Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"
Обобщающий урок-пpaктикум по теме “Многообразие паразитических червей”
Учебная цель: Знать морфологические особенности, жизненные циклы, патогенное действие гельминтов. Знать методы профилактики гельминтозных болезней.
- Задание для самоподготовки дома:
- Необходимо повторить: понятия об основном, промежуточном, дополнительном и резервуарном хозяевах.
- Вопросы, подлежащие разбору:
- Тип Плоские черви. Класс Сосальщики.
- Печеночный сосальщик. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика трематодозов.
- Класс ленточные черви. Общая хаpaктеристика.
- Бычий цепень, эхинококк. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика цестодозов.
- Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Общая хаpaктеристика.
- Аскарида, острица, кривоголовка. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика нематодозов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о гео- и биогельминтах.
- Как человек заражается печеночным сосальщиком?
- Где локализуется, и какое действие оказывает печеночный сосальщик?
- Куда должно попасть яйцо печеночного сосальщика для дальнейшего развития?
- Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
- Из каких частей состоит тело ленточного червя?
- Каковы особенности ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни?
- Где находятся яйца бычьего цепня?
- Где локализуется бычий цепень у человека?
- Чем и как питается бычий цепень?
- Какое патогенное действие бычьего цепня?
- Как человек заражается эхинококкозом?
- Морфологические особенности эхинококка?
- Кто является основным и промежуточным хозяином эхинококка?
- В каких органах человека локализуется личинка эхинококка?
- Как выражен пoлoвoй диморфизм у аскариды?
- Почему аскарида-геогельминт?
- Изобразить в виде схемы миграцию личинок аскариды.
- Как человек заражается аскаридой?
- Каково патогенное действие аскариды?
- В чем отличие острицы от аскариды?
- Где откладывает яйца самка острицы?
- Каково патогенное действие острицы?
- Почему энтеробиозом заболевают дети?
- Метод диагностики энтеробиоза?
- Какие гельминты распространены в Саратовской области?
- Тестовый самоконтроль:
- Где у человека паразитирует печеночный сосальщик:
- В легких;
- В кишечнике;
- В сердце;
- В желчных протоках;
- В мышцах.
- Где развивается яйцо печеночного сосальщика:
- В воде;
- В почве;
- В воздухе;
- В организме человека;
- В мышцах крупного рогатого скота.
- Как называется инвазионная стадия печеночного сосальщика:
- Метацекарий;
- Адолескарий;
- Мирацидий;
- Спороциста;
- Редия.
- Почему бычий цепень называется невооруженным:
- Имеет крючья;
- Не имеет крючьев;
- Имеет четыре присоски;
- Не имеет присосок;
- Имеет две присоски.
- В каких члeниках цестод накапливаются зрелые яйца:
- В молодых;
- В старых;
- В гермафродитных;
- Вблизи головки;
- Около шейки.
- Где локализуется финна бычьего цепня:
- В мышцах человека;
- В мышцах крупного рогатого скота;
- В печени моллюска;
- В кишечнике собаки;
- В кишечнике человека.
- Как можно заражается эхинококком:
- От больного человека;
- От зараженной собаки;
- При употрeблении плохо прожаренной рыбы;
- От крупного рогатого скота;
- От свиньи.
- Какую форму имеет тело аскариды в поперечном разрезе:
- Плоскую;
- Круглую;
- Цилиндрическую;
- Овальную;
- Лентовидную.
- Где развивается яйцо аскариды:
- В почве;
- В воде;
- В кишечнике человека;
- В воздухе;
- В мышцах человека.
- Через какое время в яйце острицы развивается личинка:
- 15-20 дней;
- 6 месяцев;
- 6 часов;
- 1 год;
- 3 месяца.
- В каком возрасте человек чаще всего человек заражается острицами:
- От 3 до 7 лет;
- 17-25 лет;
- 40-45 лет;
- 1-3 месяца;
- 70-80 лет.
- Пpaктическая часть работы
- Разобрать морфофизиологические особенности, жизненный цикл и патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза в ходе деловой игры.
- Деловая игра
Роли распределяются следующим образом:
- Гельминт. Ученик, исполняющий данную роль должен рассказать о морфофункциональных особенностях данного паразита.
- Больной. Обращается к врачу, сообщая ему о состоянии своего здоровья.
- Врач. Выслушивает и записывает жалобы больного, задает вопросы, чтобы лучше выяснить симптомы заболевания и предположить диагноз, интересуется профессиональной принадлежностью больного. Окончательный диагноз ставиться после исследования врача-лаборанта.
- Врач-лаборант. Проводит копрологическое исследование.
- Биолог. Объясняет жизненный цикл гельминта, биологические способы борьбы с ними.
- Санитарный врач. Рекомендует меры профилактики гельминтоза.
- Разобрать по схемам, таблицам циклы развития сосальщиков, бычьего цепня, эхинококка, аскариды, широкого лентеца.
- Рассмотреть с увеличением х8 микроскопа микропрепараты:
- Печеночного сосальщика. Найти: ротовую и брюшную присоски, пищеварительную и пoлoвую системы.
- Гермафродитный и зрелый члeники бычьего цепня. Найти: оотип, желточники, семенники, яичники, матку.
- Поперечный срез аскариды и найти: полость тела, гиподерму,мышечную ткань, кишечник, матку, яйца.
- Самостоятельная работа
Рассмотреть при увеличении х8 микроскопа микропрепараты смеси яиц гельминтов. Определить яйца аскариды, остриц, печеночного сосальщика,бычьего цепня.
Просмотреть видеофрагменты о циклах развития паразитических червей .
Заполнить таблицу “Сравнительная хаpaктеристика гельминтов-паразитов человека”
Печеночный сосальщик | Бычий цепень | Широкий лентец | Эхинококк | Аскарида | Острица | |
Пoлoвoзрелая форма; размеры и форма тела | ||||||
Личиночные формы (перечислить) | ||||||
Место паразитирования в окончательном хозяине | ||||||
Пути заражения | ||||||
Профилактика |
Решить ситуационные задачи:
- Человек съел недожаренную говяжью печень, пораженную фасциолами. Заразиться ли он фасциолезом?
- Можно ли заразиться аскаридозом от больного человека?
- Контрольные вопросы:
- Какими гельминтозами можно заразиться при употрeблении недоваренного мяса?
- Какими паразитическими червями можно заразиться через грязные руки?
- Можно ли избавиться от остриц только лишь соблюдая правила личной гигиены?
- Почему при аскаридозе иногда наблюдается тяжелое состояние человека, а иногда и cмepтельный исход?
- Темы рефератов:
- К.И. Скрябин- основатель школы русской гельминтологии.
- К.И. Скрябин – основатель гельминтологической лаборатории. Значение его работ в борьбе с гельминтозами.
- Гельминты жарких стран. Роль климатических факторов в их распространении.
- Разнообразие паразитосфауны России.
Комментарии:
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
10 09 2024 17:11:44
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
09 09 2024 20:28:57
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...
08 09 2024 2:52:32
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...
07 09 2024 15:41:21
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
06 09 2024 3:24:48
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
05 09 2024 15:59:21
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
04 09 2024 15:49:36
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
03 09 2024 3:37:38
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
02 09 2024 16:31:47
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...
01 09 2024 15:10:52
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
31 08 2024 3:24:49
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
30 08 2024 19:23:31
Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....
29 08 2024 19:26:18
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
28 08 2024 20:31:20
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
27 08 2024 19:36:27
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
26 08 2024 3:20:44
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
25 08 2024 21:13:41
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
24 08 2024 17:32:15
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
23 08 2024 2:12:42
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
22 08 2024 2:13:15
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
21 08 2024 23:34:40
Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
20 08 2024 5:57:59
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...
19 08 2024 21:37:31
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
18 08 2024 5:57:26
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
17 08 2024 16:21:11
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
16 08 2024 18:54:25
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
15 08 2024 5:52:26
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
14 08 2024 7:10:55
Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....
13 08 2024 11:18:21
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...
12 08 2024 0:40:15
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
11 08 2024 1:29:37
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
10 08 2024 4:53:24
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
09 08 2024 7:10:13
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
08 08 2024 16:17:49
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...
07 08 2024 1:27:40
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
06 08 2024 0:14:48
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
05 08 2024 11:27:17
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
04 08 2024 19:38:29
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
03 08 2024 14:56:14
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
02 08 2024 4:20:17
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
01 08 2024 15:10:23
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
31 07 2024 13:33:20
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
30 07 2024 19:26:15
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
29 07 2024 23:19:34
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
28 07 2024 7:53:24
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...
27 07 2024 3:50:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
26 07 2024 9:57:23
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...
25 07 2024 10:24:54
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
24 07 2024 22:28:53
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...
23 07 2024 1:12:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::