Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

Цель: познакомить уч-ся с разнообразием сельскохозяйственных культур; центрами их происхождения;

Задачи: формировать уважительное отношение к главному продукту питания – хлебу и труду работников сельского хозяйства.

Оборудование:

  • проектор, музыкальная запись \"Урожайная\",
  • растения: рожь, пшеница, рис, кукуруза,
  • таблички с названием сортов зерновых культур,
  • 125 гр., черного хлеба,
  • плакат \"экономия в быту\", плакаты с задачами,
  • карта мира физическая,
  • таблица центров происхождения зерновых культур.

Подготовка к уроку начинается за 2 недели до урока. Уч-ся раздается задание: подобрать материал по выбранным растениям /стихи, поговорки, легенды, исторические факты и др./ Выбирается ведущий и ответственные за страницы. Весь собранный материал собирается, корректируется учителем.

1 уч-ся. Сегодня мы с вами проводим устный журнал на тему \"Важнейшие зерновые, сельскохозяйственные культуры\" (слайд1)

2 уч-ся. Читает стихи:

Из мглы веков, из сизого тумана,
торя свою в безвестность колею,
Жизнь создала орла и таpaкана,
Сикстинскую мадонну и змею.
И вот он встал над выигранной битвой
И создал хлеб, и в образ мысль облек
И шар земной космической орбитой
Запеленал, как нитками клубок.

Звучит музыка \"Урожайная\"

1 уч-ся. В нашем журнале вы узнаете о самых древних культурах, которые человек поставил себе на службу, о их происхождении и биологических особенностях, основных этапах окультуривания, современном состоянии, распространении и хозяйственном значении. И не только послушаете, но и увидите.

Вот его обложка, прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, как она звучит, будет открываться новая страница нашего журнала.

Перелистывается обложка журнала, открывается   I  страница.

I-я страничка. Историческая. \"Путь к хлебу\" (слайд 2)

Презентация.

3 уч-ся. \"Открытие земледелия, сделанное более чем за 600 поколений до нас, решило все будущее человечества\". /В.И. Вернадский/

Мысленно перенесемся в прошлое человечества и представим, как наши предки занимались сбором дикорастущих растений. Древний человек, чтобы прокормить себя, собирал лесные орехи и ягоды, съедобные корни и семена. Как Робинзон Крузо, исследовал он окружающие, его леса и поля, реки и озера. Собирательство как способ получения продуктов питания сохранилось и в наше время.

Японцы собирают морские водоросли, жители Огненной Земли - моллюсков, а индейцы ведут поиск желудей.

Именно с собирательством связанно появлений земледелия.

/Вавилов Н.И., Дарвин Ч. /.

Мужчины уходили на охоту, а женщины собирали дикие растения и готовили из них пищу.

Однако от собирательства до культивирования растений лежал долгий и не всегда беспрепятственный путь.

Земледельцы во все времена стремились получить с каждого занятого посевами поля как можно более высокий урожай, поэтому на протяжении веков старались внести изменения в природу с/х растений, с тем, чтобы они стали продуктивнее, устойчивее к болезням и вредителям, менее требовательными к условиям произрастания. Работа в этом направлении ведется и в наши дни.

Путь к высоким урожаям идет, прежде всего через селекцию.

А основателями ее были Н.И Вавилов, И.М.Чуковский, Д.Н.Прянишников и др.

Звучит музыка. На планшете перелистывается страница.

II страница. Главный хлеб. (слайд 3)

4 уч-ся. - Какое же растение одним из первых стало надежным другом и спутником жизни человека? -/пшеница/.

- Когда, как и откуда пришла к нам пшеница?

Первая попытка ответить на этот вопрос была предпринята еще в глубокой древности. В 4-3 тысячелетии до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата /юг современного Иpaка/ (показывает, по карте) существовала страна Шумер. Ее жители уже знали колесо, плуг, сеялку, умели добывать медь, возводить из сырого кирпича монументальные здания храмов и у них уже была письменность.

