Задания юному зоологу > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Задания юному зоологу

  1. Организм и среда

Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей средой. Предлагается записать в таблице справа “Да” или “Нет”, отражающие согласие или отсутствие его с предлагаемой формулировкой. Выбор перед учеником небольшой, но возникающее сомнение усиливает впечатление от положительного во всех случаях ответа, биологические и экологические постулаты легче запоминаются. Для начинающего юнната таким образом задаются ориентиры, которым он может следовать при изучении живых организмов. Со старшими учениками задание можно использовать при повторении.

Для ученика. Познакомься с содержанием таблицы. Выбери один из вариантов ответа: “Да” или “Нет”. Запиши ответы в таблицу справа.

1. Все живые организмы состоят из клеток.  
2. Все живые организмы можно разделить на одноклеточные и многоклеточные.  
3. Клетки живых организмов состоят из сложных органических веществ.  
4. Каждый живой организм находится в окружающей среде.  
5. Окружающая среда каждого живого организма состоит из элементов неживой природы и других живых организмов.  
6. Каждый живой организм стремиться лучшим образом для себя использовать окружающую среду.  
7. Не каждому живому организму удается лучшим образом использовать для себя окружающую среду. Организм может погибнуть.  
8. Выживают живые организмы или их потомки, которые наилучшим образом приспособлены к окружающей среде.  

 Обсуди свои ответы с ребятами. Выбери одно из любимых тобой растений или животных. Составь о них рассказ. Используй при этом содержание таблицы. Добавь в рассказ свои наблюдения. Поздравляем, у тебя готово сообщение для одноклассников или для младших ребят.

  1. Приспособленность живых организмов

Для учителя. Новые темы могут быть частично самостоятельно рассмотрены детьми. Уровень сложности задания по новой теме должен быть таким, что бы его выполнили все ученики. Ряд таких заданий будет основой для формирования навыка вдумчивого чтения и разовьет его. В этом задании предлагается для изучения приспособленность живых организмов на примере северного оленя. Перечислены адаптивные черты северного оленя к зимним условиям существования. Поставленные перед ребятами вопросы способствуют осмысленному восприятию деталей организации животного. Задача – разделение адаптаций по группам, - помогает лучшему запоминанию информации. Индивидуальное выполнение задания дает ученику возможность выбирать темп работы. В ходе самопроверки происходит повторение. Задание “Приспособленность живых организмов” оформляется на двух страницах. На первой странице помещается 1-я часть задания, выполнив ее и записав ответы, ученики получают вторую страницу со 2-й и 3-й частями задания и продолжают работать. После выполнения задания учитель организует обсуждение вопроса об относительном характере приспособленности организмов.

Для ученика.

  1. Познакомься с некоторыми особенностями внешнего и внутреннего строения северного оленя в зимний период.

Эти черты являются адаптациями животного к двум из многочисленных факторов среды его обитания зимой.

  • Какие это факторы?
  • К какой группе факторов они относятся?
  • Какими более знакомыми тебе словами ты заменил бы термины “адаптация”, “фактор”, “миграция”.

1) Волосы оленьего меха полые внутри.

2) Кончики волосков способны разбухать, утолщаться.

3) Жир окутывает почки и другие внутренние органы.

4) Температура ног может падать ниже 10 градусов.

5) Парнокопытные родственники северного оленя живут с двумя легкими, он обзавелся третьей долей легкого.

6) Длинная шерсть вокруг шеи образует гриву.

7) Нос у оленя прикрыт плотной волосяной подушкой.

8) Между копытами растет жесткая щетина.

9) Копыта с острым краем и вогнутой поверхностью, образуют подобие ложки.

10) Мех на ногах более прочный.

11) В определенный период года мигрируют из тундры в леса.

  • Запиши номера адаптаций, помогающих животному переносить низкую температуру.
  • Запиши номера адаптаций, позволяющих животному преодолевать осложнения вызванные снегом.
  1. Сравни свои ответы с мнением ученых.
  • Температура и снег относятся к группе абиотических факторов.
  • Адаптации, указанные номерами 1 - 7, помогают животному справляться с низкими температурами зимой.

