День биологического многообразия > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

День биологического многообразия

Гейм 1 “Дальше, дальше”

За одну минуту команда должна дать больше правильных ответов.

  1. Личинка лягушки (Головастик)
  2. В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек)
  3. Органы дыхания земноводных? (Легкие, кожа)
  4. Особые мешки лягушки, усиливающие звук? (Резонатор)
  5. Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка)
  6. Что означает слово “Амфибия”. (Ведущие двойной образ жизни)
  7. Что позволяет лягушкам-квакшам лазят по деревьям? (Присоски)
  8. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон)
  9. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация)
  10. Самая крупная змея. (Анаконда)
  11. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав)
  12. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся. (Два)
  13. Органы дыхания пресмыкающихся? (Легкие)
  14. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик)
  15. Ядовитая змея с капюшоном? (Кобра)
  16. Живут только там, где есть вода. (Земноводные)
  17. Живут совершенно в сухих местах. (Пресмыкающиеся)
  18. Трехкамерное сердце, желудочек без перегородки. (Земноводные)
  19. Трехкамерное сердце, в желудочке неполная перегородк.а (Пресмыкающиеся)
  20. Кожа покрыта роговыми чешуйками. (Пресмыкающиеся)
  21. Кожа тонкая гладкая с железами. (Земноводные)
  22. В дыхании важную роль играет кожа. (Земноводные)
  23. Какая трава самая высокая. (Бамбук)
  24. Какое дерево самое высокое. (Эвкалипт)
  25. Какой злак самый сладкий. (Сахарный тростник)
  26. Что развивается из цветка. (Плод)
  27. Какое вещество окрашивает листья в зеленый цвет. (Хлорофилл)
  28. Как называется взаимовыгодное сожительство организмов. (Симбиоз)
  29. Плод картофеля. (Ягода)
  30. Морская капуста. (Ламинария)
  31. Как называется плод капусты. (Стручок)
  32. Растение “цветок солнца”. (Подсолнечник)
  33. Злак хлебный растущий в воде. (Рис)
  34. Какое растение шагает по стене. (Плющ)
  35. Из древесины какого дерева получают спички. (Осина)
  36. Древесина для музыкальных инструментов. (Ель)
  37. Почему у ели, хвоинки до самой земле. (Теневыносливое)
  38. Растение питается насекомыми. (Росянка)
  39. Земляной орех. (Арахис)
  40. Самый толстый стебель. (Баобаб)
  41. Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Ариольда)
  42. Почему цветок Раффлезия пахнет тухлым мясом. (Опыляется мухами)
  43. Древесина для кораблестроения. (Сосна)
  44. Летучие мыши и дельфины ориентируются в темноте, какое физическое явление лежит в основе этой способности? (Эхолокация)
  45. В чем выигрывает нахохлившаяся птица. (Воздух между крыльями сохраняет тепло)
  46. Чем объяснить “любовь” буйвола к грязи. (С грязью счищает паразитов)
  47. Почему говорят, что лягушки при питании, глотают пишу при помощи глаз. (Лягушки опуская глаза, с помощью мышц, проталкивают пищу)
  48. Какая рыба водится в трех океанах. (Карюшка – Атлант., Тихий, Сев-Лед.,)
  49. Какая хищная рыба – домососед, предпочитающий держаться в глубоких ямах и омутах. (Сом)
  50. Какая рыба самая маленькая. (Бычок – пандочка)
  51. У каких пресноводных рыб пасть похожа на бульдожью (собачью)? (Пираньи)

Гейм 2 “Заморочки из бочки”

Называют № вопроса из бочки учащиеся.

  1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи)
  2. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (На голове орган воспринимающий тепло)
  3. Где установлены памятники лягушкам? (В Собборне, Франция. Токийский университет, Япония. В Бостоне)
  4. В лесу произрастала много папоротников, после вырубки леса они исчезли, почему? (Тенелюбив, влаголюбив)
  5. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнения)

Гейм 3 “Темная лошадка”

