Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

Цели игры:
- подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний,
- продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации;
- формировать интерес к предмету, стремление защищать живых обитателей Земли и охранять среду их обитания.
I. Представление комaнд: сообщить имя и девиз. Пример:
Наше имя? - Муравьи!
Муравей в глуши лесной
Груз несет к себе домой,
Тяжелей себя в пять раз,
Разве слабый он у нас?
Кто на свете всех сильней?
Муравей!
Как то мишка косолапый
В муравейник сунул лапу,
Муравьи тут прибежали
И злодея прочь прогнали.
Кто на свете всех храбрей?
Муравей!
Если плохо муравью,
Он зовет свою семью.
Поспешили, прибежали,
Помогли и поддержали.
Кто на свете всех дружней?
Муравей!
Наш девиз: Мы лесные муравьи
В мире нет дружней семьи!
Наше имя? - Паучки!
Сети ловчие плетет,
Вредным мухам счет ведет,
Притаился паучок,
Паучок - крестовичок.
Это кто у нас такой
Строит замок под водой?
Серебрянка - паучок
Тянет воздух в свой домок.
Не нужны мне ловчьи сети,
Есть такой паук на свете!
И зовусь я птицеед,
Равных мне в охоте нет!
Наш девиз? - Паучки везде пройдут!
Всех поймают и найдут!
II. Конкурс I.
Защита имени. (Выполняется как домашнее задание).
Комaнда рассказывает о той группе животных, чьё имя она носит.
Комaнда 1.
Муравьи относятся к отряду Перепончатокрылых. Они возникли 70 - 100 млн. лет назад и всегда были общественными насекомыми. Рабочие особи бескрылы, крылаты только самцы и самки, участвующие в размножении, после чего самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья. У муравьев есть ядовитые железы, выpaбатывающие муравьиную кислоту, струйкой яда насекомое может \"выстрелить\" на расстояние в 500 раз больше своего размера.
Мы все видели лесные муравейники, сделанные из веточек и хвоинок, но есть виды с подземными гнездами, или сделанными в древесине, или склеенными из бумажной массы, как у ос, или сшитыми из древесных листьев. Есть муравьи - кочевники, которые всю жизнь кочуют колоннами и поедают все на своем пути. Большинство муравьев всеядны, но чаще тащат в дом мертвых насекомых. Другие собирают сухие зерна, их называют муравьями - жнецами. Муравьи - листорезы складывают в подземные камеры кусочки листьев, на которых выращивают грибы.
В целом муравьи полезны, так как уничтожают массу вредных насекомых. Рыжие муравьи - настоящие санитары леса.
Комaнда 2.
Отряд пауков относят к классу Паукообразных, в нем около 27 тысяч видов. Тело паука делится на головогpyдь и нечлeнистое брюшко, на конце которого паутинные бородавки, возникшие из брюшных ножек. К ним ведут протоки паутинных желез. Хелицеры снабжены ядовитыми железами. Прочность паутины на разрыв 260 кг на 1 мм2 сечения, паутину некоторых экзотических видов местные жители используют для изготовления сувенирных платочков. Не все пауки строят ловчие сети, у некоторых паутины хватает лишь на кокон, такие пауки прыгают на жертву. Пауки - очень полезные животные, истрeбляющие немало вредных насекомых. Яд большинства пауков безопасен для человека, но есть исключения: маленький каpaкурт(черная cмepть), обитающий в степях и пустынях Средней Азии, на Кавказе, близкий американский вид \"черная вдова\", некоторые тропические пауки, от их укусов человек может погибнуть.
III. Конкурс II.
Вопросы для знатоков. Задаются по очереди.
- Как отличить у речного paка самца от самки?
- Некоторые насекомые выделяют пахучие вещества. Зачем они нужны?
- Если убрать из муравейника самку, то рабочие муравьи начинают откладывать яйца. Как это можно объяснить?
- Бездельников часто называют трутнями. Действительно ли так бесполезны трутни, как принято говорить?
- Есть понятие \"язык пчёл\". Что это за язык?
- Почему куколкам насекомых нет необходимости питаться?
- У этого насекомого органы слуха расположены на голени передних конечностей, а звуки оно издаёт, водя крылом по крылу. Что это за насекомое?
- В организме термитов, активно питающихся древесиной, поселяются жгутиковые простейшие, а в них, в свою очередь, живут бактерии. Какая взаимосвязь существует между этими организмами?
- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков-скакунов, живущих в Гималаях на высоте 6000м, не изменяется, хотя там не встречаются ни растения, ни животные, годные паукам в пищу?
- Какие насекомые настолько одомашнены человеком, что утратили способность летать?
IV. Конкурс III.
Конкурс капитанов.
Отгадай отряд насекомых с трёх раз.
