Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


Цели урока: Выяснить особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. На основе изучения классов иглокожих установить хаpaктерные черты типа.

  • Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих; рассмотреть их многообразие и выявить роль в природе и жизни человека.
  • Развивающая: развитие умения сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать выводы.
  • Воспитательная: формирование научного мировоззрения; воспитание бережного отношения к природе.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

1. Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

“Магический лабиринт”

Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке “Да”, если нет – то по стрелке “Нет” к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов

Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к финишу. Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов

учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово.

 

Е.1.

Все организмы делятся на царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные

Б.6.

Возраст моллюска можно определить по количествам полос на внешнем слое paковины

В.11.

Амеба относится к простейшим организмам

Г.16.

Царство Животные делят на позвоночных и беспозвоночных

Да-2 Нет-7 Да-2  Нет-7 Да-12 Нет-16 Да-12 Нет-17
И. 2.

Простейшие относятся к Царству Одноклеточные

Д. 7.

Нервная система моллюсков имеет сложное строение

Е. 12.

Насекомые – самая малочисленная группа животных

М.17.

Повтори материал данной темы, а затем вернись к решению лабиринта

Да-3 Нет-8 Да-2 Нет-11 Да-17 Нет-7    
Ж. 3.

У моллюсков кровеносная система незамкнутая

О. 8.

Царство Животные насчитывает около 1,5 млн. видов

О. 13.

Двустворчатые моллюски исключительно водные животные

П. 18.

Простейшие произошли от бактерий

Да-4 Нет-8 Да-7 Нет-12 Да-14 Нет-13 Да-14 Нет-17
О.4.

Все черви паразиты имеют хорошо развитую кровеносную систему

К. 9.

Белая планария относится к ресничным червям

Л. 14.

Черви и члeнистоногие – позвоночные животные

Г. 19.

В ротовой полости моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами

Да-5 Нет-9 Да-13 Нет-14 Да-15 Нет-19 Да-20 Нет-18
Р. 5.

Эвглена обитает в воде

С. 10.

В ротовой полости моллюсков есть слюнные железы

Т. 15.

Органы выделения моллюска почки

И.20.

Головоногие используют принцип реактивного движения

Да-9 Нет-10 Да-2 Нет-15 Да-19 Нет-20  Да -0 Нет -1 

Иглокожие.

2. Объяснение нового материала.

Презентация:

Слайд 1

Тема урока тип Иглокожие. Беспозвоночные животные.

Слайд 2

На уроке мы познакомимся с особенностями их строение и жизнедеятельности, установим черты хаpaктерные для этого типа, и выявим их значение в природе и жизни человека.

Слайд 3

Около 500 млн лет назад на Земле появились иглокожие животные. Все известные виды иглокожих обитают в теплых морях и широко рассеяны по морскому дну, начиная от теплых мелководий и до глубоководных впадин. Это исключительные и необычные животные и очень красивые. Иглокожие являются нашими ближайшими родственниками, вторичноротыми животными.

Слайд 4

Появились свыше 500 млн лет назад

Сейчас насчитывается 7 тысяч видов

Обитают исключительно в морях

Встречаются во всех широтах и до самых больших глубин, ограничивающим фактором является соленость воды. Почему? На этот вопрос поможет ответить изучение внутреннего строения иглокожих.

Продолжительность жизни от 35 лет у морских ежей до 50 лет у морских звезд

Слайд 5

Иглокожие приспособились жизни в условиях морского дна. Они имеют размеры от нескольких мл до 5 метров, а предки до 20 м могли вырастать. Для них хаpaктерна радиальная (лучевая) симметрия. Какие из ранее изученных животных имели лучевую симметрию? Кто нарисует на доске схему морской звезды? Занести в тетрадь. Иглокожие произошли от двустороннесимметричного предка, но потом перешли к неподвижному, сидячему образу жизни и стали радиально – симметричными. Радиальная симметрия, выработанная предками, стала “шлагбаумом” на пути их дальнейшего развития. Это тупиковая ветвь эволюции.

