Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

Цель: Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний.

Форма урока: урок-поиск с использованием технологий структурного обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, видеомагнитофон, видеокассеты, электронные учебник по биологии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Блиц-опрос.

  1. Какую функцию выполняет клеточная оболочка?
  2. На какой ЭПС сети происходит синтез белка?
  3. На какой ЭПС сети происходит синтез углеводов и жиров?
  4. Какую функцию выполняет Аппарат Гольджи?
  5. Какой органоид называют “пищеварительной системой”?
  6. Какой органоид называют “дыхательной системой”?
  7. Какой органоид называют “энергетическим”?
  8. Перечислите 2-мембранные органоиды.
  9. Какой органоид контролирует клеточное деление?
  10. Где в митохондриях находится ДНК?
  11. Из каких веществ состоят митохондрии?
  12. По строению на кого похожи митохондрии?
  13. Какой пигмент содержит граны?
  14. Назовите размеры рибосом.
  15. Какую функцию выполняют центриоли?
  16. Перечислите органоиды движения.
  17. Функция ядра?
  18. Что такое хромосома?
  19. Клетки с несформированным ядром называются…
  20. Клетки со сформированным ядром называются…

Индивидуальная работа. Разноуровневое тестирование.

Вариант 1.

1. Заполните таблицу, отметив знаками + (наличие) или – (отсутствие) указанных структур:

Признаки Прокариоты Эукариоты
Ядро
ДНК
Хромосомы
Клеточная стенка
Клеточная мембрана
Митохондрии
Лизосомы
ЭПС
Рибосомы
Комплекс Гольджи
Реснички и жгутики

Какое из названных веществ является запасным в клетках животных?

a. Целлюлоза;

b. Глюкоза;

c. Гликоген;

d. Белок.

В каком случае правильно перечислены функции рибосом клетки?

a. Хранение и передача наследственной информации;

b. Синтез белка на мембранах эндоплазматической сети;

c. Образование всех видов РНК;

d. Синтез белка в цитоплазме, митохондриях, хлоропластах.

Наследственная информация в клетках бактерий содержится:

a. В кольцевой ДНК;

b. В цитоплазме;

c. В ядре;

d. В белке клетке.

Вариант 2.

Рядом с названием клеточной структуры проставьте номера соответствующих этим структурам функций:

Структура Функция
а) клеточная мембрана 1. Место синтеза белка
б) клеточная стенка 2. Создание тока жидкости внутри клетки.
в) хлоропласт 3. Жесткий защитный покров некоторых клеток.
г) гладкая ЭПС 4. Фотосинтез.
д) ядро 5. Синтез липидов.
е) рибосома 6. Синтез АТФ.
ж) митохондрии 7. Хранение генетической информации.
з) аппарат Гольджи 8. Регуляция трaнcпорта веществ в клетку и из нее.
и) цитоскелет Накопление и выведение в цитоплазму клеточных продуктов

Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?

a. Клетки мякоти листа;

b. Клетки волос млекопитающих;

c. Клетки мозга человека;

d. Клетки коры дерева.

Назовите единственное точное отличие прокариот от эукариот:

a. Прокариоты не способны к автотрофному питанию;

b. Прокариоты не способны к гететрофному питанью;

c. У прокариот не митохондий;

d. У прокариот нет рибосом.

Какой из названных организмов является прокариотическим?

a. Амеба;

b. Стрептококк;

c. Инфузория;

d. Дрожжи.

Ответы:

Вариант 1.

Признаки Прокариоты Эукариоты
Ядро - +
ДНК + +
Хромосомы - +
Клеточная стенка + +
Клеточная мембрана + +
Митохондрии - +
Лизосомы - +
ЭПС - +
Рибосомы + +
Комплекс Гольджи - +
Реснички и жгутики   +

2). в; 3). г; 4). а.

Вариант 2. 1). а-8, б-3, в-4, г-5, д-7, е-1, ж-6, з-9, и-2; 2). в; 3). в; 4). б

III. Изучение новой темы (сопровождается презентацией – Приложение1).

В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное, если хорошо поискать.

Даниэль-Дефо

Учитель: Конец XIX века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболевания, в том числе и опасных (натуральная оспа, корь, грипп, гепатит, полиомиелит и другие) обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.

