Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"
Цель: повторить и обобщить знания по теме \"Тип Члeнистоногие\".
Задачи урока:
- обобщить знания по классификации типа Члeнистоногии;
- закрепить навыки и умения в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Члeнистоногих классы: Paкообразные, Паукообразные, Насекомые.
- развитие творческих способностей.
- воспитание интереса к предмету и к процессу обучения;
- эстетическое воспитание.
Программа: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений.
Форма урока: урок-игра
Методы:
- словесный
- развивающий
- наглядный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Урок соревнование
1. Представление комaнд: название, эмблема, девиз.
2. Разминка.
Перед вами портрет загадочного животного. Ваша задача - определить из каких животных получилось это насекомое.
3. Конкурс капитанов.
- Запишите признаки типа Члeнистоногие;
- Перед Вами представители типа. Распределите их, т.е. классифицируйте и запишите признаки класса (участники получают
коллекцию из представителей типа Члeнистоногие: paк, паук, насекомое)
4. Первое конкурсное задание для комaнд
Предложен перечень насекомых (1-10). Распределите данных представителей класса насекомые по отрядам, напишите названия отрядов и их признаки.
Представители: | Тип Члeнистоногие | |||||
Колорадский жук | ||||||
Капустная белянка | Класс Насекомые | |||||
Божья коровка | ||||||
Тутовый шелкопряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд |
Обыкновенный махаон | № | № | № | № | № | № |
Комнатная муха | Признаки отряда | |||||
Малярийный комар | ||||||
Медоносная пчела | ||||||
Зеленый кузнечик | ||||||
Белянковый наездник |
5. \"Кто быстрее?\". Один вопрос - три ответа. Найдите правильный.
1. Зачем кузнечику \"сабля\"?
- для \"сражений\";
- для откладки яиц;
- для красоты.
2. У кого самая крепкая паутина?
- у самого крупного паука;
- у пауков-крестовиков;
- у пауков-вязальщиков.
3. На кого же похожа медведка?
- на медведя;
- на саму себя;
- на крота.
4. Чем комар может быть полезен?
- опылением растений;
- служит пищей рыбам и птицам;
- только вредит.
5. Зачем слепню цветное зрение?
- для художественного восприятия мира;
- чтобы голова не кружилась;
- чтобы пищу и воду отыскивать.
6. Зачем клещу глаза?
- чтобы лучше видеть;
- для красоты;
- вообще неизвестно для чего.
7. Почему у стрекозы усы маленькие?
- чтобы \"лицо\" не портить;
- потому что глаза большие;
- плохо растут.
8. Когда paки линяют?
- когда захочется;
- не могут линять;
- когда в шкурке тесно.
9. Почему шмели лохматые?
- чтобы походить на медведя;
- чтобы отличаться от пчел;
- чтобы было по теплее.
10. Почему paки краснеют?
- от стыда;
- от пыла и жара
- от натуги.
11. Что божьи коровки делают зимой?
- спят;
- копят сахар;
- вспоминают лето.
6. Кроссворд
- Орган в теле самки насекомых
- Содержание пыльника тычинки
- Орган движения насекомых
- Стадия развития бабочек
- Ротовой аппарат бабочек
- Орган обоняния
- Часть тела насекомого
- Орган передвижения
- Орган зрения
- Растение огорода, часто повреждаемое насекомыми.
7. \"Живые синонимы\"
Кто из нас не увлекался книгами Фенимора Купера и фильмами поставленными по ним? Нам никогда не забыть образы смелых, гордых, честных людей. А какие странные, но в то же время завораживающие, емкие, точные (соответствующие хаpaктеру человека) имена давали своим собратьям и белым людям североамериканские индейцы: Соколиный глаз, Быстрый Олень, Большой Змей.
Назовите русские фамилии, связанные с миром члeнистоногих.
Мухины, Блохины, Комаровы, Жуковы,
Коромысловы, Таpaкановы, Слепневы,
Молевы, Клещевы, Рачковы, Пауковы:
А теперь попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе:
Например: | смелый, как | лев |
Трудолюбивый | муравей, пчела | |
Беспечный | стрекоза | |
Ничтожный | вошь | |
Порхать | бабочка, мотылек | |
Ползать | муха | |
Прыгать,скакать | блоха, кузнечик | |
Пищать | комар | |
Зеленый | кузнечик |
8. Викторина.
