Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"
Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о строении эукариотической клетки
Личностная значимость изучаемого для школьников: Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через эту мембрану
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся со строение и функциями плазматической мембраны
- Развивающие: развивать умения сравнивать строение клеточных структур, оценивать, объяснять причины сходства и различия
- Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание
Оборудование: компьютер, лабораторное оборудование, раздаточный материал, телевизор и видеомагнитофон, к\ф “Строение клетки”, СD-диск “Кирилл и Мефодий” 8 класс, наглядный материал исследовательской работы учеников
Тип урока: по дидактическим целям: изучения нового материала; по методам обучения: частично-поисковый, исследовательский
Формы работы: групповая, индивидуальная
Ход урока
Учитель читает:
Жизнь на Земле – это способ существования материи в виде открытых систем, включая в себя липиды, белки и нуклеиновые кислоты и способных к самосохранению и саморегуляции и самовоспроизведению; это сопряженная циркуляция определенных химических элементов в водной среде; направляемая энергией солнца в сторону упорядочения и усложнения.
Учитель: Это современное представление о клетках появившиеся не так давно в науке и резко, отличающееся от теории Шванна подходит к теме нашего урока.
Наша цель: Рассмотреть особенности строения плазматической мембраны и определить особенности трaнcпорта через нее веществ.
Учитель: Поработаем с терминами:
- гидрофильные вещества
- гидрофобные вещества
- макроэлементы
- биолэлементы
- микроэлементы
- денатурация
- ренатурация
- липиды
Учитель: Клеточная мембрана играет важную роль в клетке, т. к. она выполняет следующие функции:
- Отделяет клеточное содержимое от внешней среды
- Регулирует обмен между клеткой и внешней средой
- Делит клетки на отсеки
- На мембране некоторых органоидов происходят химические реакции
- На мембране располагаются и рецепторные участки для распознавания внешних стимулов (гормонов или других химических веществ), поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма.
Учитель: В конце XVIII века стало известно, что клеточная мембрана ведет себя не как полупроницаемая мембрана, она обладает избирательной проницаемостью. Не пропускает, например аминокислоты и глюкозу (а они просто необходимы клетке). Сама мембрана активно регулирует этот процесс - одни вещества пропускает, а другие нет.
Ранние работы по проницаемости мембран показали, что органические растворители, например спирт, эфир проникают через мембрану быстрее, чем вода. Это свидетельствует о том, что в мембранах есть липиды, позже данные химического анализа подтвердили это, также как и то, что в мембранах есть белки.
Ученик: рассказывает о строении белков
Учитель: липиды подразделяются на фосфолипиды, гликолипиды и стиролы (ученики хаpaктеризуют особенности их строение)
Учитель: Группа учащихся занимается проблемами биохимии клетки и в КГУ ведет научно-исследовательскую работу, в частности они проводили анализ фосфолипидного слоя.
Ученик: Если на поверхности воды распределить тонким слоем фосфолипиды, то их молекулы будут ориентированны таким образом, чтобы образовать монослой. Если количество липидов увеличить и встряхнуть, то образующиеся частицы будут называться мицеллами. В них гидрофобные хвосты внутри, а гидрофильные головы снаружи. Образуется билипидный слой. Такой билипидный слой входит в состав плазматической мембраны.
(Учащиеся показывают опыт, в мерный стакан наливают воды и на поверхность наливают оливковое масло, которое по своему составу очень походе на фосфолипиды, затем добавляют масло и встряхивают, показывая как образуются мицеллы. На доске ученик показывает схему образования мицеллы. В мицелле гидрофобные хвосты будут упорядочены внутри и тем самым защищены от контакта с водой.)
Учитель: Давайте представим на несколько минут себя, не в обычном классе на уроке, а в аудитории крупного вуза, где собрались ученые и их ученики, занимающиеся проблемами строения мембран и трaнcпорта веществ.
Ученики: Давсон и Даниэли (1935 г.) высказали предположение, что билипидный слой окружен 2-я слоями белка
Робертсон (1959 г.) выдвигает гипотезу о строении элементарных мембран и вводит постулат, что мембрана трехслойна
Учитель: Эта гипотеза претерпела изменения, т. к. появились данные из разных источников, например при проведении метода скалывания. Клетка при мгновенном замораживании остается такой же как в живом виде и при скалывании было обнаружено, что в бислое липидов есть погруженные белки или пронизывающие этот бислой насквозь.
Ученик: Сингер и Николсон (1972) предложили жидкостно-мозаичную модель мембраны согласно которой, белковые молекулы, плавающие в жидком билипидном слое, образуют как бы своеобразную мозайку.
Учитель: Предполагается, что это динамическая структура. Белки в билипидном слое плавают подобно островам, а иногда их держат на привязи нити цитоскелета, липиды также могут менять свое положение. В мембране клетки есть большое количество белков, но их все можно разделить на группы из-за выполняемых функций.
Например: есть структурные белки, есть белки переносчики трaнcпортирующие через мембрану вещества, есть ферментативные белки, есть белки гликопротеины, их разветвленные антенны возвышаются над мембраной и за счет них идет распознавание других клеток, их правильная дифференцировка. Липиды находятся в жидком состоянии и похожи на оливковое масло.
Учитель: Перед организмами стоит серьезная проблема – трaнcпорт веществ через клеточные мембраны, хотя толщина и небольшая, но они являются барьером для ионов и молекул (т. к. неполярные липиды мембраны отталкивают эти вещества)
Tрaнcпорт важен по ряду причин:
- Поддержание соответствующего Рн
- Поддержание определенной концентрации
- Поступление веществ является источником энергии
- Выведение токсических отходов, секреция полезных веществ
- Создание ионных градиентов необходимых для нервной и мышечной активности
Существует четыре основных механизма для поступления веществ в клетку или выхода из клетки наружу:
Разберем пассивный трaнcпорт который идет по градиенту концентраций:
1. Диффузия – это движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией по градиенту.
(Учитель может провести опыт, используя графопроектор, чашку Петри и КМпО4. В чашку Петри наливают воды и помещают несколько кристаллов КМпО4. Через некоторое время на экране мы видим, как кристаллы начинают растворяться, и происходит распространение вещества. Можно использовать холодную и горячую воду для опыта, тогда есть возможность сравнить скорость диффузии. )
Если к раствору медного купороса осторожно прилить сверху раствор воды, то через некоторое время бесцветный верхний слой воды окрасится в синий цвет, т. к. идет диффузия снизу молекул медного купороса. А если на пути поставить преграду?
2. Осмос – это движения растворителя из области высокой концентрации в область более низкой концентрации.
Учитель: В 1837 году французский ученый Дютроше провел следующий опыт. Он взял животный пузырь и наполнил его раствором сахара и опустил в воду. Начало происходило засасывание воды в пузырь, и он раздувался, раствор начинает подниматься вверх по стеклянной трубке. Если отводной стеклянной трубки не было, то мешок разрывался, через некоторое время пузырь спадает, т. к. сахароза начинает диффундировать. Такой прибор Дютроше впоследствии получил названия осмометра. (Учителю можно этот прибор сконструировать и показать процесс осмоса. )
Впоследствии опыт Дютроше модифицировали. Пробочным сверлом делают отверстие в моркови и наливают в это отверстие сахарный сироп (подкрашенный свекольным соком) или вишневый, а в углубление другого корнеплода – воду. Закрывают оба отверстия пробкой со стеклянной трубкой. Красители использовать нельзя, т. к. они убивают живые клетки. Корни моркови снизу подрезают, чтобы обнажить внутрении клетки. Первый корнеплод помещают в стакан с водой и по трубке поднимается сахарный сироп, а второй корнеплод помещают в стакан с сиропом и из трубки вода опускается.
Учитель: Использование этих видов трaнcпорта в природе.
- подвядание листьев
- внесение избытка удобрений в цветы
- при борьбе с сорняками, когда междурядья поливают поваренной солью
Активный трaнcпорт
3. Экзоцитоз (это движение веществ из клетки) и эндоцитоз (это движение веществ в клетку).
Активный трaнcпорт идет с затратами энергии и против градиента концентрации, т. е. против естественной диффузии. Процесс экзо- и эндоцитоза распространен у простейших.
(Для изучения этого вида трaнcпорта используется программа СD – диска “Кирилл и Мефодий. Биология 7 класс)
Учитель: Есть еще один вид активного трaнcпорта это К +- Nа+ насос. Для изучения этого вида трaнcпорта необходимо прочитать предложенный текст, написать конспект. (текст прилагается)
Закрепление:
Учащимся предлагается к/ф который воспроизводиться без звука и который необходимо озвучить, вся работа завершается тестом.
Тест:
1. Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной трaнcпортной, ферментативной и рецепторной функций:
п. белки
б. полисахариды
к. липиды
г. ДНК
л. РНК
2. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких липидных слоев содержится в мембране:
а. 1
р. 2
в. 3
б. 4
3. Назовите химические соединения, которые входят в состав наружной плазматической мембраны и, обладая гидрофобностью, служат основным барьером для проникновения в клетку воды и гидрофильных соединений:
с. белки
б. полисахариды
о. липиды
г. РНК
а. ДНК
4. Теплокровные и холоднокровные животные существенно различаются по составу жирных кислот в их клетках, в том числе в клеточных мембранах. Назовите вид жирных кислот, которых будет больше в клетках теплокровных животных, чем в клетках холоднокровных:
н. насыщенные
к. ненасыщенные
5. При возбуждении клетки ионы натрия и калия быстро перемещаются через наружную плазматическую мембрану клетки: ионы натрия – внутрь клетки, а ионы калия – наружу. Назовите вид трaнcпорта этих ионов во время возбуждения.
