Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


Цель: познакомить уч-ся с разнообразием сельскохозяйственных культур; центрами их происхождения;

Задачи: формировать уважительное отношение к главному продукту питания – хлебу и труду работников сельского хозяйства.

Оборудование:

  • проектор, музыкальная запись "Урожайная",
  • растения: рожь, пшеница, рис, кукуруза,
  • таблички с названием сортов зерновых культур,
  • 125 гр., черного хлеба,
  • плакат "экономия в быту", плакаты с задачами,
  • карта мира физическая,
  • таблица центров происхождения зерновых культур.

Подготовка к уроку начинается за 2 недели до урока. Уч-ся раздается задание: подобрать материал по выбранным растениям /стихи, поговорки, легенды, исторические факты и др./ Выбирается ведущий и ответственные за страницы. Весь собранный материал собирается, корректируется учителем.

1 уч-ся. Сегодня мы с вами проводим устный журнал на тему "Важнейшие зерновые, сельскохозяйственные культуры" (слайд1)

2 уч-ся. Читает стихи:

Из мглы веков, из сизого тумана,
торя свою в безвестность колею,
Жизнь создала орла и таpaкана,
Сикстинскую мадонну и змею.
И вот он встал над выигранной битвой
И создал хлеб, и в образ мысль облек
И шар земной космической орбитой
Запеленал, как нитками клубок.

Звучит музыка "Урожайная"

1 уч-ся. В нашем журнале вы узнаете о самых древних культурах, которые человек поставил себе на службу, о их происхождении и биологических особенностях, основных этапах окультуривания, современном состоянии, распространении и хозяйственном значении. И не только послушаете, но и увидите.

Вот его обложка, прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, как она звучит, будет открываться новая страница нашего журнала.

Перелистывается обложка журнала, открывается   I  страница.

I-я страничка. Историческая. "Путь к хлебу" (слайд 2)

Презентация.

3 уч-ся. "Открытие земледелия, сделанное более чем за 600 поколений до нас, решило все будущее человечества". /В.И. Вернадский/

Мысленно перенесемся в прошлое человечества и представим, как наши предки занимались сбором дикорастущих растений. Древний человек, чтобы прокормить себя, собирал лесные орехи и ягоды, съедобные корни и семена. Как Робинзон Крузо, исследовал он окружающие, его леса и поля, реки и озера. Собирательство как способ получения продуктов питания сохранилось и в наше время.

Японцы собирают морские водоросли, жители Огненной Земли - моллюсков, а индейцы ведут поиск желудей.

Именно с собирательством связанно появлений земледелия.

/Вавилов Н.И., Дарвин Ч. /.

Мужчины уходили на охоту, а женщины собирали дикие растения и готовили из них пищу.

Однако от собирательства до культивирования растений лежал долгий и не всегда беспрепятственный путь.

Земледельцы во все времена стремились получить с каждого занятого посевами поля как можно более высокий урожай, поэтому на протяжении веков старались внести изменения в природу с/х растений, с тем, чтобы они стали продуктивнее, устойчивее к болезням и вредителям, менее требовательными к условиям произрастания. Работа в этом направлении ведется и в наши дни.

Путь к высоким урожаям идет, прежде всего через селекцию.

А основателями ее были Н.И Вавилов, И.М.Чуковский, Д.Н.Прянишников и др.

Звучит музыка. На планшете перелистывается страница.

II страница. Главный хлеб. (слайд 3)

4 уч-ся. - Какое же растение одним из первых стало надежным другом и спутником жизни человека? -/пшеница/.

- Когда, как и откуда пришла к нам пшеница?

Первая попытка ответить на этот вопрос была предпринята еще в глубокой древности. В 4-3 тысячелетии до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата /юг современного Иpaка/ (показывает, по карте) существовала страна Шумер. Ее жители уже знали колесо, плуг, сеялку, умели добывать медь, возводить из сырого кирпича монументальные здания храмов и у них уже была письменность.

