Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"
Цели урока:
1. образовательная: формирование знаний о направлениях эволюции, их сущности, значении, примерах проявления у организмов;
2.развивающая: развитие умений - интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных;
3.воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития , воспитание трудолюбия
Методы:
- репродуктивный,
- проблемный,
- частично-поисковый,
- словесный,
- объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
(деятельность учителя, деятельность учащихся - в рабочем листе)
Этап | Деятельность учителя | Время, минут |
1.организационный | Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу | 1 |
2. домашнее задание | Напоминает уже записанное д/з , интересуется , есть ли вопросы у учеников | 2 |
3. актуализация знаний | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку |
5 |
4.целеполагание | Просит определить цель, определить цель, дополняет цели учащихся, поясняет их | 2 |
5.изучение нового и закрепление материала | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам | 25 |
6. обобщение | Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод | 1 |
7. подведение итогов, рефлексия | Просит подсчитать баллы, определить отметку, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию | 4 |
Задание для проверки знаний
Выберите и выполните задание в парах(А или Б)
Задание А
Расскажите соседу по парте следующие понятия:
- Эволюция
- Микроэволюция
- Макроэволюция
Оцените с соседом по парте работу друг друга - по 2 балла за каждый правильный ответ. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе.
Критерии оценивания:
- 2 балла - дает определение точно, полно
- 1 балл - допускает неточности
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Задание Б
Выберите из списка признаки биологического прогресса и биологического регресса, ответы запишите цифрами.
- Биологический прогресс
- Биологический регресс
Признаки:
- расширение ареала
- сужение ареала
- высокая численность
- низкая численность
- увеличение числа систематических групп
- снижение числа систематических групп.
Критерии оценивания:1 балл за каждый верный признак.
Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, сооветствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе.
Количество баллов:
Ответил:___________________________________________
Проверил: _________________________________________
Рабочий лист учени... 11 класса : : .
Тема: \"Главные направления эволюции\"
Дата: 17 ноября 2008 года
Этап урока | Деятельность ученика | Оценка деятельности |
1. Домашнее задание | Прослушайте содержание д/з, проверьте его запись в дневнике, задайте вопросы учителю | - |
2.Актуализа ция (проверка знаний) | Выполните \"Задание для проверки
знаний\", внесите взаимооценку(баллы) в графу
\"Оценка деятельности\", в ней же запишите
уровень подготовки д/з. ( 0-2 балла - низкий, 3-4 балла - средний, 5-6 достаточный) |
Взаимооценка: : баллов, Уровень - : |
3. Целеполагание | Попробуйте определить цель урока, дайте
ответ учителю. Прослушайте: 1) цель урока,
сформулированную учителем; |
- |
4. Изучение нового и закрепление знаний | Работайте по плану, следите за ним,
слушайте! 1. Вводное слово учителя, справка ученика. Ответьте на вопросы: а) можно ли утверждать, что в настоящее время вид серая крыса находится в состоянии биологического прогресса? Почему? б) как, по-вашему мнению, организмы могут достигать биологического прогресса? 2.Арогенез 3.Аллогенез 4. Катагенез. Чередование направлений эволюции. По пунктам плана 2, 3, 4 выступят ваши одноклассники. Перед тем, как приступить к работе, ознакомьтесь с заданиями, осуществите выбор задания, отметьте выбранное задание, активно слушайте, задавайте вопросы учителю и одноклассникам. Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом 13.1 или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1. Найдите лишнее, обоснуйте выбор: четырехкамерное сердце, легочное дыхание, роющие конечности, теплокровность. Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. Ответ: Лишнее- : т.к: 2. Решите задачу: В настоящее время млекопитающие являются процветающей группой организмов. Как объяснить тот факт, что ряд их видов- гепард, уссурийский тигр, белый медведь- находятся в состоянии биологического регресса?(0-3 балла) Ответ: Данный факт можно объяснить тем, что : Не забывайте о самооценке в графе 3. 3. Назовите одним словом( обобщите несколько слов одним понятием) а) колючки у кактуса, усы у земляники, ласты у моржа - : б) утрата органов пищеварения у цепней, утрата листьев у повилики, отсутствие кровеносной системы у аскарид-:. Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) 0 в графу 3. * Задание Б (повышенный уровень) Его можно выпролнять самостоятельно, работая с параграфом 13.1 или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Установите аналогию. Между первым и вторым понятием, расположенными в верхней строке существует связь. Такая же связь между первыи понятием в нижней строке и одним из понятий, расположенных ниже. Определите аналогию понятий, поясните связь . эволюция - естественный отбор арогенез -: Понятия: листопад, колючки, фотосинтез, нектар. (0-2 балла) Ответ: Недостающее из понятий .. . т.к: Не забудьте о самооценке в графе 3 2. Оцените правильность гипотезы. Древние пресмыкающиеся (динозавры) вымерли т.к. не смогли приспособиться к изменившимся условиям среды обитания в мезозойской эре. (0-3 балла) Ответ: Я согласен (не согласен) с гипотезой т.к. : 3. Определите последовательность формирования аллогенезов у живых организмов, ответ запишите с помощью букв,(0-4 балла) а) естественный отбор б) изменение условий жизни в) индивидуальная наследственная изменчивость г) приспособленность Ответ (перечислите буквы через запятую): Не забудьте о самооценке в графе 3 |
|
5. Обобщение знаний | Сделайте вывод (вспомните проблемный вопрос в начале урока - как организмы могут достигать биологического прогресса ?) | |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Подсчитайте сумму баллов, определите
отметку, запишите в графу 3.
Выскажите свое мнение, продолжив фразы: 1. На уроке мне удалось (не удалось) : 2. Мне понравилось (не понравилось): 3. Мои затруднения.. 4. Чтобы их преодолеть, нужно: Спасибо вам за работу! |
Сумма баллов: : Отметка: : |
Комментарии:
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
24 08 2025 21:16:51
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
23 08 2025 10:47:43
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
22 08 2025 1:57:50
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
21 08 2025 10:20:50
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
20 08 2025 18:51:14
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
19 08 2025 11:51:41
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
18 08 2025 10:24:43
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
17 08 2025 0:12:51
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
16 08 2025 10:59:23
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
15 08 2025 23:40:30

