Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о строении эукариотической клетки

Личностная значимость изучаемого для школьников: Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через эту мембрану

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся со строение и функциями плазматической мембраны
  • Развивающие: развивать умения сравнивать строение клеточных структур, оценивать, объяснять причины сходства и различия
  • Воспитывающие: воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание

Оборудование: компьютер, лабораторное оборудование, раздаточный материал, телевизор и видеомагнитофон, к\ф “Строение клетки”, СD-диск “Кирилл и Мефодий” 8 класс, наглядный материал исследовательской работы учеников

Тип урока: по дидактическим целям: изучения нового материала; по методам обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы работы: групповая, индивидуальная

Ход урока

Учитель читает:

Жизнь на Земле – это способ существования материи в виде открытых систем, включая в себя липиды, белки и нуклеиновые кислоты и способных к самосохранению и саморегуляции и самовоспроизведению; это сопряженная циркуляция определенных химических элементов в водной среде; направляемая энергией солнца в сторону упорядочения и усложнения.

Учитель: Это современное представление о клетках появившиеся не так давно в науке и резко, отличающееся от теории Шванна подходит к теме нашего урока.

Наша цель: Рассмотреть особенности строения плазматической мембраны и определить особенности трaнcпорта через нее веществ.

Учитель: Поработаем с терминами:

  1. гидрофильные вещества
  2. гидрофобные вещества
  3. макроэлементы
  4. биолэлементы
  5. микроэлементы
  6. денатурация
  7. ренатурация
  8. липиды

Учитель: Клеточная мембрана играет важную роль в клетке, т. к. она выполняет следующие функции:

  1. Отделяет клеточное содержимое от внешней среды
  2. Регулирует обмен между клеткой и внешней средой
  3. Делит клетки на отсеки
  4. На мембране некоторых органоидов происходят химические реакции
  5. На мембране располагаются и рецепторные участки для распознавания внешних стимулов (гормонов или других химических веществ), поступающих из окружающей среды или из другой части самого организма.

Учитель: В конце XVIII века стало известно, что клеточная мембрана ведет себя не как полупроницаемая мембрана, она обладает избирательной проницаемостью. Не пропускает, например аминокислоты и глюкозу (а они просто необходимы клетке). Сама мембрана активно регулирует этот процесс - одни вещества пропускает, а другие нет.

Ранние работы по проницаемости мембран показали, что органические растворители, например спирт, эфир проникают через мембрану быстрее, чем вода. Это свидетельствует о том, что в мембранах есть липиды, позже данные химического анализа подтвердили это, также как и то, что в мембранах есть белки.

Ученик: рассказывает о строении белков

Учитель: липиды подразделяются на фосфолипиды, гликолипиды и стиролы (ученики хаpaктеризуют особенности их строение)

Учитель: Группа учащихся занимается проблемами биохимии клетки и в КГУ ведет научно-исследовательскую работу, в частности они проводили анализ фосфолипидного слоя.

Ученик: Если на поверхности воды распределить тонким слоем фосфолипиды, то их молекулы будут ориентированны таким образом, чтобы образовать монослой. Если количество липидов увеличить и встряхнуть, то образующиеся частицы будут называться мицеллами. В них гидрофобные хвосты внутри, а гидрофильные головы снаружи. Образуется билипидный слой. Такой билипидный слой входит в состав плазматической мембраны.

(Учащиеся показывают опыт, в мерный стакан наливают воды и на поверхность наливают оливковое масло, которое по своему составу очень походе на фосфолипиды, затем добавляют масло и встряхивают, показывая как образуются мицеллы. На доске ученик показывает схему образования мицеллы. В мицелле гидрофобные хвосты будут упорядочены внутри и тем самым защищены от контакта с водой.)

Учитель: Давайте представим на несколько минут себя, не в обычном классе на уроке, а в аудитории крупного вуза, где собрались ученые и их ученики, занимающиеся проблемами строения мембран и трaнcпорта веществ.

Ученики: Давсон и Даниэли (1935 г.) высказали предположение, что билипидный слой окружен 2-я слоями белка

Робертсон (1959 г.) выдвигает гипотезу о строении элементарных мембран и вводит постулат, что мембрана трехслойна

Учитель: Эта гипотеза претерпела изменения, т. к. появились данные из разных источников, например при проведении метода скалывания. Клетка при мгновенном замораживании остается такой же как в живом виде и при скалывании было обнаружено, что в бислое липидов есть погруженные белки или пронизывающие этот бислой насквозь.

Ученик: Сингер и Николсон (1972) предложили жидкостно-мозаичную модель мембраны согласно которой, белковые молекулы, плавающие в жидком билипидном слое, образуют как бы своеобразную мозайку.

Учитель: Предполагается, что это динамическая структура. Белки в билипидном слое плавают подобно островам, а иногда их держат на привязи нити цитоскелета, липиды также могут менять свое положение. В мембране клетки есть большое количество белков, но их все можно разделить на группы из-за выполняемых функций.

