ существования. Оказавшись в организме хозяина, они наносят весомый ущерб здоровью человека и животных.
- Сосальщики крепятся задним концом к жаберным дугам рыб или к кожным покровам земноводных.
- Цестодообразные выбрали для жизни полость тела пресноводных рыб.
- Моллюски стали местом обитания для аспидогастровых.
- Трематоды паразитируют в желудочно-кишечном тpaкте человека и позвоночных животных.
Значение плоских червей в природе и жизни человека
- Плоские черви одно из звеньев в пищевой цепочке: ими питаются мелкие рыбы, рачки, они в свою очередь поглощают простейших, одноклеточных животных.
- Принимают участие в круговороте веществ в природе, превращая органические соединения в неорганические.
- Паразитируют в теле человека и животных, вызывая тяжелые гельминтозы.
Плоские черви часто паразитируют в аквариумных рыбах, попадая в аквариум с почвой, водорослями или при подселении новых рыб. Чтобы предотвратить заражение необходимо подержать их в ванной с антибиотиком и солью около пяти минут.
Человек может заболеть дифиллоботриозом (лентец широкий), употрeбляя сырую рыбу. Поселившись в тонком кишечнике, Diphyllobothrium latum может прожить там десятки лет, вырастая до 20м длиной.
Taeniarhynchus saginatus живет в полости кишечника, присосавшись к слизистой присоской, он вырастает до 13м. Во время жизнедеятельности он откладывает яйца, откуда выходят личинки – они могут разноситься по всему организму, попадая в мозг, мышечную ткань, печень. Заразиться тениаринхозом можно через недостаточно прожаренное мясо и грязные руки.
Эхинококкоз – это заболевание часто встречается у домашних животных (собак и кошек). Они служат источником заражения для человека. Эхинококковые личинки попадают в жизненно важные органы и могут приводить к летальному исходу.
Комментарии:
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
26 11 2025 6:17:43
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
25 11 2025 11:24:25
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
24 11 2025 6:54:45
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
23 11 2025 14:48:46
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
22 11 2025 21:38:40
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
21 11 2025 17:37:21
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
20 11 2025 10:43:58
Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
19 11 2025 6:52:56
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
18 11 2025 20:31:20
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
17 11 2025 15:27:33
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
16 11 2025 21:53:27
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
15 11 2025 11:35:20
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
14 11 2025 0:42:49
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
13 11 2025 12:21:44
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
12 11 2025 21:46:36
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
11 11 2025 23:55:11
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
10 11 2025 20:16:10
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
09 11 2025 14:16:40
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
08 11 2025 6:32:35
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
07 11 2025 9:48:33
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
06 11 2025 12:50:19
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
05 11 2025 19:15:18
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
04 11 2025 1:17:24
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
03 11 2025 10:19:31
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
02 11 2025 8:15:56
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
...
01 11 2025 17:10:25
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
31 10 2025 4:46:51
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
30 10 2025 14:56:14
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
29 10 2025 5:52:20
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
28 10 2025 22:59:18
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
27 10 2025 8:56:30
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
26 10 2025 22:13:56
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
25 10 2025 4:42:48
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
24 10 2025 23:20:47
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
23 10 2025 19:13:36
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
22 10 2025 6:57:44
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 10 2025 2:51:38
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
20 10 2025 21:24:49
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
19 10 2025 11:46:55
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
18 10 2025 13:40:23
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
17 10 2025 13:20:22
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
16 10 2025 1:16:28
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
15 10 2025 1:43:17
В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....
14 10 2025 9:22:43
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
13 10 2025 22:32:47
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
12 10 2025 21:15:23
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
11 10 2025 20:51:46
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
10 10 2025 11:38:27
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
09 10 2025 13:53:34
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
08 10 2025 21:15:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