  1. Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (Хамелеон)
  2. У какой ящерицы язык длиннее тела? (Хамелеон)
  3. Что вреднее для растений – избыток или недостаток удобрений? (Избыток нарушает нормальную жизнедеятельность клеток)
  4. Почему после прополки нельзя слишком резко выдергивать сорняки из земли? (Стебли отрываются, а на корневищах из почек разовьются новые побеги)
  5. Какая рыба спит в пузыре из собственной слизи? (Рыба попугай)
  6. Какая рыба при опасности раздувается и превращается в колючий шар? (Рыбы-ежи, рыбы собаки)
  7. Какая рыба питается летающими насекомыми, сбивая их струей? (Брызгун)
  8. Может ли дышать рыба носом? (Нет, нос – обоняние, чувствует запахи)
  9. Каких рыб называют “акулами, расплющенные катком”? Почему? (Скатов, имеют блинообразную форму)
  10. Из печени какой рыбы получают рыбий жир, богатый витамином? (Треска)
  11. Хрящ какой рыбы использует медицина для лечения опухоли? (Акулы)
  12. Для чего употребляют черную икру в медицине? (Восстановление сил, повышение гемоглобина)
  13. При перегонке сланцев, богатых остатками ископаемых рыб, получают ихтиол – черную сиропообразную жидкость, как ее используют? (Противовоспалительное средство)
  14. Почему рыбы спят с открытыми глазами? (Нет век)
  15. Каких рыб называют “красными”, хотя мясо у них белое, а икра черная (Осетровых - красная - ценная)?
  16. Какую рыбу человек использует как живой прибор слежения за чистой водой? (Форель).
  17. Какая морская рыба напоминает шахматную фигуру? (Конек морской)
  18. Где в России традиционно ловят акул? (Баренцево море).
  19. Почему рыбы не погибают в замерзших водоемах? (Большая плотность воды при t +4С на дне самая тяжелая вода и самая теплая)
  20. Для чего слону такие большие уши? (Охлаждение крови)
  21. Почему на севере животные в основном крупных размеров, но уши, хвост, ноги небольших размеров (Маленькая поверхность тела меньше теплоотдача)
  22. Почему зайца называют косым? (В организме алкоголь)
  23. Какие животные акклиматизированы в Бабаюртовском районе? (Енот полоскун, енотовидная собака, ондатра, фазан: рыбы белый Самур, толстолобик).
  24. Почему у грызунов резцы при питании не уменьшаются в размерах? (Постоянно растут).
  25. У каких животных есть мимические мышцы, а значит и мимика? (Приматы)

Гейм 4: “Гонка за лидером”

