Тайны зарождения жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

Приход наш и уход загадочны – их цели
Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
Где круга этого начала, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям

Приложение 1

Приложение 2

Цели:

  • образовательная – понимание ценности и значимости человеческой жизни;
  • развивающая – углубить и усовершенствовать теоретические знания по теме “Развитие человека”;
  • воспитательная – воспитание уважительного отношения к женщине – матери, детям; пропаганда здорового образа жизни, являющегося фундаментом здоровья человека.

Оборудование:

  • выставка книг по анатомии человека;
  • контрольные карточки;
  • основные термины урока;
  • репродукция картины Сальвадора Дали “Геополитический ребенок наблюдает за рождением нового человека”;
  • плод человека (в формалине).

Технические средства:

  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • видеомагнитофон;
  • видеокассеты;
  • аудиокассеты.

Методы:

  • эвристическая беседа;
  • аудиовизуальные;
  • наглядные (иллюстративные, демонстративные).

ПЛАН–КОНСПЕКТ

(Звучит “Метель” Г.Свиридова)

Много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет Солнечной системы – планете Земля зародилась Жизнь.

Оглядываясь вокруг, мы восхищаемся великим многообразием природы и населяющих ее существ, происшедших из этой капли живого вещества. Они отличаются друг от друга цветом, формой, величиной, сложностью строения. Но всех их объединяет одно – жизнь. И высшим проявлением этой жизни, высшим достижением природы являемся мы – люди, Человек.

Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры, неизменным свойством всего живого на Земле является одно важнейшее свойство – создание себе подобных.

Сегодняшний урок я хотел бы посвятить тайнам зарождения жизни человека. Я хотел бы, чтобы мы с вами поняли ценность и значимость человеческой жизни, нашей с вами жизни.

Проникнуть в тайны своего рождения человек пытался очень давно, чуть ли не на заре своей истории. Но в течении многих веков на пути человека к истинному познанию происхождения жизни стояла религия. Так возникли понятия “бог”, “душа”, “мировой дух”. Жизнь стала рассматриваться как нечто сверхъестественное, созданное богом и недоступное человеческому познанию.

И только благодаря развитию науки, трудам таких ученых как Гиппократ, Андрей Везалий, Уильям Гарвей и многих, многих других, мы проникли во многие тайны зарождения и развития человека. Фрагменты: фото ученых (Гиппократа, Андрея Везалия, Уильяма Гарвея).

У вас, ребята, на столе лежит опopный план-конспект по данной теме, который вы можете вложить в свои тетрадки.

Давайте вместе с вами вспомним из пройденного материала, что же лежит в основе любого живого существа, в том числе и человека, что является мельчайшей частицей организма.

Ответ: Основной элементарной частицей всего живого является клетка.

Учитель: Правильно. На основе изучения клеточного строения организмов была создана клеточная теория, создателями которой являются:

Ответ: Матиас Шлейден и Теодор Шванн (год создания 1838–1839), развил и продолжил Р.Вирхов (“Omnis cellula e cellula” – всякая клетка от клетки) фрагменты: фото М. Шлейдена и Т. Шванна, Р.Вирхова

Учитель: Хорошо. О чем же говорит клеточная теория, какие ее основные положения?

Ответ:

1. Клетка – элементарная биологическая единица

2. Организм есть сумма образовавших его клеток

3. Образование новых клеток – принцип органического роста и развития

4. Растениям и животным свойственно единство строения

Учитель: Итак, в основе всего живого лежит клетка. Посмотрите на этот фрагмент животной клетки (демонстрируется на экране) и на модель клетки (демонстрируется модель животной клетки).

Клетка обладает всеми признаками живого. Мы увидим сейчас с вами 15-ти секундный видеофрагмент движения человеческой клетки. Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Сегодняшняя наука может показать и не только такое. Но к этим пятнадцати секундам человечество шло тысячелетия. Любой из древних ученых без раздумий отдал бы свою жизнь, чтобы увидеть то, что может увидеть любой из нас.

Экран: Видеофрагмент “Клетка”

Учитель: Но все ли клетки, ребята, одинаковы?

Какие типы клеток мы знаем:

Ответ: соматические и пoлoвые.

Учитель: Как называются пoлoвые клетки?

Ответ: яйцеклетка (неподвижная клетка) и cпepматозоид (очень подвижная клетка).

Учитель: Как еще можно назвать данные клетки?

Ответ: Мужские и женские пoлoвые гаметы, необходимые для размножения.

Экран: демонстрируются яйцеклетка и cпepматозоид

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие органоиды должны быть наиболее развиты в cпepматозоидах в связи с тем, что они очень подвижны.

Ответ: Наиболее развиты митохондрии – “энергетические станции” для выработки энергии, необходимой для движения cпepматозоидов.

Итак, мы выяснили, что для размножения организмов необходимы мужские и женские пoлoвые клетки. Но ученые очень долго не могли выяснить, как происходит процесс зарождения жизни.

Сообщение: “Прежде чем будет муж, – писал в 1651 году Уильям Гарвей, – был мальчик, который вырастает в мужа. Прежде чем мальчик – был ребенок, прежде ребенка – зародыш. Следует спросить и дальше, что же было в матке матери прежде, чем был зародыш? Первые нити Природы почти всегда скрыты, как в глубокой ночи, и вследствие своей тонкости так же не поддаются остроте ума, как и остроте глаз”. Тем не менее, опираясь на результаты многочисленных опытов, Гарвей сформулировал свой знаменитый принцип “все живое – из яйца”.

Когда в 1677 году голландский ученый Антонии Ван Левенгук открыл под микроскопом мельчайшие, похожие на головастиков клетки, т.е. cпepматозоиды, было выдвинуто предположение, что в cпepматозоиде скрыто полностью сформированное человеческое существо в миниатюре.

Экран: демонстрация cпepматозоида с человеческим телом внутри

Яйцеклетку впервые увидели под микроскопом только в начале XIX века. Петербургский академик Карл Бэр так рассказывал о своих чувствах после этого открытия. “Я должен был прийти в себя, – вспоминал он, – прежде нежели решился вновь заглянуть в микроскоп. Кажется странным, что зрелище, столь ожидаемое и желанное, может испугать”. В честь открытия Бэра Академия наук выпустила медаль с надписью по-латыни: “Ortus ab ovo hominem homini ostendit” – “Начавши с яйца, он показал человеку человека”.

Экран: демонстрация портрета “Карл Бэр”. Слова Бэра

Чтобы зародилась новая жизнь, нужно, чтобы яйцеклетка и cпepматозоид слились в единое целое.

Экран: женская яйцеклетка в момент оплодотворения

Вопрос: Как называется процесс слияния пoлoвых клеток?

Ответ: оплодотворение

Вопрос: А как называется оплодотворенная яйцеклетка?

Ответ: зигота

Прежде чем человек появляется на свет, он проходит долгий путь развития. Целых 9 месяцев нужно для того, чтобы из крошечной, невидимой простым глазом клетки не только сформировались, но и стали активно работать различные органы и системы органов.

Жизнь начинается с того момента, как сольются в единое целое материнская и отцовская зародышевые клетки. В этих клетках также имеется ядро. С той самой минуты, как объединятся вместе два ядра – материнское и отцовское, и начинается развитие будущего человека. В зиготе содержится 46 хромосом: 23 отцовские и 23 материнские. Поэтому человек похож на своих родителей: он наследует и отцовские и материнские хаpaктерные признаки.

Мы увидим сейчас отрывки из видеофильма о развитии человеческого эмбриона.

Демонстрируется видеофильм ВВС

Итак, давайте еще раз проследим путь развития эмбриона и плода человека.

