Тайны зарождения жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям

Приложение 1

Приложение 2

Цели:

  • образовательная – понимание ценности и значимости человеческой жизни;
  • развивающая – углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме “Развитие человека”;
  • воспитательная – воспитание уважительного отношения к женщине – матери, детям; пропаганда здорового образа жизни, являющегося фундаментом здоровья человека.

Оборудование:

  • выставка книг по анатомии человека;
  • контрольные карточки;
  • основные термины урока;
  • репродукция картины Сальвадора Дали “Геополитический ребенок наблюдает за рождением нового человека”;
  • плод человека (в формалине).

Технические средства:

  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокассеты;
  • аудиокассеты.

Методы:

  • эвристическая беседа;
  • аудиовизуальные;
  • наглядные (иллюстративные, демонстративные).

ПЛАН–КОНСПЕКТ

(Звучит “Метель” Г.Свиридова)

Много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы – планете Земля зародилась Жизнь.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения. Но всех их объединяет одно – жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы – люди, Человек.

Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры, неизменным свойством всего живого на Земле является одно важнейшее свойство – создание себе подобных.

Сегодняшний урок я хотел бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотел бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.

Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Но в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла религия. Так возникли понятия “бог”, “душа”, “мировой дух”. Жизнь стала рассматриваться как нечто сверхъестественное, созданное богом и недоступное человеческому познанию.

И только благодаря развитию науки, трудам таких ученых как Гиппократ, Андрей Везалий, Уильям Гарвей и многих, многих других, мы проникли во многие тайны зарождения и развития человека. Фрагменты: фото ученых (Гиппократа, Андрея Везалия, Уильяма Гарвея).

У вас, ребята, на столе лежит опopный план-конспект по данной теме, который вы можете вложить в свои тетрадки.

Давайте вместе с вами вспомним из пройденного материала, что же лежит в основе любого живого существа, в том числе и человека, что является мельчайшей частицей организма.

Ответ: Основной элементарной частицей всего живого является клетка.

Учитель: Правильно. На основе изучения клеточного строения организмов была создана клеточная теория, создателями которой являются:

Ответ: Матиас Шлейден и Теодор Шванн (год создания 1838–1839), развил и продолжил Р.Вирхов (“Omnis cellula e cellula” – всякая клетка от клетки) фрагменты: фото М. Шлейдена и Т. Шванна, Р.Вирхова

Учитель: Хорошо. О чем же говорит клеточная теория, какие ее основные положения?

Ответ:

1. Клетка – элементарная биологическая единица

2. Организм есть сумма образовавших его клеток

3. Образование новых клеток – принцип органического роста и развития

4. Растениям и животным свойственно единство строения

Учитель: Итак, в основе всего живого лежит клетка. Посмотрите на этот фрагмент животной клетки (демонстрируется на экране) и на модель клетки (демонстрируется модель животной клетки).

Клетка обладает всеми признаками живого. Мы увидим сейчас с вами 15-ти секундный видеофрагмент движения человеческой клетки. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Сегодняшняя наука может показать и не только такое. Но к этим пятнадцати секундам человечество шло тысячелетия. Любой из древних ученых без раздумий отдал бы свою жизнь, чтобы увидеть то, что может увидеть любой из нас.

Экран: Видеофрагмент “Клетка”

Учитель: Но все ли клетки, ребята, одинаковы?

Какие типы клеток мы знаем:

Ответ: соматические и пoлoвые.

Учитель: Как называются пoлoвые клетки?

Ответ: яйцеклетка (неподвижная клетка) и cпepматозоид (очень подвижная клетка).

Учитель: Как еще можно назвать данные клетки?

Ответ: Мужские и женские пoлoвые гаметы, необходимые для размножения.

Экран: демонстрируются яйцеклетка и cпepматозоид

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие органоиды должны быть наиболее развиты в cпepматозоидах в связи с тем, что они очень подвижны.

Ответ: Наиболее развиты митохондрии – “энергетические станции” для выработки энергии, необходимой для движения cпepматозоидов.

Итак, мы выяснили, что для размножения организмов необходимы мужские и женские пoлoвые клетки. Но ученые очень долго не могли выяснить, как происходит процесс зарождения жизни.

Сообщение: “Прежде чем будет муж, – писал в 1651 году Уильям Гарвей, – был мальчик, который вырастает в мужа. Прежде чем мальчик – был ребенок, прежде ребенка – зародыш. Следует спросить и дальше, что же было в матке матери прежде, чем был зародыш? Первые нити Природы почти всегда скрыты, как в глубокой ночи, и вследствие своей тонкости так же не поддаются остроте ума, как и остроте глаз”. Тем не менее, опираясь на результаты многочисленных опытов, Гарвей сформулировал свой знаменитый принцип “все живое – из яйца”.

Когда в 1677 году голландский ученый Антонии Ван Левенгук открыл под микроскопом мельчайшие, похожие на головастиков клетки, т.е. cпepматозоиды, было выдвинуто предположение, что в cпepматозоиде скрыто полностью сформированное человеческое существо в миниатюре.

Экран: демонстрация cпepматозоида с человеческим телом внутри

Яйцеклетку впервые увидели под микроскопом только в начале XIX века. Петербургский академик Карл Бэр так рассказывал о своих чувствах после этого открытия. “Я должен был прийти в себя, – вспоминал он, – прежде нежели решился вновь заглянуть в микроскоп. Кажется странным, что зрелище, столь ожидаемое и желанное, может испугать”. В честь открытия Бэра Академия наук выпустила медаль с надписью по-латыни: “Ortus ab ovo hominem homini ostendit” – “Начавши с яйца, он показал человеку человека”.

Экран: демонстрация портрета “Карл Бэр”. Слова Бэра

Чтобы зародилась новая жизнь, нужно, чтобы яйцеклетка и cпepматозоид слились в единое целое.

Экран: женская яйцеклетка в момент оплодотворения

Вопрос: Как называется процесс слияния пoлoвых клеток?

Ответ: оплодотворение

Вопрос: А как называется оплодотворенная яйцеклетка?

Ответ: зигота

Прежде чем человек появляется на свет, он проходит долгий путь развития. Целых 9 месяцев нужно для того, чтобы из крошечной, невидимой простым глазом клетки не только сформировались, но и стали активно работать различные органы и системы органов.

Жизнь начинается с того момента, как сольются в единое целое материнская и отцовская зародышевые клетки. В этих клетках также имеется ядро. С той самой минуты, как объединятся вместе два ядра – материнское и отцовское, и начинается развитие будущего человека. В зиготе содержится 46 хромосом: 23 отцовские и 23 материнские. Поэтому человек похож на своих родителей: он наследует и отцовские и материнские хаpaктерные признаки.

Мы увидим сейчас отрывки из видеофильма о развитии человеческого эмбриона.

Демонстрируется видеофильм ВВС

Итак, давайте еще раз проследим путь развития эмбриона и плода человека.

Экран: вышедшая яйцеклетка, яйцеклетка, оплодотворенная cпepматозоидом,
зигота, бластомеры, 8 бластомеров, морула, трофобласт, бластоцист в момент.

Зигота сразу же начинает развиваться: делится на две части, на четыре, снова и снова. Через 7 дней их становится уже около 100. Это скопление клеток весит 1 г и имеет размеры всего 0, 2 мм. Оно похоже на ягоду ежевики и носит специальное название – морула.

Превратившись в скопление шаровидных клеток, зародыш прикрепляется к стенке матки – органа в полости таза, где происходит его дальнейшее развитие. Одновременно образуется и растет специальный орган, без которого его развитие невозможно. Это так называемая плацента, или детское место. Она соединяет организм развивающегося зародыша и матери. Через плаценту к зародышу поступают питательные вещества и кислород, обезвреживаются ядовитые вещества и образуются новые и т.д. К концу третьего месяца плацента полностью сформирована. Все это время зародыш продолжает развиваться, образуется двустенный мешок – гаструла.

Следующая ступень развития – зародышевый пузырек, в котором образуются три слоя скопления клеток – зародышевые листки.

Внутренний слой – энтодерма – из него образуются органы пищеварения

Средний слой – мезодерма – из него образуются сердце, кровеносная и лимфатическая системы, мышцы, почки, пoлoвые органы, кроветворные органы

Внешний слой – эктодерма – из него образуются мозг и нервная система, все органы чувств, кожа, ногти, волосы, глаза, слуховой аппарат.

Процесс развития зародыша изучает наука эмбриология (лат. эмбрион – зародыш). Давайте проследим этот процесс.

Экран: третья неделя, первый месяц зародыша

В течение первого месяца жизни зародыш вырастает до размеров ногтя мизинца. На третьей неделе происходит усиленное деление клеток, из которых сформируются все ткани и органы. Начинают формироваться структуры различных органов, скелета, кровеносной системы.

В первый месяц вес составляет 2–3 г, рост 0, 75 см. Появляется головной и спинной мозг, и начинает биться сердце. Частота его биения достигает 180 ударов в минуту.

Экран: 25 день развития

К 25 дню развиваются плацента и пупочный канатик.

