Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


Цель:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.
  • Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
  • Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Оборудование к уроку: таблицы, микроскопы, микропрепараты, натуральные объекты (различные типы лишайников).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опopных знаний.

У нас сегодня необычный урок: во-первых присутствуют гости, которые хотят посмотреть как мы можем замечательно работать, а во-вторых – нам нужно будет решить задачу, с которой долгое время не могли справиться великие умы ученых систематиков.
Но прежде чем я озвучу эту задачу, давайте выполним небольшие задания. У каждого на столах лежат листочки с заданиями.

Задание № 1.

Даны организмы (хламидомонада, подосиновик, ламинария, мухомор, фукус, дрожжи, спирогира). Внимательно посмотрите на предложенный список и ответьте на вопросы:

  • На сколько групп можно поделить данные организмы? (Две)
  • К каким царствам живой природы относятся данные организмы? (Царство растений и грибов)
  • Какой отдел царства растений представлен в списке? (Водоросли)
  • Какие царства живой природы вы еще знаете? (Заполняем схему на доске)

Задание № 2.

Заполните таблицу, распределив понятия в соответствующие клетки:
Вода, почва, воздух, организм, одноклеточные, многоклеточные, гифы, слоевище, плодовое тело, автотрофы, гетеротрофы, споры, пoлoвoе, бесполое, пища, источник кислорода, лекарство, ризоиды, фотосинтез.

Признаки сравнения

организмы

Среда обитания Особенности

строение

Питание Размножение Значение
Водоросли
Грибы

Такая же таблица начерчена на доске. После выполнения задания обучающимися, дети обмениваются информацией между собой, разрешено работать группой. Сравниваем результаты работы. Можно, в целях экономии времени, заполнить таблицу и закрыть ее, а по мере обсуждения открывать.

Оформление доски

Вы замечательно справились с заданиями, и теперь внимание – задача!
Вы когда-нибудь смешивали что либо? (Дети высказываются)
Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получится, если соединить два организма из разных царств вместе?
Возможно ли это? Если да, то, какое название будут иметь эти организмы?
Каково их строение, образ жизни и главное – какое положение в системе органического мира они будут занимать?
Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена – мы с ней справимся.
Это и будет целью нашего урока.

III. Изложение нового материала.

И так, начнем все по – порядку…
1. Возможно ли соединения организмов из разных царств живой природы?
Да, такие организмы есть и называются они лишайники.
Тема нашего урока так и звучит – лишайники.

Лишайники – это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом.

Давайте подробнее разберем определение.

– Понятно ли вам слово – комплексное? Каким словом можно его заменить? (Заслушиваем варианты)
– А симбиоз?
Вспомните, мы уже встречались с этим понятием, когда изучали грибы.
(Проговариваем определение, уточняем понятие, и подбираем ассоциативный ряд – содружество, взаимовыгода, взаимопомощь, братство, принцип ты мне я тебе и т.д).
А в чем преимущества такого совместного проживания гифов гриба с одноклеточными водорослями? Почему природа пошла на такой эксперимент? (дети высказывают свои точки зрения, обсуждаем).
Чтобы ответить на эти вопросы, выясним его строение. Обратите внимание, в таблице, над которой вы работали, есть свободные клетки. (Вписываем в таблицу лишайник и теперь заполняем пустые клетки).
Посмотрите еще раз на определение лишайников. В самом определении уже отражено его строение.
Давайте попробуем построить модель лишайника на доске (детям предлагаются гифы гриба, одноклеточные водоросли, вырезанные из бумаги, и с помощью магнитов строим тело лишайника)
Рассмотрев модели, выясняем, чья модель нравится больше и почему.
Давайте убедимся, соответствуют ли наши модели рисункам таблицы.
Уточняется понятие слоевище (оно им тоже уже знакомо).
У вас на столах лежит временный микропрепарат слоевища лишайника, рассмотрите его при малом увеличении микроскопа (проговариваются правила работы с микроскопом).

