Тайны зарождения жизни человека

Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?Омар Хайям
Приложение 1
Приложение 2
Цели:
- образовательная – понимание ценности и значимости человеческой жизни;
- развивающая – углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме “Развитие человека”;
- воспитательная – воспитание уважительного отношения к женщине – матери, детям; пропаганда здорового образа жизни, являющегося фундаментом здоровья человека.
Оборудование:
- выставка книг по анатомии человека;
- контрольные карточки;
- основные термины урока;
- репродукция картины Сальвадора Дали “Геополитический ребенок наблюдает за рождением нового человека”;
- плод человека (в формалине).
Технические средства:
- мультимедийный проектор;
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- видеокассеты;
- аудиокассеты.
Методы:
- эвристическая беседа;
- аудиовизуальные;
- наглядные (иллюстративные, демонстративные).
ПЛАН–КОНСПЕКТ
(Звучит “Метель” Г.Свиридова)
Много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы – планете Земля зародилась Жизнь.
Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения. Но всех их объединяет одно – жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы – люди, Человек.
Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры, неизменным свойством всего живого на Земле является одно важнейшее свойство – создание себе подобных.
Сегодняшний урок я хотел бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотел бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.
Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Но в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла религия. Так возникли понятия “бог”, “душа”, “мировой дух”. Жизнь стала рассматриваться как нечто сверхъестественное, созданное богом и недоступное человеческому познанию.
И только благодаря развитию науки, трудам таких ученых как Гиппократ, Андрей Везалий, Уильям Гарвей и многих, многих других, мы проникли во многие тайны зарождения и развития человека. Фрагменты: фото ученых (Гиппократа, Андрея Везалия, Уильяма Гарвея).
У вас, ребята, на столе лежит опopный план-конспект по данной теме, который вы можете вложить в свои тетрадки.
Давайте вместе с вами вспомним из пройденного материала, что же лежит в основе любого живого существа, в том числе и человека, что является мельчайшей частицей организма.
Ответ: Основной элементарной частицей всего живого является клетка.
Учитель: Правильно. На основе изучения клеточного строения организмов была создана клеточная теория, создателями которой являются:
Ответ: Матиас Шлейден и Теодор Шванн (год создания 1838–1839), развил и продолжил Р.Вирхов (“Omnis cellula e cellula” – всякая клетка от клетки) фрагменты: фото М. Шлейдена и Т. Шванна, Р.Вирхова
Учитель: Хорошо. О чем же говорит клеточная теория, какие ее основные положения?
Ответ:
1. Клетка – элементарная биологическая единица
2. Организм есть сумма образовавших его клеток
3. Образование новых клеток – принцип органического роста и развития
4. Растениям и животным свойственно единство строения
Учитель: Итак, в основе всего живого лежит клетка. Посмотрите на этот фрагмент животной клетки (демонстрируется на экране) и на модель клетки (демонстрируется модель животной клетки).
Клетка обладает всеми признаками живого. Мы увидим сейчас с вами 15-ти секундный видеофрагмент движения человеческой клетки. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Сегодняшняя наука может показать и не только такое. Но к этим пятнадцати секундам человечество шло тысячелетия. Любой из древних ученых без раздумий отдал бы свою жизнь, чтобы увидеть то, что может увидеть любой из нас.
Экран: Видеофрагмент “Клетка”
Учитель: Но все ли клетки, ребята, одинаковы?
Какие типы клеток мы знаем:
Ответ: соматические и пoлoвые.
Учитель: Как называются пoлoвые клетки?
Ответ: яйцеклетка (неподвижная клетка) и cпepматозоид (очень подвижная клетка).
Учитель: Как еще можно назвать данные клетки?
Ответ: Мужские и женские пoлoвые гаметы, необходимые для размножения.
Экран: демонстрируются яйцеклетка и cпepматозоид
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие органоиды должны быть наиболее развиты в cпepматозоидах в связи с тем, что они очень подвижны.
Ответ: Наиболее развиты митохондрии – “энергетические станции” для выработки энергии, необходимой для движения cпepматозоидов.
Итак, мы выяснили, что для размножения организмов необходимы мужские и женские пoлoвые клетки. Но ученые очень долго не могли выяснить, как происходит процесс зарождения жизни.
Сообщение: “Прежде чем будет муж, – писал в 1651 году Уильям Гарвей, – был мальчик, который вырастает в мужа. Прежде чем мальчик – был ребенок, прежде ребенка – зародыш. Следует спросить и дальше, что же было в матке матери прежде, чем был зародыш? Первые нити Природы почти всегда скрыты, как в глубокой ночи, и вследствие своей тонкости так же не поддаются остроте ума, как и остроте глаз”. Тем не менее, опираясь на результаты многочисленных опытов, Гарвей сформулировал свой знаменитый принцип “все живое – из яйца”.