1) Полые волосы обладают большей теплоизоляцией.

2) Разбухшие и сомкнувшиеся из-за этого кончики волос также увеличивают теплоизоляцию. Кроме того, они образуют монолитную броню, которую не преодолевает свирепый ветер.

3) Жир нужен для того, чтоб не замерзнуть изнутри, когда олень съест килограмм-другой замерзшего ягеля. Кроме того, жир является энергетическим резервом.

4) Чем выше температура поверхности тела, тем больше животное теряет тепла. Снижением температуры ног до десяти градусов олень уменьшает потерю тепла.

5) Благодаря третьей доле легкого увеличивается поступление кислорода в организм. Кислород участвует в реакциях окисления. При окислении жиров в тканях животного выделяется тепло.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма. Снег и плотный снежный наст привели к возникновению у северного оленя приспособлений, указанных под номерами 6 – 11.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма.

8) Щетина не дает забиваться снегу между копытами.

9) “Ложка” удобна для разгребания снега.

10) Более прочный мех на ногах защищает ноги от механического воздействия снега и наста, который образуется при оттепелях и под воздействием ветров в тундре.

11) Зимой, выпавший снег и образующаяся на нем из-за постоянно дующих на севере ветров твердая корка делают недоступной для оленя низкую тундровую растительность. Животные откочевывают в лесную зону, где добывать корм будет легче.

  1. Заполни таблицу. Занеси в графы: А, Б, В номера отдельных приспособительных черт, соответствующие группам анатомо – морфологических, поведенческих, физиологических адаптаций.

 

  Адаптации северного оленя к зимним условиям существования
А. Анатомо – морфологические адаптации  
Б. Поведенческие адаптации  
В. Физиологические адаптации  

Сравни свои ответы с ответами предлагаемыми учителем.

  • А. Анатомо – морфологические адаптации: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Б. Поведенческие адаптации: 9, 11.
  • В. Физиологические адаптации: 3, 4, 5.
  1. Рассказы – загадки

Для учителя. Рассказы – загадки можно использовать при изучении отдельного вида животного или систематической категории любого ранга, к которой животное принадлежит. “Обитатели живого уголка” - тема, объединяющая предлагаемые рассказы. Биологические объекты и явления, понятия и термины, включенные в рассказы, в разной степени изучены ребятами. Анализ содержания рассказа приводит к нахождению правильного ответа. Новая информация, полученная на фоне имеющихся знаний о животном, запоминается прочнее. Знакомство с новым видом животного произошло.

  • Прочитать рассказ.
  • Повторить с учащимися приведенные в рассказе факты, особенности строения, поведения, образа жизни животного. Обратить внимание на хорошо знакомые детали. Прокомментировать мало известную ребятам информацию, включенную в рассказ.
  • Выслушать все версии ответа, аргументы “за” и “против”. Выбрать ответ.
  • Предложить ребятам записать в тетрадь полученные о животном сведения с помощью ключевых слов.

Нас считали вымершими животными

Сейчас мы тысячами живем в лабораториях, живых уголках и квартирах. А до 1930 года нас считали вымершими животными. Знали нас только по чучелам в музейных коллекциях. Живем мы в Передней Азии, в Турции, Иране и на Балканах. Каждый из нас умелый и старательный строитель. Дом, построенный собственными силами, служит нам укрытием, хранилищем, местом для сна, родильным домом. “Рабочий день” начинается у меня тогда, когда вы ложитесь спать. Человека, у которого живу, любовью особенно не балую. А к своим соплеменникам отношусь еще хуже: склоки, драки, потасовки из-за территории или лакомства для нас обычное дело. Однажды тебе покажется, что я перестал дышать, а сердце мое перестало биться. Не пугайся. Я жив. Эта моя уловка помогает сохранить силы, если с едой “не густо” или похоладало.

Ответ: сирийский хомяк.

