Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)
Методический паспорт учебного проекта
Актуальность
Одной из задач изучения раздела биологии \"Человек\" является воспитание убежденности в бережном отношении к собственному здоровью, приобщение подростков к здоровому образу жизни. Эта задача является сквозной при изучении курса, но при этом в каждой теме выделены уроки, в содержание которых входят аспекты профилактики заболеваний, гигиены труда, отдыха, питания и т.п. В теме \"Опора и движение\" таким уроком является \"Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения\".
Использование метода проектов на подобных уроках позволяет:
- более глубоко проработать содержание проблем, связанных с сохранением и формированием здоровья, а для этого использовать на уроке материалы, представленные в различных источниках информации;
- мобилизовать познавательные мотивы и способствовать проявлению действенной позиции по отношению к изучаемым объектам и явлениям;
- акцентировать внимание на проблемах, являющихся для учеников личностно-значимыми.
Адресация
- Раздел биологии \"Человек\"
- Тема: \"Опора и движение\"
- Тема урока: \"Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения\"
Цели:
Образовательные:
1)добиться понимания роли двигательной активности для формирования ОДС и нормальной работы других систем органов; 2)познакомить уч-ся с причинами и видами нарушений ОДС (неправильная осанка, плоскостопие)
Воспитательные:
воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом ;
Развивающие:
1) создать условия для развития проектной компетентности учащихся
2) продолжить развитие мыслительных операций уч-ся (анализ, синтез, обобщение), устной речи
Возраст учащихся: 14-15 лет (8 класс)
Время работы над проектом: 2 урока
Режим работы: групповая работа
Обеспечение
1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- репродукция картины В.Васнецова \"Богатыри\", бумага, фломастеры
- подборка литературных источников:
1) Книга о здоровье: Сборник/ Сост.:Ю.В.Махотин, О.В. Кареева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.-М.: Медицина, 1988.
2) Батуев А.С. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. А.С.Батуева.-М.: Просвещение, 1994.
3) Энциклопедия \"Я познаю мир\"
4) научно-популярные журналы со статьями по теме
5) Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах.- Санкт-Петербург, Издательство \"Петроградский и Ко\", 1998.
2. Необходимые учащимся для самостоятельной работы
ЗУН:
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; возрастные изменения в строении костей; функции, строение и развитие мышц; общая хаpaктеристика обмена веществ.
ОУУН:
- коммуникативные:
- включаться в коллективное обсуждение; слушать и записывать содержание объяснения; высказываться устно в виде сообщения;
- информационные:
- выделять главное в тексте;
- организационные
- планировать и анализировать свою деятельность
- интеллектуальные
- умение анализировать, синтезировать, обобщать
3. Специфические умения и навыки, необходимые для работы в проекте
- взаимодействие в группе в соответствии с ролью
4. Мотивация к работе
погружение в проблему через обсуждение сюжета картины в контексте современных условий; через выбор вида и содержания деятельности при работе в группе
Предполагаемые приращения
1.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
- заболевания ОДС и их профилактика;
- последствия гиподинамии
2. Развитие навыков
- самостоятельной работы с источниками информации
- коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии
- мыслительной деятельности при планировании деятельности, анализе, синтезе и структурировании информации при подготовке продукта
Ход учебного занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Погружение в проект (проблематизация)
Проблема
Ситуация Проблемное поле |
Задает вопросы Ведет записи на доске -Мы завершаем изучение темы \"Опора и движение\", и на сегодняшнем уроке я предлагаю обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья - одной из главных ценностей человека. Перед вами картина нашего земляка В.Васнецова \"Богатыри\". *Можно ли богатырей назвать здоровыми людьми? Почему? Позвольте вспомнить слова Лермонтова из стихотворения \"Бородино\": \":Да! Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя - богатыри не вы:\" *Почему большинство современных людей нельзя назвать богатырями? *Развитие каких систем органов связано с богатырским здоровьем? *Как условия жизни современных людей сказываются на здоровье, в частности, на развитии опopно-двигательной системы(ОДС)? Предъявляет цитату как формулировку проблемы \":Богатыри - не вы!\" (слабое развитие ОДС современных людей) Почему?
Формулирует проблему(малая подвижность людей приводит к слабому развитию ОДС) Как это сказывается на здоровье?
