Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Цель: сформировать знания о строении и функциях зубов, гигиене полости рта

Задачи:

  • научить детей правильно ухаживать за полостью рта;
  • формировать положительное отношение к собственному здоровью;
  • развивать кругозор учащихся

Тип урока: комбинированный.

Используемые образовательные ресурсы: Презентация “Здоровье зубов на отлично”.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, “Листки Здоровья”– плакаты, таблицы, индивидуальные зеркала, ватные палочки, спиртовой раствор йода, демонстрационные зубные щетки, зубные пасты, зубная нить.

Приложение 3. Технологическая карта урока.

Развернутый конспект урока.

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности детей к занятиям, создание позитивной эмоциональной атмосферы.

2. Проверка и актуализация знаний. На предыдущем занятии мы познакомились со строением пищеварительной системы. Поработаем устно, ответим на вопросы:

  1. Какой орган пищеварительной системы похож на большую грушу?
  2. Как называется самая большая пищеварительная железа?
  3. Какой отдел пищеварительной системы имеет пятиметровую длину?
  4. Как называют железу, которая расположена под желудком?
  5. Пища по нему идет. Что же это? (Пищевод.)

А сейчас, чтобы убедиться, в том, что вы хорошо усвоили состав пищеварительной системы, ребята которые сидят на первом варианте напишут по порядку названия органов от ротовой полости до прямой кишки, ребята второго варианта выполнят это задание в обратной последовательности: от прямой кишки до ротовой полости. Затем мы обменяемся заданиями и попробуем самостоятельно поставить оценку своему товарищу. Напомню, что на предыдущем уроке мы назвали 15 органов, входящих в состав пищеварительной системы, следовательно, каждые три правильных ответа это один балл оценки.

3. Переход к изучению нового материала.

Учитель. Кто же первый встречает кусочек пищи, который попадает в нашу ротовую полость? “Слуги верные стоят, стройно выстроились в ряд…” ЗУБЫ. Про зубы много сказок сказано, пословиц сложено! Например, вооруженный до зубов (очень хорошо вооруженный), видит око, да зуб неймет… А теперь помогите мне, ребята. Вспомните пословицы, поговорки, “крылатые” выражения, где говориться о зубах.

Возможные варианты ответов учащихся:

  • зуб на зуб не попадает,
  • зубы на полку положить (ограничить себя в разговоре),
  • точить зубы на кого-нибудь,
  • не по зубам (не под силу), ни в зуб и ни зуб ногой (о ничего не знающем),
  • на зубок подарить (сделать подарок новорожденному),
  • змей умирает, а всё зубьями хватает.

Учитель. Неслучайно русский народ столько внимания уделяет зубам. Зубы служат нам добрую службу. Какую? Возможные варианты ответов учащихся:

  • участвуют в процессе приема пищи,
  • от них зависит свежесть дыхания,
  • зубы делают улыбку красивой,
  • они помогают хорошему самочувствию и настроению.

Учитель. Таким образом, вы прекрасно понимаете значение зубов. И сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопросы: “ Как устроены и как работают наши зубы? Почему в народе говорят “Кто хорошо жует, тот долго живет”. Как ухаживать за зубами, чтобы они были крепкими и здоровыми? Формулировка детьми цели занятия.

4. Организация познавательной деятельности детей.

А начнем с того, что ответим на вопросы:

  1. Сколько зубов у человека? 32 зуба.
  2. Зубы у человека появляются при рождении? Нет.
  3. Как называют первые зубы? Молочные.
  4. Кто знает, в каком возрасте у него появились первые зубки? В 6 месяцев (7–9).
  5. А в каком возрасте они стали у вас выпадать? 6–7 лет.
  6. Почему ваши первые учителя переживали, что у первоклассников нет некоторых зубов? Потому что зубы помогают правильно произносить звуки и слова. Вот мы с вами еще нашли одно значение зубов, о котором прежде не упоминали.
  7. А интересно узнать, сколько зубов у других животных?

