Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Задачи:

  • Образовательные – сформировать представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания;
  • Развивающие – продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах; показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
  • Воспитательные - продолжить трудовое, эстетическое и физическое воспитание учащихся; развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся.

Оборудование: таблица “Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах”, препараты витаминов; таблицы с названием станций; таблицы “Значение витаминов для организма”, “Названия витаминов” на каждую парту; выставка книг о витаминах; мультимедийный проектор, экран.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Учащиеся должны знать:

  • значение питательных веществ, о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервита минозах, способах сохранения витаминов в пищевых продуктах;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять биологическую роль витаминов; развивать учебные умения – работать с книгой, составлять таблицы;
  • показывать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

Ход работы

Форма урока: урок-путешествие.

Презентация.

Приложение.

Организационный этап.

Вступительное слово учителя: (учитель знакомит с темой урока, формой его проведения, задачами, планом работы; объясняет, что будут оцениваться теоретические знания: выступления учеников, ответы на вопросы и т. д. и пpaктические: пpaктическая работа, работа с учебником).

Изучение нового материала (в ходе путешествия от станции к станции).

Учитель.

Первая станция НИИ.

Работники НИИ (научно-исследовательского института) – учащиеся. На этой станции вы познакомитесь с историей открытия витаминов и их значением и результатах исследовательских работ.

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями. Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И. Лунин.

Ученик. (1 сообщение)

Впервые необходимость витаминов для нормального питания была доказана русским врачом Н. И. Луниным в 1880-1881 годах. В чем же суть его опытов?

Группа животных (мыши) получала искусственно приготовленные из молока компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, а также дополнительно минеральные соли и воду. Но на таком рационе животные жить не могли – гибли. А если в эту искусственно приготовленную пищу добавлялось немного натурального молока, то они оставались здоровыми. Так Н. И. Луниным экспериментально было доказано, что, кроме известных пяти компонентов пищи, в ней должны быть еще какие-то! Однако работа Лунина в то время не получила достаточного признания и оставалась в сущности забытой.

Учитель. А теперь перенесемся в далекую от России Индонезию, на остров Ява.

Ученик. (2 сообщение) В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные жители называли “бери-бери”, что в переводе обозначает “ножные оковы”. И в самом деле, начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают “бери-бери”, как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц, зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только очищенным рисом, а так же лечить заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать Эйкману не удалось.

Учитель. И теперь обратимся непосредственно к тому, кто открыл это таинственное вещество и дал ему имя.

Ученик. (3 сообщение) Польский ученый Функ проводил исследования с белым, очищенным рисом. Птицы ели очищенный рис, и страшная судорога запрокидывала их головы назад, сводила лапки. Но стоило больному гoлyбю ввести совсем немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться, а после повторных введений препарата становился здоровым. И тут Функу стало ясно, что он владеет тем таинственным веществом, без которого невозможна нормальная жизнь. Он дал веществу вполне достойное его свойствам название – витамин, соединив в одном слове латинское “вита”, что означает жизнь, и греческое “амин”, указывающее на то, что оно имеет отношение к аминокислотам. А так как к открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих “бери-бери”, то и назвал он первый витамин витамином Б, или в латинской трaнcкрипции В.Функ считал, что болезнь “Бери-бери” не то, что иное как авитаминоз, т. е отсутствие витамина, (греческая приставка “а” равнозначна русской “нет”).

Учитель. С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука – витаминология, над ними работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях.

Запись в тетрадях. Витамины – это вещества органического происхождения, необходимые для жизнедеятельности организма.

Работа с учебником: найти определение на стр. 138, прочитать, запомнить.

Учитель. Как вы понимаете определение витаминов?

Ученики. Высказывают свои мнения.

Учитель. Дайте точное определение витаминов. Витаминология – наука о витаминах.

Физпауза. Гимнастика для глаз.

Вторая станция - “Фармацевт”

Учитель. Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них, проведем анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов. Для этого проводим самостоятельную работу.

1. Прочитать текст учебника на стр. 139., использовать дополнительную литературу с выставки. Работа с понятиями: авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз.

2. Самостоятельное заполнение таблицы “Значение витаминов для организма”.

Работа в группах. Задания для групп заранее положены на столы учащихся.

Каждой группе необходимо в тексте учебника и дополнительной литературы найти источник, суточную потребность каждого витамина, какие заболевания вызывает отсутствие (авитаминоз), недостаток (гипервитаминоз), избыток (гиповитаминоз) витамина.

Значение витаминов для организма

Витамин Источник Сут потрмг Авитаминоз Гиповитаминоз Гипервитаминоз
А  

 

       
В  

 

 

       
С  

 

 

       
Д  

 

 

       

 3. Обсуждение: каждая группа сообщает свою информацию.

4. Запись в тетрадях:

Авитаминоз – отсутствие витамина.

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.

Большое значение имеют жирорастворимые витамины:

А – для развития организма и нормального зрения;

Д – для формирования скелета (рахит) ;

К – для нормального свертывания крови.

Водорастворимые витамины:

С – усиливает сопротивляемость организма к инфекциям;

В1 – для нормальной деятельности нервной системы;

В2 – для тканевого дыхания;

В6 – для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения;

В12 – для кроветворения;

РР - для нормальной нервно-психической деятельности.

4. На экране таблица, заполненная правильно.

Значение витаминов для организма

Витамин Источник Сут потрмг Авитаминоз Гиповитаминоз Гипервитаминоз
А Печень, яйца,

морковь, сливочное масло,

1 “Куриная слепота”, замедление роста, нарушение слизистых и кожи Нарушение слизистой и глаз Головные боли, малокровие, изменение слизистых оболочек
В Хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат, гречка, овощи, фрукты, геркулес 2-3 Болезнь “Бери-бери”, катаpaкта, нарушение слизистых глаз, ротовой полости, желудка, кишечника, малокровие Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница, трещинки в уголках рта, ухудшение зрения. Аллергия
С Овощи, фрукты, шиповник, черная смородина, клюква, капуста, лимон 50-100 Цинга Подверженность инфекциям, кровоточивость десен, Повреждение почек, поджелудочной железы.
Д Рыбий жир, печень, яичный желток, образуется в организме при ультрафиолетовом излучении 2,5 Рахит Нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста у детей. Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови.

Примечание: маленькие таблицы раздаются каждому ученику для вклеивания в тетрадь и использования в своей жизни.

Физпауза. Упражнения подвижного хаpaктера.

Учитель. Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например: все они влияют на организм в ничтожно малых количествах; многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток или избыток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.

Третья станция – “Диетолог”.

На этой станции нас ознакомят с суточными нормами потрeбления витаминов, нормами рационального питания, о здоровом образе жизни.

Ученик. (4 сообщение) Чтобы вырасти красивым, сильным, здоровым необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Потрeбляемые нами продукты в целом, за некоторыми исключениями, удовлетворяют потребностям человека в витаминах. Если пища разнообразна и продукты правильно кулинарно обработаны, организм получает вполне достаточное количество витаминов.

Надо ежедневно есть всевозможные салаты, гарниры и вторые блюда из свеклы, капусты, тыквы, репы, лука, укропа и других овощей.

Учитель. Помня, что витамины разрушаются при длительной варке, необходимо соблюдать такую последовательность закладки продуктов: капуста квашенная варится 1-1,5 часа, свежая – 20-25 минут; морковь – 15-25 минут; картофель, нарезанный кубиками 12-15 минут. При варке овощей в открытой кастрюле теряется до 20% витаминов, а в закрытой – 3-5%.

Если же с пищей не удается восполнить количество витаминов, то по рекомендации врача принимают специальные препараты. К сожаленью, некоторые подростки сладкие шарики или таблетки – витаминные препараты едят как конфеты. Но надо иметь в виду, что избыток витаминов может быть так же опасен, как и недостаточное их потрeбление.

Ученик. (5 сообщение) С точки зрения биохимиков шизофреники и алкоголики являются близнецами. В экстремальных условиях у них появляются разительно схожие галлюцинации, имеющее аналогическое химическое происхождение. Врачи обнаружили, что сочетание нормальной диеты и многовитаминной терапии успешно помогает шизофреникам и столь же эффективно для алкоголиков. Доктор Хоккинс сообщил, что во время антиалкогольного лечения пациенты придерживались диеты, а также получали один грамм витамина В3, 1 грамм витамина С, 200 единиц витамина Е, все по 4 раза в день после еды, по 50 миллиграммов витамина В6 один раз в день. 71 % алкоголиков и шизофреников вылечились от своих заболеваний, хотя в прошлом они до 20 лет находились в своих клиниках.

Шведские врачи доказали, что витамины, которые дают перед приемом алкоголя, уменьшают потребность человека в спиртном. Сочетание оптимальной диеты и терапевтических доз витаминов позволяет устранить дефицит витаминов и минеральных солей, вызванный употрeблением алкоголя.

Учитель. Подведение итогов путешествия. Оценивание деятельности учащихся.

Закрепление знаний.

1. Какие витамины содержатся в изображенных на рисунке продуктах?

2. Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Проверка знаний.

Внимательно прочитайте 3 и 4 графы таблицы. Определите, о каких витаминах идет речь. В графе “Названия витамина” напишите их буквенные обозначения. (Таблица – для каждого ученика).

№ п/п Название витамина В каких продуктах содержится Значение
1 2 3 4
1   В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, бapaнине Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, пpeдoxpaняет от болезни “Бери-бери”.
2   В рыбьем жире, печени Принимает участие в процессе образования костной ткани, пpeдoxpaняет от рахита.
3   В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке Обеспечивает нормальный рост и зрение, пpeдoxpaняет от “куриной слепоты” и шелушения кожи.
4   В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, пpeдoxpaняет от цинги.

Проверка. На экране

№ п/п Название витамина В каких продуктах содержится Значение
1 2 3 4
1 В В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, бapaнине Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, пpeдoxpaняет от болезни бери-бери.
2 Д В рыбьем жире, печени Принимает участие в процессе образования костной ткани, пpeдoxpaняет от рахита.
3 А В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке Обеспечивает нормальный рост и зрение, пpeдoxpaняет от куриной слепоты и шелушении кожи.
4 С В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, пpeдoxpaняет от цинги.

Задание. Оценить себя. Сдать учителю работу.

Домашнее задание.

Изучить материалы таблицы и учебника п. 35 с. 138-141., записи в тетради, разбираться в таблице.

Творческое задание: написать сказки о витаминах.



Комментарии:

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

02 07 2025 12:28:29

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

01 07 2025 19:16:15

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

30 06 2025 14:53:29

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

29 06 2025 6:22:36

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

28 06 2025 16:51:32

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

27 06 2025 8:57:53

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

26 06 2025 19:37:34

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

25 06 2025 10:48:36

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

24 06 2025 23:33:31

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

23 06 2025 17:24:33

Урок "Происхождение человека"


    Урок "Происхождение человека"

      Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

22 06 2025 4:18:56

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

21 06 2025 10:27:30

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

20 06 2025 15:56:30

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

19 06 2025 20:51:12

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

18 06 2025 9:42:31

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

17 06 2025 1:45:51

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

16 06 2025 18:35:44

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

15 06 2025 22:34:24

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

14 06 2025 1:36:49

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

13 06 2025 16:37:55

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

12 06 2025 3:45:17

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

11 06 2025 3:28:16

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

10 06 2025 22:10:24

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

09 06 2025 20:59:35

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

08 06 2025 12:42:30

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

07 06 2025 8:16:30

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

06 06 2025 5:14:19

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

05 06 2025 16:46:37

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

04 06 2025 2:52:30

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

03 06 2025 3:23:38

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

02 06 2025 17:30:56

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

01 06 2025 14:41:50

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

31 05 2025 11:52:16

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

30 05 2025 22:41:46

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

29 05 2025 11:11:12

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

28 05 2025 14:31:35

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

27 05 2025 1:55:32

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

26 05 2025 19:37:29

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

25 05 2025 14:44:59

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

24 05 2025 17:22:12

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии


    Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

      Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

23 05 2025 8:14:59

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

22 05 2025 9:55:48

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

21 05 2025 1:33:57

Бинарный урок "Век величайших открытий"


    Бинарный урок "Век величайших открытий"

      Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

20 05 2025 3:13:25

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

19 05 2025 13:35:21

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

18 05 2025 19:58:46

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

17 05 2025 3:50:43

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

16 05 2025 8:49:35

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

15 05 2025 14:41:23

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

14 05 2025 7:48:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::