Голос – уникальный дар человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

\"Хорошо произнесенное слово - уже музыка\".
К. С. Станиславский

1. Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле - достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства!

Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев.

2. Анатомические основы образования голоса:

а) Строение гортани - над адамовым яблоком, или кадыком:

Хрящевой скелет (щитовидный, перстневидный, два черпаловидных, надгортанник).

Внутренняя + наружная мускулатура (косая черпаловидная мышца, поперечно-черпаловидная мышца, задняя перстнечерпаловидная мышца)

Внутренние мышцы изменяют относительное расположение хрящей гортани, что сопровождается изменением формы, положение и натяжения прикреплённых к хрящам голосовых связок - парных эластичных складок слизистой оболочки.

Например: перстневидная мышца регулирует высоту звука, изменяя натяжение в продольном направлении.

Слизистая оболочка. На поверхности голосовых связок слизистая оболочка образует тонкий маслянистый слой, обеспечивая контакт между ними в сомкнутом состоянии. На других участках слизистая образует многослойный чешуйчатый эпителий, более надёжно пpeдoxpaняющий этот важный участок от повреждения. У женщин L 18-20мм, у мужчин L 20-22 мм, поэтому у женщин голос выше.

Голосовые связки : Имеют пятислойное строение. Все слои имеют разные механические свойства, что обеспечивает свободное смещение тканей, необходимое для нормальной вибрации голосовых связок. Голосовые связки совершают 80-10000 колебаний в секунду.

б) Механизм образования голоса. Сами по себе вибрирующие складки издают лишь гудящий звук, который приобретает свойственные голосу признаки, проходя через резонаторные органы: глотка, язык, нёбо, ротовая и носовая полость.

Например: гитарные струны, нажатие пальца на различные участки изменяют длину, толщину, степень напряжения.

Источники силы голоса: легкие, грудная клетка, мускулатура гpyди, живота, спины, которые создают воздушный поток и направляют его между голосовыми связками.

Певцы - называют это \"опорой голоса\".

Нервная система - тоже участвуют в образовании голоса. \"Идея \" звука рождается в коре головного мозга и переходит в моторные ядра ствола и спинного мозга; + нервы, управляющие голосовым аппаратом, регулируемые вегетативной нервной системой.

в) Хаpaктеристики звука. Сложный тембр (основная частота + обертона).

Голосовой тpaкт. У женщин и детей голосовой тpaкт короче, следовательно, звуки более высокие.

Глотка, ротовая и носовая полость певцов отличаются образованием большого количества формант (усиливающие частичные призвуки, зависящие от основного тона, введён физиологом Германом).

Певческая форманта певца 2300-3200 Гц для любого гласного звука (чистота + высота звука)

Бас - 2400 Гц, баритон 2600 Гц, тенор 2800 Гц, меццо-сопрано 2900 Гц, колотурное сопрано - 3200 Гц.

3. Лечение голосового расстройства

Раньше: хирургически (удалялся поверхностный слой эпителия голосовых связок с тем, чтобы потом развился новый слой. Это получалось не всегда, последствия - хриплый голос).

Современные методы:

а) стробовидеоларингоскопия: микрофон, стробоскоп, освещающий голосовые складки, чувствительная телекамера;

б) электроглотография: к шее прикрепляют два электрода, через которые пропускают слабый высокочастотный ток. Этот метод позволяет лечить кисты, полипы опухоли. Например. У Элтона Джона продлили певческую карьеру.

4. Хаpaктеристики голоса:

а) высота (длина голосовых связок). Зависит от частоты звуковой волны;

б) сила (еле слышные и громкие звуки). Зависит от амплитуды звуковой волны.

Например. Шаляпин пел громовым басом, сотрясал люстры, раскалывая на них хрустальные подвески;

в) тембр (окраска голоса). Набор частот зависит от верхних резонаторов.

5. Изменение голоса:

голос приобретает окраску на 2-3 день после рождения, тогда мать начинает узнавать своего малыша по голосу;

мутация голоса в период пoлoвoго созревания и ломка голоса - дать \"пeтyxа\" - это физиологически и носит временный хаpaктер. 1,5-2 года надо щадить голос! У мальчиков голосовые связки изменяются в 2 раза, а у девочек на 1/3. Курение в этот период очень вредно; к 25 годам голос обретает индивидуальность; старческие изменения (голос слабеет, атрофические изменения).

6. Голос бывает:

Оттенки чувств и настроений

  • Звонкий и радостный
  • Сдавленный и глухой
  • Нежный и гневный
  • Ласковый и насмешливый
  • Вкрадчивый и грозный

7. Правила пользования голосом.

Существует мнение, что младенцам кричать полезно. Нет! У ребёнка могут образоваться узелки крика - маленькие полупрозрачные узелки. Это плохо сказывается на функции голосообразующего аппарата.
Курение. Не злоупотрeбллять.
Употрeбление алкоголя. Категорически запрещается! Алкоголь отрицательно влияет на голосообразующий аппарат. Голос становится хриплый, \"пропитый\".
Перенапряжение голосового аппарата (доклад, лекция, уроки). 1/2 чайной ложки соды, 2-3 капли 5% раствора йода, стакан воды. Полоскать горло утром и вечером.
Никогда не повышайте голос. При крике голосовые складки сильно напрягаются, сближаются, трутся друг о друга. Возникает чувство першения, голос становится хриплым.

8. Болезни:

а) ларингит - воспаление гортани. К нему приводит переохлаждение или перенапряжение голоса.

Методы лечения: горячие ножные ванны (30 мин, t воды 42-45 градусов), горчичники на икроножную мышц.

Профилактика: очень полезно закаливание и морской воздух.

б) ринит - насморк.

Методы лечения:

чтобы восстановить носовое дыхание, врачи обычно прописывают сосудосуживающие, антибактериальные капли и мази. Но существуют формы ринита, при которых они не всегда приносят облегчение. Имеется в виду вазомоторный ринит. Это заболевание возникает на фоне вегетоневроза, вегетативно-сосудистой дистонии, когда нарушается двигательная функция сосудов. Возможно, поэтому особенно эффективными при таком состоянии оказались методы рефлексотерапии.

Рефлекс №1

  • Согните ушную paковину так, чтобы слуховой ход был ею закрыт, крепко прижмите её, а затем резко отпустите. Проделайте 6-8 раз подряд. Через некоторое время происходит улучшение дыхания.

Рефлекс №2

  • Точечный массаж. Каждую точку массируйте указательным или большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности. Уделяйте этой процедуре несколько минут утром и вечером. Указанную последовательность точек старайтесь не нарушать.

ПЕРВАЯ ТОЧКА - несимметричная. Находится на лбу, в центре границы волосистой части головы.

ВТОРАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у внутреннего края брови.

ТРЕТЬЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена в центре переносицы.

ЧЕТВЕРТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у края носовой кости.

ПЯТАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена на середине носа у края носовой кости.

ШЕСТАЯ ТОЧКА - симметричная. Ее вы найдете у крыла ноздри.

СЕДЬМАЯ ТОЧКА - несимметричная. Расположена над верхней губой, прямо под носом.

ВОСЬМАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у наружного края ногтевой лунки указательного пальца кисти.

ДЕВЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена у внутреннего края ногтевой лунки большого пальца кисти.

ДЕСЯТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите прямые линии от восьмой и девятой точек. На месте их пересечения - десятая.

ОДИННАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Находится у наружного угла ногтевой лунки большого пальца стопы.

ДВЕНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Расположена на стопе под внутренней лодыжкой, на границе тыльной и подошвенной поверхностей.

ТРИНАДЦАТАЯ ТОЧКА - симметричная. Проведите прямые линии от одиннадцатой и двенадцатой точек. На месте их пересечения (на внутренней поверхности голени, у края большеберцовой кости, на четыре поперечных пальца кверху от лодыжки) искомая точка.

Каждую точку массируйте указательным или большим пальцем кисти 2-3 минуты вращательными движениями по часовой стрелке, постепенно надавливая до появления легкой болезненности. Уделяйте этой процедуре несколько минут утром и вечером. Указанную последовательность точек старайтесь не нарушать.

 9.  Закрепление учебного материала

А)

Найдите ответы среди следующих вариантов:

1 - слизистая оболочка

2 - лёгочные пузырьки

3 - лёгкие

4 - бронхи

5 - трахея

6 - надгортанник

7 - гортань

8 - хрящевые полукольца

9 - плевра

10 - носовая полость

Вопросы:

I Не пропускает пищу в гортань?

II Не даёт трахее сужаться?

III Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает?

IV поверхностный слой воздухоносных путей?

V Начальная часть воздухоносного пути?

VI Выстилает наружную поверхность лёгких?

VII Покрывает стенку грудной полости изнутри?

VIII Внутри содержит голосовые связки?

IX Самая длинная часть воздухоносного пути?

X Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно)?

XI Место газообмена между лёгкими и кровью?

XII Место диффузии газов?

Правильные ответы:

I - 6 IV - 1 VII - 9 X - 5,4,3,2
II - 8 V - 10 VIII - 7 XI - 2
III - 10 VI - 9 IX - 5 XII - 2

б)

Посмотрите на рисунок: в каком состоянии находится голосовая щель: в состоянии спокойного дыхания, в момент речи или пения?

У мужчин щитовидный хрящ выступает вперёд, а потому голосовые связки у них длиннее, чем у женщин? Как это отражается на тембре голоса?

Известно, что звуки речи формируются с помощью органов ротовой и носовой полости. Чтобы убедиться в этом, длительно произнесите звук Р, М, Н, З, а затем зажмите нос. Какие из этих звуков невозможно произнести без участия носовой полости?

Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и с зажатым носом. Изменяется ли звучание этих голосов и почему?

Вниз от перстневидного хряща идёт трахея. Впереди видны полукольца. Почему задняя часть трахеи не имеет хрящевой ткани, а бронхи снабжены хрящевыми кольцами. Какую функцию выполняет хрящ?

10. Комментарий к домашнему заданию.



Комментарии:

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

31 08 2025 10:21:36

38 недель в своем мире


    38 недель в своем мире

      Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

30 08 2025 1:51:12

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

29 08 2025 23:59:17

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

28 08 2025 8:38:34

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

27 08 2025 16:46:42

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

26 08 2025 10:50:21

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

25 08 2025 22:51:54

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

24 08 2025 1:56:47

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии


    Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

      Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

23 08 2025 8:52:43

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

22 08 2025 21:33:53

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

      На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

21 08 2025 11:59:54

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

20 08 2025 4:25:30

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

19 08 2025 21:48:41

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

18 08 2025 20:33:49

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

17 08 2025 17:31:44

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

16 08 2025 4:32:49

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

15 08 2025 18:50:42

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

14 08 2025 9:13:42

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

13 08 2025 3:44:52

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

12 08 2025 12:46:37

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

11 08 2025 21:21:19

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс


    Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

      Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

10 08 2025 23:31:34

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

09 08 2025 20:51:59

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

08 08 2025 18:46:26

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

07 08 2025 5:39:31

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

06 08 2025 11:57:59

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

05 08 2025 5:14:26

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

04 08 2025 1:14:26

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

03 08 2025 0:58:22

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

02 08 2025 20:34:23

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

01 08 2025 16:55:24

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

31 07 2025 10:45:50

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

30 07 2025 17:57:39

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

29 07 2025 2:17:10

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

28 07 2025 9:27:35

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

27 07 2025 14:53:49

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

26 07 2025 5:27:31

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

25 07 2025 6:38:40

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

24 07 2025 14:55:29

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

23 07 2025 21:46:15

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

22 07 2025 12:13:59

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

21 07 2025 8:26:58

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

20 07 2025 16:40:49

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

19 07 2025 12:29:47

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

18 07 2025 0:59:58

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

17 07 2025 15:42:20

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

16 07 2025 9:22:28

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

15 07 2025 6:35:10

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

14 07 2025 2:17:47

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

13 07 2025 6:10:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::