Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"
1. Хаpaктеристика темы:
Это шестой урок в теме “ Кровеносная и лимфатическая системы”. Учащиеся углубили знания о строении сердца, кругах кровообращения, взаимосвязи строения и функций органов на примере органов кровеносной системы, заложенные при изучении курса “Биология. Животные”, 7 класс; имеют понятие об автоматизме работы сердца и пульсе; научились определять состояние своей сердечно-сосудистой системы с помощью функциональной пробы; познакомились с приёмами оказания первой помощи при кровотечениях; имеют представление о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, однако ещё недостаточно осведомлены об их причинах, механизмах влияния на состояние сердечно-сосудистой системы различных факторов. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить представления о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, их причинах, придать знаниям научный хаpaктер.
2. Система целей к yроку:
Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Воспитательный аспект: Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков учащихся, умений организовывать совместную работу в группе в соответствии с планом на основе сотрудничества и взаимоуважения, приобретению опыта публичных выступлений, осознанию необходимости ведения здорового образа жизни.
Развивающий аспект: Способствовать развитию следующих умений и навыков у учащихся: собирать данные (факты, доказательства), анализировать текст совместно с другими людьми, доступно передавать информацию другому человеку, уточнять неясные вопросы, анализировать и синтезировать собранные данные, создавать и представить продукт совместной деятельности.
Образовательный аспект: Обеспечить совершенствование умений учащихся работать с текстовым и наглядным материалом, выделять главное; способствовать развитию творческого мышления, приёмов системно-структурного анализа, сравнения и обобщения полученной информации, формированию знаний о причинах сердечно-сосудистых заболеваний, механизмах положительного и отрицательного влияния различных факторов на сердечно-сосудистую систему.
3. Тип урока:
Урок изучения нового материала и первичного закрепления.4. Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (РКМЧП). Стратегия “Зигзаг”.
Перед каждой рабочей группой учащихся (из 5-6 человек) ставится задача совместного создания общего текста в результате работы на уроке. Группа выбирает жанр, в котором будет написан общий текст. Далее учащиеся рассаживаются в экспертные группы, рассчитавшись на первый-пятый: первые номера – в первую группу, вторые – во вторую и т.д. Каждая экспертная группа работает со своим текстом (Приложение 1). Число текстов равно числу учащихся. Затем эксперты возвращаются в свои группы, объясняют изученный материал другим члeнам группы, задают вопросы. После этого создаётся общий текст, который учащиеся представляют всему классу.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся:
– общеклассная, групповая, индивидуальная.
6. Система контроля за деятельностью учащихся:
Осуществляется через наблюдение за работой групп на каждом этапе работы, афиширование вопросов, представление продукта деятельности, самооценку участия каждого ученика в групповой работе.
Технологическая карта. Тема “Гигиена сердечно-сосудистой системы”. 8 класс.
Этап урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Шаг 1. Группы и роли. | Создание “рабочих” групп и распределение ролей. | Формирует рабочие группы, предлагает придумать название для своей группы, распределить роли. | Придумывают название группы, выбирают
роли. (Приложение 2) |
Шаг 2. Актуализация. Вызов |
Актуализация имеющихся знаний, мотивация деятельности учащихся. |
Мотивирует познавательную
деятельность учащихся, создаёт условия для
осознания целей урока. Предлагает определить направление новой темы, используя метод “обратный” синквейн: …..(Здоровье) Единственное, крепкое и не очень. Имеем, укрепляем, бережём. У каждого своё. Ценность. Задаёт вопрос: “Какая наука изучает здоровье?” “Какую тему мы сейчас изучаем?” Сообщает информацию о распространенности и опасности сердечно-сосудистых заболеваний. Просит определить задачи урока. Предлагает обсудить в группе, что уже знают по этой проблеме, фиксирует на доске результаты обсуждения. |
Определяют направление новой темы Формулируют тему урока Формулируют задачи урока Предполагают основные факторы, влияющие на ССС, заполняют кластер |
Шаг 3. Конечный продукт (будущий результат работы) | Определение конечной цели занятия. | Говорит ученикам о конечной цели занятия – создать в группе общий текст определённого жанра по теме урока. | Выбирают жанр текста по теме урока (Приложение 4) |
Шаг 4. Перегруппировка. | Создание “экспертных” групп. | Объясняет задачи экспертных групп: – индивидуально прочитать свою часть темы (текст), выписать самое главное; – в групповом обсуждении сформулировать два вопроса, которые помогут ребятам, нечитавшим данный текст, усвоить его лучше. Предупреждает, что пользоваться текстами после работы в экспертных группах будет нельзя. Сообщает правила образования групп. |
Рассчитываются на первый – пятый (шестой), рассаживаются в новые группы. |
Шаг 5. Работа с текстом. Осмысление |
Ознакомление с новой информацией, осмысление, формулирование вопросов. | Выдаёт тексты и наглядный материал
каждому участнику экспертных групп,
консультирует при необходимости. (Приложение 1) |
Самостоятельно читают текст, выписывают самое главное, рассматривают рисунки, совместно составляют вопросы к тексту. |
Шаг 6. Возвращение. | Ознакомление с информацией разных экспертов, соотнесение своих результатов с результатами одноклассников. | Инструктирует по плану работы: – рассказ каждого эксперта об основных сведениях, ответы на его вопросы – ведение записей (генераторы идей) |
Рассказывают основные сведения, задают вопросы другим члeнам группы, отвечают на их вопросы. |
Шаг 7. Конечный продукт. Рефлексия. |
Создание общего текста. | Напоминает о конечной цели занятия, о ролях: секретарь записывает, следит за временем; генератор идей – придумывает; организатор – организует обсуждение; помощник – советует; оформитель – оформляет, выступающий готовится к выступлению. |
Самостоятельно систематизируют полученные знания. |
Шаг 8. Презентация. | Представление аудитории результатов работы выступающим от каждой группы. | Организует поочерёдное выступление групп, задаёт уточняющие вопросы. | Выступающий читает текст, другие ученики задают уточняющие вопросы. |
Шаг 9. Заключительный этап. | Возвращение к кластеру. Предложение заданий для дальнейшего изучения вопроса с использованием дополнительных источников, заданий, содержащих спopные моменты. |
Предлагает задания на дом. | Записывают задание на дом. |
Шаг 10. Самооценка. | Оценивание каждым учащимся своей работы в группе по пятибалльной шкале. | Предлагает учащимся оценить свою
работу в группе. (Приложение 3). |
Учащиеся оценивают свою работу в
группе: Я предлагал идеи по составлению конспекта – 1 2 3 4 5 Я отвечал на вопросы – 1 2 3 4 5 Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5 Я внимательно выслушивал всех члeнов группы – 1 2 3 4 5 |
Используемая литература:
Для составления текста карточек и рисунков к ним использованы тексты и рисунки из учебников биологии:
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачёв А.Д. и др.; Под ред. Батуева А.С. биология: Человек: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1994.
- Колесов Д.В. Биология: Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, З.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Под ред. В.Н.Загорской и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение , 1990.
- Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Под ред. Сучинской В.И. – М.: Просвещение , 1977.
Рис. к Карточке 4 – из журнала “Здоровье”.
Для разработки урока использована статья И. Загашева “Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология критического мышления средствами чтения и письма. Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия “Зигзаг””, опубликованная в журнале “Б.Ш.” № 22 (130), 16-30 ноября 2004 года.
Комментарии:
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
01 04 2025 10:54:11
Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....
31 03 2025 19:37:55
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
30 03 2025 5:25:59
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
29 03 2025 2:56:44
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
28 03 2025 18:58:22
Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....
27 03 2025 21:10:43
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
26 03 2025 5:47:53
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
25 03 2025 14:37:59
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
24 03 2025 10:40:19
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
23 03 2025 10:19:12
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
22 03 2025 10:30:31
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
21 03 2025 23:28:50
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
20 03 2025 6:59:55
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
19 03 2025 23:42:50
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
18 03 2025 6:15:47

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
17 03 2025 23:22:52
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
16 03 2025 16:15:26
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
15 03 2025 14:13:48
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
14 03 2025 13:56:40
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
13 03 2025 2:16:13
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
12 03 2025 21:13:58
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
11 03 2025 8:43:59
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
10 03 2025 14:58:26
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
09 03 2025 9:50:57
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
08 03 2025 4:27:22
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
07 03 2025 14:34:21
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
06 03 2025 19:19:31
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
05 03 2025 10:24:41
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
04 03 2025 23:50:23

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
03 03 2025 18:59:32
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
02 03 2025 16:51:43
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
01 03 2025 22:12:44
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
28 02 2025 18:18:43
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
27 02 2025 23:59:29
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
26 02 2025 23:57:31
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
25 02 2025 8:26:35
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
24 02 2025 9:53:59
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
23 02 2025 22:22:42
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
22 02 2025 3:27:56
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
21 02 2025 7:48:50
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
20 02 2025 15:47:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
19 02 2025 7:55:31
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
18 02 2025 4:47:12
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
17 02 2025 0:27:28
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал.
...
16 02 2025 10:49:57
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
15 02 2025 12:38:40
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
14 02 2025 18:31:50
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
13 02 2025 6:58:14

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
12 02 2025 8:53:16
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
11 02 2025 16:35:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::