Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

Цели урока: Выяснить особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. На основе изучения классов иглокожих установить хаpaктерные черты типа.

  • Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих; рассмотреть их многообразие и выявить роль в природе и жизни человека.
  • Развивающая: развитие умения сопоставлять, логически мыслить, анализировать и делать выводы.
  • Воспитательная: формирование научного мировоззрения; воспитание бережного отношения к природе.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

1. Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

“Магический лабиринт”

Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке “Да”, если нет – то по стрелке “Нет” к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов

Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к финишу. Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов

учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово.

 

Е.1.

Все организмы делятся на царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные

Б.6.

Возраст моллюска можно определить по количествам полос на внешнем слое paковины

В.11.

Амеба относится к простейшим организмам

Г.16.

Царство Животные делят на позвоночных и беспозвоночных

Да-2 Нет-7 Да-2  Нет-7 Да-12 Нет-16 Да-12 Нет-17
И. 2.

Простейшие относятся к Царству Одноклеточные

Д. 7.

Нервная система моллюсков имеет сложное строение

Е. 12.

Насекомые – самая малочисленная группа животных

М.17.

Повтори материал данной темы, а затем вернись к решению лабиринта

Да-3 Нет-8 Да-2 Нет-11 Да-17 Нет-7    
Ж. 3.

У моллюсков кровеносная система незамкнутая

О. 8.

Царство Животные насчитывает около 1,5 млн. видов

О. 13.

Двустворчатые моллюски исключительно водные животные

П. 18.

Простейшие произошли от бактерий

Да-4 Нет-8 Да-7 Нет-12 Да-14 Нет-13 Да-14 Нет-17
О.4.

Все черви паразиты имеют хорошо развитую кровеносную систему

К. 9.

Белая планария относится к ресничным червям

Л. 14.

Черви и члeнистоногие – позвоночные животные

Г. 19.

В ротовой полости моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами

Да-5 Нет-9 Да-13 Нет-14 Да-15 Нет-19 Да-20 Нет-18
Р. 5.

Эвглена обитает в воде

С. 10.

В ротовой полости моллюсков есть слюнные железы

Т. 15.

Органы выделения моллюска почки

И.20.

Головоногие используют принцип реактивного движения

Да-9 Нет-10 Да-2 Нет-15 Да-19 Нет-20  Да -0 Нет -1 

Иглокожие.

2. Объяснение нового материала.

Презентация:

Слайд 1

Тема урока тип Иглокожие. Беспозвоночные животные.

Слайд 2

На уроке мы познакомимся с особенностями их строение и жизнедеятельности, установим черты хаpaктерные для этого типа, и выявим их значение в природе и жизни человека.

Слайд 3

Около 500 млн лет назад на Земле появились иглокожие животные. Все известные виды иглокожих обитают в теплых морях и широко рассеяны по морскому дну, начиная от теплых мелководий и до глубоководных впадин. Это исключительные и необычные животные и очень красивые. Иглокожие являются нашими ближайшими родственниками, вторичноротыми животными.

Слайд 4

Появились свыше 500 млн лет назад

Сейчас насчитывается 7 тысяч видов

Обитают исключительно в морях

Встречаются во всех широтах и до самых больших глубин, ограничивающим фактором является соленость воды. Почему? На этот вопрос поможет ответить изучение внутреннего строения иглокожих.

Продолжительность жизни от 35 лет у морских ежей до 50 лет у морских звезд

Слайд 5

Иглокожие приспособились жизни в условиях морского дна. Они имеют размеры от нескольких мл до 5 метров, а предки до 20 м могли вырастать. Для них хаpaктерна радиальная (лучевая) симметрия. Какие из ранее изученных животных имели лучевую симметрию? Кто нарисует на доске схему морской звезды? Занести в тетрадь. Иглокожие произошли от двустороннесимметричного предка, но потом перешли к неподвижному, сидячему образу жизни и стали радиально – симметричными. Радиальная симметрия, выработанная предками, стала “шлагбаумом” на пути их дальнейшего развития. Это тупиковая ветвь эволюции.

