Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"
Цель: повторить и обобщить знания по теме \"Тип Члeнистоногие\".
Задачи урока:
- обобщить знания по классификации типа Члeнистоногии;
- закрепить навыки и умения в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Члeнистоногих классы: Paкообразные, Паукообразные, Насекомые.
- развитие творческих способностей.
- воспитание интереса к предмету и к процессу обучения;
- эстетическое воспитание.
Программа: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений.
Форма урока: урок-игра
Методы:
- словесный
- развивающий
- наглядный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Урок соревнование
1. Представление комaнд: название, эмблема, девиз.
2. Разминка.
Перед вами портрет загадочного животного. Ваша задача - определить из каких животных получилось это насекомое.
3. Конкурс капитанов.
- Запишите признаки типа Члeнистоногие;
- Перед Вами представители типа. Распределите их, т.е. классифицируйте и запишите признаки класса (участники получают
коллекцию из представителей типа Члeнистоногие: paк, паук, насекомое)
4. Первое конкурсное задание для комaнд
Предложен перечень насекомых (1-10). Распределите данных представителей класса насекомые по отрядам, напишите названия отрядов и их признаки.
Представители: | Тип Члeнистоногие | |||||
Колорадский жук | ||||||
Капустная белянка | Класс Насекомые | |||||
Божья коровка | ||||||
Тутовый шелкопряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд | Отряд |
Обыкновенный махаон | № | № | № | № | № | № |
Комнатная муха | Признаки отряда | |||||
Малярийный комар | ||||||
Медоносная пчела | ||||||
Зеленый кузнечик | ||||||
Белянковый наездник |
5. \"Кто быстрее?\". Один вопрос - три ответа. Найдите правильный.
1. Зачем кузнечику \"сабля\"?
- для \"сражений\";
- для откладки яиц;
- для красоты.
2. У кого самая крепкая паутина?
- у самого крупного паука;
- у пауков-крестовиков;
- у пауков-вязальщиков.
3. На кого же похожа медведка?
- на медведя;
- на саму себя;
- на крота.
4. Чем комар может быть полезен?
- опылением растений;
- служит пищей рыбам и птицам;
- только вредит.
5. Зачем слепню цветное зрение?
- для художественного восприятия мира;
- чтобы голова не кружилась;
- чтобы пищу и воду отыскивать.
6. Зачем клещу глаза?
- чтобы лучше видеть;
- для красоты;
- вообще неизвестно для чего.
7. Почему у стрекозы усы маленькие?
- чтобы \"лицо\" не портить;
- потому что глаза большие;
- плохо растут.
8. Когда paки линяют?
- когда захочется;
- не могут линять;
- когда в шкурке тесно.
9. Почему шмели лохматые?
- чтобы походить на медведя;
- чтобы отличаться от пчел;
- чтобы было по теплее.
10. Почему paки краснеют?
- от стыда;
- от пыла и жара
- от натуги.
11. Что божьи коровки делают зимой?
- спят;
- копят сахар;
- вспоминают лето.
6. Кроссворд
- Орган в теле самки насекомых
- Содержание пыльника тычинки
- Орган движения насекомых
- Стадия развития бабочек
- Ротовой аппарат бабочек
- Орган обоняния
- Часть тела насекомого
- Орган передвижения
- Орган зрения
- Растение огорода, часто повреждаемое насекомыми.
7. \"Живые синонимы\"
Кто из нас не увлекался книгами Фенимора Купера и фильмами поставленными по ним? Нам никогда не забыть образы смелых, гордых, честных людей. А какие странные, но в то же время завораживающие, емкие, точные (соответствующие хаpaктеру человека) имена давали своим собратьям и белым людям североамериканские индейцы: Соколиный глаз, Быстрый Олень, Большой Змей.
Назовите русские фамилии, связанные с миром члeнистоногих.
Мухины, Блохины, Комаровы, Жуковы,
Коромысловы, Таpaкановы, Слепневы,
Молевы, Клещевы, Рачковы, Пауковы:
А теперь попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе:
Например: | смелый, как | лев |
Трудолюбивый | муравей, пчела | |
Беспечный | стрекоза | |
Ничтожный | вошь | |
Порхать | бабочка, мотылек | |
Ползать | муха | |
Прыгать,скакать | блоха, кузнечик | |
Пищать | комар | |
Зеленый | кузнечик |
8. Викторина.
1. Объясните происхождение слова \"насекомые\"
2. Сколько видов насекомых насчитывается в мире?
3. Назовите \"великанов\" из мира насекомых.
4. Зачем кузнечику такие длинные усы?
5. Отличается ли видение мира насекомыми от картины окружающей действительности глазами человека?
6. Можно ли назвать тонкий и нудный писк летящего комара пением?
Ответ поясните.
7. Какие виды насекомых по праву считаются самыми лучшими воспитателями потомства?
8. Могут ли насекомые выступать в роли \"боевого оружия\"?
9. Назовите одно из самых \"домашних\" насекомых, не способное даже жить без помощи человека?
10. Сколько ног у насекомых?
11. Есть насекомые, которые носят такие же названия, как и млекопитающие. Назовите их.
12. Какие насекомые могут слышать ногами?
13. У какого жука оборонительная поза - стойка на голове?
14. Вас укусил комар - вы начинаете почесывать ранку? Откуда появился этот противный зуд?
9. \"Узнай по портрету\"
Задумывались ли вы над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет, что эти лица по-своему интересны, удивительны и даже красивы. \"Да какие там у них лица, у этих козявочек\", - скажете вы, - \"их и не рассмотреть даже\". А если через бинокль, а если под микроскопом: и тогда вот что можно увидеть.
Кого же из своих соседей по планете вы узнали?
10. Головоломка \"Роль насекомых в природе\"
В | Н | Д | И | П | З | Е | М | О |
Т | Ы | О | Т | Х | В | Е | Ы | К |
С | Х | Р | А | Я | Е | Ш | Е - | Е |
Е | С | И | Н | П | Н | Й | В | С |
Щ | О | Р | И | Е | О | Е | А | А |
Б | О | П | Я | Ц | В | Н | Ж | Н |
Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.
Приведите пример пищевой цепи.
11. Ребус.
Из этого ребуса вы узнаете о роли насекомых в природе.
III. Подведение итогов урока. Объявление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить интересные факты из жизни представителей типа Члeнистоногие.
Литература
- Агеева И.Д. \"Веселая биология на уроках и праздниках\", методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Нестеров В.В. \"Зоовикторина\" - СПб.: Лань, 1997 г.
- Теремов А., Рохлов В. \"Занимательная зоология\": книга для учащихся, учителей и родителей - М.: АСТ-Пресс, 2002 г.
Комментарии:
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
30 06 2025 13:12:36
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
29 06 2025 23:57:44
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
28 06 2025 17:57:52
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
27 06 2025 21:28:15
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
26 06 2025 13:50:31
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
25 06 2025 10:20:59
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
24 06 2025 22:17:45
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
23 06 2025 10:59:58
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
22 06 2025 3:12:33

