Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"
Цели урока:
1. образовательная: формирование знаний о направлениях эволюции, их сущности, значении, примерах проявления у организмов;
2.развивающая: развитие умений - интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных;
3.воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития , воспитание трудолюбия
Методы:
- репродуктивный,
- проблемный,
- частично-поисковый,
- словесный,
- объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
(деятельность учителя, деятельность учащихся - в рабочем листе)
Этап | Деятельность учителя | Время, минут |
1.организационный | Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу | 1 |
2. домашнее задание | Напоминает уже записанное д/з , интересуется , есть ли вопросы у учеников | 2 |
3. актуализация знаний | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку |
5 |
4.целеполагание | Просит определить цель, определить цель, дополняет цели учащихся, поясняет их | 2 |
5.изучение нового и закрепление материала | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам | 25 |
6. обобщение | Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод | 1 |
7. подведение итогов, рефлексия | Просит подсчитать баллы, определить отметку, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию | 4 |
Задание для проверки знаний
Выберите и выполните задание в парах(А или Б)
Задание А
Расскажите соседу по парте следующие понятия:
- Эволюция
- Микроэволюция
- Макроэволюция
Оцените с соседом по парте работу друг друга - по 2 балла за каждый правильный ответ. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.
Критерии оценивания:
- 2 балла - дает определение точно, полно
- 1 балл - допускает неточности
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Задание Б
Выберите из списка признаки биологического прогресса и биологического регресса, ответы запишите цифрами.
- Биологический прогресс
- Биологический регресс
Признаки:
- расширение ареала
- сужение ареала
- высокая численность
- низкая численность
- увеличение числа систематических групп
- снижение числа систематических групп.
Критерии оценивания:1 балл за каждый верный признак.
Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, сооветствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе.
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Рабочий лист учени... 11 класса : : .
Тема: \"Главные направления эволюции\"
Дата: 17 ноября 2008 года
Этап урока | Деятельность ученика | Оценка деятельности |
1. Домашнее задание | Прослушайте содержание д/з, проверьте его запись в дневнике, задайте вопросы учителю | - |
2.Актуализа ция (проверка знаний) | Выполните \"Задание для проверки
знаний\", внесите взаимооценку(баллы) в графу
\"Оценка деятельности\", в ней же запишите
уровень подготовки д/з. ( 0-2 балла - низкий, 3-4 балла - средний, 5-6 достаточный) |
Взаимооценка: : баллов, Уровень - : |
3. Целеполагание | Попробуйте определить цель урока, дайте
ответ учителю. Прослушайте: 1) цель урока,
сформулированную учителем; |
- |
4. Изучение нового и закрепление знаний | Работайте по плану, следите за ним,
слушайте! 1. Вводное слово учителя, справка ученика. Ответьте на вопросы: а) можно ли утверждать, что в настоящее время вид серая крыса находится в состоянии биологического прогресса? Почему? б) как, по-вашему мнению, организмы могут достигать биологического прогресса? 2.Арогенез 3.Аллогенез 4. Катагенез. Чередование направлений эволюции. По пунктам плана 2, 3, 4 выступят ваши одноклассники. Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с заданиями, осуществите выбор задания, отметьте выбранное задание, активно слушайте, задавайте вопросы учителю и одноклассникам. Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 13.1 или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1. Найдите лишнее, обоснуйте выбор: четырехкамерное сердце, легочное дыхание, роющие конечности, теплокровность. Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. Ответ: Лишнее- : т.к: 2. Решите задачу: В настоящее время млекопитающие являются процветающей группой организмов. Как объяснить тот факт, что ряд их видов- гепард, уссурийский тигр, белый медведь- находятся в состоянии биологического регресса?(0-3 балла) Ответ: Данный факт можно объяснить тем, что : Не забывайте о самооценке в графе 3. 3. Назовите одним словом( обобщите несколько слов одним понятием) а) колючки у кактуса, усы у земляники, ласты у моржа - : б) утрата органов пищеварения у цепней, утрата листьев у повилики, отсутствие кровеносной системы у аскарид-:. Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) 0 в графу 3. * Задание Б (повышенный уровень) Его можно выпролнять самостоятельно, работая с параграфом 13.1 или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Установите аналогию. Между первым и вторым понятием, расположенными в верхней строке существует связь. Такая же связь между первыи понятием в нижней строке и одним из понятий, расположенных ниже. Определите аналогию понятий, поясните связь . эволюция - естественный отбор арогенез -: Понятия: листопад, колючки, фотосинтез, нектар. (0-2 балла) Ответ: Недостающее из понятий .. . т.к: Не забудьте о самооценке в графе 3 2. Оцените правильность гипотезы. Древние пресмыкающиеся (динозавры) вымерли т.к. не смогли приспособиться к изменившимся условиям среды обитания в мезозойской эре. (0-3 балла) Ответ: Я согласен (не согласен) с гипотезой т.к. : 3. Определите последовательность формирования аллогенезов у живых организмов, ответ запишите с помощью букв,(0-4 балла) а) естественный отбор б) изменение условий жизни в) индивидуальная наследственная изменчивость г) приспособленность Ответ (перечислите буквы через запятую): Не забудьте о самооценке в графе 3 |
|
5. Обобщение знаний | Сделайте вывод (вспомните проблемный вопрос в начале урока - как организмы могут достигать биологического прогресса ?) | |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Подсчитайте сумму баллов, определите
отметку, запишите в графу 3.
Выскажите свое мнение, продолжив фразы: 1. На уроке мне удалось (не удалось) : 2. Мне понравилось (не понравилось): 3. Мои затруднения.. 4. Чтобы их преодолеть, нужно: Спасибо вам за работу! |
Сумма баллов: : Отметка: : |
Комментарии:
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
27 11 2024 18:56:41
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
26 11 2024 11:31:46
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
25 11 2024 11:12:59
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...
24 11 2024 23:47:29
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
23 11 2024 6:50:20
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
22 11 2024 12:23:50
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
21 11 2024 4:56:35
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
20 11 2024 9:40:44
Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
19 11 2024 12:59:44
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
18 11 2024 14:52:57
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
17 11 2024 20:17:41
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
16 11 2024 12:18:32
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
15 11 2024 4:35:16
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
14 11 2024 15:42:25
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
13 11 2024 23:58:14
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
12 11 2024 3:26:45
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
11 11 2024 11:24:23
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...
10 11 2024 22:24:46
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...
09 11 2024 20:53:52
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
08 11 2024 9:51:43
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...
07 11 2024 12:33:13
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...
06 11 2024 12:29:43
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
05 11 2024 2:55:11
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
04 11 2024 14:17:56
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...
03 11 2024 18:31:41
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
02 11 2024 5:36:22
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
01 11 2024 10:58:24
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
31 10 2024 2:45:32
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...
30 10 2024 0:52:50
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
29 10 2024 14:47:14
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
28 10 2024 7:25:39
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
27 10 2024 6:56:40
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...
26 10 2024 23:23:32
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....
25 10 2024 21:12:16
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
24 10 2024 14:27:17
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
23 10 2024 17:47:10
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...
22 10 2024 21:30:12
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
21 10 2024 0:13:27
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
20 10 2024 9:56:28
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
19 10 2024 9:29:22
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...
18 10 2024 10:57:38
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
17 10 2024 21:41:33
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
16 10 2024 0:19:27
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
15 10 2024 12:18:57
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
14 10 2024 15:14:39
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
13 10 2024 21:26:28
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
12 10 2024 8:53:10
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
11 10 2024 15:25:14
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
10 10 2024 13:50:30
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
09 10 2024 15:32:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::