Учитель. У кенгуру их 58, у наших хищников – 44, у зубатых китов до 50. А вот у огромных слонов всего 6 зубов. Два зуба превратились в бивни, Четыре коренных зуба (зубы для жевания). Зато каких! Каждый зуб длиной минимум 30 см и весом приблизительно 4 кг. И этими четырьмя зубами слон пережевывает за сутки примерно 300 кг травы.

http://yh00.ucoz.ru/publ/vsjo/ehto_nuzhno_znat/est_li_zuby_u_slona_i_skolko_ikh/6-1-0-46

А теперь посмотрим на наши зубы. Пpaктическая работа. С помощью зеркала рассмотрим зубы, и запишем зубную формулу. (На экране демонстрируется рентгеновский снимок зубов) Выделяют верхнюю и нижнюю челюсти Рассмотрим зубы верхней челюсти: расположенные по центру зубы (мы их еще называем передними зубами), называются резцами. Их 4. что мы делаем резцами? Захватываем и удерживаем пищу. Разделив зубы на правую и левую половинку, начинаем записывать зубную формулу.

Ученики начинают заполнять информационно-познавательную карту урока. (Приложение 2)

Следом за резцами идут зубы, которые напоминают клинышки или конусы и называются они клыками. Для чего нужны клыки? Мы ими разрываем пищу, отрываем кусочки , удерживаем их. За клыками идут малые коренные зубы, которые называют премоляры или предкоренные и наконец, главные наши труженики – коренные зубы или моляры. Почему я их назвала “главными тружениками”? Они служат для тщательного перетирания, пережевывания пищи. Количество больших коренных зубов у вас сейчас может быть разным. У кого– то они уже выросли, у кого-то еще растут.

Посмотрите на рентгеновский снимок, где показаны разные стадии развития коренных зубов. Подсчитайте, пожалуйста, сколько зубов получилось? 28 зубов. А почему мы сказали, что зубов у человека 32? “Зубы мудрости” появляются в более зрелом “мудром” возрасте. У некоторых людей появляется только два “зуба мудрости”, у некоторых 4.

Как устроены наши зубы? Мы заглянем внутрь наших зубов. Внешнее и внутреннее строение. Во внешнем строении зуба выделяют: коронку, шейку и корень.

Сверху поверхность зуба покрыта эмалью. Эмаль – самое твердое вещество в нашем теле и она полностью лишена чувствительности. В ее состав входит кальций. Под эмалью находится дентин. Дентин – это плотное, похожее на кость вещество. Дентин окружает пульпу. Каждый зуб имеет сердцевину из мягкой пульпы, содержащей нервы и кровеносные сосуды. Эти волокна могут причинять боль в том случае, если на них воздействовать горячим, холодным или сладким. Зуб прочно закреплен своими корнями в челюстной кости, а шейка зуба зафиксирована в ткани десны.

А теперь давайте подумаем, если какой-то из наших зубов заболеет и не сможет хорошо выполнять свою работу, будет – ли пища тщательно пережевана, перетерта так , чтобы не было нагрузки на другие отделы пищеварительной системы?

Что же нужно делать, чтобы зубы служили свою службу верно и долго? Бережно к ним относится. Знаете ли вы трех “Главных врагов” наших зубов?

Беседа, высказывание предположений, суждений. Заполнение ИПК (информационно-познавательной карты) урока. Обобщающее слово учителя.

Враг 1: горячая и холодная пища. Контрастная пища (холодно-горячая) ослабляет эмаль, способствуя образования трещин. Поэтому рекомендуется отказаться от так любимого кофе с мороженым, или горячего кофе на морозном воздухе. По отдельности очень холодная или очень горячая пища также оказывает нехорошее воздействие на зубы. 
Враг 2: сахар, сладости. Сахар разрушает зубную эмаль. Особенно он вреден в виде конфет, ириса, карамели, поскольку находится в полости рта достаточно долго, чтобы навредить зубам. Совет здесь может быть следующий: сладкое стоит заменять фруктовым соком, в котором содержится необходимое организму количество сахара, либо фруктами. В последнее время звучат заявления от специалистов, что небольшое количество шоколада оказывает полезное действие на состояние наших зубов, укрепляет и защищает их. 
Враг 3: цитрусовые. Несмотря на высокое содержание витамина С, сок цитрусовых может разъедать эмаль. То же самое относится к разнообразным лимонадам и газированным напиткам. Конечно, употрeбллять их можно, но желательно после того, как вы выпили чай с лимоном или баночку кока-колы, следует прополоскать рот. Так вы избавитесь от нежелательных элементов. Опасны и частые перекусы: по словам экспертов, зубы могут противостоять максимум пяти кислотным атакам в день.

Учитель. Наши зубы требуют постоянного ухода и заботы. Наука о сохранении человеческого зуба называется гигиеной. Основной целью гигиены полости рта является проведение мероприятий по усилению положительного влияния различных факторов на полость рта и предупреждению их отрицательного, вредного воздействия. Гигиену можно смело считать наукой о сохранении человеческого здоровья, чему вполне соответствует смысл вложенной в ее название. Оно происходит от имени Гигиеи – дочери Эскулапа, являющейся, по верованиям древних греков, богиней здоровья.
Хорошо сформулировал конечную цель, стоящею перед гигиеной, известный русский ученый Г.В. Хлопонин: \"Основная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни наименее быстрым, жизнь – наиболее сильной, cмepть – наиболее отдаленной\".

Прежде всего, необходимо чистить зубы. Сколько раз? Какими должны быть движения во время чистки зубов, сколько времени надо чистить зубы. Подумайте и заполните информационно-познавательную карту урока, колонку “Как делаю Я”. А сейчас мы проверим, как хорошо вычищены ваши зубы.

Пpaктическая работа. Смазать зубы ватной палочкой, которую надо смочить спиртовым раствором йода. Если зубы вычищены хорошо, они не окрашиваются, а если налет на зубах остался, то он мгновенно окрашивается в коричневый или синий цвет. Сделайте запись в информационно-познавательной карте урока. И запомним правила чистки зубов.

  1. Щетку необходимо расположить под углом 45° к поверхности зуба. Начинают чистку при несомкнутых зубных рядах.
  2. Начните чистить зубы верхней челюсти с щечной поверхности. Выполните 10 движений, после этого проделайте то же самое для зубов с другой стороны верхней челюсти.
  3. Возвратно-поступательными движениями в горизонтальном и вертикальном направлении почистите внутренние поверхности зубов, обращенные к языку.
  4. Затем приступите к чистке жевательных поверхностей зубов. Необходимо выполнить 10-15 движений с каждой стороны изо рта наружу.
  5. Выполните все это для зубов нижней челюсти.
  6. При чистке передних зубов расположите щетку перпендикулярно зубному ряду.
  7. Заканчивают чистку зубов массажем десен, который проводится при сомкнутых зубах. Круговыми движениями щетки проводят легкий массаж верхних и нижних десен.

Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее 3 минут. Заведите в ванной комнате песочные часы, они помогут вам ориентироваться во времени.

Важно помнить о том, что чистка зубов с помощью зубной щетки должна дополняться использованием специальных нитей – флоссов. С помощью их вычищают межзубные промежутки.

http://www.emedi.ru/articles/teeth-cleaning.html

Зубные пасты.

Различные рекламные трюки заставляют людей выбирать те или иные виды зубных паст. Далеко не всегда этот выбор оказывается правильным. Данная заметка о том, какие бывают зубные пасты, и чем они отличаются друг от друга.

Все пасты делятся на две большие группы – гигиенические и  лечебно-профилактические. Первая группа предназначена только для очищения зубов от налёта пищи, а также придания полости рта приятного запаха. Такие пасты рекомендуются обычно тем, кто имеет здоровые зубы, а также не имеет причин для возникновения болезней зубов, и регулярно посещает стоматолога.

Основная масса зубных паст относится ко второй группе – лечебно-профилактических. Их предназначением, помимо очищения поверхности зубов, является подавление микрофлоры, вызывающей кариес и пародонтит, реминерализация зубной эмали, уменьшение воспалительных явлений при заболеваниях пародонта, а также отбеливание зубной эмали.

Выделяют противокариозные пасты, включающие в себя кальцийсодержащие и фторсодержащие зубные пасты; зубные пасты с противовоспалительным действием (“Лесная”, “Колгeйт лесные травы” и др.) и  отбеливающие пасты .

