Задания юному зоологу > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Задания юному зоологу


  1. Организм и среда

Для учителя. Данное задание может быть использовано на разных этапах обучения: от начального до завершающего. В таблице записаны несколько основных свойств живых организмов и особенности взаимодействия организма с окружающей средой. Предлагается записать в таблице справа “Да” или “Нет”, отражающие согласие или отсутствие его с предлагаемой формулировкой. Выбор перед учеником небольшой, но возникающее сомнение усиливает впечатление от положительного во всех случаях ответа, биологические и экологические постулаты легче запоминаются. Для начинающего юнната таким образом задаются ориентиры, которым он может следовать при изучении живых организмов. Со старшими учениками задание можно использовать при повторении.

Для ученика. Познакомься с содержанием таблицы. Выбери один из вариантов ответа: “Да” или “Нет”. Запиши ответы в таблицу справа.

1. Все живые организмы состоят из клеток.  
2. Все живые организмы можно разделить на одноклеточные и многоклеточные.  
3. Клетки живых организмов состоят из сложных органических веществ.  
4. Каждый живой организм находится в окружающей среде.  
5. Окружающая среда каждого живого организма состоит из элементов неживой природы и других живых организмов.  
6. Каждый живой организм стремиться лучшим образом для себя использовать окружающую среду.  
7. Не каждому живому организму удается лучшим образом использовать для себя окружающую среду. Организм может погибнуть.  
8. Выживают живые организмы или их потомки, которые наилучшим образом приспособлены к окружающей среде.  

 Обсуди свои ответы с ребятами. Выбери одно из любимых тобой растений или животных. Составь о них рассказ. Используй при этом содержание таблицы. Добавь в рассказ свои наблюдения. Поздравляем, у тебя готово сообщение для одноклассников или для младших ребят.

  1. Приспособленность живых организмов

Для учителя. Новые темы могут быть частично самостоятельно рассмотрены детьми. Уровень сложности задания по новой теме должен быть таким, что бы его выполнили все ученики. Ряд таких заданий будет основой для формирования навыка вдумчивого чтения и разовьет его. В этом задании предлагается для изучения приспособленность живых организмов на примере северного оленя. Перечислены адаптивные черты северного оленя к зимним условиям существования. Поставленные перед ребятами вопросы способствуют осмысленному восприятию деталей организации животного. Задача – разделение адаптаций по группам, - помогает лучшему запоминанию информации. Индивидуальное выполнение задания дает ученику возможность выбирать темп работы. В ходе самопроверки происходит повторение. Задание “Приспособленность живых организмов” оформляется на двух страницах. На первой странице помещается 1-я часть задания, выполнив ее и записав ответы, ученики получают вторую страницу со 2-й и 3-й частями задания и продолжают работать. После выполнения задания учитель организует обсуждение вопроса об относительном хаpaктере приспособленности организмов.

Для ученика.

  1. Познакомься с некоторыми особенностями внешнего и внутреннего строения северного оленя в зимний период.

Эти черты являются адаптациями животного к двум из многочисленных факторов среды его обитания зимой.

  • Какие это факторы?
  • К какой группе факторов они относятся?
  • Какими более знакомыми тебе словами ты заменил бы термины “адаптация”, “фактор”, “миграция”.

1) Волосы оленьего меха полые внутри.

2) Кончики волосков способны разбухать, утолщаться.

3) Жир окутывает почки и другие внутренние органы.

4) Температура ног может падать ниже 10 градусов.

5) Парнокопытные родственники северного оленя живут с двумя легкими, он обзавелся третьей долей легкого.

6) Длинная шерсть вокруг шеи образует гриву.

7) Нос у оленя прикрыт плотной волосяной подушкой.

8) Между копытами растет жесткая щетина.

9) Копыта с острым краем и вогнутой поверхностью, образуют подобие ложки.

10) Мех на ногах более прочный.

11) В определенный период года мигрируют из тундры в леса.

  • Запиши номера адаптаций, помогающих животному переносить низкую температуру.
  • Запиши номера адаптаций, позволяющих животному преодолевать осложнения вызванные снегом.
  1. Сравни свои ответы с мнением ученых.
  • Температура и снег относятся к группе абиотических факторов.
  • Адаптации, указанные номерами 1 - 7, помогают животному справляться с низкими температурами зимой.

1) Полые волосы обладают большей теплоизоляцией.

2) Разбухшие и сомкнувшиеся из-за этого кончики волос также увеличивают теплоизоляцию. Кроме того, они образуют монолитную броню, которую не преодолевает свирепый ветер.

3) Жир нужен для того, чтоб не замерзнуть изнутри, когда олень съест килограмм-другой замерзшего ягеля. Кроме того, жир является энергетическим резервом.

4) Чем выше температура поверхности тела, тем больше животное теряет тепла. Снижением температуры ног до десяти градусов олень уменьшает потерю тепла.