Экран: вышедшая яйцеклетка, яйцеклетка, оплодотворенная cпepматозоидом,
зигота, бластомеры, 8 бластомеров, морула, трофобласт, бластоцист в момент.

Зигота сразу же начинает развиваться: делится на две части, на четыре, снова и снова. Через 7 дней их становится уже около 100. Это скопление клеток весит 1 г и имеет размеры всего 0, 2 мм. Оно похоже на ягоду ежевики и носит специальное название – морула.

Превратившись в скопление шаровидных клеток, зародыш прикрепляется к стенке матки – органа в полости таза, где происходит его дальнейшее развитие. Одновременно образуется и растет специальный орган, без которого его развитие невозможно. Это так называемая плацента, или детское место. Она соединяет организм развивающегося зародыша и матери. Через плаценту к зародышу поступают питательные вещества и кислород, обезвреживаются ядовитые вещества и образуются новые и т.д. К концу третьего месяца плацента полностью сформирована. Все это время зародыш продолжает развиваться, образуется двустенный мешок – гаструла.

Следующая ступень развития – зародышевый пузырек, в котором образуются три слоя скопления клеток – зародышевые листки.

Внутренний слой – энтодерма – из него образуются органы пищеварения

Средний слой – мезодерма – из него образуются сердце, кровеносная и лимфатическая системы, мышцы, почки, пoлoвые органы, кроветворные органы

Внешний слой – эктодерма – из него образуются мозг и нервная система, все органы чувств, кожа, ногти, волосы, глаза, слуховой аппарат.

Процесс развития зародыша изучает наука эмбриология (лат. эмбрион – зародыш). Давайте проследим этот процесс.

Экран: третья неделя, первый месяц зародыша

В течение первого месяца жизни зародыш вырастает до размеров ногтя мизинца. На третьей неделе происходит усиленное деление клеток, из которых сформируются все ткани и органы. Начинают формироваться структуры различных органов, скелета, кровеносной системы.

В первый месяц вес составляет 2–3 г, рост 0, 75 см. Появляется головной и спинной мозг, и начинает биться сердце. Частота его биения достигает 180 ударов в минуту.

Экран: 25 день развития

К 25 дню развиваются плацента и пупочный канатик.

Экран: второй и третий месяц

На второй месяц развития вес 5–8 грамма, рост 3 см. Развитие плода идет более интенсивно. Уже можно разглядеть ладони, ступни и внутренние органы.

Третий месяц: вес 18–20 г, рост 12–15 см. Плод начинает выглядеть как человек. Очень большая голова по сравнению с маленьким телом.

Экран: 9-ти недельный плод в амниотическом мешке.
Экран: демонстрация трех рисунков. Экран: 40-й день развития

К 40 дню эмбрион превращается в плод, плацента приобретает форму плоской лепешки, пупочный канатик выглядит как линия жизни, а матка увеличивается.

Экран: четвертый и пятый месяц развития

Четвертый месяц: вес 120 г, рост 18–20 см. Начинает работать пищеварительный тpaкт, печень, почки и поджелудочная железа. Плод начинает двигать руками и ногами.

Пятый месяц: вес 300 г, рост 25–27 см. Происходит дальнейшее созревание нервной системы. Мать начинает чувствовать движения плода. Появляются брови, веки и волосы.

Экран: плод в 14 недель.
Экран: Появляются простые рефлексы (сосательные).
Экран: шестой и седьмой месяц развития

Шестой месяц: Вес 800–900 г, рост 33 см. Костный мозг начинает синтезировать красные кровяные клетки. Плод приобретает розоватую окраску, так как становятся видны кровеносные сосуды. Развиваются легкие.

Седьмой месяц. Вес 1.3–1.4 кг, рост 39 см. Легкие имеют необходимый минимум развития, что позволяет ребенку выжить с случае преждевременных родов. Происходит еще более интенсивный рост плода. Внутренние органы продолжают усложняться, готовясь к внутриутробной жизни.

