Урок-путешествие по дыхательной системе

Цель: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.
Задачи:
Образовательные: установить особенности
строения органов дыхания в связи с их функциями;
усвоить значение дыхательного процесса;
выяснить механизм голосообразования; выявить
роль кислорода для организма.
Оборудование: наглядные таблицы по теме “Строение дыхательной системы”, видеофрагменты из фильма “Атлас человека”, презентация (Приложение 1), инструктивная карта (Приложение 2), памятка (Приложение 3), словарь терминов (Приложение 4).
Основные термины и понятия:
- воздухоносные пути
- гортань
- трахея
- бронхи
- плевра
- альвеолы
- щитовидный хрящ
- голосовые связки
- надгортанник
Оформление доски: дата, тема урока, оформление таблицы “Строение и функции органов дыхания”, словарь терминов.
Активизация познавательной деятельности учащихся
I. Организационный момент (2 мин.)
Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками на лице.
II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 мин.)
Сегодня мы приступаем к изучению следующего
раздела курса биологии “Дыхание”.
Начнем мы с выяснения значения дыхательного
процесса и познакомимся с особенностями
строения органов дыхания человека.
Запишите тему урока в тетрадь (слайд 1)
Тема “Строение органов дыхания”
Проговариваются цели и задачи урока (слайд 2). Обратите внимание на доску, на ней написана основная цель нашего урока.
Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять слова древнеримского поэта Овидия (слайд 3).
Совместное целеполагание
Человек без пищи может прожить несколько
недель, без воды – несколько дней (3 суток), без
кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4).
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к
изучению строения органов дыхания.
У вас на столах лежат инструктивные карты,
посмотрите на карточку №1. Какие органы
дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них
те, которые, по вашему мнению, можно отнести к
органам дыхания.
Карточка 1
носовая полость
носоглотка
гортань
трахея
бронхи
легкиежелудок
сердце
язык
головной мозг
ребра
диафрагма
III. Усвоение новых знаний (23 мин.)
1. Понятие дыхания.
Так что же такое дыхание? (слайд 5). Краткое определение записываем в тетрадь.
2. Строение органов дыхания.
Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.
Обратимся к таблице “Строение органов дыхания” и посмотрим расположение этих путей. При помощи карточки №1 определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.
Достройте схему на карточке 2.
Карточка 2
Проверим выполнение карточки 2 (слайд 6).
В процессе изучения строения и функций органов дыхания оформим получаемые знания в виде таблицы.
Органы дыхания и их функции
| Название органов | Выполняемые функции |
| 1. Носовая полость | 1. согревание воздуха 2. очищение воздуха 3. увлажнение воздуха 4. обезвреживание бактерий 5. орган обоняния |
| 2. Носоглотка | проведение воздуха |
| 3. Гортань | участвует в образовании звуков |
| 4. Трахея, 12 см | прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение |
| 5. Бронхи | прохождение и очищение воздуха |
| 6. Легкие | газообмен |
Объяснение учителя с использованием таблицы.
Путеводителем по дыхательной системе будет являться терминологический словарь, а гидом – пузырек воздуха г.Новокузнецка. Каковы особенности воздуха нашего города? (запыленность)
Воздух попадает в организм через носовые ходы, окруженные ноздрями (слайд 7).
Что мы с вами увидим в носовой полости? (слайд 8)
Стенки носовой полости образуют неровный рельеф. Каждая половина ее имеет нижний, средний и верхний носовые ходы. За счет этого увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки.
- Эпителий, выстилающий носовую полость, называют реснитчатым. Почему? (Его клетки имеют реснички)
- Каковы его функции? (Задерживают пылинки и другие частицы)
- Какова реакция организма на пыль? (чихание и кашель)
Что же происходит с воздухом в носовой полости? (слайд 9).
Задание: предложите запись функций носовой полости в сокращенном варианте и внесите их в таблицу.
Почему дышать рекомендуется носом? (слайд 10).
Давайте послушаем сообщение на тему “Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей”.
Проведем небольшое исследование и проверим проходимость воздуха через носовые ходы (слайд 11).
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань.
Происходит ли здесь дальнейшее очищение и увлажнение воздуха? (Да)
Что произойдет с пузырьком потом? Он попадет в гортань.
Она имеет сложное строение и образована хрящами, связками и мышцами (слайд 12).
Самые крупные хрящи – щитовидный (почему он так называется?) – образует угол – кадык; ниже – перстневидный; над входом в гортань – надгортанник.
Давайте попробуем выяснить роль надгортанника при глотании и проведем следующий эксперимент (слайд 13).
Задание. Объясните смысл поговорки “Когда я ем, я глух и нем” (слайд 14).
Надгортанник прикрывает вход в гортань и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Это происходит во время глотания. При действии особых мышц надгортанник наклоняется и закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в пищевод.
А если вы подавились нечаянно, как помочь такой беде? (слайд 15).
Внимательно посмотрите рисунок на странице 139. Что интересного вы видите в гортани? (голосовые связки). А как же образуется звук?
Давайте посмотрим видеофрагмент об этом (слайд 16).
Давайте проведем еще одно исследование (слайды 17 и 18).
- Какие еще органы участвуют в формировании речи? (Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани)
- От чего возникают нарушения голоса? (простудные заболевания – ларингит, фарингит и другие; большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов, актеров, дикторов, учителей – людей “говорящих” профессий, курение, алкоголь) (слайд 19).
Предложите правила гигиены голоса.
- Не петь подолгу и громко.
- Не кричать. Воспитывать в себе культуру разговора.
- Не курить.
- Закаляться, беречься от простуд.
