Многообразие пресмыкающихся > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

Цели:

  • Способствовать расширению у детей представлений о многообразии пресмыкающихся в разных средах обитания.
  • Способствовать развитию умения работать в группе, высказывать свою точку зрения.

  Задачи:

  • Изучение пресмыкающихся разных сред обитания
  • Умение распознавать и отличать основные группы пресмыкающихся
  • Способствовать проявлению у школьников экологических ценностных ориентаций, направленных на познание живой природы.
  • Уметь узнавать рептилий своего региона, сохранять их.

Оборудование: муляжи рептилий, таблицы; 4карточки с названием отрядов, плакат – среды обитания, раздаточный материал : рисунки, фото рептилий, хаpaктеристики отрядов (4 экземпляра), клей – карандаш, фломастеры.

План урока:

1.Выступление учителя. Пресмыкающиеся – наземные животные, приспособленные к жизни на суше. Отряды пресмыкающихся.

2.Организация работы в группах:
Класс делится на 4 группы на названию отрядов  и подотрядов –Черепахи, Крокодилы,
Змеи, Ящерицы. На столе –название группы учащихся по названию отряда.

3 Выполнение задания: Рассортировать карточки с хаpaктеристиками отрядов  и сделать «презентацию» этой работы от каждой группы учащихся о многообразии и особенностях строения, питания, поведения  разных   представителей отрядов рептилий ,выбирая готовые
карточки с хаpaктеристикой своего отряда и наклеивая их на лист А3  для дальнейшей презентации своего отряда перед классом.На листе для презентации можно наклеить картинки или сделать рисунки представителей отряда.
3. Среды и места обитания пресмыкающихся.
Комaнды получают карточки с рисунками пресмыкающихся.
Задание: Заселить рептилий в их среды обитания и назвать приспособленности. На доске должен быть рисунок А2 с 4местами обитания: водная, пустыня, горы, леса ( схематично)
 4. Ценность и причины многообразия. Вывод учителя.
5. Домашнее задание. (Составить пищевые цепи с рептилиями)

Ход урока:

Цель урока – познакомиться с различными отрядами класса пресмыкающихся, уметь отличать представителей отрядов. Выяснить какие возникли приспособленности рептилий к разным средам обитания за 200млн. лет существования на Земле.

I. Отряды пресмыкающиеся - Крокодилы, Черепахи, Чешуйчатые (ящерицы и змеи)
типично наземные животные, но холоднокровные существа. Поэтому им приходится использовать различные факторы окружающей среды, чтобы выжить.
Современные  пресмыкающиеся представляют лишь разрозненные остатки богатого разнообразного мира рептилий, населявшего Землю 200млн. лет назад.
Самые древние из них - это Черепахи и крокодилы.
Единственными сохранившимися представителями отряда, к которому когда-то принадлежали динозавры, являются крокодилы и аллигаторы. Сейчас их всего 21 вид.
А морских и сухопутных черепах осталось 230 видов.
Самый многочисленный и современный отряд - Чешуйчатые: Ящериц –3500 видов, Змей около 3000 видов.

Приспособившись жить на суше, все они дышат лёгкими, имеют сухую кожу без желёз, размножаются на суше, откладывая яйца. Но среди них есть обитатели воды, как результат вторичного приспособления к водному образу жизни, так как их предки жили на суше.

II. Какие же отличия возникли у этих отрядов и почему вам предстоит выяснить.

Задание:
Рассортировать карточки с хаpaктеристиками отрядов и приклеить их на соответствующие листы с названиями групп пресмыкающихся.
Каждая комaнда прочтёт хаpaктеристику своего отряда и назовёт представителей.
Остальные проверяют.

 III. Почему же возникли эти отличия?

Причины отличий: Пресмыкающиеся приспособились жить в разных средах обитания – на суше, в морях, реках, пустынях, лесах и даже под землёй.
Давайте заселим пресмыкающихся в различные среды и  назовём  их приспособленности.  

Приспособленности пресмыкающихся.
Пресмыкающиеся поражают многообразием формы тела, красок, замечательными приспособленностями, которые выработали в течении длительного времени.
Они выражаются в различном поведении, питании, защите, способах согреть или
охладить своё тело.

Выводы учителя:
Пресмыкающиеся полностью освоили сушу, даже те из них, которые снова вернулись в водную среду выходят на сушу откладывать яйца.
За миллионы  лет существования эти холоднокровные животные смогли выжить и распространиться на Земле, занимая свои экологические ниши, благодаря различным и
удивительным приспособленностям.

Многообразие пресмыкающихся:
1.Это  разнообразные формы и размеры тела, окраска и чешуйчатые покровы, щитки, панцирь как пассивные средства защиты.

2.Различные типы питания  (растительноядные, хищники, насекомоядные, рыбоядные) и способы добывания пищи позволили им обитать в воде, на деревьях, в пустыне, болотах и т.д.