Экран: восьмой и девятый месяц

Восьмой месяц: Вес 2.2–2.3 кг, рост 45 см. Легкие полностью сформированы, чтобы плод мог дышать самостоятельно. Кожа ребенка становится розовой и гладкой.

Девятый месяц: вес 3.2–3.3 кг, рост 48–51 см. Плод полностью сформирован и имеет более развитую грудную клетку. Он занимает соответствующее положение в утробе матери, готовясь к моменту родов.

Экран: полностью развитый плод

Экран: путь развития эмбриона и плода

Экран: брюшная полость беременной женщины

И, наконец, наступает долгожданный момент – рождение нового человека. Кто он – новый человек? Откуда? Из каких тонких нитей материи соткан? Для чего пришел в этот мир? Что его ждет? Какие руки примут его? Мягкие и нежные руки Мамы или сухие руки в перчатках, не знающие любви? (Слова читаются в сопровождении музыки)

Что чувствует в это время женщина? Я хотел бы привести лишь одну выдержку из небольшого рассказа. “Я не могу описать словами то, что происходило со мной в этот момент. Сильная боль, длившаяся, казалось – бы, вечность и затем какая-то непривычная пустота внутри. А потом… Потом радость, слезы, и необъяснимое счастье. Это крохотное беззащитное существо, лежащее на моей гpyди, – это мой ребенок. Это он, долгожданный, давно любимый. Мой и больше ничей. Ни за что на свете я не отдам его никому. Я – его Мама”.

Эмбриология, наука о развитии зародыша, неопровержимо доказала единство происхождения жизни на земле. Русские ученые И.И.Мечников, А.О. Ковалевский, А.Н. Северцов создали эволюционное учение об эмбриогенезе – развитии и формировании зародыша.

Экран: портреты И.И.Мечникова, А.О. Ковалевского, А.Н. Северцова

Результаты этих исследований имеют важное значение для медицины, так как врачи могут предотвратить многие нарушения в развитии. Именно в это время беременной женщине необходимо придерживаться здоровых режима питания, привычек и образа жизни. Подобно тому как питательные вещества и кислород проходят через плаценту к плоду, к нему также могут проникнуть и вредные вещества, потрeбляемые матерью, особенно в первые месяцы беременности. Поэтому беременным женщинам необходимо соблюдать некоторые предосторожности.

• Избегать инфекций, таких как краснуха, поражающая сердце, зрение и слух плода.

• Не принимать спиртных напитков.

• Советоваться с врачом при приеме лекарств.

• Не курить, так как у курящих матерей рождаются дети с меньшим весом, у них легко возникают проблемы с усвоением пищи и они больше подвержены инфекциям.

К сожалению, не все будущие матери соблюдают эти правила. В таких случаях зародыш или плод человека может погибнуть или рождается ребенок с отклонениями в развитии, нежизнеспособный. Такого ребенка вы можете увидеть сейчас. Демонстрация готового препарата: плоды детей 4 и 5-ти месяцев из анатомического музея

Я предлагаю посмотреть еще один фильм, который призывает задуматься человека об ответственности за свое здоровье и жизнь своих детей. Человек может быть не только созидателем, но и разрушителем жизни. Я не буду комментировать этот фильм, потому что все, что вы увидите, понимается без слов. Демонстрация видеофильма “Неуслышанный крик” на фоне “Лакримозы” Моцарта

Не каждому ребенку суждено родиться, появиться на свет. Но его появление, его жизнь зависят от нас. Я бы очень хотел, чтобы любой из сидящих здесь никогда не столкнулся бы с ситуацией, увиденной в этом фильме.

Жизнь прекрасна. Сделайте ее прекрасней для себя и для своих близких. Читаются стихи на фоне “Утро” Моцарта.

Идет малыш под добротой небес,
И весь он в ожидании чудес.
Он прыгает, играет на лугу,
Мир целый открывая на бегу.
Идет малыш, не знающий беды,
И на земле легки его следы.
Родители с него не сводят глаз
В счастливый день и час.
Идет хозяин завтрашнего дня,
Носитель негасимого огня.
Так пусть его повсюду радость ждет!
Ребенок по большой земле идет…

В процессе урока мы увидели развитие клетки, мы увидели как из нее развивается новая человеческая жизнь. В наших силах дать жизнь новому существу.

Прежде чем закончить урок, я хотел бы спросить у вас, что вам понравилось в уроке? Что запомнилось больше всего? Интересен ли он был для вас? (В процессе беседы идет опрос по пройденной теме: контрольные карточки; задачи и тесты высвечиваются на экране, затем ученики проверяют свои работы – самоконтроль).

Ответы учеников.

Заключение: (видеофильм: классическая музыка на фоне природы”

Мы, как и все в этом мире, созданы природой.

Мы творим новых людей. Сотворяем их. Причем сотворяем “по образу и подобию своему”. Мы повторяем себя в детях. Повторяем со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы творим детей. Это творческий процесс. И чем красивее, ярче, талантливей происходит этот процесс, тем ярче, талантливей, здоровее рождается Человек.

Каждый из нас – это мельчайшая частичка Вселенной, частичка нашей прекрасной планеты – планеты под названием планета Земля. Но каждый из нас обладает высшим даром природы – Разумом. И это отличает нас от всего остального мира живой природы. И именно нам с вами предстоит сделать этот мир еще прекрасней.

Приготовление модели клетки:

В прозрачный сосуд набирается гель для волос, выполняющий роль цитоплазмы. Отдельно изготавливаются “клеточные органеллы” из цветного пластилина: ядро в разрезе, рибосомы, клеточный центр и т.д., которые помещаются в “цитоплазму” и находятся в ней в подвешенном состоянии.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

20 05 2025 13:43:56

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

19 05 2025 17:33:20

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

18 05 2025 3:14:50

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

17 05 2025 6:10:59

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"


    Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

      Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

16 05 2025 23:57:10

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

15 05 2025 4:21:31

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

14 05 2025 13:43:58

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

13 05 2025 4:29:18

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

12 05 2025 11:16:49

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

11 05 2025 4:10:27

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

10 05 2025 13:31:11

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

09 05 2025 12:18:14

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

08 05 2025 18:25:48

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

07 05 2025 3:16:59

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"


    Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

      Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...

06 05 2025 17:28:44

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

05 05 2025 18:10:57

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

04 05 2025 22:41:35

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

03 05 2025 14:28:29

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

02 05 2025 14:21:40

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

      Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

01 05 2025 1:12:25

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

30 04 2025 13:49:27

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

29 04 2025 19:26:40

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

28 04 2025 4:40:40

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

27 04 2025 3:40:57

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

26 04 2025 12:31:21

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

25 04 2025 2:22:11

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

24 04 2025 2:44:51

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

23 04 2025 22:23:13

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

22 04 2025 13:35:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

21 04 2025 5:24:18

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

20 04 2025 18:46:20

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 04 2025 14:41:32

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

18 04 2025 7:37:33

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки"

      Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....

17 04 2025 9:59:43

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

16 04 2025 18:58:35

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

      При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

15 04 2025 23:10:30

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

14 04 2025 12:29:27

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

13 04 2025 19:14:36

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

12 04 2025 3:39:23

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

11 04 2025 20:17:38

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

10 04 2025 7:26:54

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"


    Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

      Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....

09 04 2025 11:36:12

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

08 04 2025 22:16:16

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

07 04 2025 19:56:51

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

06 04 2025 14:25:42

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

05 04 2025 3:50:45

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

04 04 2025 23:24:25

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

03 04 2025 6:45:35

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

02 04 2025 9:29:35

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

01 04 2025 8:25:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::