Определите, о каком классе животных идет речь

  1. Трудно назвать другую группу животных, которая вызывала бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого соединения страха как… (Пресмыкающиеся)
  2. Многие из них весьма голосисты. Но выглядят в основном жутковато: одни скользкие до омерзения, другие с бородавками. В природе очень полезны, но у человека этот класс симпатии не вызывает. (Земноводные)
  3. Живет 2000 лет, в воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. Из него делают бочки и паркет. (Дуб) Звонок другу: Пушкин писал, что на нем сидит Русалка.
  4. Всегда зеленое или голубое. Делают из него музыкальные инструменты. На нем птицы зимой высиживают птенцов. (Ель)
  5. Теневыносливо, всегда сыро и темно, много лишайников. Мох кукушкин лен образует густые заросли. Какие проблемы могут возникнуть, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох – двудомное растение проблема размножения)
  6. Летом в водоемах вода “цветет”. Избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение – обилие свете и тепла. Последствия – загнивание растений, гибель рыб и других растений)
  7. Тело животного покрыто густыми короткими иглами. Под иглами бурая шерсть. Короткий хвост, в виде лопаточки покрыт иголками. Зверек размером 40 см, с тонким заостренным носом и маленьким ртом. (Ехидна)
  8. Зверек живет в озерах и реках Бабаюртовского района. Нора на берегу, иногда многоярусная, вход под водой. В норе несколько камер гнездовых 2-3 запасных, что бы высыхать после долгого путешествия под водой. (Выхухоль)
  9. В меню около ста животных и растительных блюд. Жуки водные, улитки, пиявки, раки, рыбы, лягушки, камыш, тростник, кувшинки. Добычу мнет и крошит. Самый крупный грызун. Внешний вид говорит о приспособленности к полуводному образу жизни: зимой выход из жилища всегда находится подо льдом. Основные типы жилищ хатки и норы. (Бобр)
  10. В водоеме постоянный уровень воды они поддерживают за счет настоящих гидротехнических сооружений, которые возводят всей семьей. Когда стая опустилась… Деревья ломались под ее тяжестью, а цветущая земля оставалась голая пустыня; известны случаи, когда после этого погибали люди от голода. О ком речь? (Саранча насекомые)
  11. Леснику предложили выбрать участок для постройки дома. Какой участок вы ему порекомендовали: еловый лес или березовый? (В березовом - светло просторно, тепло. В еловом - сумрачно, влажно, холодно)
  12. Двое учеников выращивали герань. Один взял глиняный горшок, положил камушки, насыпал земля и посадил герань. Другой-использовал пластмассовую бутылку, насыпал землю и посадил герань. Уход был одинаковый. Но у первого герань зацвела, у второго – завела. Почему? (Сосуд первого ученика хорошо пропускал воздух, а также дренах (вода не застаивалась), у второго – корни не могли дышать).
  13. В одном районе растения обрабатывали ядохимикатами. Позже, в местных реках исчезла форель, хотя для рыбы яды безвредны, почему же исчезла форель? (Яды уничтожили беспозвоночных – корм рыбы)
  14. На плантацию моллюсков, мидий напали морские звезды, ныряльщики уничтожали морских звезд разрезая их на части. Плантация мидий была уничтожена, а звезд стало видимо-невидимо. Почему? (У звезд сильно развита регенерация)
  15. Вы узнали, что в водоеме, недалеко от дома, водятся раки, где и как вы их будете ловить? (В водоеме с чистой водой. Ловить на заре, пока они не спрятались)
  16. В открытом аквариуме были выставлены золотые монеты. В воде плавали рыбы, охраняя их. Что за рыбы? (Голодные пираньи)
  17. Рыб растительноядных, питающихся побегами тростника используют для очистки каналов, водоемов от зарастания. Что за рыбы? (Белый амур, толстолобик)
  18. Самая крупная представительница отряда, длина 2 метра, вес 850 кг, встречается очень редко, причисляют ее к исчезающим видам. Спина покрыта кожей, на которой, заметны, 7 продольных роговых гребней. Развивает скорость около 35 км в час. Живет в море. По суше передвигается медленно, но силу проявляет необыкновенную. Был случай, когда ее смогли остановить 12 рыбаков. Причина гибели их пластиковые пакеты, которых они принимают за медуз (кожистая черепаха).

Гейм 5 “Загадочный”

Отгадайте загадку, нужно сказать к какому отряду и классу относится животное

  1. Живет спокойно, не спешит,
    На всякий случай носит щит,
    Под ним, не зная страха
    Гуляет ….. (Черепаха)
  2. Нас везде всегда найдете
    И в лесу мы, и в болоте,
    На полянке, на опушке,
    Мы зеленые … (Лягушки)
  3. Древесина крепка
    (Не хуже дубка)
  4. Кора со смолкой,
    Листок иголкой,
    Только не колкой. (Лиственница)
  5. На поляне иногда
    Вырастает борода. (Лишайник)
  6. Сговорились Клим с Пахомом
    Жить совместно, одним домом
    Клим готовит соль, водицу,
    А Пахом – зерно, мучицу,
    Кто Клим, а кто Пахом? (Лишайник Клим – грибница, Пахом – водоросль)
  7. На коре, на стенке
    Золотые пенки. (Лишайник золотянка)
  8. Как определить возраст рыбы? (По чешце – полукольца)
  9. Прибавляет по молодцу
    Каждый год по одному кольцу. (Дерево)
  10. Живет в цащобе джунглей он,
    На пестрый шланг похож … (Питон)
  11. За свободу дарит хвост
    Выход необычен, прост:
    Утрата не грозит бедой
    Ведь в скорее отрастет другой. (Ящерица)
  12. Сидели до пары на ветках
    Детишки – голыми в беретках
    В срок с веток детки повскакали
    Свои беретки растеряли. (Желуди)
  13. Игольчатый нарядец свой
    Девица скинет пред зимой
    И весь расстелет под собой
    Опять обрядится весной. (Лиственница)
  14. У стройной лесной молодице
    Зелено-колкие ресницы
    И не красит их она –
    Такой природой рождена. (Сосна, хвойные)
  15. Вот и осень наступила
    В раз листву позолотила
    И сверкают, как рубины
    Гроздья спелые … (Рябины)
  16. По деревьям постучу –
    От недуга излечу.
    Без припарок и лекарства
    Хворь – болезнь лишу коварства.
    Я - лесов друг и приятель
    И целитель вечный… (Дятел)
  17. Есть змеи стометровые,
    Зеленые, лиловые,
    Есть бурые, бардовые
    А капитану в море
    От них большое горе. (Водоросли)
  18. Волшебная птица
    Под дубом гнездится.
    С зеленым пером,
    С широким крылом,
    А вместо малого птенца
    Сидит улитка в три кольца. (Папоротник)
  19. Есть трава с загадкой
    С хищною посадкой,
    Комара и мушку
    Заманит в ловушку. (Росянка)
  20. Замотано, закутано,
    Веревками запутано,
    Кто в избушку влезал?
    Кто хозяина связал?
    Да и кровь его сосет,
    Смерть не легкую несет. (Павилика)
  21. С цветка на травинку,
    С листочка на былинку,
    Отталкиваясь ножками,
    Летает над дорожками. (Кузнечик)

