Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе
Источник:
|

Цели:
- Обобщить все знания, полученные в изучении темы «Кровь и кровообращение».
- Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно-сосудистую систему.
Задачи:
- Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации
Оборудование: муляжи сердца, таблицы по теме, микроскоп, карточки с биологическими заданиями, бинт, жгут, вата, перекись водорода, рисунок сердца.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
В течение нескольких уроков мы изучали строение органов кровообращения, их функции, знакомились с некоторыми заболеваниями, с гигиеническими навыками , учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. На сегодняшнем уроке мы проведем обобщение полученных знаний по теме «Кровь и кровообращение».
Урок проходит в виде урока – состязания.
Класс делится на 4 комaнды.
Задание 1. Разминка
(назвать термины, исходя из определений соответствующих понятий.)
Комaнда, ответившая правильно и раньше всех, заpaбатывает очки в копилку комaнды.
- Основная трaнcпортная система организма из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов.
- Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка.
- Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин.
- Плазма крови, лишенная фибриногена.
- Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.
- Болезнь, хаpaктеризующаяся уменьшением количества крови и изменением качественного состава.
- Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые обнаружен у макак.
- Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.
- Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
- По каким кровеносным сосуда кровь течет из сердца.
- Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов.
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин.
- Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.
- Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и их чужеродных тел.
- Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека.
- Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате не свертывания крови.
- Орган, где деформируются клетки крови.
- Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
- Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного- здоровому.
- По каким кровеносным сосудам кровь течет к сердцу.
Задание 2 . «А знаешь ли ты?»
Задания выдаются каждой комaнде.
- И.П.Павлов сказал «В организме имеется «чрезвычайная реакция» при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». О чем идет речь?
- Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колeблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
- Если судно в море получает пробоину, комaнда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
- Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его cмepти. Почему?
- В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?
- У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?
- В одной книге по физиологии было сказано: « В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О чем идет речь?
- Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.
Задание 3. «Отгадай»
- В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
- В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
- Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
- Кто целый век в клетке? (Сердце)
Задания исследовательского хаpaктера 4. «Круг знаний».
Работа для комaнды 1
Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.
Ход работы:
- Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
- Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.
Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
Работа для комaнды 2.
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения.
- Назвать хаpaктерные признаки артериального кровотечения.
- Обозначить на кисти «пострадавшего» мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.
Работа для комaнды 3.
Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.
Ход работы:
- Ответить: Что такое пульс, где его можно обнаружить?
- Отыскать пульс на лучевой артерии.
- Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.
а) В положении сидя
б) В положении стоя
в) После 10 приседаний
Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.
Работа для комaнды 4.
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения (из лучевой артерии)
- Назвать хаpaктерные признаки артериального течения.
- Обозначить место условного ранения предплечья с повреждением лучевой артерии (передняя поверхность предплечья со стороны большого пальца). Освободить предплечья от одежды. Выше места условного ранения положить мягкую ткань, а поверх его резиновый жгут. Завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой, к которой прикрепить листок бумаги с указанием времени наложения жгута. На раненую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать.
Задание 5. «Гонка за лидером»
- Где кроме сердца есть полулунные клапаны? (В венах)
- Кто сказал сердце можно лечить только сердцем? (Русский художник И.И. Левитан)
- Почему белеют отмороженные уши и нос? (При охлаждении кровеносные сосуды сжимаются)
- Каким ученым было впервые предложено, что сердце – двигатель крови и система кровообращения замкнутая? (Английский ученый Гарвей Уильям)
- Почему опасно повреждение крупных вен?
- Внутренняя среда организма состоит из…
- Какие функции выполняет кровь?
- Какую группу крови будут иметь дети родителей, у которых первая группа крови?
- Какая фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза?
Подведение итогов урока
Учет проверки знаний учащихся групп.
№ комaнды |
Задания |
Общая сумма баллов |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Литература.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
- Мортазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
- Захлебный А.Н. Человек и природная среда. Книга для чтения учащихся. -М.: Просвещение, 1994.
- Драгомилов А.Г. Биология. Человек. - М.: Вента-Граф,2006.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 1991.
- Зверев И.Д. Развитие интересов учащихся к изучению организма человека. - М.: Просвещение, 1991.
- Каменский А.А. Биология. 1000 вопросов и ответов. - М., Книжный дом. Университет, 1999.
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
08 02 2023 7:14:25
Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....
07 02 2023 7:39:24
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
06 02 2023 6:32:33
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
05 02 2023 3:35:10
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
04 02 2023 16:10:38
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
03 02 2023 7:13:43
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
02 02 2023 20:10:42
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
01 02 2023 7:54:26
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
31 01 2023 22:50:48
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
30 01 2023 20:39:12
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
29 01 2023 22:20:13
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
28 01 2023 20:19:20
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
27 01 2023 7:54:10
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
26 01 2023 8:30:22
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
25 01 2023 10:38:56
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
24 01 2023 10:10:33
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
23 01 2023 15:28:30
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
22 01 2023 22:48:58
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
21 01 2023 10:39:58
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
20 01 2023 0:31:11
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
19 01 2023 16:51:30
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
18 01 2023 8:56:52
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
17 01 2023 11:24:11
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 01 2023 0:33:51
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
15 01 2023 16:26:11
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
14 01 2023 7:24:56
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
13 01 2023 9:47:31
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
12 01 2023 14:51:29
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
11 01 2023 20:45:51
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
10 01 2023 17:25:24
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
09 01 2023 8:51:31
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
08 01 2023 6:37:21
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
07 01 2023 1:38:25
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
06 01 2023 9:45:57
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
05 01 2023 9:57:24
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
04 01 2023 2:34:33
Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....
03 01 2023 11:10:58
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
02 01 2023 7:13:30
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
01 01 2023 5:58:33
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
31 12 2022 2:46:31
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
30 12 2022 21:46:18
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
29 12 2022 15:59:18
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
28 12 2022 21:45:15
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
27 12 2022 7:11:41
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
26 12 2022 6:11:41
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
25 12 2022 13:37:16
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
24 12 2022 16:43:14
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
23 12 2022 19:31:28
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения.
...
22 12 2022 17:51:20
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
21 12 2022 14:12:39
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::