Форма тела может быть разнообразная: звезды, цветка, мешка, шара, диска или сердца, огурца или червя. При этом лучевая симметрия звезды сохраняется, хотя бы на ранних этапах жизни.

Рот находится на брюшной стороне тела, а aнaльное отверстие на спинной стороне.

Слайд 6

У большинства иглокожих под кожей развивается скелет из известковых пластинок с шипами, Где расположен скелет, исходя из названия? Расположен он поверхностно и часто выступает наружу. Каковы его функции? Защита.

Одна из особенностей иглокожих – это амбулакральная (водно-сосудистая) система. Кольцевой канал окружает пищевод, от которого отходят 5 каналов в лучи. С внешней средой система соединяется через мaндропоровую пластинку. Какова ее функция? Какой состав жидкости в амбулакральной системе? Жидкость, заполняющая целомическую полость тела морской звезды, очень близка по составу к морской воде.

Амбулакральные ножки несут функцию обоняния, осязания, вкуса и многочисленные глазки. Органы чувств хорошо развиты, хотя нервная система примитивна, и не образует скоплений, подобных мозгу. Вместо этого органы чувств распределены по всему телу иглокожих. Не совсем понятно, как такая нервная система ,функционирует, хотя известно, что эти животные могут одновременно реагировать на многие воздействия окружающей среды.

Обмен кислорода и углекислого газа осуществляется через тонкие стенки трубчатых ножек. У этих довольно медлительных животных кровеносная система отсутствует и газы проникают внутрь непосредственно из окружающей воды.

Слайд 7

Большинство иглокожих являются раздельнополыми, хотя изредка обнаруживают и гермафродитных животных. Каждый организм за один период размножения образует несколько миллиардов (109) яйцеклеток или несколько триллионов (1012) cпepматозоидов. Но есть организмы размножающиеся бесполым путем. Некоторые иглокожие заботливые родители: они вынашивают икринки в своем теле. Обратите внимание личинка обладает двусторонней симметрией

Слайд 8

Морская звезда воспринимает только определенные стимулы, ее реакция заключается в движении в одном направлении. В этом случае один луч занимает ведущее положение, а остальные двигаются сзади. Когда морская звезда получает новый стимул с другой стороны, меняющий направление ее движения, животное не поворачивается, ведущим становится другой луч. В этом случае трубчатые ноги на других лучах меняют ориентацию и морская звезда начинает двигаться в другом направлении.

Песчаный доллар бегает по морскому дну с помощью коротких иголок на нижней поверхности тела, развивая скорость до 1 см в минуту.

Слайд 9

Способы питания иглокожих разнообразны. Среди них есть и хищники (Морские звезды), растительноядные, всеядные( Морские ежи), даже паразитируют на кораллах( Морские перья)

У астропектена лучи достигают 25 см, по краям сидят короткие , но острые шипы. Решив полакомится моллюском морская звезда наваливается всем тело на него и пытается с помощью луча разомкнуть его paковину, как только paковина поддается выворачивает свой желудок на ружу и обвалакивает им жертву. Мелких моллюсков заглатывает через сильно растяжимый рот.

Ротовой аппарат морского ежа состоит из 5 зубов, с помощью этих зубов он может соскрeбaть водоросли с камней, выгрызать небольшое убежище в камне, и даже сверлить стальные балки.

Слайд 10

Еще одна отличительная способность иглокожих это Регенерация. Что это за свойство?

Способность восстановления утраченных отдельных органов. Некоторые иглокожие при нападении врага или при нeблагоприятных условиях могут отбрасывать “руки” (морские звёзды), часть тела (офиуры, морские лилии) и даже большую часть тела с внутренними органами (голотурии) с последующей их регенерацией. Очень часто при нeблагоприятных условиях или при нападении врага иглокожие отбрасывают (автотомируют) лучи или части тела, выбрасывают внутренности, а иногда даже распадаются на куски. Скорость восстановления утраченных частей различна и очень зависит от температуры. Так, у тропических форм и летом регенерация протекает быстрее, чем у арктических форм или в зимнее время. Восстановление утраченных частей у молодых особей идет быстрее, чем у старых. Тело ежей покрыто прочным панцирем, пpeдoxpaняющим от внешних повреждений, поэтому морские ежи могут при нeблагоприятных условиях отбрасывать и затем восстанавливать только педицеллярии, иглы и амбулакральные ножки.