Гейм 6 “Художественный”

  1. Рот на подошве, мозоль на спине,
  2. Рожки и глазки на пятке,
    Может ползти, по отвесной стене
    И в свежевскопанной грядке
    Скользкое тело, серебряный след
    Сладкие овощи ест на обед. (Слизень)

  3. Природы милое творение,
  4. Цветок, долины украшение,
    На миг взлелеянный весной,
    Безвестен ты в степи глухой.
    Скажи, зачем же ты алеешь,
    Росой заискрясь, пламенеешь
    И дышишь чем-то, как живым,
    Благоуханным и святым
    Ты для кого в степи широкой
    Ты для кого от сел далеко? (Опыление)

  5. Любители лягушечьего пения,
  6. Я понимаю ваше нетерпение.
    Уж спать пора, а их все нет и нет
    Но горевать и хмуриться – не след
    Сейчас у них глаза нальются кровью,
    Растянутся резиновые рты
    И все ночные звуки перекроет
    Мелодия волшебной красоты
    И всем лицом безжизненно спокойным
    Насторожится бледная луна
    И словно перезвоном колокольным
    Душа людская будет смущена…
    Пускай на них царевичи плюют,
    Пускай их глупый селезень проглотит,
    О боже, как на клюквенном болоте
    Лягушки без защитные поют. А. Решетов (“Свадебный концерт”)

  7. Зяблик запел на березе лиловой
  8. Вышел из черной земли чистотел
    Это не высказать будничным словом
    Снова, как в детстве, зяблик запел.
    Сначит, дано мне опять насладиться
    Дедовской, русской, прохладной весной
    Видеть, как мчатся пролетные птицы
    К старым гнездовьям, на север родной. В. Луговский. (По пению определяется заселение “квартиры”)

  9. В даль минувшего ушли вы
  10. Тундры, горы и холмы,
    И туманные разливы,
    Беспредельной Колымы.
    И несчетные станицы,
    Уток, чаек и гусей.
    И сверкающих на солнце
    Белоснежных лебедей. С. Бутурлин (“Много водоемов, луж, в которых много обильного корма – рачки, личинки”)

  11. Глубоко в тайниках земли
  12. Не видя ни дня, не видя света,
    Не видя яркой жизни лета,
    Растений семена легли.
    Работой их корней не слышной
    И рос и крепнул стебелек
    И, наконец, расцвел цветок,
    Блистая красотою пышной
    Чем питается проросток в земле? (Запас питательных веществ в семядолях или эндосперме)

  13. Пускай грозят еще морозы,
  14. Пусть по утрам на лужах лед,
    Не страшны поздние морозы
    Зима назад не повернет
    Растаял снег. С пригорка льется
    Вода с игривой быстротой,
    И солнцу радостно смеется
    В лицо цветочек золотой.
    Почему она цветет, когда еще снег и у нее нет листьев? (Корневище – запас питательных веществ с осени)

  15. На пустырях и по дорогам
  16. С соцветьем беленьким сорняк
    Но изучите его свойства,
    Быть может взгляните не так
    Кровотечение остановит,
    В Китае – он салат к столу
    Сорняк живуч – семян так много
    В плодах похожих на суму
    О каком растении речь? (Постущая сумка)

