Осанка. Предупреждение плоскостопия
Цели урока:
- дать понятие учащимся об осанке, как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника; сформировать понятие «Плоскостопие»; и способах предупреждения и лечения плоскостопия
- обогатить словарный запас новыми словами и понятиями по теме, формировать словесно – логическое мышление, осуществлять контроль за произношением, развивать связную и разговорные формы речи
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему организму, формировать навыки здорового образа жизни
Оборудование:
- таблица «Посадка за столом», «Плоскостопие»;
- домашняя медицинская энциклопедия;
- памятка: «Профилактика плоскостопия»;
- видеофильм «Осанка».
Ход урока
I. Организационный момент
-
(с) Какой сейчас урок?
– Сейчас урок биологии, потому что мы пришли в кабинет биологии. -
(с) Кто сегодня дежурный?
– Сегодня я дежурная. Все ребята к уроку готовы. -
3 (с) Вам интересно на уроке биологии?
– Мне интересно узнать что-то новое на уроке биологии. -
Улыбнитесь друг другу
-
(с) Какое у вас настроение?
– Настроение хорошее.
– Я поняла, что у вас хорошее настроение, и мы будем работать с интересом.
II. Фонетическая зарядка
Будем говорить хорошо слитно слова, словосочетания и предложения
- Скелет, туловище, мышцы, гиподинамия
- Динамическая работа, статистическая работа
- Я хожу на тренировку, чтобы (быть сильной и выиграть соревнования)
Поговорка
- Спорт – это жизнь
- В здоровом теле – здоровый дух
Сообщение плана урока
План урока
Сегодня на уроке мы будем:
- Хорошо говорить
- Задавать вопросы
- Работать по учебнику
- Выполнять лабораторную работу
- Отдыхать
- Читать
III. Повторение пройденного материала
(с) О чем говорили на прошлом уроке?
– На пошлом уроке мы говорили о работе скелетных мышц и их регуляции.
(с) Задавайте вопросы друг другу. Кто хочет начать?
Я хочу спросить. Когда возможен тренировочный эффект?
– Он возможен при хорошей тренировке и правильном питании.
Как ты думаешь. Что такое гиподинамия?
– Это недостаток движения. Мышцы теряют силу, человек становится слабым и вялым
Ребята, чтобы вы были сильными и красивыми вам нужно выполнять режим дня старшего школьника
Мне интересно. Что такое динамическая работа?
– Динамическая работа это перемещение тела или груза. Человек долго не устает.
Владик покажи (Владик поднимает гирю)
Ты устал?
Я не устал
Что такое статистическая работа?
– Статистическая работа удержание груза в определенной позе.
Владик покажи (Владик старается долго удержать гирю, но ему трудно).
Ты устал?
Я устал
Понятно? Согласны.
Вывод: Если человек долго выполняет одинаковую работу, он быстро устает.
Человеку необходимо часто менять работу мышц.
Выполним физминутку.
Дежурный помоги.
Ребята выполняют физминутку под песню В. Высоцкого «Утренняя зарядка».
IV. Изучение нового материала
(с) О чем будем говорить сегодня?
– Сегодня будем говорить об осанке и предупреждении плоскостопия.
1. Осанка – правильное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.
2. При правильной осанке
- Спина прямая
- Голова откинута назад
- Плечи расправлены
- Живот втянут
Просмотр видеофильма.
3. Привычка горбиться, неправильно сидеть за столом приводит к болезни остеохондроз: человеку трудно дышать, нагибаться, он плохо спит.
4. Различают три степени нарушения осанки
Степень | Признаки |
I | Отклонения слабые, человек может исправить сам |
II | Отклонения сильные поддаются лечению при занятии лечебной физкультурой |
III | Отклонения затрагивают скелет, лечение поддаются с трудом |
5. Предупреждение – правильно сидеть за столом.
Выступление мед работника (пройти по классу и посмотреть как сидят учащиеся. Сделать коррекцию посадки за столом)
6. Работа по таблице «Осанка»
Вывод: сели правильно, красиво и чтобы всегда были здоровые.
Выполнение лабораторной работы.
Откройте учебник стр 75 и будем выполнять лабораторную работу
1. «Выявление нарушений осанки» (прочитайте)
Учащиеся работают парами и записывают данные в таблицу
Измерения со стороныгpyди | Вычисления | |
Измерения со стороныспины |
2. Прочитайте
Встаньте спиной к стене. Просуньте кулак между стенкой и поясницей
а) если проходит кулак – нарушение осанки есть.
