Задания юному зоологу > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

  1. Организм и среда

Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей средой. Предлагается записать в таблице справа “Да” или “Нет”, отражающие согласие или отсутствие его с предлагаемой формулировкой. Выбор перед учеником небольшой, но возникающее сомнение усиливает впечатление от положительного во всех случаях ответа, биологические и экологические постулаты легче запоминаются. Для начинающего юнната таким образом задаются ориентиры, которым он может следовать при изучении живых организмов. Со старшими учениками задание можно использовать при повторении.

Для ученика. Познакомься с содержанием таблицы. Выбери один из вариантов ответа: “Да” или “Нет”. Запиши ответы в таблицу справа.

1. Все живые организмы состоят из клеток.  
2. Все живые организмы можно разделить на одноклеточные и многоклеточные.  
3. Клетки живых организмов состоят из сложных органических веществ.  
4. Каждый живой организм находится в окружающей среде.  
5. Окружающая среда каждого живого организма состоит из элементов неживой природы и других живых организмов.  
6. Каждый живой организм стремиться лучшим образом для себя использовать окружающую среду.  
7. Не каждому живому организму удается лучшим образом использовать для себя окружающую среду. Организм может погибнуть.  
8. Выживают живые организмы или их потомки, которые наилучшим образом приспособлены к окружающей среде.  

 Обсуди свои ответы с ребятами. Выбери одно из любимых тобой растений или животных. Составь о них рассказ. Используй при этом содержание таблицы. Добавь в рассказ свои наблюдения. Поздравляем, у тебя готово сообщение для одноклассников или для младших ребят.

  1. Приспособленность живых организмов

Для учителя. Новые темы могут быть частично самостоятельно рассмотрены детьми. Уровень сложности задания по новой теме должен быть таким, что бы его выполнили все ученики. Ряд таких заданий будет основой для формирования навыка вдумчивого чтения и разовьет его. В этом задании предлагается для изучения приспособленность живых организмов на примере северного оленя. Перечислены адаптивные черты северного оленя к зимним условиям существования. Поставленные перед ребятами вопросы способствуют осмысленному восприятию деталей организации животного. Задача – разделение адаптаций по группам, - помогает лучшему запоминанию информации. Индивидуальное выполнение задания дает ученику возможность выбирать темп работы. В ходе самопроверки происходит повторение. Задание “Приспособленность живых организмов” оформляется на двух страницах. На первой странице помещается 1-я часть задания, выполнив ее и записав ответы, ученики получают вторую страницу со 2-й и 3-й частями задания и продолжают работать. После выполнения задания учитель организует обсуждение вопроса об относительном хаpaктере приспособленности организмов.

Для ученика.

  1. Познакомься с некоторыми особенностями внешнего и внутреннего строения северного оленя в зимний период.

Эти черты являются адаптациями животного к двум из многочисленных факторов среды его обитания зимой.

  • Какие это факторы?
  • К какой группе факторов они относятся?
  • Какими более знакомыми тебе словами ты заменил бы термины “адаптация”, “фактор”, “миграция”.

1) Волосы оленьего меха полые внутри.

2) Кончики волосков способны разбухать, утолщаться.

3) Жир окутывает почки и другие внутренние органы.

4) Температура ног может падать ниже 10 градусов.

5) Парнокопытные родственники северного оленя живут с двумя легкими, он обзавелся третьей долей легкого.

6) Длинная шерсть вокруг шеи образует гриву.

7) Нос у оленя прикрыт плотной волосяной подушкой.

8) Между копытами растет жесткая щетина.

9) Копыта с острым краем и вогнутой поверхностью, образуют подобие ложки.

10) Мех на ногах более прочный.

11) В определенный период года мигрируют из тундры в леса.

  • Запиши номера адаптаций, помогающих животному переносить низкую температуру.
  • Запиши номера адаптаций, позволяющих животному преодолевать осложнения вызванные снегом.
  1. Сравни свои ответы с мнением ученых.
  • Температура и снег относятся к группе абиотических факторов.
  • Адаптации, указанные номерами 1 - 7, помогают животному справляться с низкими температурами зимой.

1) Полые волосы обладают большей теплоизоляцией.

2) Разбухшие и сомкнувшиеся из-за этого кончики волос также увеличивают теплоизоляцию. Кроме того, они образуют монолитную броню, которую не преодолевает свирепый ветер.

3) Жир нужен для того, чтоб не замерзнуть изнутри, когда олень съест килограмм-другой замерзшего ягеля. Кроме того, жир является энергетическим резервом.

4) Чем выше температура поверхности тела, тем больше животное теряет тепла. Снижением температуры ног до десяти градусов олень уменьшает потерю тепла.

5) Благодаря третьей доле легкого увеличивается поступление кислорода в организм. Кислород участвует в реакциях окисления. При окислении жиров в тканях животного выделяется тепло.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма. Снег и плотный снежный наст привели к возникновению у северного оленя приспособлений, указанных под номерами 6 – 11.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма.

8) Щетина не дает забиваться снегу между копытами.

9) “Ложка” удобна для разгребания снега.

10) Более прочный мех на ногах защищает ноги от механического воздействия снега и наста, который образуется при оттепелях и под воздействием ветров в тундре.

11) Зимой, выпавший снег и образующаяся на нем из-за постоянно дующих на севере ветров твердая корка делают недоступной для оленя низкую тундровую растительность. Животные откочевывают в лесную зону, где добывать корм будет легче.

  1. Заполни таблицу. Занеси в графы: А, Б, В номера отдельных приспособительных черт, соответствующие группам анатомо – морфологических, поведенческих, физиологических адаптаций.

 

  Адаптации северного оленя к зимним условиям существования
А. Анатомо – морфологические адаптации  
Б. Поведенческие адаптации  
В. Физиологические адаптации  

Сравни свои ответы с ответами предлагаемыми учителем.

  • А. Анатомо – морфологические адаптации: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Б. Поведенческие адаптации: 9, 11.
  • В. Физиологические адаптации: 3, 4, 5.
  1. Рассказы – загадки

Для учителя. Рассказы – загадки можно использовать при изучении отдельного вида животного или систематической категории любого ранга, к которой животное принадлежит. “Обитатели живого уголка” - тема, объединяющая предлагаемые рассказы. Биологические объекты и явления, понятия и термины, включенные в рассказы, в разной степени изучены ребятами. Анализ содержания рассказа приводит к нахождению правильного ответа. Новая информация, полученная на фоне имеющихся знаний о животном, запоминается прочнее. Знакомство с новым видом животного произошло.

  • Прочитать рассказ.
  • Повторить с учащимися приведенные в рассказе факты, особенности строения, поведения, образа жизни животного. Обратить внимание на хорошо знакомые детали. Прокомментировать мало известную ребятам информацию, включенную в рассказ.
  • Выслушать все версии ответа, аргументы “за” и “против”. Выбрать ответ.
  • Предложить ребятам записать в тетрадь полученные о животном сведения с помощью ключевых слов.

Нас считали вымершими животными

Сейчас мы тысячами живем в лабораториях, живых уголках и квартирах. А до 1930 года нас считали вымершими животными. Знали нас только по чучелам в музейных коллекциях. Живем мы в Передней Азии, в Турции, Иране и на Балканах. Каждый из нас умелый и старательный строитель. Дом, построенный собственными силами, служит нам укрытием, хранилищем, местом для сна, родильным домом. “Рабочий день” начинается у меня тогда, когда вы ложитесь спать. Человека, у которого живу, любовью особенно не балую. А к своим соплеменникам отношусь еще хуже: склоки, дpaки, потасовки из-за территории или лакомства для нас обычное дело. Однажды тебе покажется, что я перестал дышать, а сердце мое перестало биться. Не пугайся. Я жив. Эта моя уловка помогает сохранить силы, если с едой “не густо” или похоладало.

Ответ: сирийский хомяк.

 Путешествия в трюмах кораблей чуть не погубили нас

Я не первая птица, которую приручил человек. Но рядом с ним в неволе нас живет сейчас гораздо больше, чем в природе. Родина наша – страна, которая занимает целый континент с удивительными животными и растительным миром. Некоторые наши достоинства и способности сделали нас желанной добычей людей. Алчные птицеловы; хищники, попавшие в наши края с помощью человека; вырубка тропических лесов - вот причины, по которой многие из нас стали редкими и попали на страницы Красной Книги. Мне такая участь пока не грозит. Мы летаем огромными стаями, собираем семена трав и кустарников. Приходит пора размножения, мы отправляемся в лес, где в дуплах деревьев появляется наше потомство. В отряде, к которому меня относят систематики 328 видов птиц, похожих на меня.

Ответ: волнистый попугайчик.

И плавать умею

Меня знают все. Я домосед, постоянно живу на одном участке. Люблю покой и уединение Непрошенному гостю не разрешу отведать даже маленького кусочка с моей “скатерти-самобранки” - конкуренция. Лишь весной мы собираемся вместе, но и тут дpaки, толчки, укусы, уколы, фырканье, крики. Слабый отступит, а победитель споет песню для самочки. Хожу, бегаю, плаваю. Прожорлив. Ем почти все, что попадается на пути, даже ядовитых или дурно пахнущих животных. Мой организм обладает иммунитетом к ядам, от которых другие животные погибают. Меж корнями деревьев, в куче хвороста, в чужой норе строю гнездо из сухих листьев, травы. Летом оно мне почти ни к чему, а зимой спасает от гибели. А в ваших краях вы меня встречали?