Предложите запись функций гортани. Занесите их в таблицу.
А сейчас немного отдохнем! (слайд 20).
Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани? В трахею.
Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно.
Задание: прочитайте текст на с.139, рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
Чем образована трахея? (16–20 хрящевыми полукольцами)
Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу (слайд 21). Ученые подсчитали, что в легких человека скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы не деятельность этих ресничек.
Что расположено позади трахеи? (пищевод).
Почему пищу необходимо тщательно пережевывать? (слайд 22). Трахея и прилегающий пищевод разделены тонкой мышечной стенкой.
Большой кусок пищи растягивает ее и перекрывает дыхательные пути, что приводит к нехватке кислорода.
Предложите запись функций трахеи и запишите в таблицу.
Что происходит с трахеей дальше?
Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый). Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов (слайд21).
Предложите запись в таблицу о функциях бронхов.
И где же пузырек закончит свое путешествие? В легких.
Они расположены в грудной клетке. Поверхность легких покрыта особой оболочкой – легочной плеврой, грудная клетка выстлана пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость (герметична), заполненная плевральной жидкостью.
Бронхиолы заканчиваются мешочками, стенки которых образованы легочными пузырьками – альвеолами. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха.
Какое воздействие оказывает курение на легкие? (слайд 23)
Запишите основную функцию легких в таблицу.
Найдите карточку №3 в инструктивной карте и давайте повторим органы дыхания, обозначенные цифрами.
А теперь вернемся к проблеме нашего урока (слайд 24). Почему же человек не может прожить без кислорода? Достаточно ли знаний только о строении и функциях органов дыхания для того, чтобы решить эту задачу? Нет. Необходимо еще выяснить роль кислорода в нашем организме. Для этого обратимся к его химическим свойствам (слайд 25).
Кислород является хорошим окислителем.
Окисляет простые и сложные неорганические
вещества, например:
2СО + О2 = 2СО2
Но не только неорганические, но и органические
(БЖУ), например:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О
+ Q (где Q-энергия)
Образуется энергия.
В клетках эта энергия используется для жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода прекратится, что произойдет с клеткой?
Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей, а, следовательно, и органов. Вот почему кислород должен непрерывно поступать.
Так каково же биологическое значение дыхания? (слайд 26).
Давайте еще раз повторим строение органов дыхания и посмотрим видеофрагмент о нашем путешестви (слайд 27)
Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на цель урока, написанную на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).
А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены).
Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).
IV. Первичная проверка понимания (8 мин.)
Карточки
Назовите органы, обозначенные цифрами.
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)
- Не пропускает пищу в гортань.
- Не дают трахее сужаться.
- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
- Поверхностный слой воздухоносных путей.
- Выстилает наружную поверхность легких.
- Основной орган дыхания человека.
- Внутри содержит голосовые связки.
- Самая длинная часть воздухоносного пути.
- Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.
А) слизистая оболочка
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носовая полость
Е) надгортанник
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра
Проверьте свои ответы.
1 – Е
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – И
6 – Б
7 – Ж
8 – В
9 – Г
V. Подведение итогов урока (2 мин.)
VI. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 28)
VII. Рефлексия (2 мин.)
Кроссворд по теме “Дыхательная система”
По горизонтали:
1. Детская инфекционная болезнь;
3. Орган, в котором располагаются голосовые
связки;
4. Лимфатические образования глотки;
8. Инфекционная болезнь лёгких;
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
11. Рентгеновское обследование лёгких;
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих
носовую полость с глоткой;
13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у
курильщиков.
По вертикали:
2. Заболевание глоточных миндалин;
3. Воспаление гайморовых пазух;
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
6. Лёгочный пузырёк;
7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с
органами пищеварения.
Ответы
По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – paк
По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .
Комментарии:
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
20 11 2025 9:44:35
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
19 11 2025 9:33:30
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
18 11 2025 3:41:30
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
17 11 2025 15:32:20
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
16 11 2025 5:47:44
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
15 11 2025 11:46:59
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
14 11 2025 0:17:13
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
13 11 2025 3:29:14
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
12 11 2025 20:25:12
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
11 11 2025 5:46:45
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
10 11 2025 3:19:20
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
09 11 2025 15:58:16
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
08 11 2025 1:19:23
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
07 11 2025 18:32:28
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
06 11 2025 6:47:17
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
05 11 2025 5:23:26
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
04 11 2025 5:30:51
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
03 11 2025 23:47:27
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
02 11 2025 8:39:22
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
01 11 2025 6:57:50
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
31 10 2025 9:26:28
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
30 10 2025 22:12:53
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки.
...
29 10 2025 5:50:58
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
28 10 2025 17:51:11
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
27 10 2025 18:11:36
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
26 10 2025 16:26:53
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
25 10 2025 8:49:20
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
24 10 2025 19:46:36
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
23 10 2025 14:26:21
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
22 10 2025 16:28:44
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
21 10 2025 16:44:45
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
20 10 2025 4:48:14
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
19 10 2025 15:53:54
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
18 10 2025 23:27:15
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
17 10 2025 11:23:15
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
16 10 2025 21:41:52
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
15 10 2025 3:35:32
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
14 10 2025 2:15:53
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
13 10 2025 21:48:48
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
12 10 2025 8:40:42
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
11 10 2025 5:14:26
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
10 10 2025 15:45:34
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
09 10 2025 15:21:45
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
08 10 2025 12:16:53
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
07 10 2025 11:33:24
Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
06 10 2025 9:15:37
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
05 10 2025 15:37:37
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
04 10 2025 13:59:33
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
03 10 2025 12:48:31
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
02 10 2025 11:47:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны