Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"
Обобщающий урок-пpaктикум по теме “Многообразие паразитических червей”
Учебная цель: Знать морфологические особенности, жизненные циклы, патогенное действие гельминтов. Знать методы профилактики гельминтозных болезней.
- Задание для самоподготовки дома:
- Необходимо повторить: понятия об основном, промежуточном, дополнительном и резервуарном хозяевах.
- Вопросы, подлежащие разбору:
- Тип Плоские черви. Класс Сосальщики.
- Печеночный сосальщик. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика трематодозов.
- Класс ленточные черви. Общая хаpaктеристика.
- Бычий цепень, эхинококк. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика цестодозов.
- Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Общая хаpaктеристика.
- Аскарида, острица, кривоголовка. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика нематодозов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о гео- и биогельминтах.
- Как человек заражается печеночным сосальщиком?
- Где локализуется, и какое действие оказывает печеночный сосальщик?
- Куда должно попасть яйцо печеночного сосальщика для дальнейшего развития?
- Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
- Из каких частей состоит тело ленточного червя?
- Каковы особенности ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни?
- Где находятся яйца бычьего цепня?
- Где локализуется бычий цепень у человека?
- Чем и как питается бычий цепень?
- Какое патогенное действие бычьего цепня?
- Как человек заражается эхинококкозом?
- Морфологические особенности эхинококка?
- Кто является основным и промежуточным хозяином эхинококка?
- В каких органах человека локализуется личинка эхинококка?
- Как выражен пoлoвoй диморфизм у аскариды?
- Почему аскарида-геогельминт?
- Изобразить в виде схемы миграцию личинок аскариды.
- Как человек заражается аскаридой?
- Каково патогенное действие аскариды?
- В чем отличие острицы от аскариды?
- Где откладывает яйца самка острицы?
- Каково патогенное действие острицы?
- Почему энтеробиозом заболевают дети?
- Метод диагностики энтеробиоза?
- Какие гельминты распространены в Саратовской области?
- Тестовый самоконтроль:
- Где у человека паразитирует печеночный сосальщик:
- В легких;
- В кишечнике;
- В сердце;
- В желчных протоках;
- В мышцах.
- Где развивается яйцо печеночного сосальщика:
- В воде;
- В почве;
- В воздухе;
- В организме человека;
- В мышцах крупного рогатого скота.
- Как называется инвазионная стадия печеночного сосальщика:
- Метацекарий;
- Адолескарий;
- Мирацидий;
- Спороциста;
- Редия.
- Почему бычий цепень называется невооруженным:
- Имеет крючья;
- Не имеет крючьев;
- Имеет четыре присоски;
- Не имеет присосок;
- Имеет две присоски.
- В каких члeниках цестод накапливаются зрелые яйца:
- В молодых;
- В старых;
- В гермафродитных;
- Вблизи головки;
- Около шейки.
- Где локализуется финна бычьего цепня:
- В мышцах человека;
- В мышцах крупного рогатого скота;
- В печени моллюска;
- В кишечнике собаки;
- В кишечнике человека.
- Как можно заражается эхинококком:
- От больного человека;
- От зараженной собаки;
- При употрeблении плохо прожаренной рыбы;
- От крупного рогатого скота;
- От свиньи.
- Какую форму имеет тело аскариды в поперечном разрезе:
- Плоскую;
- Круглую;
- Цилиндрическую;
- Овальную;
- Лентовидную.
- Где развивается яйцо аскариды:
- В почве;
- В воде;
- В кишечнике человека;
- В воздухе;
- В мышцах человека.
- Через какое время в яйце острицы развивается личинка:
- 15-20 дней;
- 6 месяцев;
- 6 часов;
- 1 год;
- 3 месяца.
- В каком возрасте человек чаще всего человек заражается острицами:
- От 3 до 7 лет;
- 17-25 лет;
- 40-45 лет;
- 1-3 месяца;
- 70-80 лет.
- Пpaктическая часть работы
- Разобрать морфофизиологические особенности, жизненный цикл и патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза в ходе деловой игры.
- Деловая игра
Роли распределяются следующим образом:
- Гельминт. Ученик, исполняющий данную роль должен рассказать о морфофункциональных особенностях данного паразита.
- Больной. Обращается к врачу, сообщая ему о состоянии своего здоровья.
- Врач. Выслушивает и записывает жалобы больного, задает вопросы, чтобы лучше выяснить симптомы заболевания и предположить диагноз, интересуется профессиональной принадлежностью больного. Окончательный диагноз ставиться после исследования врача-лаборанта.