Ответ: еж европейский.

Я из семейства цепколапых

Я кажусь неуклюжим, но на самом деле это не так. Не случайно мое семейство называют семейством “цепколапых”. Некоторые из нас ходят не только по земле, но и по отвесным скалам. Иногда нас держат дома в качестве домашних животных, но ловим мы не крыс и мышей, а тех, кто ползает, летает или сидит на потолке. Днем отсиживаюсь в норке, а ночью отправляюсь на охоту. Бегаю быстро на выпрямленных ногах, а не волочу брюшко. Так вынуждены передвигаться многие обитатели наших теплых мест, чтобы брюшко не обжечь. Для храбрости держу хвост “трубой”, а случится беда – расстaнycь с ним без сожаления. Автотомия – так называется это самокалечение. Регенерация – биологическое явление, в ходе которого мой хвост восстановится.

Ответ: геккон.

В былые времена за нас платили золотом

Было время, когда любители редкостей платили за нас золотом. Сейчас, чтобы нас приобрести и содержать, не надо золота. Для этого достаточно вашей любви, заботы, клетки и растительного корма. Специальные клубы занимаются нашим разведением; устраивают конкурсы красоты; вручают победителям медали, кубки, призы, а главное - пьедестал в виде атласной подушки. “Селф”, “агути”, “черепаший панцирь”, “гималайские”, “абиссинские”, “гривастые” - вот лишь некоторые из более 100 пород, которые вывели современные селекционеры. Когда-то мы были излюбленным лакомством, а теперь превратились в предмет большой любви и обожания. В середине 16 века загорелые матросы, приплывшие на кораблях, груженых какао, paбами, золотом, красным деревом, привезли и нас. В нашем названии отразилась история нашего появления в ваших домах, но не наши привычки.

Ответ: морская свинка.

Мы завоевали целый континент

Меня любят дети и взрослые. Есть у меня и враги. Но однажды, попав в страну, где раньше никогда не бывал, я, не смотря на свой миролюбивый хаpaктер, сам стал врагом двуногому существу. Стал мешать ему вести хозяйство. Мое появление на новой территории вызвало взрыв. Название ему – биологический взрыв. Стал я и конкурентом животным – аборигенам этого континента. У меня отличный дом, а мои очень близкие родственники, ютятся под кустом. Но они преуспели в другом: мои дети слабые и беспомощные, долго приходится с ними нянчится. Малыши моих близких родственников, едва родившись, живут самостоятельно. Да и забрались они дальше меня на север. Названия этих родственников дали название целому отряду зубатых зверей.

Ответ: кролик домашний.

Мои помощники - мои кормильцы

Мои родственники размером от горошины до 15-ти метровых гигантов. Живет эта родня и на суше, и в воде. Среди нее кровожадные хищники и безобидные растительноядные твари. Но многие из нас и сами очень часто попадают на стол человеку. Некоторые мои родственники почти всю жизнь проводят на одном месте, а другие “летают”, словно paкеты. У меня не только одна голова, но и одна нога, которая хорошо “обута”. Хоть передвигаюсь я медленно, могу преодолеть преграду из остро заточенных ножей. Во рту у меня зубов хватит на целую терку, которая называется радулой. Зубы мои без устали работают, но если б не мои многочисленные помощники - симбионты внутри меня, я б все равно оставалась голодной.

Ответ: виноградная улитка.

  1. Кто быстрее?

Для педагога дополнительного образование разнообразие форм организации работы с детьми – одно из важных условий для успешной деятельности. Идею “по-новому” провести викторину подсказали дети, которые играли во дворе. Для игры они использовали два забора, расположенных на расстоянии метров 10-ти. Двое ребят вставали напротив друг друга у заборов. По комaнде бежали навстречу друг другу к противоположному для каждого забору. Встречное “движение” может стать основой при организации интеллектуального соревнования. Две комaнды получают викторины с одинаковыми вопросами. Но порядок вопросов в 2-х экземплярах викторины противоположный. Ответы на вопросы комaнды дают по очереди. До середины задания комaнды отвечают на разные вопросы, а потом каждая комaнда отвечает на вопрос, который уже рассматривался раньше другой комaндой. Во второй части соревнования ошибок почти не будет. Победившей будет комaнда, сделавшая меньше ошибок.  При таком способе проведения викторины у учителя не возникает необходимости призывать ребят к внимательности и дисциплине. Содержание материала, включенного в викторину, определяется задачей, стоящей перед учителем. Усваивается оно учениками, как правило, прочно.

  1. Гoлyбой песец сидел на ветке

Для учителя. Знания о животных, их признаках, особенностях поведения накапливаются в младшем возрасте. В старших классах они являются основой изучения биологических закономерностей. С помощью этого задания расширяем кругозор. Использование ошибок или противоречий при освещении как маленького факта так и масштабного явления, делают их более запоминающимися.