1. Объясните происхождение слова \"насекомые\"
2. Сколько видов насекомых насчитывается в мире?
3. Назовите \"великанов\" из мира насекомых.
4. Зачем кузнечику такие длинные усы?
5. Отличается ли видение мира насекомыми от картины окружающей действительности глазами человека?
6. Можно ли назвать тонкий и нудный писк летящего комара пением?
Ответ поясните.
7. Какие виды насекомых по праву считаются самыми лучшими воспитателями потомства?
8. Могут ли насекомые выступать в роли \"боевого оружия\"?
9. Назовите одно из самых \"домашних\" насекомых, не способное даже жить без помощи человека?
10. Сколько ног у насекомых?
11. Есть насекомые, которые носят такие же названия, как и млекопитающие. Назовите их.
12. Какие насекомые могут слышать ногами?
13. У какого жука оборонительная поза - стойка на голове?
14. Вас укусил комар - вы начинаете почесывать ранку? Откуда появился этот противный зуд?
9. \"Узнай по портрету\"
Задумывались ли вы над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет, что эти лица по-своему интересны, удивительны и даже красивы. \"Да какие там у них лица, у этих козявочек\", - скажете вы, - \"их и не рассмотреть даже\". А если через бинокль, а если под микроскопом: и тогда вот что можно увидеть.
Кого же из своих соседей по планете вы узнали?
10. Головоломка \"Роль насекомых в природе\"
В | Н | Д | И | П | З | Е | М | О |
Т | Ы | О | Т | Х | В | Е | Ы | К |
С | Х | Р | А | Я | Е | Ш | Е - | Е |
Е | С | И | Н | П | Н | Й | В | С |
Щ | О | Р | И | Е | О | Е | А | А |
Б | О | П | Я | Ц | В | Н | Ж | Н |
Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.
Приведите пример пищевой цепи.
11. Ребус.
Из этого ребуса вы узнаете о роли насекомых в природе.
III. Подведение итогов урока. Объявление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить интересные факты из жизни представителей типа Члeнистоногие.
Литература
- Агеева И.Д. \"Веселая биология на уроках и праздниках\", методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Нестеров В.В. \"Зоовикторина\" - СПб.: Лань, 1997 г.
- Теремов А., Рохлов В. \"Занимательная зоология\": книга для учащихся, учителей и родителей - М.: АСТ-Пресс, 2002 г.
Комментарии:
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
24 08 2025 16:44:22
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
23 08 2025 14:11:19
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
22 08 2025 11:12:30
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
21 08 2025 22:48:30
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
20 08 2025 21:44:30
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
19 08 2025 15:49:51
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
18 08 2025 23:28:13
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
17 08 2025 1:35:35
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
16 08 2025 12:38:41
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
15 08 2025 0:43:33
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
14 08 2025 5:11:54
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
13 08 2025 0:38:10
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
12 08 2025 7:14:26
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
11 08 2025 14:43:43
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
10 08 2025 20:23:21
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
09 08 2025 0:24:42
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
08 08 2025 20:33:48
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
07 08 2025 1:48:57
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
06 08 2025 0:43:24
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
05 08 2025 15:47:52
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
04 08 2025 21:50:57
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
03 08 2025 6:57:21
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
02 08 2025 10:40:19
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
01 08 2025 1:39:59

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
31 07 2025 5:35:56
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
30 07 2025 17:27:56
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
29 07 2025 5:36:49
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
28 07 2025 21:15:58

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
27 07 2025 13:24:42
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
26 07 2025 7:52:46
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
25 07 2025 1:58:46
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
24 07 2025 13:41:12
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
23 07 2025 7:11:14
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
21 07 2025 22:14:44
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
20 07 2025 18:43:46
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
19 07 2025 10:43:42
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
18 07 2025 16:39:32
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
17 07 2025 4:44:17
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
16 07 2025 23:41:59
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
15 07 2025 13:54:58
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
14 07 2025 3:16:35
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
13 07 2025 9:17:19
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
12 07 2025 1:34:39
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
11 07 2025 9:28:10
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
10 07 2025 4:13:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
09 07 2025 9:24:11
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
08 07 2025 15:14:40
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
07 07 2025 16:33:24
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
06 07 2025 15:50:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::