Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"
Цели урока:
- раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыбы в связи с жизнью в воде;
- продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемные вопросов.
- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала с мультимедийной приложение 4
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: лабораторная работа с элементами программированного обучения
Форма работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная
Метод обучения:
- Словесно-логическое: рассказ, беседа, лабораторная работа, самостоятельная работа.
- Наглядно-образные: использование таблиц, слайдов презентации
- ТСО: мультимедийный проектор, экран
Оборудование: Презентация «Класс рыбы», экран, мультимедийный проектор, таблица «Эволюция органического мира», аквариум, учебник Биология 7 кл «Многообразие живых организмов» (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров)
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Проверка готовности к уроку, отсутствующие | Слушают учителя, психологический настрой |
2 .Повторение изученного материала | опрос учащихся по теме ланцетник (домашнее творческое задание) или работа по перфокартам | Учащиеся работают фронтально (по домашнему тесту) (см. Приложение 1) |
3. Изучение нового материала | Появляется слайд 1 - Эпиграф к уроку:“Иным достался от природыИнстинкт пророчески-слепой —Они им чуют, слышат воды...”Ф.И. ТютчевКак вы считаете, кому они посвящены? | Учащиеся отгадывают загадку, записывают тему урока (см. Приложение 2), определяют цели урока и содержание |
А) актуализация знаний | Скажите, какие среды обитания вы знаете? Слайд 4. Дайте хаpaктеристику водной среды обитания.Слайд 5. Какие приспособления есть у животных для обитания в водной среде? Слайд 6.Проверка | Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая материал 5 класса |
Б) Лабораторная работа | Слайд 7. «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»Все особенности строения рыб обусловлены средой, в которой они проживают. Ваша задача выполнить лабораторную работу и выяснить, какие особенности внешнего строения рыбы, способствуют обитанию в водной среде Слайды 9 – 11 Проверка результатов работы слайды 12–17Вывод по лабораторной работе слайд 18 | Слушают задание учителя, самостоятельно выполняют работу (см. Приложение 2) |
В) Опopно-двигательная система рыбы | В теле рыбы имеется полость тела. Что такое полость тела? Что располагается в полости тела рыбы? Что такое системы органов? Какие системы органов вы знаете?Давайте познакомимся со строением опopно-двигательной системы рыбы. Почему она так называется? Слайд 19 познакомьтесь с информацией слайда и подпишите рисунок | Слушают, отвечают на вопросы, работают с презентацией и подписывают рисунок (см. Приложение 2) |
Г) Нервная система | Слайд 20–21. Давайте посмотрим, какое строение имеет нервная система рыбы. Что такое рефлекс? О каких видах рефлекса вы узнали? | Смотрят и читают слайды презентации, подписывают части нервной системы и отделы головного мозга рыбы (см. Приложение 2) |
Д) Пищеварительная система | Слайды 22-23. Какое строение имеет пищеварительная система рыбы? | Смотрят и читают слайды презентации, подписывают части пищеварительной системы (см. Приложение 2) |
Е) Дыхательная система | Слайд 24. Какое строение имеет дыхательная система рыбы? | Смотрят и читают слайды презентации, подписывают части дыхательной системы (см. Приложение 2) |
Ж) Кровеносная система | Слайд 25. Какое строение и значение имеет кровеносная система рыбы? | Смотрят и читают слайды презентации, подписывают части кровеносной системы и строение сердца (см. Приложение 2) |
З) Выделительная система | Слайд 26 Какое строение и имеет выделительная система рыбы? | Смотрят и читают слайды презентации, подписывают части выделительной системы (см. Приложение 2) |
И) Пoлoвая система, размножение и развитие рыб | Посмотрите и прочитайте информацию слайдов 27 – 32 и ответьте на вопросы: | Смотрят и читают слайды презентации, записывают органы размножения, что такое нерест, этапы развития (см. Приложение 2) |
К) Забота о потомстве | Слайд 33 -37. Посмотрите и прочитайте информацию заботы о потомстве | Смотрят и читают слайды презентации, отмечают виды заботы о потомстве у рыб. |
Л) Вывод по уроку | Мы с вами познакомились со строением речного окуня. Это животное как и ланцетник относится к типу Хордовых. Давайте сделаем вывод по уроку | Делают вывод к уроку (см. Приложение 2), проверка правильности вывода слайд 38 |
4. Домашнее задание | Слайд 39. Учитель записывает и объясняет домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. | Слушают учителя и записывают задание. |
5. Закрепление изученного | Работа с тестом. | Работа с тестом (см. Приложение3) |
6. Заключение | Подведение итогов, выставление оценок, сбор тестов. На этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу. Слайд 41 |
Использованная литература:
- Учебник 7 класса «Биология. Животные» под редакцией Н.И. Сонина
- Поурочные разработки для 7 класса.
- Электронное учебное издание. 1С: Школа. Биология, 7 класс.
- Журналы «Биология в школе» № 4,6 за 2004 г.
- «Жизнь животных», т.4 Рыбы.
- Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
- Биология 7 класс. Сборник рефератов. Часть 1,2. – М.: Эксмо, 2003.
- Биология: Животные: учеб. для 7 -8 кл. сред. Шк. Быховский Б. Е., Козлова Е. В. М.: Просвещение, 1991г
- Бежал И. Что ты знаешь о рыбах. Киев. «Полиграфкнига», 1994.
- Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс», 1999.
Комментарии:
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
16 07 2025 9:45:21
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
15 07 2025 18:40:59
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
14 07 2025 7:43:41
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
13 07 2025 3:22:20
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
12 07 2025 16:40:45
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
11 07 2025 12:25:27
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
10 07 2025 21:39:23
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
09 07 2025 2:41:27
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
08 07 2025 13:36:15
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
07 07 2025 9:34:36
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
06 07 2025 0:48:30
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
05 07 2025 13:43:24
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
04 07 2025 7:54:42

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
03 07 2025 4:10:59
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
02 07 2025 18:21:41
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
01 07 2025 23:57:32
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
30 06 2025 0:26:39
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
29 06 2025 13:10:18
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
28 06 2025 17:36:43
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
27 06 2025 9:23:26
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
26 06 2025 19:13:48
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
25 06 2025 9:50:48
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
24 06 2025 14:31:13
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
23 06 2025 17:18:18
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
22 06 2025 22:21:34
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
21 06 2025 0:26:25
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
20 06 2025 5:10:12
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
19 06 2025 0:42:50
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
18 06 2025 23:28:36
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
17 06 2025 14:13:27
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
16 06 2025 0:53:48
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
15 06 2025 2:39:37
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
14 06 2025 8:48:30
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
13 06 2025 19:10:23
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
12 06 2025 7:33:59
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
11 06 2025 11:18:27
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
10 06 2025 23:17:16

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
09 06 2025 15:35:37
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
08 06 2025 9:53:29
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
07 06 2025 23:16:58
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
06 06 2025 22:47:42
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
05 06 2025 5:26:21
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
04 06 2025 1:52:44
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
03 06 2025 11:29:57
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
02 06 2025 3:42:11
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
01 06 2025 12:39:42
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
31 05 2025 7:50:14
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
30 05 2025 14:44:39
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
29 05 2025 9:40:34
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
28 05 2025 16:25:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::