3.Сложное поведение, проявляющееся в поддержании температуры тела, умении хорошо защищаться и охотиться, живорождение позволили рептилиям обитать не только на юге, но и в умеренных широтах (гадюка, уж, прыткая ящерица, медянка).

А ведь рептилии сильнее, чем другие животные, зависят от изменений среды, остро реагируют на всё, что с ней вытворяет человек.
Небольшая численность видов, невысокая плодовитость с одной стороны и истрeбление их людьми с другой стороны могут привести к исчезновению этих удивительных древних животных.
Снижение биоразнообразия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ. Последствия же могут быть непредсказуемы.
Так в Индии же в 50х годах 20 века ежегодно добывалось до 12 миллионов змей, что привело к взрыву численности крыс.
Во многих странах Европы почти полностью уничтожены ядовитые змеи, а ведь яд этих рептилий ценнейшее лекарство, необходимое человеку.
Уничтожение одного вида может привести к исчезновению нескольких видов.
И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят свой определённый вклад в красоту и богатство окружающего мира.
Об охране, значении рептилий разговор пойдёт на следующем уроке.

Домашнее задание: Попробуйте составить Цепи питания, в которые бы входили змеи или ящерицы.  Подготовить сообщения о редких и исчезающих рептилиях.

Виды пресмыкающихся для заселения в различные среды обитания
Жизнь в воде

Морские черепахи- Зелёная суповая,кожистая Плоский, лёгкий панцирь, широкие ластообразные ноги
Морские змеи- оливковая, желтобрюхая Тело плоское, хвост служит веслом. Светлое брюхо делает её почти незаметной для рыб, может дышать даже кожей. Ныряют на глубину до 100м
Морская игуана –единственная морская ящерица (Галапагоссы) Плавает с помощью сильного хвоста
Кормится водорослями. Под водой сердце бьётся медленней, поэтому кислорода требуется меньше.
Гребнистый крокодил большую часть жизни проводит в море Удлинённое тело, сильный хвост, перепонки между пальцами. Глотает камни для ныряния.
Пресноводные водоёмы

Болотная черепаха,
дальневосточная

Перепонки между пальцами, уплощённый панцирь, питается рыбой, моллюсками, водными растениями.
Крокодиловый кайман
Амaзoнка
Питается насекомыми, улитками, беспозвоночными, рыбой
Прекрасно живет в водоёмах созданными людьми.

Жизнь в пустыне

Африканская карликовая гадюка
Песчаный геккон
Прячется от солнца, зарываясь в песок,
На поверхности остаются только глаза
Среднеазиатская, средиземноморская черепаха Запасает жир, зимой впадает в спячку, прячется в тени от солнца, могут долгое время обходиться без воды.
Гремучник Волнообразно выбрасывает тело вперёд  передвигаясь по песку, ядовитые зубы, погремушка, термолокаторы
Молох
Пустыня
Тело покрыто шипами. Рано утром роса выпадает на его колючки и стекает прямо в рот .Во время дождей впитывает воду всем телом.
Очковая кобра Выплёвывает струйки яда на расстоянии, отпугивает противников, расширяя кожные складки на шее и демонстрируя пятна - очки

  Жизнь в горах

Агамы - туркменская Цепкие коготки обеспечивают передвижение по отвесным скалам
Скальные черепашки Уплощенный, вытянутый панцирь –10см. Длинные ноги

Жизнь в лесах

Геккон Пятнистый рисунок на теле сливается с корой. Охотится ночью на насекомых, имеет крупные глаза, на пальцах расширенные пластинки и когти для лазания по деревьям.
Удав мадагаскарский Живёт на деревьях, сильные мышцы тела
Хамелеон
Тропический лес
Меняет окраску, маскируется, длинный липкий язык,
Глаза вращаются в разные стороны
Гадюка Ядовитые зубы, шипенье, покровительственная окраска, живорождение

Карточки для групп учащихся (разрезаются и сортируются учащимися по отрядам пресмыкающихся)

Ящерицы, Змеи 

1.Самый большой подотряд рептилий 3500 видов. Обитают повсеместно кроме Крайнего Севера и Антарктиды. Тело покрыто мелкой чешуёй, по бокам тела пятипалые конечности с когтями, зубы мелкие, сросшиеся с челюстями. 1. 3000 видов Обитают в пустынях, лесах, степях, водоёмах (ужи, анаконда),многие ведут древесный образ жизни (питоны, удавы).Есть карлики и гиганты- от 30см до
12м - сетчатый питон
2.Встречаются в лесах, пустынях, степях, горах. Большинство живёт на земле или деревьях. Это агамы, гекконы, сцинки и даже безногие – веретеница и желтопузик. Самые крупные хищники - Серый варан- 2м и Комодский варан –3м. в длину. Морская игуана –единственная ящерица, которая проводит большую часть времени в воде. 2. Лишены конечностей, ползают, волнообразно изгибая тело.
Грудной клетки нет, ребра заканчиваются свободно. При линьке кожа сходит чулком.
3.Глаза защищены подвижными веками, имеется третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Хороший слух. 3. Взгляд- немигающий из-за сросшихся прозрачных век плохо видят, слуха нет, но длинный раздвоенный язык служит органом осязания и вкуса, а на переднем конце головы имеется орган термолокации для охоты на теплокровных
4.Питаются в основном насекомыми, моллюсками, мелкими беспозвоночными. 4. Заглатывать пищу целиком, помогают челюсти, соединённые растяжимыми связками и загнутые назад зубы. Удавы душат жертву, а ядовитые змеи убивают ядом. Ядовитые зубы имеют канал по которому яд стекает в ранку.
5. При опасности сбрасывают хвост. Имеют покровительственную окраску тела, а хамелеон может изменять цвет кожи. 5. Размножаются, откладывая яйца, но есть и живородящие (обыкновенная гадюка, удавы).