- Врач-лаборант. Проводит копрологическое исследование.
- Биолог. Объясняет жизненный цикл гельминта, биологические способы борьбы с ними.
- Санитарный врач. Рекомендует меры профилактики гельминтоза.
- Разобрать по схемам, таблицам циклы развития сосальщиков, бычьего цепня, эхинококка, аскариды, широкого лентеца.
- Рассмотреть с увеличением х8 микроскопа микропрепараты:
- Печеночного сосальщика. Найти: ротовую и брюшную присоски, пищеварительную и пoлoвую системы.
- Гермафродитный и зрелый члeники бычьего цепня. Найти: оотип, желточники, семенники, яичники, матку.
- Поперечный срез аскариды и найти: полость тела, гиподерму,мышечную ткань, кишечник, матку, яйца.
- Самостоятельная работа
Рассмотреть при увеличении х8 микроскопа микропрепараты смеси яиц гельминтов. Определить яйца аскариды, остриц, печеночного сосальщика,бычьего цепня.
Просмотреть видеофрагменты о циклах развития паразитических червей .
Заполнить таблицу “Сравнительная хаpaктеристика гельминтов-паразитов человека”
Печеночный сосальщик | Бычий цепень | Широкий лентец | Эхинококк | Аскарида | Острица | |
Пoлoвoзрелая форма; размеры и форма тела | ||||||
Личиночные формы (перечислить) | ||||||
Место паразитирования в окончательном хозяине | ||||||
Пути заражения | ||||||
Профилактика |
Решить ситуационные задачи:
- Человек съел недожаренную говяжью печень, пораженную фасциолами. Заразиться ли он фасциолезом?
- Можно ли заразиться аскаридозом от больного человека?
- Контрольные вопросы:
- Какими гельминтозами можно заразиться при употрeблении недоваренного мяса?
- Какими паразитическими червями можно заразиться через грязные руки?
- Можно ли избавиться от остриц только лишь соблюдая правила личной гигиены?
- Почему при аскаридозе иногда наблюдается тяжелое состояние человека, а иногда и cмepтельный исход?
- Темы рефератов:
- К.И. Скрябин- основатель школы русской гельминтологии.
- К.И. Скрябин – основатель гельминтологической лаборатории. Значение его работ в борьбе с гельминтозами.
- Гельминты жарких стран. Роль климатических факторов в их распространении.
- Разнообразие паразитосфауны России.
Комментарии:
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
24 08 2025 14:28:39
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
23 08 2025 1:21:26
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
22 08 2025 20:14:24
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
21 08 2025 13:47:54
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
20 08 2025 22:42:39
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
19 08 2025 23:36:35
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
18 08 2025 14:24:16
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
17 08 2025 11:16:11
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
16 08 2025 4:35:12
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
15 08 2025 17:18:22
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
14 08 2025 22:32:15
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
13 08 2025 21:26:27
Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....
12 08 2025 10:50:45
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
11 08 2025 18:41:36
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
10 08 2025 3:56:18
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
09 08 2025 9:28:52
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
08 08 2025 8:45:28
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
07 08 2025 5:24:52
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
06 08 2025 2:40:20

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
05 08 2025 7:29:57
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
04 08 2025 21:54:11
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
03 08 2025 22:28:23
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
02 08 2025 6:24:48
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
01 08 2025 0:25:29
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
31 07 2025 16:48:10
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
30 07 2025 13:55:14
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
29 07 2025 15:21:55
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
28 07 2025 7:46:56
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
27 07 2025 12:20:29
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
26 07 2025 13:32:43
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
25 07 2025 20:40:59
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
24 07 2025 16:19:54
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
23 07 2025 4:36:25
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
22 07 2025 6:44:15
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
21 07 2025 20:50:45
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
20 07 2025 17:21:58
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
19 07 2025 4:54:14
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
18 07 2025 0:54:33
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
17 07 2025 1:32:19
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
16 07 2025 23:50:58
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
15 07 2025 0:11:10
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
14 07 2025 9:20:14
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
13 07 2025 23:49:30
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
12 07 2025 1:56:58
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
11 07 2025 7:58:43
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
10 07 2025 23:35:59
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
09 07 2025 1:20:51

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
08 07 2025 18:20:45
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
07 07 2025 17:14:30
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
06 07 2025 8:21:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::