Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

План урока
1. Проверка знаний.
- “Биологическая эстафета” (работаем с терминами)
- Индивидуальные карточки-задания разного уровня сложности.
- Монологический ответ у доски по домашнему заданию с заполнением заранее подготовленных схем гаметогенеза.
2. Изучение нового материала.
- Актуализация знаний учащихся.
- Оплодотворение. Его значение. Формы оплодотворения (просмотр фрагментов учебных фильмов).
- Этапы эмбриогенеза, их хаpaктеристика.
- Образование комплекса основных органов.
- Влияние факторов окружающей среды на эмбриональный период развития.
3. Домашнее задание.
4. Закрепление.
- Первичное – заполнение таблицы по стадиям эмбриогенеза с использованием учебника.
- Работа в группах: расположить в правильной последовательности рисунки стадий эмбриогенеза.
Задачи:
- расширять знания учащихся о процессе оплодотворения, сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и закономерно;
- развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока;
- воспитывать интерес к самопознанию, формировать экологическую культуру учащихся и чувство ответственности за свое здоровье.
Тип урока: усвоение и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Методы: эвристическая беседа, постановка проблемы, рассказ, самостоятельная работа с учебником, просмотр фрагментов учебного фильма, сообщения учащихся, работа в группах.
Оборудование: списки биологических терминов (на каждый стол) ; учебные таблицы “Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений”, “Зародышевое развитие хордовых на примере ланцетника”, раздаточный материал “Стадии эмбриогенеза” по количеству групп.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Мы познакомились с таким важным свойством жизни, как размножение. В основе этого свойства лежит деление клетки. Давайте вспомним, какие формы размножения существуют и как делятся клетки.
2. Проверка знаний
1) По индивидуальным заданиям работают четыре человека. Карточки задания прилагаются.
2) Остальные учащиеся работают с биологическими терминами. Проверка знания терминов осуществляется в форме биологической эстафеты. На столах листы с терминами. Первый учащийся выбирает любой термин и дает его определение, а затем называет следующий и адресует его какому-либо однокласснику. Каждый учащийся должен дать определение. Такая работа осуществляется на всех уроках темы, начиная с разных учащихся. Список терминов прилагается
3) На доске нарисованы заранее схемы Овогенеза и Cпepматогенеза без подписей.
Двум отвечающим предлагается озаглавить каждую из схем, подписать зоны пoлoвых желез, тип деления клеток в каждой зоне, проставить плоидность в клетках каждой зоны.
Вопрос учителя: “Какие клетки образуются в результате гаметогенеза?”
Ответ: “Пoлoвые клетки – гаметы с гаплоидным набором хромосом”.
Учитель: “Но мы знаем, что любая клетка тела живого организма, кроме пoлoвых, имеет диплоидный набор хромосом. Как же он восстанавливается? С этим процессом мы уже знакомы и поговорим о нем после просмотра видеосюжетов”.
Вопрос учителя: “О каком процессе шла речь в этих фрагментах?
Ответ: “Это процесс оплодотворения”.
Дети записывают в тетради тему урока: \"Оплодотворение и зародышевое развитие организма\".
Вопрос учителя: “Что же такое оплодотворение?”
Ответ: “Оплодотворение - процесс слияния двух пoлoвых клеток – мужской и женской с образованием зиготы”
На доске под схемами гаметогенеза изображаем процесс оплодотворения.
Далее учитель рассказывает об основных этапах оплодотворения.
- Осеменение.
- Проникновение cпepматозоида в яйцеклетку.
- Слияние гаплоидных ядер.
- Активация зиготы к дальнейшему развитию.
Этапы учащиеся записывают в тетрадь, равно как и виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Вспоминаем у кого внутреннее оплодотворение (у животных, обитающих на суше), а у кого наружное (водные формы).
Вопрос учителя: “Как же происходит оплодотворение у цветковых растений?”
Ответ: “Мужские пoлoвые клетки – cпepмии - образуются в пыльцевых зернах и попадают на рыльце пестика цветка в результате опыления, затем прорастают и попадают в зародышевый мешок, где и происходит оплодотворение.
Вопрос учителя: “Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?”