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
14 08 2025 8:46:44
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
13 08 2025 0:14:49
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
12 08 2025 20:27:33
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
11 08 2025 13:22:52
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
10 08 2025 11:15:28
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
09 08 2025 22:10:33
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
08 08 2025 9:23:47
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
07 08 2025 15:11:20

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
06 08 2025 16:26:44
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
05 08 2025 10:56:55
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
04 08 2025 10:39:13
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
03 08 2025 14:37:37
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
02 08 2025 18:14:17
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
01 08 2025 18:32:42
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
31 07 2025 12:46:33
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
30 07 2025 18:20:37
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
29 07 2025 5:59:26
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
28 07 2025 16:52:18
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
27 07 2025 12:30:32
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
26 07 2025 3:57:25
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
25 07 2025 1:39:58
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
24 07 2025 23:13:33
Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....
23 07 2025 19:14:39
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
22 07 2025 4:45:29
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
21 07 2025 16:18:20
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
20 07 2025 10:45:59
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
19 07 2025 23:56:26
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
18 07 2025 9:38:49
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
17 07 2025 1:39:58

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
16 07 2025 14:17:36
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
15 07 2025 6:46:30
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
14 07 2025 22:41:37
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
13 07 2025 7:16:52
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
12 07 2025 12:36:19
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
11 07 2025 15:24:42
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
10 07 2025 0:49:50

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
09 07 2025 22:58:48
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
08 07 2025 14:13:59
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
07 07 2025 7:54:46
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
06 07 2025 3:47:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::