"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Этим требованиям отвечает представленный урок-практикум.

 Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупность жизненных функций человеческого организма.

Задачи данного урока:

  • раскрыть значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;
  • изучить суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ; научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.

Оборудование:

  • таблицы "Затрата энергии на 1 кг. Массы тела в час",
  • "Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах",
  • инструктивные карточки,
  • компьютер,
  • проектор.

Предварительная подготовка к уроку:

Все ученики класса должны измерить рост и вес в медицинском кабинете школы.

Подготовить сообщение:

  • "Рациональное питание";
  • "Требования к режиму питания"

Записи на доске:

Тема урока: "Энерготраты человека и пищевой рацион".

Знать:

а) об основном и общем обмене веществ;

б) связь между энерготратами организма и энергетической емкостью пищи;

в) о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.

Уметь:

а) рассчитывать энергетические затраты организма и составлять пищевой рацион.

Пословицы:

  • "Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу",
  • "Как полопаешь, так и потопаешь",
  • "Кто как работает, тот так и ест"

Домашнее задание: параграф 38, практическая работа.

Ход урока

Фронтальная эвристическая беседа:

Вступительное слово учителя:

Ребята, мы продолжаем изучать " Обмен веществ и энергии", тема урока: "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Деятельность ученика: записывают в тетради тему урока.

Учитель: Показывая на запись на доске, говорит, что должны знать и уметь ученики по данной теме урока.

Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются освобождением энергии. Этот процесс непостоянный. Отчего же он зависит?

Ответив на вопросы, вы сможете прийти к правильному выводу. Работать будете в группах. Обсуждаете вопрос и делаете вывод, записав его в тетради и на доске. (Проецирую вопросы на экран) Номер вопроса соответствует номеру группы.

1. Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего - отварная курица, салат, чай?

2. Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга?

3. Почему, когда получаешь "2" или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит?

4. Позавтракав, солдаты совершили марш-бросок на 8 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке?

Деятельность учеников: работают в группах, обсуждают вопросы и записывают выводы:

  • 1-я группа: (предполагаемый ответ и вывод)

Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат.

Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы.

  • 2-я группа: На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.

Вывод: На обмен веществ влияют климатические условия.

  • 3-я группа: Когда получаешь "2" , то появляется плохое настроение.

Вывод: обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека.

  • 4-я группа: После завтрака сил у солдат было достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии.

Вывод: обмен веществ и энергии зависти от времени приема пищи.

Деятельность учителя (обобщает выводы)

Итак, обмен веществ энергии постоянно меняется в зависимости от интенсивности мышечной работы, климатических условий, эмоционального состояния, от времени, прошедшего с момента предшествующего приема пищи и многих других причин.

Возникает вопрос: Как определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой-то физической норме?

Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях. Какие же эти условия? Ответ найдите на странице 193 учебника.

Деятельность ученика:

Зачитывают эти условия.

Деятельность учителя: (объяснение) энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое, называется основным обменом.

Деятельность ученика: записывают в тетради определение основного обмена.

Деятельность учителя: (объяснение) Основной обмен зависит:

а) от пола - у мужчин он несколько выше, чем у женщин.

б) от возраста - у детей он больше, чем у взрослых.

Как вы думает, почему?

Предполагаемый ответ ученика:

Дети растут и у них преобладают процессы диссимиляции.

Деятельность учителя: У пожилых людей основной обмен снижается. Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ ученика: У пожилых людей снижена активность, часто болеют, и у них преобладают процессы ассимиляции.

Деятельность учителя: Еще основной обмен зависит от генетических особенностей организма.

Ребята, а теперь познакомимся с понятием - общий обмен. Это энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма.

Деятельность ученика: записывают в тетрадь определение общего обмена.

Деятельность учителя : Как вы думаете, при каком обмене основном или общем, будет больше энергозатрат организма и почему?

Предполагаемый ответ ученика: при общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем, кушаем и т.д.

Деятельность учителя: Правильно.

Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу на стр. 194 " Затрата энергии на 1 кг. массы тела в час" и сделайте вывод.

Деятельность ученика: Анализируя таблицу устанавливают связь затраты энергии на 1 кг массы тела в час и делает вывод:

Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.

Деятельность учителя: Ребята, из тех пословиц, что записаны на доске, выберите какая подходит к вашему выводу.

Деятельность ученика: Читают пословицу " Кто как работает, тот так и ест".

Деятельность учителя: Правильно. Каким образом можно компенсировать энерготраты организма?

Предполагаемый ответ ученика: Компенсируются энерготраты за счет продуктов питания.

Деятельность учителя: Продукты питания обладают различной калорийностью (энергоемкостью). Она рассчитывается в лабораторных условиях путем сжигания одного грамма органического вещества. Так при сжигании одного грамма белка или углеводов освобождается 4,1 ккал или. 17,18 кДж, а один грамм жира - 9,3 ккал, или 38,96 кДж.

Какая здесь уместна пословица?

Деятельность ученика: Читают пословицу "Как полопаешь, так и потопаешь"

Деятельность учителя: Правильно. Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания.

(Проецируется таблица "Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах") см. приложение.

Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.

Деятельность ученика: анализируя таблицу выясняют и сравнивают суточный расход энергии у людей разных профессий и делают вывод:

Чем тяжелее труд, тем более калорийной должна быть пища.

Деятельность учителя: Чтобы достичь наибольшей работоспособности и сохранить здоровье необходимы знания о нормах питания.

А сейчас послушаем сообщения ребят о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.

Деятельность ученика: Читаются сообщения:

1." О рациональном питании":

Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Поэтому, основным требованием к пищевым рационам и режиму питания является их рациональность. Сущность рационального питания заключается в удовлетворении энергетических, пластических потребностей организма, в обеспечении при этом необходимого уровня обмена веществ. Главным условием рационального питания является его адекватность, т.е. соответствие количества пищи затратам энергии и потребностям организма. Для правильного обмена веществ и усвоения пищевых продуктов большое значение имеет принцип сбалансированного питания: учитывается количественный и качественный состав пищи, особенно содержание незаменимых аминокислот, которых много в белках животного происхождения: мясе, твороге, яйцах; белках бобовых растений. Организму нужны ненасыщенные жирные кислоты, их много содержится в растительных маслах.

Углеводы необходимы организму не только в виде сахара, но и крахмала. Необходимы витамины, которые за редким исключением не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Поэтому в питании должны присутствовать продукты животного и растительного происхождения.

2. Сообщение на тему "Режим питания"

Бытует поговорка - "Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу". Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать каждый человек:

  • Питайся регулярно

Для взрослых людей питание должно быть трехразовым, а для детей и подростков четырехразовым. Причем 30 - 35% суточного рациона должно приходиться на завтрак, 40 - 45% - обед, 10 - 12% - полдник, 20% - ужин. Ужинать надо не позднее чем за час - два до сна. Есть следует в одни и те же часы.

  • Питайся разнообразно.

В рационе питания необходимо сочетать растительную и животную пищу.

  • Не будь жадным в еде.

Деятельность учителя: делается вывод:

Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять практическую работу "Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона". Запишите в тетрадь название практической, цель, оборудование, используя инструктивную карточку.

Деятельность ученика: делают запись в тетради.

Деятельность учителя (рефлексия) объяснение примера расчета энергетического баланса. (проецируется на экран)

Ребята, обратите внимание на экран, как я провожу расчет энергетического баланса для девушки 15 лет массой - 52 кг , ростом - 160 см.

Используя данные таблицы № 1, 2 (см. приложение), определяем основной обмен за сутки, суммируя первое и второе число: 1016 + 4838= 5854 кДж;

1. Вычисляем основной обмен за час: 5854:24=244 кДж.

2. Определяем общий обмен. Для этого основной обмен за 1 час умножаем на число часов сна, занятий в школе, прогулки и т.д. (Приложение таблица № 3). Сумма всех энергетических затрат составит общий обмен.