Ответ: “Потому что два cпepмия проникают в зародышевый мешок и сливаются с двумя клетками – яйцеклеткой и центральной клеткой.
Каким же образом из одной диплоидной клетки - зиготы образуется целый многоклеточный организм?
Рассказ учителя.
Процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом. Он начинается с момента оплодотворения и заканчивается cмepтью организма. Онтогенез состоит из двух периодов – эмбрионального и постэмбрионального. Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и заканчивается выходом из зародышевых оболочек (рождение или выход из яйца), постэмбриональный - с рождения до cмepти.
Рассматривание стадий развития зародыша по таблице сопровождается рассказом учителя. Одновременно на доске делается таблица, которую учащиеся заполняют самостоятельно с использованием учебника.
Этапы эмбриогенеза
| Этап | Что происходит? |
| Дробление | Клетки делятся митозом, но не растут. Образуется однослойный пузырек с полостью внутри – бластула. |
| Гаструляция | Происходит втягивание клеток вовнутрь
и формирование двухслойного зародышевого мешка – гаструлы. Путем миграции клеток формируется третий зародышевый слой - мезодерма |
| Органогенез | Из трех зародышевых листков
формируются все системы органов будущего
организма. Эктодерма – Энтодерма – Мезодерма – |
За неделю дл урока учащимся даны опережающие задания подготовить сообщения о влиянии окружающей среды на развитие зародыша. Слушаем сообщения учащихся.
Делаем вывод по уроку:
Эмбриогенез протекает в несколько этапов, являющихся общими для всех хордовых, и может нарушаться при изменении условий среды. Незначительные изменения на начальных этапах влекут за собой многочисленные изменения структуры и функций организма на более поздних этапах. Алкоголь и никотин, попадая в зародыш из крови матери, вызывают снижение жизнеспособности эмбриона и могут привести к рождению ребенка с различными заболеваниями и уpoдствами.
Учитель: “Зародышевое развитие заканчивается рождением или выходом из зародышевых оболочек. С этого момента начинается постэмбриональный период развития организма. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: § 20, с. 85 § 21
Учитель оценивает работу учащихся.
Для закрепления полученных знаний учащиеся делятся на группы по четыре человека и получают конверт с рисунками этапов зародышевого развития организмов. Если группа расположила рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин по изучаемой теме.
Комментарии:
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
05 11 2025 22:39:27
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
04 11 2025 1:58:57
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
03 11 2025 15:49:17
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
02 11 2025 20:22:36
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
01 11 2025 17:41:56
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
31 10 2025 4:38:27
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
30 10 2025 11:48:17
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
29 10 2025 13:39:43
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
28 10 2025 21:51:54
На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....
27 10 2025 20:27:13
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
26 10 2025 19:34:12
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
25 10 2025 5:31:40
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
24 10 2025 15:38:12
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
23 10 2025 0:56:32
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
22 10 2025 20:13:29
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 10 2025 11:45:21
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
20 10 2025 5:55:18
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
19 10 2025 2:50:13
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
18 10 2025 4:41:54
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
17 10 2025 21:24:24
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
16 10 2025 19:26:47
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
15 10 2025 19:46:36
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
14 10 2025 3:34:43
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
13 10 2025 9:49:39
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
12 10 2025 23:51:42
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
11 10 2025 15:21:39
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
10 10 2025 10:10:32
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
09 10 2025 22:52:56
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
08 10 2025 15:55:14
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
07 10 2025 13:17:33
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
06 10 2025 13:31:32
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
05 10 2025 20:59:52
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
04 10 2025 14:26:17
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
03 10 2025 9:36:53
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
02 10 2025 8:30:19
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
01 10 2025 20:19:44
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
30 09 2025 10:58:32
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
29 09 2025 12:57:36
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
28 09 2025 0:29:31
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
27 09 2025 18:43:41
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
26 09 2025 5:53:40
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
25 09 2025 20:44:51
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
24 09 2025 4:25:32
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
23 09 2025 10:10:35
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
22 09 2025 0:25:24
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
21 09 2025 3:52:12
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
20 09 2025 0:31:25
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
19 09 2025 2:59:54
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
18 09 2025 12:38:12
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
17 09 2025 7:44:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