Классификация лишайников.

По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:

  • Накипные
  • Кустистые
  • Листоватые

Работаем с коллекцией натуральных объектов, где дети самостоятельно пытаются определить, где какой вид лишайника. (Учитель корректирует работу и дает название лишайникам).
Со строением разобрались.
Теперь выясняем, как питаются лишайники, если известно, что гриб питается готовой пищей, а водоросль фотосинтезирует?
Гриб получает от водоросли органические вещества— углеводы, но в то же время, гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды, а также создает среду обитания, обеспечивает защиту от пересыхания и перегревания. Такой совместный способ питания называется авто – гетеротрофным.
Фотосинтез протекает в определенных условиях. В местах с сильно меняющейся влажностью он возможен только в определенные часы – обычно рано утром, после тумана или росы. Этим и объясняется низкая скорость прироста лишайника за год, всего несколько миллиметров.

Как же размножается лишайник? Можно предположить, что для лишайника хаpaктерны такие же способы размножения как и для гриба, так и для водоросли – пoлoвым, бесполым (обращаемся к заполненной таблице).
Основной способ размножения лишайников – вегетативный, то есть частями слоевища.
Я хочу прочитать вам один отрывок из библии, когда Моисей вел свой народ через пустыню…. (Зачитывается отрывок из библии).
Как вы думаете, какое отношение имеет этот отрывок к теме нашего урока?
Конечно самое прямое! В этом отрывке описан процесс вегетативного размножения лишайника.
Рассказ этот не на 100 процентов выдумка, но и чуда в нем нет. Бог, который, по утверждению библии, послал несчастным скитальцам пищу, тут, разумеется, ни причем. В пустыне, по которой блуждали еврейские народы, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния.

Причем до сих пор народы Туркмении, Киргизии используют лишайники в пищу для выпечки лепешек. В северо-западных областях России сухой порошок из ягеля являлся традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости. На рынке небольшой мешочек муки из ягеля стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. (Приложение 2)

Демонстрация на сухом материале образование манны небесной (можно взять кусочки ягеля, и дать обучающимся размять в ладонях).

А какое еще значение лишайники имеют в природе и жизни человека?

  • Пища для животных, основной корм в зимнее время для оленей.
  • В производстве лакмуса (химическая промышленность), краситель для шерсти.
  • Получают спирт, патоку.
  • Антибиотики– медицина.
  • Парфюмерная промышленность – производство духов.
  • Биоиндикаторы (очень чувствительны к загрязнению воздуха, не выносят копоти, дыма. По ним можно определить качество окружающей среды).
  • Почвообразующая – поселяясь на гoлой, не пригодной для жизни других организмов, они превращают ее в плодородную (зачитывается высказывание К.А Тимирязева из книги “Жизнь растений” )

Приложение 1, Приложение 3

“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появится лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву. Он забирается далее всех на север, выше всех в горы, ему нипочем зимняя стужа, летний зной. Медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следу, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни”

Ребята, посмотрите, как просто устроен этот организм под названием лишайник, но какое колоссальное значение он имеет. Любая простота рациональна. Необычность, уникальность лишайников заключается и в том, что они проявляют высочайшую степень приспособленности к суровым условиям среды:
– большинство лишайников легко переносят полное высыхание, но в тоже время очень быстро поглощают влагу (в 3–35 раз увеличить свою массу).
Но, не смотря на высокую приспособленность организмов, лишайники необходимо охранять.
Мы, часто бывая в сопках, даже не задумываемся, что этим можем негативно влиять на лишайник. А как же мы их можем уберечь?
Гуляя по сопкам, избегайте участков его произрастания, не вырывайте, обходите его, или идите след в след (зачитываю отрывок сказки народов севера).
Как вы думаете ребята, решили мы задачу нашего урока полностью?
Нет, у нас остался еще один важный момент, куда отнести лишайники – к грибам или водорослям? На этот счет существует несколько точек зрения. Одни ученые считают, раз гриб зависит от водоросли и без нее он погибает (если поместить лишайник в воду, через некоторое время гифы гриба сгниют, а водоросль будет прекрасно себя чувствовать), то его следует отнести к царству Растений. Но другие систематики утверждают обратное, так как именно гриб является “хозяином” слоевища. А что думаете, вы по этому поводу? (дети высказывают свою точку зрения)

Вот теперь мы ответили на все вопросы!