  17. Из травы, с зеленой кочки
  18. Раздается страшный звук,
    Будто рядом молоточки
    Выбивают тук – тук – тук!
    Будто к наковальне встал
    Очень ловкий человечек
    То в траве застрекотал
    Маленький кузнец – кузнечик.
    К какому классу он относится? (Насекомые)

  19. Две антенны на макушке
  20. А сама сидит в избушке,
    На себе ее везет,
    Очень медленно ползет.
    По дорожке вышли рожки
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко,
    Рожки спрятались опять. (Улитка)

  21. “Зеленая страница”.
  22. С. Маршак
    Эта страница зеленого цвета
    Значит на ней постоянное лето
    Если бы здесь уместиться я мог,
    Я бы на этой странице прилег
    Бродят в траве золотые букашки
    Все голубые, как бирюза,
    Села, качаясь, на венчик ромашке
    Словно цветной самолет, стрекоза.
    Вот темно – красная божья коровка
    Спину свою разделив пополам
    Вскинула крылья прозрачные ловко
    И полетела по важным делам.
    Вот в одинаковых платьях как сестры,
    Бабочки сели в траву отдыхать
    То закрываются книжечкой пестрой
    То, раскрываясь, несутся опять
    О чем это свидетельствует? (О многообразии живой природы)

  23. В саду, где по ночам лучится и дрожит
  24. Луна сквозь локоны мимозы
    Ты видел ли поэт? – живой сапфир лежит
    Меж лепестков блаженной розы.
    Я тронул выпуклый, алеющий огонь
    Огонь цветка, и жук священный
    Тяжелый гладкий жук мне выпал на ладонь
    Казалось камень драгоценный
    В саду, где кипарис, как черный звездочет,
    Стоит над лунною поляной,
    Где соловьиный звон всю ночь течет, течет –
    Кто, кто любезен розе рдяной? (Жук)

  25. Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
  26. Средь пятен солнечных и строгой тишины
    Встречает грудь твою так радостно и жадно
    Дыханье влажных трав и аромат сосны.
    Нога твоя скользит по россыпи иголок
    Или шуршит травой, роняя капли рос,
    А сумрачный навес широкопалых елок
    Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
    То духотой пахнет, то прошлогодней прелью
    То запахом грибным у срубленного пня
    Зальется иволга короткой четкой трелью
    И ветер прошумит в сухой истоме дня.
    Привет тебе, приют свободы и покоя
    Родного края не прихотливый лес!
    Ты полон свежести и все в тебе живое
    И столько у тебя загадок и чудес
    Ты испокон веков сдружился с человеком
    Берет он для себя от щедрости твоей
    Грибы и ягоды по солнечным просекам,
    И пищу, и жилье, и мачты кораблей
    Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило
    Где чистым воздухом так сладостно дышать
    Есть в травах и цветах целительная сила
    Для всех, умеющих их тайну разгадать.

  27. “Жуки”.
    В.Берестов
    Ну какое детство без жуков
    Их следы как вышитые строчки
    Из-под плотных темных пиджаков
    Светлых крыльев легкие сорочки.
    Чудо как хорош гудящий звук
    Звук блаженный песенки полетной
    Жалко, что летать не любит жук
    Жалко, что жужжит он не охотно.
    На автомобильчик он похож
    77777 движет как чудовище
    И блестит как дорогая брошь
    Сам себе разбойник, сам сокровище.
    У жука ужасно важный вид
    Ух какой он взрослый и усатый
    Жутко занят, страшно деловит
    Жук из наших рук бежит куда то
    Тот как желудь. Это как орех.
    Вот рога оленьи, носорожьи
    Майский жук летает лучше всех
    Но дороже всех коровка божья
    У коровок божьих кофточки в горошек
    Попроси и полетят прямо из ладошек.

Гейм 7 “Верно-неверно”

Школьники должны ответить: да (верно), нет (неверно).

  1. У земноводных постоянная температура тела (нет).
  2. Земноводные живут в воде и на суше (да).
  3. Сердце земноводных двухкамерное (нет).
  4. Личинки земноводных дышат легкими (нет).
  5. Земноводные размножаются на суше (нет).
  6. Амфибии гермафродиты (нет).
  7. Взрослые земноводные хищники (да).
  8. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык (да).
  9. Земноводные имеют два круга кровообращения (да).
  10. Земноводные первыми “встали на ноги” и изобрели суставы (да).
  11. Земноводные приобрели третье веко (да).