В результате наблюдений Д.И. Ивановский и В.В. Половцев впервые высказали предположение, что болезнь табака, описанная в 1886 году А.Д. Мауех в Голландии под названием мозаичной, представляет собой не одно, а два совершено различных заболеваний одного и того же растения: одно из них – рябуха, возбудителем которого является грибок, а другое неизвестного происхождения. Лишь в 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), продолжая в Никитинском ботаническом саду (под Ялтой) и ботанической лаборатории Академии наук заниматься поисками возбудителя болезни табачной мозаики, и приходит к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтры Шамберлана, имеющих форму кристаллов, которые, однако, не способны расти на искусственных субстратах. Возбудитель мозаичной болезни называется Ивановским, то “фильтрующимися” бактериями, то микроорганизмами, так как сформировать сразу существование особого мира вирусов было весьма трудно.

Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский микробиолог М. Бейерник. Правда он сделал вывод, что мозаику табака вызывает не микроб, а “жидкое заразное начало” или фильтрующийся вирус (от лат viros – яд). Такое название дал тогда еще неизвестному и невидимому в оптический микроскоп, который размножается лишь в живых организмах, Луи Пастер. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителями мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое начало, как предполагал Бейерник. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб, и было установлено, что по химической природе это, нуклеопротеины (нуклеиновая кислота + белок). Сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирус удалось лишь в электронном микроскопе спустя 50 лет после их открытия. Впервые был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является наиболее изученным. Но ученый мир не сразу признал природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответит на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов. В течении урока мы будем заполнять таблицу (на доске лист ватмана).

Хаpaктерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты

Наши представители побывали в институте вирусологии Академии наук и изучали строение и свойства вирусов. И сейчас они нам расскажут о своих поисках.

Размеры вирусов колeблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как длины меньше световой волны.

Вирусы состоят из различных компонентов:

а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса: ген кодирующий обратную трaнcкриптазу.

б) белковая оболочка, которую называют капсидом. Оболочка часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц – капсомеров. Капсомеры образуют структуру с высокой степенью симметрии.

в) дополнительная липопратеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, гepпeс). Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом.

Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Изменчивость является другой стороной наследственности. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях. Например, генетические мутанты одно и того же вируса и фенотипическая изменчивость служит разный тип поражений, вызываемых одним и тем же вирусом у различных животных, растений и бактерий.

Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.

Вирусы как и другие организмы хаpaктеризуются приспособляемостью к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.

Например: температурочувствительные мутанты вирусов, которые размножаются при t 32-37?C и гибнут при t 38-40?C, хотя их хозяева остаются вполне жизнеспособными при этих температурных режимах. В связи с тем, что вирусы являются паразитами, они подчиняются закономерностям и к ним применимы понятия экологии паразитизма. Каждый вирус имеет круг естественных хозяев, иногда очень широкий, например у мелких РНК-геномных фагов: в первом случае поражаются все млекопитающие, во втором – отдельные клоны кишечной палочки. Циркуляция вирусов может быть горизонтальной – среди популяций хозяев и вертикальной – от родителей потомству. Таким образом, каждый вирус занимает определенную экологическую нишу в биосфере.

Классификация (на экране).

  1. Вирусы классифицируются по сердцевине: ДНК – содержащие и РНК-содержащие.
  2. По структуре капсомеров (кубические, спиральные, смешанные)
  3. По наличию или отсутствию дополнительной липопротеидной оболочки.
  4. По клеткам-хозяинам.

Вирусы имеют разнообразные формы: палочковидные, ВТМ, пулевидниые, сферические (полионитевидные), в виде многогранников.

Существуют и другие классификации.

Учитель: следующая группа занималась изучением вирусов нападающих на бактерии. Сейчас они расскажут о своих исследованиях.

Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами. Впервые их описал в 1915 году английский бактериолог Ф. Туорт. Но исследованиям их начались раньше: в 1898 году – Гамалея открыл растворяющие бактерии ящура.

Бактериофагов, растворяющих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий.

Давайте рассмотрим процесс внедрения бактериофагов в клетку бактерии.

