"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Современный этап педагогической пpaктики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Этим требованиям отвечает представленный урок-пpaктикум.
Урок на тему \"Энерготраты человека и пищевой рацион\" является частью темы \"Обмен веществ и энергии\". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупность жизненных функций человеческого организма.
Задачи данного урока:
- раскрыть значение знаний о нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека для сохранения здоровья и работоспособности;
- изучить суточные затраты энергии у людей разных профессий, от чего зависит интенсивность обмена веществ; научить рассчитывать энергетический баланс, определять основной и общий обмен, суточный рацион, с учетом правил рационального питания.
Оборудование:
- таблицы \"Затрата энергии на 1 кг. Массы тела в час\",
- \"Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах\",
- инструктивные карточки,
- компьютер,
- проектор.
Предварительная подготовка к уроку:
Все ученики класса должны измерить рост и вес в медицинском кабинете школы.
Подготовить сообщение:
- \"Рациональное питание\";
- \"Требования к режиму питания\"
Записи на доске:
Тема урока: \"Энерготраты человека и пищевой рацион\".
Знать:
а) об основном и общем обмене веществ;
б) связь между энерготратами организма и энергетической емкостью пищи;
в) о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.
Уметь:
а) рассчитывать энергетические затраты организма и составлять пищевой рацион.
Пословицы:
- \"Завтpaк съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу\",
- \"Как полопаешь, так и потопаешь\",
- \"Кто как работает, тот так и ест\"
Домашнее задание: параграф 38, пpaктическая работа.
Ход урока
Фронтальная эвристическая беседа:
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы продолжаем изучать \" Обмен веществ и энергии\", тема урока: \"Энерготраты человека и пищевой рацион\"
Деятельность ученика: записывают в тетради тему урока.
Учитель: Показывая на запись на доске, говорит, что должны знать и уметь ученики по данной теме урока.
Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются освобождением энергии. Этот процесс непостоянный. Отчего же он зависит?
Ответив на вопросы, вы сможете прийти к правильному выводу. Работать будете в группах. Обсуждаете вопрос и делаете вывод, записав его в тетради и на доске. (Проецирую вопросы на экран) Номер вопроса соответствует номеру группы.
1. Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлеты, сметана, компот? А в меню служащего - отварная курица, салат, чай?
2. Почему жители северных областей употрeбляют больше жирной пищи, чем жители юга?
3. Почему, когда получаешь \"2\" или случается что-то неприятное, тогда пропадает аппетит?
4. Позавтpaкав, солдаты совершили марш-бросок на 8 км, после стреляли по мишеням. Чистили оружие. Почему учения были проведены в таком порядке?
Деятельность учеников: работают в группах, обсуждают вопросы и записывают выводы:
- 1-я группа: (предполагаемый ответ и вывод)
Механизатор выполняет тяжелую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат.
Вывод: обмен веществ и энергии зависит от интенсивности мышечной работы.
- 2-я группа: На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.
Вывод: На обмен веществ влияют климатические условия.
- 3-я группа: Когда получаешь \"2\" , то появляется плохое настроение.
Вывод: обмен веществ и энергии зависит от эмоционального состояния человека.
- 4-я группа: После завтpaка сил у солдат было достаточно для бега. А стрельба, чистка оружия, требует меньше затрат энергии.
Вывод: обмен веществ и энергии зависти от времени приема пищи.
Деятельность учителя (обобщает выводы)
Итак, обмен веществ энергии постоянно меняется в зависимости от интенсивности мышечной работы, климатических условий, эмоционального состояния, от времени, прошедшего с момента предшествующего приема пищи и многих других причин.
Возникает вопрос: Как определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющий судить о какой-то физической норме?
Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определенных стандартных условиях. Какие же эти условия? Ответ найдите на странице 193 учебника.
Деятельность ученика:
Зачитывают эти условия.
Деятельность учителя: (объяснение) энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма в покое, называется основным обменом.
Деятельность ученика: записывают в тетради определение основного обмена.
Деятельность учителя: (объяснение) Основной обмен зависит:
а) от пола - у мужчин он несколько выше, чем у женщин.