Вот что рассказывает одна из шумерских легенд.

5 уч-ся. \"Аппунаки - духи земли, порожденные богом – питались травой и кореньями и не знали, что такое хлеб. Боги задумали улучшить жизнь аппунаков на земле. Они слепили из глины божественного юношу Лохара - пастуха и его сестру Ашнак - богиню зерна. Лохар стал пасти овец и коз. Для Ашнак бог мудрости Энки создал мотыгу, и она провела на полях первые борозды и засеяла их зернами ячменя. Вскоре поднялись первые колосья. Обрадовались боги да построили для Ашнак великий дом, а потом Энки смастерил первый плуг и запряг в него пару ослов, Лохар стал завидовать сестре и они поссорились. Лохар говорил: \"Без меня аппунаки не имели бы вкусного молока и теплых одежд и прозябали бы в голоде и холоде.. Ашнак возражала: Что делали бы боги и аппунаки без хлеба?

Тогда собрался совет великих богов и вынес решение: \"Только хлебом можно насытиться, ибо оно укрепляет тело. Хлеб важнее для жизни, чем молоко и шерсть\". Ашнак, должна занимать 1 место.

2 уч-ся \" Сказка-ложь, да в ней намек...\"

Исследования показали что именно Передняя Азия - место зарождения культурной пшеницы /тер. страны Шумер/. Из Передней Азии пшеница расселилась по всей Европе и Азии и проникла в Африку, Значительно сложнее оказалось решить вопрос о том, из какого дикорастущего вида растений образовалась современная культурная пшеница. А вы знайте?

Ученые выдвигают различные гипотезы. Синская, развивая учение Н.И.Вавилова высказала предположение, что древнейшим предком пшеницы является один из вымерших видов пырея, из которого образовались сначала дикорастущие, а затем и окультуренные виды.

Сегодня в мире выращивают 2 вида этой главной культуры: мягкую и твердую. Мягкую высевают в умеренном климате./Азия,.../ Твердую - более теплолюбивое растение, в южных областях. Такое деление из-за качества зерна. У “мягкой” на срезе зерно мучнистое, легко раздавливается и растирается. У “твердой” - стекловидное, не разминается, содержит 20% белка. По срокам посева пшеницу делятся на яровую и озимую. Из 60 миллионов га. Земли, занятых под пшеницу в нашей стране яровые занимают почти в два раза территории больше чем озимые.

Урожай зерновых составлял в 70годах яровые - 25ц/га., 1913 году до 7ц/га. В настоящее время во многих хозяйствах урожай составляет 40ц/га, а озимых до 70 ц/га. Этих цифр удалось достигнуть благодаря новым сортам озимых - Мироновская 808, Безостая I, Заря ...

Яровые - Саратовская 29,42. Новосибирская 67 и др.. /демонстрируются гербарные экземпляры/.

Звучит музыка.

III страница. Матушка рожь. (слайд 4)

6 уч-ся. \" Ржаной хлебушко - калачу дедушка\" - говорят в народе.

Для подавляющей части населения дореволюционной России хлеб из ржаной муки был повседневным основным продуктом питания; для крестьян большей части страны потому, что свой \"доморощенный\", его не нужно было покупать, а для малообеспеченных городских жителей - рабочих, ремесленников, служащих - оттого, что всегда был дешевле пшеничного. Только зажиточные семьи могли каждый день кушать пшеничный хлеб. Совершенно определенно было выяснено, что культурная рожь возникла из сорно- полевой ржи засорявшей пшеницу и ячмень. Благодаря устойчивости и холодному и засушливому климату, это сорное растение привлекло внимание и вошло в семью хлебных культур. Подобно гадкому утенку, бывший сорняк стал ценной зерновой культурой.