Форма тела может быть разнообразная: звезды, цветка, мешка, шара, диска или сердца, огурца или червя. При этом лучевая симметрия звезды сохраняется, хотя бы на ранних этапах жизни.

Рот находится на брюшной стороне тела, а aнaльное отверстие на спинной стороне.

Слайд 6

У большинства иглокожих под кожей развивается скелет из известковых пластинок с шипами, Где расположен скелет, исходя из названия? Расположен он поверхностно и часто выступает наружу. Каковы его функции? Защита.

Одна из особенностей иглокожих – это амбулакральная (водно-сосудистая) система. Кольцевой канал окружает пищевод, от которого отходят 5 каналов в лучи. С внешней средой система соединяется через мaндропоровую пластинку. Какова ее функция? Какой состав жидкости в амбулакральной системе? Жидкость, заполняющая целомическую полость тела морской звезды, очень близка по составу к морской воде.

Амбулакральные ножки несут функцию обоняния, осязания, вкуса и многочисленные глазки. Органы чувств хорошо развиты, хотя нервная система примитивна, и не образует скоплений, подобных мозгу. Вместо этого органы чувств распределены по всему телу иглокожих. Не совсем понятно, как такая нервная система ,функционирует, хотя известно, что эти животные могут одновременно реагировать на многие воздействия окружающей среды.

Обмен кислорода и углекислого газа осуществляется через тонкие стенки трубчатых ножек. У этих довольно медлительных животных кровеносная система отсутствует и газы проникают внутрь непосредственно из окружающей воды.

Слайд 7

Большинство иглокожих являются раздельнополыми, хотя изредка обнаруживают и гермафродитных животных. Каждый организм за один период размножения образует несколько миллиардов (109) яйцеклеток или несколько триллионов (1012) cпepматозоидов. Но есть организмы размножающиеся бесполым путем. Некоторые иглокожие заботливые родители: они вынашивают икринки в своем теле. Обратите внимание личинка обладает двусторонней симметрией

Слайд 8

Морская звезда воспринимает только определенные стимулы, ее реакция заключается в движении в одном направлении. В этом случае один луч занимает ведущее положение, а остальные двигаются сзади. Когда морская звезда получает новый стимул с другой стороны, меняющий направление ее движения, животное не поворачивается, ведущим становится другой луч. В этом случае трубчатые ноги на других лучах меняют ориентацию и морская звезда начинает двигаться в другом направлении.

Песчаный доллар бегает по морскому дну с помощью коротких иголок на нижней поверхности тела, развивая скорость до 1 см в минуту.

Слайд 9

Способы питания иглокожих разнообразны. Среди них есть и хищники (Морские звезды), растительноядные, всеядные( Морские ежи), даже паразитируют на кораллах( Морские перья)

У астропектена лучи достигают 25 см, по краям сидят короткие , но острые шипы. Решив полакомится моллюском морская звезда наваливается всем тело на него и пытается с помощью луча разомкнуть его paковину, как только paковина поддается выворачивает свой желудок на ружу и обвалакивает им жертву. Мелких моллюсков заглатывает через сильно растяжимый рот.

Ротовой аппарат морского ежа состоит из 5 зубов, с помощью этих зубов он может соскрeбaть водоросли с камней, выгрызать небольшое убежище в камне, и даже сверлить стальные балки.

Слайд 10

Еще одна отличительная способность иглокожих это Регенерация. Что это за свойство?

Способность восстановления утраченных отдельных органов. Некоторые иглокожие при нападении врага или при нeблагоприятных условиях могут отбрасывать “руки” (морские звёзды), часть тела (офиуры, морские лилии) и даже большую часть тела с внутренними органами (голотурии) с последующей их регенерацией. Очень часто при нeблагоприятных условиях или при нападении врага иглокожие отбрасывают (автотомируют) лучи или части тела, выбрасывают внутренности, а иногда даже распадаются на куски. Скорость восстановления утраченных частей различна и очень зависит от температуры. Так, у тропических форм и летом регенерация протекает быстрее, чем у арктических форм или в зимнее время. Восстановление утраченных частей у молодых особей идет быстрее, чем у старых. Тело ежей покрыто прочным панцирем, пpeдoxpaняющим от внешних повреждений, поэтому морские ежи могут при нeблагоприятных условиях отбрасывать и затем восстанавливать только педицеллярии, иглы и амбулакральные ножки.

