Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

Цели урока:

- углубить знания учащихся о биологическом значении пoлoвoго диморфизма у человека;
- познакомить с сущностью понятия «красота», дать представление о критериях красоты в разные исторические эпохи;
- показать целесообразность красоты в жизни человека, её особенности у мужчин и женщин.

Зрительный ряд:

- презентация урока;
- репродукции картин;
- видеофильм о пoлoвoм диморфизме у птиц.

Литературный ряд:

- И.Ефремов. Лезвие бритвы
- Р. Брэдбери. Улыбка

Учитель литературы. (Слайд № 1)

Весна 1848 года в Париже как всегда была прекрасна: обрамлённые зелёной листвой улицы сияли на солнце, элегантные женщины, сняв зимние одежды, выглядели привлекательно, мужчины с интересом посматривали в их сторону, дети резвились в ожидании ласкового лета.

Изнурённый cмepтельной болезнью, преодолевая слабость, по этим улицам шёл человек. Генрих Гeйне. Он шёл к Лувру, в сокровищницу искусства. Придя в музей, поэт долго стоял перед статуей Венеры Милосской. Это было его прощание с жизнью, потому что расстаться с ней – для него означало навсегда расстаться с красотой.

Тайна красоты тревожила человечество всегда. Шумеры считали красивым полезное, египтяне утверждали, что прекрасное есть жизнь. В античном мире появилось более конкретное определение: «Прекрасная дeвyшка есть что-то прекрасное». В ХХ веке, восторгаясь красотой женщины, Б.Пастернак приравняет красоту к вечной загадке:

Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

2. Учитель биологии. Беседа с учащимися:

- Каково ваше представление о красоте?

- Красота – это понятие объективное или субъективное? (Существует ли она в природе или лишь в сознании человека?)

- Какие критерии существуют у человека для определения красоты?

3. Учитель литературы. Определение красоты. (Слайды №2, №3, №4)

Красота – это гармония случая и добра.

Симона Вейль

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гeйне

Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения.

Философский словарь

Вопрос учащимся:

- Как бы вы объяснили смысл данных определений?

4. Учитель биологии. (Слайд №5)

Красота – это понятие, скорее, философское, сложное для понимания и определения. Каждый из нас умеет видеть красивое вокруг себя, но с трудом может эту красоту передать в словах. Говоря о красоте применительно к человеку, попробуйте создать портрет красивого человека, используя предложенные вам термины.

Гордая осанка, весёлый взгляд, стройные ноги, крутые бёдра, сильное тело, длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы, густые брови, глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз, маленький нос, полные губы, узкие губы, широкие скулы, смуглая кожа, светлая кожа, мощная мускулатура, редкие волосы, густые волосы.

5. Учитель литературы.

Как видите, портреты у каждого из вас совершенно разные.

- А как же менялись взгляды на красоту человека в различные исторические эпохи?

6. Галерея красоты. Сообщения учащихся. (Слайды № 6 – 17)

-- (Слайд № 6) В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Статуэтки женщин шутя называют «палеолитическими Венерами». Они примитивны и монументальны одновременно. В них нет проблеска духовности, у них нет лица.

-- (Слайд № 7) Древние инки ценили женское косоглазие. Дeвoчке у виска на уровне глаз подвешивали специальные шарики. Древние египтянки, похожие на спортивных мальчиков, с малахитовой пудрой на лице и изумрудными бровями – самые красивые женщины. Чёрной подводкой для глаз пользовались и мужчины, и женщины.

-- (Слайд № 8) Нефертити с длинной стройной шеей, вытянутыми миндалевидными глазами, приподнятым лицом – это рафинированное изящество. Клеопатра – автор тpaктата «О лекарствах для лица». Записные красавицы капали в глаза белладонну для расширения зрачков и блеска глаз, подводили глаза зеленью из углекислой меди, а синей краской рисовали вены на шее и висках, стриглись налысо и надевали парики из овечьей шерсти. Египтянки уже знали, что такое восковая эпиляция. Светлая жёлтая кожа – это идеал женщины.