Хорошо себя зарекомендовали сорта: Вятка, Харьковская 60, Саратовская 4,Чулкаш /высота растения 75-100 см., зимостоек, засухоустойчив, урожайность 44-45 ц/га. А на опытных участках до 80ц/га.

1 уч-ся. Рожь - не только хлеб на полках магазинов, но и важная техническая культура. Крахмал и бумага, строительные плиты и пластмассы дает человеку этот злак. Есть чему гордиться бывшему сорняку! / Звучит музыка/

IV страница. Культура всех широт. (слайд 5)

3 уч-ся. История любого растения неразрывно связана со всеми событиями, происходящими на нашей планете и в первую очередь, с изменением климата.

Много интересных находок обнаружили ученые - мамонтологи в слоях вечной мерзлоты. В этих \"холодильниках планеты\" были найдены кости полностью сохранившиеся мамонтов. В желудке одного из них, найденного в Сибири, были обнаружены семена дикорастущего ячменя, которому было более 30 тыс. лет. Как же сложилась судьба этого древнего растения, когда человек извлек его из природы и сделал своим спутником? Окультуривание его началось более 10тыс. лет назад в районе Месопотамии /на карте/.

Ячмень и пшеница \" близнецы\", они почти одновременно попали на стол предков.

5 уч-ся. Вот какая легенда существовала в древнем Египте о появлении ячменя: до царствования Осириса - бога умирающей и воскресающей природы египтяне не знали земледелия и были людоедами. Осирис вывел их из состояния варварства. Сестра и супруга этого бога Исида - богиня плодородия, воды и ветра, нашла дикорастущий ячмень и пшеницу и дала их людям. Осирис научил их возделывать землю и употрeбллять в пищу зерна. В результате египтяне оставили каннибализм и стали готовить себе еду из зерен.

Очень высоко ценилось это растение в древней Греции: там ячмень не только составлял главную пищу населения, но и служил знаком отличия, наградой за особые заслуги. Так победители спортивных соревнований проводящихся в честь богини земледелия Деметры получали в качестве приза меру ячменного зерна и венок из его колосьев.

3 уч-ся. Ячменное зерно в пищевой промышленности идет на изготовление перловой и ячневой круп. /демонстрирует/.

Петр I признавал последнюю самой вкусной.

Из него изготавливают суррогат кофе. Вытяжка из ячменного зерна находит применение в фармацевтической, текстильной, кожевенной, полиграфической и других отраслях промышленности.

Сорта: Целинный-5, Донецкий 26, Харьковский и др. /демонстрируются растения/.

Звучит музыка

V страница. “Сын воды и солнца” (слайд 6)

(Рассказ о рисе как о культуре).

5 уч-ся. Занятная легенда о появлении риса есть у жителей острова Калимантан /карта/. В ней говорится, что в далекие времена небо было немного ближе к Земле. Боги часто опускались на Землю. А праведные люди иногда поднимались на небо. Однажды попал туда храбрый и справедливый юноша и увидел семена риса, которых на Земле тогда еще не было, и никто о нем ничего не знал. Юноша спросил: \" Что это?\" Его проводили к богу Поза. Бог оказался добрым и угостил гостя вареным рисом. Юноше блюдо очень понравилось. Отправляясь обратно, он хотел унести с собой горсть зерен, но духи-хранители входа в небо не разрешили ему этого, сказав, что рис-это пища богов и давать его людям нельзя. Вернувшись на Землю, юноша долго думал, как достать семена риса. Однажды, сидя на земле скрестив ноги, он заметил, что в толстой коже его пяток образовались глубокие трещины. Тогда он снова пошел на небо и там прошелся по сушившимся семенам. Несколько зерен осталось в тех самых трещинах.

Так доблестный юноша принес с неба на землю рис.

1 уч-ся: А вот некоторые интересные поверья и обычаи.

