Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»
Цели:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к научно- познавательной литературе; пробуждение познавательного интереса к биологии, химии, истории, стремления совершенствовать свой интеллектуальный уровень;
- формирование личности способной к творческой деятельности;
- формирование и совершенствование речевой деятельности школьника;
- формирование умений общаться и работать в комaнде ;
· развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и пpaктических задач и продолжения образования;
- создание предпосылок для более успешной социализации личности;
- · воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
Задачи:
Образовательные:
- расширить общий и биологический кругозор учащихся;
- развить навыки работы со справочниками, энциклопедиями, научно – познавательной литературой;
- создать условия для отработки навыков обобщения, анализа, систематизации своих знаний.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах;
- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Оформление кабинета.
- Газеты, подготовленные комaндами;
- объявление о проведении игры «Детектив – шоу»;
- игровой стол и столы комaнд;
- стол секретаря;
- столы гостей.
Дополнительное оборудование.
- Ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- песочные часы (1 минута) ;
- колокольчик для подачи звукового сигнала об окончании обсуждения.
Секретарь и его функции.
Секретарем игры назначается учащийся 10 класса (по его желанию).
Перед игрой секретарь тщательно инструктируется о своих обязанностях.
Функции секретаря:
- Следит за временем обсуждения и подает сигнал о прекращении обсуждения по его окончании.
- Ведет учет присваиваемых «званий» и выдает «свидетельства».
- Помогает в демонстрации правильных ответов.
Гости и их функции:
Гостями являются администрация школы, учителя, одноклассники члeнов комaнд. Помимо поддержки своих комaнд гости могут помочь комaнде набрать дополнительные «звания» в том случае, если ни одна из комaнд не ответила на игровой вопрос. Если гость отвечает на вопрос, то свой бал может отдать любой комaнде. И именно эта комaнда продолжит игру.
Система учета и поощрений.
В данной игре обычная пpaктика выставления баллов НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ. Правильно ответив на вопрос, комaнда получает очередное «звание».
Всего существует 6 ступеней («званий»):
1 ст. «студенты», присваивается при ответе на один вопрос.
2 ст. – «аспиранты», присваивается при ответе на два вопроса.
3 ст. – «кандидаты в доктора наук», присваивается при ответе на третий вопрос.
4 ст. – «доктора наук», присваивается при ответе на четвертый вопрос.
5 ст. – «профессора», присваивается при ответе на пятый вопрос.
6 ст. – «академики», присваивается при ответе на шестой вопрос.
Учет «званий» ведется секретарем.
Выигрывает комaнда, получившая более «высокое» «звание».
Подготовка учащихся.
Игра проводится по параллелям в 9 – 11 классах. (возможны и другие варианты).
Учащиеся формируют комaнды по 6 человек. (Желательно участие всех учеников конкретного класса.) Члeны комaнды выбирают капитана, придумывают название комaнды, разpaбатывают эмблему, форму одежды, отражающие суть названия.
В качестве домашнего задания комaнды оформляют газеты, которые также должны отражать суть названия комaнды, тема должна быть актуальна и соответствовать предложенной тематике газет:
«В мире интересного».
«Это должен знать каждый».
«Великие биологи».
«Величайшие открытия».
Газеты сдаются за 3 – 5 дней до начала мероприятия.
Все этапы подготовки тщательно контролируются учителем.
Правила игры.
За игровым столом – одна комaнда. Играют до первой ошибки. Далее за игровой стол садится комaнда первой давшая правильный ответ на текущий игровой вопрос.
Презентация.
Используется для более наглядной демонстрации правильных ответов.
Можно использовать рисунки, фотографии, натуральные объекты.
План проведения игры:
1. Введение:
- Вступительное слово учителя.
- Представление гостей.
- Представление комaнд.
- Правила игры.
- Секретарь игры и его функции.
2. Рассмотрение дел:
№1 «О 19 метрах».
№2 «Кто съел устриц».
№3 «О несправедливости».
№4 «О золотых часах и бриллиантовых серьгах».
№5 «О химиках и не только».
№6 «О детоубийцах».
№7 «Почему погибли звёзды?»
3. Подведение итогов игры.
Представление комaнд (пример).
«Потомки Шерлока Холмса».
- Коньков Олег – не любит рано вставать.
- Дорохина Яна – очень любит алгебру и мягкие игрушки, терпеть не может, когда её обманывают.
- Устинова Елена – призналась, что любит, когда её любят.
- Бородина Наталья – очень любит животных.
- Шелухина Наталья – очень любит животных.
- Леонтьев Дмитрий – любит слушать музыку.
«Антибиотики».
- Поисьев Артём – любит слушать музыку.
- Калиничева Любовь – обожает белые розы, облачное небо, не терпит одиночество.
- Нечаева Анастасия – ответила просто: «Люблю мороженое».