Подводит уч-ся к формулированию цели: *Как можно решить проблему? Как мы можем изменить эту ситуацию? Побуждает уч-ся к формулированию задач, осуществляя дозированную помощь, вносит дополнения к формулируемым задачам. |
Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию. Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Формулируют цель и задачи на своем языке, корректируют и уточняют их формулировку. Цель: Составить рекомендации для современного человека, выполняя которые, он сможет обрести \"богатырское здоровье\"(гармоничное развитие ОДС) Задачи: -узнать, как избежать заболеваний и ожирения; -узнать, как избежать нарушений осанки, как её правильно формировать; -узнать, как избежать плоскостопия; -узнать, как увеличить мускульную силу; -оценить ситуацию в классе(по материалам Д/З предварительного хаpaктера. ПРИЛОЖЕНИЕ №1) ; -составить убедительные рекомендации для современных людей; |
2. Организация деятельности | Предлагает организовать группы и
распределить роли (лидер, оформители и т.п.),
выбрать группе задачи для решения. Совместно с
учащимися планирует \"шаги\" по их решению.
Предоставляет подборку литературных источников,
бумагу, фломастеры и т.п. Предлагает возможные варианты:
-\"наказ современным людям от лица богатырей\" Речь от лица богатырей (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) -Пакет рекомендаций Речь от лица врача, спортсмена, корреспондента газеты |
Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли, с дозированной помощью учителя планируют деятельность в группе по решению выбранной задачи. Выбирают форму продукта и способ презентации. |
3.Осуществление деятельности | По необходимости консультирует, ведет ненавязчивый контроль, акцентирует внимание на алгоритме презентации продукта | Работают в группе в соответствии со своей ролью и сообща, получают консультацию учителя, добывают необходимые знания, готовят презентацию результатов |
4.Презентация | 1)Принимает отчет, обобщает
результаты, дает оценку работы группы, оценивает
умения. 2)Делает вывод по уроку, вновь обращается к цитате Лермонтова: :Богатыри - не вы!!! или :Богатыри-не вы??? предлагает выбрать учащимся ее тpaктовку, обосновать мнение примерами. Зачитывает цитату Н.Амосова из книги \"Размышления о здоровье\" в качестве итога урока: \":В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Для здоровья необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но ежедневно\". |
1)Каждая группа презентует результаты
деятельности выбранным способом, акцентирует
внимание на способе решения проблемы,
рефлексирует деятельность группы. \"Слушатели\"
кратко фиксируют содержание в тетрадях: Заболевания и нарушения ОДС Меры профилактики Ведут оценку презентаций. 2)отвечают на вопросы, формулируют выводы по уроку |
Д/З | Ответы на вопросы (по выбору) | Записывают Д/З |
Комментарии:
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
06 12 2023 16:16:59
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
05 12 2023 3:54:43
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
04 12 2023 1:54:12
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
03 12 2023 1:42:48
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
02 12 2023 11:41:43
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
01 12 2023 22:22:46
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
30 11 2023 11:20:30
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
29 11 2023 12:18:56
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
28 11 2023 21:18:58
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
27 11 2023 9:53:12
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
26 11 2023 7:32:35
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
25 11 2023 1:43:59
Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....
24 11 2023 14:55:23
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
23 11 2023 8:35:26
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
22 11 2023 0:34:15
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
21 11 2023 7:33:32
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
20 11 2023 11:17:20
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
19 11 2023 10:14:45
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
18 11 2023 14:19:36
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
17 11 2023 3:41:15
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
16 11 2023 3:29:53
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
15 11 2023 1:10:58
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
14 11 2023 23:56:39
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
13 11 2023 14:53:34
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
12 11 2023 12:22:58
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
11 11 2023 3:26:25
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
10 11 2023 0:16:18
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
09 11 2023 5:25:38
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
08 11 2023 18:50:58
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
07 11 2023 15:42:35
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
06 11 2023 7:35:50
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
05 11 2023 5:39:56
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
04 11 2023 13:53:37
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
03 11 2023 11:18:33
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
02 11 2023 15:48:18
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
01 11 2023 17:29:54
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
31 10 2023 12:24:40
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
30 10 2023 9:40:57
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
29 10 2023 4:22:16
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
28 10 2023 19:48:14
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
27 10 2023 2:38:43
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
26 10 2023 23:56:21
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
25 10 2023 21:50:59
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
24 10 2023 10:26:16
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
23 10 2023 9:59:39
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
22 10 2023 2:32:42
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
21 10 2023 16:50:29
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
20 10 2023 6:31:11
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты".
...
19 10 2023 13:34:12
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
18 10 2023 7:13:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::