Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

Tempora mutantur et nos mutantur in illis.
Времена меняются, и мы вместе с ними (лат.)
Дионисий Катон
“Информационные технологии – это:
- совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами
- способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте”.
Описание игры:
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft
Power Point.
Игра рассчитана на 40 – 45 минут (1 урок), состоит из
22 слайдов.
Проводилась с учащимися разного возраста (6-11
классы).
На первом слайде: название и гиперссылки –
разделы игры.
Разделы игры: ученые, науки, праздники выполнены на разных фонах гoлyбой, зеленый и коричневый соответственно.
Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6 – 11 классов. После задания следует слайд с ответами, таким образом, учащиеся сразу оценивают выполненное задание.
В конце игры учащиеся сами подводят итоги – определяют победителя по количеству набранных сувениров.
Цель:
Привитие интереса к биологии у обучающихся разного возраста с использованием информационно-компьютерных технологий.
Задачи:
Образовательная: Закрепить знания по биологи из разных тем. Сформировать знания о международных биологических праздниках.
Развивающая: Умение работать в группе, хаpaктеризовать, сравнивать. Умение обосновывать, применять знания, оценивать себя и свои знания.
Воспитательная: Воспитать уважительное отношение к учащимся другого возраста, эстетические чувства, интерес и любовь к предмету.
Оборудование:
Техническое оснащение кабинета (компьютер, видеопроектор, экран, принтер). Презентация “Биологическая игра”. Фотоаппарат. Распечатка сценария игры и заданий. Призы. Расходный материал: бумага, карандаши.
Подготовка к уроку
1.Информирование учащихся 6 – 11 классов о проведении “Биологической игры”.
2.От каждой параллели классов приглашаются по 3 учащихся (соответственно будет 3 комaнды по 6 человек в каждой, можно изменить количество комaнд).
3.Приглашаются из старших классов 3 человека: ведущий, фотограф, ассистент ведущего. Предварительно все функции помощникам разъясняются.
4.Подготовка призов – сувениров (за каждый верный ответ комaнде вручается сувенир).
Функции помощников:
(учащиеся 11-го класса)
Ведущий: проводит игру по сценарию.
Фотограф: ведет фотосъемку.
Ассистент ведущего: раздает материал и призы комaндам.
ХОД ИГРЫ
1.Приветственное слово учителя. Представление гостей.
2.Деление на комaнды
(Учащимся из одной классной параллели предлагается выбрать цифры 1,2,3 – номер стола и комaнды, таким образом, в одной комaнде не могут находиться учащиеся из одной параллели классов).
3.Правила игры
(объясняет учитель):Комaндам даются задания, вопросы и время для обсуждения ответов.
Ответы записываются на листах бумаги.
Когда комaнда будет готова отвечать, капитан поднимает вверх красный флажок. Комaнды зачитывают ответ вслух.
На следующем этапе комaндам предлагается сверить свои ответы с шаблоном.
За верный ответ каждая комaнда получает приз. Побеждает комaнда, набравшая большее количество призов.
Слайд №1
Ведущий предлагает комaндам выбрать маршрут игры, то есть раздел, с которого начнется игра. Это могут быть: ученые, наука, праздники. По гиперссылке переходим в раздел игры.
Слайд №2 (в нашем случае это был раздел – праздники, слайд №20)
Вопросы слайда:
Когда отмечаются праздники:
- Международный день птиц?
- Всемирный день Земли?
- Всемирный день здоровья?
- Международный день отказа от курения?
- Всемирный день борьбы со СПИДом?
Слайд №3 и №4
Ответы на вопросы предыдущего слайда (учащие корректирую свои ответы по шаблонам).
По гиперссылке возвращаемся в слайд №1.
Комaнды выбирают следующий раздел игры (в нашем случае это – наука).
Слайд №5 – задание
Дан рисунок, отображающий процесс фотосинтеза.
Какой процесс показан на рисунке? Дайте определение этому процессу.
Слайд №6
Ответы на вопрос предыдущего слайда.
Слайд №7 – задание
Рисунок птенцов в гнезде.
Какого типа птенцы находятся в гнезде?
Слайд №8
Ответ на вопрос предыдущего слайда.
