Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


Тема урока Роль бактерий в природе и жизни человека.
Предмет Биология
Класс 6
УМК, авторы образовательной программы Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.
Место и роль урока в изучаемой теме Данный урок является вторым после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии».
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока Раскрыть роль бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи урока Обучающие: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека. 
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с информационными источниками, высказывать и обосновывать свою позицию.
Воспитательные: убедить учащихся в том, что бактерии необходимый компонент функционирования биосферы и основа многих производств; продолжать формирование познавательного интереса к научной информации биологического содержания формирование материалистической картины мира.
Целесообразность и оригинальность разработки Урок направлен на развитие универсальных учебных действий.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят учащиеся в ходе урока Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют учащиеся в ходе урока:
жизнедеятельность, среды обитания, способы питания бактерий.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:
значение бактерий в жизни человека, роль в природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят учащиеся в ходе урока: симбиоз клубеньковых бактерий с корнями растения, способы питания бактерий, условия размножения бактерий.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, презентация.
Авторство материала Презентация «Роль бактерий в природе и жизни человека» создана Горевой Е.В.
Методические рекомендации по использованию Навигация в презентации осуществляется с помощью управляющих кнопок-триггеров, расположенных справа на слайде.

Название темы откроется по щелчку на кнопку – триггер № 1.

После щелчка по жёлтым триггерам–прямоугольникам «положительное»  и «отрицательное», схема полностью открывается. 

Щелкая по синим прямоугольникам, можно посмотреть фотографии, иллюстрирующие ту или иную роль бактерий в жизни природы и человека. Сами фотографии являются триггерами на выход.

После щелчка по кнопке № 2, открывается материал (схема) для знакомства с полезными бактериями, обитающими на коже человека. Триггер на выход – «схема»
При щелчке на кнопку № 3 осуществляется знакомство с бактериями, обитающими в организме человека: 

1-я страница: «Полюбуйтесь бактериями, которые живут на нашем языке» (учащиеся видят количество и формы бактерий). Обсуждение.

2-я страница: «Кишечник человека в норме содержит около 1 кг бактерий. Численность клеток этих бактерий на порядок превосходит численность клеток человеческого организма» 
Рассказ о бактериях, живущих в кишечнике человека. (Учитель и/или подготовленный учащийся рассказывает)

3-я страница: информация о стрептококках и менингококках.  (Учитель и/или подготовленный учащийся рассказывает). 

Кнопка в режиме «включить». Чтобы перейти на следующую страницу, пользуемся приемом «на триггере – триггер». Выход – тот же.
С помощью кнопки № 4 открывается материал о необычной «работе» бактерий.

1-я страница: «Запах мокрой земли, который мы чувствуем после дождя – это органическое вещество геосмин, которое выpaбатывают живущие на поверхности земли бактерии»

2-я страница: «В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит «кровавый» водопад. Вода в нем содержит железо, которое соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. От этого зависит цвет водопада. Железо образуют бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоеме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они переpaбатывают остатки органики, а «дышат» железом из окружающих пород».  (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же.

С помощью кнопки № 5 – открывается материал «Верю – не верю» и «Ответ». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же.

Кнопка № 6: Ребус «Бактерии». (Приём «на триггере – триггер»). Выход – тот же. Открывается учителем на завершающем этапе урока. (По желанию – в начале)

Ресурсы Интернета,  использованные в презентации,  можно увидеть при щелчке по кнопке «Р» (Ресурсы). Приём «включить – выключить»


Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"

      Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....

05 12 2022 3:44:26

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

04 12 2022 16:18:29

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

03 12 2022 7:26:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

02 12 2022 22:52:53

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

01 12 2022 14:36:41

Урок биологии по теме "Грибы"


    Урок биологии по теме "Грибы"

      Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

30 11 2022 18:30:57

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

29 11 2022 1:19:20

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

28 11 2022 3:28:15

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

27 11 2022 17:25:57

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

26 11 2022 12:59:41

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

25 11 2022 16:33:41

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

24 11 2022 0:13:56

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

23 11 2022 15:46:27

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 11 2022 13:55:51

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

21 11 2022 20:11:35

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

20 11 2022 0:58:32

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

19 11 2022 15:50:19

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

18 11 2022 22:59:37

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

17 11 2022 3:54:27

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

16 11 2022 17:25:42

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

15 11 2022 14:23:53

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

14 11 2022 4:44:19

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

13 11 2022 15:37:44

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

12 11 2022 23:22:33

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

11 11 2022 4:40:12

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

10 11 2022 7:54:13

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

09 11 2022 3:32:26

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

08 11 2022 0:10:25

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

07 11 2022 8:40:35

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

06 11 2022 5:21:43

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"


    Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

      В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....

05 11 2022 20:57:40

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

04 11 2022 18:48:27

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

03 11 2022 5:45:17

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

02 11 2022 17:32:39

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

01 11 2022 12:33:26

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

31 10 2022 10:23:28

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

30 10 2022 13:22:27

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

29 10 2022 11:49:13

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

28 10 2022 5:58:13

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

27 10 2022 17:24:35

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

26 10 2022 6:51:11

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

25 10 2022 13:20:17

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

24 10 2022 22:25:34

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

23 10 2022 21:16:11

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

22 10 2022 18:19:35

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

21 10 2022 2:21:18

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

20 10 2022 23:37:37

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

19 10 2022 19:36:58

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

18 10 2022 14:26:47

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

17 10 2022 15:31:22

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::