Тайны зарождения жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям

Приложение 1

Приложение 2

Цели:

  • образовательная – понимание ценности и значимости человеческой жизни;
  • развивающая – углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме “Развитие человека”;
  • воспитательная – воспитание уважительного отношения к женщине – матери, детям; пропаганда здорового образа жизни, являющегося фундаментом здоровья человека.

Оборудование:

  • выставка книг по анатомии человека;
  • контрольные карточки;
  • основные термины урока;
  • репродукция картины Сальвадора Дали “Геополитический ребенок наблюдает за рождением нового человека”;
  • плод человека (в формалине).

Технические средства:

  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокассеты;
  • аудиокассеты.

Методы:

  • эвристическая беседа;
  • аудиовизуальные;
  • наглядные (иллюстративные, демонстративные).

ПЛАН–КОНСПЕКТ

(Звучит “Метель” Г.Свиридова)

Много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы – планете Земля зародилась Жизнь.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения. Но всех их объединяет одно – жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы – люди, Человек.

Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры, неизменным свойством всего живого на Земле является одно важнейшее свойство – создание себе подобных.

Сегодняшний урок я хотел бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотел бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.

Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Но в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла религия. Так возникли понятия “бог”, “душа”, “мировой дух”. Жизнь стала рассматриваться как нечто сверхъестественное, созданное богом и недоступное человеческому познанию.

И только благодаря развитию науки, трудам таких ученых как Гиппократ, Андрей Везалий, Уильям Гарвей и многих, многих других, мы проникли во многие тайны зарождения и развития человека. Фрагменты: фото ученых (Гиппократа, Андрея Везалия, Уильяма Гарвея).

У вас, ребята, на столе лежит опopный план-конспект по данной теме, который вы можете вложить в свои тетрадки.

Давайте вместе с вами вспомним из пройденного материала, что же лежит в основе любого живого существа, в том числе и человека, что является мельчайшей частицей организма.

Ответ: Основной элементарной частицей всего живого является клетка.

Учитель: Правильно. На основе изучения клеточного строения организмов была создана клеточная теория, создателями которой являются:

Ответ: Матиас Шлейден и Теодор Шванн (год создания 1838–1839), развил и продолжил Р.Вирхов (“Omnis cellula e cellula” – всякая клетка от клетки) фрагменты: фото М. Шлейдена и Т. Шванна, Р.Вирхова

Учитель: Хорошо. О чем же говорит клеточная теория, какие ее основные положения?

Ответ:

1. Клетка – элементарная биологическая единица

2. Организм есть сумма образовавших его клеток

3. Образование новых клеток – принцип органического роста и развития

4. Растениям и животным свойственно единство строения

Учитель: Итак, в основе всего живого лежит клетка. Посмотрите на этот фрагмент животной клетки (демонстрируется на экране) и на модель клетки (демонстрируется модель животной клетки).

Клетка обладает всеми признаками живого. Мы увидим сейчас с вами 15-ти секундный видеофрагмент движения человеческой клетки. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Сегодняшняя наука может показать и не только такое. Но к этим пятнадцати секундам человечество шло тысячелетия. Любой из древних ученых без раздумий отдал бы свою жизнь, чтобы увидеть то, что может увидеть любой из нас.

Экран: Видеофрагмент “Клетка”

Учитель: Но все ли клетки, ребята, одинаковы?

Какие типы клеток мы знаем:

Ответ: соматические и пoлoвые.

Учитель: Как называются пoлoвые клетки?

Ответ: яйцеклетка (неподвижная клетка) и cпepматозоид (очень подвижная клетка).

Учитель: Как еще можно назвать данные клетки?

Ответ: Мужские и женские пoлoвые гаметы, необходимые для размножения.

Экран: демонстрируются яйцеклетка и cпepматозоид

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие органоиды должны быть наиболее развиты в cпepматозоидах в связи с тем, что они очень подвижны.

Ответ: Наиболее развиты митохондрии – “энергетические станции” для выработки энергии, необходимой для движения cпepматозоидов.

Итак, мы выяснили, что для размножения организмов необходимы мужские и женские пoлoвые клетки. Но ученые очень долго не могли выяснить, как происходит процесс зарождения жизни.

Сообщение: “Прежде чем будет муж, – писал в 1651 году Уильям Гарвей, – был мальчик, который вырастает в мужа. Прежде чем мальчик – был ребенок, прежде ребенка – зародыш. Следует спросить и дальше, что же было в матке матери прежде, чем был зародыш? Первые нити Природы почти всегда скрыты, как в глубокой ночи, и вследствие своей тонкости так же не поддаются остроте ума, как и остроте глаз”. Тем не менее, опираясь на результаты многочисленных опытов, Гарвей сформулировал свой знаменитый принцип “все живое – из яйца”.

