Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)
Источник:
|
Методический паспорт учебного проекта
Актуальность
Одной из задач изучения раздела биологии \"Человек\" является воспитание убежденности в бережном отношении к собственному здоровью, приобщение подростков к здоровому образу жизни. Эта задача является сквозной при изучении курса, но при этом в каждой теме выделены уроки, в содержание которых входят аспекты профилактики заболеваний, гигиены труда, отдыха, питания и т.п. В теме \"Опора и движение\" таким уроком является \"Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения\".
Использование метода проектов на подобных уроках позволяет:
- более глубоко проработать содержание проблем, связанных с сохранением и формированием здоровья, а для этого использовать на уроке материалы, представленные в различных источниках информации;
- мобилизовать познавательные мотивы и способствовать проявлению действенной позиции по отношению к изучаемым объектам и явлениям;
- акцентировать внимание на проблемах, являющихся для учеников личностно-значимыми.
Адресация
- Раздел биологии \"Человек\"
- Тема: \"Опора и движение\"
- Тема урока: \"Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения\"
Цели:
Образовательные:
1)добиться понимания роли двигательной активности для формирования ОДС и нормальной работы других систем органов; 2)познакомить уч-ся с причинами и видами нарушений ОДС (неправильная осанка, плоскостопие)
Воспитательные:
воспитывать культуру межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом ;
Развивающие:
1) создать условия для развития проектной компетентности учащихся
2) продолжить развитие мыслительных операций уч-ся (анализ, синтез, обобщение), устной речи
Возраст учащихся: 14-15 лет (8 класс)
Время работы над проектом: 2 урока
Режим работы: групповая работа
Обеспечение
1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- репродукция картины В.Васнецова \"Богатыри\", бумага, фломастеры
- подборка литературных источников:
1) Книга о здоровье: Сборник/ Сост.:Ю.В.Махотин, О.В. Кареева, Т.Н.Лосева. Под ред. Ю.П. Лисицына.-М.: Медицина, 1988.
2) Батуев А.С. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. А.С.Батуева.-М.: Просвещение, 1994.
3) Энциклопедия \"Я познаю мир\"
4) научно-популярные журналы со статьями по теме
5) Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах.- Санкт-Петербург, Издательство \"Петроградский и Ко\", 1998.
2. Необходимые учащимся для самостоятельной работы
ЗУН:
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью; возрастные изменения в строении костей; функции, строение и развитие мышц; общая хаpaктеристика обмена веществ.
ОУУН:
- коммуникативные:
- включаться в коллективное обсуждение; слушать и записывать содержание объяснения; высказываться устно в виде сообщения;
- информационные:
- выделять главное в тексте;
- организационные
- планировать и анализировать свою деятельность
- интеллектуальные
- умение анализировать, синтезировать, обобщать
3. Специфические умения и навыки, необходимые для работы в проекте
- взаимодействие в группе в соответствии с ролью
4. Мотивация к работе
погружение в проблему через обсуждение сюжета картины в контексте современных условий; через выбор вида и содержания деятельности при работе в группе
Предполагаемые приращения
1.Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
- заболевания ОДС и их профилактика;
- последствия гиподинамии
2. Развитие навыков
- самостоятельной работы с источниками информации
- коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии
- мыслительной деятельности при планировании деятельности, анализе, синтезе и структурировании информации при подготовке продукта
Ход учебного занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Погружение в проект (проблематизация)
Проблема
Ситуация Проблемное поле |
Задает вопросы Ведет записи на доске -Мы завершаем изучение темы \"Опора и движение\", и на сегодняшнем уроке я предлагаю обсудить вопросы, связанные с сохранением здоровья - одной из главных ценностей человека. Перед вами картина нашего земляка В.Васнецова \"Богатыри\". *Можно ли богатырей назвать здоровыми людьми? Почему? Позвольте вспомнить слова Лермонтова из стихотворения \"Бородино\": \":Да! Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя - богатыри не вы:\" *Почему большинство современных людей нельзя назвать богатырями? *Развитие каких систем органов связано с богатырским здоровьем? *Как условия жизни современных людей сказываются на здоровье, в частности, на развитии опopно-двигательной системы(ОДС)? Предъявляет цитату как формулировку проблемы \":Богатыри - не вы!\" (слабое развитие ОДС современных людей) Почему?
Формулирует проблему(малая подвижность людей приводит к слабому развитию ОДС) Как это сказывается на здоровье?
