Урок-путешествие по дыхательной системе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

Цель: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями.

Задачи:

  • Образовательные: установить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; усвоить значение дыхательного процесса; выяснить механизм голосообразования; выявить роль кислорода для организма.
  • Развивающие: развивать умения выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы) ; развивать навыки исследовательской работы анализировать наглядные фрагменты видеофильма; уметь работать с учебником.
  • Воспитательные: формировать научное мировоззрение; формировать культуру учебного труда; привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены голоса.

Оборудование: наглядные таблицы по теме “Строение дыхательной системы”, видеофрагменты из фильма “Атлас человека”, презентация (Приложение 1), инструктивная карта (Приложение 2), памятка (Приложение 3), словарь терминов (Приложение 4).

Основные термины и понятия:

  • воздухоносные пути
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
  • плевра
  • альвеолы
  • щитовидный хрящ
  • голосовые связки
  • надгортанник

Оформление доски: дата, тема урока, оформление таблицы “Строение и функции органов дыхания”, словарь терминов.

Активизация познавательной деятельности учащихся

I. Организационный момент (2 мин.)

Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками на лице.

II. Мотивация и подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела курса биологии “Дыхание”.
Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.
Запишите тему урока в тетрадь (слайд 1)

Тема “Строение органов дыхания”

Проговариваются цели и задачи урока (слайд 2). Обратите внимание на доску, на ней написана основная цель нашего урока.

Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять слова древнеримского поэта Овидия (слайд 3).

Совместное целеполагание

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4).
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изучению строения органов дыхания.
У вас на столах лежат инструктивные карты, посмотрите на карточку №1. Какие органы дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

Карточка 1

носовая полость
носоглотка
гортань
трахея
бронхи
легкие
желудок
сердце
язык
головной мозг
ребра
диафрагма

III. Усвоение новых знаний (23 мин.)

1. Понятие дыхания.

Так что же такое дыхание? (слайд 5). Краткое определение записываем в тетрадь.

2. Строение органов дыхания.

Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

Обратимся к таблице “Строение органов дыхания” и посмотрим расположение этих путей. При помощи карточки №1 определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.

Достройте схему на карточке 2.

Карточка 2

Проверим выполнение карточки 2 (слайд 6).

В процессе изучения строения и функций органов дыхания оформим получаемые знания в виде таблицы.

Органы дыхания и их функции

Название органов Выполняемые функции
1. Носовая полость 1. согревание воздуха
2. очищение воздуха
3. увлажнение воздуха
4. обезвреживание бактерий
5. орган обоняния
2. Носоглотка проведение воздуха
3. Гортань участвует в образовании звуков
4. Трахея, 12 см прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение
5. Бронхи прохождение и очищение воздуха
6. Легкие газообмен

Объяснение учителя с использованием таблицы.

Путеводителем по дыхательной системе будет являться терминологический словарь, а гидом – пузырек воздуха г.Новокузнецка. Каковы особенности воздуха нашего города? (запыленность)

Воздух попадает в организм через носовые ходы, окруженные ноздрями (слайд 7).

Что мы с вами увидим в носовой полости? (слайд 8)

Стенки носовой полости образуют неровный рельеф. Каждая половина ее имеет нижний, средний и верхний носовые ходы. За счет этого увеличивается площадь контакта воздуха с наружным слоем клеток слизистой оболочки.

  1. Эпителий, выстилающий носовую полость, называют реснитчатым. Почему? (Его клетки имеют реснички)
  2. Каковы его функции? (Задерживают пылинки и другие частицы)
  3. Какова реакция организма на пыль? (чихание и кашель)

Что же происходит с воздухом в носовой полости? (слайд 9).

Задание: предложите запись функций носовой полости в сокращенном варианте и внесите их в таблицу.

Почему дышать рекомендуется носом? (слайд 10).

Давайте послушаем сообщение на тему “Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей”.

Проведем небольшое исследование и проверим проходимость воздуха через носовые ходы (слайд 11).

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем в гортань.

Происходит ли здесь дальнейшее очищение и увлажнение воздуха? (Да)

Что произойдет с пузырьком потом? Он попадет в гортань.

Она имеет сложное строение и образована хрящами, связками и мышцами (слайд 12).

Самые крупные хрящи – щитовидный (почему он так называется?) – образует угол – кадык; ниже – перстневидный; над входом в гортань – надгортанник.

Давайте попробуем выяснить роль надгортанника при глотании и проведем следующий эксперимент (слайд 13).

Задание. Объясните смысл поговорки “Когда я ем, я глух и нем” (слайд 14).

Надгортанник прикрывает вход в гортань и препятствует попаданию пищи в дыхательные пути. Это происходит во время глотания. При действии особых мышц надгортанник наклоняется и закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в пищевод.

А если вы подавились нечаянно, как помочь такой беде? (слайд 15).

Внимательно посмотрите рисунок на странице 139. Что интересного вы видите в гортани? (голосовые связки). А как же образуется звук?

Давайте посмотрим видеофрагмент об этом (слайд 16).

Давайте проведем еще одно исследование (слайды 17 и 18).

  1. Какие еще органы участвуют в формировании речи? (Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани)
  2. От чего возникают нарушения голоса? (простудные заболевания – ларингит, фарингит и другие; большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов, актеров, дикторов, учителей – людей “говорящих” профессий, курение, алкоголь) (слайд 19).

Предложите правила гигиены голоса.

  1. Не петь подолгу и громко.
  2. Не кричать. Воспитывать в себе культуру разговора.
  3. Не курить.
  4. Закаляться, беречься от простуд.

Предложите запись функций гортани. Занесите их в таблицу.