Когда в 1677 году голландский ученый Антонии Ван Левенгук открыл под микроскопом мельчайшие, похожие на головастиков клетки, т.е. cпepматозоиды, было выдвинуто предположение, что в cпepматозоиде скрыто полностью сформированное человеческое существо в миниатюре.

Экран: демонстрация cпepматозоида с человеческим телом внутри

Яйцеклетку впервые увидели под микроскопом только в начале XIX века. Петербургский академик Карл Бэр так рассказывал о своих чувствах после этого открытия. “Я должен был прийти в себя, – вспоминал он, – прежде нежели решился вновь заглянуть в микроскоп. Кажется странным, что зрелище, столь ожидаемое и желанное, может испугать”. В честь открытия Бэра Академия наук выпустила медаль с надписью по-латыни: “Ortus ab ovo hominem homini ostendit” – “Начавши с яйца, он показал человеку человека”.

Экран: демонстрация портрета “Карл Бэр”. Слова Бэра

Чтобы зародилась новая жизнь, нужно, чтобы яйцеклетка и cпepматозоид слились в единое целое.

Экран: женская яйцеклетка в момент оплодотворения

Вопрос: Как называется процесс слияния пoлoвых клеток?

Ответ: оплодотворение

Вопрос: А как называется оплодотворенная яйцеклетка?

Ответ: зигота

Прежде чем человек появляется на свет, он проходит долгий путь развития. Целых 9 месяцев нужно для того, чтобы из крошечной, невидимой простым глазом клетки не только сформировались, но и стали активно работать различные органы и системы органов.

Жизнь начинается с того момента, как сольются в единое целое материнская и отцовская зародышевые клетки. В этих клетках также имеется ядро. С той самой минуты, как объединятся вместе два ядра – материнское и отцовское, и начинается развитие будущего человека. В зиготе содержится 46 хромосом: 23 отцовские и 23 материнские. Поэтому человек похож на своих родителей: он наследует и отцовские и материнские хаpaктерные признаки.

Мы увидим сейчас отрывки из видеофильма о развитии человеческого эмбриона.

Демонстрируется видеофильм ВВС

Итак, давайте еще раз проследим путь развития эмбриона и плода человека.

Экран: вышедшая яйцеклетка, яйцеклетка, оплодотворенная cпepматозоидом,
зигота, бластомеры, 8 бластомеров, морула, трофобласт, бластоцист в момент.

Зигота сразу же начинает развиваться: делится на две части, на четыре, снова и снова. Через 7 дней их становится уже около 100. Это скопление клеток весит 1 г и имеет размеры всего 0, 2 мм. Оно похоже на ягоду ежевики и носит специальное название – морула.

Превратившись в скопление шаровидных клеток, зародыш прикрепляется к стенке матки – органа в полости таза, где происходит его дальнейшее развитие. Одновременно образуется и растет специальный орган, без которого его развитие невозможно. Это так называемая плацента, или детское место. Она соединяет организм развивающегося зародыша и матери. Через плаценту к зародышу поступают питательные вещества и кислород, обезвреживаются ядовитые вещества и образуются новые и т.д. К концу третьего месяца плацента полностью сформирована. Все это время зародыш продолжает развиваться, образуется двустенный мешок – гаструла.

Следующая ступень развития – зародышевый пузырек, в котором образуются три слоя скопления клеток – зародышевые листки.

Внутренний слой – энтодерма – из него образуются органы пищеварения

Средний слой – мезодерма – из него образуются сердце, кровеносная и лимфатическая системы, мышцы, почки, пoлoвые органы, кроветворные органы

Внешний слой – эктодерма – из него образуются мозг и нервная система, все органы чувств, кожа, ногти, волосы, глаза, слуховой аппарат.

Процесс развития зародыша изучает наука эмбриология (лат. эмбрион – зародыш). Давайте проследим этот процесс.

Экран: третья неделя, первый месяц зародыша

В течение первого месяца жизни зародыш вырастает до размеров ногтя мизинца. На третьей неделе происходит усиленное деление клеток, из которых сформируются все ткани и органы. Начинают формироваться структуры различных органов, скелета, кровеносной системы.

В первый месяц вес составляет 2–3 г, рост 0, 75 см. Появляется головной и спинной мозг, и начинает биться сердце. Частота его биения достигает 180 ударов в минуту.

Экран: 25 день развития

К 25 дню развиваются плацента и пупочный канатик.

Экран: второй и третий месяц

На второй месяц развития вес 5–8 грамма, рост 3 см. Развитие плода идет более интенсивно. Уже можно разглядеть ладони, ступни и внутренние органы.