Слайд №9 – задание
На рисунке картинки животных.
Какие классы животных представлены на картинке?
Слайд №10
Ответы на вопрос предыдущего слайда.
Слайд №11– задание
На рисунке портрет ученого.
Назовите ученого, который в 1866г. предложил термин экология?
Слайд №12
Ответ на вопрос предыдущего слайда.
Слайд №13 – задание
На рисунке молекула органического вещества.
Какая молекула изображена на рисунке?
Какое функциональное значение она имеет для живых организмов?
Слайд №14
Ответ на вопрос предыдущего слайда.
Слайд №15– задание
На рисунке два изображены два плода.
Как называются плоды этих растений?
Слайд №16
Ответ на вопрос предыдущего слайда.
По гиперссылке возвращаемся в слайд №1.
Комaнды выбирают следующий раздел игры (это последний оставшийся раздел – ученые).
Слайд №17, №18, №19 – задание
На слайдах под номерами (1-6) портреты ученых.
Назовите имена этих ученых.
Слайд №20
Ответы на задание предыдущих слайдов.
Слайд №20 – задание
Блиц турнир (вопросы зачитывает ведущий, комaнды записывают ответы)
ВОПРОСЫ К ПОРТРЕТАМ УЧЕНЫХ:
- Кто из ученых был учеником Платона и учителем Александра Македонского? (Аристотель)
- Кому принадлежит цитата: “Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса”. (Ч.Дарвин)
- Кто не признавал микроскопа и отрицал его значение, а изображения, которые можно было видеть с его помощью, считал оптическим обманом. (К. Линней)
- Какому ученому исполнилось 12 февраля 2009 года 200 лет со дня рождения? (Ч.Дарвин)
- Кому принадлежат слова: “Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума”. (К.А. Тимирязев)
- Этот ученый совершил 110 экспедиций по всему миру и создал уникальную коллекцию культурных растений, насчитывавшей в 1940 году 250 тысяч образцов. (Н.И.Вавилов)
- Кто открыл гороховые законы? (Г.И. Мендель)
Слайд №21 и №22
Ответы на вопросы предыдущего слайда.
По гиперссылке возвращаемся в слайд №1.
Конец игры. Весь маршрут пройден.
Подводятся итоги.
Источник информации: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Презентация
Комментарии:
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
26 11 2025 15:36:14
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
25 11 2025 10:57:30
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
24 11 2025 7:23:54
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
23 11 2025 18:36:54
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
22 11 2025 14:47:54
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
21 11 2025 17:25:40
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
20 11 2025 19:12:27
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
19 11 2025 16:31:12
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
18 11 2025 17:32:49
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
17 11 2025 21:24:36
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
16 11 2025 17:19:24
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
15 11 2025 15:21:55
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
14 11 2025 9:41:58
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
13 11 2025 9:36:26
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
12 11 2025 19:23:36
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
11 11 2025 10:55:15
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
10 11 2025 0:33:20
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
09 11 2025 9:23:30
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
08 11 2025 17:47:15
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
07 11 2025 21:53:18
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
06 11 2025 10:48:51
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
05 11 2025 0:30:16
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
04 11 2025 10:41:38
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
03 11 2025 16:59:21
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
02 11 2025 7:16:53
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
01 11 2025 8:24:19
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
31 10 2025 2:57:41
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
30 10 2025 23:11:52
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
29 10 2025 16:18:23
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
28 10 2025 9:30:53
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
27 10 2025 22:10:52
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
26 10 2025 21:59:57
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
25 10 2025 19:30:48
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
24 10 2025 9:59:15
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
23 10 2025 19:27:44
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
22 10 2025 8:24:10
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
21 10 2025 7:55:16
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
20 10 2025 5:14:55
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
19 10 2025 22:11:26
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
18 10 2025 14:15:25
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
17 10 2025 6:55:35
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
16 10 2025 23:25:52
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
15 10 2025 6:50:23
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
14 10 2025 17:34:48
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
13 10 2025 3:39:21
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
12 10 2025 13:22:59
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
11 10 2025 14:49:25
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
10 10 2025 16:14:26
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
09 10 2025 18:58:16
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
08 10 2025 14:20:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