Для ученика. Гoлyбой песец сидел на ветке - эта фраза была помещена в разделе “Юмор” журнала “Охота и охотничье хозяйство”. У автора этой и других фраз и рассказов хорошее воображение, но он не биолог. Предлагаем тебе найти биологические ошибки, которые он сделал. Сравни свое мнение с ответами. Желаем успеха.

  1. Виноградная улитка высунула из-под paковины две пары “усиков”. Поглядела ими вокруг, потрогала листочек и поползла на одной ноге по стебельку.
  2. В жару волк утоляет жажду, поедая арбузы на бахче.
  3. Берегитесь, птицы! Можно пострадать от укуса ядовитых гусениц.
  4. На замерзшей реке рыбак пробивал лунку для рыбалки. Но добычу он поймал раньше, чем опустил крючок с наживкой в воду. Первую рыбку рыбак обнаружил в куске отколовшегося льда.
  5. Дрозды всю осень занимались посадкой деревьев и кустарников, плоды которых особенно им полюбились.
  6. Во время разлива рек ежу приходится вплавь добираться до сухого островка земли.
  7. Еж и дикобраз не только относятся к одному отряду грызунов, но имею одну привычку: они активны в темное время суток.
  8. На ветке дерева сидел заяц.
  9. В первые дни жизни зайчонок не выделял даже помета.
  10. Землеройка. Бурозубка-крошка такая маленькая, что может протиснуться в проход толщиной с карандаш.

Гoлyбой песец сидел на ветке. Ответы.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Да Нет Да Да Да Нет Да Да Да
  1. Виноградная улитка – брюхоногий моллюск. “Усики” - щупальца, одна пара которых обладает осязательной чувствительностью, другая – зрительной.
  2. Арбуз в описанной ситуации – источник воды.
  3. Ядовиты у гусениц волоски, покрывающие тело.
  4. В реках Чукотки живет рыба даллия. Накопление в ее организме антифриза делает возможной такую необычную зимовку этой рыбы.
  5. Семена плодов поедаемых дроздами не перевариваются. В почве быстро прорастают.
  6. Еж способен передвигаться вплавь при необходимости.
  7. Еж и дикобраз активны в темное время суток, но принадлежат к разным отрядам.
  8. Японский древесный заяц, вооруженный подходящими когтями, лазает по деревьям.
  9. Отсутствие экскрементов, а значит запаха, делает зайчат менее заметными.
  10. Бурозубки – одни из самых маленьких среди млекопитающих.



Комментарии:

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

02 12 2025 6:35:26

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

01 12 2025 9:29:50

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

30 11 2025 10:44:15

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

29 11 2025 13:40:37

Покровная ткань растений: особенности строения и функции

Покровная ткань растений: особенности строения и функции Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....

28 11 2025 1:40:40

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

27 11 2025 2:16:46

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

26 11 2025 13:56:26

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

25 11 2025 16:10:52

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

24 11 2025 16:23:11

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

23 11 2025 16:51:21

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

22 11 2025 21:51:44

Урок биологии по теме "Анализаторы"


    Урок биологии по теме "Анализаторы"

      Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

21 11 2025 14:20:48

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

20 11 2025 23:43:52

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

19 11 2025 13:53:15

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

18 11 2025 21:26:53

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

17 11 2025 16:10:57

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

16 11 2025 6:14:48

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

15 11 2025 10:49:39

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

14 11 2025 19:11:15

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

13 11 2025 11:43:14

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

12 11 2025 12:49:30

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

11 11 2025 0:45:40

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов


    Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

      В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

10 11 2025 4:23:49

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

09 11 2025 3:31:55

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

08 11 2025 20:29:39

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

07 11 2025 16:47:33

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

06 11 2025 16:19:52

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

05 11 2025 13:46:55

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

04 11 2025 8:26:57

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"


    Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

      Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

03 11 2025 6:13:34

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

02 11 2025 3:15:43

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

01 11 2025 7:43:54

Экологические задачи (С5) ЕГЭ biologia's Blog

Экологические задачи (С5)  ЕГЭ biologia's Blog Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...

31 10 2025 5:55:10

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

30 10 2025 15:49:41

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

29 10 2025 3:26:44

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 10 2025 2:35:38

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии


    Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии

      Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

27 10 2025 12:31:19

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

26 10 2025 4:32:34

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

25 10 2025 3:21:55

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

24 10 2025 19:48:35

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

23 10 2025 18:33:10

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

22 10 2025 3:44:44

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

21 10 2025 11:18:30

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

20 10 2025 1:49:53

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

19 10 2025 18:37:31

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

18 10 2025 23:46:28

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

17 10 2025 4:51:23

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

16 10 2025 7:10:23

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

15 10 2025 11:18:44

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

14 10 2025 22:39:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::