Третий месяц: вес 18–20 г, рост 12–15 см. Плод начинает выглядеть как человек. Очень большая голова по сравнению с маленьким телом.

Экран: 9-ти недельный плод в амниотическом мешке.
Экран: демонстрация трех рисунков. Экран: 40-й день развития

К 40 дню эмбрион превращается в плод, плацента приобретает форму плоской лепешки, пупочный канатик выглядит как линия жизни, а матка увеличивается.

Экран: четвертый и пятый месяц развития

Четвертый месяц: вес 120 г, рост 18–20 см. Начинает работать пищеварительный тpaкт, печень, почки и поджелудочная железа. Плод начинает двигать руками и ногами.

Пятый месяц: вес 300 г, рост 25–27 см. Происходит дальнейшее созревание нервной системы. Мать начинает чувствовать движения плода. Появляются брови, веки и волосы.

Экран: плод в 14 недель.
Экран: Появляются простые рефлексы (сосательные).
Экран: шестой и седьмой месяц развития

Шестой месяц: Вес 800–900 г, рост 33 см. Костный мозг начинает синтезировать красные кровяные клетки. Плод приобретает розоватую окраску, так как становятся видны кровеносные сосуды. Развиваются легкие.

Седьмой месяц. Вес 1.3–1.4 кг, рост 39 см. Легкие имеют необходимый минимум развития, что позволяет ребенку выжить с случае преждевременных родов. Происходит еще более интенсивный рост плода. Внутренние органы продолжают усложняться, готовясь к внутриутробной жизни.

Экран: восьмой и девятый месяц

Восьмой месяц: Вес 2.2–2.3 кг, рост 45 см. Легкие полностью сформированы, чтобы плод мог дышать самостоятельно. Кожа ребенка становится розовой и гладкой.

Девятый месяц: вес 3.2–3.3 кг, рост 48–51 см. Плод полностью сформирован и имеет более развитую грудную клетку. Он занимает соответствующее положение в утробе матери, готовясь к моменту родов.

Экран: полностью развитый плод

Экран: путь развития эмбриона и плода

Экран: брюшная полость беременной женщины

И, наконец, наступает долгожданный момент – рождение нового человека. Кто он – новый человек? Откуда? Из каких тонких нитей материи соткан? Для чего пришел в этот мир? Что его ждет? Какие руки примут его? Мягкие и нежные руки Мамы или сухие руки в перчатках, не знающие любви? (Слова читаются в сопровождении музыки)

Что чувствует в это время женщина? Я хотел бы привести лишь одну выдержку из небольшого рассказа. “Я не могу описать словами то, что происходило со мной в этот момент. Сильная боль, длившаяся, казалось – бы, вечность и затем какая-то непривычная пустота внутри. А потом… Потом радость, слезы, и необъяснимое счастье. Это крохотное беззащитное существо, лежащее на моей гpyди, – это мой ребенок. Это он, долгожданный, давно любимый. Мой и больше ничей. Ни за что на свете я не отдам его никому. Я – его Мама”.

Эмбриология, наука о развитии зародыша, неопровержимо доказала единство происхождения жизни на земле. Русские ученые И.И.Мечников, А.О. Ковалевский, А.Н. Северцов создали эволюционное учение об эмбриогенезе – развитии и формировании зародыша.

Экран: портреты И.И.Мечникова, А.О. Ковалевского, А.Н. Северцова

Результаты этих исследований имеют важное значение для медицины, так как врачи могут предотвратить многие нарушения в развитии. Именно в это время беременной женщине необходимо придерживаться здоровых режима питания, привычек и образа жизни. Подобно тому как питательные вещества и кислород проходят через плаценту к плоду, к нему также могут проникнуть и вредные вещества, потрeбляемые матерью, особенно в первые месяцы беременности. Поэтому беременным женщинам необходимо соблюдать некоторые предосторожности.

• Избегать инфекций, таких как краснуха, поражающая сердце, зрение и слух плода.

• Не принимать спиртных напитков.

• Советоваться с врачом при приеме лекарств.

• Не курить, так как у курящих матерей рождаются дети с меньшим весом, у них легко возникают проблемы с усвоением пищи и они больше подвержены инфекциям.