б) от возраста - у детей он больше, чем у взрослых.
Как вы думает, почему?
Предполагаемый ответ ученика:
Дети растут и у них преобладают процессы диссимиляции.
Деятельность учителя: У пожилых людей основной обмен снижается. Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ ученика: У пожилых людей снижена активность, часто болеют, и у них преобладают процессы ассимиляции.
Деятельность учителя: Еще основной обмен зависит от генетических особенностей организма.
Ребята, а теперь познакомимся с понятием - общий обмен. Это энергетические затраты при активной жизнедеятельности организма.
Деятельность ученика: записывают в тетрадь определение общего обмена.
Деятельность учителя : Как вы думаете, при каком обмене основном или общем, будет больше энергозатрат организма и почему?
Предполагаемый ответ ученика: при общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем, кушаем и т.д.
Деятельность учителя: Правильно.
Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу на стр. 194 \" Затрата энергии на 1 кг. массы тела в час\" и сделайте вывод.
Деятельность ученика: Анализируя таблицу устанавливают связь затраты энергии на 1 кг массы тела в час и делает вывод:
Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.
Деятельность учителя: Ребята, из тех пословиц, что записаны на доске, выберите какая подходит к вашему выводу.
Деятельность ученика: Читают пословицу \" Кто как работает, тот так и ест\".
Деятельность учителя: Правильно. Каким образом можно компенсировать энерготраты организма?
Предполагаемый ответ ученика: Компенсируются энерготраты за счет продуктов питания.
Деятельность учителя: Продукты питания обладают различной калорийностью (энергоемкостью). Она рассчитывается в лабораторных условиях путем сжигания одного грамма органического вещества. Так при сжигании одного грамма белка или углеводов освобождается 4,1 ккал или. 17,18 кДж, а один грамм жира - 9,3 ккал, или 38,96 кДж.
Какая здесь уместна пословица?
Деятельность ученика: Читают пословицу \"Как полопаешь, так и потопаешь\"
Деятельность учителя: Правильно. Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, хаpaктера выполняемых работ составляют нормы питания.
(Проецируется таблица \"Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах\") см. приложение.
Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Деятельность ученика: анализируя таблицу выясняют и сравнивают суточный расход энергии у людей разных профессий и делают вывод:
Чем тяжелее труд, тем более калорийной должна быть пища.
Деятельность учителя: Чтобы достичь наибольшей работоспособности и сохранить здоровье необходимы знания о нормах питания.
А сейчас послушаем сообщения ребят о требованиях к пищевому рациону и режиму питания.
Деятельность ученика: Читаются сообщения:
1.\" О рациональном питании\":
Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Поэтому, основным требованием к пищевым рационам и режиму питания является их рациональность. Сущность рационального питания заключается в удовлетворении энергетических, пластических потребностей организма, в обеспечении при этом необходимого уровня обмена веществ. Главным условием рационального питания является его адекватность, т.е. соответствие количества пищи затратам энергии и потребностям организма. Для правильного обмена веществ и усвоения пищевых продуктов большое значение имеет принцип сбалансированного питания: учитывается количественный и качественный состав пищи, особенно содержание незаменимых аминокислот, которых много в белках животного происхождения: мясе, твороге, яйцах; белках бобовых растений. Организму нужны ненасыщенные жирные кислоты, их много содержится в растительных маслах.
Углеводы необходимы организму не только в виде сахара, но и крахмала. Необходимы витамины, которые за редким исключением не выpaбатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Поэтому в питании должны присутствовать продукты животного и растительного происхождения.
2. Сообщение на тему \"Режим питания\"
Бытует поговорка - \"Завтpaк съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу\". Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать каждый человек:
- Питайся регулярно
Для взрослых людей питание должно быть трехразовым, а для детей и подростков четырехразовым. Причем 30 - 35% суточного рациона должно приходиться на завтpaк, 40 - 45% - обед, 10 - 12% - полдник, 20% - ужин. Ужинать надо не позднее чем за час - два до сна. Есть следует в одни и те же часы.
- Питайся разнообразно.