В древней столице Японии - Киото на холме Фунако есть священный камень. Две каменные пестро окрашенные лисицы охраняют этот своеобразный жертвенный алтарь. На его ступеньках стоит мисочка с рисом и чашечка с солью и водой. Сюда приходят просить божество риса о помощи, при этом надо сто раз обойти вокруг камня, повторяя желание, и тогда оно обязательно сбудется.

На острове Борно после наступления каждой очередной фазы развития риса совершается обряд благодарности. Таких обрядов не менее 6, самый пышный после уборки урожая.

На острове Сулавеси существует такой обычай, когда рождается ребенок, ему, прежде всего дают попробовать вареного риса, считая, что вкусив его, ребенок уже не захочет расставаться с земным существованием и будет жить.

В Индии - жрец посыпает жениха и невесту рисовой мукой, как символ благополучия, долголетия и изобилия.

(Можно включить и другие страницы/ кукуруза.../)

Звучит музыка.

VI страница. Хлеб наш насущный. (слайд 7)

2 уч-ся. На свете есть немало стран, особенно южных, где люди обходятся без хлеба. Как - то даже странно: им не требуется хлеб ни к обеду: ни к ужину, ни к чаю. Не едят хлеба и порой не знают что это такое /Страны Африки/. Есть страны, где хлеба потрeбляют мало, едят его так же редко, как мы апельсины или бананы. (слайд 8)

Учитель о работе Вавилова и центрах происхождения культурных растений. (слайды 9, 10, 11)

2 уч-ся. Но все-таки большинство народов в Северном полушарии Земли ценят и любят хлеб. А какова же цена хлеба? Кажется, чего проще испечь лепешку или хлеб, но сколько времени и труда, потратил человек, прежде чем научился этой премудрости. Никто сегодня не может сказать, кто был тот великий человек, который изобрел хлебопечение. Кто придумал смешать муку из размолотых зерен ржи или пшеницы с водой, добавить дрожжи и соль, дать тесту \"закиснуть\" и уже потом испечь из этого живого, мягкого теста в горячей печи те самые караваи, бесчисленные по форме, вкусу и названиям.

Можно ответить по разному. А истинная цена 1 булки ржаного или пшеничного хлеба - это пот людей, которые вспахали землю, засеяли ее, вырастили и обмолотили зерно, вывезли с поля, сушили, мололи его, замесили тесто и выпекли ароматные булки и батоны. Вот истинная цена хлеба!

(слайд 12)

3 уч-ся.

Дороже и злата и соболя
Он - всем
и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права.
И так повелось
это история:
Изба пирогами
красна.
Хлеб - наиглавная
исповедь
Пред жизнью
во все времена.

7 уч-ся.

Всему начало.-
плуг и борозда,
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство
обернуться хлебом:
Всему начало-плуг и борозда”
/ Сергeй Викулов /

7 страница, /звучит музыка/ “ Блокадный хлеб(слайд 13)

8 уч-ся. Есть и еще одно понятие о ценности хлеба. Именно хлебом, отношением к нему, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым ты делишься, или с тобой делятся в трудную минуту, не имеет себе равного по вкусу! Это-истина.

“...о мы познали в декабре – не зря
“священным даром” назван обычный хлеб,
И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь,
Таким людским страданьем он, такой большой
Любовью братской для нас отныне освящен,
Наш хлеб насущий, Ленинградский”
(Ольга Бергольц)

(слайд 11)

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.

125 блокадных грамм, которые сегодня лежат на весах в витрине музея – это дневной паек жителей героического города в дни фашистской блокады.

Учащиеся отрезают и взвешивают на весах 125 грамм черного хлеба.

/ звучит музыка/

3 уч-ся: А как же мы с вами относимся к хлебу?

Считают, в городе Новый Уренгой за один день на одного человека в среднем покупается 302 грамма хлеба. Ежедневно в семье в отходы идет 100 грамм хлеба. А сколько за месяц, за год ваша семья переводит бес пользы ценного продукта?