 Путешествия в трюмах кораблей чуть не погубили нас

Я не первая птица, которую приручил человек. Но рядом с ним в неволе нас живет сейчас гораздо больше, чем в природе. Родина наша – страна, которая занимает целый континент с удивительными животными и растительным миром. Некоторые наши достоинства и способности сделали нас желанной добычей людей. Алчные птицеловы; хищники, попавшие в наши края с помощью человека; вырубка тропических лесов - вот причины, по которой многие из нас стали редкими и попали на страницы Красной Книги. Мне такая участь пока не грозит. Мы летаем огромными стаями, собираем семена трав и кустарников. Приходит пора размножения, мы отправляемся в лес, где в дуплах деревьев появляется наше потомство. В отряде, к которому меня относят систематики 328 видов птиц, похожих на меня.

Ответ: волнистый попугайчик.

И плавать умею

Меня знают все. Я домосед, постоянно живу на одном участке. Люблю покой и уединение Непрошенному гостю не разрешу отведать даже маленького кусочка с моей “скатерти-самобранки” - конкуренция. Лишь весной мы собираемся вместе, но и тут драки, толчки, укусы, уколы, фырканье, крики. Слабый отступит, а победитель споет песню для самочки. Хожу, бегаю, плаваю. Прожорлив. Ем почти все, что попадается на пути, даже ядовитых или дурно пахнущих животных. Мой организм обладает иммунитетом к ядам, от которых другие животные погибают. Меж корнями деревьев, в куче хвороста, в чужой норе строю гнездо из сухих листьев, травы. Летом оно мне почти ни к чему, а зимой спасает от гибели. А в ваших краях вы меня встречали?

Ответ: еж европейский.

Я из семейства цепколапых

Я кажусь неуклюжим, но на самом деле это не так. Не случайно мое семейство называют семейством “цепколапых”. Некоторые из нас ходят не только по земле, но и по отвесным скалам. Иногда нас держат дома в качестве домашних животных, но ловим мы не крыс и мышей, а тех, кто ползает, летает или сидит на потолке. Днем отсиживаюсь в норке, а ночью отправляюсь на охоту. Бегаю быстро на выпрямленных ногах, а не волочу брюшко. Так вынуждены передвигаться многие обитатели наших теплых мест, чтобы брюшко не обжечь. Для храбрости держу хвост “трубой”, а случится беда – расстанусь с ним без сожаления. Автотомия – так называется это самокалечение. Регенерация – биологическое явление, в ходе которого мой хвост восстановится.

Ответ: геккон.

В былые времена за нас платили золотом

Было время, когда любители редкостей платили за нас золотом. Сейчас, чтобы нас приобрести и содержать, не надо золота. Для этого достаточно вашей любви, заботы, клетки и растительного корма. Специальные клубы занимаются нашим разведением; устраивают конкурсы красоты; вручают победителям медали, кубки, призы, а главное - пьедестал в виде атласной подушки. “Селф”, “агути”, “черепаший панцирь”, “гималайские”, “абиссинские”, “гривастые” - вот лишь некоторые из более 100 пород, которые вывели современные селекционеры. Когда-то мы были излюбленным лакомством, а теперь превратились в предмет большой любви и обожания. В середине 16 века загорелые матросы, приплывшие на кораблях, груженых какао, рабами, золотом, красным деревом, привезли и нас. В нашем названии отразилась история нашего появления в ваших домах, но не наши привычки.

Ответ: морская свинка.

Мы завоевали целый континент

Меня любят дети и взрослые. Есть у меня и враги. Но однажды, попав в страну, где раньше никогда не бывал, я, не смотря на свой миролюбивый характер, сам стал врагом двуногому существу. Стал мешать ему вести хозяйство. Мое появление на новой территории вызвало взрыв. Название ему – биологический взрыв. Стал я и конкурентом животным – аборигенам этого континента. У меня отличный дом, а мои очень близкие родственники, ютятся под кустом. Но они преуспели в другом: мои дети слабые и беспомощные, долго приходится с ними нянчится. Малыши моих близких родственников, едва родившись, живут самостоятельно. Да и забрались они дальше меня на север. Названия этих родственников дали название целому отряду зубатых зверей.