В рационе питания необходимо сочетать растительную и животную пищу.
- Не будь жадным в еде.
Деятельность учителя: делается вывод:
Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять пpaктическую работу \"Расчет энергетического баланса в организме и составление пищевого рациона\". Запишите в тетрадь название пpaктической, цель, оборудование, используя инструктивную карточку.
Деятельность ученика: делают запись в тетради.
Деятельность учителя (рефлексия) объяснение примера расчета энергетического баланса. (проецируется на экран)
Ребята, обратите внимание на экран, как я провожу расчет энергетического баланса для дeвyшки 15 лет массой - 52 кг , ростом - 160 см.
Используя данные таблицы № 1, 2 (см. приложение), определяем основной обмен за сутки, суммируя первое и второе число: 1016 + 4838= 5854 кДж;
1. Вычисляем основной обмен за час: 5854:24=244 кДж.
2. Определяем общий обмен. Для этого основной обмен за 1 час умножаем на число часов сна, занятий в школе, прогулки и т.д. (Приложение таблица № 3). Сумма всех энергетических затрат составит общий обмен.
Сон:
244 х 8= 1952 кДж.
Занятия в школе:
244 х 6= 1464; 1464 х 0.45 = 659; 1464+659 = 2123 кДж.
Занятия дома:
244 х 2.5 = 610; 610 х 0.6 = 366; 610 + 366 = 976 кДж.
Прием пищи:
244 х 1.5 = 366; 366х 0.15 = 55; 366 = 55 = 421 кДж.
Общение дома, в школе:
244 х 2.5 = 610; 610 х 0.30 = 183; 610 + 183 = 793 кДж.
Прогулка, дорога в школу:
244 х 2.5= 610; 610 х 1.5. = 915; 915 + 610 = 1525 кДж.
Занятия спортом:
244 х 1 = 244; 244 х 4 = 976; 976 +244 = 1218 кДж.
Общий обмен:
1952 + 2123 + 976+ 421 + 793 + 1525 + 1218 = 9008кДж.
3. Определяем количество белков, жиров, углеводов, необходимое данной дeвyшке в сутки, используя соотношение 1:1:4 и знание того, что в возрасте 15 лет на 1 кг. Веса требуется 2 гр.белков. Получаем: белков - 104 гр., жиров - 104 гр., углеводов - 416 гр.
Определяем количество энергии, заключенное в данном количестве веществ:
(104 х 17.2) + (104 х 39) + (416 х 17.2) = 13000 кДж.
4. Сравним: общий обмен 9008 кДж и количество, полученной энергии 13000кДж. Значит, дeвyшке необходимо существенно скорректировать количество потрeбляемых углеводов и жиров относительно вычисленных 416 и 104 гр. Ей необходимо: 104 гр. Белков - 1789 кДж, оставшиеся 9008 - 1789 = 7219 кДж, необходимо \"употребить\" в виде жиров и углеводов, соотношение которых в рационе должно быть 1:4., жиров 1444 : 39 = 37гр.,
Углеводов 5775 : 17.2 = 336 гр.в сутки.
Используя таблицу № 4 (см. приложение), можно рассчитать суточный рацион питания для дeвyшки, учитывая, что ей необходимо: 104 гр. белков, 37 гр. жиров, 336 гр. углеводов.
Составление пищевого рациона.
Учитывая соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4 и приемлемых для вашей семьи наборов продуктов (таблица №4) составляется меню четырехразового питания так, чтобы на завтpaк, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25%, 50%, 15%, 10% суточного рациона.
Деятельность ученика: самостоятельное выполнение пpaктической работы, с записью в тетрадях.
(См. приложение)
Деятельность учителя: подводя итог урока, читается шуточная \"Ода нормам питания\".
1.
Как поражает мир живой природы!
Взаимосвязан тесно с неживой,
Подвластен он явлениям погоды,
Законам физики и химии земной:
2.
В нем - человек - плод эволюционный!
Хоть мифы древности о том в веках гласят.
Что Миротворец с неба вдохновлено
Живое создал - много лет назад.
3.
