"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Современный этап педагогической пpaктики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Этим требованиям отвечает представленный урок-пpaктикум.
Урок на тему \"Энерготраты человека и пищевой рацион\" является частью темы \"Обмен веществ и энергии\". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупность жизненных функций человеческого организма.
Задачи данного урока:
- раскрыть значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;
- изучить суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ; научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.
Оборудование:
- таблицы \"Затрата энергии на 1 кг. Массы тела в час\",
- \"Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах\",
- инструктивные карточки,
- компьютер,
- проектор.
Предварительная подготовка к уроку:
Все ученики класса должны измерить рост и вес в медицинском кабинете школы.
Подготовить сообщение:
- \"Рациональное питание\";
- \"Требования к режиму питания\"
Записи на доске:
Тема урока: \"Энерготраты человека и пищевой рацион\".
Знать:
а) об основном и общем обмене веществ;
б) связь между энерготратами организма и энергетической емкостью пищи;
в) о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.
Уметь:
а) рассчитывать энергетические затраты организма и составлять пищевой рацион.
Пословицы:
- \"Завтpaк съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу\",
- \"Как полопаешь, так и потопаешь\",
- \"Кто как работает, тот так и ест\"
Домашнее задание: параграф 38, пpaктическая работа.
Ход урока
Фронтальная эвристическая беседа:
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем изучать \" Обмен веществ и энергии\", тема урока: \"Энерготраты человека и пищевой рацион\"
Деятельность ученика: записывают в тетради тему урока.
Учитель: Показывая на запись на доске, говорит, что должны знать и уметь ученики по данной теме урока.
Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются освобождением энергии. Этот процесс непостоянный. Отчего же он зависит?
Ответив на вопросы, вы сможете прийти к правильному выводу. Работать будете в группах. Обсуждаете вопрос и делаете вывод, записав его в тетради и на доске. (Проецирую вопросы на экран) Номер вопроса соответствует номеру группы.
1. Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего - отварная курица, салат, чай?
2. Почему жители северных областей употрeбляют больше жирной пищи, чем жители юга?
3. Почему, когда получаешь \"2\" или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит?
4. Позавтpaкав, солдаты совершили марш-бросок на 8 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке?
Деятельность учеников: работают в группах, обсуждают вопросы и записывают выводы:
- 1-я группа: (предполагаемый ответ и вывод)
Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат.
Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы.
- 2-я группа: На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.
Вывод: На обмен веществ влияют климатические условия.
- 3-я группа: Когда получаешь \"2\" , то появляется плохое настроение.
Вывод: обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека.
- 4-я группа: После завтpaка сил у солдат было достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии.
Вывод: обмен веществ и энергии зависти от времени приема пищи.
Деятельность учителя (обобщает выводы)
Итак, обмен веществ энергии постоянно меняется в зависимости от интенсивности мышечной работы, климатических условий, эмоционального состояния, от времени, прошедшего с момента предшествующего приема пищи и многих других причин.
Возникает вопрос: Как определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой-то физической норме?
Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях. Какие же эти условия? Ответ найдите на странице 193 учебника.
Деятельность ученика:
Зачитывают эти условия.
Деятельность учителя: (объяснение) энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое, называется основным обменом.
Деятельность ученика: записывают в тетради определение основного обмена.
Деятельность учителя: (объяснение) Основной обмен зависит:
а) от пола - у мужчин он несколько выше, чем у женщин.
б) от возраста - у детей он больше, чем у взрослых.
Как вы думает, почему?
Предполагаемый ответ ученика:
Дети растут и у них преобладают процессы диссимиляции.
Деятельность учителя: У пожилых людей основной обмен снижается. Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ ученика: У пожилых людей снижена активность, часто болеют, и у них преобладают процессы ассимиляции.
Деятельность учителя: Еще основной обмен зависит от генетических особенностей организма.
Ребята, а теперь познакомимся с понятием - общий обмен. Это энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма.
Деятельность ученика: записывают в тетрадь определение общего обмена.
Деятельность учителя : Как вы думаете, при каком обмене основном или общем, будет больше энергозатрат организма и почему?
Предполагаемый ответ ученика: при общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем, кушаем и т.д.
Деятельность учителя: Правильно.
Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу на стр. 194 \" Затрата энергии на 1 кг. массы тела в час\" и сделайте вывод.
Деятельность ученика: Анализируя таблицу устанавливают связь затраты энергии на 1 кг массы тела в час и делает вывод:
Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.
Деятельность учителя: Ребята, из тех пословиц, что записаны на доске, выберите какая подходит к вашему выводу.
Деятельность ученика: Читают пословицу \" Кто как работает, тот так и ест\".
Деятельность учителя: Правильно. Каким образом можно компенсировать энерготраты организма?
Предполагаемый ответ ученика: Компенсируются энерготраты за счет продуктов питания.
Деятельность учителя: Продукты питания обладают различной калорийностью (энергоемкостью). Она рассчитывается в лабораторных условиях путем сжигания одного грамма органического вещества. Так при сжигании одного грамма белка или углеводов освобождается 4,1 ккал или. 17,18 кДж, а один грамм жира - 9,3 ккал, или 38,96 кДж.