Что нужно предпринять, чтобы этого не случалось?

1 уч-ся. Закончить наш журнал, мне бы хотелось отрывком статьи Гатагова “Дума о хлебе”.

“Берегите хлеб смолоду и если ты с детства не научился видеть и чувствовать в хлебе живую душу родной земли, родного солнца и неба, теплого весеннего дождя и сияние летней молнии, если ты не научился видеть в нем труд всех, кто отдает твоему хлебу всю свою жизнь – одним словом, душу народа, считай себя нравственным калекой. Будь непримиримым, если видишь плохое отношение к хлебу. Цени в хлебе труд отца, матери, дедушки и бабушки, братьев, сестер – всех людей, труд всего народа, который тебя выкормил, вырастил и возлагает на тебя самые светлые надежды”.

Звучит музыка. Закрывается последняя страничка журнала.

Учитель благодарит и оценивает работу учащихся, принимавших участие в журнале, собиравших литературу.

Литература.

  1. Биология 7 класс, “Линия жизни”, Пасечник В.В.; М., Просвещение, 2011.
  2. Социальная и экономическая география мира, Максаковский; М, Просвещение, 2010.
  3. Энциклопедия Биология, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
  4. Энциклопедия, “Мифы народов мира”, т.1, 2, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
  5. “Рассказы о растениях – переселенцах”, Головкин Б.Н., М. “Просвещение”, 1984.
  6. “Зеленая родословная” Скорняков С.М., М. Агропромиздат 1985.
  7. “Самые – самые” Головкин Б.Н. , М. “Колос”, 1982.
  8. “Слово о хлебе”, Степаненко В., М. , “Плакат”, 1986.
  9. “Растения – переселенцы”, Лобунцова М.А., Никиточкина Т.Д., М., “Изобразительное искусство”, 1988.



Комментарии:

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

31 08 2025 5:59:27

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

30 08 2025 7:37:30

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"


    Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

      В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

29 08 2025 17:28:53

Урок "Иммунитет"


    Урок "Иммунитет"

      Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....

28 08 2025 19:59:57

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

27 08 2025 16:58:37

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

26 08 2025 18:52:45

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

25 08 2025 0:24:52

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

24 08 2025 6:11:28

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

23 08 2025 11:30:16

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

22 08 2025 11:37:58

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

21 08 2025 19:52:11

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

20 08 2025 3:38:42

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

19 08 2025 12:25:22

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

18 08 2025 12:42:10

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

17 08 2025 3:21:39

Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс


    Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

      В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....

16 08 2025 6:58:45

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"


    Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"

      Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....

15 08 2025 19:38:34

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

14 08 2025 15:11:58

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

13 08 2025 15:46:20

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

12 08 2025 5:35:21

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

11 08 2025 16:58:40

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

10 08 2025 4:54:59

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

09 08 2025 9:48:16

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"


    Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

      Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

08 08 2025 14:44:39

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

07 08 2025 7:10:21

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

      Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....

06 08 2025 1:17:59

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

05 08 2025 18:21:55

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

04 08 2025 6:30:11

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

03 08 2025 4:39:46

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

02 08 2025 18:11:58

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

01 08 2025 18:41:43

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

31 07 2025 21:46:49

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

30 07 2025 1:45:19

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

29 07 2025 12:17:34

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

28 07 2025 2:43:32

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

27 07 2025 4:44:33

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

26 07 2025 12:48:10

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

25 07 2025 22:32:46

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

24 07 2025 4:39:51

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

23 07 2025 17:52:41

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

22 07 2025 2:32:12

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....

21 07 2025 16:30:58

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

20 07 2025 8:48:31

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

19 07 2025 3:56:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

18 07 2025 23:55:35

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

17 07 2025 19:19:33

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

16 07 2025 20:19:59

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

15 07 2025 16:11:23

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

14 07 2025 3:37:27

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

13 07 2025 6:40:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::