Черепахи

вид. Наиболее высокоорганизованные пресмыкающиеся. Сердце четырёхкамерное, лёгкие с перегородками, отлично видят и слышат. Острые зубы не прирастают к челюстям, а находятся в ячейках, клыки до 5 см.в длину
2.Крупные  хищники- до10 м, обитающие в водоёмах или по берегам. У аллигаторов и кайманов- широкая и короткая морда, у настоящих крокодилов – длинная и видны 2 больших передних зуба при закрытой пасти.
3.приспособлены для жизни в воде- ящерицеобразное тело, длинный с боков сжатый хвост, перепонки между пальцами, уплощённая голова с длинными челюстями. Во время охоты выставляют из воды только ноздри и глаза. Утром, вечером греются на суше, широко открыв пасть
4.Тело покрыто крупными роговыми щитками. Истрeбляют ради красивой, прочной кожи и ценного мяса
5.Самка откладывает яйца, покрытые скорлупой на берегу в ямку. Переносит вылупившихся детёнышей во рту в воду.

 

Крокодилы

1. 200 видов. По мету обитания их можно разделить на 3 группы – сухопутные (среднеазиатская, слоновая), пресноводные (иловая, болотная), морские (зелёная суповая, кожистая дальневосточная). Форма панциря зависит от места обитания: у сухопутных – высокий куполообразный, у водных – уплощенный гладкий.
2. Костно-роговой или костно-кожистый панцирь, состоит из спинного и брюшного щитов, образованные расширенными костями скелета. Только шейный и хвостовой отделы позвоночника подвижны, остальные отделы приросли к  панцирю.
3. В основном растительноядны, потому их челюсти похожи на клюв, не имеют зубов и покрыты роговыми чехлами с режущими краями.
4. Большинство живёт на суше. У водных форм конечности имеют перепонки между пальцами (болотная) или превращены в ласты  (морская зелёная). У сухопутных конечности роющие.
5.Размножаются, откладывая яйца в ямку, вырытую в земле.
При нeблагоприятных условиях впадают в спячку
Приложение



Комментарии:

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

27 04 2024 3:39:54

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

26 04 2024 7:38:21

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

25 04 2024 10:54:32

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

24 04 2024 20:14:10

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

23 04 2024 2:59:51

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

22 04 2024 18:54:39

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

21 04 2024 12:53:42

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

      Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

20 04 2024 16:34:32

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

19 04 2024 22:15:39

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

18 04 2024 21:45:49

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

17 04 2024 15:46:12

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

16 04 2024 14:18:26

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

15 04 2024 0:42:42

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

      Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

14 04 2024 3:46:51

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

13 04 2024 9:33:43

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

12 04 2024 21:31:11

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

11 04 2024 6:11:14

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

10 04 2024 10:11:57

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

09 04 2024 9:51:45

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

08 04 2024 14:59:36

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

07 04 2024 21:52:34

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание


    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

      Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

06 04 2024 8:35:38

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

05 04 2024 20:39:35

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

04 04 2024 18:44:19

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

03 04 2024 18:30:53

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

02 04 2024 19:52:54

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

01 04 2024 23:27:25

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

31 03 2024 14:56:45

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

30 03 2024 18:32:23

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

29 03 2024 20:23:18

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"


    Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

      Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...

28 03 2024 19:51:11

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

27 03 2024 0:30:52

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

26 03 2024 0:34:10

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

25 03 2024 3:53:37

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

24 03 2024 17:58:57

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

23 03 2024 6:46:41

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

22 03 2024 18:59:40

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

21 03 2024 10:23:39

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

20 03 2024 17:40:41

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

19 03 2024 16:56:13

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

18 03 2024 23:34:35

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

17 03 2024 5:34:31

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

16 03 2024 22:42:22

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

15 03 2024 2:28:43

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

14 03 2024 21:33:15

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

13 03 2024 16:24:48

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

12 03 2024 6:57:54

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

11 03 2024 6:28:28

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

10 03 2024 12:44:41

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

09 03 2024 4:45:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::