Когда в 1677 году голландский ученый Антонии Ван Левенгук открыл под микроскопом мельчайшие, похожие на головастиков клетки, т.е. cпepматозоиды, было выдвинуто предположение, что в cпepматозоиде скрыто полностью сформированное человеческое существо в миниатюре.
Экран: демонстрация cпepматозоида с человеческим телом внутри
Яйцеклетку впервые увидели под микроскопом только в начале XIX века. Петербургский академик Карл Бэр так рассказывал о своих чувствах после этого открытия. “Я должен был прийти в себя, – вспоминал он, – прежде нежели решился вновь заглянуть в микроскоп. Кажется странным, что зрелище, столь ожидаемое и желанное, может испугать”. В честь открытия Бэра Академия наук выпустила медаль с надписью по-латыни: “Ortus ab ovo hominem homini ostendit” – “Начавши с яйца, он показал человеку человека”.
Экран: демонстрация портрета “Карл Бэр”. Слова Бэра
Чтобы зародилась новая жизнь, нужно, чтобы яйцеклетка и cпepматозоид слились в единое целое.
Экран: женская яйцеклетка в момент оплодотворения
Вопрос: Как называется процесс слияния пoлoвых клеток?
Ответ: оплодотворение
Вопрос: А как называется оплодотворенная яйцеклетка?
Ответ: зигота
Прежде чем человек появляется на свет, он проходит долгий путь развития. Целых 9 месяцев нужно для того, чтобы из крошечной, невидимой простым глазом клетки не только сформировались, но и стали активно работать различные органы и системы органов.
Жизнь начинается с того момента, как сольются в единое целое материнская и отцовская зародышевые клетки. В этих клетках также имеется ядро. С той самой минуты, как объединятся вместе два ядра – материнское и отцовское, и начинается развитие будущего человека. В зиготе содержится 46 хромосом: 23 отцовские и 23 материнские. Поэтому человек похож на своих родителей: он наследует и отцовские и материнские хаpaктерные признаки.
Мы увидим сейчас отрывки из видеофильма о развитии человеческого эмбриона.
Демонстрируется видеофильм ВВС
Итак, давайте еще раз проследим путь развития эмбриона и плода человека.
Экран: вышедшая яйцеклетка,
яйцеклетка, оплодотворенная cпepматозоидом,
зигота, бластомеры, 8 бластомеров, морула,
трофобласт, бластоцист в момент.
Зигота сразу же начинает развиваться: делится на две части, на четыре, снова и снова. Через 7 дней их становится уже около 100. Это скопление клеток весит 1 г и имеет размеры всего 0, 2 мм. Оно похоже на ягоду ежевики и носит специальное название – морула.
Превратившись в скопление шаровидных клеток, зародыш прикрепляется к стенке матки – органа в полости таза, где происходит его дальнейшее развитие. Одновременно образуется и растет специальный орган, без которого его развитие невозможно. Это так называемая плацента, или детское место. Она соединяет организм развивающегося зародыша и матери. Через плаценту к зародышу поступают питательные вещества и кислород, обезвреживаются ядовитые вещества и образуются новые и т.д. К концу третьего месяца плацента полностью сформирована. Все это время зародыш продолжает развиваться, образуется двустенный мешок – гаструла.
Следующая ступень развития – зародышевый пузырек, в котором образуются три слоя скопления клеток – зародышевые листки.
Внутренний слой – энтодерма – из него образуются органы пищеварения
Средний слой – мезодерма – из него образуются сердце, кровеносная и лимфатическая системы, мышцы, почки, пoлoвые органы, кроветворные органы
Внешний слой – эктодерма – из него образуются мозг и нервная система, все органы чувств, кожа, ногти, волосы, глаза, слуховой аппарат.
Процесс развития зародыша изучает наука эмбриология (лат. эмбрион – зародыш). Давайте проследим этот процесс.
Экран: третья неделя, первый месяц зародыша
В течение первого месяца жизни зародыш вырастает до размеров ногтя мизинца. На третьей неделе происходит усиленное деление клеток, из которых сформируются все ткани и органы. Начинают формироваться структуры различных органов, скелета, кровеносной системы.
В первый месяц вес составляет 2–3 г, рост 0, 75 см. Появляется головной и спинной мозг, и начинает биться сердце. Частота его биения достигает 180 ударов в минуту.
