Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии
Образование - это та сфера деятельности, которая формирует будущее любого общества, обеспечивая его члeнов знаниями, умениями, навыками и в конечном итоге формирует экономический и интеллектуальный потенциал этого общества.
С каждым днем в обществе повышаются требования к уровню владения информационными и коммуникационными технологиями. Среди очень широкого спектра профессий принципы работы с компьютером требуются повседневно, начиная с сотового телефона и заканчивая электронным справочником расписания поездов на вокзале. Все это говорит о том. Что необходимый уровень должен закладываться еще на стадии школьного образования.
Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может в своей работе не учитывать столь стремительного совершенствования информационных технологий. Каждый педагог должен четко понимать, что его профессиональная деятельность может стать более насыщенной и интересной, если она будет опираться на использование современных информационно-коммуникационных технологий. Если он будет применять не только в образовательном процессе, но и для повышения собственного уровня самообразования.
Принципы работы с компьютером должны стать необходимым компонентом современного урока.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии.
Сегодня в пpaктику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интеpaктивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опopных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открываются новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
Информационно-коммуникационные технологии вносят значительные изменения в организацию процесса обучения учащихся.
- Происходит боле рациональная организация познавательной деятельности школьников, а это ведет к экономии времени урока
- Значительно повышается мотивация обучаемого
- Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на пpaктике после краткого повторения
- Компьютер позволяет изучать процессы и явления на микро и макро уровнях, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования
- Имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
- Использование новых информационных технологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером
- Применение компьютера, безусловно, делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий не заменяют учителя, а напротив делают общение с учащимися содержательным, деятельным, индивидуальным.
- Позволяет довести до учащихся огромный поток информации, развивая при этом зрительную память, акцентируя внимание на важных объектах.
- Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения \"включает\" максимальное количество видов памяти: слуховую, эмоциональную, зрительную.
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем, на мой взгляд, можно условно разделить на два блока, с точки зрения места их использования:
- Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии
- Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности
Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного материала
Рассмотрим некоторые формы использования информационно-коммуникационных технологий для осуществления контроля знаний, например, компьютерное тестирование.
Составляется порядка 3-5 вариантов компьютерных тестов, состоящих из 5-10 вопросов по изученной теме. Уровень сложности тестов может варьировать в зависимости от поставленной цели. Если на уроке кроме такой формы опроса присутствуют другие, то тест может быть базового уровня, состоять из 5 вопросов базового уровня и будет использоваться для соответствующей группы учащихся, в то время как другие будут выполнять задания более сложного уровня.
Например, можно предложить тест базового уровня по теме \"Гибридологический метод. Первый и второй закон Г.Менделя\"
1. Совокупность генов полученных от родителей
А. кариотип
Б. фенотип
В. генотип
Г. геном
2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей
А. кариотип
Б. фенотип
В. генотип
Г. геном
3. Первый закон Г. Менделя
А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1
Б. закон единообразия первого поколения
В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
Г. промежуточное наследование при неполном доминировании
4. Второй закон Г. Менделя
А. закон расщепления признаков в соотношении 3:1
Б. закон единообразия первого поколения
В. неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
Г. промежуточное наследование при неполном доминировании
5. Особи, не дающие расщепления в потомстве
А. гомозиготы
Б. гетерозиготы
В. особи с доминантными признаками
Г. особи, образующие два типа гамет
Тест может быть внутренне дифференцированным, тогда его можно использовать для опроса любого ученика, независимо от уровня его подготовки. Например, тест по теме \"Органоиды клетки\" может быть следующего содержания:
1. Органоид, образующий лизосомы и получивший название \"экспортная система клетки\"
А. ЭПС
Б. комплекс Гольджи
В. Клеточный центр
Г. Митохондрии
2. Органоиды, обеспечивающие биосинтез белков цитоплазмы клетки
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. комплекс Гольджи
Г. рибосомы
3. Органоиды, отвечающие за обеспечение клеток энергией, получившие название \"органоиды дыхания\"
