Значение и строение кожи

Цель урока:
- Дать учащимся представление об новом органе.
Задачи урока:
Образовательные:
- Дать представление о значении и строении кожи её свойствах .
Коррекционно – развивающие:
- Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .
- Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные:
- Формировать бережное отношению к своему здоровью.
- Формировать основы экологического сознания.
- Формировать представление о профессиях людей, связанных со здравохранением.
Оборудование:
- Таблица: “Кожа.”
Словарь:
- наружный слой,
- внутренний слой,
- жировая клетчатка,
- сальные железы,
- потовые железы,
- меланин,
- врач– oнкoлoг.
1.Организационный момент: подготовка рабочих мест.
2.Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе.” Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
3.Актуализация знаний к новой теме:
Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей) .
Организм- система органов- орган- ткань- клетка.
4. Повторение пройденного.
Какие системы органов вы уже знаете?
Каково их значение?
Какие виды ткани вы знаете?
План урока:
- Что такое кожа?
- Свойства кожи.
- Значение кожи.
- Строение кожи.
5. Сообщение темы урока:
Сегодня мы познакомимся ещё с одним органом тела человека, его значением и строением.
6. Новый материал
Это кожа - самой большой орган.. Она покрывает всё наше тело. Кожа- покров нашего тела. У взрослого её площадь достигает 1,7 – 2м кв., а вес – 2- 3 кг.
Работа – исследование:
Свойства кожи.
Попробуйте взять кожу и оттянуть её.
Теперь отпустите.
Что произошло с кожей?
Она не порвалась и вернулась в прежнее положение.
Следовательно, кожа прочная и эластичная.
Значение кожи.
Кожа – орган- трудоголик, который выполняет сразу несколько функций.
Теперь познакомимся со значением кожи.
В человеческом организме кожа играет туже роль. что и кора у дерева.
Она защищает внутренние органы.
От чего?
От механических повреждений (удары, ушибы).
От потерь воды (человек на 75 – 80% состоит из воды).
Кожа человека подобна крепостной стене, охраняющей организм от вторжения неприятеля. Кто может быть этим неприятелем?
От проникновения микробов.
Но человеку кожа нужна не только для защиты.
Закройте глазки. Возьмите по очереди предметы, лежащие перед вами. Можете их назвать?
Значит, благодаря коже мы чувствуем.
Что чувствуем?
Прикосновение.
Боль.
Температуру (горячее, холодное), что позволяет нам избегать ожогов и переохлаждения.
Ответьте на вопрос (давайте поприседаем):
Что происходит с вами после длительных нагрузок и когда жарко?
Следовательно кожа выделяет вещества: пот (700мл – 4л) и кожное сало.
Значение кожи также состоит в том, что кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ (2%).
Ещё один вопрос:
Меняется ли температура вашего тела в зависимости от температуры воздуха?
Нет.
Значит кожа участвует в регуляции температуры тела.
7. Закрепление. №115 с. 41 в тетради
Вывод:
- Кожа защищает.
- Кожа чувствует.
- Кожа выделяет.
- Кожа дышит.
- Кожа регулирует температуру тела.
Резервное задание:
Послушайте историю, которая произошла много лет назад.
Жил- был на свете герцог.
Богатый герцог был.
И он в старинном замке
Со своей семьёю жил.В богатстве, роскоши, пирах
Вся жизнь его текла.
И вот однажды он решил,
Что скучная она.Задумал он устроить пир
И удивить гостей
Он мальчика у бедняка
Купил за горсть гиней.Хотел он в этом мире слыть
Богаче всех людей
И краской золотой покрыть
Велел его скорей.Покрыли краской бедняка
От головы до пят.
И бал прошёл удачно так
Был герцог очень рад.Но мальчик что-то занемог,
Его пронзил озноб.
Врача позвали, но и врач
Ему помочь не смог.Пытались краску ту отмыть.
Но не могли никак.
Погиб мальчонка золотой,
А что же герцог,- герцог тот
Известен стал в веках.
Как вы думаете, почему это произошло?
Физкультминутка.
8. Новый материал.
Строение кожи.
Природная “рубашка” Надёжно служит хозяину благодаря сложному устройству. Кожа состоит из трёх слоёв.
Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите?
То, что вы увидели – это наружный слой кожи. Как вы думаете каким видом ткани он будет образован?
Наружный слой кожи образован эпителиальной тканью.
Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток, они защищают кожу от твёрдых частиц, газов, жидкостей. Мёртвые клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Они образуются постоянно в живых клетках наружного слоя и выталкиваются “родителями” наверх и постепенно приобретают твёрдость. Эти клетки живут 20 дней. Иногда отмершие пластинки не слущиваются , а наоборот слипаются в толстый панцирь, образуя мозоль. В живых клетках наружного слоя кожи содержится красящее вещество – меланин. Оно определяет цвет кожи и защищает организм от лучей солнца.
Под ним находится внутренний слой кожи.
Внутренний слой кожи образован соединительной тканью и небольшим количеством мышечной ткани. Он толще наружного слоя, и придаёт коже прочность и эластичность. Это свойство позволяет растянуть лоскут кожи в 5 – 6 раз, если нужно, например, закрыть ожоговую рану. В нем много кровеносных сосудов и нервных окончаний. В нём находятся сальные железы (15шт. на 1см кв.) и потовые железы (100шт на 1см кв.), корни волос. Испарение пота спасает организм от перегрева, кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность. Волосы- это роговые образования кожи. Другое роговое образование кожи- ногти. Они защищают кончики пальцев от повреждений.
Под этим слоем находится подкожная жировая клетчатка.
Подкожная жировая клетчатка – это самый глубокий слой кожи. Он пpeдoxpaняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры. Жировой слой лучше развит в местах , которые испытывают постоянное давление – ягoдицы, подошвы ног. Упитанные люди мёрзнут меньше худышек.
9. Закрепление. № 114 с.41 в тетради.
Вывод:
Кожу образуют три слоя:
- наружный слой
- внутренний слой
- жировая клетчатка
Выставление оценок.
Просмотр видеоролика.
В наружном слое кожи находится меланин. Его избыток в коже ведёт к появлению пигментных образований – родинок. У некоторых они были с рождения, а у некоторых появились в процессе жизни. Отношение к родинкам у людей разное. Вам важно знать о родинках следующее: в результате воздействия на них различных факторов, в том числе и нeблагоприятной экологической обстановки они начинают расти и изменяться. В таком случае вы должны обращаться к врачу- oнкoлoгу.
10. Итог урока:
С каким органом тела человека мы познакомились?
Каково его значение?
11. Домашнее задание. с.130-133 читать, отвечать на вопросы, №113 с. 41. и карточка (Рассчитайте вес своей кожи если известно, что он равен 5% веса вашего тела без жировой клетчатки и 17% веса вашего тела с учётом жировой клетчатки).
(Видеоролик удален из-за большого размера)
Комментарии:
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
22 12 2025 22:50:39
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
21 12 2025 15:49:27
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
20 12 2025 1:13:29
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
19 12 2025 22:31:27
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
18 12 2025 17:39:36
Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...
17 12 2025 7:43:17
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
16 12 2025 21:46:32
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
15 12 2025 15:13:12
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
14 12 2025 9:33:49
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
13 12 2025 7:34:37
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
12 12 2025 12:46:27
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
11 12 2025 5:58:40
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
10 12 2025 19:46:30
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
09 12 2025 19:46:51
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
08 12 2025 13:29:28
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
07 12 2025 21:42:51
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
06 12 2025 4:18:51
Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
05 12 2025 10:56:24
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
04 12 2025 17:26:26
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
03 12 2025 7:45:14
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
02 12 2025 2:26:42
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
01 12 2025 1:50:19
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
30 11 2025 17:15:46
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
29 11 2025 23:49:37
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
28 11 2025 23:37:49
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
27 11 2025 22:25:16
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
26 11 2025 1:40:23
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
25 11 2025 14:31:27
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
24 11 2025 21:30:17
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
23 11 2025 10:32:41
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
22 11 2025 18:27:29
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
21 11 2025 10:25:50
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
20 11 2025 7:34:46
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
19 11 2025 12:36:25
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
18 11 2025 0:18:39
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
17 11 2025 17:10:57
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
16 11 2025 12:50:54
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
15 11 2025 5:24:43
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
14 11 2025 9:54:21
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
13 11 2025 17:16:55
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
12 11 2025 4:55:29
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
11 11 2025 2:17:48
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
10 11 2025 2:15:19
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
09 11 2025 17:14:13
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
08 11 2025 11:36:15
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
07 11 2025 20:21:59
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
06 11 2025 11:50:48
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
05 11 2025 3:57:38
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
04 11 2025 12:35:35
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
03 11 2025 14:40:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев