Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

Методический паспорт учебного проекта

Актуальность

Одной из задач изучения раздела биологии "Человек" является воспитание убежденности в бережном отношении к собственному здоровью, приобщение подростков к здоровому образу жизни. Эта задача является сквозной при изучении курса, но при этом в каждой теме выделены уроки, в содержание которых входят аспекты профилактики заболеваний, гигиены труда, отдыха, питания и т.п. В теме "Опора и движение" таким уроком является "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения".

Использование метода проектов на подобных уроках позволяет:

  • более глубоко проработать содержание проблем, связанных с сохранением и формированием здоровья, а для этого использовать на уроке материалы, представленные в различных источниках информации;
  • мобилизовать познавательные мотивы и способствовать проявлению действенной позиции по отношению к изучаемым объектам и явлениям;
  • акцентировать внимание на проблемах, являющихся для учеников личностно-значимыми.

Адресация

  • Раздел биологии "Человек"
  • Тема: "Опора и движение"
  • Тема урока: "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения"

Цели:

Образовательные:

1)добиться понимания роли двигательной активности для формирования ОДС и нормальной работы других систем органов; 2)познакомить уч-ся с причинами и видами нарушений ОДС (неправильная осанка, плоскостопие)

Воспитательные:

воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом ;

Развивающие:

1) создать условия для развития проектной компетентности учащихся

2) продолжить развитие мыслительных операций уч-ся (анализ, синтез, обобщение), устной речи

Возраст учащихся: 14-15 лет (8 класс)

Время работы над проектом: 2 урока

Режим работы: групповая работа

Обеспечение

1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:

  • репродукция картины В.Васнецова "Богатыри", бумага, фломастеры
  • подборка литературных источников:

1) Книга о здоровье: Сборник/ Сост.:Ю.В.Махотин, О.В. Кареева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.-М.: Медицина, 1988.

2) Батуев А.С. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. А.С.Батуева.-М.: Просвещение, 1994.

3) Энциклопедия "Я познаю мир"

4) научно-популярные журналы со статьями по теме

5) Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах.- Санкт-Петербург, Издательство "Петроградский и Ко", 1998.

2. Необходимые учащимся для самостоятельной работы

ЗУН:

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; возрастные изменения в строении костей; функции, строение и развитие мышц; общая характеристика обмена веществ.

ОУУН:

- коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение; слушать и записывать содержание объяснения; высказываться устно в виде сообщения;

- информационные:

  • выделять главное в тексте;

- организационные

  • планировать и анализировать свою деятельность

- интеллектуальные

  • умение анализировать, синтезировать, обобщать

3. Специфические умения и навыки, необходимые для работы в проекте

- взаимодействие в группе в соответствии с ролью

4. Мотивация к работе

погружение в проблему через обсуждение сюжета картины в контексте современных условий; через выбор вида и содержания деятельности при работе в группе

Предполагаемые приращения

1.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:

  • заболевания ОДС и их профилактика;
  • последствия гиподинамии

2. Развитие навыков

  • самостоятельной работы с источниками информации
  • коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии
  • мыслительной деятельности при планировании деятельности, анализе, синтезе и структурировании информации при подготовке продукта

Ход учебного занятия

Этап занятия Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Погружение в проект (проблематизация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема

 

 

 

Ситуация

Проблемное поле

Задает вопросы

Ведет записи на доске

-Мы завершаем изучение темы "Опора и движение", и на сегодняшнем уроке я предлагаю обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья - одной из главных ценностей человека.

Перед вами картина нашего земляка В.Васнецова "Богатыри".

*Можно ли богатырей назвать здоровыми людьми? Почему?

Позвольте вспомнить слова Лермонтова из стихотворения "Бородино": ":Да! Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя - богатыри не вы:"

*Почему большинство современных людей нельзя назвать богатырями?

*Развитие каких систем органов связано с богатырским здоровьем?

*Как условия жизни современных людей сказываются на здоровье, в частности, на развитии опорно-двигательной системы(ОДС)?

Предъявляет цитату как формулировку проблемы

":Богатыри - не вы!"

(слабое развитие ОДС современных людей)

Почему?

  • Малая подвижность(:)
  • Синтетическая пища
  • Загрязнение окружающей среды

Формулирует проблему(малая подвижность людей приводит к слабому развитию ОДС)

Как это сказывается на здоровье?

  • Малая подвижность
  • Заболевания
  • избыток массы тела
  • нарушения осанки
  • плоскостопие

Подводит уч-ся к формулированию цели:

*Как можно решить проблему? Как мы можем изменить эту ситуацию?

Побуждает уч-ся к формулированию задач, осуществляя дозированную помощь, вносит дополнения к формулируемым задачам.

 

 

 

 

Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию. Отвечают на вопросы, приводят примеры.

 

Формулируют цель и задачи на своем языке, корректируют и уточняют их формулировку.