К сожалению, не все будущие матери соблюдают эти правила. В таких случаях зародыш или плод человека может погибнуть или рождается ребенок с отклонениями в развитии, нежизнеспособный. Такого ребенка вы можете увидеть сейчас. Демонстрация готового препарата: плоды детей 4 и 5-ти месяцев из анатомического музея

Я предлагаю посмотреть еще один фильм, который призывает задуматься человека об ответственности за свое здоровье и жизнь своих детей. Человек может быть не только созидателем, но и разрушителем жизни. Я не буду комментировать этот фильм, потому что все, что вы увидите, понимается без слов. Демонстрация видеофильма “Неуслышанный крик” на фоне “Лакримозы” Моцарта

Не каждому ребенку суждено родиться, появиться на свет. Но его появление, его жизнь зависят от нас. Я бы очень хотел, чтобы любой из сидящих здесь никогда не столкнулся бы с ситуацией, увиденной в этом фильме.

Жизнь прекрасна. Сделайте ее прекрасней для себя и для своих близких. Читаются стихи на фоне “Утро” Моцарта.

Идет малыш под добротой небес,
И весь он в ожидании чудес.
Он прыгает, играет на лугу,
Мир целый открывая на бегу.
Идет малыш, не знающий беды,
И на земле легки его следы.
Родители с него не сводят глаз
В счастливый день и час.
Идет хозяин завтрашнего дня,
Носитель негасимого огня.
Так пусть его повсюду радость ждет!
Ребенок по большой земле идет…

В процессе урока мы увидели развитие клетки, мы увидели как из нее развивается новая человеческая жизнь. В наших силах дать жизнь новому существу.

Прежде чем закончить урок, я хотел бы спросить у вас, что вам понравилось в уроке? Что запомнилось больше всего? Интересен ли он был для вас? (В процессе беседы идет опрос по пройденной теме: контрольные карточки; задачи и тесты высвечиваются на экране, затем ученики проверяют свои работы – самоконтроль).

Ответы учеников.

Заключение: (видеофильм: классическая музыка на фоне природы”

Мы, как и все в этом мире, созданы природой.

Мы творим новых людей. Сотворяем их. Причем сотворяем “по образу и подобию своему”. Мы повторяем себя в детях. Повторяем со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы творим детей. Это творческий процесс. И чем красивее, ярче, талантливей происходит этот процесс, тем ярче, талантливей, здоровее рождается Человек.

Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.

Приготовление модели клетки:

В прозрачный сосуд набирается гель для волос, выполняющий роль цитоплазмы. Отдельно изготавливаются “клеточные органеллы” из цветного пластилина: ядро в разрезе, рибосомы, клеточный центр и т.д., которые помещаются в “цитоплазму” и находятся в ней в подвешенном состоянии.



Комментарии:

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 10 2025 21:16:28

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

16 10 2025 5:20:10

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

15 10 2025 11:38:25

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

14 10 2025 10:25:30

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

13 10 2025 14:35:40

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

12 10 2025 6:22:45

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

11 10 2025 8:37:39

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

10 10 2025 4:24:53

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

09 10 2025 17:30:37

Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс


    Разработка урока по биологии "Строение и значение побега". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме. ...

08 10 2025 22:39:35

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

07 10 2025 14:51:45

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

06 10 2025 12:50:43

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

05 10 2025 1:14:19

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

04 10 2025 8:57:48

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

03 10 2025 5:59:48

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

02 10 2025 14:23:23

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

01 10 2025 21:59:44

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

30 09 2025 17:12:59

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

29 09 2025 16:20:15

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

28 09 2025 12:20:17

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

27 09 2025 14:46:14

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

26 09 2025 15:36:39

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

25 09 2025 20:37:37

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

24 09 2025 3:11:28

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

23 09 2025 23:17:12

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

22 09 2025 13:58:41

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

21 09 2025 23:15:28

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

20 09 2025 17:47:32

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

19 09 2025 17:52:21

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


    Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

      Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

18 09 2025 7:25:53

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

17 09 2025 3:56:45

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

16 09 2025 2:51:36

Интернет-тренажеры в сфере образования


    Интернет-тренажеры в сфере образования

      Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

15 09 2025 7:22:59

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

14 09 2025 1:46:50

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

13 09 2025 2:14:28

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

12 09 2025 2:38:53

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

11 09 2025 10:20:12

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

10 09 2025 19:43:26

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

09 09 2025 20:35:32

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

      Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

08 09 2025 2:17:56

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

07 09 2025 20:38:58

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

06 09 2025 13:40:12

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

05 09 2025 19:32:33

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

04 09 2025 0:27:54

"Светик, пушистое солнышко"


    "Светик, пушистое солнышко"

      В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....

03 09 2025 23:12:35

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

02 09 2025 20:53:56

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс


    Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

      Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

01 09 2025 21:54:12

Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"


    Разработка урока в 8-м классе "Историческое прошлое людей"

      Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....

31 08 2025 7:23:14

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

30 08 2025 12:32:11

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

29 08 2025 6:59:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::