Слайд 11

Современные виды иглокожих состоят из пяти основных классов.(Учащиеся готовят сообщения на тему: Значение иглокожих в природе и жизни человека)

Слайд 12-13 Морские лилии

Единственный современный класс прикреплённых иглокожих. В центре чашевидного тела находится рот; от него отходит венчик перистых ветвящихся лучей. С их помощью морская лилия захватывает планктон и детрит, которыми питается. Вниз от чашечки отходит стебелёк длиной до 1 м либо многочисленные подвижные отростки, которыми животное прикрепляется к субстрату. Бесстебельчатые морские лилии способны медленно ползать и даже плавать. Ископаемые формы по внешнему виду очень напоминают современные.

Слайд 14-15 Морские звезды

Большинство морских звёзд (Asteroidea) в полном соответствии с названием имеют форму уплощённой пятиконечной звезды, иногда пятиугольника. Однако среди них встречаются виды более чем с пятью лучами. Многие из них ярко окрашены. Морские звёзды – хищники, способные медленно ползать по дну при помощи многочисленных амбулакральных ножек.Некоторые морские звёзды приносят вред, поедая промысловых устриц и мидий. Терновый венец разрушает коралловые рифы, а прикосновение к нему может вызвать сильную боль.

Слайд 16-17 Морские ежи

Морские ежи — ценный вид морских биоресурсов. Коммерческий интерес представляет главным образом икра морского ежа, считающаяся деликатесным продуктом в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в Японии. Икра морских ежей является ценным продуктом, содержащим большое количество биологически-активных веществ. По вкусу не уступает осетровым, хотя и отдает йодом. Специалисты не без оснований полагают, что содержащиеся в икре ежей элементы являются лечебно-профилактическим средством при paковых заболеваниях, нормализуют кровяное давление, выводят радионуклиды из организма. Кроме того, доказано, что применение в пищу икры морского ежа повышает сопротивляемость организма к различного рода инфекциям, помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тpaкта. Неудивительно, что столь богатый послужной список делает морского ежа весьма желанным блюдом. Так, например, жители только Японии ежегодно употрeбляют в пищу не менее 500 тонн одной только икры морского ежа, как в чистом виде, так и в виде добавок к различным блюдам. Не случайно, что именно с потрeблением икры морских ежей связывают в этой стране одну из самых высоких в мире продолжительность жизни — 89 лет. Около 800 видов на глубинах до 7 км. Ряд морских ежей ядовиты.

Слайд 18-19 Голотурии

Если затронуть лежащую на дне голотурию, то под действием сокращения этой мускулатуры продолговатое тело животного принимает округлую форму шиповидные выросты на теле почти исчезают. Из симпатичного животного она превращается в неприятный, плотный и скользкий комок. некоторые из них при раздражении выбрасывают из задней части тела массу особых клейких нитей, которые опутывают нападающее животное, или же выбрасывают весь кишечник и даже одно так называемое водное легкое. Нападающее животное часто довольствуется этой данью. Со временем же внутренности у голотурии полностью восстанавливаются. Наиболее ценными объектами промысла являются некоторые виды голотурий и обычно эти голотурии называют малайским словом “трепанг”. Из них готовят любимые кушанья в странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, трепанги обладают лечебными и тонизирующими свойствами, улучшающими общее состояние организма, и за эти качества их иногда называют морским женьшенем. Трепангов отваривают и жарят в масле. По виду и вкусу это кушанье напоминало белые грибы, после него как рукой снимает усталость

В наших дальневосточных морях промышляют крупную, до 50 см кукумарию (огуречницу, или огурец по –латински “кукумис” и прославленного в дальневосточной кухне трепанга. Трепанга собирают на дне водолазы, далее идет их сложная обработка (чистка, варка, сушка). В результате получаются черные мелкие кусочки, сильно разбухающие если их снова сварить или потушить.