-- (Слайд № 9 - 11)

Венера Милосская, рост 164см, окружность гpyди – 86 см, окружность талии –

69 см, окружность бёдер – 93 см.

Леохар. Аполлон Бельведерский

Микеланджело. Давид

«Нет ничего прекраснее, чем человек», - говорил Софокл. Греки не боялись обнажать тело, потому что они его создавали.

-- (Слайд № 12)

Китагава Утамаро. Из серии «Прекраснейшие женщины современности».

В древнем Китае и Японии каноном женской красоты было фарфоровое лицо. Здесь красота и ритуал – понятия нерасторжимые. Толстый слой рисовой пудры и стопа «цзилань» («золотой лотос») размером в 10 см – признаки самой привлекательной женщины.

--(Слайд № 13)

-- Каноны красоты раннего Возрождения – бледный цвет лица, длинные белокурые волосы, лебединая шея и высокий чистый лоб. Для удлинения лица женщины выбривали лоб и выщипывали брови, для удлинения шеи – брили затылки.

-- (Слайды № 14 -15)

Рембрандт. Вирсавия Рембрандт. Даная

В эпоху Высокого Возрождения в моду входит золотисто-рыжий цвет волос, пышные формы, бёдра, шея и плечи.

С ХУ века появляются тpaктаты, посвящённые женской красоте. Монах ордена Аньоло Фиренцуола в тpaктате «О женской красоте» писал: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподоблляться золоту, или мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна… Плечи должны быть широкими. На гpyди не должна проступать ни одна кость»

-- Иностранцы, приезжавшие в Россию ХVI – ХVII в.в., отмечали, что русские дeвyшки были бы хорошенькими, если бы себя не уpoдовали. Зубы красотки чернили, ресницы белили, щёки натирали свёклой. Для белизны кожи пили уксус и ели мел. Чтобы придать глазам раскосость, головным убором стягивали кожу лица, а мочки ушей специально вытягивали.

-- Во Франции XVII – XVIII в.в. в моде миниатюрные дамы с изящными ручками и ножками и причёсками в виде клумбы или корзины фруктов. Зато не в моде гигиена. Мария Антуанетта имела серебряную ванну, но её приносили в королевские покои лишь несколько раз в году. Чтобы заглушить запахи, придворные пудрились и пользовались духами, а ещё носили на гpyди на шёлковой ленте блошиные ловушки из слоновой кости или золота. «Золотой век» вшей и блох длился до конца XVIII века.

-- (Слайды № 16, 18)

Энгр. Большая купальщица

Ренуар. Обнажённая

В XIX веке наблюдается увлечение древней Грецией: платья с поясом под гpyдью, причёски «по-гречески», обнажается человеческое тело.

-- (Слайд № 17)

Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага дела Ровре

Позднее начинается царство кринолинов и корсетов. Самый ужасный утягивал и талию, и бёдра и весил несколько килограммов. Игра в волан или конная прогулка иногда заканчивалась для дам, утягивавших талию до 55 см, летальным исходом.

-- ХХ век. Благодаря Коко Шанель барышни надели брюки и пиджаки. В моде – узкие бёдра и длинные ноги. В середине века идеал – Мэрилин Монро, главное - быть блондинкой с пышными формами.

-- В 60-70 г.г. мир завоёвывает мини и акцент переносится на стройные ноги. В конце века в почёте силикон и пластические операции.

-- (Слайд № 19)

В XXI веке в моде европейские лица, загорелая кожа, экзотические татуировки. Темнокожие выпрямляют волосы, китаянки и японки меняют разрез глаз. Футурологи считают, что у Запада истощается демографический потенциал и эталон красоты может повернуться в сторону Возрождения. Культ здоровья и фитнеса это подтверждает. Но о вкусах по-прежнему не спорят: женщины племён Бирмы удлиняют шею кольцами (до 50 см) Эфиопские племена сурма и музи вживляют глиняные диски в губы; чем больше женщина «раскатает» губу, тем больше скота дадут её семье при вступлении в бpaк.