5) Благодаря третьей доле легкого увеличивается поступление кислорода в организм. Кислород участвует в реакциях окисления. При окислении жиров в тканях животного выделяется тепло.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма. Снег и плотный снежный наст привели к возникновению у северного оленя приспособлений, указанных под номерами 6 – 11.

6 – 7) Длинная шерсть на шее и волосяная щетка на носу помогают не обморозить эти части тела при соприкосновении со снегом во время добывания корма.

8) Щетина не дает забиваться снегу между копытами.

9) “Ложка” удобна для разгребания снега.

10) Более прочный мех на ногах защищает ноги от механического воздействия снега и наста, который образуется при оттепелях и под воздействием ветров в тундре.

11) Зимой, выпавший снег и образующаяся на нем из-за постоянно дующих на севере ветров твердая корка делают недоступной для оленя низкую тундровую растительность. Животные откочевывают в лесную зону, где добывать корм будет легче.

  1. Заполни таблицу. Занеси в графы: А, Б, В номера отдельных приспособительных черт, соответствующие группам анатомо – морфологических, поведенческих, физиологических адаптаций.

 

  Адаптации северного оленя к зимним условиям существования
А. Анатомо – морфологические адаптации  
Б. Поведенческие адаптации  
В. Физиологические адаптации  

Сравни свои ответы с ответами предлагаемыми учителем.

  • А. Анатомо – морфологические адаптации: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10.
  • Б. Поведенческие адаптации: 9, 11.
  • В. Физиологические адаптации: 3, 4, 5.
  1. Рассказы – загадки

Для учителя. Рассказы – загадки можно использовать при изучении отдельного вида животного или систематической категории любого ранга, к которой животное принадлежит. “Обитатели живого уголка” - тема, объединяющая предлагаемые рассказы. Биологические объекты и явления, понятия и термины, включенные в рассказы, в разной степени изучены ребятами. Анализ содержания рассказа приводит к нахождению правильного ответа. Новая информация, полученная на фоне имеющихся знаний о животном, запоминается прочнее. Знакомство с новым видом животного произошло.

  • Прочитать рассказ.
  • Повторить с учащимися приведенные в рассказе факты, особенности строения, поведения, образа жизни животного. Обратить внимание на хорошо знакомые детали. Прокомментировать мало известную ребятам информацию, включенную в рассказ.
  • Выслушать все версии ответа, аргументы “за” и “против”. Выбрать ответ.
  • Предложить ребятам записать в тетрадь полученные о животном сведения с помощью ключевых слов.

Нас считали вымершими животными

Сейчас мы тысячами живем в лабораториях, живых уголках и квартирах. А до 1930 года нас считали вымершими животными. Знали нас только по чучелам в музейных коллекциях. Живем мы в Передней Азии, в Турции, Иране и на Балканах. Каждый из нас умелый и старательный строитель. Дом, построенный собственными силами, служит нам укрытием, хранилищем, местом для сна, родильным домом. “Рабочий день” начинается у меня тогда, когда вы ложитесь спать. Человека, у которого живу, любовью особенно не балую. А к своим соплеменникам отношусь еще хуже: склоки, дpaки, потасовки из-за территории или лакомства для нас обычное дело. Однажды тебе покажется, что я перестал дышать, а сердце мое перестало биться. Не пугайся. Я жив. Эта моя уловка помогает сохранить силы, если с едой “не густо” или похоладало.

Ответ: сирийский хомяк.

 Путешествия в трюмах кораблей чуть не погубили нас

Я не первая птица, которую приручил человек. Но рядом с ним в неволе нас живет сейчас гораздо больше, чем в природе. Родина наша – страна, которая занимает целый континент с удивительными животными и растительным миром. Некоторые наши достоинства и способности сделали нас желанной добычей людей. Алчные птицеловы; хищники, попавшие в наши края с помощью человека; вырубка тропических лесов - вот причины, по которой многие из нас стали редкими и попали на страницы Красной Книги. Мне такая участь пока не грозит. Мы летаем огромными стаями, собираем семена трав и кустарников. Приходит пора размножения, мы отправляемся в лес, где в дуплах деревьев появляется наше потомство. В отряде, к которому меня относят систематики 328 видов птиц, похожих на меня.

Ответ: волнистый попугайчик.

И плавать умею

Меня знают все. Я домосед, постоянно живу на одном участке. Люблю покой и уединение Непрошенному гостю не разрешу отведать даже маленького кусочка с моей “скатерти-самобранки” - конкуренция. Лишь весной мы собираемся вместе, но и тут дpaки, толчки, укусы, уколы, фырканье, крики. Слабый отступит, а победитель споет песню для самочки. Хожу, бегаю, плаваю. Прожорлив. Ем почти все, что попадается на пути, даже ядовитых или дурно пахнущих животных. Мой организм обладает иммунитетом к ядам, от которых другие животные погибают. Меж корнями деревьев, в куче хвороста, в чужой норе строю гнездо из сухих листьев, травы. Летом оно мне почти ни к чему, а зимой спасает от гибели. А в ваших краях вы меня встречали?

Ответ: еж европейский.

Я из семейства цепколапых

Я кажусь неуклюжим, но на самом деле это не так. Не случайно мое семейство называют семейством “цепколапых”. Некоторые из нас ходят не только по земле, но и по отвесным скалам. Иногда нас держат дома в качестве домашних животных, но ловим мы не крыс и мышей, а тех, кто ползает, летает или сидит на потолке. Днем отсиживаюсь в норке, а ночью отправляюсь на охоту. Бегаю быстро на выпрямленных ногах, а не волочу брюшко. Так вынуждены передвигаться многие обитатели наших теплых мест, чтобы брюшко не обжечь. Для храбрости держу хвост “трубой”, а случится беда – расстaнycь с ним без сожаления. Автотомия – так называется это самокалечение. Регенерация – биологическое явление, в ходе которого мой хвост восстановится.

Ответ: геккон.

В былые времена за нас платили золотом

Было время, когда любители редкостей платили за нас золотом. Сейчас, чтобы нас приобрести и содержать, не надо золота. Для этого достаточно вашей любви, заботы, клетки и растительного корма. Специальные клубы занимаются нашим разведением; устраивают конкурсы красоты; вручают победителям медали, кубки, призы, а главное - пьедестал в виде атласной подушки. “Селф”, “агути”, “черепаший панцирь”, “гималайские”, “абиссинские”, “гривастые” - вот лишь некоторые из более 100 пород, которые вывели современные селекционеры. Когда-то мы были излюбленным лакомством, а теперь превратились в предмет большой любви и обожания. В середине 16 века загорелые матросы, приплывшие на кораблях, груженых какао, paбами, золотом, красным деревом, привезли и нас. В нашем названии отразилась история нашего появления в ваших домах, но не наши привычки.

Ответ: морская свинка.

Мы завоевали целый континент

Меня любят дети и взрослые. Есть у меня и враги. Но однажды, попав в страну, где раньше никогда не бывал, я, не смотря на свой миролюбивый хаpaктер, сам стал врагом двуногому существу. Стал мешать ему вести хозяйство. Мое появление на новой территории вызвало взрыв. Название ему – биологический взрыв. Стал я и конкурентом животным – аборигенам этого континента. У меня отличный дом, а мои очень близкие родственники, ютятся под кустом. Но они преуспели в другом: мои дети слабые и беспомощные, долго приходится с ними нянчится. Малыши моих близких родственников, едва родившись, живут самостоятельно. Да и забрались они дальше меня на север. Названия этих родственников дали название целому отряду зубатых зверей.

Ответ: кролик домашний.

Мои помощники - мои кормильцы

Мои родственники размером от горошины до 15-ти метровых гигантов. Живет эта родня и на суше, и в воде. Среди нее кровожадные хищники и безобидные растительноядные твари. Но многие из нас и сами очень часто попадают на стол человеку. Некоторые мои родственники почти всю жизнь проводят на одном месте, а другие “летают”, словно paкеты. У меня не только одна голова, но и одна нога, которая хорошо “обута”. Хоть передвигаюсь я медленно, могу преодолеть преграду из остро заточенных ножей. Во рту у меня зубов хватит на целую терку, которая называется радулой. Зубы мои без устали работают, но если б не мои многочисленные помощники - симбионты внутри меня, я б все равно оставалась голодной.

Ответ: виноградная улитка.

  1. Кто быстрее?

Для педагога дополнительного образование разнообразие форм организации работы с детьми – одно из важных условий для успешной деятельности. Идею “по-новому” провести викторину подсказали дети, которые играли во дворе. Для игры они использовали два забора, расположенных на расстоянии метров 10-ти. Двое ребят вставали напротив друг друга у заборов. По комaнде бежали навстречу друг другу к противоположному для каждого забору. Встречное “движение” может стать основой при организации интеллектуального соревнования. Две комaнды получают викторины с одинаковыми вопросами. Но порядок вопросов в 2-х экземплярах викторины противоположный. Ответы на вопросы комaнды дают по очереди. До середины задания комaнды отвечают на разные вопросы, а потом каждая комaнда отвечает на вопрос, который уже рассматривался раньше другой комaндой. Во второй части соревнования ошибок почти не будет. Победившей будет комaнда, сделавшая меньше ошибок.  При таком способе проведения викторины у учителя не возникает необходимости призывать ребят к внимательности и дисциплине. Содержание материала, включенного в викторину, определяется задачей, стоящей перед учителем. Усваивается оно учениками, как правило, прочно.