Фаги по строению напоминают ручную гранату, они имеют головку и хвост.

Природа позаботилась об этих вирусах, снабдив их необходимыми орудиями: ферментом лизоцимом - “открывателям клеточной мембраны” и микроскопическими “мышцами”, сокращение которых способствует попаданию ДНК внутрь клетки.

Атака начинается с прикрепления хвостиков нескольких десятков фагов к определенной части бактериальной стенки. Тотчас же лизоцим растворяет клеточную мембрану. Аппарат хвоста вируса действует на подобии шприца: “мышцы” сокращаются и нуклеиновая кислота выпрыскивается внутрь клетки. Верхняя одежда вируса – белковый чехол – остается снаружи клетки. Так завершается оккупация бактерии фагами. Весь процесс длится несколько минут (30-90)

(Работа со схемой на экране)

Фагоцитозный механизм играет большую роль в нормальной жизнедеятельности клетки. В случае же встречи с вирусом происходит как бы “самоубийство” клетки.

При “заглатывании” вируса клетка стремиться “переварить” его специальными ферментами клетки. “Война” может быть закончена миром, если клетке не удастся подобрать ключ, соответствующий фермент для растворения белковой оболочки. В случае же наличия в клетке подходящего фермента происходит трагедия. Фермент разрушает чехол вируса, освободит замурованную пленницу – нуклеиновую кислоту, которая по клеточным каналам быстро доберется до ядра клетки и проникает в него или остается в цитоплазме. Вот с этого момента и начинается размножение вируса. Клетка будет разрушена. “Иноземка” на чужой территории заставляет “государственный аппарат” - работать на себя – производить свою копию.

Фаги устойчивы к засухе, низкой температуре, различным химический ядам. Однако бактериофаги можно уничтожить в 50% растворе глицерина, а также повышением температуры до +100?C.

Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.

Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.

Итак, вы познакомились с вирусами и заполнили таблицу. Давайте ее проверим.

Хаpaктерные особенности вируса

Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты
1. Способность к размножению 1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого 1. Очень маленькие размеры
2. Наследственность 2. Не потрeбляют пищи 2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белок)
3. изменчивость. 3. Не выpaбатывают энергии З. Занимает пограничое положение между неживой и живой материей
4. Хаpaктерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды 4. Не растут 4. Носитель наследственной информации либо ДНК, либо РНК
5. нет обмена веществ  
6. Имеют неклеточное строение  

Вывод: вирусы, должно быть, произошли от клеточных организмов, и их не следует рассматривать как примитивных предшественников клеточных организмов.

Учитель: В одном из произведений А.С. Пушкин пишет:

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилам меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

(А.С. Пушкин “Пир во время чумы”)

Такие вирусные болезни, как оспа, грипп, полиомиелит, желтая лихорадка, попадают под действием международных санитарных правил или подлежат международному надзору.

Группа ребят изучила эти заболевания, они расскажут нам о злодеяниях вируса.

Оспа (Приложение2).

Учитель: 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Возможно, завтра многие из нас будут лично знать кого-то с ВИЧ-инфекцией. Более того, среди ВИЧ-инфецированных будет кто-то для нас незаменимый, от кого мы не сможем отречься: брат, сестра, лучший друг, а может быть, любимый человек.

Сейчас в мире 60 млн ВИЧ-инфицированных. Каждую минуту в мире 10 человек заражаются ВИЧ, каждый день число жертв эпидемии увеличивается на 15тыс и каждый день около 9 тыс человек умирает от СПИДа. Примерно половину из них составляют подростки и молодежь.

В Казахстане на 1 ноября 2003 года число зарегистрированных людей с ВИЧ инфекцией составило 3886 человек. Из них молодых людей с 15 до 30 лет – 2516, 30-39 лет – 924. Умерло от СПИДа – 15 человек.

В городе Степногорске на сегодня зарегистрировано 18 человек ВИЧ-инфецированных. Больных СПИДом пока не зарегистрировано.

Наша группа исследователей наблюдала за размножением вируса. Давайте вместе посмотрим результаты наблюдения (видеоматериал).

Размножение вируса СПИДа.

Воспроизведение вируса СПИДа – сложный многоэтапный процесс. Каждый этап требует действия ферментов, ответственных за репликацию, и занимает некоторое время.

