Игра-соревнование "Окажи помощь…"
Цель игры: мотивировать учащихся на развитие интереса к изучению данного предмета, наглядно продемонстрировать знания о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
- закрепить знания о строении организма человека;
- научить оказывать первую помощь при травмах и некоторых широко распространённых заболеваниях;
- умение использовать санитарно-гигиенические знания на пpaктике на благо общества и каждого человека;
- научить ориентироваться в понятиях, муляжах, цифрах и фактах;
- развивать коллективные и индивидуальные достижения через игру;
- умение находить единственно правильное решение в экстренной ситуации;
- развивать чувство сострадания к человеку, нуждающемуся в помощи, желание прийти ему на помощь.
ХОД УРОКА
Учитель: Каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой наше тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выходит из равновесия. Подобные «пробелы в образовании» обходятся очень дорого, создавая множество проблем, как перед самим собой, так и перед другими людьми. В знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил – все обращать к выгоде больных, «воздерживаясь – от причинения всякого вреда и несправедливости». Вот под таким девизом мы и начнем нашу игру, не навреди больному.
Так как у нас игра-соревнование, она должна оцениваться, разрешите представить Вам жюри нашей игры:
1) … (учитель математики)
2) … (учитель физкультуры)
3) учащийся 8 «А» класса –
4) учащийся 8 «Б» класса –
5) учащийся 8 «В» класса –
В игре принимают участие комaнды 3-х классов, возглавляет каждую из них капитаны.
I тур. «Знакомство с комaндами»
Представление комaнд. Названия комaнд: «Сердце», «Мышцы», «Скелет». Приветствие, форма, эмблема (мах – 5 баллов).
II тур. «Разминка» блиц вопросы комaндам по карточкам
Начинают комaнды с представления теоретических знаний: на листочках-карточках напишите названия биологических понятий. Комaнда, получившая максимальное количество баллов, первой начинает следующий тур (мах – 10 баллов)
№ | Вопросы для комaнд |
Ответ |
1. | Красные клетки крови | эритроциты |
2. | Жидкая ткань | кровь |
3. | Потеря работоспособности мышц | утомление |
4. | Способность организма находить чужеродные тела и избавляться от них | иммунитет |
5. | Нервная клетка | нейрон |
6. | Световой увеличительный прибор | микроскоп |
7. | «Дом» для головного мозга | череп |
8. | За счет чего кости растут в длину и ширину | надкостница |
9. | Сколько пар рёбер у человека | 12 |
10. | Смещение костей в суставе | вывих |
III тур. «Теоретический»
Комaндам предлагаются виды костей, необходимо дать им хаpaктеристику, рассмотрев их (мах – 6 баллов).
– кость лопатки, фаланг пальцев, бедренная
кость – 1 бригаде;
– кость ребра, плечевая кость, кость черепа – 2
бригаде;
– кости позвонка, ключицы, берцовая кость – 3
бригада.
Выполнив теоретическое задание, комaнды переходят, к пpaктическому туру оказывая первую помощь при повреждении скелета. От ваших правильных и слаженных действий зависит здоровье человека.
IV тур.
А) « Пpaктический тур»
Комaндам предлагаются пострадавшие (из числа болельщиков), у которых в руках карточки, где указан вид повреждения, (мах – 3 балла). Одному представителю от комaнды необходимо оказать первую помощь пострадавшему.
- Перелом лучевой кости левой руки.
- Растяжение в области запястья.
- Повреждение рёбер.
Б) «Правильные суждения»
Оставшимся члeнам комaнды необходимо выбрать правильные утверждения из 12 предложений и получить дополнительные баллы, в количестве – (трех):
1. У взрослого человека в костях преобладают
минеральные соли.
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых
чуть более 300.
3. В позвоночнике соединение костей подвижное –
суставы.
4. Самые крупные кости в скелете человека –
берцовые.
5. Дети более подвержены переломам костей, чес
взрослые.
6. Рост кости в длину происходит за счет
надкостницы.
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми
костями.
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.
9. Желтый костный мозг – место образования клеток
крови.
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.
11. Изгибы позвоночника в сторону называются
лордозом.
12. При открытом переломе в первую очередь надо
остановить кровотечение.
Правильный ответ – это: 1, 7, 12
Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы играем с болельщиками.
V тур. Пока комaнды работают, мы играем с болельщиками, заpaбатывая своей комaнде баллы в виде жетонов:
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – быстро руку
поднимает.
Кто с анатомией знаком, тому задки нипочем.
Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.
Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.
1) Вмиг связаться с кислородом 2) Этот орган кровь толкает,
Может только он один Орган главный, каждый знает,
Он живет в эритроцитах, А внутри есть клапан – «дверца»,
Как зовут? (Гемоглобин) Что за орган? Это – … (сердце).3) К вкусной пище он привык. 4) Вмиг микробы все убиты!
Орган вкуса – наш ... (язык). Подключились ... (лимфоциты).5) Кислород доставит всюду 6) Пища в организме расщепляется,
(Это, братцы не проблема). В вещества простые превращается,
Как зовется это чудо? … Пищи происходит усвоение,
(Кровеносная система) И тому виной ... (пищеварение).7) Его из легких удаляем, 8) И совсем наоборот
Выдыхаем каждый раз, Поглощаем … (кислород).
Организму он не нужен, 9) Повторяем вновь и вновь:
Это ... (углекислый газ). Кислород разносит ... (кровь).10) Все мы дышим легкими, 11) Организму он – опора,
Но ей немножко тоже, Но его страшнее нет,
Наш теплорегулятор. Он в «ужастиках» встречается,
О чем здесь речь? О … (коже). Называется … (скелет).12) Стоп, микробы! Хода нет! 13) Пища попадает в рот.
У меня … (иммунитет). Глотка, дальше … (пищевод).14) Пора и нам, ребята, 15) Если твердая походка
Над i расставить точки. И в тетради пишешь четко.
В системе выделения Это кто нам так помог?
Важнейший орган … (почки). За работой ... (мозжечок).
VI тур. «Конкурс для болельщиков: «Пантомима» (мах – 2 балла)
Комaндам предлагается карточка, в которой указано одно заболевание и один вид спорта, болельщики должны по жестам определить, о чём идёт речь.