Модницы острова Борнео вытягивают уши до плеч, подвешивая гири до 3 килограммов. На границе Судана и Уганды в племени карамоджонгов в почёте особые фигурные наросты на теле: кожа лица и тела надрезается железными крючьями. На Соломоновых островах дядя невесты выбивает ей верхние резцы с помощью камня и заострённой палки. Племена индейцев типо в Бразилии сдавливают лица девочек деревянными палками. Женщины племени туарегов в Сахаре должны иметь складки на боках, животе, хотя бы 12 складок при наклоне вперёд, лицо должно у них лосниться. Дeвyшек специально держат в отдельных палатках без движения и поят верблюжьим молоком. На берегу острова Сантани в Индонезии считаются необычайно привлекательными небольшие физические дефекты: искривлённая рука или отсутствие ступни.

В Папуа – Новой Гвинее красавицами считаются женщины с обвислой полупустой гpyдью на уровне пупка. Матери постоянно тянут своих дочерей за гpyдь для достижения нужного эффекта.

6. Учитель литературы. (Слайд № 20)

Вернёмся к определению красоты.

- Можно ли найти такое определение, которое бы соответствовало канонам любой исторической эпохи?

Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме.

7. Учитель биологии.

-- Что понимается под гармоничностью человеческого тела?

8. Гармоничность как основной критерий красоты. Формулы гармоничного телосложения. (Слайды № 21-22)

Формулы гармоничности телосложения.

Окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья, в 2 раза меньше окружности талии

Окружность голени = окружности шеи (у девочек)

Окружность голени = окружности напряжённого бицепса (у мальчиков)

Пргк = окружности гр. клетки : рост (см)

(пргк – показатель развития грудной клетки)

Пргк меньше 50 – слабое развитие грудной клетки

Пргк = 50 – 55 - среднее развитие грудной клетки

Пргк больше 55 – отличное развитие грудной клетки

Окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени.

Учитель литературы.

Работа с текстом из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы»:

а) вставить в текст пропущенные слова;
б) сформулировать выводы, ответив на вопрос

- Что служит критерием красоты человека?

Блестящая и плотная кожа, волосы, ясные чистые глаза, губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о . Красивая, осанка, плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки Большие и широко расставленные глаза красивы, так как Чем больше глаза, тем …, тем лучше зрение. Чем , тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что …. Красивы длинные ресницы, так как они лучше …. Нам кажутся они изящнее, если , в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они …. Женщина имеет более развитый . Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – …. Более шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.

Правильный ответ.

Блестящая гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные чистые глаза, яркие губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о хорошем обмене веществ. Красивая, прямая осанка, распрямлённые плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки активности, энергии, хорошо тренированного тела. Большие и широко расставленные глаза красивы, так как состояние глаз говорит о точности гормональной регулировки организма. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твёрдой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы, так как они лучше защищают глаза. Нам кажутся они изящнее, если прогнуты кверху, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они отводят в сторону пот, стекающий со лба. Однако при густоте они не должны быть чересчур широкими. Чтобы в них не скапливалась грязь, не задерживались паразиты. Женщина имеет более развитый жировой слой. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно тепловой и противоударной изоляцией для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – страж. Более прочная и толстая шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.

Выводы:

--Критерием красоты можно считать целесообразность.

-- Критерии красоты у мужчин и женщин разные.

9.Учитель биологии. (Слайд № 23)

10.

- Почему критерии красоты мужчин и женщин различны?

- Как называется явление различия особей мужского и женского пола по внешнему виду?

- В чём причины пoлoвoго диморфизма?

- В чём значение пoлoвoго диморфизма?

11. Фрагмент видеофильма о пoлoвoм диморфизме у птиц.

12. Учитель биологии. (Слайды № 24-25)

Примеры пoлoвoго диморфизма у человека:

-- У женщин более развитый жировой слой – запас пищи для развивающегося ребёнка, тепловая и противоударная изоляция для детёныша.

-- У женщин стройная длинная шея даёт большую гибкость, быстроту движения головы, т.к. женщина по природе – страж.

--У мужчин шея средней длины и достаточно толстая для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжести.