Ответ: кролик домашний.

Мои помощники - мои кормильцы

Мои родственники размером от горошины до 15-ти метровых гигантов. Живет эта родня и на суше, и в воде. Среди нее кровожадные хищники и безобидные растительноядные твари. Но многие из нас и сами очень часто попадают на стол человеку. Некоторые мои родственники почти всю жизнь проводят на одном месте, а другие “летают”, словно ракеты. У меня не только одна голова, но и одна нога, которая хорошо “обута”. Хоть передвигаюсь я медленно, могу преодолеть преграду из остро заточенных ножей. Во рту у меня зубов хватит на целую терку, которая называется радулой. Зубы мои без устали работают, но если б не мои многочисленные помощники - симбионты внутри меня, я б все равно оставалась голодной.

Ответ: виноградная улитка.

  1. Кто быстрее?

Для педагога дополнительного образование разнообразие форм организации работы с детьми – одно из важных условий для успешной деятельности. Идею “по-новому” провести викторину подсказали дети, которые играли во дворе. Для игры они использовали два забора, расположенных на расстоянии метров 10-ти. Двое ребят вставали напротив друг друга у заборов. По команде бежали навстречу друг другу к противоположному для каждого забору. Встречное “движение” может стать основой при организации интеллектуального соревнования. Две команды получают викторины с одинаковыми вопросами. Но порядок вопросов в 2-х экземплярах викторины противоположный. Ответы на вопросы команды дают по очереди. До середины задания команды отвечают на разные вопросы, а потом каждая команда отвечает на вопрос, который уже рассматривался раньше другой командой. Во второй части соревнования ошибок почти не будет. Победившей будет команда, сделавшая меньше ошибок.  При таком способе проведения викторины у учителя не возникает необходимости призывать ребят к внимательности и дисциплине. Содержание материала, включенного в викторину, определяется задачей, стоящей перед учителем. Усваивается оно учениками, как правило, прочно.

  1. Голубой песец сидел на ветке

Для учителя. Знания о животных, их признаках, особенностях поведения накапливаются в младшем возрасте. В старших классах они являются основой изучения биологических закономерностей. С помощью этого задания расширяем кругозор. Использование ошибок или противоречий при освещении как маленького факта так и масштабного явления, делают их более запоминающимися.

Для ученика. Голубой песец сидел на ветке - эта фраза была помещена в разделе “Юмор” журнала “Охота и охотничье хозяйство”. У автора этой и других фраз и рассказов хорошее воображение, но он не биолог. Предлагаем тебе найти биологические ошибки, которые он сделал. Сравни свое мнение с ответами. Желаем успеха.

  1. Виноградная улитка высунула из-под раковины две пары “усиков”. Поглядела ими вокруг, потрогала листочек и поползла на одной ноге по стебельку.
  2. В жару волк утоляет жажду, поедая арбузы на бахче.
  3. Берегитесь, птицы! Можно пострадать от укуса ядовитых гусениц.
  4. На замерзшей реке рыбак пробивал лунку для рыбалки. Но добычу он поймал раньше, чем опустил крючок с наживкой в воду. Первую рыбку рыбак обнаружил в куске отколовшегося льда.
  5. Дрозды всю осень занимались посадкой деревьев и кустарников, плоды которых особенно им полюбились.
  6. Во время разлива рек ежу приходится вплавь добираться до сухого островка земли.
  7. Еж и дикобраз не только относятся к одному отряду грызунов, но имею одну привычку: они активны в темное время суток.
  8. На ветке дерева сидел заяц.
  9. В первые дни жизни зайчонок не выделял даже помета.
  10. Землеройка. Бурозубка-крошка такая маленькая, что может протиснуться в проход толщиной с карандаш.