Экран: 25 день развития
К 25 дню развиваются плацента и пупочный канатик.
Экран: второй и третий месяц
На второй месяц развития вес 5–8 грамма, рост 3 см. Развитие плода идет более интенсивно. Уже можно разглядеть ладони, ступни и внутренние органы.
Третий месяц: вес 18–20 г, рост 12–15 см. Плод начинает выглядеть как человек. Очень большая голова по сравнению с маленьким телом.
Экран: 9-ти недельный плод в
амниотическом мешке.
Экран: демонстрация трех рисунков. Экран: 40-й день
развития
К 40 дню эмбрион превращается в плод, плацента приобретает форму плоской лепешки, пупочный канатик выглядит как линия жизни, а матка увеличивается.
Экран: четвертый и пятый месяц развития
Четвертый месяц: вес 120 г, рост 18–20 см. Начинает работать пищеварительный тpaкт, печень, почки и поджелудочная железа. Плод начинает двигать руками и ногами.
Пятый месяц: вес 300 г, рост 25–27 см. Происходит дальнейшее созревание нервной системы. Мать начинает чувствовать движения плода. Появляются брови, веки и волосы.
Экран: плод в 14 недель.
Экран: Появляются простые рефлексы (сосательные).
Экран: шестой и седьмой месяц развития
Шестой месяц: Вес 800–900 г, рост 33 см. Костный мозг начинает синтезировать красные кровяные клетки. Плод приобретает розоватую окраску, так как становятся видны кровеносные сосуды. Развиваются легкие.
Седьмой месяц. Вес 1.3–1.4 кг, рост 39 см. Легкие имеют необходимый минимум развития, что позволяет ребенку выжить с случае преждевременных родов. Происходит еще более интенсивный рост плода. Внутренние органы продолжают усложняться, готовясь к внутриутробной жизни.
Экран: восьмой и девятый месяц
Восьмой месяц: Вес 2.2–2.3 кг, рост 45 см. Легкие полностью сформированы, чтобы плод мог дышать самостоятельно. Кожа ребенка становится розовой и гладкой.
Девятый месяц: вес 3.2–3.3 кг, рост 48–51 см. Плод полностью сформирован и имеет более развитую грудную клетку. Он занимает соответствующее положение в утробе матери, готовясь к моменту родов.
Экран: полностью развитый плод
Экран: путь развития эмбриона и плода
Экран: брюшная полость беременной женщины
И, наконец, наступает долгожданный момент – рождение нового человека. Кто он – новый человек? Откуда? Из каких тонких нитей материи соткан? Для чего пришел в этот мир? Что его ждет? Какие руки примут его? Мягкие и нежные руки Мамы или сухие руки в перчатках, не знающие любви? (Слова читаются в сопровождении музыки)
Что чувствует в это время женщина? Я хотел бы привести лишь одну выдержку из небольшого рассказа. “Я не могу описать словами то, что происходило со мной в этот момент. Сильная боль, длившаяся, казалось – бы, вечность и затем какая-то непривычная пустота внутри. А потом… Потом радость, слезы, и необъяснимое счастье. Это крохотное беззащитное существо, лежащее на моей гpyди, – это мой ребенок. Это он, долгожданный, давно любимый. Мой и больше ничей. Ни за что на свете я не отдам его никому. Я – его Мама”.
Эмбриология, наука о развитии зародыша, неопровержимо доказала единство происхождения жизни на земле. Русские ученые И.И.Мечников, А.О. Ковалевский, А.Н. Северцов создали эволюционное учение об эмбриогенезе – развитии и формировании зародыша.
Экран: портреты И.И.Мечникова, А.О. Ковалевского, А.Н. Северцова
Результаты этих исследований имеют важное значение для медицины, так как врачи могут предотвратить многие нарушения в развитии. Именно в это время беременной женщине необходимо придерживаться здоровых режима питания, привычек и образа жизни. Подобно тому как питательные вещества и кислород проходят через плаценту к плоду, к нему также могут проникнуть и вредные вещества, потрeбляемые матерью, особенно в первые месяцы беременности. Поэтому беременным женщинам необходимо соблюдать некоторые предосторожности.
• Избегать инфекций, таких как краснуха, поражающая сердце, зрение и слух плода.
• Не принимать спиртных напитков.
• Советоваться с врачом при приеме лекарств.
• Не курить, так как у курящих матерей рождаются дети с меньшим весом, у них легко возникают проблемы с усвоением пищи и они больше подвержены инфекциям.