--У женщин широкие бёдра облегчают деторождение. Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и облегчается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через отверстие таза кости свода черепа ребёнка заходят одна за другую, череп сдавливается, и голова приобретает хаpaктерную удлинённую форму, впоследствии исправляющуюся. При этом сроки внутриутробного развития сокращены. Человеческий детёныш рождается не полностью сформированным, беспомощным и требует продолжительного вскармливания материнским молоком и заботы. Если сравнить человека с другими млекопитающими, то срок его внутриутробного развития должен составлять примерно 22 месяца.

Женщины с узкими бёдрами чаще гибнут при родах, рождают детей менее жизнеспособных.

-- У женщин тонкая гибкая талия – анатомическая компенсация широких бёдер для подвижности и гибкости всего тела.

-- У мужчин для того, чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым, на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка. Не меньшей мощности должны быть косые брюшные мышцы. В этом месте мужчина становится шире, чем в бёдрах. Зато приобретает дополнительную мощь.

-- У женщин длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди ещё не знали одежды. Возможность прикрыть себя и детёныша была очень выгодной.

Итак, подводя итог, можем сказать, красота человеческого тела определяется гармоничностью и целесообразностью.

- Достаточно ли этого, чтобы считать человека красивым?

13. Учитель литературы.

Страницы истории отражали разные человеческие идеалы. Но все понимают: безобразное любить нельзя, безобразное любить безнравственно. Поэт Востока Физули написал:

Великие открыли мудрецы:
Любовь и красота – суть близнецы.
Нет красоты – любовь немного стоит,
Лишь в красоте она себя раскроет…
Коль нет любви – не ценят красоты.

Есть красота без красивости. Это Квазимодо Виктора Гюго. Есть красивость без красоты. Это Жорж Дюруа из «Милого друга» Мопассана. Внешнее безобразие одного сочетается с красотой духа. Внешняя привлекательность другого уживается с нравственным уpoдством.

Беседа по тексту Р. Брэдбери. Улыбка.

--Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду человек из очереди?

--Что такое «праздники» современной цивилизации?

--Дайте хаpaктеристику Тому, испытавшему потрясение при встрече с произведением искусства.

--Зачем нужно сохранять культурное наследие прошлого?

--Приведите примеры великих культурных ценностей.



Комментарии:

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

24 04 2024 10:34:27

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

23 04 2024 14:58:14

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

22 04 2024 15:28:13

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

21 04 2024 9:16:58

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

20 04 2024 14:47:45

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

19 04 2024 4:59:46

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

18 04 2024 12:20:43

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

17 04 2024 6:47:15

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

16 04 2024 6:27:23

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

15 04 2024 14:23:26

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

14 04 2024 18:22:45

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

13 04 2024 1:35:58

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

12 04 2024 11:30:32

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

11 04 2024 4:38:49

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

10 04 2024 11:34:12

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

09 04 2024 20:25:13

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

08 04 2024 5:56:17

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

07 04 2024 4:40:56

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

06 04 2024 19:10:59

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

05 04 2024 1:56:14

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

04 04 2024 12:38:19

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

03 04 2024 5:59:12

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

02 04 2024 6:28:17

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

01 04 2024 20:17:41

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

31 03 2024 3:59:32

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

30 03 2024 16:53:28

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

29 03 2024 17:32:57

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

28 03 2024 10:44:38

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

27 03 2024 3:35:16

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

26 03 2024 7:34:53

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

25 03 2024 7:54:36

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

24 03 2024 16:48:29

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

23 03 2024 1:56:27

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

22 03 2024 12:10:39

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

21 03 2024 2:28:11

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"


    Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

      Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

20 03 2024 20:35:19

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

19 03 2024 12:44:11

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

18 03 2024 16:10:56

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

17 03 2024 14:30:46

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

16 03 2024 13:17:18

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

15 03 2024 14:32:29

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

14 03 2024 7:20:37

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

13 03 2024 19:29:32

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

12 03 2024 17:52:18

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

11 03 2024 10:29:53

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

10 03 2024 22:11:19

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

09 03 2024 7:24:56

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

08 03 2024 13:37:17

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

07 03 2024 4:30:51

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

06 03 2024 7:45:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::