Увидел Дарвин \"движущую силу\"
Не только в том, чтобы \"друг друга съесть\"
И в популяции стать особью красивой,
Но на Земле и Духу отдать честь!
4.
\"Здоровый дух живет в здоровом теле\"
Да, духом жив в природе человек:
Они: \"не сладко пили, сытно ели..,\"
Но мудрость пронесли из века в век!
Достались нам обряды их, ремесла,
Как хлеб трудом насущным добывать,
Охотиться на дичь, или на веслах
В прибрежных водах рыбу промышлять.
Отсюда и традиции: что кушать!
Жаркое, фрукты, рис - там, где жара:
Сырое мясо, жир с оленьей туши -
Там, где мороз, полгода ждут утра.
Чай с бутербродом, фрикадельки в супе,
Иль шницель скушать?
Кто что предпочтет:
Но в порциях к столу продуктов нужных
Пусть каждый по потребности возьмет.
8 Нормальный \"стол\" - забота о здоровье
Детей - подростков, юношей - солдат,
Шахтеров, шоферов - не так то просто
Учесть калории физических затрат.
Расход энергии по возрасту
С таблицей согласно росту и занятьям сосчитать:
И сколько \" килоджоулей\" в той пицце,
Иных продуктах в сутки потрeбллять!
\"Съешь завтpaк сам,
Обедом поделись ты с другом,
Ужин - пусть врагу!...\"
Здоровой жизнью, чтобы насладиться,
Скажи себе, подросток, \" Я - смогу!\"
Красивы Боги городов античных,
Что канули в веках на дно морей!
Но, соблюдая мудростей приличья,
Мы станем их во много раз стройней.
Не нарушая правил экологии,
Вбирая знания древнейших книг,
Мы будем жить в согласии с природой,
Любуясь красотою тел своих!
Ребята, запишите домашнее задание:
- изучите параграф № 38;
- составить меню 4-х разового питания для подростка из домашнего набора продуктов.
Используемая литература.
- С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. М.: \"5 за знания\"; СПб.: ООО \"Виктория+\",2006.
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев \"Биология.Человек\" 8 класс (учебник) Дрофа. Москва .2002.
Комментарии:
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
09 10 2025 23:21:42
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
08 10 2025 10:29:29
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
07 10 2025 17:36:30
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
06 10 2025 7:39:53
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
05 10 2025 1:21:53

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
04 10 2025 1:34:13
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
03 10 2025 4:23:46
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
02 10 2025 0:12:52
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
01 10 2025 16:40:58
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
30 09 2025 10:13:31
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
29 09 2025 6:59:17
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
28 09 2025 6:48:54

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
27 09 2025 2:42:53
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
26 09 2025 8:55:26
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
25 09 2025 6:24:58
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
24 09 2025 8:53:34
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
23 09 2025 23:55:59
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
22 09 2025 16:19:26
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
21 09 2025 8:25:52
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
20 09 2025 10:53:47
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
19 09 2025 0:15:15

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
18 09 2025 21:20:44
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
17 09 2025 11:36:36
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
16 09 2025 1:18:53
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
15 09 2025 15:50:38
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
14 09 2025 12:13:21
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
13 09 2025 1:42:40
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
12 09 2025 0:36:22
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
11 09 2025 7:26:51
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
10 09 2025 17:40:59
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
09 09 2025 15:10:56
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
08 09 2025 16:14:53
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
07 09 2025 0:40:58
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
06 09 2025 20:38:46
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
05 09 2025 2:21:53
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
04 09 2025 6:24:40
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
03 09 2025 22:17:47
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
02 09 2025 12:32:57

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
01 09 2025 8:17:27
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
31 08 2025 2:53:39
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
30 08 2025 21:17:48
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
29 08 2025 8:50:23
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
28 08 2025 14:20:15
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
27 08 2025 17:51:30
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
26 08 2025 1:47:17
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
25 08 2025 18:57:35
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
24 08 2025 14:59:18
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
23 08 2025 6:53:55

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
22 08 2025 1:42:34
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
21 08 2025 4:44:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::