Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Презентация

Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть “новыми информационными технологиями в образовании”. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.

Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки.

Выделяют несколько уровней ИКТ:

Базовый - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения.

Предметно-ориентированный - освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. Именно этот уровень позволяет повысить качество преподаваемого предмета.

Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Направления внедрения информационных технологий в практическую деятельность учителя биологии общеобразовательной школы:

  1. через проведение занятий в компьютерном классе школы;
  2. реализуя возможности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя в кабинете по предмету или в специализированном классе школы;
  3. опираясь только на домашний ПК (персональный компьютер) учителя;
  4. используя домашние ПК учащихся.

ИКТ - технологии на уроках естественно-научного цикла можно применять:

1) при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя).

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами.

4) при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления. Работа с ними открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов

Преподавание предметов естественно – научного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при полной укомплектованности лаборатории кабинета требуемыми приборами и материалами, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. При этом в силу своей специфики реальный эксперимент часто не реализовывает основное свое предназначение — служить источником знаний.

Все выявляемые зависимости носят лишь приближенный характер

Применять ЦОРы на уроках биологии я начала в параллели 7-х классов.

Особенно это необходимо при изучении тем главы: “Эволюция строения и функций органов и их систем”. На таких уроках изучается сразу несколько групп животных. Для того чтобы информация лучше воспринималась детьми, необходимо большое количество схем и таблиц, которые иногда просто нет возможности разместить, что вызывает дополнительные трудности. В данном случае я вижу выход в применении АРМа учителя. Предлагаю вашему вниманию слайд, который был взят в ЦОРе “Открытая биология”, где показана эволюция нервной системы беспозвоночных животных. Её можно использовать на любом этапе урока. И всё это наглядно!

 

В настоящее время изготовлено и имеется в продаже много ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова

С применением АРМ я работаю и с 5 классами. Например: использую ЦОР “Лабораторный практикум 6-9” (информация записана на двух дисках), его можно использовать на любом этапе урока. В частности, я проводила лабораторную работу: “Изучение строения растительной клетки”, где этап за этапом показана последовательность приготовления микропрепарата кожицы лука. А также даны вопросы на закрепления полученной информации. Такой диск мне необходим, так как на каждого в наличие у меня микроскопа нет. Дети были в восторге!

Интересный урок получился с использованием регионального компонента по теме: “Лекарственные растения Тракторозаводского района города Челябинска” (смотри приложение).

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Это поистине безграничное количество рефератов практически по любым темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии.

Можно дать задания детям и другого характера.

Например: найти в Интернете 3 сайта по теме “Клонирование” и написать рецензию;

  • найти 3 анимации по теме и составить к ним задания;
  • открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д.

Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.

Сейчас Интернет можно использовать для:

1. Поиска информации по учебным вопросам;

2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов;

3. Доставки учебных видеопрограмм;

4. Повышения квалификации учителей.

5. Для размещения собственной информации на сайтах.

6. Участие в предметных олимпиадах различного уровня.

Т. О. На уроках с применением АРМ дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на будущий 2007-2008 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам.

Если рассмотреть в 5 классах динамику успеваемости во 2 и 3 четверти, то мы увидим, что количество учащихся в 3 четверти занимающихся на “4” и “5” увеличилось, а троечников уменьшилось.

Класс Кол-во “5” “4” “3”
2 четверть 3четверть 2 четверть 3 четверть 2 четверть 3 четверть
5 а 25 5 4 12 15 8 6
26 11 11 12 14 3 1
25 1 2 9 10 15 13

Если говорить о олимпиадах по биологии, то в прошлом году у нас 1 призёр, в этом году 2 человека заняли призовые места. При подготовке детей использовались ЦОРы.

Я считаю, что применять АРМ учителя и Цоры на уроках биологии необходимо - это требование сегодняшнего дня. Это повышает интерес учащихся к предмету, улучшает качество изучаемого материала.

Среди пятых классов мною было проведено тестирование с целью выявления интереса у учащихся по применению АРМа на уроках природоведения.

Тест:

1. Есть ли у тебя компьютер дома.

А. Да
Б. Нет

2. Знаешь ли ты, что такое ЦОРы?

А. Да
Б. Нет

3. Нравяться ли тебе уроки с использованием ЦОРов?

А. Да
Б. Нет

4. В каком случае ты тратишь больше времени на подготовку домашнего задания

А. после проведённого урока с использованием мультимедиа.

Б. После обычного урока.

5. Хотел бы ты в будущем проводить уроки с использованием ЦОРов?