Слайд 11

Современные виды иглокожих состоят из пяти основных классов.(Учащиеся готовят сообщения на тему: Значение иглокожих в природе и жизни человека)

Слайд 12-13 Морские лилии

Единственный современный класс прикреплённых иглокожих. В центре чашевидного тела находится рот; от него отходит венчик перистых ветвящихся лучей. С их помощью морская лилия захватывает планктон и детрит, которыми питается. Вниз от чашечки отходит стебелёк длиной до 1 м либо многочисленные подвижные отростки, которыми животное прикрепляется к субстрату. Бесстебельчатые морские лилии способны медленно ползать и даже плавать. Ископаемые формы по внешнему виду очень напоминают современные.

Слайд 14-15 Морские звезды

Большинство морских звёзд (Asteroidea) в полном соответствии с названием имеют форму уплощённой пятиконечной звезды, иногда пятиугольника. Однако среди них встречаются виды более чем с пятью лучами. Многие из них ярко окрашены. Морские звёзды – хищники, способные медленно ползать по дну при помощи многочисленных амбулакральных ножек.Некоторые морские звёзды приносят вред, поедая промысловых устриц и мидий. Терновый венец разрушает коралловые рифы, а прикосновение к нему может вызвать сильную боль.

Слайд 16-17 Морские ежи

Морские ежи — ценный вид морских биоресурсов. Коммерческий интерес представляет главным образом икра морского ежа, считающаяся деликатесным продуктом в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в Японии. Икра морских ежей является ценным продуктом, содержащим большое количество биологически-активных веществ. По вкусу не уступает осетровым, хотя и отдает йодом. Специалисты не без оснований полагают, что содержащиеся в икре ежей элементы являются лечебно-профилактическим средством при paковых заболеваниях, нормализуют кровяное давление, выводят радионуклиды из организма. Кроме того, доказано, что применение в пищу икры морского ежа повышает сопротивляемость организма к различного рода инфекциям, помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тpaкта. Неудивительно, что столь богатый послужной список делает морского ежа весьма желанным блюдом. Так, например, жители только Японии ежегодно употрeбляют в пищу не менее 500 тонн одной только икры морского ежа, как в чистом виде, так и в виде добавок к различным блюдам. Не случайно, что именно с потрeблением икры морских ежей связывают в этой стране одну из самых высоких в мире продолжительность жизни — 89 лет. Около 800 видов на глубинах до 7 км. Ряд морских ежей ядовиты.

Слайд 18-19 Голотурии

Если затронуть лежащую на дне голотурию, то под действием сокращения этой мускулатуры продолговатое тело животного принимает округлую форму шиповидные выросты на теле почти исчезают. Из симпатичного животного она превращается в неприятный, плотный и скользкий комок. некоторые из них при раздражении выбрасывают из задней части тела массу особых клейких нитей, которые опутывают нападающее животное, или же выбрасывают весь кишечник и даже одно так называемое водное легкое. Нападающее животное часто довольствуется этой данью. Со временем же внутренности у голотурии полностью восстанавливаются. Наиболее ценными объектами промысла являются некоторые виды голотурий и обычно эти голотурии называют малайским словом “трепанг”. Из них готовят любимые кушанья в странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, трепанги обладают лечебными и тонизирующими свойствами, улучшающими общее состояние организма, и за эти качества их иногда называют морским женьшенем. Трепангов отваривают и жарят в масле. По виду и вкусу это кушанье напоминало белые грибы, после него как рукой снимает усталость

В наших дальневосточных морях промышляют крупную, до 50 см кукумарию (огуречницу, или огурец по –латински “кукумис” и прославленного в дальневосточной кухне трепанга. Трепанга собирают на дне водолазы, далее идет их сложная обработка (чистка, варка, сушка). В результате получаются черные мелкие кусочки, сильно разбухающие если их снова сварить или потушить.

Слайд 20-21 Офиуры

Офиуры ползают за счёт изгибания лучей, питаются мелкими животными или детритом. Тропические виды ярко окрашены, некоторые способны светиться. Офиуры обитают на морском дне на глубине до 8 км, некоторые живут на кораллах, губках, морских ежах. Промыслового значения не имею, молодые и мелкие служат пищей донным рыбам.

Слайд 22 Значение Иглокожих

В природе:

- освобождают морское дно от органических останков

- являются пищей морским животным

В жизни человека:

- морские ежи и их икра имеют промысловое значение

- панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому переpaбатывается на удобрения,

- некоторые виды голотурий под названием “трепанги” употрeбляют в пищу.

Закрепление.

Выводы к уроку

1. Иглокожие – морские донные животные, насчитывающие около 6 тыс. видов.

2. Размеры тела колeблются от нескольких миллиметров до метра.

3. Имеют радиальную (чаще всего – пятилучевую) симметрию тела.

4. Имеют амбулакральную систему, служащую для движения, выделения, дыхания и осязания.

5. Обладают внутренним известковым скелетом, состоящим из пластин с иглами или шипами.

6. Развитие происходит с превращением: личинка имеет двустороннюю симметрию тела и свободно плавает в толще воды.

7. Насчитывают 5 классов: морские звезды, морские ежи, морские лилии, офиуры, голотурии.

Слайд 23

Домашнее задание. Параграф 13, заполнить таблицу, предложите свое любое значение графы.

класс образ жизни форма тела питание размножение значение в природе значение в жизни человека ?
Морские лилии              
Морские звезды              
Морские ежи              
Голотурии              
Офиуры              

Подведение итогов урока, выставление оценок.



Комментарии:

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

09 10 2025 23:27:59

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

08 10 2025 21:10:55

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

07 10 2025 6:43:49

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

06 10 2025 3:16:26

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

05 10 2025 21:58:15

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

04 10 2025 1:58:42

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

03 10 2025 15:33:21

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"


    Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

      Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...

02 10 2025 10:12:49

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

01 10 2025 20:58:27

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

30 09 2025 2:25:10

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

29 09 2025 19:30:46

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

28 09 2025 0:11:33

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

27 09 2025 5:45:24

Урок биологии. Тема: "Хаpaктерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

26 09 2025 11:46:23

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

25 09 2025 6:20:49

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

24 09 2025 1:13:49

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

23 09 2025 4:21:40

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

22 09 2025 10:36:31

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

21 09 2025 23:10:17

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

20 09 2025 17:49:25

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

19 09 2025 5:22:20

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

18 09 2025 16:27:38

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

17 09 2025 21:17:44

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

16 09 2025 5:20:15

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

15 09 2025 8:26:49

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

14 09 2025 12:21:57

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

13 09 2025 17:11:41

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

12 09 2025 11:22:40

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

11 09 2025 15:39:41

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

10 09 2025 10:20:45

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

09 09 2025 10:25:33

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

08 09 2025 5:18:16

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

07 09 2025 6:21:20

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

06 09 2025 20:13:23

Значение опopно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

05 09 2025 12:18:34

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

04 09 2025 21:14:28

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

03 09 2025 23:16:24

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

02 09 2025 12:58:30

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

01 09 2025 21:29:32

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

31 08 2025 15:36:17

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

30 08 2025 3:28:25

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

29 08 2025 8:37:39

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

28 08 2025 7:40:45

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

27 08 2025 5:18:17

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

26 08 2025 19:59:24

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

25 08 2025 19:51:40

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

24 08 2025 11:59:37

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

23 08 2025 6:24:24

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

22 08 2025 7:37:14

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

21 08 2025 1:58:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::