Экран: второй и третий месяц

На второй месяц развития вес 5–8 грамма, рост 3 см. Развитие плода идет более интенсивно. Уже можно разглядеть ладони, ступни и внутренние органы.

Третий месяц: вес 18–20 г, рост 12–15 см. Плод начинает выглядеть как человек. Очень большая голова по сравнению с маленьким телом.

Экран: 9-ти недельный плод в амниотическом мешке.
Экран: демонстрация трех рисунков. Экран: 40-й день развития

К 40 дню эмбрион превращается в плод, плацента приобретает форму плоской лепешки, пупочный канатик выглядит как линия жизни, а матка увеличивается.

Экран: четвертый и пятый месяц развития

Четвертый месяц: вес 120 г, рост 18–20 см. Начинает работать пищеварительный тpaкт, печень, почки и поджелудочная железа. Плод начинает двигать руками и ногами.

Пятый месяц: вес 300 г, рост 25–27 см. Происходит дальнейшее созревание нервной системы. Мать начинает чувствовать движения плода. Появляются брови, веки и волосы.

Экран: плод в 14 недель.
Экран: Появляются простые рефлексы (сосательные).
Экран: шестой и седьмой месяц развития

Шестой месяц: Вес 800–900 г, рост 33 см. Костный мозг начинает синтезировать красные кровяные клетки. Плод приобретает розоватую окраску, так как становятся видны кровеносные сосуды. Развиваются легкие.

Седьмой месяц. Вес 1.3–1.4 кг, рост 39 см. Легкие имеют необходимый минимум развития, что позволяет ребенку выжить с случае преждевременных родов. Происходит еще более интенсивный рост плода. Внутренние органы продолжают усложняться, готовясь к внутриутробной жизни.

Экран: восьмой и девятый месяц

Восьмой месяц: Вес 2.2–2.3 кг, рост 45 см. Легкие полностью сформированы, чтобы плод мог дышать самостоятельно. Кожа ребенка становится розовой и гладкой.

Девятый месяц: вес 3.2–3.3 кг, рост 48–51 см. Плод полностью сформирован и имеет более развитую грудную клетку. Он занимает соответствующее положение в утробе матери, готовясь к моменту родов.

Экран: полностью развитый плод

Экран: путь развития эмбриона и плода

Экран: брюшная полость беременной женщины

И, наконец, наступает долгожданный момент – рождение нового человека. Кто он – новый человек? Откуда? Из каких тонких нитей материи соткан? Для чего пришел в этот мир? Что его ждет? Какие руки примут его? Мягкие и нежные руки Мамы или сухие руки в перчатках, не знающие любви? (Слова читаются в сопровождении музыки)

Что чувствует в это время женщина? Я хотел бы привести лишь одну выдержку из небольшого рассказа. “Я не могу описать словами то, что происходило со мной в этот момент. Сильная боль, длившаяся, казалось – бы, вечность и затем какая-то непривычная пустота внутри. А потом… Потом радость, слезы, и необъяснимое счастье. Это крохотное беззащитное существо, лежащее на моей гpyди, – это мой ребенок. Это он, долгожданный, давно любимый. Мой и больше ничей. Ни за что на свете я не отдам его никому. Я – его Мама”.

Эмбриология, наука о развитии зародыша, неопровержимо доказала единство происхождения жизни на земле. Русские ученые И.И.Мечников, А.О. Ковалевский, А.Н. Северцов создали эволюционное учение об эмбриогенезе – развитии и формировании зародыша.

Экран: портреты И.И.Мечникова, А.О. Ковалевского, А.Н. Северцова

Результаты этих исследований имеют важное значение для медицины, так как врачи могут предотвратить многие нарушения в развитии. Именно в это время беременной женщине необходимо придерживаться здоровых режима питания, привычек и образа жизни. Подобно тому как питательные вещества и кислород проходят через плаценту к плоду, к нему также могут проникнуть и вредные вещества, потрeбляемые матерью, особенно в первые месяцы беременности. Поэтому беременным женщинам необходимо соблюдать некоторые предосторожности.

• Избегать инфекций, таких как краснуха, поражающая сердце, зрение и слух плода.

• Не принимать спиртных напитков.

• Советоваться с врачом при приеме лекарств.

• Не курить, так как у курящих матерей рождаются дети с меньшим весом, у них легко возникают проблемы с усвоением пищи и они больше подвержены инфекциям.