- Отряд с полным превращением, грызущий ротовой аппарат, первая пара крыльев превращена в жёсткие надкрылья.(3балла)
- Могут быть хищниками, питаться падалью, поедать зелёные насаждения.(2балла)
- Представители этого отряда прибыли когда-то как злейшие вредители картофеля.(1балл)
- Отряд с неполным превращением, имеет грызущий ротовой аппарат и плотные надкрылья, живут далеко от жилища человека.(3балла)
- Могут быть хищниками, чаще питаются растительной пищей.(2балла)
- Один из представителей отряда в период массового размножения поедает так много сельскохозяйственных культур, что это вызывает массовый голод.(1балл).
V. Конкурс вопросов.
Комaнды задают соперникам по 2 вопроса. Оценивается вопрос и ответ.
Примеры:
Комaнда 1
- Что такое хитин и какова его роль в жизни члeнистоногих?
- Кого называют водяными блохами и какова их роль в жизни водоемов?
Комaнда 2.
- Какие насекомые считались священными в древнем Египте?
- Какое отношение к члeнистоногим имеет итальянский танец тарантелла?
VI. Блиц-тунир.
Какая из комaнд за 2 минуты даст больше правильных ответов.
- Откуда берётся паутина у паука?
- Где paки зимуют?
- Какой тип ротового аппарата у клопа?
- Какое пищеварение у паука?
- С кем вступает в симбиоз paк-отшельник?
- Где пчёлы носят \"зеркальца\"?
- Кто переносит энцефалит?
- К какому классу относят скорпионов?
- Чем опасна муха це-це?
- Как называется у paка первая пара ходильных ног?
- Чем жуки-скарабеи кормят личинок?
- Из чего пчёлы делают мёд?
- Сколько пар конечностей у бабочек?
- Почему брюшко насекомых всё время сокращается?
- Какой тип ротового аппарата у комара?
- Кого называют чешуекрылыми?
- Как называются органы дыхания paка?
- Какой тип развития у бабочек?
- От кого произошли члeнистоногие?
- К какому классу относятся циклоп и дафния?
- Кто является переносчиком малярии?
- Какой тип ротового аппарата у бабочки?
- Какой паук живёт под водой?
- Кто такая \"чёрная вдова\"?
VII. Конкурс болельщиков.
- У кого есть жировое тело?
- К какому классу относят мокриц?
- Чем лангусты отличаются от омаров?
- О чём может говорить окраска насекомых?
- Как пpeдoxpaниться от нападения клеща?
- Почему надо защищать пищу от мух?
- Каких комаров называют малярийными?
VIII. Подведение итогов. Комaнда - победительница получает почетные грамоты и сладкий приз. Члeны второй комaнды и активные болельщики награждаются дипломами участников.
Литература.
- Боброва Т.А., Гуфельд И.М. \"Ботаника. Зоология. Для школьников и абитуриентов\". М., \"Рипол классик\", 1999.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучшенко В.С. \"Биология. Животные\". М., \"Вентана Граф\", 2006.
- Лернер И.Г. \"Уроки зоологии\". М., \"Лист\", 1988.
- Молис С.А. (составитель) \"Книга для чтения по зоологии\". М., \"Просвещение\", 1988.
- Никитов А.И., Шарова И.Х. \"Биология: животные\". М., \"Просвещение\", 1994.
Комментарии:
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними.
...
23 11 2025 2:15:20
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
22 11 2025 16:45:16
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
21 11 2025 9:50:46
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
20 11 2025 7:38:24
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
19 11 2025 23:31:44
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
18 11 2025 5:37:10
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
17 11 2025 7:26:17
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
16 11 2025 22:21:52
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
15 11 2025 12:20:45
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
14 11 2025 12:51:16
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций.
...
13 11 2025 4:36:11
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
12 11 2025 17:47:10
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
11 11 2025 0:11:16
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
10 11 2025 5:12:48
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
09 11 2025 17:42:13
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
08 11 2025 14:23:15
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
07 11 2025 16:26:30
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
06 11 2025 3:42:36
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
05 11 2025 1:20:50
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
04 11 2025 9:13:53
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
03 11 2025 7:40:23
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
02 11 2025 3:35:54
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
01 11 2025 7:49:25
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
31 10 2025 15:15:37
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
30 10 2025 5:59:33
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
29 10 2025 4:38:49
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
28 10 2025 5:24:15
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
27 10 2025 22:37:52
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
26 10 2025 4:33:29
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
25 10 2025 2:18:29
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
24 10 2025 21:11:48
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
23 10 2025 22:32:56
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
22 10 2025 3:19:15
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
21 10 2025 8:22:48
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
20 10 2025 23:40:24
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
19 10 2025 10:17:37
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
18 10 2025 23:44:10
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
17 10 2025 0:19:15
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
16 10 2025 1:34:58
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
15 10 2025 9:33:20
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
14 10 2025 15:16:25
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
13 10 2025 5:30:22
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
12 10 2025 12:11:55
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
11 10 2025 9:28:37
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
10 10 2025 3:59:33
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
09 10 2025 23:51:13
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
08 10 2025 14:24:44
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
07 10 2025 22:50:23
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
06 10 2025 6:15:36
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
05 10 2025 4:40:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны