Музей и школа. Возможные варианты диалога > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

Школа всегда находилась в эпицентре общественных преобразований. Сегодняшнее время не исключение. Перед современной школой стоит множество задач, самой актуальной из которых является формирование разносторонней личности, хорошо ориентирующейся в стремительно меняющемся мире, умеющей найти свое место в жизни. Ученику (особенно среднего школьного возраста), чтобы решать и свои личные, и общественные задачи в будущем, важно не потерять положительной мотивации к получению образования. Ученику должно быть интересно! Интересное – это, как правило, новое для учащегося, поэтому он должен всегда находить еще не познанное, необычное для себя как в окружающем мире, так и в главном своем труде – обучении. Каждый ребенок способен творить, выдумывать, откликаться на все нестандартное, яркое, интересное. Для учащихся 12–14 лет хаpaктерно бурное желание творчески проявить себя. И наша задача, опираясь на эти сильные стороны возраста, поддерживать творческие способности учащихся. Именно у детей среднего школьного возраста появляются и первые «ростки» сознательного, осмысленного отношения к получаемым знаниям.

Каждая эпоха предлагает свои способы приобретения знаний. Несмотря на то, что сейчас важными источником информации являются компьютерные технологии и  Интернет, однако действенными остаются и традиционные способы познания мира. У нас, учителей Ленинградской области, есть счастливая возможность приобщить учащихся к культуре и знаниям с помощью музеев Санкт-Петербурга и пригородов.

Роль семьи в образовании сейчас тоже по-новому осмысляется. Наша задача – поставить родителей в активную позицию, найти пути подключения их к культурно-просветительской деятельности школы, превратить их в наших помощников.

Современные учебные программы составлены так, что целостное восприятие мира у учащихся формируется при освоении разных предметов. Это часто становится препятствием для того, чтобы у школьников возникла целостная картина мира. Учащимся надо помочь соединить разбросанные по разным учебникам знания о том или ином факте или явлении мира. И здесь главным «объединительным» началом выступает учитель. Особенно велика роль сельского учителя, который, как правило, ведет разные предметы, работая со всем или почти со всем коллективом школьников.

Познакомим вас с нашим опытом работы в 7 классе.

Учебные предметы 7 класса «География материков» и «Зоология» имеют много «общих точек соприкосновения». Вот, например, на уроке географии изучается тема «Природные зоны Австралии». Материал учебника ограничен: например, о многих интересных детям животных или растениях дается довольно-таки скупая информация. Однако ее можно дополнить материалом из учебника биологии: учащиеся могут подготовить сообщение об однопроходных или сумчатых, о киви или казуарах. Кроме этого, у наших учащихся есть возможность сходить на экскурсию в Зоологический музей и познакомиться с экспозицией, посвященной животному и растительному миру Австралии. Таким образом, знания по Австралии набираются постепенно, «закручиваются» вокруг той или иной темы, но окончательное оформление в сознании семиклассников получают при посещении музея.

Но общение школьников с музеями только этим не ограничивается.

В начале учебного года на одном из первых уроков географии (при повторении материала о материках и частях света) мы предлагаем учащимся выбрать интересующий их материк. Этот урок мы проводим, используя групповой метод работы. Так, перед уроком учитель ставит на парты таблички с указанием материков и частей света «Европа», «Азия», «Африка», «Австралия», «Северная Америка» и «Южная Америка». Ученики входят в класс и после комментария учителя выбирают тот материк (или часть света), который им «приглянулся» больше других, и занимают место за соответствующей партой. Вспомнив и уточнив известные сведения о материках, учащиеся получают «продвинутое» задание, то есть такое, которое они будут выполнять в течение всего 7 класса. Они должны будут искать и собирать интересные сведения о флоре и фауне, географических, геологических и т.п. особенностях «любимого» материка (используя книги, телепрограммы, Интернет, а также экспозиции музеев).

На этом же уроке мы знакомим учащихся с планом посещения музеев Санкт-Петербурга1, объясняем необходимость (и увлекательность!) подобной работы. Кроме этого, мы предлагаем учащимся внести свои предложения по выбору интересных музеев или экспозиций, выставок, обсудив их с родителями дома. Важно уже на этом этапе войти в диалог с родителями и сделать их активными участниками разворачивающихся событий, потому что реализация проекта немыслима без их помощи. Учитель берет на себя функцию организации, оценки и стимулирования работы, а родители являются активными помощниками в реализации ее. Предлагаемая работа для ученика необязательна, но желательна. На уроке действует система учебного поощрения: ученик, посетивший музей и творчески отчитавшийся об этом перед учителем, получает возможность, во-первых, озвучить этот отчет на уроке (поделиться впечатлениями, интересными наблюдениями, продемонстрировать фотографии и другие наглядные материалы и т.п.) ; во-вторых, получить от учителя профессиональное суждение и объективную оценку. Творческий отчет может быть составлен как по результатам посещения одного музея, так и нескольких.

Примерное планирование посещения музеев Санкт-Петербурга

Срок

Музей

Формы творческого отчета (на выбор)

Сентябрь–Октябрь

Зоопарк 1. Письменный отчет с рисунками.
2. Газета
3. Фотоальбом
4. Фотогазета
5. Видеофильм
6. Слайд-проект

Ноябрь–Декабрь

Зоологический музей

Январь–Февраль

Музей этнографии им. Петра Великого

Март–Апрель

Ботанический сад

______________________________________________
1 Прим.: В 7 классе мы продолжаем работу с музеями, начатую еще в 6 классе.

Посещение музеев и зоопарка осуществляется с родителями, причем выбор музея не жестко привязан к тому или иному строку (важно в течение года их посетить). Учащиеся также свободны в выборе форм отчета. Именно этот этап дает учащимся возможность проявить творческие способности, осуществить рывок вперед, создать свой первый «шедевр».

Прокомментируем формы отчета.

1. Традиционный, то есть создание письменного отчета.

Требования к оформлению: титульный лист, оглавление. В текст отчета могут быть включены: информация по истории музея, краткий перечень разделов музея, материалы о людях, животных, растениях выбранного материка, карты, собственные рисунки или подборка иллюстративного материала из путеводителей и журналов.

2. Отчет в виде газеты

Требования к оформлению: название, рубрикация, соотнесение текстового и иллюстративного материала, выходные данные с указанием фамилии исполнителя.

3. Фотоальбом

Требования к фотоальбому: учитывается любая обоснованная логика в расположении фотографий, например, отбор и расположение фотографий по биологическому принципу – «классификация животных»; можно осуществить географический подход – сделать фотографии животных и расположить их по природным зонам данного материка. Кроме этого, нужны подписи. Они должны быть лаконичными и научными (например, написаны по-русски и по-латыни).

4. Фотогазета

Требования к фотогазете. В отличие от фотоальбома, где главным является принцип последовательности и научности, фотогазета дает школьнику больше свободы в подаче материала; здесь ведущим принципом становится произвольный отбор фотографий. Вполне допустимы такие, например, фотографии, как «Я и жираф», «Моя семья и семья мартышек» и т.п. Подписи могут быть веселыми, остроумными, неожиданными.

5. Видеофильм

Это наиболее сложный вид отчета не только потому, что требуется
видеокамера и элементарные навыки работы с ней, но и потому, что важна сама
организация съемки. Так, перед съемкой учащийся должен определить задачу: что и как
он будет снимать, за чем наблюдать. Эту направляющую функцию осуществляет учитель,
создавая с учеником своего рода режиссерский сценарий, намечая канву «сюжета».

6. Слайд-проект

Это новый вид работы, который требует от учащихся особых навыков и умений работы с компьютерными программами. На уроке информатики учащимся показывают образцы слайд-проектов, учат понимать возможности программы Power Point.

Требования к оформлению: работа состоит из 15–20 слайдов, где первый лист титульный. На нем должно быть отражено: название работы, «шапка» с указанием учебного заведения, где работа выполнена; фамилия исполнителя и руководителя. Кроме этого, титульный лист можно украсить самым эффектным («рекламным») слайдом, поместить фотографию автора. На втором слайде должны быть указаны названия тем слайд-проекта. Основная часть – слайды с фотографиями, схемами, картами, рисунками и текстом. Текст должен быть содержательным и недлинным. Последняя страница – список использованной литературы, адреса сайтов в Интернете.

Мы познакомили вас с некоторыми аспектами нашей работы по подключению культурно-образовательного потенциала музеев Санкт-Петербурга к школьному учебному процессу. Работа эта увлекательная, результаты ее стимулируют не только творчество учащихся, но и учителей.



Комментарии:

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

24 08 2025 6:17:27

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

23 08 2025 6:40:28

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

22 08 2025 9:34:28

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

21 08 2025 15:26:34

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

20 08 2025 15:41:12

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"


    Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

      На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

19 08 2025 7:17:17

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

18 08 2025 11:58:16

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

17 08 2025 1:31:14

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

16 08 2025 1:53:22

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

15 08 2025 20:32:29

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

14 08 2025 8:43:20

Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....

13 08 2025 12:47:38

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

12 08 2025 9:42:24

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

11 08 2025 15:11:11

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс


    Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

      Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

10 08 2025 7:22:37

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

09 08 2025 19:20:21

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

08 08 2025 21:28:34

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

07 08 2025 3:38:30

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

06 08 2025 14:44:56

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

05 08 2025 13:55:40

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

04 08 2025 18:38:11

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

03 08 2025 18:51:39

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

02 08 2025 9:54:15

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

01 08 2025 2:23:41

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

31 07 2025 11:34:47

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

30 07 2025 11:34:46

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

29 07 2025 7:27:23

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"


    Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

      Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....

28 07 2025 14:58:10

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

27 07 2025 7:19:40

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

26 07 2025 3:12:58

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

25 07 2025 12:40:28

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

24 07 2025 22:13:42

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

23 07 2025 0:55:47

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

22 07 2025 23:52:26

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

21 07 2025 18:14:15

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

20 07 2025 11:51:37

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

19 07 2025 4:44:43

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

18 07 2025 10:57:47

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

17 07 2025 8:38:56

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

16 07 2025 1:18:21

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

15 07 2025 22:18:16

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

14 07 2025 7:25:36

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

13 07 2025 10:54:31

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

12 07 2025 10:26:25

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

      Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

11 07 2025 4:34:43

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

10 07 2025 12:33:31

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

09 07 2025 8:47:43

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

08 07 2025 23:46:50

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

07 07 2025 12:22:34

Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"


    Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

      Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....

06 07 2025 15:41:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::