К сожалению, не все будущие матери соблюдают эти правила. В таких случаях зародыш или плод человека может погибнуть или рождается ребенок с отклонениями в развитии, нежизнеспособный. Такого ребенка вы можете увидеть сейчас. Демонстрация готового препарата: плоды детей 4 и 5-ти месяцев из анатомического музея

Я предлагаю посмотреть еще один фильм, который призывает задуматься человека об ответственности за свое здоровье и жизнь своих детей. Человек может быть не только созидателем, но и разрушителем жизни. Я не буду комментировать этот фильм, потому что все, что вы увидите, понимается без слов. Демонстрация видеофильма “Неуслышанный крик” на фоне “Лакримозы” Моцарта

Не каждому ребенку суждено родиться, появиться на свет. Но его появление, его жизнь зависят от нас. Я бы очень хотел, чтобы любой из сидящих здесь никогда не столкнулся бы с ситуацией, увиденной в этом фильме.

Жизнь прекрасна. Сделайте ее прекрасней для себя и для своих близких. Читаются стихи на фоне “Утро” Моцарта.

Идет малыш под добротой небес,
И весь он в ожидании чудес.
Он прыгает, играет на лугу,
Мир целый открывая на бегу.
Идет малыш, не знающий беды,
И на земле легки его следы.
Родители с него не сводят глаз
В счастливый день и час.
Идет хозяин завтрашнего дня,
Носитель негасимого огня.
Так пусть его повсюду радость ждет!
Ребенок по большой земле идет…

В процессе урока мы увидели развитие клетки, мы увидели как из нее развивается новая человеческая жизнь. В наших силах дать жизнь новому существу.

Прежде чем закончить урок, я хотел бы спросить у вас, что вам понравилось в уроке? Что запомнилось больше всего? Интересен ли он был для вас? (В процессе беседы идет опрос по пройденной теме: контрольные карточки; задачи и тесты высвечиваются на экране, затем ученики проверяют свои работы – самоконтроль).

Ответы учеников.

Заключение: (видеофильм: классическая музыка на фоне природы”

Мы, как и все в этом мире, созданы природой.

Мы творим новых людей. Сотворяем их. Причем сотворяем “по образу и подобию своему”. Мы повторяем себя в детях. Повторяем со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы творим детей. Это творческий процесс. И чем красивее, ярче, талантливей происходит этот процесс, тем ярче, талантливей, здоровее рождается Человек.

Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.

Приготовление модели клетки:

В прозрачный сосуд набирается гель для волос, выполняющий роль цитоплазмы. Отдельно изготавливаются “клеточные органеллы” из цветного пластилина: ядро в разрезе, рибосомы, клеточный центр и т.д., которые помещаются в “цитоплазму” и находятся в ней в подвешенном состоянии.



Комментарии:

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

18 11 2025 10:44:54

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

17 11 2025 4:41:34

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

16 11 2025 2:39:25

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

15 11 2025 20:32:12

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

14 11 2025 19:11:14

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

13 11 2025 8:50:54

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

12 11 2025 16:58:33

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

11 11 2025 22:50:53

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

10 11 2025 23:19:49

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

09 11 2025 5:24:32

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

      Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...

08 11 2025 1:42:52

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

07 11 2025 22:13:33

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

06 11 2025 17:34:17

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

05 11 2025 15:50:32

Многообразие грибов


    Многообразие грибов

      Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

04 11 2025 4:41:13

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

03 11 2025 15:52:35

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

02 11 2025 5:44:38

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

01 11 2025 14:18:54

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

31 10 2025 8:59:10

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

30 10 2025 15:46:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

29 10 2025 14:20:53

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

28 10 2025 10:11:34

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

27 10 2025 9:36:30

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

26 10 2025 5:54:46

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

25 10 2025 12:53:12

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

24 10 2025 20:12:30

Внеклассное занятие "Не допустить беды"


    Внеклассное занятие "Не допустить беды"

      Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

23 10 2025 23:51:10

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

22 10 2025 20:21:18

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

21 10 2025 16:47:29

Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический эрудицион "День Земли"

      Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....

20 10 2025 0:58:58

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

19 10 2025 18:49:53

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

18 10 2025 19:33:32

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

17 10 2025 14:24:45

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

16 10 2025 23:11:45

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

15 10 2025 0:15:22

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

14 10 2025 2:57:20

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

13 10 2025 19:42:27

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

12 10 2025 10:34:52

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

11 10 2025 17:48:20

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

10 10 2025 11:48:28

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

09 10 2025 11:54:20

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

08 10 2025 15:35:33

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

07 10 2025 5:36:22

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

06 10 2025 16:22:40

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

05 10 2025 23:40:16

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

04 10 2025 21:46:30

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"


    "Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

      Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

03 10 2025 6:42:21

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

02 10 2025 3:54:50

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

01 10 2025 18:53:59

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

30 09 2025 0:59:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::