Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

Цели:

  • Обобщить все знания, полученные в изучении темы «Кровь и кровообращение».
  • Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно-сосудистую систему.

Задачи:

  • Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации

Оборудование: муляжи сердца, таблицы по теме, микроскоп, карточки с биологическими заданиями, бинт, жгут, вата, перекись водорода, рисунок сердца.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

В течение нескольких уроков мы изучали строение органов кровообращения, их функции, знакомились с некоторыми заболеваниями, с гигиеническими навыками , учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. На сегодняшнем уроке мы проведем обобщение полученных знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Урок проходит в виде урока – состязания.

Класс делится на 4 команды.

Задание 1. Разминка

(назвать термины, исходя из определений соответствующих понятий.)

Команда, ответившая правильно и раньше всех, зарабатывает очки в копилку команды.

  1. Основная транспортная система организма из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов.
  2. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка.
  3. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин.
  4. Плазма крови, лишенная фибриногена.
  5. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.
  6. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением качественного состава.
  7. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые обнаружен у макак.
  8. Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.
  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
  10. По каким кровеносным сосуда кровь течет из сердца.
  11. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов.
  12. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин.
  13. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.
  14. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и их чужеродных тел.
  15. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека.
  16. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате не свертывания крови.
  17. Орган, где деформируются клетки крови.
  18. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
  19. Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного- здоровому.
  20. По каким кровеносным сосудам кровь течет к сердцу.

Задание 2 . «А знаешь ли ты?»

Задания выдаются каждой команде.

  1. И.П.Павлов сказал «В организме имеется «чрезвычайная реакция» при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». О чем идет речь?
  2. Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
  3. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
  4. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?
  5. В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?
  6. У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?
  7. В одной книге по физиологии было сказано: « В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О чем идет речь?
  8. Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.

Задание 3. «Отгадай»

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
  2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
  3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
  4. Кто целый век в клетке? (Сердце)

Задания исследовательского характера 4. «Круг знаний».

Работа для команды 1

Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
  2. Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.

Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.

Работа для команды 2.

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Ход работы:

Остановка артериального кровотечения.

  1. Назвать характерные признаки артериального кровотечения.
  2. Обозначить на кисти «пострадавшего» мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.

Работа для команды 3.

Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.

Ход работы:

  1. Ответить: Что такое пульс, где его можно обнаружить?
  2. Отыскать пульс на лучевой артерии.
  3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.
    а) В положении сидя
    б) В положении стоя
    в) После 10 приседаний

Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.

Работа для команды 4.

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Ход работы:

Остановка артериального кровотечения (из лучевой артерии)

  1. Назвать характерные признаки артериального течения.
  2. Обозначить место условного ранения предплечья с повреждением лучевой артерии (передняя поверхность предплечья со стороны большого пальца). Освободить предплечья от одежды. Выше места условного ранения положить мягкую ткань, а поверх его резиновый жгут. Завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой, к которой прикрепить листок бумаги с указанием времени наложения жгута. На раненую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать.

Задание 5. «Гонка за лидером»

  1. Где кроме сердца есть полулунные клапаны? (В венах)
  2. Кто сказал сердце можно лечить только сердцем? (Русский художник И.И. Левитан)
  3. Почему белеют отмороженные уши и нос? (При охлаждении кровеносные сосуды сжимаются)
  4. Каким ученым было впервые предложено, что сердце – двигатель крови и система кровообращения замкнутая? (Английский ученый Гарвей Уильям)
  5. Почему опасно повреждение крупных вен?
  6. Внутренняя среда организма состоит из…
  7. Какие функции выполняет кровь?
  8. Какую группу крови будут иметь дети родителей, у которых первая группа крови?
  9. Какая фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза?

Подведение итогов урока

Учет проверки знаний учащихся групп.

№ команды

Задания

Общая сумма баллов

 1   2   3   4   5   
             
             
             
             

Литература.

  1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
  2. Мортазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
  4. Захлебный А.Н. Человек и природная среда. Книга для чтения учащихся. -М.: Просвещение, 1994.
  5. Драгомилов А.Г. Биология. Человек. - М.: Вента-Граф,2006.
  6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 1991.
  7. Зверев И.Д. Развитие интересов учащихся к изучению организма человека. - М.: Просвещение, 1991.
  8. Каменский А.А. Биология. 1000 вопросов и ответов. - М., Книжный дом. Университет, 1999.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Методическая разработка практического занятия "Оценка уровня здоровья"

Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии « Основы культуры здоровья». На практическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

05 08 2021 21:19:17

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

05 08 2021 15:14:33

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

05 08 2021 16:27:51

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

05 08 2021 3:18:20

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

Интегрированный урок по географии и биологии по теме « Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

05 08 2021 5:15:35

Строение и жизнедеятельность инфузорий

Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

05 08 2021 9:16:30

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

05 08 2021 12:44:45

Строение и функции клеток, плазматической мембраны

Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

05 08 2021 23:29:42

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

05 08 2021 21:45:11

Урок-семинар по теме "Иммунитет"

Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас вырабатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

05 08 2021 18:31:14

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством З У Н учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

05 08 2021 8:43:31

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

Урок в курсе " Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

05 08 2021 4:18:48

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются Ц О Р Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе " Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к Е Г Э....

05 08 2021 13:24:54

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела « Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий Е Г Э. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

05 08 2021 4:15:22

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

При проведении урока рекомендуется использование интерактивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

05 08 2021 22:24:19

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

05 08 2021 21:41:22

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

05 08 2021 6:23:42

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

05 08 2021 14:32:36

Тема урока: "Пищеварение в желудке"

Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

05 08 2021 16:42:31

Тип членистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В. П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

05 08 2021 0:28:39

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

05 08 2021 4:34:17

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

05 08 2021 19:44:28

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

05 08 2021 11:27:44

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

05 08 2021 19:33:53

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

05 08 2021 14:46:17

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

05 08 2021 10:41:41

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

05 08 2021 21:29:51

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

05 08 2021 11:37:28

Класс Земноводные. 7-й класс

Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме " Класс Земноводные"....

05 08 2021 19:50:26

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

05 08 2021 19:55:38

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе " Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования " Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

05 08 2021 6:52:54

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

05 08 2021 10:28:51

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

05 08 2021 0:14:52

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

05 08 2021 3:13:25

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

05 08 2021 12:39:18

Строение и жизнедеятельность бактерий

На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

05 08 2021 3:11:28

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

05 08 2021 23:45:52

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

05 08 2021 7:31:35

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по биологии. Код Д Н К В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

05 08 2021 2:25:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

05 08 2021 6:24:50

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на практике....

05 08 2021 23:55:26

Элективный курс "Решение генетических задач"

Цель курса - углубить знания в изучении практических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

05 08 2021 21:53:17

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и практические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

05 08 2021 17:46:21

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

05 08 2021 16:23:15

Результаты эволюции

Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опорных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

05 08 2021 10:32:26

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

05 08 2021 13:31:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

05 08 2021 8:11:36

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

05 08 2021 19:42:34

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

05 08 2021 8:46:54

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Данный урок предпоследний в теме " Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

05 08 2021 6:37:56

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)