А. Да
Б. Нет

Исходя из данного опроса, можно сделать вывод, что детям нравятся уроки с использованием ЦОРов и АРМа учителя, и он хотели бы в будущем посещать такие уроки. При подготовке домашних заданий после таких занятий значительно снижается количество затрачиваемого времени.

Предлагаю Вам приложение к календарно – тематическому планированию по биологии 10 класс.

Данный перечень ЦОРов используется по программе автора В. В. Пасечник, учебник А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечник “Общая биология”

№ темы Название темы урока Используемые ЦОРы
5-9 Строение и функции органических веществ Открытая биология 6-9. БЭНП. Биология. 6-9
20 Сходство в строении клеток эукариот и прокариот Открытая биология 6-9. БЭНП. Биология. 6-9

Презентация “Органоиды клетки”

23 Обобщающий урок: “Строение клетки” Подготовка к ЕГЭ по биологии.

Биология 1С: Репетитор

Презентация “Органоиды клетки”

33 Жизненный цикл клетки БЭНП. Биология. 6-9

Подготовка к ЕГЭ по биологии

36 Формы размножения организмов БЭНП. Биология. 6-9

Биология 9 класс. Просвещение.

41 Онтогенез. Органогенез Лабораторный практикум 6-9.
44 Закономерности наследования признаков БЭНП. Биология. 6-9
45 Моногибридное скрещивание БЭНП. Биология. 6-9
47 Дигибридное и полигибридное скрещивание БЭНП. Биология. 6-9
49 Хромосомная теория, ее положения БЭНП. Биология. 6-9
60 Обобщающий урок: “Основы генетики” Подготовка к ЕГЭ по биологии.

Биология 1С: Репетитор

66 Обобщающий урок: “Эволюционное развитие организмов” Подготовка к ЕГЭ по биологии.

Биология 1С: Репетитор



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

Урок биологии в 10-м классе с использованием методики « Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М. А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

03 08 2021 16:55:16

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Практическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

03 08 2021 3:20:24

Урок биологии по теме "Строение клетки"

Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных З У Нов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

03 08 2021 0:19:30

Тема урока: "Свалка по имени Земля"

В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект " Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине " Общая биология" (раздел " Основы экологии"). ...

03 08 2021 16:23:14

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

03 08 2021 1:27:53

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

03 08 2021 9:56:11

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

03 08 2021 6:31:15

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p> Данный урок предложен в форме К В Н, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной характер предмета « Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

03 08 2021 20:15:29

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

03 08 2021 22:12:38

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

03 08 2021 18:37:28

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

03 08 2021 10:50:15

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу « Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

03 08 2021 17:29:47

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

03 08 2021 1:28:35

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

03 08 2021 7:12:21

Экологический слет "Юных друзей природы"

Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

03 08 2021 10:33:33

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

03 08 2021 15:56:28

Программа элективного курса "В мире профессий"

Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...

03 08 2021 11:24:14

Использование электронного микроскопа на уроках биологии

Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

03 08 2021 19:12:56

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

03 08 2021 5:41:56

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

03 08 2021 2:48:21

Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

03 08 2021 9:55:30

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

Элективный курс " Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н. И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

03 08 2021 15:25:49

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

03 08 2021 11:40:31

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

03 08 2021 21:51:24

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

03 08 2021 8:50:28

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

А. С. Макаренко писал: " Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

03 08 2021 10:50:22

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

03 08 2021 13:24:20

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

03 08 2021 4:22:53

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

Изучается закон сцепленного наследования Т. Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

03 08 2021 23:45:44

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

03 08 2021 10:36:38

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют практическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

03 08 2021 1:16:29

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу « Самый умный». « Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

03 08 2021 1:16:46

Преподавании биологии

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

03 08 2021 4:49:18

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида « Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

03 08 2021 2:49:37

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

03 08 2021 6:33:55

Информационные технологии в преподавании биологии

Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия « Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска « Открытая биология» версия 2.5 О О О « Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы « Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

03 08 2021 10:14:52

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры « Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

03 08 2021 20:41:46

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

03 08 2021 23:25:40

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

03 08 2021 1:50:42

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

03 08 2021 12:41:42

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц « Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

03 08 2021 6:48:41

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

Проверочная работа по теме « Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

03 08 2021 10:26:49

Многообразие живого мира

Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

03 08 2021 16:12:31

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

03 08 2021 2:52:26

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

03 08 2021 23:32:15

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

Представлен конспект урока на тему " Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

03 08 2021 4:45:12

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

03 08 2021 6:19:29

Основные закономерности эволюции органического мира

Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....

03 08 2021 3:41:25

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

03 08 2021 22:54:51

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

03 08 2021 6:54:18

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)