Сон:

244 х 8= 1952 кДж.

Занятия в школе:

244 х 6= 1464; 1464 х 0.45 = 659; 1464+659 = 2123 кДж.

Занятия дома:

244 х 2.5 = 610; 610 х 0.6 = 366; 610 + 366 = 976 кДж.

Прием пищи:

244 х 1.5 = 366; 366х 0.15 = 55; 366 = 55 = 421 кДж.

Общение дома, в школе:

244 х 2.5 = 610; 610 х 0.30 = 183; 610 + 183 = 793 кДж.

Прогулка, дорога в школу:

244 х 2.5= 610; 610 х 1.5. = 915; 915 + 610 = 1525 кДж.

Занятия спортом:

244 х 1 = 244; 244 х 4 = 976; 976 +244 = 1218 кДж.

Общий обмен:

1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж.

3. Определяем количество белков, жиров, углеводов, необходимое данной девушке в сутки, используя соотношение 1:1:4 и знание того, что в возрасте 15 лет на 1 кг. Веса требуется 2 гр.белков. Получаем: белков - 104 гр., жиров - 104 гр., углеводов - 416 гр.

Определяем количество энергии, заключенное в данном количестве веществ:

(104 х 17.2) + (104 х 39) + (416 х 17.2) = 13000 кДж.

4. Сравним: общий обмен 9008 кДж и количество, полученной энергии 13000кДж. Значит, девушке необходимо существенно скорректировать количество потребляемых углеводов и жиров относительно вычисленных 416 и 104 гр. Ей необходимо: 104 гр. Белков - 1789 кДж, оставшиеся 9008 - 1789 = 7219 кДж, необходимо "употребить" в виде жиров и углеводов, соотношение которых в рационе должно быть 1:4., жиров 1444 : 39 = 37гр.,

Углеводов 5775 : 17.2 = 336 гр.в сутки.

Используя таблицу № 4 (см. приложение), можно рассчитать суточный рацион питания для девушки, учитывая, что ей необходимо: 104 гр. белков, 37 гр. жиров, 336 гр. углеводов.

Составление пищевого рациона.

Учитывая соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4 и приемлемых для вашей семьи наборов продуктов (таблица №4) составляется меню четырехразового питания так, чтобы на завтрак, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25%, 50%, 15%, 10% суточного рациона.

Деятельность ученика: самостоятельное выполнение практической работы, с записью в тетрадях.

(См. приложение)

Деятельность учителя: подводя итог урока, читается шуточная "Ода нормам питания".

1.

Как поражает мир живой природы!
Взаимосвязан тесно с неживой,
Подвластен он явлениям погоды,
Законам физики и химии земной:

2.

В нем - человек - плод эволюционный!
Хоть мифы древности о том в веках гласят.
Что Миротворец с неба вдохновлено
Живое создал - много лет назад.

3.

Увидел Дарвин "движущую силу"
Не только в том, чтобы "друг друга съесть"
И в популяции стать особью красивой,
Но на Земле и Духу отдать честь!

4.

"Здоровый дух живет в здоровом теле"
Да, духом жив в природе человек:
Они: "не сладко пили, сытно ели..,"
Но мудрость пронесли из века в век!
Достались нам обряды их, ремесла,
Как хлеб трудом насущным добывать,
Охотиться на дичь, или на веслах
В прибрежных водах рыбу промышлять.
Отсюда и традиции: что кушать!
Жаркое, фрукты, рис - там, где жара:
Сырое мясо, жир с оленьей туши -
Там, где мороз, полгода ждут утра.
Чай с бутербродом, фрикадельки в супе,
Иль шницель скушать?
Кто что предпочтет:
Но в порциях к столу продуктов нужных
Пусть каждый по потребности возьмет.
8 Нормальный "стол" - забота о здоровье
Детей - подростков, юношей - солдат,
Шахтеров, шоферов - не так то просто
Учесть калории физических затрат.
Расход энергии по возрасту
С таблицей согласно росту и занятьям сосчитать:
И сколько " килоджоулей" в той пицце,
Иных продуктах в сутки потреблять!
"Съешь завтрак сам,
Обедом поделись ты с другом,
Ужин - пусть врагу!..."
Здоровой жизнью, чтобы насладиться,
Скажи себе, подросток, " Я - смогу!"
Красивы Боги городов античных,
Что канули в веках на дно морей!
Но, соблюдая мудростей приличья,
Мы станем их во много раз стройней.
Не нарушая правил экологии,
Вбирая знания древнейших книг,
Мы будем жить в согласии с природой,
Любуясь красотою тел своих!

Ребята, запишите домашнее задание:

  • изучите параграф № 38;
  • составить меню 4-х разового питания для подростка из домашнего набора продуктов.

Используемая литература.

  1. С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. М.: "5 за знания"; СПб.: ООО "Виктория+",2006.
  2. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев "Биология.Человек" 8 класс (учебник) Дрофа. Москва .2002.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

Факультативный курс « Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

28 10 2021 17:34:26

Относительный характер приспособлений с примерами

Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный характер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

28 10 2021 16:53:45

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

28 10 2021 5:34:41

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

28 10 2021 17:12:50

Пищеварение в ротовой полости

Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

28 10 2021 20:51:36

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

28 10 2021 12:40:13

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

28 10 2021 22:26:11

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи практически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический характер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

28 10 2021 7:22:54

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

В статье представлена разработка урока по теме " Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

28 10 2021 6:43:42

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

« Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

28 10 2021 4:27:40

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

28 10 2021 18:46:14

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

28 10 2021 8:28:30

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме " Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

28 10 2021 14:25:55

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Это заключительный урок главы " Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

28 10 2021 7:18:33

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов....

28 10 2021 5:59:59

Экологический учебный проект "Райский сад"

Выполненный педагогом и школьниками экологический проект " Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и практические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

28 10 2021 11:13:36

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

28 10 2021 22:57:33

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

28 10 2021 0:27:52

Использование контекстных задач на уроках биологии

С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

28 10 2021 13:58:32

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

28 10 2021 18:28:51

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"

Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

28 10 2021 15:10:20

Урок "Характеристика растений семейства Лилийные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н. И. Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с практическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

28 10 2021 21:54:29

Использование устного народного творчества на уроках биологии

Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

28 10 2021 5:52:36

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

28 10 2021 21:25:24

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Кровь и кровообращение»...

28 10 2021 0:11:53

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

28 10 2021 19:10:36

Внешнее строение и образ жизни насекомых

Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

28 10 2021 4:16:21

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

28 10 2021 12:33:39

Класс Брюхоногие

...

28 10 2021 14:47:25

Урок-путешествие "Мир чувств"

Урок является вводным по теме « Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...

28 10 2021 5:11:20

Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс

Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....

28 10 2021 10:44:41

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

28 10 2021 12:16:35

Цветок и его строение. Соцветие

Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

28 10 2021 11:53:26

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

Использование И К Т в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

28 10 2021 14:38:39

Дидактические игры на уроках биологии

Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к смерти. ...

28 10 2021 22:49:35

Разработка урока биологии с элементами гуманной педагогики "Эти летающие цветы – бабочки!" для 7-го класса

Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

28 10 2021 7:43:54

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

28 10 2021 14:23:49

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

28 10 2021 7:37:34

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

При проведении урока рекомендуется использование интерактивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

28 10 2021 20:58:33

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

28 10 2021 17:36:16

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок « Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

28 10 2021 20:54:52

Игра как средство воспитания любви к родному краю

Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

28 10 2021 1:55:14

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

28 10 2021 4:23:19

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Данный урок предпоследний в теме " Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

28 10 2021 12:31:47

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

28 10 2021 1:37:56

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

28 10 2021 16:20:32

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

28 10 2021 15:12:25

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

28 10 2021 2:55:35

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

28 10 2021 4:38:28

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

28 10 2021 13:26:50

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)