А сейчас немного отдохнем! (слайд 20).

Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани? В трахею.

Трахея у взрослого человека имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в легкие и обратно.

Задание: прочитайте текст на с.139, рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

Чем образована трахея? (16–20 хрящевыми полукольцами)

Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу (слайд 21). Ученые подсчитали, что в легких человека скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы не деятельность этих ресничек.

Что расположено позади трахеи? (пищевод).

Почему пищу необходимо тщательно пережевывать? (слайд 22). Трахея и прилегающий пищевод разделены тонкой мышечной стенкой.

Большой кусок пищи растягивает ее и перекрывает дыхательные пути, что приводит к нехватке кислорода.

Предложите запись функций трахеи и запишите в таблицу.

Что происходит с трахеей дальше?

Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый). Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов (слайд21).

Предложите запись в таблицу о функциях бронхов.

И где же пузырек закончит свое путешествие? В легких.

Они расположены в грудной клетке. Поверхность легких покрыта особой оболочкой – легочной плеврой, грудная клетка выстлана пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость (герметична), заполненная плевральной жидкостью.

Бронхиолы заканчиваются мешочками, стенки которых образованы легочными пузырьками – альвеолами. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха.

Какое воздействие оказывает курение на легкие? (слайд 23)

Запишите основную функцию легких в таблицу.

Найдите карточку №3 в инструктивной карте и давайте повторим органы дыхания, обозначенные цифрами.

А теперь вернемся к проблеме нашего урока (слайд 24). Почему же человек не может прожить без кислорода? Достаточно ли знаний только о строении и функциях органов дыхания для того, чтобы решить эту задачу? Нет. Необходимо еще выяснить роль кислорода в нашем организме. Для этого обратимся к его химическим свойствам (слайд 25).

Кислород является хорошим окислителем. Окисляет простые и сложные неорганические вещества, например:
2СО + О2 = 2СО2
Но не только неорганические, но и органические (БЖУ), например:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + Q (где Q-энергия)

Образуется энергия.

В клетках эта энергия используется для жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода прекратится, что произойдет с клеткой?

Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей, а, следовательно, и органов. Вот почему кислород должен непрерывно поступать.

Так каково же биологическое значение дыхания? (слайд 26).

Давайте еще раз повторим строение органов дыхания и посмотрим видеофрагмент о нашем путешестви (слайд 27)

Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на цель урока, написанную на доске. Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания и голосообразования, значение дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).

А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены).

Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).

IV. Первичная проверка понимания (8 мин.)

Карточки

Назовите органы, обозначенные цифрами.

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)

  1. Не пропускает пищу в гортань.
  2. Не дают трахее сужаться.
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.
  5. Выстилает наружную поверхность легких.
  6. Основной орган дыхания человека.
  7. Внутри содержит голосовые связки.
  8. Самая длинная часть воздухоносного пути.
  9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

Шифр для ответов.

А) слизистая оболочка
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носовая полость
Е) надгортанник
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра

Проверьте свои ответы.

1 – Е 
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – И
6 – Б
7 – Ж
8 – В
9 – Г

V. Подведение итогов урока (2 мин.)

VI. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 28)

VII. Рефлексия (2 мин.)

Кроссворд по теме “Дыхательная система”

По горизонтали:

1. Детская инфекционная болезнь;
3. Орган, в котором располагаются голосовые связки;
4. Лимфатические образования глотки;
8. Инфекционная болезнь лёгких;
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
11. Рентгеновское обследование лёгких;
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;
13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

По вертикали:

2. Заболевание глоточных миндалин;
3. Воспаление гайморовых пазух;
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
6. Лёгочный пузырёк;
7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.

Ответы

По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – paк

По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .



Комментарии:

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

27 11 2025 9:12:58

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

26 11 2025 17:28:57

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

25 11 2025 19:41:18

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

24 11 2025 22:14:19

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

23 11 2025 21:49:44

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

22 11 2025 19:53:34

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

21 11 2025 19:27:23

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

20 11 2025 17:35:25

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

19 11 2025 12:20:19

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

18 11 2025 12:11:33

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

17 11 2025 8:33:20

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

16 11 2025 20:51:35

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

15 11 2025 10:24:16

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

14 11 2025 9:54:49

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

13 11 2025 1:34:25

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

12 11 2025 7:37:48

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

11 11 2025 21:32:59

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

10 11 2025 10:51:45

"Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"


    "Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...

09 11 2025 7:36:56

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

08 11 2025 9:32:26

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

07 11 2025 21:42:25

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

06 11 2025 20:24:28

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

05 11 2025 5:15:16

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

04 11 2025 10:21:51

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

03 11 2025 5:21:44

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

02 11 2025 1:57:44

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

01 11 2025 16:39:51

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

31 10 2025 4:34:35

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

30 10 2025 0:41:41

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся


    Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

      О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

29 10 2025 21:56:58

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

28 10 2025 20:28:46

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

27 10 2025 20:35:39

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

26 10 2025 3:12:54

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


    Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

      Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

25 10 2025 23:56:13

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

24 10 2025 22:31:33

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

23 10 2025 18:28:57

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

22 10 2025 10:27:43

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

21 10 2025 19:10:52

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

20 10 2025 17:51:55

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

19 10 2025 12:25:22

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

18 10 2025 13:43:32

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

17 10 2025 1:41:19

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

16 10 2025 9:58:41

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

15 10 2025 3:10:47

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

14 10 2025 19:41:28

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

13 10 2025 11:26:20

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

12 10 2025 1:11:51

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

11 10 2025 21:51:23

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание


    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

      Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

10 10 2025 5:43:50

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

09 10 2025 20:44:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::