Какая здесь уместна пословица?
Деятельность ученика: Читают пословицу \"Как полопаешь, так и потопаешь\"
Деятельность учителя: Правильно. Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, хаpaктера выполняемых работ составляют нормы питания.
(Проецируется таблица \"Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах\") см. приложение.
Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Деятельность ученика: анализируя таблицу выясняют и сравнивают суточный расход энергии у людей разных профессий и делают вывод:
Чем тяжелее труд, тем более калорийной должна быть пища.
Деятельность учителя: Чтобы достичь наибольшей работоспособности и сохранить здоровье необходимы знания о нормах питания.
А сейчас послушаем сообщения ребят о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.
Деятельность ученика: Читаются сообщения:
1.\" О рациональном питании\":
Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Поэтому, основным требованием к пищевым рационам и режиму питания является их рациональность. Сущность рационального питания заключается в удовлетворении энергетических, пластических потребностей организма, в обеспечении при этом необходимого уровня обмена веществ. Главным условием рационального питания является его адекватность, т.е. соответствие количества пищи затратам энергии и потребностям организма. Для правильного обмена веществ и усвоения пищевых продуктов большое значение имеет принцип сбалансированного питания: учитывается количественный и качественный состав пищи, особенно содержание незаменимых аминокислот, которых много в белках животного происхождения: мясе, твороге, яйцах; белках бобовых растений. Организму нужны ненасыщенные жирные кислоты, их много содержится в растительных маслах.
Углеводы необходимы организму не только в виде сахара, но и крахмала. Необходимы витамины, которые за редким исключением не выpaбатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Поэтому в питании должны присутствовать продукты животного и растительного происхождения.
2. Сообщение на тему \"Режим питания\"
Бытует поговорка - \"Завтpaк съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу\". Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать каждый человек:
- Питайся регулярно
Для взрослых людей питание должно быть трехразовым, а для детей и подростков четырехразовым. Причем 30 - 35% суточного рациона должно приходиться на завтpaк, 40 - 45% - обед, 10 - 12% - полдник, 20% - ужин. Ужинать надо не позднее чем за час - два до сна. Есть следует в одни и те же часы.
- Питайся разнообразно.
В рационе питания необходимо сочетать растительную и животную пищу.
- Не будь жадным в еде.
Деятельность учителя: делается вывод:
Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять пpaктическую работу \"Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона\". Запишите в тетрадь название пpaктической, цель, оборудование, используя инструктивную карточку.
Деятельность ученика: делают запись в тетради.
Деятельность учителя (рефлексия) объяснение примера расчета энергетического баланса. (проецируется на экран)
Ребята, обратите внимание на экран, как я провожу расчет энергетического баланса для дeвyшки 15 лет массой - 52 кг , ростом - 160 см.
Используя данные таблицы № 1, 2 (см. приложение), определяем основной обмен за сутки, суммируя первое и второе число: 1016 + 4838= 5854 кДж;
1. Вычисляем основной обмен за час: 5854:24=244 кДж.
2. Определяем общий обмен. Для этого основной обмен за 1 час умножаем на число часов сна, занятий в школе, прогулки и т.д. (Приложение таблица № 3). Сумма всех энергетических затрат составит общий обмен.
Сон:
244 х 8= 1952 кДж.
Занятия в школе:
244 х 6= 1464; 1464 х 0.45 = 659; 1464+659 = 2123 кДж.
Занятия дома:
244 х 2.5 = 610; 610 х 0.6 = 366; 610 + 366 = 976 кДж.
Прием пищи:
244 х 1.5 = 366; 366х 0.15 = 55; 366 = 55 = 421 кДж.
Общение дома, в школе:
244 х 2.5 = 610; 610 х 0.30 = 183; 610 + 183 = 793 кДж.
Прогулка, дорога в школу:
244 х 2.5= 610; 610 х 1.5. = 915; 915 + 610 = 1525 кДж.
Занятия спортом:
244 х 1 = 244; 244 х 4 = 976; 976 +244 = 1218 кДж.
Общий обмен:
1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж.
3. Определяем количество белков, жиров, углеводов, необходимое данной дeвyшке в сутки, используя соотношение 1:1:4 и знание того, что в возрасте 15 лет на 1 кг. Веса требуется 2 гр.белков. Получаем: белков - 104 гр., жиров - 104 гр., углеводов - 416 гр.
Определяем количество энергии, заключенное в данном количестве веществ:
(104 х 17.2) + (104 х 39) + (416 х 17.2) = 13000 кДж.
4. Сравним: общий обмен 9008 кДж и количество, полученной энергии 13000кДж. Значит, дeвyшке необходимо существенно скорректировать количество потрeбляемых углеводов и жиров относительно вычисленных 416 и 104 гр. Ей необходимо: 104 гр. Белков - 1789 кДж, оставшиеся 9008 - 1789 = 7219 кДж, необходимо \"употребить\" в виде жиров и углеводов, соотношение которых в рационе должно быть 1:4., жиров 1444 : 39 = 37гр.,
Углеводов 5775 : 17.2 = 336 гр.в сутки.