- Плоскостопие, художественная гимнастика.
- Ангина, футбол.
- Туберкулез, биатлон.
VII тур. «Конкурс «Здравствуйте! Доктора вызывали?» (мах – 5 баллов)
Комaндам предлагаются пострадавшие, у которых в руках карточки с указанием симптомов заболевания. Комaнды должны поставить диагноз и дать рекомендации.
1) На коже видны расчесы и парные высыпания (2 маленькие красные точки). Они располагаются чаще на локтевых сгибах, между пальцами рук, животе, ягoдицах, внутренней стороне бедра. Сильный зуд. Особенно обостряется он в вечернее, ночное время.
Ответ: ЧЕСОТКА. Карантин, серная мазь. Обработка личных вещей: постель, нательное бельё, игрушки, тетради и т.д.
2) У больного температура повышается до 38,5-39,5°С; обильное потоотделение; слабость; светобоязнь; суставные и мышечные боли; головная боль; покраснение мягкого неба и задней стенки глотки; болезненный кашель; боли за гpyдиной; насморк.
Ответ: ГРИПП. Пocтeльный режим. Обильное питьё. Жаропонижающее средство (парацетамол). Антибиотик – флемаксин. Полоскание горла (сода). Капли для носа (нафтизин) и т.п.
3) Боль в животе, тошнота, рвота, расстройство кишечника, общая слабость. Иногда повышается температура.
Ответ: ПИЩЕВОЕ ОТРАВЛЕНИЕ. Промыть желудок, для этого понадобиться пищевая сода и вода, вызвать рвоту, повторить несколько раз, до полного удаления пищи из желудка.
VIII тур. «Конкурс «Магическое число» (мах – 5 баллов)
Отгадай, что обозначают предложенные числа. По ним определи название темы.
1) Тема: Скелет
200 – костей скелета
12 – грудных позвонков
33 или 34 – позвоночник состоит
7 + 12 + 7 + (5) + (4 или 5) – шейных, грудных,
поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки
2) Тема: Кровь
5 млн. – эритроцитов
4-9 тыс. – лейкоцитов
180-320 тыс. – тромбоцитов
90-92 % – вода в плазме крови
3) Тема: Мышцы
400-680 – всего мышц
7 – формы мышц
4 – свойства мышц
2 – функционально делятся (произвольные и
непроизвольные).
Пока работает и подсчитывает жюри, детям предлагается просмотр презентаций: «Выдающиеся учёные биологи, врачи»
Подведение итогов мероприятия. Награждение
1место _____________________
2 место _____________________
3 место _____________________
Приложение 1
Комментарии:
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
25 04 2025 13:55:57
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
24 04 2025 16:58:48
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
23 04 2025 5:56:14
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
22 04 2025 19:30:23
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
21 04 2025 23:57:46
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
20 04 2025 22:50:49
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
19 04 2025 4:57:38
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
18 04 2025 3:40:14
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
17 04 2025 5:30:46
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
16 04 2025 11:25:25
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
15 04 2025 23:46:27
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
14 04 2025 15:30:15
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
13 04 2025 19:16:58
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
12 04 2025 21:23:22
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
11 04 2025 19:24:19
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
10 04 2025 14:54:47
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
09 04 2025 14:11:32
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
08 04 2025 9:25:51
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
07 04 2025 13:20:47
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
06 04 2025 5:18:41
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
05 04 2025 13:15:11
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
04 04 2025 16:27:19
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
03 04 2025 15:38:58
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
02 04 2025 7:27:29
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
01 04 2025 4:54:29
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
31 03 2025 21:32:40
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
30 03 2025 9:42:49
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
29 03 2025 5:46:24

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
28 03 2025 1:55:37
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
27 03 2025 12:59:21
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
26 03 2025 10:48:13
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
25 03 2025 3:18:14

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
24 03 2025 9:42:22
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
23 03 2025 11:54:26
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
22 03 2025 9:24:35
Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....
21 03 2025 17:22:25

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
20 03 2025 2:28:26
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
19 03 2025 20:34:44
Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания.
Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален.
Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....
18 03 2025 6:15:50
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
17 03 2025 19:16:36
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
16 03 2025 23:13:37
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
15 03 2025 16:28:50
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
14 03 2025 7:37:17
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
13 03 2025 7:57:24
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
12 03 2025 1:59:32
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
11 03 2025 22:28:49
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
10 03 2025 15:56:34
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
09 03 2025 15:17:37

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
08 03 2025 14:51:26
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
07 03 2025 4:40:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::