Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: постановка и решение учебной задачи.
Цели урока:
- Углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах, конкретизировать знания о взаимоотношениях компонентов экосистемы на примере пищевых связей.
- Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны природных сообществ; показать, что защита природных сообществ – это дело каждого!
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать понятие «Природное сообщество»;
- раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природные сообщества;
- формировать умение составлять пищевые связи, пользуясь материалами учебника, таблицами, личными знаниями.
Развивающие:
- формировать умение сравнивать пищевые цепи и сети питания, описывать природные сообщества своей местности, давать им экологическую хаpaктеристику;
- умение работать с учебником, обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- развивать любознательность, стремление к знаниям;
- формировать навыки коммуникативного общения.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная с текстом учебника и рисунками.
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, работа с учебником, тетрадями, рисунками; частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод.
Средства обучения:
- учебник под редакцией Н.И. Сонина;
- красочные иллюстрации природных сообществ;
- раздаточный материал, представленный картинками с изображениями животных, растений;
- карточки с названиями экологических факторов (по 5 на каждую экосистему) ;
- живые объекты – лишайники, грибы;
- видеофильм «Сосновый бор – природное сообщество».
План урока:
- Формирование новых знаний, умений, навыков.
- Сообщества, экосистемы.
- Три группы организмов: производители, потребители, разрушители.
- Цепи питания. Сети питания.
- Влияние деятельности человека на природное сообщество.
- Закрепление пройденного материала.
- Оценка знаний учащихся.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Изучение нового материала (рассказ с элементами беседы)
1) Сообщества, экосистемы
В.Ф. Объяснение нового материала начинается с демонстрации видеофильма «Сосновый бор – природное сообщество» (на примере «Соснового бора», расположенного в центре села «Нижнеиртышское»).
В 1899 году крупный предприниматель Хаймович М.С. выкупил пустующие земли в лесостепной зоне Западной Сибири. Он преследовал цель развить товарное сельскохозяйственное производство на пустующих ранее землях. Результаты его деятельности были видны уже через пять лет. На распаханных землях выращивались зерновые культуры и картофель. На берегу Иртыша действовал завод по переработке сельскохозяйственной продукции. На возвышенном месте стоял двухэтажный кирпичный дом под железной крышей. Вокруг дома зеленел парк с редкими для этих мест видами растений: сосной обыкновенной, сосной сибирской, лиственницей, липой сердцелистной, белым тополем, желтой акацией и сиренью обыкновенной. Неподалеку от дома появился рукотворный пруд с чистой прозрачной водой и высоким островом посередине.
Прошло сто лет. Неизвестна судьба предпринимателя Хаймовича, нет завода на берегу Иртыша, от двухэтажного дома не осталось и фундамента, но радуют людей могучие столетние сосны и лиственницы, дает обильный урожай орехов сосна сибирская, привлекают пчел цветущая липа, акация и сирень. Огромные вековые деревья стали надёжным «домом» для многочисленных зверей и птиц. Вы уже, наверное, догадались, что рассказ о своеобразной визитной карточке нашего села - «Сосновом боре». Созданный руками людей и для людей парк стал природным сообществом, которое населяют растения и животные, и в нём каждый отдельный организм влияет на все остальные и одновременно испытывает на себе их влияние.
? – Что такое сообщество?
Сообщество (биоценоз) – группа организмов разных видов, приспособленных к определённым условиям существования, на однородном участке и взаимно влияющих друг на друга. Иногда выделяют сообщества растений, животных, микроорганизмов.
– Какие растения и животные населяют природное сообщество «Сосновый бор»? (см. приложение 1)
– Какие природные сообщества нашей местности вы могли бы назвать?
Болото Замералово, озеро Ашкуль, степь (участки между берёзово-осиновыми колками), пойменный луг (пойма Иртыша), лиственный лес, река Иртыш.
Учащиеся рассматривают иллюстрации природных сообществ, раздаточный материал, представленный картинками с изображением животных, растений с целью нахождения природных сообществ и составления модели экосистемы (класс распределён на группы).
2) Три группы организмов: производители, потребители, разрушители.
Самостоятельная работа учащихся с целью получения знаний о производителях, потребителях, разрушителях (обращение к учебнику на стр. 166).
Далее – беседа с записью определений терминов в тетради.
Производители – зелёные растения. Потребители – растительноядные, всеядные и хищные животные. Разрушители – бактерии, грибы, черви почвенные, жуки-могильщики.
3) Цепи питания. Сети питания.
а) объяснение учителем понятия «Цепи питания», «Сети питания», разъяснение примеров из учебника; работа со схемой 1 (приложение 2)
б) индивидуальная работа учащихся с целью составления цепей питания в природном сообществе «Сосновый бор» (использование приложения 1). Указать, к какой группе относится каждый организм.
Пример сети питания:
«В природе цепи питания намного сложнее, они могут переплетаться между собой, образуя сети питания, в них участвует много организмов, но всегда начальным звеном будет растение. Сеть питания - перекрещивание пищевых цепей в экологических системах»
4) Влияние деятельности человека на природное сообщество (на примере «Соснового бора») – работа в парах с последующим озвучиванием.
(Приложение 3)
II. Закрепление пройденного материала
Выполнить задание по рисунку на с. 170 в учебнике.
III. Оценка знаний учащихся
Учитывается выполненная работа в тетради (составление цепи питания в природном сообществе «Сосновый бор», составление таблицы, где указано положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество «Сосновый бор»).
IV. Домашнее задание
Параграф 25, ответить на вопросы «Проверьте свои знания», творческое задание: сочинить сказку о жителях экосистемы (по выбору), их дружбе и согласии, вражде, равнодушии.
Приложения 1-3.
Комментарии:
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
31 05 2023 2:59:32
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
30 05 2023 20:21:13
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
29 05 2023 0:48:57
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
28 05 2023 21:52:28
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
27 05 2023 5:14:50
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
26 05 2023 14:31:27
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
25 05 2023 19:27:56
Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест.
...
24 05 2023 21:47:57
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
23 05 2023 5:27:54
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
22 05 2023 4:53:25
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
21 05 2023 6:52:17
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
20 05 2023 8:20:54
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
19 05 2023 18:14:56
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
18 05 2023 20:40:27
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
17 05 2023 13:49:59
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
16 05 2023 15:35:25
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
15 05 2023 12:43:27
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
14 05 2023 9:24:35
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
13 05 2023 20:42:45
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
12 05 2023 0:32:24
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
11 05 2023 18:37:48
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
10 05 2023 8:40:29
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
09 05 2023 3:14:54
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
08 05 2023 6:26:12
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся.
...
07 05 2023 4:17:11
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
06 05 2023 20:30:52
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
05 05 2023 20:48:11
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
04 05 2023 14:57:21
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
03 05 2023 9:58:59
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
02 05 2023 0:41:48
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
01 05 2023 10:41:48
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
30 04 2023 17:45:30
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
29 04 2023 12:37:17
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
28 04 2023 14:31:20
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
27 04 2023 12:52:36
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
26 04 2023 7:49:39
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
25 04 2023 19:29:45
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
24 04 2023 21:17:12
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
23 04 2023 4:39:22
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
22 04 2023 13:21:41
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
21 04 2023 22:50:44
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
20 04 2023 6:42:41
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
19 04 2023 17:19:50
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
18 04 2023 23:11:34
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
17 04 2023 15:56:32
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
...
16 04 2023 14:23:36
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
15 04 2023 17:35:29
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
14 04 2023 22:19:11
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
13 04 2023 14:14:34
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
12 04 2023 3:22:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::