Противокариозный эффект обеспечивается присутствием в зубной пасте фторидов (фторид натрия, фторид олова , аминофторид, монофторфосфат ), а также присутствием кальция глицерофосфат кальция). Все эти вещества эффективны только в тех случаях, когда процесс очищения зубов длиться больше пяти минут. Противовоспалительное действие обычно достигается добавлением в зубную пасту экстpaктов трав (мята, шалфей, ромашка и др.).

Отбеливающие пасты содержат бикарбонат натрия или соду, которая обладает выраженным абразивным действием. Применять такие пасты ежедневно не рекомендуется вследствие риска повреждения эмали. Обычно рекомендуют их применять 1–2 раза в неделю.

Зубные щетки.

Зубная щетка является основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300–400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в. В настоящее время существует множество моделей зубных щеток, предназначением которых является удаление зубного налета с поверхности зубов. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно. Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозможностью идеально ровной обработки концов щетинок и сложностью придания ей определенной жесткости. Эффективность использования зубной щетки определяется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости.


Существует пять степеней жесткости зубных щеток:

  • Очень жесткие;
  • Жесткие;
  • Средние;
  • Мягкие;
  • Очень мягкие.

Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна. Жесткие и очень жесткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать истирание твердых тканей зуба. 
Следует отметить, что щетки средней жесткости и мягкие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки.
Величина рабочей части определяет способность зубной Щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, Которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей – 18–25 мм, для взрослых – не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располагается обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов. 

Если же зубная щетка не доступна, то после приема пищи можно воспользоваться жевательной резинкой. Хотя этот продукт очищает лишь жевательные поверхности зубов, он вызывает мощное выделение слюны, которая смывает с поверхности зубов остатки пищи.

Жевательная резинка: плюсы и минусы.

Существует еще несколько причин, по которым жевательная резинка полезна для человека:

  • Жевательная резинка неплохо справляется с очищением зубов после еды. Правда, необходимо помнить о том, что жвачка не может сравниться по своей очищающей силе с зубной щеткой. При жевании очищается только одна (жевательная) поверхность зубов. Все остальные остаются неочищенными.
  • Жевание сопровождается обильным выделением слюны, за счет чего происходит частичное очищение зубов и удаление остатков пищи из ротовой полости.
  • Содержащиеся в жевательной резинке сахарозаменители (сорбитол, ксилит) восстанавливают кислотно-щелочной баланс. Кислая среда способствует развитию микробов, вызывающих кариес, в то время как щелочная среда, препятствует этому.
  • Постоянное жевание укрепляет десны, что в свою очередь помогает организму справиться с гингивитом и пародонтитом.

Впрочем, есть и некоторые отрицательные стороны:

  • Жевательные резинки, содержащие сахар, а они сегодня представлены на рынке в широком ассортименте, вызывают уменьшение рН, тем самым способствуя развитию кариеса.
  • Постоянное жевание может оказывать вредное влияние на состояние височно-нижнечелюстного сустава, того, что соединяет височную кость и нижнюю челюсть. В связи с этим при воспалении этого сустава жевать не рекомендуется.
  • Жевательная резинка вызывает мощное выделение желудочного сока. Как утверждают гастроэнтерологи, жевание на голодный желудок может приводить к появлению или обострению гастрита.

Надеюсь, что теперь вы будете жевать правильно!

http://www.emedi.ru/articles/chewing-gum.html

Зубная нить – правила пользования.

Там где не попадает щетка, на помощь приходят зубочистки и зубные нити. Когда мы чистим зубы, то не замечаем, что пропускаем определенные “мертвые участки”, где доступность зубных щеток равна нулю. Именно в таких “мертвых участках”, как правило, скапливаются микробы, что в будущем приводит к накоплению зубных отложений, преобразованию их в зубной камень, и как результат этого процесса возникает воспаление. Прежде чем воспользоваться зубной нитью, научитесь правильно ее применять. Не поленитесь проконсультироваться у врача или почитать инструкцию по применению нити для ухода за зубами.

Правильное питание наших зубов.

