Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс
Задачи урока:
– раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с
жизнью на суше и размножением в воде;
– продолжить формирование умений наблюдать, выявлять черты приспособленности
земноводных к среде обитания;
– ознакомить учащихся с особенностями размножения и развития земноводных
(лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением
амфибий в природе;
– продолжить формирование умений узнавать изучаемых животных на таблицах,
рисунках, выявлять черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в
водной среде.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, влажного препарата “Развитие лягушки”, рисунков,
Методы обучения: Словесный, наглядный, демонстрационный,.
Приемы обучения: Беседа, рассказ, презентация.
Дидактические задачи: Учебные (работа с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой), индивидуальная работа.
Оборудование: Tрaнcпоранты: “Строение рыбы”, “Строение лягушки”;Влажные препараты “Внутреннее строение лягушки”, “Развитие лягушки”; скелет лягушки.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
II. Проверка знаний.
Учитель: Перечислите признаки животных организмов.
Ученик:
1. Гетеротрофное питание.
2. В клетке животных отсутствует клеточная стенка
3. Животные подвижны, обладают специальными органами движения
4. Регуляцию обмена веществ в организме осуществляют системы органов
5. Четкая симметрия тела
6. Ограниченный рост
Учитель: Представителей какого класса животных изучали на предыдущем уроке?
Ученик: Класс Рыбы.
Индивидуальная работа по карточкам: Рассмотреть рисунок. Выписать в указанном порядке названия частей тела и органов рыбы. (5–7 минут.)
III. Изучение нового материала. (Запись темы урока в тетрадь, домашнее задание: стр. 186–193 учебника, вопросы стр. 194–195, в рабочей тетради №№120, 123, 126.).
Учитель: Какова среда обитания представителей класса Рыбы?
Ученик: Водная.
Учитель: Класс Земноводные, или Амфибии,– первые наземные позвоночные; ароморфные признаки, способствующие выходу на сушу земноводных.
Запись в тетрадь.
Учитель: Что такое систематика? Дайте определение.
Ученик: Систематика – это наука , изучающая многообразие живых организмов и объединяющая родственные организмы в группы.
Учитель: Запишем в тетрадь классификацию земноводных.
Учитель: Какие части тела имеют рыбы? Показать по таблице.
Ученик: Голова, туловище, хвост, плавно переходящие из одного отдела в другой.
Рассказ учителя: Основные отделы тела, особенности каждого из них, кожа, ее строение и функции. (Голова, туловище, хвост, 2 пары конечностей.)
Рабочая тетрадь № 119, стр.61.
Учитель: Назовите и покажите по таблице отделы скелета рыбы (Скелет черепа – мозговая коробка, челюстные кости, жаберные дуги, жаберные крышки; скелет позвоночника, ребра; скелет плавников – грудные, брюшные.)
Рассказ учителя: череп, позвоночник, скелет конечностей и их поясов на примере скелета лягушки, особенности каждого из них, связанные с наземным образом жизни, передвижением на суше.
Рабочая тетрадь № 122, стр. 62.
Рассказ учителя: Особенности мускулатуры лягушки, связанные с передвижением на суше.
Учитель: Рассказать, как происходит газообмен у рыбы.
Рассказ учителя: Легкие и кожа – органы дыхания лягушки, особенности их строения. Связанные с газообменом; механизм легочного дыхания лягушки.
Учитель: Чем представлена кровеносная система рыбы?
Рассказ учителя: Строение кровеносной системы земноводных
Рабочая тетрадь № 124, стр. 63.
Рассказ учителя: Особенности питания земноводных как хищных животных, способ добывания пищи и строение пищеварительной системы в связи с наземным образом жизни, на примере лягушки.
Рассказ учителя: Выделительная система, особенности ее расположения в организме и ее строение в связи с функциональным назначением.
Рисунок учебника, стр. 190.
Рассказ учителя: Усложнения в строении нервной системы (головного мозга) и органов чувств по сравнению с костными рыбами.
Рабочая тетрадь № 125. Стр. 163, учебник стр. 189 “Органы чувств”.
Рассказ учителя: Органы размножения земноводных (самки и самца), расположение в организме, особенности строения и функции.
Учитель: Что такое размножение?
Ученик: Размножение – процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.
Рассказ учителя: Время, место размножения, хаpaктер оплодотворения, яйцо(икра) земноводных, его особенности на примере лягушки. Стадии развития лягушки, черты сходства головастика с мальком рыбы.
Влажный препарат “Размножение и развитие лягушки”; учебник стр. 192, рисунок.
Сообщения учащихся.
- Многообразие земноводных, особенности образа жизни.
- Роль земноводных в природе, их пpaктическое значение.
Рассказ учителя: Приспособленность земноводных к среде обитания.
Рабочая тетрадь № 121, стр. 62.
Рассказ учителя: Значение земноводных в природе и жизни человека.
Самостоятельная работа в тетради.
IV. Закрепление знаний.
– На основании каких признаков животных объединяют в класс Земноводных.
– Учебник стр. 195, прочитать краткую хаpaктеристику представителей класса
земноводных.
– На доске тестовое задание, 1–4 стр.194.
– Индивидуальная тестовая работа “Составь тест по изученному материалу”
V. Комментирование и выставление оценок за урок.
Комментарии:
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
27 11 2024 5:16:59
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
26 11 2024 15:51:37
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
25 11 2024 1:42:33
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
24 11 2024 18:42:38
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
23 11 2024 18:56:50
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
22 11 2024 18:34:19
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...
21 11 2024 23:55:15
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
20 11 2024 2:49:27
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
19 11 2024 23:40:42
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
18 11 2024 12:47:45
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
17 11 2024 13:42:34
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
16 11 2024 9:18:13
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
15 11 2024 22:25:15
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
14 11 2024 13:38:54
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
13 11 2024 12:48:18
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
12 11 2024 13:44:26
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
11 11 2024 12:30:13
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
10 11 2024 17:13:28
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
09 11 2024 3:29:48
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
08 11 2024 17:49:57
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
07 11 2024 15:51:18
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
06 11 2024 4:24:16
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
05 11 2024 13:51:41
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
04 11 2024 2:41:51
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
03 11 2024 23:25:20
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...
02 11 2024 9:31:56
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
01 11 2024 16:52:48
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
31 10 2024 22:53:20
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
30 10 2024 23:41:47
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
29 10 2024 15:14:42
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
28 10 2024 12:33:18
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
27 10 2024 8:38:10
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...
26 10 2024 12:41:50
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...
25 10 2024 5:16:15
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу. ...
24 10 2024 8:41:13
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
23 10 2024 7:12:20
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
22 10 2024 23:51:50
Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....
21 10 2024 13:10:20
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...
20 10 2024 18:51:33
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
19 10 2024 13:16:39
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
18 10 2024 20:23:27
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
17 10 2024 19:54:14
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
16 10 2024 12:34:47
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
15 10 2024 18:27:27
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
14 10 2024 20:40:55
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
13 10 2024 13:52:11
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
12 10 2024 11:16:14
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
11 10 2024 17:51:30
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
10 10 2024 19:49:12
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
09 10 2024 0:11:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::