Голубой песец сидел на ветке. Ответы.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Да Нет Да Да Да Нет Да Да Да
  1. Виноградная улитка – брюхоногий моллюск. “Усики” - щупальца, одна пара которых обладает осязательной чувствительностью, другая – зрительной.
  2. Арбуз в описанной ситуации – источник воды.
  3. Ядовиты у гусениц волоски, покрывающие тело.
  4. В реках Чукотки живет рыба даллия. Накопление в ее организме антифриза делает возможной такую необычную зимовку этой рыбы.
  5. Семена плодов поедаемых дроздами не перевариваются. В почве быстро прорастают.
  6. Еж способен передвигаться вплавь при необходимости.
  7. Еж и дикобраз активны в темное время суток, но принадлежат к разным отрядам.
  8. Японский древесный заяц, вооруженный подходящими когтями, лазает по деревьям.
  9. Отсутствие экскрементов, а значит запаха, делает зайчат менее заметными.
  10. Бурозубки – одни из самых маленьких среди млекопитающих.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, А Т Ф, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

29 07 2021 13:48:22

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

29 07 2021 11:45:22

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

29 07 2021 19:14:31

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

29 07 2021 20:45:54

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

29 07 2021 14:17:12

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

29 07 2021 5:37:29

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

29 07 2021 5:48:18

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая характеристика"

Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

29 07 2021 6:44:45

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

29 07 2021 22:29:40

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

29 07 2021 0:41:15

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

Изучается закон сцепленного наследования Т. Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

29 07 2021 22:52:17

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая характеристика

Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

29 07 2021 13:17:24

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина " Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами " Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

29 07 2021 5:24:50

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу « Самый умный». « Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

29 07 2021 0:20:58

Тьюторский проект

Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

29 07 2021 4:34:23

Механизм вдоха и выдоха

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

29 07 2021 1:50:22

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на практических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

29 07 2021 10:36:16

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

29 07 2021 10:13:40

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

29 07 2021 8:36:17

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

29 07 2021 1:22:46

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

29 07 2021 9:16:29

Тип: членистоногие. Класс: ракообразные, паукообразные (7-й класс)

Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

29 07 2021 16:37:50

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа « Гармония») посвящен теме " Средства передвижения" и людям, разработавшим их. « Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы « Человек – часть природы», « Человек – член общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

29 07 2021 15:34:57

Значение насекомых в природе и жизни человека

Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

29 07 2021 2:15:50

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. ...

29 07 2021 7:37:24

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

Урок расширяет представления об опорно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

29 07 2021 22:57:12

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии " Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

29 07 2021 17:24:38

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

29 07 2021 2:55:13

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

29 07 2021 13:39:57

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

Данный урок - третий в разделе « Биология – наука о живом мире» по учебнику И. Н. Пономаревой, И. В. Николаева, О. А. Корниловой « Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями Ф Г О С О О О. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

29 07 2021 15:27:47

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

29 07 2021 8:47:41

Учебно-полевая практика "Растительный мир улуса"

Назначение практики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

29 07 2021 12:24:34

Песец – полярный путешественник

В материале описано занятие для учащихся детского объединения « Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

29 07 2021 1:26:18

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

Урок по теме " Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей характеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

29 07 2021 10:41:35

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

29 07 2021 8:56:24

Некоторые приемы мнемотехники

Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

29 07 2021 3:38:54

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

29 07 2021 2:54:16

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

Этот урок является первым в теме " Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии ( Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

29 07 2021 1:58:56

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

29 07 2021 21:49:29

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

29 07 2021 23:25:58

Цветок — генеративный орган. Строение цветка

Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

29 07 2021 9:15:50

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

29 07 2021 2:14:34

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

29 07 2021 9:11:36

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (командная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

29 07 2021 8:32:52

Цветок и его строение

Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

29 07 2021 23:24:13

Питание. Особенности питания растительного организма

Урок посвящён изучению нового материала по программе Н. И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

29 07 2021 15:32:33

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

29 07 2021 4:10:18

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Усики и колючки — надземные видоизменения стебля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

29 07 2021 14:28:12

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

29 07 2021 8:39:52

Урок по теме "Организм растения - единое целое"

Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

29 07 2021 16:22:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)