1. Свежие твердые овощи и фрукты (морковь, яблоко и др.) Во-первых, при употрeблении их в пищу происходит механическое удаление мягкого зубного налета. Во-вторых, необходимость тщательного пережевывания стимулирует выделение слюны, которая также убирает налет и нейтрализует действие кислот. Кроме того, такие продукты богаты клетчаткой, что необходимо для здорового питания.

2. Вода. Вода является основным компонентом слюны, поэтому ее нужно употрeбллять в достаточном количестве. Помимо этого именно с водой к нам в организм поступают фториды, так ценные для формировании устойчивости эмали к образованию кариеса. При употрeблении воды (или даже хотя бы простом полоскании) мы также смываем налет и кислоты с поверхности зубов (особенно после поедания легкоусваиваемых углеводов, например в виде сладостей).

 3. Молочные продукты. Они обеспечивают нас кальцием и фосфатами, столь необходимыми нашим зубам.

4. Ксилит. Жевательные резинки без сахара, с его заменителем (ксилитом) способствуют продуцированию слюны и механическому очищению зубов сразу после еды. Ксилит в отличие от сахарозы подавляет развитие Str.mutans, бактерии, которая в первую очередь ответственна за развитие кариеса

5. Чай. Зеленый и черный чай содержат полифенолы, которые подавляют размножение бактерий, ответственных за образование кислот.

6. Орехи (арахис, миндаль, кэшью, грецкие орехи).Также весьма полезный для зубов продукт (если не грызть их вместе со скорлупой), так как содержат кальций и минералы, необходимые для зубов. Кроме того, как и любой твердый продукт способствуют самоочищению зубов от мягкого налета.

7. Продукты, богатые минералами и витаминами. Эти продукты в принципе полезны для здорового питания. Для зубов и десен особенно полезны те, которые содержат витамины А, С, D, а также фосфор и кальций. К таким продуктам относятся яйца, рыба, шпинат, зеленые овощи, бобы, цельнозерновые продукты, мясо птицы.

 http://digest.subscribe.ru/health/preventive/n616718108.htm

4. Подведение итогов занятия. Первичная проверка знаний.

  1. Что такое кариес?
  2. Причины его возникновения?
  3. Как защитить зубы от болезней?
  4. Как “устроены” наши зубы?

5. Домашнее задание. Составить памятку по уходу за зубами и стараться ей следовать. Составить синквейн “Мои зубки”.



Комментарии:

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

24 11 2025 4:39:10

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

23 11 2025 4:25:20

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии


    Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

      Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

22 11 2025 19:57:25

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

21 11 2025 12:41:38

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

20 11 2025 7:37:30

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

19 11 2025 14:36:26

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

18 11 2025 5:45:49

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

17 11 2025 11:38:27

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

16 11 2025 2:22:42

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

15 11 2025 19:12:42

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

14 11 2025 1:50:32

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

13 11 2025 23:13:39

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

12 11 2025 4:14:59

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

11 11 2025 23:47:53

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

10 11 2025 14:31:48

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

09 11 2025 13:49:44

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

08 11 2025 3:31:59

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

07 11 2025 11:53:21

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

06 11 2025 0:29:52

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

05 11 2025 20:52:26

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

04 11 2025 20:53:52

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

03 11 2025 3:45:47

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

02 11 2025 2:28:13

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

01 11 2025 7:24:25

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

31 10 2025 18:38:56

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

30 10 2025 22:46:29

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы"

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....

29 10 2025 5:52:24

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

28 10 2025 8:38:44

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

27 10 2025 6:45:50

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

26 10 2025 8:27:33

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

25 10 2025 3:47:50

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

24 10 2025 16:30:52

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

23 10 2025 20:15:30

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

22 10 2025 23:41:41

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

21 10 2025 9:53:30

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

20 10 2025 16:22:18

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

19 10 2025 1:51:25

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

18 10 2025 2:26:28

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

17 10 2025 18:48:44

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

16 10 2025 10:47:44

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

15 10 2025 11:28:29

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

14 10 2025 19:19:48

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

13 10 2025 12:44:30

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

12 10 2025 15:18:25

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

11 10 2025 15:34:35

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

10 10 2025 0:24:29

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах


    Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

      Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

09 10 2025 7:34:16

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

08 10 2025 21:26:36

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

07 10 2025 23:51:21

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

06 10 2025 22:32:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::