Вот что рассказывает одна из шумерских легенд.

5 уч-ся. "Аппунаки - духи земли, порожденные богом – питались травой и кореньями и не знали, что такое хлеб. Боги задумали улучшить жизнь аппунаков на земле. Они слепили из глины божественного юношу Лохара - пастуха и его сестру Ашнак - богиню зерна. Лохар стал пасти овец и коз. Для Ашнак бог мудрости Энки создал мотыгу, и она провела на полях первые борозды и засеяла их зернами ячменя. Вскоре поднялись первые колосья. Обрадовались боги да построили для Ашнак великий дом, а потом Энки смастерил первый плуг и запряг в него пару ослов, Лохар стал завидовать сестре и они поссорились. Лохар говорил: "Без меня аппунаки не имели бы вкусного молока и теплых одежд и прозябали бы в голоде и холоде.. Ашнак возражала: Что делали бы боги и аппунаки без хлеба?

Тогда собрался совет великих богов и вынес решение: "Только хлебом можно насытиться, ибо оно укрепляет тело. Хлеб важнее для жизни, чем молоко и шерсть". Ашнак, должна занимать 1 место.

2 уч-ся " Сказка-ложь, да в ней намек..."

Исследования показали что именно Передняя Азия - место зарождения культурной пшеницы /тер. страны Шумер/. Из Передней Азии пшеница расселилась по всей Европе и Азии и проникла в Африку, Значительно сложнее оказалось решить вопрос о том, из какого дикорастущего вида растений образовалась современная культурная пшеница. А вы знайте?

Ученые выдвигают различные гипотезы. Синская, развивая учение Н.И.Вавилова высказала предположение, что древнейшим предком пшеницы является один из вымерших видов пырея, из которого образовались сначала дикорастущие, а затем и окультуренные виды.

Сегодня в мире выращивают 2 вида этой главной культуры: мягкую и твердую. Мягкую высевают в умеренном климате./Азия,.../ Твердую - более теплолюбивое растение, в южных областях. Такое деление из-за качества зерна. У “мягкой” на срезе зерно мучнистое, легко раздавливается и растирается. У “твердой” - стекловидное, не разминается, содержит 20% белка. По срокам посева пшеницу делятся на яровую и озимую. Из 60 миллионов га. Земли, занятых под пшеницу в нашей стране яровые занимают почти в два раза территории больше чем озимые.

Урожай зерновых составлял в 70годах яровые - 25ц/га., 1913 году до 7ц/га. В настоящее время во многих хозяйствах урожай составляет 40ц/га, а озимых до 70 ц/га. Этих цифр удалось достигнуть благодаря новым сортам озимых - Мироновская 808, Безостая I, Заря ...

Яровые - Саратовская 29,42. Новосибирская 67 и др.. /демонстрируются гербарные экземпляры/.

Звучит музыка.

III страница. Матушка рожь. (слайд 4)

6 уч-ся. " Ржаной хлебушко - калачу дедушка" - говорят в народе.

Для подавляющей части населения дореволюционной России хлеб из ржаной муки был повседневным основным продуктом питания; для крестьян большей части страны потому, что свой "доморощенный", его не нужно было покупать, а для малообеспеченных городских жителей - рабочих, ремесленников, служащих - оттого, что всегда был дешевле пшеничного. Только зажиточные семьи могли каждый день кушать пшеничный хлеб. Совершенно определенно было выяснено, что культурная рожь возникла из сорно- полевой ржи засорявшей пшеницу и ячмень. Благодаря устойчивости и холодному и засушливому климату, это сорное растение привлекло внимание и вошло в семью хлебных культур. Подобно гадкому утенку, бывший сорняк стал ценной зерновой культурой.

Хорошо себя зарекомендовали сорта: Вятка, Харьковская 60, Саратовская 4,Чулкаш /высота растения 75-100 см., зимостоек, засухоустойчив, урожайность 44-45 ц/га. А на опытных участках до 80ц/га.