Например: есть структурные белки, есть белки переносчики трaнcпортирующие через мембрану вещества, есть ферментативные белки, есть белки гликопротеины, их разветвленные антенны возвышаются над мембраной и за счет них идет распознавание других клеток, их правильная дифференцировка. Липиды находятся в жидком состоянии и похожи на оливковое масло.

Учитель: Перед организмами стоит серьезная проблема – трaнcпорт веществ через клеточные мембраны, хотя толщина и небольшая, но они являются барьером для ионов и молекул (т. к. неполярные липиды мембраны отталкивают эти вещества)

Tрaнcпорт важен по ряду причин:

  1. Поддержание соответствующего Рн
  2. Поддержание определенной концентрации
  3. Поступление веществ является источником энергии
  4. Выведение токсических отходов, секреция полезных веществ
  5. Создание ионных градиентов необходимых для нервной и мышечной активности

Существует четыре основных механизма для поступления веществ в клетку или выхода из клетки наружу:

Разберем пассивный трaнcпорт который идет по градиенту концентраций:

1. Диффузия – это движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией по градиенту.

(Учитель может провести опыт, используя графопроектор, чашку Петри и КМпО4. В чашку Петри наливают воды и помещают несколько кристаллов КМпО4. Через некоторое время на экране мы видим, как кристаллы начинают растворяться, и происходит распространение вещества. Можно использовать холодную и горячую воду для опыта, тогда есть возможность сравнить скорость диффузии. )

Если к раствору медного купороса осторожно прилить сверху раствор воды, то через некоторое время бесцветный верхний слой воды окрасится в синий цвет, т. к. идет диффузия снизу молекул медного купороса. А если на пути поставить преграду?

2. Осмос – это движения растворителя из области высокой концентрации в область более низкой концентрации.

Учитель: В 1837 году французский ученый Дютроше провел следующий опыт. Он взял животный пузырь и наполнил его раствором сахара и опустил в воду. Начало происходило засасывание воды в пузырь, и он раздувался, раствор начинает подниматься вверх по стеклянной трубке. Если отводной стеклянной трубки не было, то мешок разрывался, через некоторое время пузырь спадает, т. к. сахароза начинает диффундировать. Такой прибор Дютроше впоследствии получил названия осмометра. (Учителю можно этот прибор сконструировать и показать процесс осмоса. )

Впоследствии опыт Дютроше модифицировали. Пробочным сверлом делают отверстие в моркови и наливают в это отверстие сахарный сироп (подкрашенный свекольным соком) или вишневый, а в углубление другого корнеплода – воду. Закрывают оба отверстия пробкой со стеклянной трубкой. Красители использовать нельзя, т. к. они убивают живые клетки. Корни моркови снизу подрезают, чтобы обнажить внутрении клетки. Первый корнеплод помещают в стакан с водой и по трубке поднимается сахарный сироп, а второй корнеплод помещают в стакан с сиропом и из трубки вода опускается.

Учитель: Использование этих видов трaнcпорта в природе.

  • подвядание листьев
  • внесение избытка удобрений в цветы
  • при борьбе с сорняками, когда междурядья поливают поваренной солью

Активный трaнcпорт

3. Экзоцитоз (это движение веществ из клетки) и эндоцитоз (это движение веществ в клетку).

Активный трaнcпорт идет с затратами энергии и против градиента концентрации, т. е. против естественной диффузии. Процесс экзо- и эндоцитоза распространен у простейших.

(Для изучения этого вида трaнcпорта используется программа СD – диска “Кирилл и Мефодий. Биология 7 класс)

Учитель: Есть еще один вид активного трaнcпорта это К +- Nа+ насос. Для изучения этого вида трaнcпорта необходимо прочитать предложенный текст, написать конспект. (текст прилагается)

Закрепление:

Учащимся предлагается к/ф который воспроизводиться без звука и который необходимо озвучить, вся работа завершается тестом.

Тест:

1. Назовите химические соединения, которые мозаично расположены в наружной плазматической мембране и обеспечивают выполнение мембраной трaнcпортной, ферментативной и рецепторной функций:

п. белки

б. полисахариды

к. липиды

г. ДНК

л. РНК

2. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких липидных слоев содержится в мембране:

а. 1

р. 2

в. 3

б. 4

3. Назовите химические соединения, которые входят в состав наружной плазматической мембраны и, обладая гидрофобностью, служат основным барьером для проникновения в клетку воды и гидрофильных соединений:

с. белки

б. полисахариды

о. липиды

г. РНК

а. ДНК

4. Теплокровные и холоднокровные животные существенно различаются по составу жирных кислот в их клетках, в том числе в клеточных мембранах. Назовите вид жирных кислот, которых будет больше в клетках теплокровных животных, чем в клетках холоднокровных:

н. насыщенные

к. ненасыщенные

5. При возбуждении клетки ионы натрия и калия быстро перемещаются через наружную плазматическую мембрану клетки: ионы натрия – внутрь клетки, а ионы калия – наружу. Назовите вид трaнcпорта этих ионов во время возбуждения.

к. осмос

и. диффузия

в. пиноцитоз

е. активный трaнcпорт

д. фагоцитоз

6. Назовите процесс, посредством которого в желудке млекопитающего осуществляется секреция соляной кислоты из секреторных клеток слизистой оболочки в полость желудка:

а. диффузия

в. облегченная диффузия

к. активный трaнcпорт

г. пиноцитоз

и. фагоцитоз

е. осмос

7. Концентрация раствора поваренной соли равна 0,5%. Клетки человека поместили в этот раствор. Что будет происходить с молекулами воды?

н. будет перемещаться преимущественно в клетку

б. будет перемещаться преимущественно из клетки

к. перемещаться не будет

г. будут в равном количестве перемещаться в обе стороны: в клетку и из клетки

8. В ряде случаев молекулы растворенного вещества попадают в клетку, находясь в составе капли жидкости внутри пузырьков, которые образовались после впячивания и последующего отшнуровывания плазматической мембраны. Назовите этот вид трaнcпорта веществ через наружную плазматическую мембрану:

а. диффузия

и. облегченная диффузия

в. активный трaнcпорт

о. пиноцитоз

д. фагоцитоз

ж. осмос

9. Предположим, что плазматическая мембрана проницаема для растворенного в воде химического соединения, причем оно находится в разных концентрациях по разные стороны мембраны. В какую сторону будут перемещаться молекулы этого вещества:

б. в сторону большей концентрации

в. в сторону меньшей концентрации

10. Назовите процесс, посредством которого происходит движение ионов натрия из межклеточной жидкости в нервную клетку в момент возбуждения:

е. диффузия

к. облегченная диффузия

в. активный трaнcпорт

ж. пиноцитоз

д. фагоцитоз

з. осмос

11. Какие по растворимости в воде участки молекул фосфолипидов расположены в наружной плазматической мембране на поверхности, обращенной в сторону цитоплазмы клеток:

в. гидрофильные

12. н. гидрофобные

В какую сторону перемещаются молекулы растворенного вещества в процессе диффузии:

о. в сторону большей концентрации растворенного вещества

и. в сторону меньшей концентрации растворенного вещества

13. Назовите процесс посредством которого дизентерийная амеба поглощает эритроциты человека:

о. диффузия

б. облегченная диффузия

к. активный трaнcпорт

г. пиноцитоз

е. фагоцитоз

ключевое слово: проникновение

В конце урока, свои впечатления учащиеся выражают в виде синквейна.

Синквейн:

  • Tрaнcпорт
  • Пассивный, активный
  • Отделять, регулировать, делить
  • Зачем он нужен клетке?
  • Жизнь.

Презентация



Комментарии:

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

01 05 2024 13:48:38

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

30 04 2024 7:26:10

Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира


    Зоологический музей. Урок по курсу биологии, 7-й класс. Многообразие животного мира

      Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....

29 04 2024 7:16:56

Компетентностно-ориентированный урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....

28 04 2024 5:24:42

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

27 04 2024 23:56:24

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

26 04 2024 18:21:46

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы


    Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

      Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

25 04 2024 1:18:49

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

24 04 2024 18:27:12

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

23 04 2024 18:25:32

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

22 04 2024 16:23:51

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

21 04 2024 11:44:40

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

20 04 2024 6:46:27

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

19 04 2024 21:43:51

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

18 04 2024 19:37:26

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

17 04 2024 11:21:56

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

16 04 2024 2:23:11

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

15 04 2024 19:14:15

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

14 04 2024 5:58:30

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

13 04 2024 16:39:31

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

12 04 2024 19:10:47

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

11 04 2024 4:50:32

Организация учебно-исследовательской деятельности


    Организация учебно-исследовательской деятельности

      Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...

10 04 2024 0:57:33

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

09 04 2024 22:12:46

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи


    Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

      Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....

08 04 2024 22:15:48

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

07 04 2024 2:29:48

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

06 04 2024 3:13:20

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

05 04 2024 14:46:39

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

04 04 2024 17:31:35

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

03 04 2024 20:56:22

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

02 04 2024 11:54:48

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

01 04 2024 10:24:56

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

31 03 2024 23:20:58

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

30 03 2024 6:33:34

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

29 03 2024 3:55:51

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

28 03 2024 9:25:30

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

27 03 2024 1:59:48

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

26 03 2024 11:34:16

План-конспект занятия по элективному курсу "Биология животных" на тему: "Сравнительная хаpaктеристика растительной и животной клетки". 10-й класс

На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...

25 03 2024 0:31:16

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

24 03 2024 0:54:54

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

23 03 2024 12:38:45

Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)


    Урок по теме "Плоские черви-паразиты" (7-й класс)

      Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....

22 03 2024 13:55:46

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....

21 03 2024 0:18:56

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

20 03 2024 12:26:55

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

19 03 2024 20:46:38

Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"


    Интегрированный урок "Экологическая хаpaктеристика школьного кабинета"

      На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....

18 03 2024 11:41:53

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

17 03 2024 16:56:33

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

16 03 2024 10:30:31

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

15 03 2024 9:26:41

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

14 03 2024 23:34:14

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

13 03 2024 2:57:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::