Вирусный агент представляет собой наследственный материал в нуклеокапсиде, который проникает в клетку. Первый шаг – приближение вируса к клетке-мишени, в роли которой выступает Т-лимфоцит.

Эти клетки имеют на своей поверхности специфические рецепторы – так называемые SD-4 рецепторы. На поверхности оболочки вириона расположены белки, комплементарные данным рецепторам. Эти белки являются ферментами и способны вступать в соединение с рецепторами клетки. После распознавания вирусом клетки-мишени в действие приводятся ферменты, расщепляющие клеточную оболочку и способствующие проникновению вируса иммунодефицита человека в лимфоцит. После внедрения в клетку вирион распадается на белки, составляющие нуклеокапсид, генетический материал и специфические ферменты, ответственные за разрушение ДНК клетки и внедрение ДНК вируса в клеточный геном. Под действием ферментов их аминокислот в клетке происходит сборка цепи ДНК, комплементарной вирусной ДНК. Ферменты, освободившиеся из вириона, обеспечивают встраивание ДНК вируса из генома лимфоцита. После окончания процесса синтеза белков происходит сборка нуклеокапсида вируса. Вирус покидает клетку через клеточную стенку путем ее разрушения. Одна клетка может продуцировать множество вирусных частиц, способствуя прогрессированию информации.

Существует несколько путей борьбы с ВИЧ:

  1. Воздействие на ферменты, разрушающие клеточную стенку.
  2. Нарушение трaнcкрипции ДНК вируса.
  3. Недопущение встраивания ДНК вируса в геном клетки.
  4. Нарушение синтеза белка и сборка вириона.

Учитель: Следующая группа привезла интересный материал о вирусе, вызывающий заболевание Полиомиелит (Приложение3).

Выводы:

1. Большую роль в развитии микробиологии и вирусологии сыграли работы Ивановского, Стенли, особенно открытие причины заболевания табачной мозаики.

2. Значительным вкладом в развитие науки вирусологии были работы Туорта, Гамалея, Эрелля по доказательству вредных действий бактериофагов.

3. Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний.



Комментарии:

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

19 12 2025 7:40:38

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

18 12 2025 3:31:17

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

17 12 2025 11:43:56

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

16 12 2025 16:58:42

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

15 12 2025 16:19:14

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

14 12 2025 6:23:36

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

13 12 2025 19:37:14

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

12 12 2025 4:30:14

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

11 12 2025 3:59:45

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

10 12 2025 21:45:15

Темперамент и хаpaктер


    Темперамент и хаpaктер

      Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....

09 12 2025 4:28:56

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

08 12 2025 17:28:32

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

07 12 2025 23:42:35

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

06 12 2025 18:33:52

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

05 12 2025 1:11:42

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии


    Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

      Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....

04 12 2025 8:35:15

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

03 12 2025 10:31:31

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

02 12 2025 11:30:28

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс


    Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

      Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

01 12 2025 22:49:38

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

30 11 2025 20:30:47

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

29 11 2025 5:32:50

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

28 11 2025 7:16:13

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

27 11 2025 5:56:54

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

26 11 2025 17:47:51

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене


    Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

      В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

25 11 2025 16:41:45

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

24 11 2025 13:25:30

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

23 11 2025 6:29:54

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

22 11 2025 7:39:18

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

21 11 2025 11:13:26

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

20 11 2025 23:43:18

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

19 11 2025 19:16:58

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

18 11 2025 15:55:49

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

      Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....

17 11 2025 16:51:59

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

16 11 2025 21:44:17

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

15 11 2025 12:32:38

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

14 11 2025 4:55:36

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

13 11 2025 17:20:51

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

12 11 2025 11:34:18

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

11 11 2025 13:20:41

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

10 11 2025 5:21:44

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

09 11 2025 21:29:52

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

08 11 2025 13:48:23

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

07 11 2025 15:47:34

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

06 11 2025 13:30:46

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

05 11 2025 9:36:54

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

04 11 2025 7:48:39

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

03 11 2025 12:54:27

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

02 11 2025 4:47:27

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

01 11 2025 18:36:29

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

31 10 2025 15:57:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::