б) если проходит ладонь – осанка нормальная.
Вывод: Какая у вас осанка?
- У меня осанка хорошая.
- У нарушение осанки есть.
- У осанка нормальная.
Но у нас еще вопрос Плоскостопие
Ребята, как вы думаете? Что такое плоскостопие? Болит что?
- Болят ноги.
- Устают ноги.
- Трудно ходить.
- Плоскостопие – болезненное изменение стопы.
- Причины плоскостопия:
- Плохая обувь;
- Длительное хождение;
- Длительное стояние.
- Стопа расплющивается, отекает.
- При плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы.
Работа по таблице.
Мы видим контур следа. Центр пятки соединили с центром 3 пальца. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Мы видим контур следа. Центр пятки соединили с центром 3 пальца. Линия проходит прямо по следу – значит у человека плоскостопие.
Вечером возьмите таз с водой, лист бумаги и карандаш и выполните схему.
Выступление мед работника.
Вечером мы с вами выполним работу, и я научу вас правильно делать упражнения по профилактике плоскостопия.
Медработник раздает памятки.
Памятка. (упражнения выполняются босиком)
- Положить на пол деревянный брусок. Встать на край бруска, так чтобы пятки упирались в него, а пальцы – в пол. Медленно подниматься на носки и опускаться.
- Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ног теннисный мячик.
- Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы..
- Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз).
- Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-40 сек)
- Стоя носками внутрь, пяткам наружу. Подняться на носки.
- Ходьба «гусиным шагом»
- Захватив пальцами ног карандаш ходить.
А где еще можно узнать о плоскостопии?
– У меня есть домашняя медицинская энциклопедия и из нее я узнала о признаках плоскостопия и способах его лечения
(с) Какое сейчас у вас настроение?
– Я чувствую себя спокойно, у меня хорошая осанка.
– Я хочу быть здоровой, стройной, буду заниматься спортом.
– Я волнуюсь, у меня нарушения осанки
Не волнуйся. У нас в школе есть кабинет ЛФК ты будешь ходить, туда и у тебя все будет хорошо
(с) Что мы делали на уроке?
Вам понравилось на уроке? Дома выполните лабораторную работу и узнаете, есть у вас плоскостопие или нет.
Сегодня на уроке все работали хорошо.
Оценки.
Комментарии:
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
31 08 2025 6:30:39
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
30 08 2025 0:31:38
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
29 08 2025 15:31:17
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
28 08 2025 18:37:42
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
27 08 2025 13:31:38
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
26 08 2025 23:50:29
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
25 08 2025 23:40:33
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
24 08 2025 1:21:55
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
23 08 2025 0:40:57
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
22 08 2025 20:35:23
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
21 08 2025 19:12:36
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
20 08 2025 12:42:42
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
19 08 2025 2:10:48
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
18 08 2025 21:37:42
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
17 08 2025 14:19:25
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
16 08 2025 1:28:28
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
15 08 2025 6:10:43

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
14 08 2025 22:48:21
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
13 08 2025 18:24:24
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
12 08 2025 13:49:34
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
11 08 2025 8:51:43
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
10 08 2025 23:31:23
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
09 08 2025 23:59:13
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
08 08 2025 22:19:48
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
07 08 2025 23:35:15
Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в
период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся
ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной
технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу,
оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения,
консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много
оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть
"приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и
исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p>
...
06 08 2025 20:59:45
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
05 08 2025 15:52:23
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
04 08 2025 2:24:55
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
03 08 2025 4:20:56
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
02 08 2025 22:34:17
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
01 08 2025 13:45:45
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
31 07 2025 11:52:18
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
30 07 2025 16:54:35
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
29 07 2025 5:22:49
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
28 07 2025 20:50:37
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
27 07 2025 5:38:23
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
26 07 2025 16:29:49
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
25 07 2025 18:51:17
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
24 07 2025 3:17:15

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
23 07 2025 17:57:48
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
22 07 2025 21:10:27
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
21 07 2025 11:17:30
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
20 07 2025 20:52:34
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
19 07 2025 14:21:53
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
18 07 2025 11:11:17
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
17 07 2025 19:46:29
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
16 07 2025 5:51:16
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
15 07 2025 6:22:34
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
14 07 2025 11:32:54
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
13 07 2025 10:47:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::