Цель:

Составить рекомендации для современного человека, выполняя которые, он сможет обрести "богатырское здоровье"(гармоничное развитие ОДС)

Задачи:

-узнать, как избежать заболеваний и ожирения;

-узнать, как избежать нарушений осанки, как её правильно формировать;

-узнать, как избежать плоскостопия;

-узнать, как увеличить мускульную силу;

-оценить ситуацию в классе(по материалам Д/З предварительного характера. ПРИЛОЖЕНИЕ №1);

-составить убедительные рекомендации для современных людей;

2. Организация деятельности Предлагает организовать группы и распределить роли (лидер, оформители и т.п.), выбрать группе задачи для решения. Совместно с учащимися планирует "шаги" по их решению. Предоставляет подборку литературных источников, бумагу, фломастеры и т.п.

Предлагает возможные варианты:

  • продукт
  • презентация

-"наказ современным людям от лица богатырей"

Речь от лица богатырей

(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

-Пакет рекомендаций

Речь от лица врача, спортсмена, корреспондента газеты

Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли, с дозированной помощью учителя планируют деятельность в группе по решению выбранной задачи. Выбирают форму продукта и способ презентации.
3.Осуществление деятельности По необходимости консультирует, ведет ненавязчивый контроль, акцентирует внимание на алгоритме презентации продукта Работают в группе в соответствии со своей ролью и сообща, получают консультацию учителя, добывают необходимые знания, готовят презентацию результатов
4.Презентация 1)Принимает отчет, обобщает результаты, дает оценку работы группы, оценивает умения.

2)Делает вывод по уроку, вновь обращается к цитате Лермонтова:

:Богатыри - не вы!!! или

:Богатыри-не вы???

предлагает выбрать учащимся ее трактовку, обосновать мнение примерами.

Зачитывает цитату Н.Амосова из книги "Размышления о здоровье" в качестве итога урока:

":В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Для здоровья необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но ежедневно".

1)Каждая группа презентует результаты деятельности выбранным способом, акцентирует внимание на способе решения проблемы, рефлексирует деятельность группы. "Слушатели" кратко фиксируют содержание в тетрадях:

Заболевания и нарушения ОДС

Меры профилактики

Ведут оценку презентаций.

2)отвечают на вопросы, формулируют выводы по уроку

Д/З Ответы на вопросы (по выбору)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Записывают Д/З


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок на тему " Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы " Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

06 12 2021 13:43:54

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

06 12 2021 9:53:36

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

06 12 2021 17:47:11

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

Цели урока: охарактеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

06 12 2021 6:40:43

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

06 12 2021 19:51:51

Интегрированный урок по теме "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке"

Представлен конспект урока " Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса " Общая биология" в 9–11-х классах....

06 12 2021 7:13:39

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

06 12 2021 18:10:28

Урок биологии на тему "Грибы. Общая характеристика". 5-й класс

Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями Ф Г О С по программе В. В. Пасечника « Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса « Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

06 12 2021 14:28:51

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

06 12 2021 22:20:16

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

06 12 2021 17:45:10

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

06 12 2021 1:48:30

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

06 12 2021 6:46:31

Развивающее занятие на тему "Насекомые"

У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

06 12 2021 14:31:46

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием " Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

06 12 2021 13:39:55

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

06 12 2021 20:45:43

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует характер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

06 12 2021 18:37:21

Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. 6-й класс

Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – Т Р И З. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стебля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стеблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

06 12 2021 12:14:14

Урок биологии по теме "Витамины"

Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....

06 12 2021 13:55:25

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого У М К. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

06 12 2021 10:22:10

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

06 12 2021 6:39:13

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

06 12 2021 22:11:14

Земля – наш дом

На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

06 12 2021 0:13:44

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

06 12 2021 23:32:52

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

06 12 2021 11:37:34

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

06 12 2021 10:20:28

"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндосперма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...

06 12 2021 13:19:56

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

06 12 2021 4:39:29

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

06 12 2021 18:53:46

Экология и эстетика школьного двора

Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

06 12 2021 17:38:37

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

06 12 2021 14:15:32

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Практическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

06 12 2021 6:45:13

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

06 12 2021 10:31:54

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

06 12 2021 13:46:44

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В. В. Пасечника ( Раздел 4. « Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья....

06 12 2021 2:52:20

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

06 12 2021 2:10:19

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

06 12 2021 17:32:12

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

Внеклассное мероприятие « Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

06 12 2021 23:40:24

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

Цель работы - обобщить полученные знания по темам: " Бактерии", " Грибы", " Растения", " Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

06 12 2021 2:52:59

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

06 12 2021 16:59:21

Комбинированный урок "Разнообразие растений"

Представленный урок проводится в рамках курса " Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :" Разнообразие растений"....

06 12 2021 4:35:24

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке " Осанка" выполняются упражнения " Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

06 12 2021 3:17:49

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

06 12 2021 3:26:29

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

06 12 2021 21:37:59

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

06 12 2021 22:30:36

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

06 12 2021 5:12:55

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

06 12 2021 1:21:50

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

06 12 2021 20:11:48

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме « Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

06 12 2021 15:41:46

Движение простейших и беспозвоночных

Презентация « Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий характер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы « Движение»....

06 12 2021 15:13:29

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

06 12 2021 3:47:22

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)