1 уч-ся. Рожь - не только хлеб на полках магазинов, но и важная техническая культура. Крахмал и бумага, строительные плиты и пластмассы дает человеку этот злак. Есть чему гордиться бывшему сорняку! / Звучит музыка/

IV страница. Культура всех широт. (слайд 5)

3 уч-ся. История любого растения неразрывно связана со всеми событиями, происходящими на нашей планете и в первую очередь, с изменением климата.

Много интересных находок обнаружили ученые - мамонтологи в слоях вечной мерзлоты. В этих "холодильниках планеты" были найдены кости полностью сохранившиеся мамонтов. В желудке одного из них, найденного в Сибири, были обнаружены семена дикорастущего ячменя, которому было более 30 тыс. лет. Как же сложилась судьба этого древнего растения, когда человек извлек его из природы и сделал своим спутником? Окультуривание его началось более 10тыс. лет назад в районе Месопотамии /на карте/.

Ячмень и пшеница " близнецы", они почти одновременно попали на стол предков.

5 уч-ся. Вот какая легенда существовала в древнем Египте о появлении ячменя: до царствования Осириса - бога умирающей и воскресающей природы египтяне не знали земледелия и были людоедами. Осирис вывел их из состояния варварства. Сестра и супруга этого бога Исида - богиня плодородия, воды и ветра, нашла дикорастущий ячмень и пшеницу и дала их людям. Осирис научил их возделывать землю и употрeбллять в пищу зерна. В результате египтяне оставили каннибализм и стали готовить себе еду из зерен.

Очень высоко ценилось это растение в древней Греции: там ячмень не только составлял главную пищу населения, но и служил знаком отличия, наградой за особые заслуги. Так победители спортивных соревнований проводящихся в честь богини земледелия Деметры получали в качестве приза меру ячменного зерна и венок из его колосьев.

3 уч-ся. Ячменное зерно в пищевой промышленности идет на изготовление перловой и ячневой круп. /демонстрирует/.

Петр I признавал последнюю самой вкусной.

Из него изготавливают суррогат кофе. Вытяжка из ячменного зерна находит применение в фармацевтической, текстильной, кожевенной, полиграфической и других отраслях промышленности.

Сорта: Целинный-5, Донецкий 26, Харьковский и др. /демонстрируются растения/.

Звучит музыка

V страница. “Сын воды и солнца” (слайд 6)

(Рассказ о рисе как о культуре).

5 уч-ся. Занятная легенда о появлении риса есть у жителей острова Калимантан /карта/. В ней говорится, что в далекие времена небо было немного ближе к Земле. Боги часто опускались на Землю. А праведные люди иногда поднимались на небо. Однажды попал туда храбрый и справедливый юноша и увидел семена риса, которых на Земле тогда еще не было, и никто о нем ничего не знал. Юноша спросил: " Что это?" Его проводили к богу Поза. Бог оказался добрым и угостил гостя вареным рисом. Юноше блюдо очень понравилось. Отправляясь обратно, он хотел унести с собой горсть зерен, но духи-хранители входа в небо не разрешили ему этого, сказав, что рис-это пища богов и давать его людям нельзя. Вернувшись на Землю, юноша долго думал, как достать семена риса. Однажды, сидя на земле скрестив ноги, он заметил, что в толстой коже его пяток образовались глубокие трещины. Тогда он снова пошел на небо и там прошелся по сушившимся семенам. Несколько зерен осталось в тех самых трещинах.

Так доблестный юноша принес с неба на землю рис.

1 уч-ся: А вот некоторые интересные поверья и обычаи.

В древней столице Японии - Киото на холме Фунако есть священный камень. Две каменные пестро окрашенные лисицы охраняют этот своеобразный жертвенный алтарь. На его ступеньках стоит мисочка с рисом и чашечка с солью и водой. Сюда приходят просить божество риса о помощи, при этом надо сто раз обойти вокруг камня, повторяя желание, и тогда оно обязательно сбудется.

На острове Борно после наступления каждой очередной фазы развития риса совершается обряд благодарности. Таких обрядов не менее 6, самый пышный после уборки урожая.

На острове Сулавеси существует такой обычай, когда рождается ребенок, ему, прежде всего дают попробовать вареного риса, считая, что вкусив его, ребенок уже не захочет расставаться с земным существованием и будет жить.

В Индии - жрец посыпает жениха и невесту рисовой мукой, как символ благополучия, долголетия и изобилия.

(Можно включить и другие страницы/ кукуруза.../)

Звучит музыка.

VI страница. Хлеб наш насущный. (слайд 7)

2 уч-ся. На свете есть немало стран, особенно южных, где люди обходятся без хлеба. Как - то даже странно: им не требуется хлеб ни к обеду: ни к ужину, ни к чаю. Не едят хлеба и порой не знают что это такое /Страны Африки/. Есть страны, где хлеба потрeбляют мало, едят его так же редко, как мы апельсины или бананы. (слайд 8)

Учитель о работе Вавилова и центрах происхождения культурных растений. (слайды 9, 10, 11)

2 уч-ся. Но все-таки большинство народов в Северном полушарии Земли ценят и любят хлеб. А какова же цена хлеба? Кажется, чего проще испечь лепешку или хлеб, но сколько времени и труда, потратил человек, прежде чем научился этой премудрости. Никто сегодня не может сказать, кто был тот великий человек, который изобрел хлебопечение. Кто придумал смешать муку из размолотых зерен ржи или пшеницы с водой, добавить дрожжи и соль, дать тесту "закиснуть" и уже потом испечь из этого живого, мягкого теста в горячей печи те самые караваи, бесчисленные по форме, вкусу и названиям.

Можно ответить по разному. А истинная цена 1 булки ржаного или пшеничного хлеба - это пот людей, которые вспахали землю, засеяли ее, вырастили и обмолотили зерно, вывезли с поля, сушили, мололи его, замесили тесто и выпекли ароматные булки и батоны. Вот истинная цена хлеба!

(слайд 12)

3 уч-ся.

Дороже и злата и соболя
Он - всем
и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права.
И так повелось
это история:
Изба пирогами
красна.
Хлеб - наиглавная
исповедь
Пред жизнью
во все времена.

7 уч-ся.

Всему начало.-
плуг и борозда,
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство
обернуться хлебом:
Всему начало-плуг и борозда”
/ Сергeй Викулов /

7 страница, /звучит музыка/ “ Блокадный хлеб(слайд 13)

8 уч-ся. Есть и еще одно понятие о ценности хлеба. Именно хлебом, отношением к нему, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым ты делишься, или с тобой делятся в трудную минуту, не имеет себе равного по вкусу! Это-истина.

“...о мы познали в декабре – не зря
“священным даром” назван обычный хлеб,
И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь,
Таким людским страданьем он, такой большой
Любовью братской для нас отныне освящен,
Наш хлеб насущий, Ленинградский”
(Ольга Бергольц)

(слайд 11)

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

28 сотрудников института умерли от голода во время блокады, но ни одно зернышко или картофельный клубень не были утеряны.

125 блокадных грамм, которые сегодня лежат на весах в витрине музея – это дневной паек жителей героического города в дни фашистской блокады.

Учащиеся отрезают и взвешивают на весах 125 грамм черного хлеба.

/ звучит музыка/

3 уч-ся: А как же мы с вами относимся к хлебу?

Считают, в городе Новый Уренгой за один день на одного человека в среднем покупается 302 грамма хлеба. Ежедневно в семье в отходы идет 100 грамм хлеба. А сколько за месяц, за год ваша семья переводит бес пользы ценного продукта?

Что нужно предпринять, чтобы этого не случалось?

1 уч-ся. Закончить наш журнал, мне бы хотелось отрывком статьи Гатагова “Дума о хлебе”.

“Берегите хлеб смолоду и если ты с детства не научился видеть и чувствовать в хлебе живую душу родной земли, родного солнца и неба, теплого весеннего дождя и сияние летней молнии, если ты не научился видеть в нем труд всех, кто отдает твоему хлебу всю свою жизнь – одним словом, душу народа, считай себя нравственным калекой. Будь непримиримым, если видишь плохое отношение к хлебу. Цени в хлебе труд отца, матери, дедушки и бабушки, братьев, сестер – всех людей, труд всего народа, который тебя выкормил, вырастил и возлагает на тебя самые светлые надежды”.

Звучит музыка. Закрывается последняя страничка журнала.

Учитель благодарит и оценивает работу учащихся, принимавших участие в журнале, собиравших литературу.

Литература.

  1. Биология 7 класс, “Линия жизни”, Пасечник В.В.; М., Просвещение, 2011.
  2. Социальная и экономическая география мира, Максаковский; М, Просвещение, 2010.
  3. Энциклопедия Биология, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
  4. Энциклопедия, “Мифы народов мира”, т.1, 2, М., Дрофа “Золотой фонд” “Большая Российская энциклопедия”, 2003.
  5. “Рассказы о растениях – переселенцах”, Головкин Б.Н., М. “Просвещение”, 1984.
  6. “Зеленая родословная” Скорняков С.М., М. Агропромиздат 1985.
  7. “Самые – самые” Головкин Б.Н. , М. “Колос”, 1982.
  8. “Слово о хлебе”, Степаненко В., М. , “Плакат”, 1986.
  9. “Растения – переселенцы”, Лобунцова М.А., Никиточкина Т.Д., М., “Изобразительное искусство”, 1988.


Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

05 12 2022 11:52:11

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

04 12 2022 7:37:17

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"


    Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

      Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...

03 12 2022 22:44:49

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"


    Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

      Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

02 12 2022 18:15:15

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

01 12 2022 12:48:55

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

30 11 2022 12:44:41

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

29 11 2022 10:38:47

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

28 11 2022 11:18:25

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

27 11 2022 15:20:22

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

26 11 2022 15:59:25

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 11 2022 4:37:11

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

24 11 2022 16:48:25

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

23 11 2022 5:15:12

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

22 11 2022 21:53:33

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"


    Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

      Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

21 11 2022 0:55:42

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

20 11 2022 22:46:37

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

19 11 2022 4:28:14

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

18 11 2022 1:38:33

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

17 11 2022 7:53:12

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

16 11 2022 17:46:11

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

15 11 2022 0:55:29

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

14 11 2022 20:43:39

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

13 11 2022 13:28:56

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

12 11 2022 20:13:34

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание - что это? Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

11 11 2022 13:44:23

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

10 11 2022 9:40:13

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

09 11 2022 21:13:52

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

08 11 2022 11:29:21

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

07 11 2022 5:39:45

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

06 11 2022 2:41:10

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

05 11 2022 18:38:14

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

04 11 2022 22:38:27

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

03 11 2022 4:24:56

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

02 11 2022 20:39:22

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

01 11 2022 2:17:56

Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"


    Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"

      Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....

31 10 2022 18:35:20

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

30 10 2022 10:47:34

Современный этап эволюции человека


    Современный этап эволюции человека

      На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

29 10 2022 17:36:56

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

28 10 2022 22:51:27

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

27 10 2022 19:34:36

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

26 10 2022 6:39:24

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

25 10 2022 13:47:47

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

24 10 2022 21:18:19

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

23 10 2022 16:58:57

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

22 10 2022 21:56:12

Тема урока: "Химический состав растений"


    Тема урока: "Химический состав растений"

      Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

21 10 2022 22:48:28

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

20 10 2022 8:55:45

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

19 10 2022 23:30:43

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

18 10 2022 16:54:27

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"


    Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

17 10 2022 16:26:40

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::