  1. Гoлyбой песец сидел на ветке

Для учителя. Знания о животных, их признаках, особенностях поведения накапливаются в младшем возрасте. В старших классах они являются основой изучения биологических закономерностей. С помощью этого задания расширяем кругозор. Использование ошибок или противоречий при освещении как маленького факта так и масштабного явления, делают их более запоминающимися.

Для ученика. Гoлyбой песец сидел на ветке - эта фраза была помещена в разделе “Юмор” журнала “Охота и охотничье хозяйство”. У автора этой и других фраз и рассказов хорошее воображение, но он не биолог. Предлагаем тебе найти биологические ошибки, которые он сделал. Сравни свое мнение с ответами. Желаем успеха.

  1. Виноградная улитка высунула из-под paковины две пары “усиков”. Поглядела ими вокруг, потрогала листочек и поползла на одной ноге по стебельку.
  2. В жару волк утоляет жажду, поедая арбузы на бахче.
  3. Берегитесь, птицы! Можно пострадать от укуса ядовитых гусениц.
  4. На замерзшей реке рыбак пробивал лунку для рыбалки. Но добычу он поймал раньше, чем опустил крючок с наживкой в воду. Первую рыбку рыбак обнаружил в куске отколовшегося льда.
  5. Дрозды всю осень занимались посадкой деревьев и кустарников, плоды которых особенно им полюбились.
  6. Во время разлива рек ежу приходится вплавь добираться до сухого островка земли.
  7. Еж и дикобраз не только относятся к одному отряду грызунов, но имею одну привычку: они активны в темное время суток.
  8. На ветке дерева сидел заяц.
  9. В первые дни жизни зайчонок не выделял даже помета.
  10. Землеройка. Бурозубка-крошка такая маленькая, что может протиснуться в проход толщиной с карандаш.

Гoлyбой песец сидел на ветке. Ответы.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Да Нет Да Да Да Нет Да Да Да
  1. Виноградная улитка – брюхоногий моллюск. “Усики” - щупальца, одна пара которых обладает осязательной чувствительностью, другая – зрительной.
  2. Арбуз в описанной ситуации – источник воды.
  3. Ядовиты у гусениц волоски, покрывающие тело.
  4. В реках Чукотки живет рыба даллия. Накопление в ее организме антифриза делает возможной такую необычную зимовку этой рыбы.
  5. Семена плодов поедаемых дроздами не перевариваются. В почве быстро прорастают.
  6. Еж способен передвигаться вплавь при необходимости.
  7. Еж и дикобраз активны в темное время суток, но принадлежат к разным отрядам.
  8. Японский древесный заяц, вооруженный подходящими когтями, лазает по деревьям.
  9. Отсутствие экскрементов, а значит запаха, делает зайчат менее заметными.
  10. Бурозубки – одни из самых маленьких среди млекопитающих.


Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

08 02 2023 3:36:22

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

07 02 2023 1:16:18

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

06 02 2023 22:30:59

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

05 02 2023 9:56:17

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне


    Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

      Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

04 02 2023 16:19:23

Творческая роль естественного отбора

Творческая роль естественного отбора Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

03 02 2023 21:41:46

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

02 02 2023 16:47:22

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

01 02 2023 10:52:53

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

31 01 2023 1:52:12

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

30 01 2023 15:37:23

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

29 01 2023 6:27:39

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

28 01 2023 15:24:22

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

27 01 2023 21:11:25

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

26 01 2023 13:28:41

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

25 01 2023 15:20:22

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

24 01 2023 8:19:25

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

23 01 2023 12:26:36

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

22 01 2023 21:25:48

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

21 01 2023 0:33:16

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

20 01 2023 6:49:51

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

19 01 2023 11:21:41

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

18 01 2023 21:27:44

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

17 01 2023 12:20:57

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

16 01 2023 23:11:20

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

15 01 2023 22:39:19

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

14 01 2023 15:44:37

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс


    Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

      Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....

13 01 2023 0:12:15

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

12 01 2023 14:26:11

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

11 01 2023 16:31:14

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

10 01 2023 18:23:16

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

09 01 2023 3:45:38

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

08 01 2023 5:10:37

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

07 01 2023 19:24:57

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

06 01 2023 2:28:33

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

05 01 2023 7:34:44

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

04 01 2023 12:59:54

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

03 01 2023 5:16:52

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

02 01 2023 13:56:10

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

01 01 2023 22:36:35

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

31 12 2022 22:13:50

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

30 12 2022 23:10:21

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

29 12 2022 23:45:37

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

28 12 2022 14:31:22

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

27 12 2022 15:31:43

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

26 12 2022 14:18:25

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

25 12 2022 8:44:29

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

24 12 2022 17:52:16

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

23 12 2022 6:45:18

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

22 12 2022 6:36:46

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

21 12 2022 12:12:13

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::