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. комплекс Гольджи
Г. рибосомы
4. Органоиды, отвечающие за расщепления сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза
А. лизосомы
Б. рибосомы
В. ЭПС
Г. комплекс Гольджи
5. Органоиды, отсутствующие в клетках высших растений
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. комплекс Гольджи
Г. центриоли
6. Органоид, отвечающий за образование цитоскелета
А. комплекс Гольджи
Б. клеточный центр
В. ЭПС
Г. ядрышко
7. Органоиды, способные преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. лизосомы
Г. комплекс Гольджи
8. Одномембранные органоиды клетки
А. рибосомы
Б. комплекс Гольджи
В. митохондрии
Г. хлоропласты
Д. лизосомы
Е. ЭПС
Ж. миофибриллы из актина и миозина
З. реснички и жгутики эукариот
И. клеточный центр
9. Двухмембранные органоиды
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. лизосомы
Г. комплекс Гольджи
А. рибосомы
Б. комплекс Гольджи
В. митохондрии
Г. хлоропласты
Д. лизосомы
Е. ЭПС
Ж. миофибриллы из актина и миозина
З. реснички и жгутики эукариот
И. клеточный центр
10. Немембранные органоиды клетки
А. митохондрии
Б. хлоропласты
В. лизосомы
Г. комплекс Гольджи
А. рибосомы
Б. комплекс Гольджи
В. митохондрии
Г. хлоропласты
Д. лизосомы
Е. ЭПС
Ж. миофибриллы из актина и миозина
З. реснички и жгутики эукариот
И. клеточный центр
Такой тест может состоять, например из 10 вопросов, 7 из которых базового уровня и соответствуют оценке \"удовлетворительно\", остальные повышенного уровня сложности.
Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний задания могут быть в виде:
- биологического диктанта
- графического диктанта
- заданий типа \"Убери лишнее\" и т.д.
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные учителем самостоятельно, так и задания, предлагаемые в мултимедийных пособиях по предмету. Так, в частности в пособиях Виртуальная школа Кирилла и Мефодия предлагаются различные варианты задания для контроля знаний.
Проверка выполнения заданий учащимися может осуществляться разными способами:
- самим компьютером (в случае использования готовых заданий в мультимедийных пособиях)
- непосредственно сами учителем по мере выполнения заданий или после того как учащийся сохраняет результаты выполненной работы в компьютере или на любом электронном носителе
- назначенным из числа учеников консультантом
Все зависит от ваших технических возможностей, креативности и главным образом, желания.
2. Рассмотрим, как можно использовать ИКТ при объяснении нового материала.
Использование готовых мультимедийных пособий
Если уроки, предложенные в пособии полностью Вам подходят, то почему бы и нет, но, как правило, творческий педагог этим не ограничивается, поэтому более целесообразно использовать какие то фрагменты из урока. Преимущество уроков предложенных вам на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, кроме того, анимационные возможности и видеофрагменты добавят яркости вашему уроку.
(Например, пособие Уроки биологии Кирилла и Мефодия отличает большое разнообразие теоретического материала, огромный выбор медиаиллюстраций, тестов и проверочных заданий, а также возможность копирования и печати статей и иллюстраций)
Использование ресурсов предоставляемых компьютерной сетью Интернет
Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет сможет обеспечить вас интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
Используя сеть Интернет, преподаватель может дополнить традиционный урок экскурсией по биологическим музеям, познакомить школьников с редкими и исчезающими животными и растениями.
Использование мультимедийных презентаций
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, это дает возможность учителю проявить собственное творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. Так при изучении темы \"Доказательства животного происхождения человека\" совершенно уместно использовать презентацию, содержащую информацию для всех этапов урока, в т.ч. и для объяснения новой темы). (см. приложение 2)
3. Рассмотрим использование ИКТ для закрепления знаний.
В качестве закрепления можно использовать беседу на основе выполненной на компьютере кодограммы урока. Кодограмма может быть распечатана и роздана детям для работы, а может воспроизводиться на экране с помощью мультимедийного проектора. Кодограмма содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрации, схемы, логические цепочки.
Например, кодограмма к уроку \"Хаpaктеристика белков\" должна содержать минимальный теоретический материал:
Макромолекулы (?) Нерегулярные полимеры (?), мономеры 20 аминокислот, 10 из которых незаменимы (?)
Строение аминокислоты
(рис. 1)
Механизм образования пептидной связи
(рис. 2)
Первичная структура
(рис. 3)
Вторичная структура
(рис. 4)
Третичная структура
(рис. 5)
Четвертичная структура
(рис. 6)
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Область применения ИКТ во внеурочной деятельности очень широка, ее условно можно разделить следующим образом:
- ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися
- ИКТ при организации исследовательской деятельности
- ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся.
1. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Например, при изучении темы \"Многообразие моллюсков\" ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете на соответствующие темы. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой хаpaктер, в случае если вы используете на уроках КСО. На уроке по теме по группам или индивидуально даются задания по работе с информацией, следующего плана:
- Внимательно изучите, найденную вами информацию
- Разделите текст на абзацы, озаглавив каждый из них и в соответствии с этим составьте план
- В каждом абзаце выделите главную мысль и составьте тезисы
- Составьте 3-5 вопросов к тексту
Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией.
2. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие.
Так, например, при подготовке исследовательского проекта учеником 7 класса на тему “Влияние алкоголя и никотина на жизнедеятельность биосистемы” кроме литературных источников была использована информация со следующих сайтов:
- http://psy.lseptember.ru
- http://belok-s.narod.ru
- http://biolka.narod.ru
- http://bioword.narod.ru
3. Что касается использования ИКТ в самостоятельной деятельности учащихся это, прежде всего использование ресурсов Интернет при подготовке домашних заданий. Одной из форм домашних заданий может быть не только подготовка сообщений по темам, а например на 3 ступени обучения вполне приемлемыми будут задания на составления тесов по темам. Такие тесты сдаются на проверку в распечатанном виде, на электронных носителях и могут после проверки учителем использоваться для взаимной проверки знаний учащимися. Например, тест, составленный ученицей 11 класса по теме “Химический состав клетки”
1. Выберите правильный ответ
1б Мономером белков является
А. Нуклеотид
Б. Аминокислота
В. Глюкоза
Г. Глицерин
2. Мономером крахмала является
А.Нуклеотид
Б. аминокислота
В. Глюкоза
Г. Глицерин
3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке
А. Гормоны
Б. Ферменты
В. Витамины
Г.Протеины
4. Последовательность мономеров в полимере называется
А. Первичная структура
Б. Вторичная структура
В. Третичная структура
Г. Четвертичная структура
5. Уберите лишнее из списка:
А. C Б. Zn В. N Г. H
Можно также в качестве творческих заданий предложить учащимся создание собственных презентаций по темам, что позволяет закрепить полученные знания не только автору, но и всем остальным при демонстрации полученного материала. Например, презентация к уроку “Многообразие Моллюсков” составленная учеником 7 класса включает в себя краткую информацию теоретического хаpaктера об основных группах моллюсков и в достаточной мере иллюстрирована. (см. приложение 4)
Т.О. использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повысит интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.
Комментарии:
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
01 04 2025 7:47:12
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
31 03 2025 20:36:37
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
30 03 2025 14:26:16
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
29 03 2025 12:53:43
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
28 03 2025 23:54:26
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
27 03 2025 1:45:46

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
26 03 2025 1:28:52
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
25 03 2025 2:50:42
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 03 2025 16:37:13
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
23 03 2025 16:12:21
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
22 03 2025 17:57:48
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
21 03 2025 23:33:11
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
20 03 2025 17:51:21
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
19 03 2025 12:24:16
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
18 03 2025 13:33:48
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
17 03 2025 9:36:43
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
16 03 2025 20:52:33
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
15 03 2025 3:44:39
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
14 03 2025 19:36:50
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
13 03 2025 10:56:42
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
12 03 2025 4:47:29
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
11 03 2025 4:41:45
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
10 03 2025 6:54:11
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
09 03 2025 22:39:34
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
08 03 2025 12:10:34
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
07 03 2025 19:40:46
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
06 03 2025 16:47:35
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
05 03 2025 21:50:21
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
04 03 2025 20:20:36
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
03 03 2025 16:50:59

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
02 03 2025 3:11:36
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
01 03 2025 21:55:19
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
28 02 2025 6:15:30
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
27 02 2025 4:18:51
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
26 02 2025 18:28:23
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
25 02 2025 6:49:34
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
24 02 2025 23:54:56
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
23 02 2025 12:24:54
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
22 02 2025 6:15:20
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
21 02 2025 16:18:17
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
20 02 2025 13:36:14
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
19 02 2025 22:46:33
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
18 02 2025 9:44:29
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
17 02 2025 3:38:30
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
16 02 2025 22:18:47
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
15 02 2025 16:23:12
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
14 02 2025 21:52:53
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
13 02 2025 7:53:23
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
12 02 2025 9:54:33
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
11 02 2025 0:40:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::