Подводит уч-ся к формулированию цели: *Как можно решить проблему? Как мы можем изменить эту ситуацию? Побуждает уч-ся к формулированию задач, осуществляя дозированную помощь, вносит дополнения к формулируемым задачам. |
Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию. Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Формулируют цель и задачи на своем языке, корректируют и уточняют их формулировку. Цель: Составить рекомендации для современного человека, выполняя которые, он сможет обрести \"богатырское здоровье\"(гармоничное развитие ОДС) Задачи: -узнать, как избежать заболеваний и ожирения; -узнать, как избежать нарушений осанки, как её правильно формировать; -узнать, как избежать плоскостопия; -узнать, как увеличить мускульную силу; -оценить ситуацию в классе(по материалам Д/З предварительного хаpaктера. ПРИЛОЖЕНИЕ №1) ; -составить убедительные рекомендации для современных людей; |
2. Организация деятельности | Предлагает организовать группы и
распределить роли (лидер, оформители и т.п.),
выбрать группе задачи для решения. Совместно с
учащимися планирует \"шаги\" по их решению.
Предоставляет подборку литературных источников,
бумагу, фломастеры и т.п. Предлагает возможные варианты:
-\"наказ современным людям от лица богатырей\" Речь от лица богатырей (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) -Пакет рекомендаций Речь от лица врача, спортсмена, корреспондента газеты |
Осуществляют разбивку на группы, распределяют роли, с дозированной помощью учителя планируют деятельность в группе по решению выбранной задачи. Выбирают форму продукта и способ презентации. |
3.Осуществление деятельности | По необходимости консультирует, ведет ненавязчивый контроль, акцентирует внимание на алгоритме презентации продукта | Работают в группе в соответствии со своей ролью и сообща, получают консультацию учителя, добывают необходимые знания, готовят презентацию результатов |
4.Презентация | 1)Принимает отчет, обобщает
результаты, дает оценку работы группы, оценивает
умения. 2)Делает вывод по уроку, вновь обращается к цитате Лермонтова: :Богатыри - не вы!!! или :Богатыри-не вы??? предлагает выбрать учащимся ее тpaктовку, обосновать мнение примерами. Зачитывает цитату Н.Амосова из книги \"Размышления о здоровье\" в качестве итога урока: \":В большинстве болезней виноваты не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Для здоровья необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но ежедневно\". |
1)Каждая группа презентует результаты
деятельности выбранным способом, акцентирует
внимание на способе решения проблемы,
рефлексирует деятельность группы. \"Слушатели\"
кратко фиксируют содержание в тетрадях: Заболевания и нарушения ОДС Меры профилактики Ведут оценку презентаций. 2)отвечают на вопросы, формулируют выводы по уроку |
Д/З | Ответы на вопросы (по выбору) | Записывают Д/З |
Комментарии:
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
05 06 2023 18:10:10
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
04 06 2023 0:42:51
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
03 06 2023 13:26:49
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
02 06 2023 3:14:18
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
01 06 2023 17:52:38
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
31 05 2023 5:38:55
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
30 05 2023 19:54:17
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
29 05 2023 4:26:27
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
28 05 2023 3:58:13
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
27 05 2023 9:59:26
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
26 05 2023 10:17:19
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
25 05 2023 11:59:17
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
24 05 2023 8:46:59
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
23 05 2023 0:32:25
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
22 05 2023 7:25:36
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
21 05 2023 21:48:55
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
20 05 2023 7:19:40
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
19 05 2023 21:45:28
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
18 05 2023 8:28:52
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
17 05 2023 17:25:12
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
16 05 2023 9:11:41
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
15 05 2023 20:44:59
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
14 05 2023 18:58:39
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
13 05 2023 21:15:17
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
12 05 2023 1:31:49
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
11 05 2023 9:53:33
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
10 05 2023 22:36:27
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
09 05 2023 0:53:58
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
08 05 2023 22:23:39
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
07 05 2023 8:17:52
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
06 05 2023 2:46:28
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга.
...
05 05 2023 22:49:49
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
04 05 2023 5:42:24
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
03 05 2023 3:22:39
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
02 05 2023 10:11:53
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
01 05 2023 9:28:46
Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры.
...
30 04 2023 8:44:16
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
29 04 2023 19:41:14
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
28 04 2023 22:42:27
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
27 04 2023 17:53:35
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки".
...
26 04 2023 16:19:16
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
25 04 2023 15:51:42
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
24 04 2023 5:13:14
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
23 04 2023 17:10:34
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
22 04 2023 3:26:56
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
21 04 2023 4:43:30
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
20 04 2023 20:52:50
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
19 04 2023 16:23:39
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
18 04 2023 23:19:26
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
17 04 2023 12:28:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::