Слайд 20-21 Офиуры

Офиуры ползают за счёт изгибания лучей, питаются мелкими животными или детритом. Тропические виды ярко окрашены, некоторые способны светиться. Офиуры обитают на морском дне на глубине до 8 км, некоторые живут на кораллах, губках, морских ежах. Промыслового значения не имею, молодые и мелкие служат пищей донным рыбам.

Слайд 22 Значение Иглокожих

В природе:

- освобождают морское дно от органических останков

- являются пищей морским животным

В жизни человека:

- морские ежи и их икра имеют промысловое значение

- панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому переpaбатывается на удобрения,

- некоторые виды голотурий под названием “трепанги” употрeбляют в пищу.

Закрепление.

Выводы к уроку

1. Иглокожие – морские донные животные, насчитывающие около 6 тыс. видов.

2. Размеры тела колeблются от нескольких миллиметров до метра.

3. Имеют радиальную (чаще всего – пятилучевую) симметрию тела.

4. Имеют амбулакральную систему, служащую для движения, выделения, дыхания и осязания.

5. Обладают внутренним известковым скелетом, состоящим из пластин с иглами или шипами.

6. Развитие происходит с превращением: личинка имеет двустороннюю симметрию тела и свободно плавает в толще воды.

7. Насчитывают 5 классов: морские звезды, морские ежи, морские лилии, офиуры, голотурии.

Слайд 23

Домашнее задание. Параграф 13, заполнить таблицу, предложите свое любое значение графы.

класс образ жизни форма тела питание размножение значение в природе значение в жизни человека ?
Морские лилии              
Морские звезды              
Морские ежи              
Голотурии              
Офиуры              

Подведение итогов урока, выставление оценок.


Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

05 07 2022 19:18:20

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

04 07 2022 15:22:48

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

03 07 2022 23:10:24

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене


    Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

      Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

02 07 2022 16:36:52

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

01 07 2022 18:57:49

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

30 06 2022 17:58:50

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

29 06 2022 10:19:36

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

28 06 2022 17:31:26

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

27 06 2022 12:56:42

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

26 06 2022 1:13:56

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

25 06 2022 9:33:19

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

24 06 2022 10:19:12

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

23 06 2022 0:41:10

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

22 06 2022 7:29:49

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

21 06 2022 21:46:15

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

20 06 2022 23:43:57

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

19 06 2022 14:41:46

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

18 06 2022 6:23:43

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

17 06 2022 7:51:40

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

16 06 2022 14:31:52

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

15 06 2022 5:38:36

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

14 06 2022 16:54:47

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

13 06 2022 22:41:25

Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"


    Модульная технология на уроках биологии. Урок по теме "Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма"

      Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....

12 06 2022 19:17:12

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

11 06 2022 4:57:15

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

10 06 2022 9:23:42

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

09 06 2022 6:38:18

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

08 06 2022 7:30:58

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

07 06 2022 23:23:13

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

06 06 2022 16:18:54

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

05 06 2022 10:34:22

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

04 06 2022 23:30:11

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

03 06 2022 1:31:48

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

02 06 2022 13:42:25

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

01 06 2022 16:46:18

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

31 05 2022 8:59:23

Образование новых видов, географический и экологический способы

Образование новых видов, географический и экологический способы Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...

30 05 2022 2:25:42

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

29 05 2022 23:53:25

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

28 05 2022 22:51:38

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

27 05 2022 0:57:52

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

26 05 2022 3:25:41

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

25 05 2022 21:58:11

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

24 05 2022 16:51:47

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

23 05 2022 0:44:40

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

22 05 2022 11:39:43

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

21 05 2022 17:25:45

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

20 05 2022 10:49:23

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

19 05 2022 21:22:55

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

18 05 2022 6:15:32

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 05 2022 2:26:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::