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
21 06 2025 17:38:18
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
20 06 2025 7:30:51
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
19 06 2025 16:49:22
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
18 06 2025 12:20:48
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
17 06 2025 17:54:58
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
16 06 2025 15:46:16
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
15 06 2025 15:32:17
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
14 06 2025 10:49:10
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
13 06 2025 6:18:54
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
...
12 06 2025 17:48:50

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
11 06 2025 10:35:43
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
10 06 2025 15:13:34
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
09 06 2025 15:36:57
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
08 06 2025 15:44:10
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
07 06 2025 6:26:52
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
06 06 2025 20:58:53

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
05 06 2025 9:35:54
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
04 06 2025 21:56:47
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
03 06 2025 7:46:45
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
02 06 2025 14:31:49
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
01 06 2025 10:59:10
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
31 05 2025 1:54:25
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
30 05 2025 17:43:51
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
29 05 2025 21:17:42
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
28 05 2025 2:45:38
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
27 05 2025 1:51:19
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
26 05 2025 0:54:13
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
25 05 2025 22:55:55
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
24 05 2025 21:13:41
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
23 05 2025 6:10:19
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
22 05 2025 17:11:19
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
21 05 2025 2:58:17
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
20 05 2025 5:35:44
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
19 05 2025 8:54:21
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
18 05 2025 21:19:57
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
17 05 2025 7:18:48
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
16 05 2025 1:54:34
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
15 05 2025 12:54:32
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
14 05 2025 2:36:27
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
13 05 2025 12:49:55
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
12 05 2025 10:43:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::