Гейм 8 “Любознательный”

Четвертый лишний

  1. Уж – желтопузик – удав – кобра.
  2. Хамелеон – черепаха – крокодил – тритон.
  3. Гадюка – желтопузик – веретеница – агама.
  4. Береза – огурец – тюльпан – горох.
  5. Риччия – кукушкин лен – хвощ – сфагнум.
  6. Спирогира – хлорелла – ламинария – улотрикс.
  7. Соболь – волк – медведь – сова.
  8. Осел – верблюд – сорокопут – дельфин.
  9. Орел – лунь – чайка – беркут.
  10. Рак – паук – жук – крот.

Гейм 9 Поиграем в прятки

“Найди меня”

1. Вдали от леса костер

2. А ночка темная и леденящие осадки падали активно

3. Легко искать снежного альбатроса

4. Кто очень строгий? Учитель литературы иязыка

5. Кто испугал тебя

6. С к о л ь к о з е л е н и у ж и л о г о д о м а?

7. М ы ш ь е м о д е ж д у

8. П о л Е в р о п ы м ы п р о ш д и

9. М е д в е д ь п ч е л к а с о б р а л а н а м с т о б о ю п р и н е с л а

10 П о д б е л у х а т ы р о с.

Гейм 10 “Перевертыши” “Странные слова”

Рыбы

Алука – акула

Талупс – палтус

Губела – белуга

Щел – лещ

Унокь – окунь

Хечонь – чехонь

Тескар – треска

Натарь – тарань

Куща – щука

Ксат – скат

Млекопитающие

Сарык - крыса

Тено – енот

Окран – норка

Сукното – утконос

Курегун - кенгуру

Азац - заяц

Еноль – олень

Ранес - серна

Хлок - волк

Тик - кит

Подведение итогов и вручение наград.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. " Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате Е Г Э. ...

22 06 2021 18:46:38

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

21 06 2021 23:42:14

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

20 06 2021 15:14:41

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

19 06 2021 12:51:27

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

18 06 2021 22:33:12

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

17 06 2021 12:36:10

Химический состав, строение и свойства костей

На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

16 06 2021 8:27:22

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – " Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

15 06 2021 15:47:18

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

14 06 2021 13:45:53

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

13 06 2021 5:12:21

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

12 06 2021 13:19:59

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

11 06 2021 23:15:10

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

10 06 2021 10:42:13

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом С П И Да и другими вирусными заболеваниями....

09 06 2021 2:37:29

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

08 06 2021 2:34:29

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный характер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных характеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

07 06 2021 15:59:53

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

06 06 2021 19:14:26

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

05 06 2021 17:54:47

Озеро Байкал

Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

04 06 2021 8:27:43

Тип Кишечнополостные

Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

03 06 2021 13:16:39

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина « Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

02 06 2021 13:21:31

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

01 06 2021 4:51:10

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

31 05 2021 4:28:31

Цветок — генеративный орган. Строение цветка

Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

30 05 2021 0:12:40

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

29 05 2021 2:55:21

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

28 05 2021 11:39:43

Развитие жизни в Мезозойскую эру

Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе характеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....

27 05 2021 12:24:52

Марафон знаний по биологии

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

26 05 2021 8:12:45

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

25 05 2021 17:50:22

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

Цель урока: приведение в систему знаний по теме « Кровь и кровообращение», определение их практической значимости. ...

24 05 2021 15:20:33

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

23 05 2021 18:54:38

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

22 05 2021 22:30:40

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме " Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

21 05 2021 23:49:45

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический характер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

20 05 2021 5:30:22

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

Урок биологии по У М К Введенского Э. Л., Плешакова А. А. « Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

19 05 2021 19:10:49

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

18 05 2021 15:48:49

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

17 05 2021 3:16:36

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для С П У У, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

16 05 2021 16:19:58

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

15 05 2021 23:49:44

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской С Э С, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

14 05 2021 20:29:45

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

13 05 2021 12:41:41

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

12 05 2021 14:10:29

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

11 05 2021 13:22:47

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

10 05 2021 1:24:10

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

09 05 2021 17:59:29

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

08 05 2021 4:41:48

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p> Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

07 05 2021 1:10:21

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

06 05 2021 23:55:29

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля (УМК "Сферы"). 6-й класс

Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

05 05 2021 2:55:26

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

04 05 2021 7:23:58

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)