Используя таблицу № 4 (см. приложение), можно рассчитать суточный рацион питания для дeвyшки, учитывая, что ей необходимо: 104 гр. белков, 37 гр. жиров, 336 гр. углеводов.
Составление пищевого рациона.
Учитывая соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4 и приемлемых для вашей семьи наборов продуктов (таблица №4) составляется меню четырехразового питания так, чтобы на завтpaк, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25%, 50%, 15%, 10% суточного рациона.
Деятельность ученика: самостоятельное выполнение пpaктической работы, с записью в тетрадях.
(См. приложение)
Деятельность учителя: подводя итог урока, читается шуточная \"Ода нормам питания\".
1.
Как поражает мир живой природы!
Взаимосвязан тесно с неживой,
Подвластен он явлениям погоды,
Законам физики и химии земной:
2.
В нем - человек - плод эволюционный!
Хоть мифы древности о том в веках гласят.
Что Миротворец с неба вдохновлено
Живое создал - много лет назад.
3.
Увидел Дарвин \"движущую силу\"
Не только в том, чтобы \"друг друга съесть\"
И в популяции стать особью красивой,
Но на Земле и Духу отдать честь!
4.
\"Здоровый дух живет в здоровом теле\"
Да, духом жив в природе человек:
Они: \"не сладко пили, сытно ели..,\"
Но мудрость пронесли из века в век!
Достались нам обряды их, ремесла,
Как хлеб трудом насущным добывать,
Охотиться на дичь, или на веслах
В прибрежных водах рыбу промышлять.
Отсюда и традиции: что кушать!
Жаркое, фрукты, рис - там, где жара:
Сырое мясо, жир с оленьей туши -
Там, где мороз, полгода ждут утра.
Чай с бутербродом, фрикадельки в супе,
Иль шницель скушать?
Кто что предпочтет:
Но в порциях к столу продуктов нужных
Пусть каждый по потребности возьмет.
8 Нормальный \"стол\" - забота о здоровье
Детей - подростков, юношей - солдат,
Шахтеров, шоферов - не так то просто
Учесть калории физических затрат.
Расход энергии по возрасту
С таблицей согласно росту и занятьям сосчитать:
И сколько \" килоджоулей\" в той пицце,
Иных продуктах в сутки потрeбллять!
\"Съешь завтpaк сам,
Обедом поделись ты с другом,
Ужин - пусть врагу!...\"
Здоровой жизнью, чтобы насладиться,
Скажи себе, подросток, \" Я - смогу!\"
Красивы Боги городов античных,
Что канули в веках на дно морей!
Но, соблюдая мудростей приличья,
Мы станем их во много раз стройней.
Не нарушая правил экологии,
Вбирая знания древнейших книг,
Мы будем жить в согласии с природой,
Любуясь красотою тел своих!
Ребята, запишите домашнее задание:
- изучите параграф № 38;
- составить меню 4-х разового питания для подростка из домашнего набора продуктов.
Используемая литература.
- С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. М.: \"5 за знания\"; СПб.: ООО \"Виктория+\",2006.
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев \"Биология.Человек\" 8 класс (учебник) Дрофа. Москва .2002.
Комментарии:
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
06 12 2023 6:32:19
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
05 12 2023 8:43:25
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
04 12 2023 1:26:50
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
03 12 2023 15:32:18
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
02 12 2023 10:38:48
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
01 12 2023 14:20:35
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
30 11 2023 22:43:20
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
29 11 2023 12:48:32
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
28 11 2023 4:31:56
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
27 11 2023 13:24:39
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
26 11 2023 6:12:55
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
25 11 2023 19:35:57
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
24 11 2023 3:19:28
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
23 11 2023 9:37:50
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
22 11 2023 8:48:27
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
21 11 2023 23:36:24
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
20 11 2023 14:50:49
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
19 11 2023 20:44:27
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
18 11 2023 17:17:10
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
17 11 2023 11:53:33
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
16 11 2023 18:47:54
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
15 11 2023 3:53:23
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
14 11 2023 18:18:50
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
13 11 2023 6:55:54
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
12 11 2023 21:43:59
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
11 11 2023 7:29:37
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
10 11 2023 17:46:17
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
09 11 2023 15:26:52
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
08 11 2023 4:35:38
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
07 11 2023 12:45:20
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
06 11 2023 10:47:20
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
05 11 2023 18:48:59
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
04 11 2023 23:22:40
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
03 11 2023 18:51:22
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
02 11 2023 6:35:18
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
01 11 2023 10:22:56
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
31 10 2023 21:12:41
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
30 10 2023 6:28:23
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
29 10 2023 14:49:17
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
28 10 2023 4:54:10
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
27 10 2023 14:16:22
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
26 10 2023 18:43:36
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
25 10 2023 18:22:49
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
24 10 2023 23:26:34
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
23 10 2023 14:45:53
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
22 10 2023 4:20:48
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы.
...
21 10 2023 3:46:24
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
20 10 2023 22:30:20
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
19 10 2023 2:15:30
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
18 10 2023 10:26:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::