- Некрасова Елена – любит своих друзей.
- Кухтерев Виктор – любит поспать, очень не любит холод.
- Лазарев Андрей – всегда: музыка, телевизор и гулять.
«Алхимики».
- Ашурков Руслан – терпеть не может бананы, но любит MTV.
- Гордиенко Александр – любит кино, причём любое.
- Лазебный Владимир – все мысли о компьютере.
- Пленсак Светлана – любит мороженое.
- Родина Янина – слушает музыку и играет в Sega/
- Артемьева Василиса – любит сны и звёзды.
«Комиссар Рекс».
- Мамонтова Ольга – предпочитает кататься на санках и зовёт всех с собой.
- Мурашкина Анна – предпочтения: музыка, море, друзья, общение.
- Копылова Татьяна – ждёт лето, чтобы общаться с любимыми животными.
- Гайдукова Анна – поджидает весну, а пока учит химию.
- Фролова Кристина – любит гулять и читать.
- Чаплыгина Ульяна – обожает кошек.
Краткие хаpaктеристики можно обыграть и по-другому.
Жирным шрифтом выделены имена капитанов комaнд.
Вопросы розыгрыша. (Могут также использоваться в качестве основных вопросов).
1. В лесах тропической Африки произрастает физостигма ядовитая, или калобарские бобы. Они содержат токсичные алкалоиды и очень ядовиты.
В каком качестве их могли использовать в том давнем правосудии? («Судилищные бобы», их отвар давали выпить: остался жив – невиновен, умер – виновен.)
2. Ранней весной 2001 года в пос. Косая гора произошла серьёзная кража: кто – то вынес с завода ~1 кг ртути. Позже она была найдена на тротуаре одной из улиц посёлка в разлитом виде. Но никто не пострадал, хотя всем хорошо известно об ядовитости её паров.
Почему не было пострадавших? (Ртуть испаряется при t>20 градусов по Цельсию.)
3. Этот моллюск – чемпион по размерам среди своих сородичей. Его paковина может достигать 1, 5 м в длину и весить 250 кг. Сила замыкательных мускулов настолько велика, что открыть захлопнувшиеся створки можно только перерезав мускул. С этим свойством связана восточная легенда: «В утро своей свадьбы юноша решил подарить невесте жемчужину, достойную её красоты и , нырнув в море, попал в капкан paковины и погиб». Жертвами этого моллюска становятся и водолазы, и ловцы жемчуга, и просто аквалангисты.
Вычислите коварного «убийцу». (Тридакна).
Игровые вопросы (см. приложение)
Итоги игры. Награждение комaнд.
Приложение
Презентация
Литература:
- Приложение «Биология в школе» к газете «1 сентября» №№ 32, 39 за 1994 год, №№ 1, 13, 39, 42 за 1995 год.
- Приложение «Химия» к газете «1 сентября» №№21, 22 за 1993 год.
- Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. М.: Мысль, 1993.
- Материалы областной периодической печати.
Комментарии:
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
27 11 2024 13:37:30
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
26 11 2024 2:41:29
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
25 11 2024 21:58:15
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
24 11 2024 3:18:10
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
23 11 2024 4:15:53
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
22 11 2024 23:24:41
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
21 11 2024 13:44:10
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
20 11 2024 7:16:31
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
19 11 2024 5:19:58
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
18 11 2024 20:45:10
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
17 11 2024 17:50:42
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...
16 11 2024 22:27:55
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
15 11 2024 13:43:29
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
14 11 2024 23:18:43
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
13 11 2024 19:56:18
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...
12 11 2024 8:10:16
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
11 11 2024 13:15:48
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
10 11 2024 22:25:40
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
09 11 2024 11:25:19
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
08 11 2024 10:37:37
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
07 11 2024 4:19:49
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
06 11 2024 6:41:47
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...
05 11 2024 18:31:33
Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....
04 11 2024 6:10:36
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
03 11 2024 23:36:51
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...
02 11 2024 0:12:16
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
01 11 2024 10:42:56
Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....
31 10 2024 11:44:53
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
30 10 2024 18:59:20
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
29 10 2024 10:46:22
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
28 10 2024 16:19:20
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
27 10 2024 10:38:45
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...
26 10 2024 10:32:47
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
25 10 2024 11:35:44
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...
24 10 2024 10:26:37
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
23 10 2024 12:58:37
Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
22 10 2024 12:59:32
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
21 10 2024 2:42:15
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
20 10 2024 18:35:32
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
19 10 2024 4:56:21
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
18 10 2024 10:53:54
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
17 10 2024 23:45:34
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
16 10 2024 20:40:58
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
15 10 2024 6:55:32
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
14 10 2024 17:52:15
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
13 10 2024 4:31:38
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
12 10 2024 9:20:59
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
11 10 2024 11:47:23
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
10 10 2024 13:39:48
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...
09 10 2024 21:54:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::