К сожалению, не все будущие матери соблюдают эти правила. В таких случаях зародыш или плод человека может погибнуть или рождается ребенок с отклонениями в развитии, нежизнеспособный. Такого ребенка вы можете увидеть сейчас. Демонстрация готового препарата: плоды детей 4 и 5-ти месяцев из анатомического музея
Я предлагаю посмотреть еще один фильм, который призывает задуматься человека об ответственности за свое здоровье и жизнь своих детей. Человек может быть не только созидателем, но и разрушителем жизни. Я не буду комментировать этот фильм, потому что все, что вы увидите, понимается без слов. Демонстрация видеофильма “Неуслышанный крик” на фоне “Лакримозы” Моцарта
Не каждому ребенку суждено родиться, появиться на свет. Но его появление, его жизнь зависят от нас. Я бы очень хотел, чтобы любой из сидящих здесь никогда не столкнулся бы с ситуацией, увиденной в этом фильме.
Жизнь прекрасна. Сделайте ее прекрасней для себя и для своих близких. Читаются стихи на фоне “Утро” Моцарта.
Идет малыш под добротой небес,
И весь он в ожидании чудес.
Он прыгает, играет на лугу,
Мир целый открывая на бегу.
Идет малыш, не знающий беды,
И на земле легки его следы.
Родители с него не сводят глаз
В счастливый день и час.
Идет хозяин завтрашнего дня,
Носитель негасимого огня.
Так пусть его повсюду радость ждет!
Ребенок по большой земле идет…
В процессе урока мы увидели развитие клетки, мы увидели как из нее развивается новая человеческая жизнь. В наших силах дать жизнь новому существу.
Прежде чем закончить урок, я хотел бы спросить у вас, что вам понравилось в уроке? Что запомнилось больше всего? Интересен ли он был для вас? (В процессе беседы идет опрос по пройденной теме: контрольные карточки; задачи и тесты высвечиваются на экране, затем ученики проверяют свои работы – самоконтроль).
Ответы учеников.
Заключение: (видеофильм: классическая музыка на фоне природы”
Мы, как и все в этом мире, созданы природой.
Мы творим новых людей. Сотворяем их. Причем сотворяем “по образу и подобию своему”. Мы повторяем себя в детях. Повторяем со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы творим детей. Это творческий процесс. И чем красивее, ярче, талантливей происходит этот процесс, тем ярче, талантливей, здоровее рождается Человек.
Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.
Приготовление модели клетки:
В прозрачный сосуд набирается гель для волос, выполняющий роль цитоплазмы. Отдельно изготавливаются “клеточные органеллы” из цветного пластилина: ядро в разрезе, рибосомы, клеточный центр и т.д., которые помещаются в “цитоплазму” и находятся в ней в подвешенном состоянии.
Комментарии:
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
24 11 2025 23:38:52
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
23 11 2025 22:46:47
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
22 11 2025 1:17:19
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
21 11 2025 2:33:25
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
20 11 2025 19:35:54
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
19 11 2025 7:33:44
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
18 11 2025 21:41:16
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
17 11 2025 11:59:24
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
16 11 2025 7:53:41
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
15 11 2025 0:23:20
Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....
14 11 2025 13:13:23
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
13 11 2025 1:30:59
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
12 11 2025 23:32:27
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
11 11 2025 6:24:57
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
10 11 2025 10:30:19
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
09 11 2025 8:53:53
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
08 11 2025 22:46:52
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
07 11 2025 17:43:37
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
06 11 2025 13:56:33
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
05 11 2025 20:46:44
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
04 11 2025 6:25:55
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
03 11 2025 22:28:54
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
02 11 2025 15:57:27
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 11 2025 15:42:22
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
31 10 2025 13:46:13
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
30 10 2025 10:37:22
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
29 10 2025 4:41:33
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
28 10 2025 23:33:18
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
27 10 2025 15:29:17
На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....
26 10 2025 23:30:14
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
25 10 2025 18:51:34
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
24 10 2025 22:28:27
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
23 10 2025 18:49:12
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
22 10 2025 2:20:26
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
21 10 2025 18:52:46
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
20 10 2025 15:49:17
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
19 10 2025 20:28:37
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
18 10 2025 19:59:48
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
17 10 2025 15:59:41
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
16 10 2025 23:52:53
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
15 10 2025 13:10:39
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
14 10 2025 18:48:57
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
13 10 2025 16:49:13
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
12 10 2025 0:48:59
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
11 10 2025 22:40:29
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
10 10 2025 9:22:25
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
09 10 2025 16:54:14
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
08 10 2025 1:40:41
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
07 10 2025 4:44:25
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
06 10 2025 4:45:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