IV. Закрепление изученного материала.

1. Просмотр презентации (Приложение 4)

И так, мы сегодня на уроке познакомились с организмами, которые объединяют в себе два царства живой природы…. и ….. Называются эти организмы… Форма взаимоотношения между грибом и…. называется …. Тело лишайника представлено ….., способ питания его……., размножаются они в основном…….. способом.

2. Выберите правильные утверждения:

  1. Лишайники – это организмы симбионты (да.)
  2. Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (да).
  3. Различают два основных типа слоевища лишайников (нет, три).
  4. Наиболее простой тип лишайника кустистый (нет, накипной).
  5. Автотрофный компонент лишайника – гриб (нет).
  6. Основной способ размножения лишайника – пoлoвoй (нет, вегетативный).
  7. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (да).

V. Первичный контроль.

Детям раздается таблица, точно такая же, как заполнялась по ходу урока на доске.

Заполните таблицу.

Признаки сравнения Среда обитания Особенности
строение
Питание Размножение Значение
Лишайники

Обучающимся предлагается заполнить клетки в первую очередь те, которые очень хорошо понятны, и усвоены, а затем те, которые менее. Детям разрешено пользоваться учебником и помощью одноклассника. (Учитель корректирует работу учеников)

VI. Домашнее задание. Индивидуальные задания.




Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

22 01 2022 18:24:57

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

21 01 2022 22:37:56

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

20 01 2022 17:26:59

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

19 01 2022 0:22:19

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

18 01 2022 9:59:33

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

17 01 2022 11:34:29

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

16 01 2022 18:21:53

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

15 01 2022 12:52:22

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

14 01 2022 20:16:21

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

13 01 2022 14:41:13

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

12 01 2022 2:38:27

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

11 01 2022 8:25:45

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

10 01 2022 5:17:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

09 01 2022 6:31:44

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

08 01 2022 11:29:46

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

07 01 2022 11:59:42

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

06 01 2022 13:14:53

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

05 01 2022 22:58:11

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

04 01 2022 22:28:32

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

03 01 2022 8:33:20

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

02 01 2022 12:23:50

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

01 01 2022 10:18:28

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

31 12 2021 4:29:26

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

30 12 2021 12:20:25

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

29 12 2021 14:56:54

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

28 12 2021 2:40:27

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

27 12 2021 23:31:15

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

26 12 2021 0:41:53

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

25 12 2021 19:48:44

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

24 12 2021 6:51:39

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

23 12 2021 10:37:20

Эколого–краеведческий центр "Росток"


    Эколого–краеведческий центр "Росток"

      Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

22 12 2021 8:45:37

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

21 12 2021 23:39:35

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

20 12 2021 1:23:59

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

19 12 2021 10:52:30

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

18 12 2021 10:58:35

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

17 12 2021 16:41:45

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

16 12 2021 7:44:33

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

      Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

15 12 2021 11:13:12

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

14 12 2021 14:18:13

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

13 12 2021 19:38:16

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

12 12 2021 1:37:48

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

11 12 2021 20:43:14

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

10 12 2021 21:17:34

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

09 12 2021 6:49:38

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

08 12 2021 7:56:49

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

07 12 2021 7:51:56

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

06 12 2021 19:22:41

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

05 12 2021 0:42:48

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

04 12 2021 17:24:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::