к. осмос
и. диффузия
в. пиноцитоз
е. активный трaнcпорт
д. фагоцитоз
6. Назовите процесс, посредством которого в желудке млекопитающего осуществляется секреция соляной кислоты из секреторных клеток слизистой оболочки в полость желудка:
а. диффузия
в. облегченная диффузия
к. активный трaнcпорт
г. пиноцитоз
и. фагоцитоз
е. осмос
7. Концентрация раствора поваренной соли равна 0,5%. Клетки человека поместили в этот раствор. Что будет происходить с молекулами воды?
н. будет перемещаться преимущественно в клетку
б. будет перемещаться преимущественно из клетки
к. перемещаться не будет
г. будут в равном количестве перемещаться в обе стороны: в клетку и из клетки
8. В ряде случаев молекулы растворенного вещества попадают в клетку, находясь в составе капли жидкости внутри пузырьков, которые образовались после впячивания и последующего отшнуровывания плазматической мембраны. Назовите этот вид трaнcпорта веществ через наружную плазматическую мембрану:
а. диффузия
и. облегченная диффузия
в. активный трaнcпорт
о. пиноцитоз
д. фагоцитоз
ж. осмос
9. Предположим, что плазматическая мембрана проницаема для растворенного в воде химического соединения, причем оно находится в разных концентрациях по разные стороны мембраны. В какую сторону будут перемещаться молекулы этого вещества:
б. в сторону большей концентрации
в. в сторону меньшей концентрации
10. Назовите процесс, посредством которого происходит движение ионов натрия из межклеточной жидкости в нервную клетку в момент возбуждения:
е. диффузия
к. облегченная диффузия
в. активный трaнcпорт
ж. пиноцитоз
д. фагоцитоз
з. осмос
11. Какие по растворимости в воде участки молекул фосфолипидов расположены в наружной плазматической мембране на поверхности, обращенной в сторону цитоплазмы клеток:
в. гидрофильные
12. н. гидрофобные
В какую сторону перемещаются молекулы растворенного вещества в процессе диффузии:
о. в сторону большей концентрации растворенного вещества
и. в сторону меньшей концентрации растворенного вещества
13. Назовите процесс посредством которого дизентерийная амеба поглощает эритроциты человека:
о. диффузия
б. облегченная диффузия
к. активный трaнcпорт
г. пиноцитоз
е. фагоцитоз
ключевое слово: проникновение
В конце урока, свои впечатления учащиеся выражают в виде синквейна.
Синквейн:
- Tрaнcпорт
- Пассивный, активный
- Отделять, регулировать, делить
- Зачем он нужен клетке?
- Жизнь.
Презентация
Комментарии:
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
31 05 2025 18:47:14
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
30 05 2025 13:32:11
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
29 05 2025 7:45:40
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
28 05 2025 5:13:34
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
27 05 2025 5:12:10
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
26 05 2025 20:40:51
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
25 05 2025 2:46:38
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
24 05 2025 6:36:50
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
23 05 2025 0:50:54
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
22 05 2025 9:35:21
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
21 05 2025 14:11:25
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
20 05 2025 21:38:14
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
19 05 2025 21:36:59
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
18 05 2025 23:13:46

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
17 05 2025 8:33:23
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
16 05 2025 23:36:19
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
15 05 2025 18:21:58
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
14 05 2025 17:15:55
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
13 05 2025 12:12:57
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
12 05 2025 23:19:49
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
11 05 2025 5:27:24
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
10 05 2025 12:44:14
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
09 05 2025 13:57:58
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
08 05 2025 13:54:40
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
07 05 2025 5:26:33
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
06 05 2025 12:53:40
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
05 05 2025 0:19:43
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
04 05 2025 22:40:34
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
03 05 2025 9:30:42
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....
02 05 2025 15:50:57
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
01 05 2025 14:58:40
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
30 04 2025 8:55:21
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
29 04 2025 3:29:40
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?"
...
28 04 2025 17:53:45
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
27 04 2025 6:45:47
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
26 04 2025 9:41:31
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
25 04 2025 20:19:16
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
24 04 2025 13:56:28
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
23 04 2025 11:54:20
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
22 04 2025 6:33:48
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
21 04 2025 11:22:47
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
20 04 2025 11:51:25
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
19 04 2025 13:36:11
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
18 04 2025 17:59:27
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
17 04 2025 6:16:44
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
16 04 2025 18:18:11
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
15 04 2025 21:57:42
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
14 04 2025 14:56:56

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
13 04 2025 20:25:35
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
12 04 2025 10:41:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::